Возвращение маяка

Один из флагманских проектов прошедшего 800-летия Нижнего Новгорода – реставрация спроектированного Федором Шехтелем здания банка и приспособление его под культурно-технологический кластер. Команде архитекторов удалось сохранить дух места и одновременно создать пространство для инноваций.

Алёна Кузнецова

Автор текста:
Алёна Кузнецова

mainImg
Архитектор:
Александр Шумилкин
Мастерская:
Асгард
Проект:
«Академия Маяк» им. А.Д. Сахарова
Россия, Нижний Новгород, набережная Нижне-Волжская, д.11

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива, главный архитектор: Александр Шумилкин
ГИП: Элина Бобылёва
Архитектор: Анна Долганова, Антон Долганов 
Конструктор: Александр Рождественский
Историк: Виталий Краснов 
Дизайнеры: Александр Фрухт, Сергей Шевлягин, Дмитрий Емельянов, Светлана Губина
Инженеры: Елена Малькова, Марина Назарова, Михаил Пуганов,  Владимир
Кочетков, Наталья Зарубина,  Дмитрий Мертехин

2022 / 2022 — 2023
0
Здание, в котором открылась Академия «Маяк» имени Андрея Сахарова – бывший банк, а затем швейная фабрика, объект культурного наследия федерального значения. Оно было построено по заказу местного купца-миллионера Сергея Рукавишникова накануне Первой мировой войны в самом центре Нижнего Новгорода. Один из корпусов – собственно, банк, – выходит на торговую Рождественскую улицу. Второй корпус – торговый, о котором и пойдет речь, – на набережную Волги. Для последнего архитектор Федор Шехтель выбрал неоготических стиль. Узкие окна и ребра пинаклей отзывались на близость речной волны, а щипцы и «фахверковые» тяги намекали на ганзейский дух Нижнего Новгорода. 
«Академия Маяк» им. А.Д. Сахарова. Главный фасад (фрагмент)
Фотография © Владимир Гудков / предоставлена Асгард
«Академия Маяк» им. А.Д. Сахарова до реставрации
Фотография © Асгард

Здание, однако, так почти не успело побыть банком – вскоре после завершения строительства Сергей Рукавишников умер, затем началась война. Комплекс реквизировали и разместили в его помещениях швейную мастерскую, работавшую на нужды фронта. Фабрика, позднее получившая название «Маяк», остановила работу только в 2014 году. К 800-летию города корпорация «Росатом» при соглашении с правительством Нижегородской области подарила зданию новую функцию – корпоративной образовательной площадки, где будут растить инженеров, ученых и it-специалистов.
«Академия Маяк» им. А.Д. Сахарова. Главный фасад
Фотография © Владимир Гудков / предоставлена Асгард

По информации сайта redeveloper, в какой-то момент разработкой концепции культурно-технологического кластера в здании «Маяка» занималось бюро Orchestra, известное благодаря своей работе с кластером «Октава» в Туле. Проект архитекторов Orchestra не был реализован. 

В 2020 году начались комплексные реставрационные работы по проекту мастерской «Асгард». Арочный проезд, урезанный в советские годы за счет служебных помещений в уровне второго этажа, вернули к исконному виду. Плитку на фасадах укрепили, восполнив утраты новыми элементами: [для их изготовления привлекли научно-исследовательский центр при Русском музее, который помог добиться исторической точности – UPD 24.01.2024: информация о ГРМ из упомянутой выше статьи redeveloper, «Асгард» ее опровергает, а мы попробуем исследовать вопрос для получения более точных сведений]. Также восстановили металлические окна первого этажа, кованое ограждение на крыше, лепной декор и металлические элементы пинаклей. 
«Академия Маяк» им. А.Д. Сахарова. Главный фасад. Раскрытая историческая арка
Фотография © Владимир Гудков / предоставлена Асгард
  • zooming
    «Академия Маяк» им. А.Д. Сахарова. Раскрытая историческая арка. Вид со двора
    Фотография © Владимир Гудков / предоставлена Асгард
  • zooming
    «Академия Маяк» им. А.Д. Сахарова. Раскрытая историческая арка. Фрагмент
    Фотография © Владимир Гудков / предоставлена Асгард

Швейное производство не нанесло интерьерам непоправимого урона, теперь Академия может похвастаться множеством подлинных элементов. Сохранившуюся напольную плитку Villeroy & Boch начала XX века сняли и отреставрировали, как и метлахскую плитку из оконных и дверных откосов. Голубую плитку с волжскими кувшинками в главной входной группе подновили, а утраты восполнили изготовленным вручную элементами. Шахта одного из первых в городе лифта, металлическая лестница, люки торгового дома «Мюръ и Мерилизъ» – тоже исторические. Один из самых интересных элементов – люксферы в межэтажных перекрытиях, с помощью которых освещался подвал. Некоторые их них остались на своих местах, друге же законсервировали и сделали частью декора лестничной клетки. 


