Nunc est bibendum*

В Казани объявлены победители «Кирпичного конкурса», организуемого петербургским журналом «Проект Балтия» и компанией Архитайл. Гран-при получил глубокий, во многих отношениях, проект, авторы которого предложили Петербургу сеть подземных виноделен с окошками, торгующими вином по всему городу. Показываем 5 проектов-победителей и еще один, который нам понравился.

mainImg
Кирпичный конкурс журнал «Проект Балтия» организует третий год подряд. Его особенность – участники работают над «бумажными» концептуальными проектами, не рассчитанными на реализацию, но получают серьезную денежную награду. Гран-при – 100 000 рублей, премии в номинациях – по 25 000 р. Следовательно, во-первых, заявок достаточно много: этом году было больше всего, 117 заявок, из которых 76 превратились в проекты – а во-вторых, участники работают с заметной отдачей, и проекты получаются идейные и романтичные. Потому что им, в сущности, предоставлена полная свобода для фантазирования и поиска нестандартных идей, что конкурсом, скорее, поощряется. Вероятно по всем этим причинам организаторам удалось и в 2020, когда победил дом в виде китайской стены вокруг МКАДа, удивительно актуальный по своей сути, и 2021, когда гран-при взял крематорий-«лимб», а среди победителей был «Дом Дюймовочки» в одном кирпиче, – получать результаты нетривиальные и увлекательные сами по себе. 

Не зря председатель жюри Ильсияр Тухватуллина главный архитектор Казани – города, где результаты конкурса подводят второй год подряд – подчеркивает, что цель у конкурса высокая, а жюри ждет философских размышлений. А далеко не только проектов, раскрывающих способы практического использования кирпича – заметим мы. Хотя и это тоже. 

Полный отчет можно найти на сайтах «Проекта Балтия» и собственно конкурса 2022 года. А мы расскажем о победителях.  

 
  
Гран-при

Винокурня (и немедленно выпил)
Ирина Кащеева, Елизавета Михайлова, Санкт-Петербург
zooming
Винокурня (и немедленно выпил)
Ирина Кащеева, Елизавета Михайлова
Винокурня (и немедленно выпил)
Ирина Кащеева, Елизавета Михайлова

Петербург известен как не только культурная, но, в последнее время, еще и барная столица страны. Не скроем, многие приезжают сюда погулять, выпить и потусоваться. Известная песня «В Питере пить» и проект столика для распития, который можно приспособить к чугунной ограде речки, очень контекстуальный, отмеченный каким-то из АрхиWOODов. 

В то же время жителям домов барная активность всю ночь не всегда приятна. И авторы проект прячут винокурни под землю, образуя там сеть, натурально, катакомб, в выходами в виде павильонов, в которых можно купить вино, и даже окошек в стенах домов. По части окошек они ссылаются на опыт средневековой и ренессансной Флоренции, где такими окошками обеспечивался простейший доступ к вину.
Винокурня (и немедленно выпил)
Ирина Кащеева, Елизавета Михайлова
Винокурня (и немедленно выпил)
Ирина Кащеева, Елизавета Михайлова

В названии авторы опираются на бессмертный текст Венедикта Ерофеева, а их графика напоминает бумажную архитектуру самого классического вида, прежде всего, конечно, того Бродского, который Александр Саввич. 
  • zooming
    1 / 3
    Винокурня (и немедленно выпил)
    Ирина Кащеева, Елизавета Михайлова
  • zooming
    2 / 3
    Винокурня (и немедленно выпил)
    Ирина Кащеева, Елизавета Михайлова
  • zooming
    3 / 3
    Винокурня (и немедленно выпил)
    Ирина Кащеева, Елизавета Михайлова

Помимо очаровательных, хотя чуть робких, рисунков, предложена карта города с местами «выходов» из винных катакомб и разнообразный облик павильонов с окошком, в котором вам могли бы вручить бутылку. Это очень мило – обычный
Винокурня (и немедленно выпил)
Ирина Кащеева, Елизавета Михайлова
Винокурня (и немедленно выпил)
Ирина Кащеева, Елизавета Михайлова

У Стругацких были павильоны, через которые Странники забирали неизвестно такой, в меру строгий и стройный, город, и в нем, внезапно – маленькие павильоны для такой несложной надобности. куда проштрафившееся в смысле охраны среды население – а тут все наоборот, подземелье питает нас чем-то простым и приятным, и в то же время отчасти clandestin, поскольку распитие, как известно, традиционно осуждается ответственной частью населения. Что делает проект еще более утопическим и от этого еще более душевным. 
  • zooming
    Подземелье. Проект Винокурня (и немедленно выпил)
    Ирина Кащеева, Елизавета Михайлова
  • zooming
    Модуль выхода в город. Проект Винокурня (и немедленно выпил)
    Ирина Кащеева, Елизавета Михайлова

Авторов, конечно, упрекнули в том, что их проект подан в номинации городского дома, каковым не является. Действительно, его можно было бы считать общественным пространством, поскольку тут нам предложена модель взаимодействия части общества внутри города. Общество буквально пронизывает город в этой модели, создает сеть – а что еще нужно для его развития (читай: распития)? Более того, за моделью читается еще одна сеть – сеть осуждения распивающих. Словом, тут много всего, что выходит за рамки привычного благоустройства. 

