Ре-Школа 2021: Соловки

Третий учебный год Ре-Школа посвятила Соловецкому архипелагу и подготовке жизнеспособной концепции сохранения трех объектов на Банном озере. Об эмоциональных и по-настоящему научных открытиях, которые состоялись за два семестра, рассказывает руководитель школы Наринэ Тютчева.

mainImg
Студенты: Бобылева Анна Ильинична, Бучулаева Марьям Асламбековна, Ганжурова Ульяна Алексеевна, Грошева Валерия Юрьевна, Гусев Всеволод Владимирович, Дзержинский Иван Иванович, Егерева Надежда Александровна, Землянская Валентина Владимировна, Ивановская Мария Алексеевна, Кострюкова Юлия Сергеевна, Макарова Елена Андреевна, Серегина Евгения Анатольевна, Федулов Денис Михайлович.

Консультанты: Фатькин Алексей Геннадьевич, Вознесенская Анна
Александровна, Пузанов Кирилл Александрович, Зыбина Дарья Дмитриевна.
 
Наринэ Тютчева, руководитель:
 

В этом году мы работали с Соловецким архипелагом и решали две задачи. Первая задача академическая – попытаться применить методику Ре-школы на более сложном объекте. В данном случае мы взялись за объект всемирного наследия, взялись не за город, а за целый архипелаг, за мини-континент. Вторая задача была связана непосредственно с Соловками, поскольку это объект чрезвычайно интересный и, как мы знаем, достаточно хорошо изученный. Вокруг него много проектов и эмоций. Нам было интересно поработать системно и найти другую точку зрения, попытаться найти инструмент, который позволит нам, охватив весь архипелаг, структурно выявить закономерности и подобрать ключи к его дальнейшему существованию, сохранению и развитию. 
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
© Ре-Школа
Учитывая особенности нашего учебного процесса, мы не могли отправиться в длительную экспедицию. Знакомство с архипелагом происходило с помощью материалов предыдущих исследований, студенты много читали и погружались в контекст, встречались с экспертами, которые долго занимаются Соловками. В процессе натурных исследований нам удалось изучить только поселок и доступные скиты. Архипелаг, кроме всего прочего, обладает плохой доступностью из-за состояния дорог и коммуникаций. 
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
© Ре-Школа
За первый семестр мы выполнили анализ пространств архипелага и подготовили исследование, в выводах которого кристаллизовались собранные данные. Нам удалось разделить все пространство на три ключевых элемента: природа, рукотворные ландшафты и поселения. В качестве примера поселения мы рассматривали поселок Соловецкий, поскольку он доступен, служит морскими и воздушными воротами архипелага, является иконическим образом Соловков. На нем сосредоточено наибольшее число интересов, взглядов. 
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
© Ре-Школа
Работая с территорией поселка мы выяснили, что многие его объекты входят в различные государственные программы и субсидии. При этом мы видим проблемы, связанные с разобщенностью в деятельности основных групп пользователей – монастыря, музея-заповедника и местных жителей. Мы попытались найти импульсные точки на карте поселка, которые, с одной стороны запустили бы позитивные процессы преобразований, связанные с сохранением выдающейся универсальной ценности объектов всемирного наследия, с другой – дали толчок синергетическому эффекту, при котором судьба и использование территории интересны для всех и каждого.

​Важно отметить, что туризм и паломничество долгое время были и остаются одним из основных видов деятельности на архипелаге. Это то, что приносит доход всем. Поэтому мы выбрали фрагмент территории на пересечении активных путей, который, однако, оставался вне поля зрения – для его объектов до сих пор не было разработано ни проектов, ни понятных финансовых инструментов сохранения и развития.
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
© Ре-Школа

Итак, следующим этапом исследования стала территория на берегу Банного озера и три расположенных рядом здания. Два из них – выявленные объекты культурного наследия, бывшие валунные бани, одна из которых со временем превратилась в валунный амбар. Валунная кладка – визитная карточка Соловецкого архипелага, только здесь из крупномерного валуна создавались бытовые объекты, а не фортификационные сооружения, как чаще всего было принято.