Сложившуюся планировочную структуру постарались сохранить и приспособить под новую просветительско-образовательную функцию здания. Проектированием современных интерьеров занималось бюро Александра Фрухта.

Первый этаж с семиметровыми потолками, изначально предназначенный для торговых контор, теперь занимает лекторий и выставочный зал, доступный всем желающим. Посетителя встречает стойка ресепшн в виде слова «Маяк» на фоне кирпичного барельефа. В хорошо освещенном естественным светом лектории используется мобильная сцена и амфитеатры, которые адаптируют помещение под формат мероприятия. 
  • zooming
    1 / 3
    «Академия Маяк» им. А.Д. Сахарова. Помещения первого этажа после реставрации. Выставочный зал
    Фотография © Владимир Гудков / предоставлена Асгард
  • zooming
    2 / 3
    «Академия Маяк» им. А.Д. Сахарова. Помещения первого этажа после реставрации. Зал для мероприятий
    Фотография © Владимир Гудков / предоставлена Асгард
  • zooming
    3 / 3
    «Академия Маяк» им. А.Д. Сахарова. Помещения первого этажа после реставрации. Зал для мероприятий
    Фотография © Владимир Гудков / предоставлена Асгард

Второй этаж – офисы «Росатома» и универсальные залы, которые можно объединять или разделять с помощью стеклянных перегородок. Здесь напольная плитка была сильно утрачена, ее решили не восполнять, а заменить на ковролин, который улучшил акустические свойства помещений. Рисунок ковролина выполнен в виде огней маяка.
  • zooming
    1 / 6
    «Академия Маяк» им. А.Д. Сахарова. Рекреация второго этажа после реставрации
    Фотография © Владимир Гудков / предоставлена Асгард
  • zooming
    2 / 6
    «Академия Маяк» им. А.Д. Сахарова. Рекреация второго этажа после реставрации
    Фотография © Владимир Гудков / предоставлена Асгард
  • zooming
    3 / 6
    «Академия Маяк» им. А.Д. Сахарова. Помещения второго этажа после реставрации
    Фотография © Владимир Гудков / предоставлена Асгард
  • zooming
    4 / 6
    «Академия Маяк» им. А.Д. Сахарова. Помещения второго этажа после реставрации
    Фотография © Владимир Гудков / предоставлена Асгард
  • zooming
    5 / 6
    «Академия Маяк» им. А.Д. Сахарова. Помещения второго этажа после реставрации
    Фотография © Владимир Гудков / предоставлена Асгард
  • zooming
    6 / 6
    «Академия Маяк» им. А.Д. Сахарова. Рекреация второго этажа после реставрации
    Фотография © Владимир Гудков / предоставлена Асгард
Третий этаж занимает торжественный зал с высотой потолков более 12 метров, остеклением на две стороны и внутренним балконом по периметру. Современным акцентом стала световая инсталляция «звездное небо». В зале проводят более масштабные и официальные мероприятия. 
«Академия Маяк» им. А.Д. Сахарова. Атриум 3 этажа после реставрации с pix-инсталляцией
Фотография © Владимир Гудков / предоставлена Асгард
 
«Академия Маяк» им. А.Д. Сахарова. Атриум 3 этажа после реставрации с pix-инсталляцией
Фотография © Владимир Гудков / предоставлена Асгард
  • zooming
    1 / 6
    «Академия Маяк» им. А.Д. Сахарова. Главный фасад
    © Асгард
  • zooming
    2 / 6
    «Академия Маяк» им. А.Д. Сахарова. Дворовый фасад
    © Асгард
  • zooming
    3 / 6
    «Академия Маяк» им. А.Д. Сахарова. План подвала
    © Асгард
  • zooming
    4 / 6
    «Академия Маяк» им. А.Д. Сахарова. План 1 этажа
    © Асгард
  • zooming
    5 / 6
    «Академия Маяк» им. А.Д. Сахарова. План 2 этажа
    © Асгард
  • zooming
    6 / 6
    «Академия Маяк» им. А.Д. Сахарова. План 3 этажа
    © Асгард
Архитектор:
Александр Шумилкин
Мастерская:
Асгард
Проект:
«Академия Маяк» им. А.Д. Сахарова
Россия, Нижний Новгород, набережная Нижне-Волжская, д.11

