Ре-Школа 2021: Соловки

Третий учебный год Ре-Школа посвятила Соловецкому архипелагу и подготовке жизнеспособной концепции сохранения трех объектов на Банном озере. Об эмоциональных и по-настоящему научных открытиях, которые состоялись за два семестра, рассказывает руководитель школы Наринэ Тютчева.

mainImg
0
Студенты: Бобылева Анна Ильинична, Бучулаева Марьям Асламбековна, Ганжурова Ульяна Алексеевна, Грошева Валерия Юрьевна, Гусев Всеволод Владимирович, Дзержинский Иван Иванович, Егерева Надежда Александровна, Землянская Валентина Владимировна, Ивановская Мария Алексеевна, Кострюкова Юлия Сергеевна, Макарова Елена Андреевна, Серегина Евгения Анатольевна, Федулов Денис Михайлович.

Консультанты: Фатькин Алексей Геннадьевич, Вознесенская Анна
Александровна, Пузанов Кирилл Александрович, Зыбина Дарья Дмитриевна.
 
Наринэ Тютчева, руководитель:
 

В этом году мы работали с Соловецким архипелагом и решали две задачи. Первая задача академическая – попытаться применить методику Ре-школы на более сложном объекте. В данном случае мы взялись за объект всемирного наследия, взялись не за город, а за целый архипелаг, за мини-континент. Вторая задача была связана непосредственно с Соловками, поскольку это объект чрезвычайно интересный и, как мы знаем, достаточно хорошо изученный. Вокруг него много проектов и эмоций. Нам было интересно поработать системно и найти другую точку зрения, попытаться найти инструмент, который позволит нам, охватив весь архипелаг, структурно выявить закономерности и подобрать ключи к его дальнейшему существованию, сохранению и развитию. 
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
© Ре-Школа
Учитывая особенности нашего учебного процесса, мы не могли отправиться в длительную экспедицию. Знакомство с архипелагом происходило с помощью материалов предыдущих исследований, студенты много читали и погружались в контекст, встречались с экспертами, которые долго занимаются Соловками. В процессе натурных исследований нам удалось изучить только поселок и доступные скиты. Архипелаг, кроме всего прочего, обладает плохой доступностью из-за состояния дорог и коммуникаций. 
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
© Ре-Школа
За первый семестр мы выполнили анализ пространств архипелага и подготовили исследование, в выводах которого кристаллизовались собранные данные. Нам удалось разделить все пространство на три ключевых элемента: природа, рукотворные ландшафты и поселения. В качестве примера поселения мы рассматривали поселок Соловецкий, поскольку он доступен, служит морскими и воздушными воротами архипелага, является иконическим образом Соловков. На нем сосредоточено наибольшее число интересов, взглядов. 
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
© Ре-Школа
Работая с территорией поселка мы выяснили, что многие его объекты входят в различные государственные программы и субсидии. При этом мы видим проблемы, связанные с разобщенностью в деятельности основных групп пользователей – монастыря, музея-заповедника и местных жителей. Мы попытались найти импульсные точки на карте поселка, которые, с одной стороны запустили бы позитивные процессы преобразований, связанные с сохранением выдающейся универсальной ценности объектов всемирного наследия, с другой – дали толчок синергетическому эффекту, при котором судьба и использование территории интересны для всех и каждого.

​Важно отметить, что туризм и паломничество долгое время были и остаются одним из основных видов деятельности на архипелаге. Это то, что приносит доход всем. Поэтому мы выбрали фрагмент территории на пересечении активных путей, который, однако, оставался вне поля зрения – для его объектов до сих пор не было разработано ни проектов, ни понятных финансовых инструментов сохранения и развития.
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
© Ре-Школа

Итак, следующим этапом исследования стала территория на берегу Банного озера и три расположенных рядом здания. Два из них – выявленные объекты культурного наследия, бывшие валунные бани, одна из которых со временем превратилась в валунный амбар. Валунная кладка – визитная карточка Соловецкого архипелага, только здесь из крупномерного валуна создавались бытовые объекты, а не фортификационные сооружения, как чаще всего было принято.

