Градсовет удаленно 1.10.2020

Небоскреб парковок, третья итерация гостиницы в Пьяной гавани и позитивный Петр I, спасающий утопающих около «Лахта-центра»

mainImg

Недавно состав Петербургского градсовета претерпел ротацию. Среди новых экспертов: профессор кафедры искусствоведения СПГХПА им. А.Л. Штиглица Маргарита Штиглиц, член Президиума и Совета Санкт-Петербургского городского отделения ВООПИиК Михаил Мильчик, ректор Академии художеств Семен Михайловский, архитектор Сергей Падалко, президент Санкт-петербургского союза архитекторов Олег Романов, бывший главный архитектор города Олег Харченко.

Первое заседание в обновленном составе получилось не только более эмоциональным, чем обычно, но и многомерным – искусствоведческие и историко-культурные комментарии до этого были скорее редкостью.
Торгово-офисный комплекс у метро «Пионерская»
Санкт-Петербург, проспект Испытателей, дом 2, корпус 6
Проектировщик: ОАО «ЛЕННИИПРОЕКТ», Мастерская №6
Заказчик: ООО «МЕГАЛИТ-ОХТА ГРУПП»
Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик

Высотное здание, по большей части занятое парковками, расположится на пересечении Богатырского проспекта и проспекта Испытателей недалеко от станции метро «Пионерская». Градсовет рассматривал проект во второй раз, в новом варианте трехуровневые ячейки паркингов, до которых автомобилисту нужно было добираться на лифте, до 7 этажа заменили традиционными рампами, на 8 и 9 остались механизированные ячейки для машин офисных сотрудников.

Основная задача здания – закрыть вопрос с нормативными парковками для жилого комплекса «Приморский квартал», который возводится через дорогу – здесь будет больше тысячи машиномест, то есть 1/5 от необходимого числа. Чтобы проект не стал убыточным, заказчик добавляет функции – офисы, торговлю, спортивный зал. В остальном проект изменился мало: упрощена фасадная сетка, еще больше заострен акцентный угол – «с его помощью можно уже бриться», прокомментрировал автор Михаил Сарри.
Торгово-офисный комплекс, вариант 2
© ЛенНИИПроект
Торгово-офисный комплекс, вариант 2
© ЛенНИИПроект
Торгово-офисный комплекс, вариант 2
© ЛенНИИПроект

Никита Явейн охарактеризовал архитектуру Михаила Сарри: «она не мейнстримовская, может раздражать кого-то, но она сильная, выразительная, запоминается и резко индивидуальна – этого не хватает в новостройках. Новый дом – квинтэссенция такой архитектуры. Он много выше среднего уровня города».

Евгения Герасимова фасады напротив не убедили, поскольку по ним невозможно определить функцию здания. По поводу паркингов архитектор процитировал Владимира Ленина: «по форме все правильно, а по сути – издевательство», поскольку сложно поверить, что жильцам соседнего дома понравится парковаться на седьмом этаже, а потом с сумками возвращаться домой. То есть, по мнению Евгения Герасимова, есть «расчет на то, что люди этим пользоваться не будут, а значит проект градостроительную задачу не решает, заказчик социальные обязательства не выполняет». Олег Харченко сравнил здание с «накачанным бойцом» имея ввиду избыток формы и функций и так же предположил, что из-за неудобства паркингом не будут пользоваться, оставляя машины на газонах и проездах.

Олег Романов эмоционально отреагировал на критику, назвав ее «откровенно негативным выпадом», отметил мастерство и индивидуальность Михаила Сарри и посчитал, что здание станет украшением квартала. Маргарита Штиглиц отметила «остроту, авангардное, хоть и немного дробное решение, которое на развертке выглядит как композиционная доминанта».
Развертка вдоль проспекта Испытателей. Торгово-офисный комплекс, вариант 2
© ЛенНИИПроект

Владимир Григорьев пояснил, почему вновь вынес проект на обсуждение: «Мне казалось, что у нас есть шанс – ведь это крупное общественное здание на важном узле, таких строится единицы. При таком изощренном объеме достаточно было одного приема для фасада: тогда появилась бы цельность и пространственный интерес».