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива, главный архитектор: Александр Шумилкин
ГИП: Элина Бобылёва
Архитектор: Анна Долганова, Антон Долганов 
Конструктор: Александр Рождественский
Историк: Виталий Краснов 
Дизайнеры: Александр Фрухт, Сергей Шевлягин, Дмитрий Емельянов, Светлана Губина
Инженеры: Елена Малькова, Марина Назарова, Михаил Пуганов,  Владимир
Кочетков, Наталья Зарубина,  Дмитрий Мертехин

2022 / 2022 — 2023

18 Января 2024

Алёна Кузнецова

Автор текста:

Алёна Кузнецова
Похожие статьи
Кофе со сливками
Бистро в центре Белграда с дубовыми панелями, бордовым мрамором, патио и лестницей-диваном. Интерьером занималось московское бюро Static Aesthetic.
Бетон и море
В Светлогорске в одном из помещений берегового лифта открылся гастрономический бар. Архитекторы line design studio сохранили брутальный характер места, добавив дихроичное стекло, металл и бетон, а главный акцент сделали на изменчивом пейзаже за окном.
Ширма для автомобиля
Микрорайон “New Питер” отличается от других новостроек Петербурга тем, что с ним работают разные архитекторы. Паркингами, например, занималось молодое бюро Bagratuni Brothers, которое предложило складчатые фасады из металлической сетки, превратившие утилитарную постройку в достойный красной линии объект.
Дом на взморье
Перевоплощение кафе «Причал» на берегу залива в Комарово в ресторан Meat Coin отразило смену тенденций в оформлении загородных домов: на месте темная облицовка фасадов, открытые деревянные конструкции и бетон в интерьере, натуральные материалы, а также фокус на природном окружении.
Шоколад в шоколаде
Интерьер петербургского ресторана Theobroma, где все блюда готовятся с применением какао-бобов, выдержан в стиле Людовика XIV. Мебель и посуду в духе рококо балансирует фактура потертого бетона на стенах и обилие естественного света.
Домики в саду
Детский сад, спроектированный бюро WALL для нового района Казани, отвечает нормативам, но далеко уходит от типовых вариантов. Архитекторы предложили замкнутую на себе структуру с зеленым двором в центре, деревянными домиками-ячейками и галереей вместо забора. Получилось по-взрослому и уютно.
Парголовский протестантизм
В Петербурге по проекту бюро SLOI architects строится протестантская церковь. Одна из главных особенностей здания – деревянная кровля с 25-метровыми пролетами, которая в числе прочего формирует интерьер молельного зала. Но есть и другие любопытные детали – рассказываем о них подробнее.
Стрит-арт на стройке
Магазин уличной одежды в петербургском пространстве Seno Валентина Дукмас оформила граффити, заборами из профлиста, строительными лесами и пластиковыми стульями. Контраст им составляют старинные деревянные балки и кирпичные стены.
На бокальчик
Для интерьера винного бара в Казани Карина Гимранова выбирает как прямые ассоциации вроде бочек, светильников-виноградин и хрусталя, так и более тонкие: оттенки закатного солнца, образ почвы, осколки амфор. Не последнюю роль в создании атмосферы сыграл светодизайн.
Платан и фонтан
Кафе-терраса в сочинском парке «Ривьера» стремится раствориться в окружающей его буйной растительности: деревья растут сквозь перекрытия, в конструктиве предусмотрены отсеки для высадки растений, а панорамные окна истончают границы пространств.
В гостях у Фрэнка
Интерьеры лобби башен комплекса «Павелецкая сити» посвящены легендам американского кинематографа. Чтобы воссоздать атмосферу голливудской роскоши, бюро Олега Клодта обратилось к приемам ар-деко, фактурным материалам и арт-объектам.
Лучи пустыни
В Дубае по проекту бюро IND architects планируют построить школу, рассчитанную на 1750 учеников. Архитекторы учли локальные особенности, предложили «лучевую» планировку и пространства, в которых детям будет комфортно находиться на протяжении всего дня.
Сад Памяти
Сад Памяти – ландшафтное продолжение экспозиции Музея Истории ГУЛАГа. В основе его планировки – идея пути к свету через трудности памяти и опыта. Пустовавший ранее технический двор стал оживленным пространством для культурной программы музея и знакомства с историческими фактами. Рассказ о проекте – от автора.
Смотровая вышка