Третий объект – кирпичное безымянное здание, которое хоть и используется весьма утилитарно, как склад и гараж, однако привлекло наше внимание – неспроста оно взаимодействует с объектами XVIII века. 
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
© Ре-Школа
Все три объекта составляют композиционную и функциональную общность. Они расположены в стратегически важном месте, но сейчас это место проваливается, потому что здания или не используются, или используются не эффективно. Мы решили заняться вопросом перезагрузки и сохранения объектов, вопросом их участия в формировании среды и взаимодействия со всей остальной территорией поселка.
  • zooming
    1 / 5
    Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
    © Ре-Школа
  • zooming
    2 / 5
    Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
    © Ре-Школа
  • zooming
    3 / 5
    Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
    © Ре-Школа
  • zooming
    4 / 5
    Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
    © Ре-Школа
  • zooming
    5 / 5
    Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
    © Ре-Школа
По всем объектам были сделаны подробные натурные исследования: обмеры, зарисовки, фиксации. Несмотря на короткий срок – в нашем распоряжении было всего пять дней, и довольно холодную весну – чтобы подойти к зданиям, приходилось откапывать их из снега. 

Студенты провели много времени в архивах музея-заповедника. Необходимо отметить, что по двум объектам было достаточно материалов для того, чтобы понять их эволюцию и генетику и дальше предлагать соответствующие гипотезы сохранения и использования. По третьему объекту, пожарному депо, не было никаких материалов, кроме планов БТИ. Более того, этот объект даже не был зафиксирован в кадастровом учете. Безымянный и никому не нужный. 

В ходе учебного года нас ждали разные открытия.
 
Белецкая баня
Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая»
© Ре-Школа
Один из интересных феноменов, связанных с баней, заключается в том, что здание многократно меняло свою архитектуру. Оно трансформировалось на протяжении 300 лет, но при этом сохраняло свою функцию: объект просуществовал как баня вплоть до 1996 года, с тех пор здание стоит заброшенное.

У бани, помимо архитектурных и технологических особенностей, есть еще и социальное признание: среди опрошенных не оказалось никого, кто не хотел бы вернуть бане ее функцию. Это, впрочем, не так просто. Во-первых, здание принадлежит музею-заповеднику и является выявленным объектом культурного наследия. Во-вторых, содержание бани предполагает ее круглогодичную эксплуатацию. Это достаточно затратно из-за расходов на отопление, тем более учитывая особенности энергоснабжения Соловков.

Нам было необходимо не только понять проблемы здания и найти решения по его сохранению, но и продумать его дальнейшую жизнь, чтобы после реставрации здание не стояло заколоченным. Потому что реставрация ради реставрации – это не наш путь.
  • zooming
    1 / 9
    Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая»
    © Ре-Школа
  • zooming
    2 / 9
    Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая»
    © Ре-Школа
  • zooming
    3 / 9
    Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая»
    © Ре-Школа
  • zooming
    4 / 9
    Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая»
    © Ре-Школа
  • zooming
    5 / 9
    Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая»
    © Ре-Школа
  • zooming
    6 / 9
    Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая»
    © Ре-Школа
  • zooming
    7 / 9
    Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая»
    © Ре-Школа
  • zooming
    8 / 9
    Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая»
    © Ре-Школа
  • zooming
    9 / 9
    Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая»
    © Ре-Школа
Ответы приходили вместе с исследованием. Мы обнаружили, что сквозь здание протекает полуоткрытый канал из Банного озера, и оценили уникальность этого элемента с эстетической и технологической точки зрения. Также выяснилось, что печь, как сердцевина этого дома, существует на протяжении всех 300 лет на одном и том же месте и до сих пор находится в целостности и сохранности.

В результате мы предложили многофункциональную арт-резиденцию, в которой была бы и баня и пространство с музейной функцией, повествующее о банях на Соловках – для него отводится второй этаж и обширный чердак. Экономическая форма, которую мы выбрали – государственно-частное партнерство между музеем и приглашенными инвесторами. Только при такой совместной работе проект можно реализовать и сделать выгодным для обеих сторон. 
Валунный амбар
Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
© Ре-Школа
В этом здании нас тоже ждало много интересного. Выяснилось, что при всей, казалось бы, примитивности и простоте, амбар – это образцовый для Соловецкого архипелага валунный объект. Подобных амбаров много раскидано по всему архипелагу, и сегодня стоит вопрос относительно их дальнейшей судьбы: не очень понятно, к чему они могут быть приспособлены. На примере амбара на Банном озере мы изучили историю валунной кладки. И, как нам кажется, сделали некоторое открытие: соловецкая валунная кладка не просто уникальна как явление, она имеет еще и разные периоды своего развития.  