Третий объект – кирпичное безымянное здание, которое хоть и используется весьма утилитарно, как склад и гараж, однако привлекло наше внимание – неспроста оно взаимодействует с объектами XVIII века. 
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
© Ре-Школа
Все три объекта составляют композиционную и функциональную общность. Они расположены в стратегически важном месте, но сейчас это место проваливается, потому что здания или не используются, или используются не эффективно. Мы решили заняться вопросом перезагрузки и сохранения объектов, вопросом их участия в формировании среды и взаимодействия со всей остальной территорией поселка.
  • zooming
    1 / 5
    Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
    © Ре-Школа
  • zooming
    2 / 5
    Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
    © Ре-Школа
  • zooming
    3 / 5
    Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
    © Ре-Школа
  • zooming
    4 / 5
    Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
    © Ре-Школа
  • zooming
    5 / 5
    Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
    © Ре-Школа
По всем объектам были сделаны подробные натурные исследования: обмеры, зарисовки, фиксации. Несмотря на короткий срок – в нашем распоряжении было всего пять дней, и довольно холодную весну – чтобы подойти к зданиям, приходилось откапывать их из снега. 

Студенты провели много времени в архивах музея-заповедника. Необходимо отметить, что по двум объектам было достаточно материалов для того, чтобы понять их эволюцию и генетику и дальше предлагать соответствующие гипотезы сохранения и использования. По третьему объекту, пожарному депо, не было никаких материалов, кроме планов БТИ. Более того, этот объект даже не был зафиксирован в кадастровом учете. Безымянный и никому не нужный. 

В ходе учебного года нас ждали разные открытия.
 
Белецкая баня
Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая»
© Ре-Школа
Один из интересных феноменов, связанных с баней, заключается в том, что здание многократно меняло свою архитектуру. Оно трансформировалось на протяжении 300 лет, но при этом сохраняло свою функцию: объект просуществовал как баня вплоть до 1996 года, с тех пор здание стоит заброшенное.

У бани, помимо архитектурных и технологических особенностей, есть еще и социальное признание: среди опрошенных не оказалось никого, кто не хотел бы вернуть бане ее функцию. Это, впрочем, не так просто. Во-первых, здание принадлежит музею-заповеднику и является выявленным объектом культурного наследия. Во-вторых, содержание бани предполагает ее круглогодичную эксплуатацию. Это достаточно затратно из-за расходов на отопление, тем более учитывая особенности энергоснабжения Соловков.

Нам было необходимо не только понять проблемы здания и найти решения по его сохранению, но и продумать его дальнейшую жизнь, чтобы после реставрации здание не стояло заколоченным. Потому что реставрация ради реставрации – это не наш путь.
  • zooming
    1 / 9
    Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая»
    © Ре-Школа
  • zooming
    2 / 9
    Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая»
    © Ре-Школа
  • zooming
    3 / 9
    Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая»
    © Ре-Школа
  • zooming
    4 / 9
    Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая»
    © Ре-Школа
  • zooming
    5 / 9
    Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая»
    © Ре-Школа
  • zooming
    6 / 9
    Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая»
    © Ре-Школа
  • zooming
    7 / 9
    Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая»
    © Ре-Школа
  • zooming
    8 / 9
    Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая»
    © Ре-Школа
  • zooming
    9 / 9
    Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая»
    © Ре-Школа
Ответы приходили вместе с исследованием. Мы обнаружили, что сквозь здание протекает полуоткрытый канал из Банного озера, и оценили уникальность этого элемента с эстетической и технологической точки зрения. Также выяснилось, что печь, как сердцевина этого дома, существует на протяжении всех 300 лет на одном и том же месте и до сих пор находится в целостности и сохранности.