Дом в Красной поляне, спроектированный екатеринбургским бюро Марии Демидовой, занимает очень узкий участок. Архитекторы вытянули объем вверх и добавили террасы, тем самым раскрыв виды на горы и освободив место для патио и бассейна.
Хибинская сокровищница
Модернистское здание библиотеки в Апатитах после реконструкции превратилось в серьезный культурный центр: внутри экспонируется современное искусство, проходят концерты и мастер-классы. Один из участников проекта – телеведущий и коллекционер Андрей Малахов. Интерьерную концепцию разработала студия «Точка дизайна».
Дорога к храму
По гранту Конкурса Малых городов в селе Николо-Березовка рядом с Нефтекамском благоустроена главная улица и территория у храма. Консорциум APRELarchitects и «Новая земля» превращает село в музей под открытым небом, а также интегрирует руинированные постройки в общественную жизнь.
Белый змей
Дом Residence Prime, недавно построенный в Нижнем Новгороде на бровке активно развивающего склона над Черниговской улицей – произведение яркое, цельное, и при этом насыщенное большим числом аллюзий. Он реагирует на окружение и на тенденции, но скульптурная «анималистичность» позволяет примирить все эти темы. Разбираемся.
Холодный свет
Интерьер общественного пространства в одном из зданий Лахта-центра развивает заложенную в архитектуре тему льда и севера. Авторы проекта – бюро Архистра.
Привет, сосед!
В новосибирском микрорайоне «Евроберег» компания Брусника открыла соседский центр. Совместно со студией Shubochkini она создала пространство, которое расширяет границы квартиры и помогает сформировать крепкое локальное сообщество. Тем самым повышая качество жизни резидентов и их лояльность.
Не-синий кит
Архитекторы строят, режиссеры ставят спектакли – казалось бы аксиома, но иногда они объединяют усилия и начинают экспериментировать с жанрами. «Перформативная инсталляция для одного зрителя», – так определили жанр своего проекта «52 Гц» режиссер Антон Морозов и архитектор Андрей Воронов. Рассматриваем с разных сторон, даже отыскиваем противоречия.
Северная Фиваида
По проекту бюро APRELarchitects благоустроена центральная часть села Ферапонтово, примыкающего к знаменитому монастырю с фресками Дионисия. Теперь здесь есть базовые сервисы для туристов, а также место для досуга сельчан.
Принцип коллажа
Интерьер библиотеки Международной гимназии Сколково архитекторы бюро FORM создавали по принципу коллажа: из ярких мобильных элементов легко составлять все новые пространства – не только для чтения или занятий, но и для игры.
Блестящее производство
Лондонские архитекторы бюро MOST оформили пространство высокотехнологичного производства штучных скоростных электрокаров Charge Cars, которые собирают в оболочке легендарных фордовских мустангов. Основатели и бюро, и автосборочного стартапа – россияне, получившие образование здесь.
Пара к паре, мост к мосту
В процессе исследования мастер-плана Благовещенской слободы в Нижнем выяснилось, что рядом с комплексом, у его подножия на берегу реки, спроектирована еще одна группа объектов. Они дополняют ЖК функционально, а как срифмованы по ритму, цвету и смыслу – любо-дорого смотреть.
Родной край
После реконструкции по проекту ED Architecture старейший лицей Альметьевска расширился, получив современные пространства, в которых можно изучать робототехнику, аэропонику и генетику. При этом уделено внимание идентичности: в оформлении интерьеров участвовали местные дизайнеры, предложившие светильники из войлока, декоративные панели с традиционным орнаментом и деревянную мебель.
Поэтика кирпичной стены
Бюро WALL представило проект реконструкции одного из зданий бывшего свечного завода в Казани. Архитекторы предлагают зафиксировать ощущение руины и спрятать внутри нее отчетливо современный бетонный объем, который сам по себе достоин внимания. Программа здания помимо апартаментов и термального комплекса включает археологический парк.
Сад над Волгой
Приспосабливая непростое пространство «шайбы» волгоградского речного порта под кафе, студия OBJCT откликалась на близость реки: в интерьере есть воздушные подвесные конструкции в виде облаков, свалянная из шерсти «галька», корабельные канаты и обильная тропическая зелень.
Кобальт на пудре
