Градсовет Петербурга 20/27.01.2021

На январских заседаниях обсудили заказанный «Газпромом» памятник Петру I, а также жилой комплекс с «Берлинской стеной».

Алёна Кузнецова

Автор текста:
Алёна Кузнецова

28 Января 2021
mainImg
ЖК на Кубинской, 27.01.2021
Санкт-Петербург, Кубинская улица, дом 82
Проектировщик: ООО «Проектная культура»
Заказчик: ООО «СЗ «РСТИ-Нова»

Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик

Кубинская улица, как выразился Александр Зюзин, застраивается «изнутри наружу» – пока многочисленные жилые комплексы резво возводятся в глубине кварталов, уличный фронт все еще формируют склады и производственные здания. Жилой комплекс «Проектной культуры» первым выйдет на Кубинскую, что подразумевает определенные сложности: и без того узкий участок «прижат» нормативными зонами соседних комплексов, к тому же ему суждено играть роль доминанты, которая оформит угол со 2-м Предпортовым проездом и будет встречать при съезде с развязки Пулковского шоссе и Дунайского проспекта.



Комплекс разновысотный, что для жилья подобного класса редкость. Роль акцента выполняют три 18-этажные башни – это максимально допустимая высота на данном участке. Вдоль Кубинской протянутся две г-образные секции с высотой в 12 и 16 этажей. Корпуса объединит стилобат, на котором располагаются игровые и спортивные площадки, сюда же выходит встроено-пристроенный детский сад на 100 детей.
Многоквартирный дом
© Проектная культура

Многие эксперты похвалили проект за генплан, силуэтность, пропорции и фасадные решения. Сергей Орешкин также отметил дифференциацию оконных проемов и типов квартир. «Все в единой стилистике при достаточном разнообразии», – отметил Никита Явейн.

Семен Михайловский назвал комплекс «абсолютно прагматичным, девелоперским, не блещущим решениями, но приемлемым». Больше всего авторов «кошмарили», по выражению Феликса Буянова, за длинную глухую стену, соединяющую корпуса вдоль Кубинской улицы – за ней располагается полузаглубленный паркинг. Никита Явейн предложил сделать хотя бы один магазин в центре этой стены, что дало бы ощущение жилой улицы, а иначе возникает не просто скучная, а «неконтролируемая зона». Владимир Григорьев поддержал: нужно что-то более изысканное, например, вертикальное озеленение, или прозрачная стена, через которую видны машины и подсветка. В конце концов будут хороши уже скамейки – стена «теплая», люди будут сидеть и греться.
  • zooming
    1 / 4
    Многоквартирный дом
    © Проектная культура
  • zooming
    2 / 4
    Многоквартирный дом
    © Проектная культура
  • zooming
    3 / 4
    Многоквартирный дом
    © Проектная культура
  • zooming
    4 / 4
    Многоквартирный дом
    © Проектная культура

Эмоциональнее других выступил Евгений Герасимов: «Улица Кубинская – не самая видная, но нужно уважать и улицу, и людей на ней. Нужно заглублять паркинг, делать фронт обслуживания. Иначе получится грязный забор с граффити, в котором нет никакого шарма. Нынешнее решение – ради экономии денег заказчика».

Владимира Линова и Владимира Аврутина также заинтересовал «собачий хвостик» – длинная и узкая зеленая зона, которая могла бы иметь какой-то смысл – быть бульваром, например. По словам авторов, это остатки подъездных железнодорожных путей, и все, что с ними можно сделать – это засеять газоном.

