Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг

В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.

mainImg
Нижегородский рейтинг – одна из первых постсоветских премий, вручают его с 1997 года, и в компании нескольких премий, придуманных чуть ранее, и множества появившихся потом, – она самая трогательная, душевная и задорная.

Хотя бы потому, что тут победивший объект испекают, разрезают, а затем съедают в виде торта, сопровождают именем-кличкой, совершенно не корпоративного плана, а с некоторых пор еще и забавными роликами. Только тут можно из уст министра услышать, что рядом с объектом есть хорошая баня, или, про объект-участник, – что он «плюет на три метра от себя».
Разворачивание торта. XV рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода, награждение, 04.03.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Словом, премия творческая, – с одной стороны тут отражается, вероятно, сам характер нижегородской архитектуры, которая даже не с начала 1990-х, а с конца 1980-х начала энергично создавать собственную «школу», в чем, определенно, преуспела. А с другой стороны, – дело в характере и таланте журналиста Марины Игнатушко, которая организует эту премию, когда-то ею придуманную и поддержанную Александром Харитоновым, а затем в его память, вот уже 27 лет. Утверждая при этом, что рейтинг – не про абсолютные достижения, а «скорее перформанс».
Марина Игнатушко, бессменный куратор рейтинга. XV рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода, награждение, 04.03.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

На сей раз у рейтинга было две особенности.

Во-первых, победителей награждали в «Академии Маяк» на Нижневолжской набережной, – бывшем банке Рукавишникова, архитектора Федора Шехтеля, отреставрированном и превращенном в место корпоративного обучения и мероприятий; об этом проекте мы рассказывали. Пространство впечатляющее, сцена с большим экраном, что сразу же придало премии этакий новый уровень звучности: все было как-то громче. Что хорошо. 
XV рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода, награждение, 04.03.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Вторая особенность – необычная: как правило экспертный совет из нижегородцев отбирает шорт-лист, а затем жюри из «варягов», причем преобладают журналисты, выбирает победителя. Сейчас шорт-лист не был известен, его объявили только на церемонии: 10 объектов из 19, половина. 

Третья особенность (да-да, из двух) – в этом году победили 2 проекта, и, соответственно, было 2 торта. Что до последнего момента держали в секрете: коробка на сцене стояла одна, но большая. В ней оказалось 2 здания и 2 кондитерских изделия, побольше и поменьше, но, кажется, не для того, чтобы различить «по значению», а просто исходя из масштаба построек. «Баллы не то чтобы сравнялись, но третий объект отставал уже на почти десять; так что мы решили не стремиться к фотофинишу. Я придумала эту премию как перформанс без сценария и без регламента, без строгостей; чтобы каждый добавлял что-то свое и все могло гибко меняться», – поясняет куратор рейтинга Марина Игнатушко. 

Так уже случалось, это не первый случай двух тортов, и тем не менее, так бывает сравнительно редко. По моим ощущениям, сейчас в шорт-листе сошлись постройки, каждая из которых по-своему интересна, но к каждой есть вопросы. Что возвращает нас к неабсолютности достижений. 

Поэтому ниже мы рассмотрим 5 объектов из 10 – те, которые показались особенно симпатичными. Предложим лист покороче короткого. И к каждому как-нибудь придеремся. Все 19 объектов 2022–2023 годов можно увидеть на сайте рейтинга
Школа 800
ГАП: Андрей Рубцов; руководитель мастерской: Валерий Никишин; ведущий архитектор: Ирина Слепова, Мария Мерзлякова. ТМА Валерия Никишина
XV рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода, награждение, 04.03.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Огромное здание рассчитано на 1500 человек и прогрессивную программу школы «нового типа»: ученики имеют возможность рисовать на стенах с поверхностью графитовой доски, выбирают еду и встречаются в клубе. В коридорах, подчиненных дугообазному плану, – окошки, позволяющие заглянуть в классы. 
Школа 800, Нижний Новгород, ТМА Никишина
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Школа – с красивым полукруглым планом: долька-сектор посредине, дуга классов по внешнему контуру, между ними свободное пространство, два объема соединены лучами навесных переходов. Очевидна отсылка к композициям авангарда, прежде всего Малевичу. Снаружи дугу фасада оформляют крупные золотистые ламели, которые, особенно на солнце, плавно и эффектно – почти как «хамелеоны», хотя это и не они, – меняют цвет.
Школа 800, Нижний Новгород, ТМА Никишина
Фотография © Бородин Роман / предоставлена ТМА Никишина В.В.
ШКОЛА 800
Фотография © Бородин Роман / предоставлена ТМА Никишина В.В.

