От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира Плоткина

Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.

mainImg
0 Четыре проекта – еще три см. в предыдущем материале.
 

4. Плавучий театр

Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Иммерсивный театральный кластер
Марина Ксенофонтова
Театрально-концертный комплекс на Москве-реке
Марина Ксенофонтова

Изучение вопроса сосредоточено на основных вехах истории театра и оформлено как театральная программа. «Что если театр – вовсе не театр, и все ошиблись? Вдруг оказалось, что это наша повседневность», – так автор начинает представление проекта, и приходит к выводу: «интерактивность – главный тренд современного театра».
  • zooming
    1 / 7
    Театрально-концертный комплекс на Москве-реке
    Марина Ксенофонтова
  • zooming
    2 / 7
    Театрально-концертный комплекс на Москве-реке
    Марина Ксенофонтова
  • zooming
    3 / 7
    Театрально-концертный комплекс на Москве-реке
    Марина Ксенофонтова
  • zooming
    4 / 7
    Театрально-концертный комплекс на Москве-реке
    Марина Ксенофонтова
  • zooming
    5 / 7
    Театрально-концертный комплекс на Москве-реке
    Марина Ксенофонтова
  • zooming
    6 / 7
    Театрально-концертный комплекс на Москве-реке
    Марина Ксенофонтова
  • zooming
    7 / 7
    Театрально-концертный комплекс на Москве-реке
    Марина Ксенофонтова

Выбранный участок расположен на юге Москвы, на мысу восточного берега Нагатинского затона, на месте промзоны «Подводречстроя», напротив ЖК «Ривер Парк» и в двух шагах от строящейся станции метро «Нагатинский затон».
  • zooming
    1 / 3
    Театрально-концертный комплекс на Москве-реке
    Марина Ксенофонтова
  • zooming
    2 / 3
    Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Функциональное зонирование
    Марина Ксенофонтова
  • zooming
    3 / 3
    Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Расположение на карте Москвы
    Марина Ксенофонтова

Так как Нагатинский затон не так давно был местом строительства речных судов, на берегах по-прежнему сохраняются отстатки речных судов и кранов. Марина Ксенофонтова предлагает переплавить их в скульптуры, а припаркованную баржу превратить в плавучую сцену.
Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Артефакты местности
Марина Ксенофонтова

Сцена устанавливается со стороны реки перед коробкой зрительного зала – в летнее время открытой, в зимнее теплой. Пол зрительного зала задуман как трансформируемый, позволяющий превратить ряды кресел в пространство для интерактивной работы со зрителями. К коробке зрительного зала примыкает протяженный объем, влючащий гримерки, выставочные простанства, рестораны и парковки: в нем 2 подземных и 2 надземных яруса. Объем, сгруппированный вокруг вереницы атриумов, тянется вдоль Москвы-реки, здесь в него встроены краны для загрузки театральных кораблей. Со стороны затона вдоль него возникает просторный прогулочный помост, своего рода гипер-галерея: в первом ярусе опоры, во втором приподнятый над землей парк, сложное рекреационное пространство, зонированное скульптурами, переплавленными из отстатков кораблей. Вдоль навесного парка – своего рода висячего сада, также проходит монорельс-фуникулер. Перед сценой помост поворачивает налево, образуя треугольник, нависающий на опорах над водой.
  • zooming
    1 / 6
    Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Функциональная программа. Аксонометрия
    Марина Ксенофонтова
  • zooming
    2 / 6
    Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Сценарии в компонентах. Аксонометрия
    Марина Ксенофонтова
  • zooming
    3 / 6
    Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Поэтажные планы комплекса
    Марина Ксенофонтова
  • zooming
    4 / 6
    Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Конструкция пола зрительного зала. Разрез А-А. Зал в летнее время
    Марина Ксенофонтова
  • zooming
    5 / 6
    Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Разрез Б-Б. Общественный блок
    Марина Ксенофонтова
  • zooming
    6 / 6
    Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Фасады комплекса
    Марина Ксенофонтова

Все вместе – пространство особенных впечатлений, сложносочиненное и наделенное очень разными эмоциональными характеристиками, – не слишком похоже на собственно здание, поскольку выглядит как прозрачная решетчатая структура, напоминая одновременно о шатрах фестивального Казантипа и о металлических конструкциях корабельных верфей, которые когда-то составляли главную функцию этой территории. Образ верфи не уходит, скорее осмысляется в сценографическом ключе.
Театрально-концертный комплекс на Москве-реке
Марина Ксенофонтова
Театрально-концертный комплекс на Москве-реке
Марина Ксенофонтова

