Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг

В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.

mainImg
Нижегородский рейтинг – одна из первых постсоветских премий, вручают его с 1997 года, и в компании нескольких премий, придуманных чуть ранее, и множества появившихся потом, – она самая трогательная, душевная и задорная.

Хотя бы потому, что тут победивший объект испекают, разрезают, а затем съедают в виде торта, сопровождают именем-кличкой, совершенно не корпоративного плана, а с некоторых пор еще и забавными роликами. Только тут можно из уст министра услышать, что рядом с объектом есть хорошая баня, или, про объект-участник, – что он «плюет на три метра от себя».
Разворачивание торта. XV рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода, награждение, 04.03.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Словом, премия творческая, – с одной стороны тут отражается, вероятно, сам характер нижегородской архитектуры, которая даже не с начала 1990-х, а с конца 1980-х начала энергично создавать собственную «школу», в чем, определенно, преуспела. А с другой стороны, – дело в характере и таланте журналиста Марины Игнатушко, которая организует эту премию, когда-то ею придуманную и поддержанную Александром Харитоновым, а затем в его память, вот уже 27 лет. Утверждая при этом, что рейтинг – не про абсолютные достижения, а «скорее перформанс».
Марина Игнатушко, бессменный куратор рейтинга. XV рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода, награждение, 04.03.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

На сей раз у рейтинга было две особенности.

Во-первых, победителей награждали в «Академии Маяк» на Нижневолжской набережной, – бывшем банке Рукавишникова, архитектора Федора Шехтеля, отреставрированном и превращенном в место корпоративного обучения и мероприятий; об этом проекте мы рассказывали. Пространство впечатляющее, сцена с большим экраном, что сразу же придало премии этакий новый уровень звучности: все было как-то громче. Что хорошо. 
XV рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода, награждение, 04.03.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Вторая особенность – необычная: как правило экспертный совет из нижегородцев отбирает шорт-лист, а затем жюри из «варягов», причем преобладают журналисты, выбирает победителя. Сейчас шорт-лист не был известен, его объявили только на церемонии: 10 объектов из 19, половина. 

Третья особенность (да-да, из двух) – в этом году победили 2 проекта, и, соответственно, было 2 торта. Что до последнего момента держали в секрете: коробка на сцене стояла одна, но большая. В ней оказалось 2 здания и 2 кондитерских изделия, побольше и поменьше, но, кажется, не для того, чтобы различить «по значению», а просто исходя из масштаба построек. «Баллы не то чтобы сравнялись, но третий объект отставал уже на почти десять; так что мы решили не стремиться к фотофинишу. Я придумала эту премию как перформанс без сценария и без регламента, без строгостей; чтобы каждый добавлял что-то свое и все могло гибко меняться», – поясняет куратор рейтинга Марина Игнатушко. 

Так уже случалось, это не первый случай двух тортов, и тем не менее, так бывает сравнительно редко. По моим ощущениям, сейчас в шорт-листе сошлись постройки, каждая из которых по-своему интересна, но к каждой есть вопросы. Что возвращает нас к неабсолютности достижений. 

Поэтому ниже мы рассмотрим 5 объектов из 10 – те, которые показались особенно симпатичными. Предложим лист покороче короткого. И к каждому как-нибудь придеремся. Все 19 объектов 2022–2023 годов можно увидеть на сайте рейтинга
Школа 800
ГАП: Андрей Рубцов; руководитель мастерской: Валерий Никишин; ведущий архитектор: Ирина Слепова, Мария Мерзлякова. ТМА Валерия Никишина
XV рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода, награждение, 04.03.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Огромное здание рассчитано на 1500 человек и прогрессивную программу школы «нового типа»: ученики имеют возможность рисовать на стенах с поверхностью графитовой доски, выбирают еду и встречаются в клубе. В коридорах, подчиненных дугообазному плану, – окошки, позволяющие заглянуть в классы. 
Школа 800, Нижний Новгород, ТМА Никишина
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Школа – с красивым полукруглым планом: долька-сектор посредине, дуга классов по внешнему контуру, между ними свободное пространство, два объема соединены лучами навесных переходов. Очевидна отсылка к композициям авангарда, прежде всего Малевичу. Снаружи дугу фасада оформляют крупные золотистые ламели, которые, особенно на солнце, плавно и эффектно – почти как «хамелеоны», хотя это и не они, – меняют цвет.
Школа 800, Нижний Новгород, ТМА Никишина
Фотография © Бородин Роман / предоставлена ТМА Никишина В.В.
ШКОЛА 800
Фотография © Бородин Роман / предоставлена ТМА Никишина В.В.