Подробнее о проекте ->
Гостиница у Яхтенного моста
Санкт-Петербург, Приморский проспект, участок 83
Проектировщик: Архитектурное бюро А.Лен
Заказчик: ООО «ПЛГ»
Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик


Гостиницу рассматривали уже в третий раз, основными ее проблемами были габариты, схожесть с жилым комплексом при отсутствии инфраструктуры и фасадные решения. Еще один конфликт – социальный. Гостиница займет зеленый участок набережной, расположенный перед окнами высотного комплекса «Золотая гавань», чем, естественно, недовольны его жильцы.
Проект гостиницы на Приморском проспекте. Вариант 3.
© Архитектурное бюро «А.Лен»
Проект гостиницы на Приморском проспекте. Вариант 2.
© Архитектурное бюро «А.Лен»
Проект гостиницы на Приморском проспекте. Вариант 1.
© Архитектурное бюро А.Лен, изображение предоставлено пресс-службой PLG

«А.Лен» по договоренности с заказчиком снижает высоту до 40 метров при разрешенных 56, совсем убирает террасы, но сохраняет общие параметры: в итоге получилось, что проект – только наполовину гостиница, а другая половина отдана под общественные функции и открытые горожанам прогулочные зоны. Фасады стали полностью белыми, при такой высоте архитекторы решили не дифференцировать их цветом. Сергей Орешкин сообщил, что половина гостиничных номеров уже зарезервирована для сотрудников соседнего комплекса IT-компании JetBrains.

Рецензент Никита Явейн приветствовал снижение высоты, благодаря которому появились ярусная застройка. Олег Харченко поздравил всех с результатом работы градсовета: такой проект не будет вызывать чувства досады, от того, что его согласовали. Семен Михайловский назвал гостиницу «очень приятной вещью» и наградил ее россыпью эпитетов: нормальная, сдержанная, европейская, элегантная функциональная, чистая, лишенная глупости. Михаил Мамошин отметил, что в работе есть «методика выхода к воде» и призвал ее всячески популяризировать.

Евгений Герасимов сохранил скептический настрой, отметив, что, вне зависимости от профессионализма архитекторов, это по-прежнему завуалированный многосекционный дом, поскольку «снимается несколько этажей, а экономика остается прежней – так не бывает, окупаемость гостиницы очень долгая», а также зачитал письмо инициативной группы, авторы которого просят не допустить никакого строительства, поскольку с социальной инфраструктурой в районе уже все неблагополучно.
  • zooming
    1 / 5
    Архитектурно-градостроительный облик гостиницы. Вариант 11-7 этажей
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    2 / 5
    Архитектурно-градостроительный облик гостиницы. Вариант 11-7 этажей
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    3 / 5
    Архитектурно-градостроительный облик гостиницы. Вариант 11-7 этажей
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    4 / 5
    Архитектурно-градостроительный облик гостиницы. Вариант 11-7 этажей
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    5 / 5
    Архитектурно-градостроительный облик гостиницы. Вариант 11-7 этажей
    © Архитектурное бюро «А.Лен»

Владимир Григорьев завершил неожиданно: «Архитектура – шаг вперед, элегантное решение, что там говорить. Но остается ощущение, что совершаем ошибку. Неплохо было бы поставить здесь пару-тройку башен, коль скоро рядом 75-этажные дома, чтобы было свободное проницаемое пространство, омываемое ветрами». И предложил главе КГИОП Сергею Макарову обсудить возможность повышения высотного регламента в этом месте до 85 метров, а градсовету подумать – какая нужна высота, чтобы место получило градостроительное звучание?

Подробнее о проекте ->
Дом на Заставской
Санкт-Петербург, Заставская улица, дом 30, литера А,
Проектировщик: Архитектурная мастерская Юсупова
Заказчик: ООО «ЕВРОСТРОЙ»
Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик


Дом, влияющий на перспективы Московского проспекта, также смотрели повторно. Его высота понизилась до 31 метра при разрешенных 40, то есть до 8 этажей вместо 9-10, последние два этажа выполнили в стекле, а основной облицовочный материал – кирпич и керамические панели. Конфигурацию «пистолетиком», как назвал ее Владимир Григорьев, изменить не удалось: по словам авторов, это единственно возможное решение при заданных ТЭПах и нормах.
  • zooming
    1 / 4
    Жилой дом на Заставской
    © Архитектурная мастерская Юсупова
  • zooming
    2 / 4
    Жилой дом на Заставской
    © Архитектурная мастерская Юсупова
  • zooming
    3 / 4
    Жилой дом на Заставской
    © Архитектурная мастерская Юсупова
  • zooming
    4 / 4
    Жилой дом на Заставской
    © Архитектурная мастерская Юсупова

