Ре-Школа 2021: Соловки

Третий учебный год Ре-Школа посвятила Соловецкому архипелагу и подготовке жизнеспособной концепции сохранения трех объектов на Банном озере. Об эмоциональных и по-настоящему научных открытиях, которые состоялись за два семестра, рассказывает руководитель школы Наринэ Тютчева.

mainImg
Студенты: Бобылева Анна Ильинична, Бучулаева Марьям Асламбековна, Ганжурова Ульяна Алексеевна, Грошева Валерия Юрьевна, Гусев Всеволод Владимирович, Дзержинский Иван Иванович, Егерева Надежда Александровна, Землянская Валентина Владимировна, Ивановская Мария Алексеевна, Кострюкова Юлия Сергеевна, Макарова Елена Андреевна, Серегина Евгения Анатольевна, Федулов Денис Михайлович.

Консультанты: Фатькин Алексей Геннадьевич, Вознесенская Анна
Александровна, Пузанов Кирилл Александрович, Зыбина Дарья Дмитриевна.
 
Наринэ Тютчева, руководитель:
 

В этом году мы работали с Соловецким архипелагом и решали две задачи. Первая задача академическая – попытаться применить методику Ре-школы на более сложном объекте. В данном случае мы взялись за объект всемирного наследия, взялись не за город, а за целый архипелаг, за мини-континент. Вторая задача была связана непосредственно с Соловками, поскольку это объект чрезвычайно интересный и, как мы знаем, достаточно хорошо изученный. Вокруг него много проектов и эмоций. Нам было интересно поработать системно и найти другую точку зрения, попытаться найти инструмент, который позволит нам, охватив весь архипелаг, структурно выявить закономерности и подобрать ключи к его дальнейшему существованию, сохранению и развитию. 
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
© Ре-Школа
Учитывая особенности нашего учебного процесса, мы не могли отправиться в длительную экспедицию. Знакомство с архипелагом происходило с помощью материалов предыдущих исследований, студенты много читали и погружались в контекст, встречались с экспертами, которые долго занимаются Соловками. В процессе натурных исследований нам удалось изучить только поселок и доступные скиты. Архипелаг, кроме всего прочего, обладает плохой доступностью из-за состояния дорог и коммуникаций. 
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
© Ре-Школа
За первый семестр мы выполнили анализ пространств архипелага и подготовили исследование, в выводах которого кристаллизовались собранные данные. Нам удалось разделить все пространство на три ключевых элемента: природа, рукотворные ландшафты и поселения. В качестве примера поселения мы рассматривали поселок Соловецкий, поскольку он доступен, служит морскими и воздушными воротами архипелага, является иконическим образом Соловков. На нем сосредоточено наибольшее число интересов, взглядов. 
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
© Ре-Школа
Работая с территорией поселка мы выяснили, что многие его объекты входят в различные государственные программы и субсидии. При этом мы видим проблемы, связанные с разобщенностью в деятельности основных групп пользователей – монастыря, музея-заповедника и местных жителей. Мы попытались найти импульсные точки на карте поселка, которые, с одной стороны запустили бы позитивные процессы преобразований, связанные с сохранением выдающейся универсальной ценности объектов всемирного наследия, с другой – дали толчок синергетическому эффекту, при котором судьба и использование территории интересны для всех и каждого.

​Важно отметить, что туризм и паломничество долгое время были и остаются одним из основных видов деятельности на архипелаге. Это то, что приносит доход всем. Поэтому мы выбрали фрагмент территории на пересечении активных путей, который, однако, оставался вне поля зрения – для его объектов до сих пор не было разработано ни проектов, ни понятных финансовых инструментов сохранения и развития.
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
© Ре-Школа

Итак, следующим этапом исследования стала территория на берегу Банного озера и три расположенных рядом здания. Два из них – выявленные объекты культурного наследия, бывшие валунные бани, одна из которых со временем превратилась в валунный амбар. Валунная кладка – визитная карточка Соловецкого архипелага, только здесь из крупномерного валуна создавались бытовые объекты, а не фортификационные сооружения, как чаще всего было принято.

