Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

03.09.2021

Ре-Школа 2021: Соловки

Третий учебный год Ре-Школа посвятила Соловецкому архипелагу и подготовке жизнеспособной концепции сохранения трех объектов на Банном озере. Об эмоциональных и по-настоящему научных открытиях, которые состоялись за два семестра, рассказывает руководитель школы Наринэ Тютчева.

Студенты: Бобылева Анна Ильинична, Бучулаева Марьям Асламбековна, Ганжурова Ульяна Алексеевна, Грошева Валерия Юрьевна, Гусев Всеволод Владимирович, Дзержинский Иван Иванович, Егерева Надежда Александровна, Землянская Валентина Владимировна, Ивановская Мария Алексеевна, Кострюкова Юлия Сергеевна, Макарова Елена Андреевна, Серегина Евгения Анатольевна, Федулов Денис Михайлович.

Консультанты: Фатькин Алексей Геннадьевич, Вознесенская Анна
Александровна, Пузанов Кирилл Александрович, Зыбина Дарья Дмитриевна.
 
Наринэ Тютчева, руководитель:
 

В этом году мы работали с Соловецким архипелагом и решали две задачи. Первая задача академическая – попытаться применить методику Ре-школы на более сложном объекте. В данном случае мы взялись за объект всемирного наследия, взялись не за город, а за целый архипелаг, за мини-континент. Вторая задача была связана непосредственно с Соловками, поскольку это объект чрезвычайно интересный и, как мы знаем, достаточно хорошо изученный. Вокруг него много проектов и эмоций. Нам было интересно поработать системно и найти другую точку зрения, попытаться найти инструмент, который позволит нам, охватив весь архипелаг, структурно выявить закономерности и подобрать ключи к его дальнейшему существованию, сохранению и развитию. 
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
© Ре-Школа
Учитывая особенности нашего учебного процесса, мы не могли отправиться в длительную экспедицию. Знакомство с архипелагом происходило с помощью материалов предыдущих исследований, студенты много читали и погружались в контекст, встречались с экспертами, которые долго занимаются Соловками. В процессе натурных исследований нам удалось изучить только поселок и доступные скиты. Архипелаг, кроме всего прочего, обладает плохой доступностью из-за состояния дорог и коммуникаций. 
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
© Ре-Школа
За первый семестр мы выполнили анализ пространств архипелага и подготовили исследование, в выводах которого кристаллизовались собранные данные. Нам удалось разделить все пространство на три ключевых элемента: природа, рукотворные ландшафты и поселения. В качестве примера поселения мы рассматривали поселок Соловецкий, поскольку он доступен, служит морскими и воздушными воротами архипелага, является иконическим образом Соловков. На нем сосредоточено наибольшее число интересов, взглядов. 
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
© Ре-Школа
Работая с территорией поселка мы выяснили, что многие его объекты входят в различные государственные программы и субсидии. При этом мы видим проблемы, связанные с разобщенностью в деятельности основных групп пользователей – монастыря, музея-заповедника и местных жителей. Мы попытались найти импульсные точки на карте поселка, которые, с одной стороны запустили бы позитивные процессы преобразований, связанные с сохранением выдающейся универсальной ценности объектов всемирного наследия, с другой – дали толчок синергетическому эффекту, при котором судьба и использование территории интересны для всех и каждого.

​Важно отметить, что туризм и паломничество долгое время были и остаются одним из основных видов деятельности на архипелаге. Это то, что приносит доход всем. Поэтому мы выбрали фрагмент территории на пересечении активных путей, который, однако, оставался вне поля зрения – для его объектов до сих пор не было разработано ни проектов, ни понятных финансовых инструментов сохранения и развития.
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
© Ре-Школа

Итак, следующим этапом исследования стала территория на берегу Банного озера и три расположенных рядом здания. Два из них – выявленные объекты культурного наследия, бывшие валунные бани, одна из которых со временем превратилась в валунный амбар. Валунная кладка – визитная карточка Соловецкого архипелага, только здесь из крупномерного валуна создавались бытовые объекты, а не фортификационные сооружения, как чаще всего было принято.

