Владимир Юдинцев
Работы нынешнего круга магистров отличаются гораздо большей практичностью, чем исследования прошлого потока. Студенты поняли, что интереснее решать реально наболевшие проблемы города. Их много, но мы выбрали три.
Это тема больших бесструктурных кварталов Москвы, представленная предложениями по району улицы Палиха, разрушающимся кварталом на Старой Басманной и обманчиво плотным кварталом от Садового кольца до Селезневки. Теме активизации межмагистральных территорий, игнорируемой всеми последними генпланами, посвящены работы по Красной Пресне и району улицы Шаболовки. И, наконец, попробовали системно подойти к теме многообразия городской среды на материале исторической части Москвы (две улицы и два квартала). Это тема пограничная, где царят искусствоведы и теоретики. Только копнули, а там – бесконечное поле
Это тема больших бесструктурных кварталов Москвы, представленная предложениями по району улицы Палиха, разрушающимся кварталом на Старой Басманной и обманчиво плотным кварталом от Садового кольца до Селезневки. Теме активизации межмагистральных территорий, игнорируемой всеми последними генпланами, посвящены работы по Красной Пресне и району улицы Шаболовки. И, наконец, попробовали системно подойти к теме многообразия городской среды на материале исторической части Москвы (две улицы и два квартала). Это тема пограничная, где царят искусствоведы и теоретики. Только копнули, а там – бесконечное поле
Структуризация крупных кварталов исторической части Москвы на примере квартала 718
Владислав СиротинВ дореволюционный период Москва уплотнялась синхронно, отдельные домовладения были единицами развития городской ткани. В интересах собственников происходило обновление и уплотнение застройки, сопровождавшееся делением кварталов, возникали новые проезды и переулки. Происходило взаимозависимое уплотнение застройки и улично-дорожной сети.
После ликвидации частной собственности в советский период эти процессы стали регулироваться государством. Город уплотнялся искусственно, неравномерно и непропорционально возможностям кварталов. При увеличении плотности среды не уплотнялась уличная сеть, при достаточно слабом движении не была очевидна необходимость ее сгущения. Поэтому на сегодняшний день мы имеем острые инфраструктурные проблемы.
В рамках исследования на примере десяти крупных кварталов исторической Москвы демонстрируется концепция структуризации застройки, сгущения улично-дорожной сети и уменьшения влияния укрупненных объектов на свое окружение.
Для детальной проработки был отобран 718 квартал Тверского района. Первый этап его реконструкции предполагает поквартальное транспортное «дренирование» городской структуры и переосмысление транзитных перемещений внутри квартала. Это позволяет на втором этапе обеспечить обслуживание внутренних территорий и частично уплотнить «рыхлую» существующую застройку, зафиксировав новые проезды строительными объемами.
Подход позволяет выделить из первого крупного квартала площадью 16,8 га 12 кварталов нормальной городской размерности, в среднем по 1,5 га. Альтернативные сквозные проезды обеспечивают транспортные «сбросы», возвращают мобильность квартала при увеличении его емкости. Плотность уличной сети возрастает почти в три раза (с 7 до 18 км/км2), достигается приращение на 26% полезной площади (с 18 200 до 23 000 м2/га). Посредством такой вторичной урбанизации город проникает внутрь квартала и территориям возвращаются типичные городские стереотипы, такие как улица, переулок, перекресток, площадь.
Реконструкция квартала, примыкающего к улице Палиха, с восстановлением жилой функции
Александра ДьяченкоЦентральная зона Москвы представлена преимущественно крупномасштабными кварталами, неравномерными по плотности и лишенными четкой дворовой структуры. Значительные фрагменты улиц остаются незавершенными из-за того, что строительная индустрия оперирует кратными секции и потому негибкими «коробчатыми» корпусами, пластические возможности которых явно недостаточны для исторической среды.
В то же время в глубине кварталов остается много малоэтажной старой застройки, приспособленной под офисы и другие функции, превращающие жилой по своей сути квартал в зону маятниковой активности, непрофильной для старого центра города. Возврат жилой функции – это кратчайший путь функционального и пространственного оздоровления.
Улица Палиха и прилегающий к ней 720-й квартал Тверского района вблизи станций метро «Новослободская» и «Менделеевская» наглядно иллюстрируют выявленную проблему. Данный участок характерен тем, что основные городские стереотипы – улица и квартал – не имеют здесь оформления и четкой структуры. Территория содержит незавершенные фрагменты улицы Палиха, пустующие с конца 1960-х годов; более трети капитального фонда (в прошлом жилого) занято офисами и другими непрофильными функциями, что привело к избыточным нагрузкам на прилегающую улично-дорожную сеть, снижению коммуникативности квартала, возникновению территорий, исключенных из жизни квартала, и средовому дискомфорту.
В ходе исследования и апробации проектных решений был сформулирован перечень основных путей структуризации крупных кварталов и набор универсальных приемов композиционного многообразия жилой застройки. В результате процент жилого фонда квартала был увеличен на 70% от его общей емкости, а количество офисного и административного фонда сократилось на 71%. Протяженность улично-дорожной сети увеличилась на 1,785 км. В средней части квартала сохранена пешеходная улица с проездом, где в старом фонде удачно «прижились» театр, несколько кафе, ресторанов и магазинов. Этот уютный фрагмент квартала был сохранен как его «моральный центр».
