За два года интенсивной проектной и научной работы магистрантами группы под руководством профессора Владимира Юдинцева подготовлены серии проектов, объединенных поисками приемов и направлений гуманизации городской среды Москвы.
Владимир Юдинцев,
профессор МАРХИ, руководитель группы:
«Никаких сверхъестественных задач своим магистрам мы не ставили. Следили только, чтобы темы были действительно ощутимо реальными, независимо от того, мы их им предлагали, или они сами находили. Удачно получилось, что все темы «уместились» на московском материале и интрига обращения с ним была одинаково близка и студентам и преподавателям. Без подобной взаимности пройти двухлетний путь и трудно, и скучно, а главное – нечем друг друга удивить. А так хоть по разу, а приятные сюрпризы случались к обоюдному обогащению. Другим важным свойством магистерского этапа обучения, на наш взгляд, является избавление студентов от «штучного» подхода к городскому проектированию, этого привычного «вывиха» отечественной архитектурной практики. От него лучше избавиться в МАРХИ, чем потом на натуре свершений, когда все поймешь, но ничего уже не исправишь».
Публикуем девять магистерских проектов.
Структуризация крупных кварталов ЦАО
Станислава Кунгурова Проект посвящен «разработке методов структуризации, уплотнения и гуманизации среды трех разных по характеристикам московских кварталов».
Цель «структуризации» – превращение огромных кварталов в более мелкие и плотные: планирование развития и уплотнения застройки, превращение слишком крупных кварталов в проницаемые, повышение их коммуникативности. Следствием должен стать переход к «более структурированной квартальной застройке». Автор исследует причины рыхлости городской ткани Москвы, сравнивая временные срезы развития ее застройки с другими европейскими городами и приходит к выводу, что "главное отличие московских кварталов – многоэшелонность".
***
Офисно-жилые комплексы в зонах города с проблемной транспортной ситуацией
Екатерина АквитВ данной работе разработаны схемы взаимодействия жилой и деловой функций, принципы размещения таких комплексов в структуре Москвы на двух контрастных типах территорий – в зонах транспортного напряжения – в центральной части, и зонах транспортного дефицита на периферии.
Размещение офисно-жилых комплексов с дополнительными общественными функциями в зонах коммуникационного дефицита города позволит создать очаги социальной активности для отстающих в транспортном отношении участков.
В зонах транспортного и функционального напряжения города размещение таких комплексов позволит также точечным дополнением существующей застройки снизить интенсивность маятниковых поездок между местами работы и жилья.
Серия участков выстраивалась с целью рассмотрения и анализа разнообразных приемов взаимодействия двух функций. Каждый из анализируемых участков определяет свои приемы сочетания жилья и мест приложения труда, позволяет создать конкретные объемно-пространственные комбинации, предполагающие новые непривычные образы и формы.
***
Принципы подключения бывших промышленных территорий к сложившейся транспортной, функциональной и социальной структуре города
Лидия Лукьянова На основе анализа транспортной структуры, функционального наполнения и степени коммуникативности определяется новый типы классификации бывших промышленных зон – изолированный и узловой, на которых основывается дальнейшее исследование. Предлагается поэтапное включение промышленных территорий в сложившийся городской контекст, что позволяет минимизировать нагрузки на транспортную сеть города и постепенно дополнить транспортный каркас новыми дорогами. На основе анализа мирового опыта реновации и учета специфики Москвы, формулируются основные аспекты общего поэтапного подключения.
Результатом работы является разработка комплексного проектного решения для выводимых промышленных территорий, сконцентрированных вокруг площади Тверская застава. Комплексное решение предусматривает максимально эффективное и разнообразное использование выбранных территорий, а именно: культурно-общественный комплекс, резервные реакреации при вокзале, продуманная дорожно-транспортная сеть, ландшафтно-архитектурный комплекс.
***
Завершение жилых кварталов в историческом центре
Екатерина Морозова Основываясь на комплексном анализе градостроительной специфики Москвы и сопоставлении ее с застройкой крупнейших европейских городов (Барселона, Париж, Берлин, Лондон) было установлено, что вопреки общественному мнению, центр Москвы остро нуждается в реновации и реконструкции исторической среды, с восстановлением уличной-дорожной сети и системы квартальной застройки с восстановлением масштаба и качеств «старого» города. Москва сильно уступает европейским городам по плотности городской ткани, эффективности квартальной структуры и системы уличной дорожной сети. Поэтому консервация исторического центра только усугубит существующие градостроительные проблемы.
При работе с исторической средой необходимо применять индивидуальные приемы, которые учитывают особенности места и контекст окружения:
– восстановление исторической структуры при частичном ее отсутствии
– создание новой системы проездов при полном отсутствии улично-дорожной сети
– завершение квартального периметра
– возвращение масштаба исторической квартальной застройке
– восстановление дворового пространства
– создание проницаемости и обозримости ландшафта
***
Компактизация периферийных территорий города Москвы
Михаил Иванов
Районы с массовой жилой застройкой укрупненного масштаба на окраинах столицы являются большой проблемой для интенсивного развития города. На данных территориях были выявлены: непомерная растянутость всех видов коммуникаций (пешеходных, транспортных и тд.); композиционное формирование жилых массивов относительно социокультурных объектов (ДОУ, школ и т.д); крупные операционные объемы застройки, самый мелкий из которых секция; отказ от использования малоквартальной застройки, лишающий горожан привычного поуличного обслуживания.
В результате выявления данных проблем была выработана система компактизации застройки, выполняемой путем волновой (поэтапной) реконструкции. Акцент делается пересмотре взаимодействия жилой, социокультурной и образовательной застройки, что является основным фактором территориального растяжения данных районов.
