Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

16.12.2022

Максимальная гибкость

Юлия Тарабарина
Объект:
Мультиспейс Динамо
Адрес:
Россия, Москва. Ленинградский проспект, 36 стр 41, этаж 2-4, 13-16
Архитектор:
Сергей Труханов
Мастерская:
Т+Т Architects
Авторский коллектив:
Сергей Труханов, Анастасия Абашева, Полина Воеводина, Валерия Голынская, Дарья Зверева, Катерина Кеввай, Забелин Святослав, Грязнова Полина

Недавно открывшийся в БЦ «Арена» Multispace Dinamo – пример проекта, целиком нацеленного на остросовременные подходы и технологии. Он управляется через приложение, для него написан собственный софт, а пространства не просто мульти-функциональны, но и продуманно перемешаны, как своего рода пазл, позволяющий сотрудникам миксовать свой рабочий быт для большей эффективности.

Сервисный офис Multispace Dinamo – второй проект интерьера, реализованный T+T architects Сергея Труханова для компании Multispace. Первым было здание в 1-м Щипковском переулке – Multispace Paveletskaya, открытое в 2020 году. Там архитекторам досталась 5-этажная постройка 2007 года: ее реконструировали, заменив фасады, но сохранив конструктив.

На Динамо всё иначе – новое офисное пространство заняло 7 этажей, 2–4 и 13–16, в новом бизнес-центре «Арена» (класса А), который представляет собой самый стройный и на данный момент самый высокий корпус хорошо известного комплекса ВТБ Арена Парк. В БЦ 24 этажа, Multispace занял приблизительно треть объема. Ему достался отдельный вход с двусветным атриумом со стороны ТТК, современная инженерия, коммуникационное ядро на 8 лифтов, окна «в пол», как и полагается современному офису – фактически стеклянные стены, потолки высотой 3.6 м и удобная «локация» с хорошей транспортной доступностью – от метро 10 минут пешком через парк «Динамо». 

Все это хорошие исходные данные – к ним добавилось техническое задание на максимальную гибкость: новое пространство продолжает и развивает особенности Multispace, опробованные еще на Павелецкой. 

Мультиспейс Динамо. Этаж 2
Мультиспейс Динамо. Этаж 2
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects

Если вкратце, то подход состоит в следующем. Multispace создает современные офисные интерьеры, оборудованные всем необходимым, и сдает их в аренду компаниям «под ключ», включая уборку и прочее – поэтому такой офис называется сервисным; говоря упрощенно, его можно сравнить с отелем, где все обслуживание берет на себя администрация, а арендаторам остается только заниматься своим делом. Но не только. Интерьеры буквально пронизаны современными цифровыми технологиями: распознавание лиц, заказ рабочего места, управление светом и температурой, сплошной «умный дом» – это раз.
Мультиспейс Динамо. Этаж 2
Мультиспейс Динамо. Этаж 2
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 13-16
Мультиспейс Динамо. Этаж 13-16
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects

Два – офисы «гибкие», спланированы по принципу agile или, как было сказано на недавней пресс-конференции, Activity Based Working (ABW). Это означает, что пространство совмещает максимум разных форматов офисной работы, от openspace до переговорных и кабинетов, так же как и уголков для неформального общения, и любой сотрудник может чередовать их использование, регистрируя за собой то или иное место, опять же, с помощью цифровой системы. А следовательно – как объясняют Multispace – несмотря на то, что цена за метр офиса выше средней, эффективность использования пространства позволяет впоследствии существенно экономить на суммарных затратах. Поскольку не все сотрудники в наше время находятся в офисе одновременно – его загрузка «уплотняется», а люди получают больший спектр вариантов на выбор исходя из конкретной ситуации: для переговоров, для тихой работы, для разговора по телефону, чтобы рассеянно посмотреть в окно – и так далее. Какие-то форматы компании не могут позволить себе в обычном офисе, а здесь они оказываются доступны. 

Соответственно, требование особенного подхода к многофункциональности ставит нетривиальные задачи и перед архитекторами интерьера – но T+T architects привычны к такой типологии и даже любят ее, они в принципе развивают подход agile, считая его подходом будущего, и в других своих проектах. Так что для архитекторов стала вполне естественным вызовом необходимость развить идеи, уже знакомые им по Multispace Paveletskaya. 
 