Внутри огромные консоли и такие же огромные металлические конструкции, их удерживающие. Много света, дети сидят на деревянных чехлах над отопительными приборами вдоль витражей.  
Школа 800, Нижний Новгород, ТМА Никишина
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Школа 800, Нижний Новгород, ТМА Никишина
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Работы керамической мастерской Школы 800 в классе ИЗО
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Из минусов: внутри жарко и душно, форточек недостаточно; нет общественного пространства амфитеатра, план создал некоторое количество закутков, неудобных для школы. Для интерьеров я бы использовала другие материалы, сейчас есть ощущение, что что-то сделано второпях. 

Второпях – главный минус, его слегка коснулся на церемонии руководитель бюро Валерий Никишин.
Валерий Никишин, один из победителей рейтинга. XV рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода, награждение, 04.03.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Огромную школу на сложном рельефе с большим перепадом: 7 м по продольной оси, 5 м по поперечной, из-за которого она стала «первой в стране пятиэтажной» спроектировали за 1.5 года, а построили и сдали еще за год – все к 800-летию города. Надо думать, это потребовало огромного напряжения сил от архитекторов, строителей, да от всех. Совершенно неясно, зачем такая скорость к юбилею. Почему нельзя дать нормальные условия для решения сложной задачи? 

В городе нам рассказали, что после работы над школой ТМА Никишина закрылась.
Галерея на улице Ошарская
Руководитель – Пестов Евгений Николаевич; архитектор – Попов Сергей Сергеевич; ГАП – Павлова Елена Геннадьевна
Евгений Пестов, один из победителей рейтинга. XV рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода, награждение, 04.03.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Галерея на улице Ошарская, Нижний Новгород
Фотография © Николай Майоров / предоставлена ТМ Пестова и Попова

Об этом здании мы уже рассказывали, симпатии многих были на его стороне. Оно невысокое, встроено в красную линию и в высотность окружающей застройки, оно – что прямо сейчас актуально – совмещает кирпич и темный металл. Заехали в эту часть города: здание «крепко» вписалось в контекст, уверенно соседствует и с историзмом, и в ТЦ Лобачевский плаза. В нем много нюансов и деталей, а переход к металлу во дворе так и вовсе замечательный – своего оммаж пожарным лестницам, с такой лестницей, впрочем, и совмещенный. И кровля – эксплуатируемая, с оградой из безимпостного стекла. 
Галерея на улице Ошарская, Нижний Новгород
Фотография © Николай Майоров / предоставлена ТМ Пестова и Попова

Внутри предполагалась фотостудия с возможностью сложных съемок, постановки света и прочего, и выставками. Сейчас, вероятно, здание станет полностью офисным. 

Что не так? Слишком пестрый кирпич, слишком черный металл. Кажется, это сочетание стремительно устаревает. Да и вот то, что темой ролика, основанного на чудесном старом мультфильме, стала возможность рассматривать здание со всех сторон, не кажется совсем уж достоинством. Как будто не получилось сказать ничего другого. Ну что же, в этом случае главным высказыванием стала контекстуальность без подделок под историю. Но в таком случае сложно сделать этот дом «первых среди первых» – он приятен, но не чувствуется в нем абсолютной вершины. 

И тем не менее «свой торт» дом, прозванный на премии «Донжоном», получил вполне заслуженно. И – это был красивый, точный и вкусный – пробовали – торт. 
XV рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода, награждение, 04.03.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

И еще три дома, которые мы выбрали из шорт-листа

Нотариальная палата
ТМА Сергея Туманина: С.Л. Туманин, М.О. Туманина

Об этом здании – оно тоже в центре, еще предстоит рассказать. В нем интереснейшие атриумы – сквозные «колодцы» на всю высоту, под стеклянными колпаками, роскошная терраса на крыше и великолепный балкон VIP-этажа с моллированным стеклом и ламелями. Дорогое и точное решение. 
Штаб-квартира Нотариальной Палаты Нижегородской области. ТМА Сергея Туманина
© ТМА Сергея Туманина
Сергей Туманин, ТМА Туманина. XV рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода, награждение, 04.03.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Дом подвели ограничения. Прямо посередине участка проходит граница охранной зоны дома, в котором родился Максим Горький. Когда-то тот дом был типичным примером двухэтажной деревянной застройки, потом каким-то образом его разрушили и восстановили в прежних формах; но статус памятника и охранная зона остались за ним. 

Граница проходит в глубине участка Нотариальной палаты, параллельно Ковалихинской улице. Следовательно, современная архитектура на 20 метров в глубину от красной линии запрещена. Так появились два парных фасада из имитирующего крашеное дерево пластика. 
Штаб-квартира Нотариальной Палаты Нижегородской области. ТМА Сергея Туманина
© ТМА Сергея Туманина

«В самом охранном свидетельстве и в регламенте охранной зоны не было прямого указания, как необходимо сделать, какими могут быть фасады и материалы, поэтому полгода – в режиме непрерывного, напряженного обсуждения и работы с общественным советом Управления по охране культурного наследия – ушло на проектирование и выработку концепции фасадов и объема здания», – сказано на сайте рейтинга. 