В отличие от Белецкой бани, валунный амбар никогда не менял своей формы, зато постоянно менял функцию из-за универсальности квадратного в плане помещения.
  • zooming
    1 / 10
    Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
    © Ре-Школа
  • zooming
    2 / 10
    Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
    © Ре-Школа
  • zooming
    3 / 10
    Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
    © Ре-Школа
  • zooming
    4 / 10
    Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
    © Ре-Школа
  • zooming
    5 / 10
    Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
    © Ре-Школа
  • zooming
    6 / 10
    Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
    © Ре-Школа
  • zooming
    7 / 10
    Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
    © Ре-Школа
  • zooming
    8 / 10
    Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
    © Ре-Школа
  • zooming
    9 / 10
    Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
    © Ре-Школа
  • zooming
    10 / 10
    Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
    © Ре-Школа
Это здание также принадлежит музею-заповеднику, поэтому мы предположили, что его можно превратить в музей-навигатор, откуда туристы начинают знакомство с Соловецким архипелагом, причем не обязательно через экспозицию. Функция навигатора или объекта туристического гостеприимства подходит и для других амбаров архипелага, расположенных на маршрутах туристов, паломников и жителей.
Пожарное депо
Это безымянное кирпичное здание, которое даже не стояло на кадастре, преподнесло нам невероятный сюрприз. Нам повезло найти документы, подтверждающие датировку здания: выяснилось, что оно было построено в период с 1936 по 1939 год. Сравнив его с аналогичными объектами того же времени, мы выявили закономерность творческого почерка. 
Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
© Ре-Школа

Схожие элементы мы нашли в объекте, который уже атрибутирован и обладает статусом объекта наследия федерального значения – это здание тюрьмы, которое приписывают двум молодым архитекторам, братьям-близнецам Константину и Борису Минихам, которые отбывали свой срок на Соловках с 1936 по 1939 год. В 1939 году, поскольку лагерь и тюрьма были закрыты, всех эвакуировали, архитекторов вернули в Москву, а в 1940 году расстреляли.

Есть все основания полагать, что здание на Банном озере было также спроектировано Минихами. Это навело нас на мысль, что и остальные объекты, построенные в это время, требуют своей атрибуции. Оказывается, в конце 1930-х годов на Соловках существовало архитектурно-проектное бюро. И я думаю, что мы открыли новую страницу в истории XX века Соловецкого архипелага и будем дальше исследовать эту тему – нам открыли доступ к архивам КГБ, которые сейчас невозможно увидеть из-за пандемии. 
  • zooming
    1 / 8
    Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
    © Ре-Школа
  • zooming
    2 / 8
    Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
    © Ре-Школа
  • zooming
    3 / 8
    Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
    © Ре-Школа
  • zooming
    4 / 8
    Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
    © Ре-Школа
  • zooming
    5 / 8
    Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
    © Ре-Школа
  • zooming
    6 / 8
    Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
    © Ре-Школа
  • zooming
    7 / 8
    Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
    © Ре-Школа
  • zooming
    8 / 8
    Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
    © Ре-Школа
Здание элегантно спроектировано и выполнено и находится в прекрасном состоянии. Мы попытались выявить причину закономерности, почему оно так хорошо вписывается в ансамбль со зданиями XVIII века? Очевидным было повторение композиционных закономерностей в плане, повторение углов и наклона кровель. Но самое интересное ждало нас, когда мы сделали пропорциональный анализ объекта и выяснили, что здание спроектировано не в метрической, а в антропометрической системе – системе саженей, которая кратна английским дюймам. Для нас это стало откровением. Видимо, проектирование в антропометрической системе дает пропорциональную общность и созвучность с историческими объектами, которые находятся рядом. Также мы вспомнили, что российские и советские архитекторы проектировали в дюймах и саженях до 1930-х годов. 
  • zooming
    1 / 7
    Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
    © Ре-Школа
  • zooming
    2 / 7
    Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
    © Ре-Школа
  • zooming
    3 / 7
    Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
    © Ре-Школа
  • zooming
    4 / 7
    Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
    © Ре-Школа
  • zooming
    5 / 7
    Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
    © Ре-Школа
  • zooming
    6 / 7
    Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
    © Ре-Школа
  • zooming
    7 / 7
    Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
    © Ре-Школа
В отличие от предыдущих двух объектов, здание пожарного депо находится в собственности муниципалитета и может стать ответом на целый ряд запросов жителей. Здесь может быть с успехом реализовано социально-бытовое общественное пространство. Здание достаточно большое, и у него есть колоссальный потенциал к развитию. Муниципалитету при правильном муниципальном-частном партнерстве и правильной структуре экономики будущая функция здания может приносить хороший доход. 