Третий объект – кирпичное безымянное здание, которое хоть и используется весьма утилитарно, как склад и гараж, однако привлекло наше внимание – неспроста оно взаимодействует с объектами XVIII века. 
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
© Ре-Школа
Все три объекта составляют композиционную и функциональную общность. Они расположены в стратегически важном месте, но сейчас это место проваливается, потому что здания или не используются, или используются не эффективно. Мы решили заняться вопросом перезагрузки и сохранения объектов, вопросом их участия в формировании среды и взаимодействия со всей остальной территорией поселка.
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага © Ре-Школа
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
© Ре-Школа
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага © Ре-Школа
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
© Ре-Школа
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага © Ре-Школа
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
© Ре-Школа
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага © Ре-Школа
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
© Ре-Школа
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага © Ре-Школа
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
© Ре-Школа
По всем объектам были сделаны подробные натурные исследования: обмеры, зарисовки, фиксации. Несмотря на короткий срок – в нашем распоряжении было всего пять дней, и довольно холодную весну – чтобы подойти к зданиям, приходилось откапывать их из снега. 

Студенты провели много времени в архивах музея-заповедника. Необходимо отметить, что по двум объектам было достаточно материалов для того, чтобы понять их эволюцию и генетику и дальше предлагать соответствующие гипотезы сохранения и использования. По третьему объекту, пожарному депо, не было никаких материалов, кроме планов БТИ. Более того, этот объект даже не был зафиксирован в кадастровом учете. Безымянный и никому не нужный. 

В ходе учебного года нас ждали разные открытия.
 
Белецкая баня
Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая»
Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая»
© Ре-Школа
Один из интересных феноменов, связанных с баней, заключается в том, что здание многократно меняло свою архитектуру. Оно трансформировалось на протяжении 300 лет, но при этом сохраняло свою функцию: объект просуществовал как баня вплоть до 1996 года, с тех пор здание стоит заброшенное.

У бани, помимо архитектурных и технологических особенностей, есть еще и социальное признание: среди опрошенных не оказалось никого, кто не хотел бы вернуть бане ее функцию. Это, впрочем, не так просто. Во-первых, здание принадлежит музею-заповеднику и является выявленным объектом культурного наследия. Во-вторых, содержание бани предполагает ее круглогодичную эксплуатацию. Это достаточно затратно из-за расходов на отопление, тем более учитывая особенности энергоснабжения Соловков.

Нам было необходимо не только понять проблемы здания и найти решения по его сохранению, но и продумать его дальнейшую жизнь, чтобы после реставрации здание не стояло заколоченным. Потому что реставрация ради реставрации – это не наш путь.
Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая» © Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая»
© Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая» © Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая»
© Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая» © Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая»
© Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая» © Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая»
© Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая» © Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая»
© Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая» © Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая»
© Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая» © Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая»
© Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая» © Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая»
© Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая» © Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Баня Белецкая»
© Ре-Школа
Ответы приходили вместе с исследованием. Мы обнаружили, что сквозь здание протекает полуоткрытый канал из Банного озера, и оценили уникальность этого элемента с эстетической и технологической точки зрения. Также выяснилось, что печь, как сердцевина этого дома, существует на протяжении всех 300 лет на одном и том же месте и до сих пор находится в целостности и сохранности.

В результате мы предложили многофункциональную арт-резиденцию, в которой была бы и баня и пространство с музейной функцией, повествующее о банях на Соловках – для него отводится второй этаж и обширный чердак. Экономическая форма, которую мы выбрали – государственно-частное партнерство между музеем и приглашенными инвесторами. Только при такой совместной работе проект можно реализовать и сделать выгодным для обеих сторон. 
Валунный амбар
Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
© Ре-Школа
В этом здании нас тоже ждало много интересного. Выяснилось, что при всей, казалось бы, примитивности и простоте, амбар – это образцовый для Соловецкого архипелага валунный объект. Подобных амбаров много раскидано по всему архипелагу, и сегодня стоит вопрос относительно их дальнейшей судьбы: не очень понятно, к чему они могут быть приспособлены. На примере амбара на Банном озере мы изучили историю валунной кладки. И, как нам кажется, сделали некоторое открытие: соловецкая валунная кладка не просто уникальна как явление, она имеет еще и разные периоды своего развития.  