Третий объект – кирпичное безымянное здание, которое хоть и используется весьма утилитарно, как склад и гараж, однако привлекло наше внимание – неспроста оно взаимодействует с объектами XVIII века. 
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
© Ре-Школа
Все три объекта составляют композиционную и функциональную общность. Они расположены в стратегически важном месте, но сейчас это место проваливается, потому что здания или не используются, или используются не эффективно. Мы решили заняться вопросом перезагрузки и сохранения объектов, вопросом их участия в формировании среды и взаимодействия со всей остальной территорией поселка.
  • zooming
    1 / 5
    Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
    © Ре-Школа
  • zooming
    2 / 5
    Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
    © Ре-Школа
  • zooming
    3 / 5
    Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
    © Ре-Школа
  • zooming
    4 / 5
    Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
    © Ре-Школа
  • zooming
    5 / 5
    Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
    © Ре-Школа
По всем объектам были сделаны подробные натурные исследования: обмеры, зарисовки, фиксации. Несмотря на короткий срок – в нашем распоряжении было всего пять дней, и довольно холодную весну – чтобы подойти к зданиям, приходилось откапывать их из снега. 

Студенты провели много времени в архивах музея-заповедника. Необходимо отметить, что по двум объектам было достаточно материалов для того, чтобы понять их эволюцию и генетику и дальше предлагать соответствующие гипотезы сохранения и использования. По третьему объекту, пожарному депо, не было никаких материалов, кроме планов БТИ. Более того, этот объект даже не был зафиксирован в кадастровом учете. Безымянный и никому не нужный. 

В ходе учебного года нас ждали разные открытия.
 
Белецкая баня
Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая»
© Ре-Школа
Один из интересных феноменов, связанных с баней, заключается в том, что здание многократно меняло свою архитектуру. Оно трансформировалось на протяжении 300 лет, но при этом сохраняло свою функцию: объект просуществовал как баня вплоть до 1996 года, с тех пор здание стоит заброшенное.

У бани, помимо архитектурных и технологических особенностей, есть еще и социальное признание: среди опрошенных не оказалось никого, кто не хотел бы вернуть бане ее функцию. Это, впрочем, не так просто. Во-первых, здание принадлежит музею-заповеднику и является выявленным объектом культурного наследия. Во-вторых, содержание бани предполагает ее круглогодичную эксплуатацию. Это достаточно затратно из-за расходов на отопление, тем более учитывая особенности энергоснабжения Соловков.

Нам было необходимо не только понять проблемы здания и найти решения по его сохранению, но и продумать его дальнейшую жизнь, чтобы после реставрации здание не стояло заколоченным. Потому что реставрация ради реставрации – это не наш путь.
  • zooming
    1 / 9
    Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая»
    © Ре-Школа
  • zooming
    2 / 9
    Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая»
    © Ре-Школа
  • zooming
    3 / 9
    Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая»
    © Ре-Школа
  • zooming
    4 / 9
    Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая»
    © Ре-Школа
  • zooming
    5 / 9
    Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая»
    © Ре-Школа
  • zooming
    6 / 9
    Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая»
    © Ре-Школа
  • zooming
    7 / 9
    Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая»
    © Ре-Школа
  • zooming
    8 / 9
    Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая»
    © Ре-Школа
  • zooming
    9 / 9
    Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая»
    © Ре-Школа
Ответы приходили вместе с исследованием. Мы обнаружили, что сквозь здание протекает полуоткрытый канал из Банного озера, и оценили уникальность этого элемента с эстетической и технологической точки зрения. Также выяснилось, что печь, как сердцевина этого дома, существует на протяжении всех 300 лет на одном и том же месте и до сих пор находится в целостности и сохранности.