Плавучая сцена на корабле – отдельный сюжет проекта – составлена из трехмерных кубов-модулей со встроенной подсветкой. Их, согласно замыслу, можно устанавливать друг на друга, использовать в качестве многоярусного сценического помоста, группируя в сложные фигуры в рамках крупного параллелепипеда с длинной стороной до 100 м. Продумана программа гастролей по амфитеатрам Москвы-реки, как существующим, так и строящимся, а также по стране.
  • zooming
    1 / 7
    Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Баржа. Общая схема
    Марина Ксенофонтова
  • zooming
    2 / 7
    Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Функции и устройство модуля
    © Марина Ксенофонтова
  • zooming
    3 / 7
    Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Автоматизированное формирование модулей в сцену
    Марина Ксенофонтова
  • zooming
    4 / 7
    Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Планы трюма баржи
    Марина Ксенофонтова
  • zooming
    5 / 7
    Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Интерьер общественного блока
    Марина Ксенофонтова
  • zooming
    6 / 7
    Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Баржа-сцена
    Марина Ксенофонтова
  • zooming
    7 / 7
    Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Баржа-сцена в России
    Марина Ксенофонтова

5. Дом для удаленки

Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц
Даниил Царьков
Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц
Царьков Д.С.

Проект выполнен в рамках конкурса NomadHouse – Housing for digital nomads 2030, перед участниками которого ставилась задача «придумать гибрид дома и рабочего места для цифровых кочевников будущего», достаточно гибкий для того, чтобы подходить для постоянной миграции своих обитателей, и заглядывая достаточно далеко в будущее – на 10 лет вперед.

Рассматриваемый автором проекта район Песчаных улиц расположен к западу от Ходынского поля, а выбранный участок проектирования – территория гаражей между улицами Зорге и Куусинена, недалеко от недавно построенной ВЭБ Арены.
  • zooming
    1 / 4
    Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц. Концепция
    Царьков Д.С.
  • zooming
    2 / 4
    Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц. Место
    Царьков Д.С.
  • zooming
    3 / 4
    Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц
    Царьков Д.С.
  • zooming
    4 / 4
    Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц. Ансамбль
    Царьков Д.С.

Жилые дома заполняют лакуны во фронте «сталинской» застройки, они выстроены П-образными квартальными рамками вокруг двух дворов без машин, но с одним ярусом парковки в стилобате. Предусмотрены коммерческие первые этажи, в полуподвальных ярусах – кладовки для жителей. Между домами – общественный бульвар с амфитеатром вокруг фонтана.
  • zooming
    1 / 9
    Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц. Проектное предложение
    © Царьков Д.С.
  • zooming
    2 / 9
    Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц
    © Царьков Д.С.
  • zooming
    3 / 9
    Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц. Бульвар
    © Царьков Д.С.
  • zooming
    4 / 9
    Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц. План центрального фрагмента бульвара с мощением
    © Царьков Д.С.
  • zooming
    5 / 9
    Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц
    © Царьков Д.С.
  • zooming
    6 / 9
    Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц. Разрезы по дворам
    © Царьков Д.С.
  • zooming
    7 / 9
    Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц. Двор с детским садом
    © Царьков Д.С.
  • zooming
    8 / 9
    Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц. Парковка на 275 машиномест
    © Царьков Д.С.
  • zooming
    9 / 9
    Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц. Подвал с хранением и загрузкой
    © Царьков Д.С.

Одна из интересных черт проекта – Даниил Царьков предлагает фасады из клееной древесины.
Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц
Царьков Д.С.
Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц
Царьков Д.С.

Проект интерпретирует актуальную повестку удаленной работы: последний этап работы над дипломами пришелся на весенний карантин. Речь не только о коворкингах, предусмотренных автором в нижних этажах дома, но и все квартиры решены как двухъярусные, с внутренней спиралевидной лестницей, и рассчитаны на полноценый рабочий кабинет дома.
  • zooming
    1 / 10
    Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц. Дом
    Царьков Д.С.
  • zooming
    2 / 10
    Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц. Разрез 1-1
    Царьков Д.С.
  • zooming
    3 / 10
    Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц
    Царьков Д.С.
  • zooming
    4 / 10
    Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц. Квартира
    Царьков Д.С.
  • zooming
    5 / 10
    Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц. Разрез 2-2
    Царьков Д.С.
  • zooming
    6 / 10
    Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц
    Царьков Д.С.
  • zooming
    7 / 10
    Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц
    Царьков Д.С.
  • zooming
    8 / 10
    Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц
    Царьков Д.С.
  • zooming
    9 / 10
    Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц
    Царьков Д.С.
  • zooming
    10 / 10
    Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц
    Царьков Д.С.