На этом Ре-Школа не заканчивает изучение Соловков, думаю, нас еще ждут открытия.
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
© Ре-Школа

03 Сентября 2021

Похожие статьи
Форты, птицы и залив
Остров Котлин известен прежде всего тем, что на нем располагается город Кронштадт. Дипломная работа Анастасии Мишиной, выпускницы кафедры Дизайна архитектурной среды СПбГАСУ 2022 года, посвящена формированию туристической среды не менее интересной западной части Котлина: с фортами «Риф» и «Шанец», местами гнездования птиц и одними из лучших видов на Финский залив.
Калуга-Сити
Калуга в очередной раз стала площадкой для отработки идей молодых архитекторов. Под руководством Михаила Корси и при содействии главного архитектора города Алексея Комова бакалавры Государственного университета по землеустройству подготовили проект нового делового центра. В нем есть коливинги, фуникулеры, теплицы на крышах и множество отсылок к старой Калуге.
Судьбы агломерации
Летняя практика Института Генплана была посвящена Новой Москве. Всего получилось 4 проекта с совершенно разной оптикой: от масштаба агломерации до вполне конкретных предложений, которые можно было, обдумав, и реализовать. Рассказываем обо всех.
Древолюция на древозаводе
Практикум 2022 года осваивал часть территории завода «Проект Обло», на которой 19 лет назад прошла самая первая Древолюция. Получилось 5 объектов, два – скорее урбанистических, осмысляющих всю территорию практически как античный город, но, в то же время, не без касательства к философии экзистенциализма. Получилось любопытно, жюри обсуждало проекты целый день. Рассказываем обо всех.
СПбГАСУ-2022: магистры ДАС
Публикуем три работы, выполненные на кафедре Дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и рекомендованные преподавателями.
СПбГАСУ-2022: бакалавры ДАС
Публикуем три работы, выполненные на кафедре Дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и рекомендованные преподавателями.
Бакалавры Академии Глазунова 2022: Концепция развития...
Публикуем дипломные проекты бакалавров кафедры архитектуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Они посвящены гармонизации значимых мест Садового кольца путем восстановления памятников архитектуры, устройства парков и создания традиционной застройки.
Фильм в зачет
Андрей Киселев и Сергей Шестопалов приглашают посмотреть фильм экспериментальной проектной студии РАНХиГС, который стал итогом семестра, посвященного навыкам самопрезентации.
Гибкая шестеренка
Три студента МАРХИ обратились в редакцию Архи.ру, чтобы рассказать о своей концепции реновации павильона «Шестигранник» в парке Горького. Они разработали свой проект автономно от SANAA, а теперь сравнивают свое решение со «звездным» японским.
«Открытый город»: Мечты о городе
Следующий проект воркшопа «Открытого города» создан под руководством Kleinewelt Architekten. В основу проектов положены фоны византийской и древнерусской живописи, однако их формы применены к более чем современной типологии.
«Открытый город»: Археология будущего
Начинаем публиковать проекты воркшопов «Открытого города» 2021 – фестиваля архитектурного образования, который ежегодно проводит Москомархитектура. Первый проект – Археология будущего, курировали Даниил Никишин, Михаил Бейлин / Citizenstudio.
СГТУ им. Юрия Гагарина: бакалавры 2021
Семь выпускных работ бакалавров Саратовского государственного технического университета и участников Клуба Молодых Архитекторов: крематорий, экополис, завод по переработке мусора, развитие прибрежных и лунных территорий.
Градостроительные опыты
Этим летом Институт Генплана Москвы при поддержке Москомархитектуры провел стажировку-воркшоп для студентов и молодых архитекторов в новом расширенном формате. Задачей было предложить свежий взгляд на несколько территорий города, рассматриваемых сейчас специалистами института. Дипломами наградили четыре проекта, гран-при получил «самый запоминающийся».
Магистры ЯГТУ 2021: «Тени забытых предков»