Владимир Аврутин настаивал, что предельная высота для Заставкой улицы – все же 22 метра. Сергею Орешкину не хватило детализации, а «деликатный» стеклянный этаж он предложил сдвигать еще сильнее. Олег Харченко предложил «продолжить коллективную борьбу за снижение высоты здания за счет стеклянных этажей», а фасад назвал плохим: «хаотичным, неинтересным, некрасивым и непонятным». Евгений Герасимов предположил, что невнятность дома сохраняется из его «полустрочного, полуостровного характера». Анатолий Столярчук увидел главную проблему в полностью стеклянном объеме, прозрачность которого больше подходит для офисного здания. Семен Михайловский назвал «стеклянный сундук» «редким цинизмом» и вообще не скупился на критику: «безыскусный проект», «простодушные вещи», «не дает развития будущему» и, наконец, «игнорирование архитектуры как профессии».

Владимир Григорьев согласился с большинством: «Эту работу рано заканчивать, меня смущает прямолинейность штампов. Все это было везде, по-всякому и в разных сочетаниях. Но здесь точно не получилось. Стеклянное решение неприемлемо для перспектив Московского проспекта и принять этот проект как дизайн-код для последующей застройки района было бы спорно».

Подробнее о проекте ->
Петр I, спасающий утопающих близ Лахты
Авторский коллектив: архитектор Михаил Мамошин, скульптор Степан Мокроусов-Гульельми, идеолог проекта Алексей Кравченко, архитектор Диана Лисица 
Инициатор: Фонд поддержки социальных инициатив Газпрома
Обсуждали: эскизный проект


Скульптура традиционно вызвала споры более жаркие.

Михаил Мамошин рассказал о сложной подоплеке проекта. На небольшом участке при въезде на территорию «Лахта-Центра» планируется разбить сквер и установить памятник: копию скульптуры за авторством Леопольда Бернштама, которая изображала Петра I, спасающего рыбаков. После этого события император, согласно легенде, заболел и умер, памятник же в 1918 году уничтожили как антихудожественный. Старый памятник стоял на Адмиралтейской набережной, а восстановить его решили «на месте событий».
  • zooming
    1 / 4
    Проект памятника Петру I, спасающему утопающих близ Лахты. Первый вариант
    Авторский коллектив: Михаил Мамошин, Степан Мокроусов-Гульельми, Алексей Кравченко, Диана Лисица
  • zooming
    2 / 4
    Проект памятника Петру I, спасающему утопающих близ Лахты
    Авторский коллектив: Михаил Мамошин, Степан Мокроусов-Гульельми, Алексей Кравченко, Диана Лисица
  • zooming
    3 / 4
    Проект памятника Петру I, спасающему утопающих близ Лахты
    Авторский коллектив: Михаил Мамошин, Степан Мокроусов-Гульельми, Алексей Кравченко, Диана Лисица
  • zooming
    4 / 4
    Проект памятника Петру I, спасающему утопающих близ Лахты
    Авторский коллектив: Михаил Мамошин, Степан Мокроусов-Гульельми, Алексей Кравченко, Диана Лисица

Копия, как выяснилось, слово не совсем подходящее – скульптор Степан Мокроусов-Гульельми, подключившийся к градсовету с прогулки, рассказал, что «торчащие из волн руки и лица заменены на смачный парус», поскольку заказчик пожелал «придать Петру позитивный вид – Петр спасает Россию, Петр спасает утопающих, утонувших там нет, только спасенные». Также увеличивается размер памятника и пьедестал – для лучшего восприятия. Памятник будет обращен к Приморскому шоссе и Петербургу, сзади его будет закрывать зеленая «кулиса». По словам Михаила Мамошина, авторы проекта «искали новые смыслы», поэтому появилась символическая горизонталь, отмечающая уровень воды наводнения 1824 года, а также «всевидящее око», которое просматривается в рисунке благоустройства при взгялде на сквер из окон «Лахта-Центра».
Проект памятника Петру I, спасающему утопающих близ Лахты. Первый вариант
Авторский коллектив: Михаил Мамошин, Степан Мокроусов-Гульельми, Алексей Кравченко, Диана Лисица

Все вопросы относительно доступности сквера, расположения памятника и его освещенности померкли перед обсуждением смысла всего предприятия. Семен Михайловский высказал свою позицию через вопросы: «Как вы отрывали руки и лица у берштамовского памятника? Почему не восстановить таким, как он был? Что смущало? Хотели сделать лучше? Придать новую идеологическую окраску? Всевидящее око – намекаете на масонство Петра?»