Реконструкция крупных кварталов исторической Москвы на примере кварталов № 1064 и № 398
Ева КлимовскаяАвтор анализирует предпосылки появления крупных кварталов в границах Камер-Коллежского вала, а также их влияние на ткань города. Чтобы раскрыть потенциал этих территорий, увеличить их проницаемость и регенерировать историческую среду, была сформулирована тактика реконструкции:
- деление квартала с опорой на исторические домовладения;
- реорганизация существующей улично-дорожной сети с добавлением транзитных свойств;
- включение типичных мизансцен города (улица, площадь, переулок) в ткань квартала;
- оперирование «малым блоком» для реконструкции фронта улицы;
- оформление пешеходных путей;
- введение разноэтажной застройки для соблюдения норм инсоляции и сохранения видов на доминанты.
Межмагистральная зона активности Шаболовка-Петровская
Бэлла СаральповаВлияние внешних факторов на межмагистральную территорию улиц Шаболовка и Академика Петровскогов настоящее время слишком активно. Все контакты с городом проходят через внешние дорожные магистрали, территория не обладает густой уличной сетью, плотной городской тканью, эффективной квартальной структурой и грамотным функциональным зонированием. Район застроен огромным количеством памятников авангарда, которые не вызывают должного интереса со стороны жителей и туристов из-за отсутствия связующей инфраструктуры.
Проектом предлагается подключение этой потенциально богатой территории к рокадному маршруту по пешеходной трассе от Шаболовки к ЦПКиО и через Плющиху к Киевскому ТПУ. Этот новый вектор развития района, возникший после появления двух пешеходных мостов через Москву-реку, еще не вполне осмыслен в градостроительном отношении.
Создание пешеходной культурологической тропы на участке от Ленинского проспекта до улицы Мытной демонстрирует, как рокадная транзитная связь района способствует развитию внутреннего каркаса активности территории Шаболовки, скрепляя район в единую структуру.
Проектные проработки показывают возможность внутренней организации структуры межмагистральной активности в виде цепочки совершенно различных пространственных решений, которые могут рассматриваться как новые городские стереотипы.
Формирование каркаса активности межмагистральной территории «Красная Пресня»
Полина ГлебоваУтратившая свою активность межмагистральная территория между улицами Красная Пресня и Рочдельская окружена такими точками притяжения как станции метро «Улица 1905 года» и «Краснопресненская», парки Декабрьского восстания и Пресненский, Трехгорная Мануфактура.
Для проекта регенерации этой территории автор изучила опыт восстановления Берлина, регенерации Восточной части Парижа, а также метод соучаствующего проектирования. На их основе Полина создала сводную схему маршрутов горожан и проанализировала социологическое исследование ГАУ «Институт Генплана Москвы (2019-2020 гг.) по обеспеченности объектами социальной инфраструктуры на примере Пресненского района и других 24 районов Москвы, которые помогли выявить основные нужды местных жителей и нужды территории.
Натурное обследование, анализ ситуации и картографирование выявили, что Нововаганьковский переулок обладает наибольшим потенциалом для того, чтобы стать основой для местного каркаса активности, поскольку:
- к нему примыкают ансамбли двух церквей и другие памятники архитектуры;
- он является не выявленным соединителем двух крупных зеленых массивов –Пресненского парка и парка Декабрьского восстания;
- он расположен точно на «бровке» рельефа, откуда открываются виды в сторону Москвы-реки.
Принципы и приемы многообразия исторической застройки в применении к новому строительству
Ольга КузнецоваРабота посвящена исследованию свойств и внешних признаков-приемов разнообразия исторической городской среды с целью их применения в формировании комфортной современной городской застройки. К изучению привлекаются исторически сформированные районы Москвы.
В ходе теоретической части работы были выделены следующие характеристики старого города.
Планировочные:
- Неповторяемость плана – образованная стихийно нерегулярная планировка.
- Фокусность – ориентация на выделяющиеся как маркеры объекты отличного функционального, культурного или эстетического содержания.
- Дворовая нарезка – формирование относительно замкнутых дворовых пространств площадью от 2 000 до 15 000 м2.
- Курдонеры – парадные дворы перед входом в здание, ограниченные симметричными флигелями.
- Косоугольность – радиальные направления улиц из одной точки.
Объемно-пространственные:
- Двух- и трехмасштабность, то есть размерности и этажность, сильно отличающиеся по характеру.
- Разнообразие по фронту улиц – объемное и стилистическое разнообразие фасадных решений. Длина уникального фасада каждого здания от 20 до 50 м.
- Разноэтажность – диапазон этажности от 2 этажных усадеб времен Казакова до 16-этажных зданий, спроектированных в сталинскую эпоху.
- Проницаемость – несомкнутость, отсутствие колодцев.
Пластические:
- Уличная пластика – меньше дворовой, выражается балконами, портиками, раскреповкой.
- Дворовая пластика – крупнее уличной, выражается сдвижками элементов.
- Въезды и выезды – доступность дворов для въезда через арку. Смена направлений по фронту улицы. Ломает монотонную плоскость фронта.
- Зелень, как элемент пластики – характерная черта московской застройки, иногда выступает как часть фасадной плоскости.