В результате мы предложили многофункциональную арт-резиденцию, в которой была бы и баня и пространство с музейной функцией, повествующее о банях на Соловках – для него отводится второй этаж и обширный чердак. Экономическая форма, которую мы выбрали – государственно-частное партнерство между музеем и приглашенными инвесторами. Только при такой совместной работе проект можно реализовать и сделать выгодным для обеих сторон. 
Валунный амбар
Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
© Ре-Школа
В этом здании нас тоже ждало много интересного. Выяснилось, что при всей, казалось бы, примитивности и простоте, амбар – это образцовый для Соловецкого архипелага валунный объект. Подобных амбаров много раскидано по всему архипелагу, и сегодня стоит вопрос относительно их дальнейшей судьбы: не очень понятно, к чему они могут быть приспособлены. На примере амбара на Банном озере мы изучили историю валунной кладки. И, как нам кажется, сделали некоторое открытие: соловецкая валунная кладка не просто уникальна как явление, она имеет еще и разные периоды своего развития.  

В отличие от Белецкой бани, валунный амбар никогда не менял своей формы, зато постоянно менял функцию из-за универсальности квадратного в плане помещения.
  • zooming
    1 / 10
    Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
    © Ре-Школа
  • zooming
    2 / 10
    Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
    © Ре-Школа
  • zooming
    3 / 10
    Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
    © Ре-Школа
  • zooming
    4 / 10
    Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
    © Ре-Школа
  • zooming
    5 / 10
    Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
    © Ре-Школа
  • zooming
    6 / 10
    Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
    © Ре-Школа
  • zooming
    7 / 10
    Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
    © Ре-Школа
  • zooming
    8 / 10
    Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
    © Ре-Школа
  • zooming
    9 / 10
    Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
    © Ре-Школа
  • zooming
    10 / 10
    Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
    © Ре-Школа
Это здание также принадлежит музею-заповеднику, поэтому мы предположили, что его можно превратить в музей-навигатор, откуда туристы начинают знакомство с Соловецким архипелагом, причем не обязательно через экспозицию. Функция навигатора или объекта туристического гостеприимства подходит и для других амбаров архипелага, расположенных на маршрутах туристов, паломников и жителей.
Пожарное депо
Это безымянное кирпичное здание, которое даже не стояло на кадастре, преподнесло нам невероятный сюрприз. Нам повезло найти документы, подтверждающие датировку здания: выяснилось, что оно было построено в период с 1936 по 1939 год. Сравнив его с аналогичными объектами того же времени, мы выявили закономерность творческого почерка. 
Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
© Ре-Школа

Схожие элементы мы нашли в объекте, который уже атрибутирован и обладает статусом объекта наследия федерального значения – это здание тюрьмы, которое приписывают двум молодым архитекторам, братьям-близнецам Константину и Борису Минихам, которые отбывали свой срок на Соловках с 1936 по 1939 год. В 1939 году, поскольку лагерь и тюрьма были закрыты, всех эвакуировали, архитекторов вернули в Москву, а в 1940 году расстреляли.