Проектируя интерьер студии известного московского визажиста, архитекторы DA bureau постарались средствами дизайна передать характер и подход мастера. Нейтральная светлая база служит фоном для акцентов: деталей из «хирургических» стали, нефритовой эпоксидной смолы или фактурного дерева.
Галерея
«Галерея» – так здание обозначено в проекте мастерской Пестова и Попова. Название не случайное: заказчику потребовалась современная фотостудия – параметры этого пространства и повлияли на структуру здания.
Красное и белое
В тверском технопарке компания DKC открыла Академию – пространство для обучения сотрудников и презентации продукции. Интерьер выдержан в двух корпоративных цветах, а главным украшением центрального холла стал отреставрированный экструдер.
Технологии и материалы
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
​Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Уникальные системы КНАУФ для крупнейшего в мире хоккейного...
9 и 10 декабря 2023 года в новом ледовом дворце в Санкт-Петербурге состоялся «Матч звезд КХЛ». Двухдневным спортивным праздником официально открылась «СКА Арена» на проспекте Гагарина. Построенный на месте СКК комплекс – обладатель нескольких лестных титулов «самый-самый», в том числе в части уникальных строительных технологий. На создание сооружения ушло всего 36 месяцев.
Устойчивый малый
Сделать город зеленым и устойчивым – задача, выполнить которую можно только сообща, а в ее решении все средства хороши: и заложенный в стратегию развития зеленый каркас, и контейнер для сортировки мусора, и цветочная грядка на балконе. Рассказываем о малых архитектурных формах, которые помогают улучшить экоповестку.
Baumit: продлевая строительный сезон
Не случайно стройку считают сезонной работой: с приходом холодов часто встает вопрос – можно ли продолжать отделочные работы или надо ждать весны. Baumit разработал специальные штукатурки, которые позволяют отделывать фасад и при минусовых температурах.
Масштаб впечатляет: 7 проектов в Китае, построенных...
Китайские архитектурные объекты давно впечатляют весь мир масштабом и цельностеклянными фасадами. Вместе с менеджером по архитектурным проектам Larta Glass Петром Ивановским рассмотрим применение стекла на самых ярких из них.
Сейчас на главной
На нулевом уровне
Кэнго Кума построил в префектуре Эхиме небольшой отель Itomachi 0 с нулевым уровнем потребления энергии из внешних источников. Это первый подобный объект на территории Японии.
Медь и глянец
Универмаг Hi-light в торговом центре Екатеринбурга объединяет несколько универсальных корнеров для брендов-арендаторов, а посетителей привлекает глянцевыми материалами отделки и акцентными объектами.
Опал Анны Монс
Проект небольшого бизнес-центра рядом с Туполев плаза и улицей Радио прокламирует необходимость современной архитектуры в отдельно взятом месте Немецкой слободы и доказывает свой тезис проработанностью деталей, множеством отвергнутых вариантов формы и даже – описанием района. Можно согласиться и интересно, что получится.
Всех накормить
На ВДНХ для выставки «Россия» силами Концерна КРОСТ был спроектирован и реализован «Дом российской кухни» – в рекордные сроки. Он умело выстроен с точки зрения современного общепита, помноженного на шумную культурную программу, – и столь же успешно интерпретирует разностилевой характер выставки достижений. В то же время значительная часть его интерьера восходит к прообразам 1960-х годов, хоть «про зайцев» тут пой.
Образовательные технологии
Бюро Vallet de Martinis architectes построило недалеко от Парижа корпус новой инженерной школы ESIEE-IT. Среда здесь стимулирует разноуровневую коммуникацию как неотъемлемую часть современного процесса обучения.
Кофе со сливками
Бистро в центре Белграда с дубовыми панелями, бордовым мрамором, патио и лестницей-диваном. Интерьером занималось московское бюро Static Aesthetic.
Пресса: Морфотипы как ключ к сохранению и развитию своеобразия...
Из чего состоит город? Этот вопрос, который на первый взгляд может показаться абстрактным, имел вполне конкретный смысл – понять, как устроена историческая городская застройка, с тем чтобы при реконструкции центра, с одной стороны, сохранить его своеобразие, а с другой – не игнорировать современные потребности.
Бетон и море