В отличие от Белецкой бани, валунный амбар никогда не менял своей формы, зато постоянно менял функцию из-за универсальности квадратного в плане помещения.
Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный» © Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
© Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный» © Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
© Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный» © Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
© Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный» © Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
© Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный» © Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
© Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный» © Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
© Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный» © Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
© Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный» © Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
© Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный» © Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
© Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный» © Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Амбар Валунный»
© Ре-Школа
Это здание также принадлежит музею-заповеднику, поэтому мы предположили, что его можно превратить в музей-навигатор, откуда туристы начинают знакомство с Соловецким архипелагом, причем не обязательно через экспозицию. Функция навигатора или объекта туристического гостеприимства подходит и для других амбаров архипелага, расположенных на маршрутах туристов, паломников и жителей.
Пожарное депо
Это безымянное кирпичное здание, которое даже не стояло на кадастре, преподнесло нам невероятный сюрприз. Нам повезло найти документы, подтверждающие датировку здания: выяснилось, что оно было построено в период с 1936 по 1939 год. Сравнив его с аналогичными объектами того же времени, мы выявили закономерность творческого почерка. 
Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
© Ре-Школа

Схожие элементы мы нашли в объекте, который уже атрибутирован и обладает статусом объекта наследия федерального значения – это здание тюрьмы, которое приписывают двум молодым архитекторам, братьям-близнецам Константину и Борису Минихам, которые отбывали свой срок на Соловках с 1936 по 1939 год. В 1939 году, поскольку лагерь и тюрьма были закрыты, всех эвакуировали, архитекторов вернули в Москву, а в 1940 году расстреляли.

Есть все основания полагать, что здание на Банном озере было также спроектировано Минихами. Это навело нас на мысль, что и остальные объекты, построенные в это время, требуют своей атрибуции. Оказывается, в конце 1930-х годов на Соловках существовало архитектурно-проектное бюро. И я думаю, что мы открыли новую страницу в истории XX века Соловецкого архипелага и будем дальше исследовать эту тему – нам открыли доступ к архивам КГБ, которые сейчас невозможно увидеть из-за пандемии. 
Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо» © Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
© Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо» © Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
© Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо» © Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
© Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо» © Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
© Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо» © Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
© Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо» © Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
© Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо» © Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
© Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо» © Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
© Ре-Школа
Здание элегантно спроектировано и выполнено и находится в прекрасном состоянии. Мы попытались выявить причину закономерности, почему оно так хорошо вписывается в ансамбль со зданиями XVIII века? Очевидным было повторение композиционных закономерностей в плане, повторение углов и наклона кровель. Но самое интересное ждало нас, когда мы сделали пропорциональный анализ объекта и выяснили, что здание спроектировано не в метрической, а в антропометрической системе – системе саженей, которая кратна английским дюймам. Для нас это стало откровением. Видимо, проектирование в антропометрической системе дает пропорциональную общность и созвучность с историческими объектами, которые находятся рядом. Также мы вспомнили, что российские и советские архитекторы проектировали в дюймах и саженях до 1930-х годов. 
Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо» © Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
© Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо» © Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
© Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо» © Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
© Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо» © Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
© Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо» © Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
© Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо» © Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
© Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо» © Ре-Школа
Концепции сохранения объекта наследия «Пожарное депо»
© Ре-Школа
В отличие от предыдущих двух объектов, здание пожарного депо находится в собственности муниципалитета и может стать ответом на целый ряд запросов жителей. Здесь может быть с успехом реализовано социально-бытовое общественное пространство. Здание достаточно большое, и у него есть колоссальный потенциал к развитию. Муниципалитету при правильном муниципальном-частном партнерстве и правильной структуре экономики будущая функция здания может приносить хороший доход. 

На этом Ре-Школа не заканчивает изучение Соловков, думаю, нас еще ждут открытия.
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
Комплексный проект по концепции мастерплана объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого архипелага
© Ре-Школа