Есть все основания полагать, что здание на Банном озере было также спроектировано Минихами. Это навело нас на мысль, что и остальные объекты, построенные в это время, требуют своей атрибуции. Оказывается, в конце 1930-х годов на Соловках существовало архитектурно-проектное бюро. И я думаю, что мы открыли новую страницу в истории XX века Соловецкого архипелага и будем дальше исследовать эту тему – нам открыли доступ к архивам КГБ, которые сейчас невозможно увидеть из-за пандемии. 
  • zooming
    1 / 8
    Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
    © Ре-Школа
  • zooming
    2 / 8
    Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
    © Ре-Школа
  • zooming
    3 / 8
    Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
    © Ре-Школа
  • zooming
    4 / 8
    Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
    © Ре-Школа
  • zooming
    5 / 8
    Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
    © Ре-Школа
  • zooming
    6 / 8
    Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
    © Ре-Школа
  • zooming
    7 / 8
    Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
    © Ре-Школа
  • zooming
    8 / 8
    Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
    © Ре-Школа
Здание элегантно спроектировано и выполнено и находится в прекрасном состоянии. Мы попытались выявить причину закономерности, почему оно так хорошо вписывается в ансамбль со зданиями XVIII века? Очевидным было повторение композиционных закономерностей в плане, повторение углов и наклона кровель. Но самое интересное ждало нас, когда мы сделали пропорциональный анализ объекта и выяснили, что здание спроектировано не в метрической, а в антропометрической системе – системе саженей, которая кратна английским дюймам. Для нас это стало откровением. Видимо, проектирование в антропометрической системе дает пропорциональную общность и созвучность с историческими объектами, которые находятся рядом. Также мы вспомнили, что российские и советские архитекторы проектировали в дюймах и саженях до 1930-х годов. 
  • zooming
    1 / 7
    Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
    © Ре-Школа
  • zooming
    2 / 7
    Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
    © Ре-Школа
  • zooming
    3 / 7
    Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
    © Ре-Школа
  • zooming
    4 / 7
    Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
    © Ре-Школа
  • zooming
    5 / 7
    Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
    © Ре-Школа
  • zooming
    6 / 7
    Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
    © Ре-Школа
  • zooming
    7 / 7
    Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
    © Ре-Школа
В отличие от предыдущих двух объектов, здание пожарного депо находится в собственности муниципалитета и может стать ответом на целый ряд запросов жителей. Здесь может быть с успехом реализовано социально-бытовое общественное пространство. Здание достаточно большое, и у него есть колоссальный потенциал к развитию. Муниципалитету при правильном муниципальном-частном партнерстве и правильной структуре экономики будущая функция здания может приносить хороший доход. 

На этом Ре-Школа не заканчивает изучение Соловков, думаю, нас еще ждут открытия.
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
© Ре-Школа

03 Сентября 2021

Похожие статьи
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
СПбГАСУ 2024: иностранцы
Лучшие выпускные работы студентов из других стран, закончивших кафедру Архитектурного проектирования СПбГАСУ: конференц-центр в Марокко, фермерский рынок в Мозамбике и Музей армянской архитектуры.
Площадь–набережная–сквер
Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Итоги конкурса ИЗО студентов МАРХИ
Каждый год мы публикуем работы студентов МАРХИ, победившие в конкурсе «За исключительные успехи в изобразительных дисциплинах». Конкурс проводится с 2022 года. В этом году продолжаем традицию и знакомим с работами, получившими «золото», «серебро» и «бронзу».
РАНХиГС 2024: архитектура виртуальной среды
Студия sintez.space представляет дипломные работы, выполненные на Кафедре дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС под руководством Андрея Киселева и Сергея Шестопалова. Работы посвящены трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей.
СПбГАСУ 2024: Архитектурное и градостроительное наследие...
Серия работ бакалавров, выпускавшихся по специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» в этом году, посвящена Калининградской области. Студенты предложили как масштабные градостроительные концепции, так и конкретные решения для отдельно взятых объектов.
МАРШ: Переосмысление времени
Показываем избранные проекты магистратуры под руководством Евгения Асса и Анвара Гарипова. Три работы. Тема магистрам 2024 года – «Переосмысление времени» – досталась самая самая заковыристая, но и свободная в то же время. Итак: отель на краю земли, реставрация в духе консерации, и физико-косметический подход к теме.
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Большой дом
Студенты ГУЗ под руководством Максима Гурвича и Михаила Корси разработали целую линейку идей для небанальных многоквартирных – и многофункциональных – домов. Работали они, впервые в истории Университета землеустройства, с реальным заказчиком – компанией А101, при участии ее специалистов, и для реальной территории.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.
Кладбище внутри и снаружи
Воркшоп под руководством Института Генплана Москвы занял на «Открытом городе» одно из двух первых мест. Его тема – пути реорганизации городских кладбищ. Предложено два направления, для пригорода и для центра, диаметрально противоположные.
Технологии и материалы
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Сейчас на главной
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».