Никита Явейн предположил, что «убирать кусочки у скульптуры – это все равно что одеть Давида в трусы». Владимир Григорьев продолжил: «Со временем Самсон начнет гладить голову льву». У Евгения Герасимова были свои аллюзии: слишком много крови на картине «Иван Грозный, убивающий своего сына», слишком мало персиков у Серова, недостаточно глубокий вырез платья у Джоконды.

Феликс Буянов предположил, что, учитывая масштаб «Лахта-Центра», уместнее установить флагштоки, с чем согласился Владимир Линов: основным зрителям – автомобилистам на скорости, будет сложно разглядеть детали скульптуры, гораздо лучше смотрелся был мобиль или стабиль в духе Александра Колдера. Олег Харченко поддержал эту идею: в сквере должно появиться что-то современное и соответствующее духу места.

Владимир Григорьев подвел итог: если делать копию, то она должна быть буквальной, новая же скульптура в этом месте могло бы стать для города событием.
Памятный знак Дмитрию Устинову 
Авторский коллектив: скульптор Владимир Курочкин, архитектор Виктор Курочкин, дизайнер Ульяна Войко 
Инициатор: Региональное отделение Российского военно-исторического общества в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Обсуждали: эскизный проект


Памятник планируют установить в безымянном сквере у станции метро «Рыбацкое». Будущего маршала СССР скульпторы изобразили молодым человеком, каким он был в годы своей жизни в Ленинграде, фоном служит инверсионный след от ракеты, символизирующей будущие достижения.
  • zooming
    1 / 3
    Памятный знак Дмитрию Устинову
    Авторский коллектив: скульптор Владимир Курочкин, архитектор Виктор Курочкин, дизайнер Ульяна Войко
  • zooming
    2 / 3
    Памятный знак Дмитрию Устинову
    Авторский коллектив: скульптор Владимир Курочкин, архитектор Виктор Курочкин, дизайнер Ульяна Войко
  • zooming
    3 / 3
    Памятный знак Дмитрию Устинову
    Авторский коллектив: скульптор Владимир Курочкин, архитектор Виктор Курочкин, дизайнер Ульяна Войко

Никита Явейн отметил, что «в молодости Устинов прославился тем, что перебазировал заводы, а ракеты были позже, когда ему было лет 40-50», такую нестыковку нельзя оставлять без внимания, поскольку многие воспримут ее как историческую ошибку. Следовательно, «фурнитура должна связывать его с другим периодом».

Многие эксперты отметили и художественные недостатки: элементы не связываются в единую композицию, игрушечные атрибуты ракеты не вяжутся с реалистичной фигурой, классическая скульптура – с авангардным постаментом.

Владимира Григорьева заинтересовало направление движения ракеты: «Ощущение, что молодой человек в распахнутом пальто идет куда-то и вдруг бабахнули ракеты, руки разведены, растерянность в позе. Я за ваш памятник, это высочайшего класса работа. Если она без ракеты. А с ракетой – полная катастрофа. Идеологическая, все равно что масла в огонь подлить. Памятник Советскому Союзу, который палит ракетами вообще не глядя». 

05 Октября 2020

Похожие статьи
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
НИИФИЛ <аретова>
Борис Бернаскони в ММОМА показывает, как устаревшее слово НИИ делает куратора по-настоящему главным на выставке, как подчинить живопись архитектуре и еще рассказывает, что творчество – это только придумывание нового. Разбираемся в масштабе новаций.
Константинов: путь к архитектуре
До 26 мая включительно не поздно успеть на распределенную по двум площадкам выставку Александра Константинова, доктора математики и художника-концептуалиста, автора объектов, причем очень крупных, городского и ландшафтного масштаба. Выставка – в Западном крыле ГТГ, два восстановленных объекта – в ГЭС-2. Автор экспозиции в ГТГ – Евгений Асс.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.