Внутри огромные консоли и такие же огромные металлические конструкции, их удерживающие. Много света, дети сидят на деревянных чехлах над отопительными приборами вдоль витражей.  
Школа 800, Нижний Новгород, ТМА Никишина
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Школа 800, Нижний Новгород, ТМА Никишина
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Работы керамической мастерской Школы 800 в классе ИЗО
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Из минусов: внутри жарко и душно, форточек недостаточно; нет общественного пространства амфитеатра, план создал некоторое количество закутков, неудобных для школы. Для интерьеров я бы использовала другие материалы, сейчас есть ощущение, что что-то сделано второпях. 

Второпях – главный минус, его слегка коснулся на церемонии руководитель бюро Валерий Никишин.
Валерий Никишин, один из победителей рейтинга. XV рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода, награждение, 04.03.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Огромную школу на сложном рельефе с большим перепадом: 7 м по продольной оси, 5 м по поперечной, из-за которого она стала «первой в стране пятиэтажной» спроектировали за 1.5 года, а построили и сдали еще за год – все к 800-летию города. Надо думать, это потребовало огромного напряжения сил от архитекторов, строителей, да от всех. Совершенно неясно, зачем такая скорость к юбилею. Почему нельзя дать нормальные условия для решения сложной задачи? 

В городе нам рассказали, что после работы над школой ТМА Никишина закрылась.
Галерея на улице Ошарская
Руководитель – Пестов Евгений Николаевич; архитектор – Попов Сергей Сергеевич; ГАП – Павлова Елена Геннадьевна
Евгений Пестов, один из победителей рейтинга. XV рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода, награждение, 04.03.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Галерея на улице Ошарская, Нижний Новгород
Фотография © Николай Майоров / предоставлена ТМ Пестова и Попова

Об этом здании мы уже рассказывали, симпатии многих были на его стороне. Оно невысокое, встроено в красную линию и в высотность окружающей застройки, оно – что прямо сейчас актуально – совмещает кирпич и темный металл. Заехали в эту часть города: здание «крепко» вписалось в контекст, уверенно соседствует и с историзмом, и в ТЦ Лобачевский плаза. В нем много нюансов и деталей, а переход к металлу во дворе так и вовсе замечательный – своего оммаж пожарным лестницам, с такой лестницей, впрочем, и совмещенный. И кровля – эксплуатируемая, с оградой из безимпостного стекла. 
Галерея на улице Ошарская, Нижний Новгород
Фотография © Николай Майоров / предоставлена ТМ Пестова и Попова

Внутри предполагалась фотостудия с возможностью сложных съемок, постановки света и прочего, и выставками. Сейчас, вероятно, здание станет полностью офисным. 

Что не так? Слишком пестрый кирпич, слишком черный металл. Кажется, это сочетание стремительно устаревает. Да и вот то, что темой ролика, основанного на чудесном старом мультфильме, стала возможность рассматривать здание со всех сторон, не кажется совсем уж достоинством. Как будто не получилось сказать ничего другого. Ну что же, в этом случае главным высказыванием стала контекстуальность без подделок под историю. Но в таком случае сложно сделать этот дом «первых среди первых» – он приятен, но не чувствуется в нем абсолютной вершины. 

И тем не менее «свой торт» дом, прозванный на премии «Донжоном», получил вполне заслуженно. И – это был красивый, точный и вкусный – пробовали – торт. 
XV рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода, награждение, 04.03.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

И еще три дома, которые мы выбрали из шорт-листа

Нотариальная палата
ТМА Сергея Туманина: С.Л. Туманин, М.О. Туманина

Об этом здании – оно тоже в центре, еще предстоит рассказать. В нем интереснейшие атриумы – сквозные «колодцы» на всю высоту, под стеклянными колпаками, роскошная терраса на крыше и великолепный балкон VIP-этажа с моллированным стеклом и ламелями. Дорогое и точное решение. 
Штаб-квартира Нотариальной Палаты Нижегородской области. ТМА Сергея Туманина
© ТМА Сергея Туманина
Сергей Туманин, ТМА Туманина. XV рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода, награждение, 04.03.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Дом подвели ограничения. Прямо посередине участка проходит граница охранной зоны дома, в котором родился Максим Горький. Когда-то тот дом был типичным примером двухэтажной деревянной застройки, потом каким-то образом его разрушили и восстановили в прежних формах; но статус памятника и охранная зона остались за ним. 

Граница проходит в глубине участка Нотариальной палаты, параллельно Ковалихинской улице. Следовательно, современная архитектура на 20 метров в глубину от красной линии запрещена. Так появились два парных фасада из имитирующего крашеное дерево пластика. 
Штаб-квартира Нотариальной Палаты Нижегородской области. ТМА Сергея Туманина
© ТМА Сергея Туманина

«В самом охранном свидетельстве и в регламенте охранной зоны не было прямого указания, как необходимо сделать, какими могут быть фасады и материалы, поэтому полгода – в режиме непрерывного, напряженного обсуждения и работы с общественным советом Управления по охране культурного наследия – ушло на проектирование и выработку концепции фасадов и объема здания», – сказано на сайте рейтинга. 

