Градсовет Петербурга 20/27.01.2021

На январских заседаниях обсудили заказанный «Газпромом» памятник Петру I, а также жилой комплекс с «Берлинской стеной».

Алёна Кузнецова

Автор текста:
Алёна Кузнецова

mainImg
ЖК на Кубинской, 27.01.2021
Санкт-Петербург, Кубинская улица, дом 82
Проектировщик: ООО «Проектная культура»
Заказчик: ООО «СЗ «РСТИ-Нова»

Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик

Кубинская улица, как выразился Александр Зюзин, застраивается «изнутри наружу» – пока многочисленные жилые комплексы резво возводятся в глубине кварталов, уличный фронт все еще формируют склады и производственные здания. Жилой комплекс «Проектной культуры» первым выйдет на Кубинскую, что подразумевает определенные сложности: и без того узкий участок «прижат» нормативными зонами соседних комплексов, к тому же ему суждено играть роль доминанты, которая оформит угол со 2-м Предпортовым проездом и будет встречать при съезде с развязки Пулковского шоссе и Дунайского проспекта.



Комплекс разновысотный, что для жилья подобного класса редкость. Роль акцента выполняют три 18-этажные башни – это максимально допустимая высота на данном участке. Вдоль Кубинской протянутся две г-образные секции с высотой в 12 и 16 этажей. Корпуса объединит стилобат, на котором располагаются игровые и спортивные площадки, сюда же выходит встроено-пристроенный детский сад на 100 детей.
Многоквартирный дом
© Проектная культура

Многие эксперты похвалили проект за генплан, силуэтность, пропорции и фасадные решения. Сергей Орешкин также отметил дифференциацию оконных проемов и типов квартир. «Все в единой стилистике при достаточном разнообразии», – отметил Никита Явейн.

Семен Михайловский назвал комплекс «абсолютно прагматичным, девелоперским, не блещущим решениями, но приемлемым». Больше всего авторов «кошмарили», по выражению Феликса Буянова, за длинную глухую стену, соединяющую корпуса вдоль Кубинской улицы – за ней располагается полузаглубленный паркинг. Никита Явейн предложил сделать хотя бы один магазин в центре этой стены, что дало бы ощущение жилой улицы, а иначе возникает не просто скучная, а «неконтролируемая зона». Владимир Григорьев поддержал: нужно что-то более изысканное, например, вертикальное озеленение, или прозрачная стена, через которую видны машины и подсветка. В конце концов будут хороши уже скамейки – стена «теплая», люди будут сидеть и греться.
  • zooming
    1 / 4
    Многоквартирный дом
    © Проектная культура
  • zooming
    2 / 4
    Многоквартирный дом
    © Проектная культура
  • zooming
    3 / 4
    Многоквартирный дом
    © Проектная культура
  • zooming
    4 / 4
    Многоквартирный дом
    © Проектная культура

Эмоциональнее других выступил Евгений Герасимов: «Улица Кубинская – не самая видная, но нужно уважать и улицу, и людей на ней. Нужно заглублять паркинг, делать фронт обслуживания. Иначе получится грязный забор с граффити, в котором нет никакого шарма. Нынешнее решение – ради экономии денег заказчика».

Владимира Линова и Владимира Аврутина также заинтересовал «собачий хвостик» – длинная и узкая зеленая зона, которая могла бы иметь какой-то смысл – быть бульваром, например. По словам авторов, это остатки подъездных железнодорожных путей, и все, что с ними можно сделать – это засеять газоном.

Владимир Григорьев отметил человеческий масштаб комплекса и в целом поддержал его.
Генплан. Многоквартирный дом
© Проектная культура
Фасад северо-восточный. Многоквартирный дом
© Проектная культура
Северо-западный и юго-восточный фасады. Многоквартирный дом
© Проектная культура
Петр I, спасающий утопающих близ Лахты, 20.01.2021
Авторский коллектив: архитектор Михаил Мамошин, скульптор Степан Мокроусов-Гульельми, идеолог проекта Алексей Кравченко, архитектор Диана Лисица
Инициатор: Фонд поддержки социальных инициатив Газпрома
Обсуждали: эскизный проект


Памятник Петру I рядом с «Лахта-центром» обсуждали во второй раз. Новый вариант выглядит куда более лаконично: клумбы и зеленая «кулиса» как «модные молодежные современности» исчезли полностью, вместо них появились монументальные гранитные скамьи. Доработанный пьедестал по словам Михаила Мамошина теперь «сочетается с геометрией второй очереди «Лахта-цетра».
Вид со стороны города. Памятный знак «Петр I, спасающий утопающих близ Лахты». Второй вариант
© Архитектурно-проектный центр Мамошина
Проект памятника Петру I, спасающему утопающих близ Лахты. Первый вариант
Авторский коллектив: Михаил Мамошин, Степан Мокроусов-Гульельми, Алексей Кравченко, Диана Лисица

Начатая в прошлый раз дискуссия по поводу «позитивности» Петра, который в оригинальном варианте Леопольда Бернштама был совсем не позитивным, продолжилась и в этот раз. После вопросов Евгения Герасимова удалось уточнить, что скульптура не является копией, скорее это «работа по мотивам», поскольку для достоверного воссоздания не хватает иконографических материалов, а намерение изменить общее настроение работы, судя по всему, сохранилось.

Евгений Герасимов посчитал «поделку по мотивам Бернштама в такой редакции невозможной по идеологическим и этическим причинам» и предложил оставить Бернштама в покое и делать авторскую скульптуру. Михаил Сарри напомнил, что есть сотни интерпретаций «Евгения Онегина» или «Анны Карениной», и предположил, что 90% населения все равно не знает, кто такой Бернштам. Никита Явейн призвал не изобретать велосипед, поскольку «вся современная культура – это наполовину парафразы исторических тем».