6. Коралловый остров

Ревитализация нефтяной платформы в Адриатическом море
Дарья Веркеенко
Устройство платформы. Нефтяная платформа в Адриатическом море
Варкеенко Д.А.

Проект создан в рамках итальянского международного конкурса Proximity Island, перед участниками которого, согласно брифу, ставилась задача предложить проект нового использования заброшенной нефтяной платформы в Адриатическом море, в 30 км от Равенны. Часть таких морских платформ сейчас останавливает свою работу из соображений экологической безопасности, и основной метод их утилизации – разборка и уничтожение на берегу, что сложно и дорого. В программу конкурса входила функция музея «Большой воды» с делением на секции Адриатического моря, Средиземного моря и океана.
Фасад. Нефтяная платформа в Адриатическом море
Варкеенко Д.А.

Дарья Веркеенко предложила вырастить на основе платформы новый остров из морских кораллов: кораллы предлагается выращивать в воде на металлическом каркасе, на хорошо освещенных участках, и затем использовать «коралловый известняк» для строительства стен на платформе над водой. Для крупных блоков кладки автор предлагает использовать «большие шаровидные колонии», коралловые обломки, скрепленные известью, тоже рассматриваются как строительный материал.
  • zooming
    1 / 4
    Нефтяная платформа в Адриатическом море. География
    Варкеенко Д.А.
  • zooming
    2 / 4
    Нефтяная платформа в Адриатическом море
    Варкеенко Д.А.
  • zooming
    3 / 4
    Нефтяная платформа в Адриатическом море
    Варкеенко Д.А.
  • zooming
    4 / 4
    Генплан. Нефтяная платформа в Адриатическом море
    Варкеенко Д.А.

В программу кораллового здания входят музей, ресторан и гостиница. «Обрастая» известняком, платформа становится очень похожей на прибрежный или горный средиземноморский городок с лестницами и арками, а местами даже – на планету Татуин. Почти повсюду – арки и лестницы, почти отовсюду можно взглянуть на воду.
  • zooming
    1 / 11
    Нефтяная платформа в Адриатическом море
    Варкеенко Д.А.
  • zooming
    2 / 11
    Три музейных зала. Нефтяная платформа в Адриатическом море
    Варкеенко Д.А.
  • zooming
    3 / 11
    Музей. Зал Адриатического моря. Нефтяная платформа в Адриатическом море
    Варкеенко Д.А.
  • zooming
    4 / 11
    Музей. Зал средиземного моря. Нефтяная платформа в Адриатическом море
    Варкеенко Д.А.
  • zooming
    5 / 11
    Музей. Зал Тихого океана. Нефтяная платформа в Адриатическом море
    Варкеенко Д.А.
  • zooming
    6 / 11
    Гостиница. Жилье и рекреации. Нефтяная платформа в Адриатическом море
    Варкеенко Д.А.
  • zooming
    7 / 11
    Жилые ячейки. Нефтяная платформа в Адриатическом море
    Варкеенко Д.А.
  • zooming
    8 / 11
    Разрез. Нефтяная платформа в Адриатическом море
    Варкеенко Д.А.
  • zooming
    9 / 11
    Нефтяная платформа в Адриатическом море
    Варкеенко Д.А.
  • zooming
    10 / 11
    Нефтяная платформа в Адриатическом море
    Варкеенко Д.А.
  • zooming
    11 / 11
    Нефтяная платформа в Адриатическом море
    Варкеенко Д.А.

А место выращивания кораллов превращается в своего рода морской сквер с исключительно красивым мелководьем.
Нефтяная платформа в Адриатическом море
Варкеенко Д.А.

7. Фестивали у воды

Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
Мария Щукина 
Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
Варкеенко Д.А.