Еще больше жюри удивило, что проект сделан двумя юными девушками, а пропитыми, хоть в какой-то мере, мужчинами. Хотя меня вот – не удивило. Самые жуткие анекдоты, как говорили у нас на истфаке, и как подтверждают некоторые писатели про психологию – рассказывают девушки в своей компании. А тут, признаться, вовсе и не жутко. Даже мило и уютно, поскольку, как говорит одна коллега, в Питере без вина – как без витамина D.

И да, название – цитата из самой короткой главы поэмы в прозе Венедикта Ерофеева «Москва–Петушки» «Серп и Молот – Карачарово». Глава из этой фразы и состоит. 

  
 
Кирпичный
городской дом / 1 место

Термы на Кожевенной линии
Антон Тендитный, Санкт-Петербург
Термы на Кожевенной линии
Антон Тендитный

Еще один не самый типичный для номинации проект – пора заводить номинацию «Общественные здания»? – поскольку тема городского дома показалась жюри ограниченной скорее жилым домом, чем диапазоном всех городских построек, в этом есть нюанс русского языка. 

Но после некоторого обсуждения представленные среди номинантов ЖК сочли все же несколько слишком привычными, и выиграл оригинальный и по смыслу, и по подаче проект терм – почти римских бань. Между Невской набережной и Кожевенной линией. Проект стереометричен, сложно организован и оригинален в подаче, в том числе – по цвету.
  • zooming
    1 / 5
    Термы на Кожевенной линии
    Антон Тендитный
  • zooming
    2 / 5
    Термы на Кожевенной линии
    Антон Тендитный
  • zooming
    3 / 5
    Термы на Кожевенной линии
    Антон Тендитный
  • zooming
    4 / 5
    Термы на Кожевенной линии
    Антон Тендитный
  • zooming
    5 / 5
    Термы на Кожевенной линии
    Антон Тендитный

UPD: Здесь была ошибка, автор не работает в «Студии 44», но учился у Никиты Явейна в Академии художеств. 

В следующей номинации «Общественного пространства» симпатии жюри, на самом деле, разошлись между двумя проектами: умным, жестким и критичным «Намывищем» и несколько более легким для восприятия «Музеем клейменого кирпича». Первый занял второе место, второй – первое, в общем, мы публикуем оба проекта, до сих пор не уверена, может, правда, «Намывище» сильнее. 

        

Кирпичное общественное пространство / 1 место

Музей петербургского клейменого кирпича
Владислав Лобко, Анастасия Сергеева, Санкт-Петербург
Музей петербургского клейменого кирпича
Владислав Лобко, Анастасия Сергеева

Лабиринт, чей паттерн нарисован нейросетью, но скорректирован в смысле лучшей проницаемости, большего количества входов и выходов, авторы предлагают выстроить вокруг кирпичной заводской трубы на Канонерском острове. Труба – смотровая площадка. На стенах лабиринта закреплены старинные кирпичи с клеймами, за стеклом с комментариями о них – в основном, периода 1847–1917 годов, самые новые во внешних частях лабиринта, самые старые в его центре. Авторы расположили свой лабиринт на берегу острова рядом с ЗСД, так что его могло бы видно с трассы. Войти в лабиринт – теоретически, конечно, – можно из города, и, пройдя его насквозь, выйти к набережной. 
  • zooming
    1 / 8
    Музей петербургского клейменого кирпича
    Владислав Лобко, Анастасия Сергеева
  • zooming
    2 / 8
    Музей петербургского клейменого кирпича
    Владислав Лобко, Анастасия Сергеева
  • zooming
    3 / 8
    Музей петербургского клейменого кирпича
    Владислав Лобко, Анастасия Сергеева
  • zooming
    4 / 8
    Музей петербургского клейменого кирпича
    Владислав Лобко, Анастасия Сергеева
  • zooming
    5 / 8
    Музей петербургского клейменого кирпича
    Владислав Лобко, Анастасия Сергеева
  • zooming
    6 / 8
    Музей петербургского клейменого кирпича
    Владислав Лобко, Анастасия Сергеева
  • zooming
    7 / 8
    Музей петербургского клейменого кирпича
    Владислав Лобко, Анастасия Сергеева
  • zooming
    8 / 8
    Музей петербургского клейменого кирпича
    Владислав Лобко, Анастасия Сергеева

  
Кирпичное общественное пространство / 2 место

Намывище
Михаил Ситников, Санкт-Петербург
Намывище
Михаил Ситников

Страшноватый на вид проект-высказывание. Довольно точен в своей литературности, хорошо нарисован, образность передает смысл, хотя и несколько «встряхивает» зрителя своей мрачноватой жесткостью. 

