Третий учебный год Ре-Школа посвятила Соловецкому архипелагу и подготовке жизнеспособной концепции сохранения трех объектов на Банном озере. Об эмоциональных и по-настоящему научных открытиях, которые состоялись за два семестра, рассказывает руководитель школы Наринэ Тютчева.
Студенты: Бобылева Анна Ильинична, Бучулаева Марьям Асламбековна, Ганжурова Ульяна Алексеевна, Грошева Валерия Юрьевна, Гусев Всеволод Владимирович, Дзержинский Иван Иванович, Егерева Надежда Александровна, Землянская Валентина Владимировна, Ивановская Мария Алексеевна, Кострюкова Юлия Сергеевна, Макарова Елена Андреевна, Серегина Евгения Анатольевна, Федулов Денис Михайлович.
Консультанты: Фатькин Алексей Геннадьевич, Вознесенская Анна Александровна, Пузанов Кирилл Александрович, Зыбина Дарья Дмитриевна.
Наринэ Тютчева, руководитель:
В этом году мы работали с Соловецким архипелагом и решали две задачи. Первая задача академическая – попытаться применить методику Ре-школы на более сложном объекте. В данном случае мы взялись за объект всемирного наследия, взялись не за город, а за целый архипелаг, за мини-континент. Вторая задача была связана непосредственно с Соловками, поскольку это объект чрезвычайно интересный и, как мы знаем, достаточно хорошо изученный. Вокруг него много проектов и эмоций. Нам было интересно поработать системно и найти другую точку зрения, попытаться найти инструмент, который позволит нам, охватив весь архипелаг, структурно выявить закономерности и подобрать ключи к его дальнейшему существованию, сохранению и развитию.
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
Учитывая особенности нашего учебного процесса, мы не могли отправиться в длительную экспедицию. Знакомство с архипелагом происходило с помощью материалов предыдущих исследований, студенты много читали и погружались в контекст, встречались с экспертами, которые долго занимаются Соловками. В процессе натурных исследований нам удалось изучить только поселок и доступные скиты. Архипелаг, кроме всего прочего, обладает плохой доступностью из-за состояния дорог и коммуникаций.
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
За первый семестр мы выполнили анализ пространств архипелага и подготовили исследование, в выводах которого кристаллизовались собранные данные. Нам удалось разделить все пространство на три ключевых элемента: природа, рукотворные ландшафты и поселения. В качестве примера поселения мы рассматривали поселок Соловецкий, поскольку он доступен, служит морскими и воздушными воротами архипелага, является иконическим образом Соловков. На нем сосредоточено наибольшее число интересов, взглядов.
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
Работая с территорией поселка мы выяснили, что многие его объекты входят в различные государственные программы и субсидии. При этом мы видим проблемы, связанные с разобщенностью в деятельности основных групп пользователей – монастыря, музея-заповедника и местных жителей. Мы попытались найти импульсные точки на карте поселка, которые, с одной стороны запустили бы позитивные процессы преобразований, связанные с сохранением выдающейся универсальной ценности объектов всемирного наследия, с другой – дали толчок синергетическому эффекту, при котором судьба и использование территории интересны для всех и каждого.
Важно отметить, что туризм и паломничество долгое время были и остаются одним из основных видов деятельности на архипелаге. Это то, что приносит доход всем. Поэтому мы выбрали фрагмент территории на пересечении активных путей, который, однако, оставался вне поля зрения – для его объектов до сих пор не было разработано ни проектов, ни понятных финансовых инструментов сохранения и развития.
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
Итак, следующим этапом исследования стала территория на берегу Банного озера и три расположенных рядом здания. Два из них – выявленные объекты культурного наследия, бывшие валунные бани, одна из которых со временем превратилась в валунный амбар. Валунная кладка – визитная карточка Соловецкого архипелага, только здесь из крупномерного валуна создавались бытовые объекты, а не фортификационные сооружения, как чаще всего было принято.
Третий объект – кирпичное безымянное здание, которое хоть и используется весьма утилитарно, как склад и гараж, однако привлекло наше внимание – неспроста оно взаимодействует с объектами XVIII века.
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
Все три объекта составляют композиционную и функциональную общность. Они расположены в стратегически важном месте, но сейчас это место проваливается, потому что здания или не используются, или используются не эффективно. Мы решили заняться вопросом перезагрузки и сохранения объектов, вопросом их участия в формировании среды и взаимодействия со всей остальной территорией поселка.
1 / 5
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
По всем объектам были сделаны подробные натурные исследования: обмеры, зарисовки, фиксации. Несмотря на короткий срок – в нашем распоряжении было всего пять дней, и довольно холодную весну – чтобы подойти к зданиям, приходилось откапывать их из снега.