Работы выпускников кафедры архитектуры Ярославского государственного технического университета: анализ сталинской архитектуры, возвращение к жизни города-призрака, актуализация советских гаражей и маршрут по исправительно-трудовому лагерю.
Золотая медаль МАРХИ 2021: победители
Публикуем два проекта, награжденных Золотой медалью МАРХИ. Магистерская диссертация Полины Болдыревой посвящена исследованию метаструктур, а дипломный проект Дарьи Зотовой – проработке событийного комплекса с иммерсивным театром в Ясенево.
Поэтика незамечаемого
Какие упражнения помогают студентам МАРШ исследовать повседневность и ловить гения места – рассказывают кураторы Школы на примере итоговых работ двух студий бакалавриата 2021 года.
Арктические опыты
СПбГАСУ совместно с Университетом Хоккайдо провел Международную летнюю архитектурную школу, посвященную Арктике. Показываем проекты, придуманные участниками для Териберки, Земли Франца-Иосифа и Кировска.
Технологии и материалы
МАФы «Хоббики»: от чугунных до умных
«Хоббика» производит малые архитектурные формы с 2008 года. Директор компании Максим Артеменко рассказал Архи.ру о пути от гаража до металло- и деревообрабатывающего цехов, сотрудничестве с архитекторами, а также о последних трендах. Все популярнее становятся авторские и крупные формы – беседки и навесы, а на подходе скамейки и урны, собирающие статистику.
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Временно постоянное
Американское бюро Ennead Architects завершило реставрацию купола собора Иоанна Богослова в Нью-Йорке. Уникальная конструкция получила защитную оболочку из меди.
Проект Knauf Ceiling Solutions – знаменитая израильская клиника...
Команда Knauf Ceiling Solutions предложила для филиала клиники «Хадасса» в Москве неизменно функциональные и одновременно с тем разнообразные потолочные системы. Каждая из них даёт исчерпывающий ответ на конкретный запрос прогрессивного медицинского учреждения, а в комплексе они помогают сформировать оптимальные интерьеры, в которых комфортно всем: и персоналу, и пациентам.
От радиоприемников до фасадов музея: изобретателю...
В XX веке HPL-пластик совершил революцию в дизайне! С Formica работают звездные архитектурные бюро Фрэнка Гери, Бернара Чуми, Рафаэля Виньоли, Захи Хадид, Нормана Фостера, а каждый сезон появляются новые поверхности, декоры, задающие тренды в оформлении частных и общественных интерьеров.
Изящная и легкая
Технология 3D-печати, разработанная в Мичиганском университете, позволила уменьшить вес бетонной конструкции на 72%, сохранив ее прочность.
7 правил уличной мебели
В чем польза и важность уличной мебели? Достаточно ли сделать ее красивой, чтобы люди чувствовали себя комфортно? Разбираемся в теме вместе с компанией «Хоббика» – ведущим производителем мафов для городского благоустройства
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Сейчас на главной
Пресса: Архитектура под санкциями: что стало с проектами ушедших...
За последний год многие именитые архитектурные бюро заявили о приостановке деятельности в России. По большинству из проектов иностранные архитекторы выполнили основную часть работы, но некоторым пришлось искать замену.
Микроблагоустройство
Пять проектов, которые меняют городские пространства малыми средствами: студенческий дворик, пандус для любителей шведской ходьбы, площадь рек, дворик с птицами и асфальтовый памп.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Здание на все случаи жизни
В Амстердамском научном парке открылся корпус офисов и лабораторий Matrix ONE по проекту MVRDV. Он рассчитан на будущие изменения функции, минимальное потребление ресурсов, а в конце срока службы – на вторичное использование его компонентов.
Пресса: Черная, кубическая, на воде: в Казани обсуждают новый...
Страсти вокруг Соборной мечети продолжают кипеть в Казани. После того, как недавно стало известно о перемене места для строительства грандиозного сооружения, внезапно возник и новый проект мечети, представленный на выставке в Москве. Как заявили столичные архитекторы - авторы проекта, на котором мечеть представлена в виде стоящего на воде черного параллелепипеда, их творение уже одобрил глава Татарстана Рустам Минниханов.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Белый верх, черный низ