Проект, вероятно, можно понять как пародию на идеальный город, выстроенную на размышлениях о Петербурге и его новой застройке. Это намывной, но остров, совершенно круглый, огражденный стеной и этим напоминающий форт или равелин, петербургскую тюрьму императорского времени.  
  • zooming
    1 / 3
    Намывище
    Михаил Ситников
  • zooming
    2 / 3
    Намывище
    Михаил Ситников
  • zooming
    3 / 3
    Намывище
    Михаил Ситников

Автор определяет его как "«ковчег для образов Петербурга, выстроенных в реальном времени <...> Намывище ставит фигуральную и буквальную точку: это конец акта, finita. <...> Положение выбрано неслучайно – как и Петербург, Намывище существует не благодаря, а скорее вопреки окружающей среде <...> Проект можно назвать небоскребом вверх ногами: вавилонские башни не могут быть энегроэффективными за счет огромного расхода ресурсов на всех этапах, они безвозвратно меняют панораму города и служат, главным образом, символами. Намывище направлено вниз, лишено энергоэффективности, вряд ли окупится при жизни инвесторов и потребует на свое создание огромных затрат. Но он благосклоннее стеклянного шпиля отнесется к сути города», – часть описания проекта.

И да, конечно, весь этот торус кирпичный.  

   
Кирпичный интерьер / 1 место

...Пришлите мне эту книгу со счастливым концом!
Полина Шевчук, Александра Покатович, Санкт-Петербург
...Пришлите мне эту книгу со счастливым концом!
Полина Шевчук, Александра Покатович

Цельное лаконичное пространство павильона увенчано ступенчатыми «ложными куполами» со зенитным световым фонарем по центру каждого из них. Стол для чтения, как и стены, сложен целиком из кирпича. Но главное – павильон наполнен книгами с хорошим концом, которые «позволяют посетителю обрести уверенность и надежду». 
  • zooming
    1 / 3
    ...Пришлите мне эту книгу со счастливым концом!
    Полина Шевчук, Александра Покатович
  • zooming
    2 / 3
    ...Пришлите мне эту книгу со счастливым концом!
    Полина Шевчук, Александра Покатович
  • zooming
    3 / 3
    ...Пришлите мне эту книгу со счастливым концом!
    Полина Шевчук, Александра Покатович

    
Кирпичный загородный дом / 1 место

Дача
Татьяна Вечканова, Москва
Дача
Татьяна Вечканова

Загородный дом стал самой сложной номинацией, поскольку здесь в основном были представлены индивидуальные загородные дома, спроектированные реалистично, но без яркой идеи.

Единственным исключением стал проект, предложивший серию кирпичных домов для дачных участков, в том числе – с купольным верхом, так как, по утверждению автора, кирпич прочен, долговечен, пожаропрочен и «такой дом можно возвести самостоятельно при сдержанном участии архитектора». Предложено достаточно много вариантов формы. 
Дача
Татьяна Вечканова

Специальным упоминанием отметили проект «Кинь кирпич – иди в баню», автор которого предложил построить в Москва-Сити небоскреб, полностью состоящий из бань. Таким образом среди победителей оказалось целых два проекта бань: термы и небоскреб-баня. 

Результаты другой специальной номинации, «Кирпичный городской дом+», еще не подведены: она объявлена в партнерстве с девелоперской компанией А101 и, в отличие от других номинаций, здесь участники могут поработать с реальными проектами, а именно придумать фасады для домов петербургского ЖК «А101 Лаголово». 

Жюри: 
Григориос Гавалидис, Андрей Дойницын, Любовь Леонтьева, Юлия Тарабарина, Юрий Хитров, Данил Шевкунов, Евгений Спирин, Борис Гусев и Елизавета Дворщенко, Вячеслав Семененко. 
Председатель – Ильсияр Тухватуллина, главный архитектор Казани, ответственный секретарь с правом голоса – Владимир Фролов, главный редактор журнала «Проект Балтия».

_____________________
*Выпьем же! lat.
Дословно: «сейчас надо выпить». Вторая часть известной латинской сентенции: In vino veritas! Nunc est bibendum! (Истина в вине! Выпьем же!). 
 

30 Декабря 2022

Похожие статьи
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Сохраняя равновесие
Подведены итоги специальной номинации «Кирпичного конкурса» от журнала «Проект Балтия» и компании Архитайл. Участники работали над фасадами первых этажей нескольких зданий жилого комплекса «А101 Лаголово» в Ленинградской области.
Технологии и материалы
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
Сейчас на главной
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».