В результате мы предложили многофункциональную арт-резиденцию, в которой была бы и баня и пространство с музейной функцией, повествующее о банях на Соловках – для него отводится второй этаж и обширный чердак. Экономическая форма, которую мы выбрали – государственно-частное партнерство между музеем и приглашенными инвесторами. Только при такой совместной работе проект можно реализовать и сделать выгодным для обеих сторон. 
Валунный амбар
Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
© Ре-Школа
В этом здании нас тоже ждало много интересного. Выяснилось, что при всей, казалось бы, примитивности и простоте, амбар – это образцовый для Соловецкого архипелага валунный объект. Подобных амбаров много раскидано по всему архипелагу, и сегодня стоит вопрос относительно их дальнейшей судьбы: не очень понятно, к чему они могут быть приспособлены. На примере амбара на Банном озере мы изучили историю валунной кладки. И, как нам кажется, сделали некоторое открытие: соловецкая валунная кладка не просто уникальна как явление, она имеет еще и разные периоды своего развития.  

В отличие от Белецкой бани, валунный амбар никогда не менял своей формы, зато постоянно менял функцию из-за универсальности квадратного в плане помещения.
  • zooming
    1 / 10
    Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
    © Ре-Школа
  • zooming
    2 / 10
    Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
    © Ре-Школа
  • zooming
    3 / 10
    Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
    © Ре-Школа
  • zooming
    4 / 10
    Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
    © Ре-Школа
  • zooming
    5 / 10
    Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
    © Ре-Школа
  • zooming
    6 / 10
    Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
    © Ре-Школа
  • zooming
    7 / 10
    Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
    © Ре-Школа
  • zooming
    8 / 10
    Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
    © Ре-Школа
  • zooming
    9 / 10
    Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
    © Ре-Школа
  • zooming
    10 / 10
    Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
    © Ре-Школа
Это здание также принадлежит музею-заповеднику, поэтому мы предположили, что его можно превратить в музей-навигатор, откуда туристы начинают знакомство с Соловецким архипелагом, причем не обязательно через экспозицию. Функция навигатора или объекта туристического гостеприимства подходит и для других амбаров архипелага, расположенных на маршрутах туристов, паломников и жителей.
Пожарное депо
Это безымянное кирпичное здание, которое даже не стояло на кадастре, преподнесло нам невероятный сюрприз. Нам повезло найти документы, подтверждающие датировку здания: выяснилось, что оно было построено в период с 1936 по 1939 год. Сравнив его с аналогичными объектами того же времени, мы выявили закономерность творческого почерка. 
Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
© Ре-Школа

Схожие элементы мы нашли в объекте, который уже атрибутирован и обладает статусом объекта наследия федерального значения – это здание тюрьмы, которое приписывают двум молодым архитекторам, братьям-близнецам Константину и Борису Минихам, которые отбывали свой срок на Соловках с 1936 по 1939 год. В 1939 году, поскольку лагерь и тюрьма были закрыты, всех эвакуировали, архитекторов вернули в Москву, а в 1940 году расстреляли.