Владимир Григорьев отметил человеческий масштаб комплекса и в целом поддержал его.
Генплан. Многоквартирный дом
© Проектная культура
Фасад северо-восточный. Многоквартирный дом
© Проектная культура
Северо-западный и юго-восточный фасады. Многоквартирный дом
© Проектная культура
Петр I, спасающий утопающих близ Лахты, 20.01.2021
Авторский коллектив: архитектор Михаил Мамошин, скульптор Степан Мокроусов-Гульельми, идеолог проекта Алексей Кравченко, архитектор Диана Лисица
Инициатор: Фонд поддержки социальных инициатив Газпрома
Обсуждали: эскизный проект


Памятник Петру I рядом с «Лахта-центром» обсуждали во второй раз. Новый вариант выглядит куда более лаконично: клумбы и зеленая «кулиса» как «модные молодежные современности» исчезли полностью, вместо них появились монументальные гранитные скамьи. Доработанный пьедестал по словам Михаила Мамошина теперь «сочетается с геометрией второй очереди «Лахта-цетра».
Вид со стороны города. Памятный знак «Петр I, спасающий утопающих близ Лахты». Второй вариант
© Архитектурно-проектный центр Мамошина
Проект памятника Петру I, спасающему утопающих близ Лахты. Первый вариант
Авторский коллектив: Михаил Мамошин, Степан Мокроусов-Гульельми, Алексей Кравченко, Диана Лисица

Начатая в прошлый раз дискуссия по поводу «позитивности» Петра, который в оригинальном варианте Леопольда Бернштама был совсем не позитивным, продолжилась и в этот раз. После вопросов Евгения Герасимова удалось уточнить, что скульптура не является копией, скорее это «работа по мотивам», поскольку для достоверного воссоздания не хватает иконографических материалов, а намерение изменить общее настроение работы, судя по всему, сохранилось.

Евгений Герасимов посчитал «поделку по мотивам Бернштама в такой редакции невозможной по идеологическим и этическим причинам» и предложил оставить Бернштама в покое и делать авторскую скульптуру. Михаил Сарри напомнил, что есть сотни интерпретаций «Евгения Онегина» или «Анны Карениной», и предположил, что 90% населения все равно не знает, кто такой Бернштам. Никита Явейн призвал не изобретать велосипед, поскольку «вся современная культура – это наполовину парафразы исторических тем».

Александр Карпов в связи с обсуждением вспомнил рассказ Хорхе Луи Борхеса «Пьер Менар, автор «Дон Кихота», «где подробно разобрана эта коллизия – можно ли через 100 или 200 лет повторить авторский замысел». И подытожил: «Нет ощущения, что идея памятника кристаллизовалась до конца. Мысль в том, что люди «Газпрому» не нужны. Ставится знак – на него можно смотреть из окон машины, этого достаточно. Таким образом, площадка – это лишнее. Памятник ничего не потеряет, если будет стоять в воде, прямо в лагуне. Но как человеколюбец я предложил бы вернуть зелень и сделать соединительный проход, транзит, чтобы люди ходили».
Вид со стороны МФК Лахта Центра. Памятный знак «Петр I, спасающий утопающих близ Лахты». Второй вариант
© Архитектурно-проектный центр Мамошина
Проект памятника Петру I, спасающему утопающих близ Лахты. Первый вариант
Авторский коллектив: Михаил Мамошин, Степан Мокроусов-Гульельми, Алексей Кравченко, Диана Лисица

Сергей Орешкин предложил оставить этические вопросы на усмотрение скульпторов, а вместо этого обсуждать градостроительство: с его точки зрения выбор места для памятника разумен. Владимир Линов поддержал, но высказал парадоксальную позицию: «Чем хуже скульптура сейчас, тем лучше в будущем: она не будет являться охраняемым объектом, эстетические взгляды изменятся, а постамент удачен для размещения современного абстрактного объекта. Может возникнуть хорошая композиция. Идеологически согласен – безобразие. Я бы проект одобрил».
  • zooming
    1 / 4
    Вид со стороны области. Памятный знак «Петр I, спасающий утопающих близ Лахты»
    © Архитектурно-проектный центр Мамошина
  • zooming
    2 / 4
    Вид со стороны Приморского шоссе. Памятный знак «Петр I, спасающий утопающих близ Лахты»
    © Архитектурно-проектный центр Мамошина
  • zooming
    3 / 4
    Вид со стороны Приморского шоссе. Восточная набережная. Памятный знак «Петр I, спасающий утопающих близ Лахты»
    © Архитектурно-проектный центр Мамошина
  • zooming
    4 / 4
    Фасадные решения скульптурной композиции. Памятный знак «Петр I, спасающий утопающих близ Лахты»
    © Архитектурно-проектный центр Мамошина