У Сергея Туманина было современное предложение для этой «передней» части дома. Мне удалось поговорить и с градозащитниками – они убеждены, что здесь надо было делать точную, узнаваемую копию – как будто дома XIX века, только «собранные» из известных аналогий и фотографий. Сейчас получилось что-то среднее: ни современный объем, ни копия, а сначала обобщенная, а затем несколько деконструированная декорация. 

Как сказала на церемонии, вручая диплом, Марина Ракова, идешь, видишь фасад, заглядываешь в окно, а за ним что-то другое, чего в норме там быть не должно... Потому и интересно. 
Марина Ракова, министр градостроительства Нижегородской области. XV рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода, награждение, 04.03.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Волна: Клубный дом на Ярославской
Архитектурно-проектная мастерская «АРТ-Проект»: ГАП Ольга Добротина, ГИП Елена Григорьева, архитекторы: Арсений Тюрин, Андрей Никитин, Вера Костромина

Расположен на том же крутом, чтобы не сказать крутейшем – 100 м над водой – правом берегу Оки, который сейчас ждут большие перемены. В отличие от Residence Prime, который тоже вошел в шорт-лист и о котором мы уже рассказывали, стоит чуть дальше, над автомобильной петлей, а ростом ниже, хотя вместе со склоном еще как сказать.  

Мне показался родственником победившей «Галереи» Евгения Пестова, но, с одной стороны, более гибким и цельным, а в другой, грубее оборванным. 
zooming
Клубный дом на Ярославской. «АРТ-Проект»
© АПМ «АРТ-Проект»

В этой оборванности, которая, увы, не рифмуется с обрывом, и заключается проблема: внешние фасады кирпичные-изогнутые, что впечатляет и презентует дом городу. А внутренние авторы даже не показывают. 

Но – неплохо видны выступы вентвыходов, хаотично примостившиеся на крыше. 
zooming
Клубный дом на Ярославской. «АРТ-Проект»
© АПМ «АРТ-Проект»
Чайка
ПТМА Тимофеева С.А.: А.В. Пушкарев, М.С. Тимофеев
Генпроектировщик: «Веллес НН» Сергей Якишин, конструктор Алексей Меркутов


Тоже рассказывали о ней. Модернистское кафе снесли полностью ради нового нижнего этажа, но автор нового здания – Алексей Пушкарев, – сохранил в какой-то мере образ прежнего здания. Скорее как воспоминание, в близких габаритах и новых материалах, но все же – это любопытный пример продолжения и развития темы.

Плюс благоустройство, фонтан, балконы с моллированным стеклом и молочным градиентом. 
Ресторан «Чайка», Нижний Новгород, реконструкция
Фотография © Александр Ивасенко / предоставлена ПТМА Тимофеева С.А.

На рейтинге ее показывали под мелодию, сначала «Прекрасное далеко» из «Гостьи из будущего», потом жесткой рок-переработки на ту же тему. 

Заехали мы посмотреть на «Чайку», она к слову пока не открылась как ресторан, – и увидели: у нее та же проблема, что и у «Волны», на крыше столько технических приспособлений, что все здание под ними как-то проседает. 
XV рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода, награждение, 04.03.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

И в профиль становится похоже на руку, ладонь, которая держит все эти приспособления. 

Интересно, его так хорошо сфотографировали? Или его фотографировали до того, как установили приспособления? Безусловно, это не первая и не последняя хитрость архитектора, и понятно, что ресторану, который тут еще должен открыться, вентилляция ох как нужна – и между тем, мягко говоря, следует помнить, что техэтаж, особенно в небольшом здании, пусть капитальном, но по формату – павильоне, – это отдельная важная тема. 

Дальше – несколько нижегородских архитекторов, удачно попавших на камеру. 
  • zooming
    Алексей Каменюк говорит о школе. Почти полчаса говорил. XV рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода, награждение, 04.03.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Дмитрий Волков. XV рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода, награждение, 04.03.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Зоя Рюрикова, или Шаг Зои. XV рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода, награждение, 04.03.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Список победителей предыдущих рейтингов

  1. 1997 Гарантия
  2. 1998 Макдональдс
  3. 1999 Титаник
  4. 2001 Айсберг
  5. 2003 Шоколад, Этажи, Дом на набережной, Сити, Де стиль
  6. 2005 Галерея, Жираф
  7. 2007 Денди Хамелеон
  8. 2009 Дамба, Лобачевский, ЦМТ, Белое солнце, Максима, Новенький, Паровозик
  9. 2011 Гимнаст
  10. 2013 Скворушка, Март
  11. 2015 Зеленый
  12. 2017 Ресторан на ВВн
  13. 2019 Краулер, Арена (лагерь)
  14. 2022 Павильон   

17 Марта 2024

Похожие статьи
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.