В распространенном студией заявлении для прессы в начало вынесена цитата 1989 года: «Я номад. Я все еще номад».
Такая редко встречающаяся широта и яркость восприятия мира нашла свое отражение и в архитектурных проектах Рикардо Бофилла. Экспериментальные жилые комплексы Kafka’s Castle, Walden 7, La MurallaRoja, Les Espacesd’Abraxas, Antigone и погружение в проблему социального жилья, здание Национального театра Каталонии, чикагский небоскреб 77 West Wacker Drive, стеклянный парус W Barcelona Hotel на набережной, терминал T1 аэропорта Барселоны, штаб-квартира Cartier, кампус политехнического университета Мухаммеда VI в Марокко и проблемы зеленого строительства, – постоянно переходя от одной стилистической и функциональной задачи к другой, не боясь, но очень тактично используя цвет, Бофилл всегда исходил из особенностей места, в котором работал.
Пространства Абраксас, пригороды Парижа. 1982
Фотография © Ricardo Bofill Taller Arquitectura
Кампус Политехнического университета Мухаммеда VI
Фотография © Ricardo Bofill Taller de Arquitectura
Отель W Barcelona
Фотография: Joan Campderrós-i-Canas via flickr.com. Лицензия CC BY 2.0
Его наполненная светом, белоснежная редакция издательского дома Eсonomia в Праге задала некий стандарт ревитализации промышленных пространств, наверное, одного из самых актуальных типов современной архитектуры. Продолжением этой предельно ясной, исполненной уважения и при этом романтизирующе смелой линии можно считать и недавно открывшуюся ГЭС-2 в Москве.
Офис ИД Economia
Фотография © Filip Slapal
Офис ИД Economia © Filip Slapal
Рикардо Бофилл был и одним из немногих значимых европейских архитекторов, который начал рано работать в России, увлечение его работами во многом определило становление так называемого «лужковского» стиля. Первый проект RBTA для Москвы впоследствии стал зданием «Смоленского пассажа»; он оказался проектом сложной судьбы, был существенно переработан в результате согласований и в конечном счете Бофилл отказался от авторства. В 2000-ые Бофилл выиграл конкурс на Дворец конгрессов в Стрельне, проектировал новый терминал аэропорта Перми, разрабатывал концепции развития Новой Москвы. В 2013 году был построен первый жилой комплекс «Александрия» в Санкт-Петербурге, стилистически отсылающий к архитектуре 1930–1940 годов, затем еще несколько жилых комплексов в Москве и Петербурге.
Бофилл не построил для себя отдельный дом-манифест, но обрел дом – офис мастерской – в одном из своих лучших проектов, знаменитой La Fabrica – реконструкции бывшей цементной фабрики близ родной Барселоны, проекте, который он развивал с 1973 года и, по собственному признанию, так и не закончил. Теперь семейное дело продолжат два его сына – Рикардо Эмилио и Пабло Бофиллы возглавляют бюро последние несколько лет.