Семен Михайловский назвал место, на котором стоит памятник, «пустой коленкой» и задался вопросом, что за люди будут приходить сюда и с какой целью? Владимир Григорьев предположил, что это будут сотрудники «Газпрома» и вспомнил Шемякинских сфинксов, которые «очень одиноко себя чувствуют». К концу обсуждения Семен Михайловский смирился: «Сначала я горячился, а сейчас уже спокойно смотрю – ну черт с ним. Это абсурд нашей современной жизни. Я не против».

Открыть памятник планируют в 2024 году.

28 Января 2021

Алёна Кузнецова

Автор текста:

Алёна Кузнецова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
Формируя культурную среду
Каждый год тысячи Домов культуры по всей России перестают функционировать, сносятся или перепрофилируются. Единичные примеры успешных реконструкций не могут изменить тенденцию. Без комплексного подхода к модернизации ДК, учитывающего новые запросы общества, их будущее остается под вопросом. О существующей практике развития ДК и поисках новых решений говорили участники конференции «Новые форматы культурных центров», проведенной в рамках фестиваля «Зодчество» командой проекта «Идентичность в типовом».
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Градсовет удаленно 26.08.2020
Предварительное, «для ППТ», рассмотрение дома – близкого соседа «Дома у моря» и исторического особняка, вызвало много замечаний и пожелание доработки, в том числе с позиций охраны памятника и градостроительной ситуации. Хотя проект сам по себе скорее позволили.
Градсовет удаленно 5.08.2020
Члены градсовета нашли голландский проект центра сказок Пушкина оскорбительным, а высотный жилой массив без лоджий и балконов – отвечающим запросам времени.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Градсовет удалённо / 25.03.2020
Градсовет впервые за историю своего существования работал дистанционно: обсуждали «готичный» бизнес-центр и эскиз жилого комплекса на севере города. Мы попытались подготовить удаленный же репортаж и заодно расспросить петербургских архитекторов о работе он-лайн.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
Градсовет 4.03.2020
Как паркинг привел к разговору об энергоэффективности, а памятник Федору Ушакову поднял проблему восстановления собора.
Под взглядом ангелов с небес
Юбилейная выставка «Студии 44» в эрмитажном Генштабе амбициозна, масштабна и разнообразна. Ее задача – показать архитектуру со всех сторон: через кино, макет, чертеж, инсталляцию, и наконец через произведение, саму Анфиладу, которую выставка раскрывает, интенсифицирует и заставляет работать так, как было с самого начала задумано.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
Дальше... дальше... дальше... В поиске нового поколения
Конкурс OPEN! на участие в национальном павильоне Джардини рассчитан на молодых архитекторов с максимально свежим взглядом на вещи, а его рамки так широки, что их почти не видно. Нужны смелые люди, которые совпадут с мировоззрением куратора Ипполито Лапарелли. Награда – работа в Венеции, дедлайн 31 января.
Фантастический роман
Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Технологии и материалы
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
Сейчас на главной
«Коралловый цветок»
Foster + Partners и девелопер TRSDC разрабатывают масштабный курортный проект на побережье Красного моря в Саудовской Аравии. Об одном из его составляющих, комплексе Coral Bloom, нам рассказали Джерард Эвенден из Foster + Partners и генеральный директор TRSDC Джон Пагано.
Полярная тихоходка
Зимовочный комплекс антарктической станции «Восток» рассчитан на экстремальные климатические условия и психологический комфорт исследователей.
Офис для концентрации идей
​Бюро «Т+Т Architects» спроектировало офис французской ИТ-компании, где сотрудники в любой точке помещения могут обсудить с коллегами или записать на стене новые идеи.
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.