Площадку кинофестивального центра подсказал Владимир Плоткин: «Лет шесть-семь назад мы делали концепцию здания КФЦ для Никиты Михалкова на этом участке. Но проект Марии Щукиной на него не похож ничем, совпадает разве что идея подхода к зданию со стороны реки; все остальное – самостоятельная работа автора».

Участок расположен за спортзалом «Дружба» и зданием Олимпийского комитета, на набережной. Сейчас он занят складом противогололедных реагентов.
  • zooming
    1 / 3
    Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
    Мария Щукина
  • zooming
    2 / 3
    Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
    Мария Щукина
  • zooming
    3 / 3
    Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
    Мария Щукина

Мария Щукина размещает причал прямо напротив фестивального центра, решает здание как параллелепипед, вытянутый от набережной в глубину. Часть здания размещается на понтоне на воде рядом в причалом – от основного объема к ней тянется переход 3-ярусной высоты, своего рода мост над проездом, соединяющий КФЦ с водой. Часть кровли, со стороны реки, в том числе и кровля «моста», решена как большая открытая терраса.
Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
Мария Щукина

Один из основных сюжетов – фестивальная дорога, широкая галерея, которая прорезает здание асимметрично по диагонали от причала к улице Лужники в уровне земли и в -1 уровне: на ней и вокруг нее запланированы самые оживленные мероприятия. Ядром здания внутри становится большой зал, объедияющий по высоте 3 яруса плюс небольшая надстройка технической «коробки» сверху. Внутри, однако, собрано еще много залов разного калибра, объединенных общественными фойе, зонированных множеством экранов-брендволов для фотографирования. Пространство верхних ярусов соединено множеством лестниц, что обеспечивает его связность и постоянное движение – «перетекание» зрителей и участников фестивалей внутри.
  • zooming
    1 / 8
    Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
    Мария Щукина
  • zooming
    2 / 8
    Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
    Мария Щукина
  • zooming
    3 / 8
    Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
    Мария Щукина
  • zooming
    4 / 8
    Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
    Мария Щукина
  • zooming
    5 / 8
    Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
    Мария Щукина
  • zooming
    6 / 8
    Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
    Мария Щукина
  • zooming
    7 / 8
    Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
    Мария Щукина
  • zooming
    8 / 8
    Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
    Мария Щукина

Фасады, задуманные в проекте – двух видов: более строгие и закрытые повседневные и открытые ажурные – фестивальные. Таким образом во время фестивалей здание, с одной стороны, распространяло бы сияние своей активной внутренней жизни вовне, интерактивно взаимодействуя с окружающим пространством. С другой стороны, кружевные фасады могли бы создавать внутри тени сложных очертаний, отбрасываемые солнечным светом.
  • zooming
    1 / 5
    Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
    Мария Щукина
  • zooming
    2 / 5
    Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
    Мария Щукина
  • zooming
    3 / 5
    Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
    Мария Щукина
  • zooming
    4 / 5
    Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
    Мария Щукина
  • zooming
    5 / 5
    Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
    Мария Щукина