В Светлогорске в одном из помещений берегового лифта открылся гастрономический бар. Архитекторы line design studio сохранили брутальный характер места, добавив дихроичное стекло, металл и бетон, а главный акцент сделали на изменчивом пейзаже за окном.
Ширма для автомобиля
Микрорайон “New Питер” отличается от других новостроек Петербурга тем, что с ним работают разные архитекторы. Паркингами, например, занималось молодое бюро Bagratuni Brothers, которое предложило складчатые фасады из металлической сетки, превратившие утилитарную постройку в достойный красной линии объект.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Памяти Анатолия Столярчука
Автор многих зданий современного Петербурга, преподаватель Академии художеств, Член Градостроительного совета и человек, всегда готовый поддержать.
Вокзал в лесу
В основу проекта железнодорожного вокзала Цзясина, разработанного бюро MAD, легла концепция «вокзал в лесу».
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Ансамбль у мечети
Бюро ОСА подготовило мастер-план микрорайона в южной части Дербента. Его задача – положить начало формированию современной комфортной среды в городе. Организация жилых кварталов подчинена духовному центру: в зависимости от расположения относительно соборной мечети дома отличаются фасадными и пластическими решениями. Программа также включает центр гостеприимства, административные здания, образовательный кластер и воздушный мост.
Дом на взморье
Перевоплощение кафе «Причал» на берегу залива в Комарово в ресторан Meat Coin отразило смену тенденций в оформлении загородных домов: на месте темная облицовка фасадов, открытые деревянные конструкции и бетон в интерьере, натуральные материалы, а также фокус на природном окружении.
«Зеленая» сладкая жизнь
Zaha Hadid Architects представили типовой проект заправочной станции для прогулочных судов на водородном топливе. Сначала станции планируется возводить в Средиземноморье, а затем и в других популярных у любителей катеров и яхт регионах мира.
Шоколад в шоколаде
Интерьер петербургского ресторана Theobroma, где все блюда готовятся с применением какао-бобов, выдержан в стиле Людовика XIV. Мебель и посуду в духе рококо балансирует фактура потертого бетона на стенах и обилие естественного света.
Домики в саду
Детский сад, спроектированный бюро WALL для нового района Казани, отвечает нормативам, но далеко уходит от типовых вариантов. Архитекторы предложили замкнутую на себе структуру с зеленым двором в центре, деревянными домиками-ячейками и галереей вместо забора. Получилось по-взрослому и уютно.
Парголовский протестантизм
В Петербурге по проекту бюро SLOI architects строится протестантская церковь. Одна из главных особенностей здания – деревянная кровля с 25-метровыми пролетами, которая в числе прочего формирует интерьер молельного зала. Но есть и другие любопытные детали – рассказываем о них подробнее.
Дом за колоннадой
Жилой дом Highnote по проекту бюро Studioninedots в Алмере включает полуобщественные пространства, которые должны оживить центр этого основанного в 1970-х нидерландского города.
Пресса: Вернуть человеческий масштаб: проекты реконструкции...
В 1978 году Отдел перспективных исследований и экспериментальных предложений был переименован в Отдел развития и реконструкции городской среды. Тема развития через реконструкцию, которая в 1970-е годы разрабатывалась отделом для районов сложившейся застройки в центре города, в 1980-е годы расширяет географию, ОПИ предлагает подходы для реконструкции периферийных районов, т.н. «спальных» районов - бескрайних массивов массового жилищного строительства. Цель этой работы - с одной стороны, рациональное использование городской среды, с другой - гуманизация жилой застройки, создание психологически комфортных пространств.
Спасти книжный
Бюро Wutopia Lab спроектировало в Шанхае книжный магазин для тех, кто не читает. Чтобы заставить потенциальных посетителей вынырнуть из своих смартфонов, для них создали целый вертикальный город и наполнили его жизнью.
Стрит-арт на стройке
Магазин уличной одежды в петербургском пространстве Seno Валентина Дукмас оформила граффити, заборами из профлиста, строительными лесами и пластиковыми стульями. Контраст им составляют старинные деревянные балки и кирпичные стены.