Александр Карпов в связи с обсуждением вспомнил рассказ Хорхе Луи Борхеса «Пьер Менар, автор «Дон Кихота», «где подробно разобрана эта коллизия – можно ли через 100 или 200 лет повторить авторский замысел». И подытожил: «Нет ощущения, что идея памятника кристаллизовалась до конца. Мысль в том, что люди «Газпрому» не нужны. Ставится знак – на него можно смотреть из окон машины, этого достаточно. Таким образом, площадка – это лишнее. Памятник ничего не потеряет, если будет стоять в воде, прямо в лагуне. Но как человеколюбец я предложил бы вернуть зелень и сделать соединительный проход, транзит, чтобы люди ходили».
Вид со стороны МФК Лахта Центра. Памятный знак «Петр I, спасающий утопающих близ Лахты». Второй вариант
© Архитектурно-проектный центр Мамошина
Проект памятника Петру I, спасающему утопающих близ Лахты. Первый вариант
Авторский коллектив: Михаил Мамошин, Степан Мокроусов-Гульельми, Алексей Кравченко, Диана Лисица

Сергей Орешкин предложил оставить этические вопросы на усмотрение скульпторов, а вместо этого обсуждать градостроительство: с его точки зрения выбор места для памятника разумен. Владимир Линов поддержал, но высказал парадоксальную позицию: «Чем хуже скульптура сейчас, тем лучше в будущем: она не будет являться охраняемым объектом, эстетические взгляды изменятся, а постамент удачен для размещения современного абстрактного объекта. Может возникнуть хорошая композиция. Идеологически согласен – безобразие. Я бы проект одобрил».
  • zooming
    1 / 4
    Вид со стороны области. Памятный знак «Петр I, спасающий утопающих близ Лахты»
    © Архитектурно-проектный центр Мамошина
  • zooming
    2 / 4
    Вид со стороны Приморского шоссе. Памятный знак «Петр I, спасающий утопающих близ Лахты»
    © Архитектурно-проектный центр Мамошина
  • zooming
    3 / 4
    Вид со стороны Приморского шоссе. Восточная набережная. Памятный знак «Петр I, спасающий утопающих близ Лахты»
    © Архитектурно-проектный центр Мамошина
  • zooming
    4 / 4
    Фасадные решения скульптурной композиции. Памятный знак «Петр I, спасающий утопающих близ Лахты»
    © Архитектурно-проектный центр Мамошина

Семен Михайловский назвал место, на котором стоит памятник, «пустой коленкой» и задался вопросом, что за люди будут приходить сюда и с какой целью? Владимир Григорьев предположил, что это будут сотрудники «Газпрома» и вспомнил Шемякинских сфинксов, которые «очень одиноко себя чувствуют». К концу обсуждения Семен Михайловский смирился: «Сначала я горячился, а сейчас уже спокойно смотрю – ну черт с ним. Это абсурд нашей современной жизни. Я не против».

Открыть памятник планируют в 2024 году.

28 Января 2021

Алёна Кузнецова

Автор текста:

Алёна Кузнецова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Павильон готов
Сегодня биеннале архитектуры в Венеции открывается для посетителей. Публикуем фотографии павильона России в Джардини, любезно предоставленные организаторами его реконструкции.
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Верх деликатности
Музей архитектуры объявил о планах по реставрации дома Мельникова. Проектом реставрации займется Наринэ Тютчева и АБ «Рождественка», Группа ЛСР финансирует работу как меценат, не вмешиваясь в процесс. Похоже, в Москве, где недавно отреставрирован дом Наркомфина, намечается еще один образцовый пример работы с памятником авангарда. Рассматриваем подробности и вспоминаем историю.
Другой Вхутемас
В московском Музее архитектуры имени А. В. Щусева открыта выставка к столетию Вхутемаса: кураторы предлагают посмотреть на его архитектурный факультет как на собрание педагогов разнообразных взглядов, не ограничиваясь только авангардными направлениями.
Градсовет Петербурга 17.02.2021
Тот день, когда Градсовет критиковал признанного архитектора и хвалил работу молодого. Но все равно согласовал первого, а второго отправил на доработку.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
Формируя культурную среду
Каждый год тысячи Домов культуры по всей России перестают функционировать, сносятся или перепрофилируются. Единичные примеры успешных реконструкций не могут изменить тенденцию. Без комплексного подхода к модернизации ДК, учитывающего новые запросы общества, их будущее остается под вопросом. О существующей практике развития ДК и поисках новых решений говорили участники конференции «Новые форматы культурных центров», проведенной в рамках фестиваля «Зодчество» командой проекта «Идентичность в типовом».
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Градсовет удаленно 26.08.2020
Предварительное, «для ППТ», рассмотрение дома – близкого соседа «Дома у моря» и исторического особняка, вызвало много замечаний и пожелание доработки, в том числе с позиций охраны памятника и градостроительной ситуации. Хотя проект сам по себе скорее позволили.
Градсовет удаленно 5.08.2020
Члены градсовета нашли голландский проект центра сказок Пушкина оскорбительным, а высотный жилой массив без лоджий и балконов – отвечающим запросам времени.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Технологии и материалы
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Сейчас на главной
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Переговоры среди лепестков
На Венецианской биеннале представлен новый проект Zaha Hadid Architects: модуль-переговорная Alis, подходящий как для интерьеров, так и для использования на открытом воздухе.