Студенты провели много времени в архивах музея-заповедника. Необходимо отметить, что по двум объектам было достаточно материалов для того, чтобы понять их эволюцию и генетику и дальше предлагать соответствующие гипотезы сохранения и использования. По третьему объекту, пожарному депо, не было никаких материалов, кроме планов БТИ. Более того, этот объект даже не был зафиксирован в кадастровом учете. Безымянный и никому не нужный.
В ходе учебного года нас ждали разные открытия.
Белецкая баня
Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая»
Один из интересных феноменов, связанных с баней, заключается в том, что здание многократно меняло свою архитектуру. Оно трансформировалось на протяжении 300 лет, но при этом сохраняло свою функцию: объект просуществовал как баня вплоть до 1996 года, с тех пор здание стоит заброшенное.
У бани, помимо архитектурных и технологических особенностей, есть еще и социальное признание: среди опрошенных не оказалось никого, кто не хотел бы вернуть бане ее функцию. Это, впрочем, не так просто. Во-первых, здание принадлежит музею-заповеднику и является выявленным объектом культурного наследия. Во-вторых, содержание бани предполагает ее круглогодичную эксплуатацию. Это достаточно затратно из-за расходов на отопление, тем более учитывая особенности энергоснабжения Соловков.
Нам было необходимо не только понять проблемы здания и найти решения по его сохранению, но и продумать его дальнейшую жизнь, чтобы после реставрации здание не стояло заколоченным. Потому что реставрация ради реставрации – это не наш путь.
1 / 9
Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая»
Ответы приходили вместе с исследованием. Мы обнаружили, что сквозь здание протекает полуоткрытый канал из Банного озера, и оценили уникальность этого элемента с эстетической и технологической точки зрения. Также выяснилось, что печь, как сердцевина этого дома, существует на протяжении всех 300 лет на одном и том же месте и до сих пор находится в целостности и сохранности.
В результате мы предложили многофункциональную арт-резиденцию, в которой была бы и баня и пространство с музейной функцией, повествующее о банях на Соловках – для него отводится второй этаж и обширный чердак. Экономическая форма, которую мы выбрали – государственно-частное партнерство между музеем и приглашенными инвесторами. Только при такой совместной работе проект можно реализовать и сделать выгодным для обеих сторон.
Валунный амбар
Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
В этом здании нас тоже ждало много интересного. Выяснилось, что при всей, казалось бы, примитивности и простоте, амбар – это образцовый для Соловецкого архипелага валунный объект. Подобных амбаров много раскидано по всему архипелагу, и сегодня стоит вопрос относительно их дальнейшей судьбы: не очень понятно, к чему они могут быть приспособлены. На примере амбара на Банном озере мы изучили историю валунной кладки. И, как нам кажется, сделали некоторое открытие: соловецкая валунная кладка не просто уникальна как явление, она имеет еще и разные периоды своего развития.
В отличие от Белецкой бани, валунный амбар никогда не менял своей формы, зато постоянно менял функцию из-за универсальности квадратного в плане помещения.
1 / 10
Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
Это здание также принадлежит музею-заповеднику, поэтому мы предположили, что его можно превратить в музей-навигатор, откуда туристы начинают знакомство с Соловецким архипелагом, причем не обязательно через экспозицию. Функция навигатора или объекта туристического гостеприимства подходит и для других амбаров архипелага, расположенных на маршрутах туристов, паломников и жителей.
Пожарное депо
Это безымянное кирпичное здание, которое даже не стояло на кадастре, преподнесло нам невероятный сюрприз. Нам повезло найти документы, подтверждающие датировку здания: выяснилось, что оно было построено в период с 1936 по 1939 год. Сравнив его с аналогичными объектами того же времени, мы выявили закономерность творческого почерка.
Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
Схожие элементы мы нашли в объекте, который уже атрибутирован и обладает статусом объекта наследия федерального значения – это здание тюрьмы, которое приписывают двум молодым архитекторам, братьям-близнецам Константину и Борису Минихам, которые отбывали свой срок на Соловках с 1936 по 1939 год. В 1939 году, поскольку лагерь и тюрьма были закрыты, всех эвакуировали, архитекторов вернули в Москву, а в 1940 году расстреляли.
Есть все основания полагать, что здание на Банном озере было также спроектировано Минихами. Это навело нас на мысль, что и остальные объекты, построенные в это время, требуют своей атрибуции. Оказывается, в конце 1930-х годов на Соловках существовало архитектурно-проектное бюро. И я думаю, что мы открыли новую страницу в истории XX века Соловецкого архипелага и будем дальше исследовать эту тему – нам открыли доступ к архивам КГБ, которые сейчас невозможно увидеть из-за пандемии.