У Сергея Туманина было современное предложение для этой «передней» части дома. Мне удалось поговорить и с градозащитниками – они убеждены, что здесь надо было делать точную, узнаваемую копию – как будто дома XIX века, только «собранные» из известных аналогий и фотографий. Сейчас получилось что-то среднее: ни современный объем, ни копия, а сначала обобщенная, а затем несколько деконструированная декорация. 

Как сказала на церемонии, вручая диплом, Марина Ракова, идешь, видишь фасад, заглядываешь в окно, а за ним что-то другое, чего в норме там быть не должно... Потому и интересно. 
Марина Ракова, министр градостроительства Нижегородской области. XV рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода, награждение, 04.03.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Волна: Клубный дом на Ярославской
Архитектурно-проектная мастерская «АРТ-Проект»: ГАП Ольга Добротина, ГИП Елена Григорьева, архитекторы: Арсений Тюрин, Андрей Никитин, Вера Костромина

Расположен на том же крутом, чтобы не сказать крутейшем – 100 м над водой – правом берегу Оки, который сейчас ждут большие перемены. В отличие от Residence Prime, который тоже вошел в шорт-лист и о котором мы уже рассказывали, стоит чуть дальше, над автомобильной петлей, а ростом ниже, хотя вместе со склоном еще как сказать.  

Мне показался родственником победившей «Галереи» Евгения Пестова, но, с одной стороны, более гибким и цельным, а в другой, грубее оборванным. 
zooming
Клубный дом на Ярославской. «АРТ-Проект»
© АПМ «АРТ-Проект»

В этой оборванности, которая, увы, не рифмуется с обрывом, и заключается проблема: внешние фасады кирпичные-изогнутые, что впечатляет и презентует дом городу. А внутренние авторы даже не показывают. 

Но – неплохо видны выступы вентвыходов, хаотично примостившиеся на крыше. 
zooming
Клубный дом на Ярославской. «АРТ-Проект»
© АПМ «АРТ-Проект»
Чайка
ПТМА Тимофеева С.А.: А.В. Пушкарев, М.С. Тимофеев
Генпроектировщик: «Веллес НН» Сергей Якишин, конструктор Алексей Меркутов


Тоже рассказывали о ней. Модернистское кафе снесли полностью ради нового нижнего этажа, но автор нового здания – Алексей Пушкарев, – сохранил в какой-то мере образ прежнего здания. Скорее как воспоминание, в близких габаритах и новых материалах, но все же – это любопытный пример продолжения и развития темы.

Плюс благоустройство, фонтан, балконы с моллированным стеклом и молочным градиентом. 
Ресторан «Чайка», Нижний Новгород, реконструкция
Фотография © Александр Ивасенко / предоставлена ПТМА Тимофеева С.А.

На рейтинге ее показывали под мелодию, сначала «Прекрасное далеко» из «Гостьи из будущего», потом жесткой рок-переработки на ту же тему. 

Заехали мы посмотреть на «Чайку», она к слову пока не открылась как ресторан, – и увидели: у нее та же проблема, что и у «Волны», на крыше столько технических приспособлений, что все здание под ними как-то проседает. 
XV рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода, награждение, 04.03.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

И в профиль становится похоже на руку, ладонь, которая держит все эти приспособления. 

Интересно, его так хорошо сфотографировали? Или его фотографировали до того, как установили приспособления? Безусловно, это не первая и не последняя хитрость архитектора, и понятно, что ресторану, который тут еще должен открыться, вентилляция ох как нужна – и между тем, мягко говоря, следует помнить, что техэтаж, особенно в небольшом здании, пусть капитальном, но по формату – павильоне, – это отдельная важная тема. 

Дальше – несколько нижегородских архитекторов, удачно попавших на камеру. 
  • zooming
    Алексей Каменюк говорит о школе. Почти полчаса говорил. XV рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода, награждение, 04.03.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Дмитрий Волков. XV рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода, награждение, 04.03.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Зоя Рюрикова, или Шаг Зои. XV рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода, награждение, 04.03.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Список победителей предыдущих рейтингов

  1. 1997 Гарантия
  2. 1998 Макдональдс
  3. 1999 Титаник
  4. 2001 Айсберг
  5. 2003 Шоколад, Этажи, Дом на набережной, Сити, Де стиль
  6. 2005 Галерея, Жираф
  7. 2007 Денди Хамелеон
  8. 2009 Дамба, Лобачевский, ЦМТ, Белое солнце, Максима, Новенький, Паровозик
  9. 2011 Гимнаст
  10. 2013 Скворушка, Март
  11. 2015 Зеленый
  12. 2017 Ресторан на ВВн
  13. 2019 Краулер, Арена (лагерь)
  14. 2022 Павильон   

17 Марта 2024

Похожие статьи
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
Технологии и материалы
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
Сейчас на главной
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.