Сергей Труханов, Т+Т Architects
Отличие проекта Multispace Dinamo – если на Павелецкой мы, так или иначе, сосредоточились на специфике отдельных этажей, – то здесь максимально перемешали форматы в пространстве каждого этажа, стремясь к наибольшей вариативности и разнообразию. Совместили кабинеты, переговорные, openspace, тихие зоны, stand-up зоны, а также зоны командной работы, рассчитанные на коммуникацию и неформальное общение, и так далее.
 
Еще одна особенность – рядом с переговорными предусмотрены мягкие зоны: они нужны не только для того, чтобы подождать, пока начнется встреча, но и для того, чтобы завершить разговор в комфортной обстановке. Научно доказан факт, что в 70% случаев возникает необходимость «договорить». к примеру, обсудить конкретный кейс с конкретным человеком. Мы учли и эту необходимость.

Мультиспейс Динамо. Этаж 13-16 Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 13-16
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 3 Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 3
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects

Здесь, действительно, очень плотно всё перемешано, иногда даже кажется, что типы пространств разделены намеренно – во всяком случае, схемы показывают, насколько тщательно проведена эта работа. 
Мультиспейс Динамо © Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо
© Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо © Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо
© Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо © Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо
© Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо © Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо
© Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо © Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо
© Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо © Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо
© Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо © Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо
© Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо © Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо
© Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо © Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо
© Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо © Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо
© Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо © Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо
© Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо © Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо
© Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо © Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо
© Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо © Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо
© Т+Т Architects

Прежде всего интересно, что стало с форматом openspace, который в обычном офисе, как правило, разрастается в протяженные «поля», целиком заполняя собой пространство от окон до внутреннего ядра здания. Так вот, столы openspace, во-первых, разделены на небольшие группы – к примеру, деревянными конструкциями, включающими маленькие застекленные кабинеты-«аквариумы».

Другой вариант разбивки «полей» – стеклянными овалами небольших переговорных. Кроме того, вдоль внешней стены тянется стойка рабочих мест на высоких стульях, похожая на барную. Openspace оказывается при таком дроблении и в таком окружении альтернатив намного более «живым», чем обычно, а благодаря гибкости возможного использования – человек не привязан к месту в нем – даже привлекательным. Можно посидеть и тут. 
Мультиспейс Динамо. Этаж 3
Мультиспейс Динамо. Этаж 3
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 2
Мультиспейс Динамо. Этаж 2
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects

Далее, особенно интересен набор миниатюрных вкраплений, которых здесь прямо-таки множество. Помимо упомянутых выше застекленных кабин-«кабинетиков» и «стойки» с высокими стульями встречаются кабинеты-ниши с минимальным столом во внутреннем пространстве и даже просто ниши с розетками, а также пуфики, кресла и группы кресел, о которых Сергей Труханов говорит как о местах, где можно продолжить переговоры. В некоторых случаях мини-кабинеты пристыкованы к внешнему стеклу и закрыты шторой, так что, если развернуть стул к окну, – получается этакое уединенное место для наблюдения за городом и бесконечным движением машин на ТТК. Добавим сюда разноформатные и разноцветные диваны с высокими спинками: иногда их целая вереница, а иногда один-два – тоже место для спокойного разговора. К диванам прилагаются мини-столики на одной ноге, все вместе чем-то напоминает купе поезда. 
Мультиспейс Динамо. Этаж 4 Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 4
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 4 Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 4
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects

Помимо раздробленных на фрагменты «полей» openspace и набора микро-вкраплений присутствует несколько видов «обычных» переговорных, как побольше, со столами, так и с диванами и креслами, а также пространств с небольшими, на пару ступенек, амфитеатрами и длинных столов, некоторые из которых изогнуты зигзагами, что увеличивает их рабочую длину, или подковами, приближая столы к окнам. 
Мультиспейс Динамо. Этаж 3 Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 3
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 13-16 Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 13-16
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 3 Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 3
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 4 Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 4
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 2 Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 2
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 2 Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 2
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 2 Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 2
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 3 Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 3
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 4 Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 4
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects

Разнообразие форматов объединено общим и в целом достаточно сдержанным, прагматичным дизайном. Единственной стилевой отсылкой стал Пит Мондриан, тем более строгий, что от его сетчатых пересечений использованы только линии, без цветовых контрастов. 
Мультиспейс Динамо. Этаж 3
Мультиспейс Динамо. Этаж 3
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects

Стулья черные, достаточно много дерева; в офисной части больше белого, в переговорной и лекционной – темно-серого и сдержанного цвета. Открытые коммуникации на потолках выкрашены то в серый, то в белый цвет. Ниже расположены линейные светильники, нередко свободно привешены световые «змейки» и – know-how – решетчатые конструкции, обитые звукоизолирующим материалом сродни войлоку. Они не скрывают потолки и в целом довольно прозрачны и свободны, однако помогают гасить шум. Ту же роль выполняют войлочные круги над переговорными столами. 
Мультиспейс Динамо. Этаж 3
Мультиспейс Динамо. Этаж 3
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 2
Мультиспейс Динамо. Этаж 2
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects

Звукоизоляции уделено очень много внимания: как «войлочные» поверхности на стенах и потолке, так и шторы, и стеклянные перегородки призваны улавливать и нейтрализовывать лишние звуки. Представители Multispace специально подчеркивают, что в офисе действует правило «трех звонков»: если у кого-то звонит телефон, то за это время необходимо выйти и найти место для разговора, чтобы не мешать соседям. 

Не менее интересно то, как устроено пространство всех 7 этажей в целом. Верхние этажи, 13–16 и четвертый, предназначены для аренды компаниями, вход туда – через распознавание лиц, бронирование рабочих мест через приложение. 

Третий этаж, из офисных в данном случае нижний, получил название общественного пространства, – но он открыт не для всей общественности, а для сотрудников компаний-арендаторов, – зато для всех. Если на «своем» этаже в какой-то момент не хватает места, можно спуститься на третий этаж и работать там, найдя примерно все то же самое: столы, переговорные, мини-кабинеты, амфитеатры, кофе-пойнты. 

На второй этаж можно войти прямо с улицы, и он еще более общественный. Здесь расположена столовая, предназначенная для сотрудников, но открытая для всех. Еду в ней и заказывают, и оплачивают через приложения, причем одно внутреннее, а другое гостевое. Получают по номерам заказов. Работает столовая до 16:00, но прийти в нее можно и позднее, купить готовую еду из холодильника и разогреть свою. На столах розетки, так что можно приходить с ноутбуком и заряжать телефон. А интерьер – в целом похож на пространство офисного этажа с разнообразием мест и «островками», притом что зелени в нем даже больше. 
Мультиспейс Динамо. Этаж 2
Мультиспейс Динамо. Этаж 2
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 2
Мультиспейс Динамо. Этаж 2
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects

Там же, на втором этаже, расположено несколько лекционных комнат, причем если столовая будет популярной, предусмотрена возможность расширить ее площадь за счет «лекционной» части. 
Мультиспейс Динамо. Этаж 2
Мультиспейс Динамо. Этаж 2
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 2
Мультиспейс Динамо. Этаж 2
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 2
Мультиспейс Динамо. Этаж 2
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects

Если в нижних этажах преобладает фирменный винно-красный цвет Multispace, то в верхних цвет варьируется, обозначая собой разные зоны: появляется синий, зеленый, оранжевый. 
Мультиспейс Динамо
Мультиспейс Динамо
© Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо
Мультиспейс Динамо
© Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 13-16
Мультиспейс Динамо. Этаж 13-16
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects

Один из «сквозных» приемов – объемные «трубки»-вертикали, где-то из них составлена стена переговорной, где-то ядро зеленого островка, а на входе в атриуме поверхность, составленная из «каннелюр наоборот», скульптурно обрамляет лифтовую шахту рядом с кафе. 
Мультиспейс Динамо. Этаж 2 Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 2
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 13-16 Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 13-16
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects

В целом же это тот случай, когда функциональная программа, нацеленная на разнообразие пространств, насколько сложна, что дизайн «отступает» в сторону минимального: цвет насыщен, но неярок, фактуры сдержанны – все работает на то, чтобы дать человеку отдохнуть, а не привлечь его внимание. Всё действительно сочетается таким образом, что на «релакс» работают и стекло, и штора, и белый, и темно-серый, и дерево, и зелень – они становятся частью общей режиссуры, сосредоточенной на удобстве взаимной компоновки, «прилаживанию» друг к другу очень разных составных частей. Они прилажены – емко и умело, как в хорошей объемной головоломке – чем откликаются и на поставленную задачу, и даже на название проекта Multispace: «многопространственность» просчитана тонко и практично. И как-то сразу верится: Open- устарел, наступает время Multi-.