Есть все основания полагать, что здание на Банном озере было также спроектировано Минихами. Это навело нас на мысль, что и остальные объекты, построенные в это время, требуют своей атрибуции. Оказывается, в конце 1930-х годов на Соловках существовало архитектурно-проектное бюро. И я думаю, что мы открыли новую страницу в истории XX века Соловецкого архипелага и будем дальше исследовать эту тему – нам открыли доступ к архивам КГБ, которые сейчас невозможно увидеть из-за пандемии. 
  • zooming
    1 / 8
    Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
    © Ре-Школа
  • zooming
    2 / 8
    Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
    © Ре-Школа
  • zooming
    3 / 8
    Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
    © Ре-Школа
  • zooming
    4 / 8
    Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
    © Ре-Школа
  • zooming
    5 / 8
    Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
    © Ре-Школа
  • zooming
    6 / 8
    Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
    © Ре-Школа
  • zooming
    7 / 8
    Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
    © Ре-Школа
  • zooming
    8 / 8
    Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
    © Ре-Школа
Здание элегантно спроектировано и выполнено и находится в прекрасном состоянии. Мы попытались выявить причину закономерности, почему оно так хорошо вписывается в ансамбль со зданиями XVIII века? Очевидным было повторение композиционных закономерностей в плане, повторение углов и наклона кровель. Но самое интересное ждало нас, когда мы сделали пропорциональный анализ объекта и выяснили, что здание спроектировано не в метрической, а в антропометрической системе – системе саженей, которая кратна английским дюймам. Для нас это стало откровением. Видимо, проектирование в антропометрической системе дает пропорциональную общность и созвучность с историческими объектами, которые находятся рядом. Также мы вспомнили, что российские и советские архитекторы проектировали в дюймах и саженях до 1930-х годов. 
  • zooming
    1 / 7
    Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
    © Ре-Школа
  • zooming
    2 / 7
    Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
    © Ре-Школа
  • zooming
    3 / 7
    Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
    © Ре-Школа
  • zooming
    4 / 7
    Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
    © Ре-Школа
  • zooming
    5 / 7
    Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
    © Ре-Школа
  • zooming
    6 / 7
    Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
    © Ре-Школа
  • zooming
    7 / 7
    Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
    © Ре-Школа
В отличие от предыдущих двух объектов, здание пожарного депо находится в собственности муниципалитета и может стать ответом на целый ряд запросов жителей. Здесь может быть с успехом реализовано социально-бытовое общественное пространство. Здание достаточно большое, и у него есть колоссальный потенциал к развитию. Муниципалитету при правильном муниципальном-частном партнерстве и правильной структуре экономики будущая функция здания может приносить хороший доход. 

На этом Ре-Школа не заканчивает изучение Соловков, думаю, нас еще ждут открытия.
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
© Ре-Школа

03 Сентября 2021

Похожие статьи
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
СПбГАСУ 2024: иностранцы
Лучшие выпускные работы студентов из других стран, закончивших кафедру Архитектурного проектирования СПбГАСУ: конференц-центр в Марокко, фермерский рынок в Мозамбике и Музей армянской архитектуры.
Площадь–набережная–сквер
Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Итоги конкурса ИЗО студентов МАРХИ
Каждый год мы публикуем работы студентов МАРХИ, победившие в конкурсе «За исключительные успехи в изобразительных дисциплинах». Конкурс проводится с 2022 года. В этом году продолжаем традицию и знакомим с работами, получившими «золото», «серебро» и «бронзу».
РАНХиГС 2024: архитектура виртуальной среды
Студия sintez.space представляет дипломные работы, выполненные на Кафедре дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС под руководством Андрея Киселева и Сергея Шестопалова. Работы посвящены трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей.
СПбГАСУ 2024: Архитектурное и градостроительное наследие...
Серия работ бакалавров, выпускавшихся по специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» в этом году, посвящена Калининградской области. Студенты предложили как масштабные градостроительные концепции, так и конкретные решения для отдельно взятых объектов.
МАРШ: Переосмысление времени
Показываем избранные проекты магистратуры под руководством Евгения Асса и Анвара Гарипова. Три работы. Тема магистрам 2024 года – «Переосмысление времени» – досталась самая самая заковыристая, но и свободная в то же время. Итак: отель на краю земли, реставрация в духе консерации, и физико-косметический подход к теме.
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Большой дом
Студенты ГУЗ под руководством Максима Гурвича и Михаила Корси разработали целую линейку идей для небанальных многоквартирных – и многофункциональных – домов. Работали они, впервые в истории Университета землеустройства, с реальным заказчиком – компанией А101, при участии ее специалистов, и для реальной территории.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.