Тотан Кузембаев показывает на Арх Москве юбилейную выставку в честь своего 70-летия. Она состоит из графических работ на стендах форме латинской цифры X и, как солнечные часы, отсчитывает время. Публикуем текст Андрея Иванова – давнего исследователя творчества Тотана, – с авторским взглядом на выставку.
Рельеф как логотип
В основе проекта выставочного павильона для Чунцина – абрис стрелки Янцзы и Цзялинцзян – рек, на которых стоит город.
Пресса: Синхронизация таланта и реальности: топ-30 самых успешных...
Оценивать и описывать архитектурные бюро с точки зрения бизнеса оказалось непросто, но увлекательно. Исследовательская команда F Research погрузилась в изучение критериев успеха в индустрии и сбор данных. Результатом стал ренкинг — топ-30 самых успешных архитектурных бюро столицы.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской Линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Вилкинсон и Мак Аслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Школы замкнутого цикла
Архитекторы OMA разработали деревянную модульную систему для сборных школьных зданий в Амстердаме: это позволит оперативно ликвидировать недостачу образовательных учреждений, оставшись при этом в рамках экономики замкнутого цикла.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Terra incognita
Гостиничный комплекс на 800 номеров, спроектированный Гинзбург Архитектс, предлагает Анапе фрагмент упорядоченной городской среды, сохраняющей курортный дух. Авторы уходят от традиционных белых фасадов, обращаясь к античному периоду истории места и даже архаике, находя вдохновение в цвете красной глины и простых, но легких формах.
Ковчег культуры
В качестве источников вдохновения для проекта культурного центра L’Arche в городке Вильрю парижское бюро K architectures выбрало Колизей и легендарную виллу Малапарте на острове Капри.
На работе как дома
Бывший магазин строительных товаров в Барселоне превратился в коворкинг «домашнего» формата по проекту Daniel Modòl urbanism+architecture.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
У подножия гор
Для высотного комплекса Upside Towers бюро GAFA подготовило проект благоустройства, который преследует три основные цели: подарить жителям небоскребов ощущение природного изобилия, соответствовать амбициям будущего «дублера Сити», а также скрыть вид на утилитарную площадку подстанции.
Сложные условия
Архитекторы KCAP выиграли конкурс на проект жилого комплекса под Цюрихом. Речь шла о непростом окружении: промзонах и шоссе, а также заходящих на посадку самолетах.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
В тон птичьего оперения
Работая над фасадами среднеэтажного жилого района в Одинцовском городском округе, архитекторы компании GENPRO скорректировали целый ряд особенностей объемно-пространственного построения, доставшихся им без права изменения, «декоративными» средствами, прежде всего, орнаментальной кирпичной кладкой, в том числе глазурованного кирпича и ритмом окон. А отправной точкой в поиске колористики послужило оперение подмосковных птиц.
Келья для кофе
Намеренно аскетичная и умиротворяющая кофейня в Новороссийске с наливными полами, мебелью из бетона и разнообразными вариантами освещения: от имитации восхода до бликов воды.
«Пражский дневник»
По приглашению Пражского института планирования и развития архитектурный фотограф Иван Баан неделю снимал чешскую столицу – часто с неожиданных ракурсов. Получившаяся серия сейчас составила выставку.
Палата искусств
Культурный центр, отсылающий к салонам XIX века, расположился под белокаменными сводами Палат Хамовного двора. Авторы проекта использовали мебель с историей и работали с локальными мастерами.
Эффективный паблик-арт
Уже 17 мая в Никола-Ленивце стартует двухмесячный онлайн-курс «Public art: зачем, когда и как?». Управляющий партнер Бюро «Никола-Ленивец» Юлия Бычкова рассказала о том, почему и насколько востребован паблик-арт, и зачем проектировать арт-объекты на этапе генплана.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.