***
Организация общественных центров периферии Москвы как основа регенерации ее застройки
Анастасия Попова Исследование посвящено приемам размещения социокультурных и обслуживающих функций в общей структуры межмагистральных территорий периферии Москвы.
Основной задачей для всех проектов было создание временной схемы развития центра, в последствии преобразованной в волновую реконструкцию района в целом.
Были предложены принципы размещения общественных функций в структуре периферийных районов:
– линейность и протяженность – наращивание социокультурных и обслуживающих функций на пешеходных маршрут, ведущий к станции метро.
– доступность для различных групп населения;
– создание комфортной и безопасной среды – разведение по уровням пешеходов и людей, использующих велосипеды, самокаты, скейтборды;
– сохранение приватности жилых дворов – развитие пешеходных маршрутов только на транзитных путях;
– создание схемы волновой реконструкции района, при которой функции привносятся постепенно, реагируя на предпочтения и пожелания жителей районов.
***
Университетские кампусы в структуре современной Москвы
Анна Водолазская В Срединной зоне Москвы сконцентрировано 80% высших учебных заведений. В ходе исследования было выявлено пять межвузовских ареала для внедрения новой модели урбанизированного кампуса. Главная задача новой модели – восполнить дефицит функций расположенных рядом существующих институтов и городской среды.
Было разработано четыре принципиально разных экспериментальных проекта, организованных по принципу взаимодополняемости кампуса и города. Университетский кампус-общежитие на Перуновском переулке – пример проницаемого квартала в жилой среде. Спортивно-рекреационный университетский кампус в районе метро Шаболовская – линейная, проницаемая и полностью открытая для горожан ландшафтная структура, ориентированная на восполнение спортивной функции данного района. Университетский кампус в Басманном районе на месте бывшей промышленной территории – пример реорганизации «заднего двора» города в многофункциональный центр притяжения района. Университетский кампус в многофункциональной среде на Большой Серпуховской улице – пример вписанного в архитектурный контекст многофункционального объекта.
Интеграция урбанизированной модели университетских кампусов повлечет за собой преобразование и развитие существующей городской среды. Благодаря «открытой» модели студенческого кампуса город получает возможность частично или полностью пользоваться новыми общественными пространствами, которые, по сути, являются точками притяжения для горожан.
***
Векторный фактор в высотном строительстве как элемент ориентации в городе
Максим МатвеевНа современном этапе развития структура застройки Москвы становится фрагментированной. Фоновая жилая застройка стремительно растет, теряется связь между районами, усложняя ориентацию в городе. Данную проблему возможно решить с помощью «цепной» системы связи из векторных высотных и «объемно-активных» зданий на ключевых участках городского плана. Исследование посвящено проблеме построения цепной системы связи из векторных высотных зданий на ключевых участках городского плана.
Векторная архитектура – здания, которые своей формой выражают пространственные направления и ориентиры Появлению темы векторных зданий способствовало абстрактное искусство XX века, сформировавшее образную составляющую векторных зданий.
Система знаковой символики векторных высотных зданий может служить доказательной базой градостроительного объяснения, при помощи которой можно применять те или иные символические формы и знаки. Создание формы должно стать логическим процессом. В рамках работы были выполнены экспериментальные проекты на трех участках для подробного объяснения выявленных теоретических положений.
***
Восстановление гуманного масштаба городских площадей исторического города как общественных пространств
Иван ЧерняковИсследование посвящено проблеме нерационального и негуманного использования городских пространств, а именно, общегородских площадей, расположенных в центральной части Москвы, в основном на пересечении колец с крупными несущими магистралями. Для исследования были выбраны четыре площади: Арбатская, Таганская, Октябрьская и Добрынинская.
На основе анализа нарушений была выявлена общая картина тех общественных пространств, которые в первую очередь нуждаются в глубоком анализе и разработке проектного решения, позволяющего по стадиям восстановить гуманное пространство не только для пешеходов, но и для всех видов транспорта. На некоторых площадях требуется восстановление масштаба и очертаний старой застройки (Октябрьская – Добрынинская), на других – использование современных наработок в сфере городского планирования, организации транспорта, и архитектурных концепций (Арбатская, Таганская).
Еще одним немаловажным фактором является то, что в ходе гуманизации пространства площади происходит интеграция культурного материала прошлого в новые архитектурные решения, что подразумевает работу архитектора с такими понятиями, как «дух места», «историческая память», «местная традиция». Очевидно, что такой подход обеспечивает особую культурную ценность нового архитектурного пространства и обогащает язык архитектуры современности.
***
Регенерация межмагистрального каркаса исторической части Москвы
Павел НесновЦентры межмагистрального каркаса – фрагменты городской исторической среды, сохранившие исторические элементы застройки, наполнявшие районы функцией центрообразования и продолжающие активно существовать полноценно или частично.
Исследование направленно на поиск регенерации межмагистрального каркаса исторической части Москвы. В исследовании акцентируется необходимость восстановления центров межмагистрального каркаса, как точек социального притяжения в рассматриваемых районах Москвы. В работе предлагаются пути решения проблем транспортной доступности, перераспределения пешеходных потоков для преобразования территорий в более комфортную среду для жителей города.
В ходе исследования были рассмотрены возможности сохранения фрагментов среды, при помощи регенерации и образования новых архитектурных акцентов. В работе ставится задача разработать программу развития территории «старой» Немецкой слободы, примыкающей к метро «Бауманская» путем совмещения современной системы активности и исторической (существовавшей до эпохи метро), что может восстановить точки притяжения сообщества в таких районах. Предлагается вариант их дальнейшего развития.
***