12 Октября 2020

Похожие статьи
Большой дом
Студенты ГУЗ под руководством Максима Гурвича и Михаила Корси разработали целую линейку идей для небанальных многоквартирных – и многофункциональных – домов. Работали они, впервые в истории Университета землеустройства, с реальным заказчиком – компанией А101, при участии ее специалистов, и для реальной территории.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.
Кладбище внутри и снаружи
Воркшоп под руководством Института Генплана Москвы занял на «Открытом городе» одно из двух первых мест. Его тема – пути реорганизации городских кладбищ. Предложено два направления, для пригорода и для центра, диаметрально противоположные.
СПбГАСУ 2023: Санкт-Петербург
В очередной подборке дипломных работ выпускников СПбГАСУ – варианты преобразования бывших промышленных территорий Санкт-Петербурга. Проекты получили высокую оценку комиссии, а также награды на всероссийском конкурсе дипломных работ по архитектуре и дизайну.
СПбГАСУ 2023: Милан
Пять дипломных работ, подготовленных студентами СПбГАСУ в рамках сотрудничества с Миланским политехническим университетом (POLIMI). Все они посвящены проектам развития территории Ortomercato в Милане и отмечены профессорско-преподавательским коллективом POLIMI.
СПбГАСУ 2023: Арктика
Представляем пять «арктических» выпускных работ студентов Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. Все они посвящены развитию Салехарда, предлагают городу новые доминанты и стремятся учитывать требования к проектированию в условиях Крайнего Севера.
Санкт-Петербургская академия художеств 2023: бакалавры
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров, подготовленные в мастерских Никиты Явейна, Вячеслава Ухова, Евгения Жука и Николая Смелкова: 250-метровая башня, библиотека, конный клуб с мотелем и проект реставрации тихвинского Введенского Девичьего монастыря.
От «Правды» до Хабаровска
В этом году среди работ практикантов Института Генплана – идея для активации московского комбината «Правда» с постройками Ильи Голосова, благоустройство рабочего поселка на БАМе, от которого до ближайшего города – 12 часов езды на машине, и три версии превращения заброшенного пионерлагеря в образовательный хаб, подобный «Сириусу». Два участка из трех имеют заинтересованного заказчика, так что вероятно, что студенческие исследования не пропадут зря.
Санкт-Петербургская академия художеств 2023: мастерская...
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева: три варианта музейного комплекса на территории серого пояса, гидропарк в Приморском районе, а также мотель при конном клубе в Ольгино.
Уэс Андерсон в Волынщино
Студенты Британской высшей школы дизайна разработали под руководством Елены Бабкиной и Полины Лонтани эскизный проект интерьера спа-отеля в усадьбе Василия Долгорукова-Крымского в деревне Волынщино. В основе концепции – цвет как средство терапии и эстетика фильмов Уэса Андерсона.
СПбГАСУ 2023: бакалавры «Ландшафтной архитектуры»
Преподаватели нового направления СПбГАСУ выбрали и прокомментрировали лучшие работы третьего выпуска. Они посвящены ландшафтной ревитализации двух территорий: парка Ваккосалми в Сортавале и карьера в поселке Металлострой.
Магистры МАРХИ-2023
Выпускники кафедры «Архитектура жилых зданий» группы Владимира Юдинцева и Елены Ганушкиной решали в своих работах наболевшие проблемы Москвы: упорядочивали большие бесструктурные кварталы, активизировали межмагистральные территории и исследовали разнообразие исторической городской среды.
Форты, птицы и залив
Остров Котлин известен прежде всего тем, что на нем располагается город Кронштадт. Дипломная работа Анастасии Мишиной, выпускницы кафедры Дизайна архитектурной среды СПбГАСУ 2022 года, посвящена формированию туристической среды не менее интересной западной части Котлина: с фортами «Риф» и «Шанец», местами гнездования птиц и одними из лучших видов на Финский залив.
Калуга-Сити
Калуга в очередной раз стала площадкой для отработки идей молодых архитекторов. Под руководством Михаила Корси и при содействии главного архитектора города Алексея Комова бакалавры Государственного университета по землеустройству подготовили проект нового делового центра. В нем есть коливинги, фуникулеры, теплицы на крышах и множество отсылок к старой Калуге.
Судьбы агломерации
Летняя практика Института Генплана была посвящена Новой Москве. Всего получилось 4 проекта с совершенно разной оптикой: от масштаба агломерации до вполне конкретных предложений, которые можно было, обдумав, и реализовать. Рассказываем обо всех.
Древолюция на древозаводе
Практикум 2022 года осваивал часть территории завода «Проект Обло», на которой 19 лет назад прошла самая первая Древолюция. Получилось 5 объектов, два – скорее урбанистических, осмысляющих всю территорию практически как античный город, но, в то же время, не без касательства к философии экзистенциализма. Получилось любопытно, жюри обсуждало проекты целый день. Рассказываем обо всех.
СПбГАСУ-2022: магистры ДАС
Публикуем три работы, выполненные на кафедре Дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и рекомендованные преподавателями.
СПбГАСУ-2022: бакалавры ДАС