1 / 8
Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
Здание элегантно спроектировано и выполнено и находится в прекрасном состоянии. Мы попытались выявить причину закономерности, почему оно так хорошо вписывается в ансамбль со зданиями XVIII века? Очевидным было повторение композиционных закономерностей в плане, повторение углов и наклона кровель. Но самое интересное ждало нас, когда мы сделали пропорциональный анализ объекта и выяснили, что здание спроектировано не в метрической, а в антропометрической системе – системе саженей, которая кратна английским дюймам. Для нас это стало откровением. Видимо, проектирование в антропометрической системе дает пропорциональную общность и созвучность с историческими объектами, которые находятся рядом. Также мы вспомнили, что российские и советские архитекторы проектировали в дюймах и саженях до 1930-х годов.
1 / 7
Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
В отличие от предыдущих двух объектов, здание пожарного депо находится в собственности муниципалитета и может стать ответом на целый ряд запросов жителей. Здесь может быть с успехом реализовано социально-бытовое общественное пространство. Здание достаточно большое, и у него есть колоссальный потенциал к развитию. Муниципалитету при правильном муниципальном-частном партнерстве и правильной структуре экономики будущая функция здания может приносить хороший доход.
На этом Ре-Школа не заканчивает изучение Соловков, думаю, нас еще ждут открытия.
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
СПбГАСУ 2024: иностранцы
Лучшие выпускные работы студентов из других стран, закончивших кафедру Архитектурного проектирования СПбГАСУ: конференц-центр в Марокко, фермерский рынок в Мозамбике и Музей армянской архитектуры.
Площадь–набережная–сквер
Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
СПбГАСУ ДАС 2024: бакалавры
Три выпускные работы бакалавров кафедры Дизайна архитектурной среды: туристический кластер в Пермском крае, набережная в Шлиссельбурге и ревитализация Полежаевского парка.
Итоги конкурса ИЗО студентов МАРХИ
Каждый год мы публикуем работы студентов МАРХИ, победившие в конкурсе «За исключительные успехи в изобразительных дисциплинах». Конкурс проводится с 2022 года. В этом году продолжаем традицию и знакомим с работами, получившими «золото», «серебро» и «бронзу».
РАНХиГС 2024: архитектура виртуальной среды
Студия sintez.space представляет дипломные работы, выполненные на Кафедре дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС под руководством Андрея Киселева и Сергея Шестопалова. Работы посвящены трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей.
СПбГАСУ 2024: Архитектурное и градостроительное наследие...
Серия работ бакалавров, выпускавшихся по специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» в этом году, посвящена Калининградской области. Студенты предложили как масштабные градостроительные концепции, так и конкретные решения для отдельно взятых объектов.
МАРШ: Переосмысление времени
Показываем избранные проекты магистратуры под руководством Евгения Асса и Анвара Гарипова. Три работы. Тема магистрам 2024 года – «Переосмысление времени» – досталась самая самая заковыристая, но и свободная в то же время. Итак: отель на краю земли, реставрация в духе консерации, и физико-косметический подход к теме.
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Большой дом
Студенты ГУЗ под руководством Максима Гурвича и Михаила Корси разработали целую линейку идей для небанальных многоквартирных – и многофункциональных – домов. Работали они, впервые в истории Университета землеустройства, с реальным заказчиком – компанией А101, при участии ее специалистов, и для реальной территории.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Весь в белом: особенности производства и применения...
Светлый кирпич – перспективный и востребованный продукт. Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным об особенностях производства белого кирпича и потенциале российского рынка.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Между строк и кирпичей: детский сад в проекте «Первый...
Кирпичный детский сад от архитекторов Брусники и LEVS architecten представляет альтернативу разноцветным зданиям-кубикам: основным художественным приемом стали активная пластика и качественный материал.
Архитектурная вселенная материалов IND
Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Архитектурная свобода с композитными панелями...
На примере объектов, реализованных с применением технологий SIBALUX, показываем, как современные фасады выходят в третье измерение, используя 3D кассеты из алюминиевого и стального композита.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Школа двойного назначения
Комплекс школы по проекту бюро Амелии Тавеллы в коммуне Лумио на острове Корсика включает культурный центр для местных жителей.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Дерзость и чувствительность
Основатели бюро SANAA – Кадзуё Сэдзима и Рюэ Нисидзава – стали лауреатами Золотой медали Королевского института британских архитекторов (RIBA).
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.