Здание, в котором открылась Академия «Маяк» имени Андрея Сахарова – бывший банк, а затем швейная фабрика, объект культурного наследия федерального значения. Оно было построено по заказу местного купца-миллионера Сергея Рукавишникова накануне Первой мировой войны в самом центре Нижнего Новгорода. Один из корпусов – собственно, банк, – выходит на торговую Рождественскую улицу. Второй корпус – торговый, о котором и пойдет речь, – на набережную Волги. Для последнего архитектор Федор Шехтель выбрал неоготических стиль. Узкие окна и ребра пинаклей отзывались на близость речной волны, а щипцы и «фахверковые» тяги намекали на ганзейский дух Нижнего Новгорода.
Здание, однако, так почти не успело побыть банком – вскоре после завершения строительства Сергей Рукавишников умер, затем началась война. Комплекс реквизировали и разместили в его помещениях швейную мастерскую, работавшую на нужды фронта. Фабрика, позднее получившая название «Маяк», остановила работу только в 2014 году. К 800-летию города корпорация «Росатом» при соглашении с правительством Нижегородской области подарила зданию новую функцию – корпоративной образовательной площадки, где будут растить инженеров, ученых и it-специалистов.
По информации сайта redeveloper, в какой-то момент разработкой концепции культурно-технологического кластера в здании «Маяка» занималось бюро Orchestra, известное благодаря своей работе с кластером «Октава» в Туле. Проект архитекторов Orchestra не был реализован.
В 2020 году начались комплексные реставрационные работы по проекту мастерской «Асгард». Арочный проезд, урезанный в советские годы за счет служебных помещений в уровне второго этажа, вернули к исконному виду. Плитку на фасадах укрепили, восполнив утраты новыми элементами: [для их изготовления привлекли научно-исследовательский центр при Русском музее, который помог добиться исторической точности – UPD 24.01.2024: информация о ГРМ из упомянутой выше статьи redeveloper, «Асгард» ее опровергает, а мы попробуем исследовать вопрос для получения более точных сведений]. Также восстановили металлические окна первого этажа, кованое ограждение на крыше, лепной декор и металлические элементы пинаклей.
Швейное производство не нанесло интерьерам непоправимого урона, теперь Академия может похвастаться множеством подлинных элементов. Сохранившуюся напольную плитку Villeroy & Boch начала XX века сняли и отреставрировали, как и метлахскую плитку из оконных и дверных откосов. Голубую плитку с волжскими кувшинками в главной входной группе подновили, а утраты восполнили изготовленным вручную элементами. Шахта одного из первых в городе лифта, металлическая лестница, люки торгового дома «Мюръ и Мерилизъ» – тоже исторические. Один из самых интересных элементов – люксферы в межэтажных перекрытиях, с помощью которых освещался подвал. Некоторые их них остались на своих местах, друге же законсервировали и сделали частью декора лестничной клетки.
Сложившуюся планировочную структуру постарались сохранить и приспособить под новую просветительско-образовательную функцию здания. Проектированием современных интерьеров занималось бюро Александра Фрухта.
Первый этаж с семиметровыми потолками, изначально предназначенный для торговых контор, теперь занимает лекторий и выставочный зал, доступный всем желающим. Посетителя встречает стойка ресепшн в виде слова «Маяк» на фоне кирпичного барельефа. В хорошо освещенном естественным светом лектории используется мобильная сцена и амфитеатры, которые адаптируют помещение под формат мероприятия.
Второй этаж – офисы «Росатома» и универсальные залы, которые можно объединять или разделять с помощью стеклянных перегородок. Здесь напольная плитка была сильно утрачена, ее решили не восполнять, а заменить на ковролин, который улучшил акустические свойства помещений. Рисунок ковролина выполнен в виде огней маяка.
Здание, однако, так почти не успело побыть банком – вскоре после завершения строительства Сергей Рукавишников умер, затем началась война. Комплекс реквизировали и разместили в его помещениях швейную мастерскую, работавшую на нужды фронта. Фабрика, позднее получившая название «Маяк», остановила работу только в 2014 году. К 800-летию города корпорация «Росатом» при соглашении с правительством Нижегородской области подарила зданию новую функцию – корпоративной образовательной площадки, где будут растить инженеров, ученых и it-специалистов.
По информации сайта redeveloper, в какой-то момент разработкой концепции культурно-технологического кластера в здании «Маяка» занималось бюро Orchestra, известное благодаря своей работе с кластером «Октава» в Туле. Проект архитекторов Orchestra не был реализован.
В 2020 году начались комплексные реставрационные работы по проекту мастерской «Асгард». Арочный проезд, урезанный в советские годы за счет служебных помещений в уровне второго этажа, вернули к исконному виду. Плитку на фасадах укрепили, восполнив утраты новыми элементами: [для их изготовления привлекли научно-исследовательский центр при Русском музее, который помог добиться исторической точности – UPD 24.01.2024: информация о ГРМ из упомянутой выше статьи redeveloper, «Асгард» ее опровергает, а мы попробуем исследовать вопрос для получения более точных сведений]. Также восстановили металлические окна первого этажа, кованое ограждение на крыше, лепной декор и металлические элементы пинаклей.
Швейное производство не нанесло интерьерам непоправимого урона, теперь Академия может похвастаться множеством подлинных элементов. Сохранившуюся напольную плитку Villeroy & Boch начала XX века сняли и отреставрировали, как и метлахскую плитку из оконных и дверных откосов. Голубую плитку с волжскими кувшинками в главной входной группе подновили, а утраты восполнили изготовленным вручную элементами. Шахта одного из первых в городе лифта, металлическая лестница, люки торгового дома «Мюръ и Мерилизъ» – тоже исторические. Один из самых интересных элементов – люксферы в межэтажных перекрытиях, с помощью которых освещался подвал. Некоторые их них остались на своих местах, друге же законсервировали и сделали частью декора лестничной клетки.
Сложившуюся планировочную структуру постарались сохранить и приспособить под новую просветительско-образовательную функцию здания. Проектированием современных интерьеров занималось бюро Александра Фрухта.
Первый этаж с семиметровыми потолками, изначально предназначенный для торговых контор, теперь занимает лекторий и выставочный зал, доступный всем желающим. Посетителя встречает стойка ресепшн в виде слова «Маяк» на фоне кирпичного барельефа. В хорошо освещенном естественным светом лектории используется мобильная сцена и амфитеатры, которые адаптируют помещение под формат мероприятия.
Второй этаж – офисы «Росатома» и универсальные залы, которые можно объединять или разделять с помощью стеклянных перегородок. Здесь напольная плитка была сильно утрачена, ее решили не восполнять, а заменить на ковролин, который улучшил акустические свойства помещений. Рисунок ковролина выполнен в виде огней маяка.
Третий этаж занимает торжественный зал с высотой потолков более 12 метров, остеклением на две стороны и внутренним балконом по периметру. Современным акцентом стала световая инсталляция «звездное небо». В зале проводят более масштабные и официальные мероприятия.