Публикуем три работы, выполненные на кафедре Дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и рекомендованные преподавателями.
Бакалавры Академии Глазунова 2022: Концепция развития...
Публикуем дипломные проекты бакалавров кафедры архитектуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Они посвящены гармонизации значимых мест Садового кольца путем восстановления памятников архитектуры, устройства парков и создания традиционной застройки.
Технологии и материалы
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
​Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Уникальные системы КНАУФ для крупнейшего в мире хоккейного...
9 и 10 декабря 2023 года в новом ледовом дворце в Санкт-Петербурге состоялся «Матч звезд КХЛ». Двухдневным спортивным праздником официально открылась «СКА Арена» на проспекте Гагарина. Построенный на месте СКК комплекс – обладатель нескольких лестных титулов «самый-самый», в том числе в части уникальных строительных технологий. На создание сооружения ушло всего 36 месяцев.
Устойчивый малый
Сделать город зеленым и устойчивым – задача, выполнить которую можно только сообща, а в ее решении все средства хороши: и заложенный в стратегию развития зеленый каркас, и контейнер для сортировки мусора, и цветочная грядка на балконе. Рассказываем о малых архитектурных формах, которые помогают улучшить экоповестку.
Сейчас на главной
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?
За актовым залом
Для оформления интерьера микро-клуба в Калининграде Олеся Левкович обратилась к духу Италии 1980-х, а чтобы в помещение без окон проникал естественный цвет, вмонтировала в стены россыпь стеклоблоков.
Северное солнце
По проекту Алексея Левчука в поселке Солнечное недалеко от Финского залива построено восемь вилл. Архитектурные решения отсылают к модернизму Северной Европы, ландшафт интегрирован во внутренние и внешние пространства, а «свободная» планировка территории без заборов отсылает к культурным кодам протестантизма.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Памяти Юрия Гнедовского
В этом году Юрию Петровичу исполнилось бы 94 года. Он – архитектор, автор книг, глава Союза архитекторов и инициатор главной архитектурной премии страны.
Человеческое измерение пространства
Притцкеровскую премию за 2024 год получил японский архитектор Рикэн Ямамото. Главная тема его работ любого масштаба – демократическая организация пространства, которая формирует связи между людьми.
Волны Агидели
Благодаря проекту-победителю конкурса Малых городов в башкирской Агидели, строившейся как спутник атомной электростанции, сформировался городской центр – сеть пешеходных пространств с культурными и спортивными функциями. Все площадки объединяет образ речной волны и советский модернизм.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
Пресса: Башни Capital Towers — первый выброс небоскребов из «Сити»...
Три новые башни Capital Towers по проекту одного из главных московских архитекторов Сергея Скуратова получились едва ли не самыми элегантными в «Москва-Сити» и его окружении. Формально Capital Towers находятся не в «Сити», а по соседству. Раньше здесь, на набережной Москвы-реки между Экспоцентром и парком «Красная Пресня», располагались теннисные корты.
Змей-гора
Конкурсный проект приморского курортного комплекса «Серпентайн» объединяет несколько типологий: апартаменты разного класса, виллы и гостиничные номера. Для каждой бюро KPLN использует один из образов, взятых у природного окружения – серпантин, горный ручей и морские волны.
Пресса: Нижегородский архитектор Максим Горев — о жилье для...
Максим Горев — выпускник ННГАСУ, архитектор первого 25-этажного дома в Нижнем Новгороде, главный архитектор ГК «Каркас Монолит», старший преподаватель ННГАСУ, член правления Нижегородского отделения союза архитекторов России. Он руководит небольшой проектной мастерской, у которой в постоянной работе находятся более 60 объектов. О том, почему архитектор должен лично знать руководителя компании-застройщика, для кого строят апартаменты, зачем нужно продумывать благоустройство, какая основная цель КРТ и какой у Нижнего Новгорода архитектурный стиль порталу ДОМОСТРОЙНН.РУ рассказал руководитель и главный архитектор проектной компании «Горпро» Максим Горев.
Промежуточное состояние
Общественный центр нового района в Цзясине по проекту B.L.U.E. Architecture Studio совмещает достоинства интерьерных и открытых пространств, городских и природных зон.
Цветной в монохроме
Дизайн офисного этажа универмага «Цветной», предложенный консорциумом Artforma и Blockstudio, развивает архитектурную концепцию здания и основывается на использовании камня, стекла и света. Светлые монохромные пространства стали фоном для предметов дизайна музейного уровня – например, дивана от Захи Хадид. Проект также включает переговорную с атрибутами сигарной комнаты.
Контринтуитивное решение
Архитекторы UNStudio выяснили на примере своего свежего люксембургского проекта, что углеродный след гибридной бетонно-стальной конструкции может быть меньше, чем у деревянного каркаса.
Блики Ибуки
Эмоциональный интерьер суши-бара в Иркутске, придуманный Kartel.design: солнечные зайчики на «бамбуковой» стене, фреска с изображением гор, алое нутро шкафа и ажурные тени.