От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира Плоткина

Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.

mainImg
Четыре проекта – еще три см. в предыдущем материале.
 

4. Плавучий театр

Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Иммерсивный театральный кластер
Марина Ксенофонтова
Театрально-концертный комплекс на Москве-реке
Марина Ксенофонтова

Изучение вопроса сосредоточено на основных вехах истории театра и оформлено как театральная программа. «Что если театр – вовсе не театр, и все ошиблись? Вдруг оказалось, что это наша повседневность», – так автор начинает представление проекта, и приходит к выводу: «интерактивность – главный тренд современного театра».
  • zooming
    1 / 7
    Театрально-концертный комплекс на Москве-реке
    Марина Ксенофонтова
  • zooming
    2 / 7
    Театрально-концертный комплекс на Москве-реке
    Марина Ксенофонтова
  • zooming
    3 / 7
    Театрально-концертный комплекс на Москве-реке
    Марина Ксенофонтова
  • zooming
    4 / 7
    Театрально-концертный комплекс на Москве-реке
    Марина Ксенофонтова
  • zooming
    5 / 7
    Театрально-концертный комплекс на Москве-реке
    Марина Ксенофонтова
  • zooming
    6 / 7
    Театрально-концертный комплекс на Москве-реке
    Марина Ксенофонтова
  • zooming
    7 / 7
    Театрально-концертный комплекс на Москве-реке
    Марина Ксенофонтова

Выбранный участок расположен на юге Москвы, на мысу восточного берега Нагатинского затона, на месте промзоны «Подводречстроя», напротив ЖК «Ривер Парк» и в двух шагах от строящейся станции метро «Нагатинский затон».
  • zooming
    1 / 3
    Театрально-концертный комплекс на Москве-реке
    Марина Ксенофонтова
  • zooming
    2 / 3
    Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Функциональное зонирование
    Марина Ксенофонтова
  • zooming
    3 / 3
    Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Расположение на карте Москвы
    Марина Ксенофонтова

Так как Нагатинский затон не так давно был местом строительства речных судов, на берегах по-прежнему сохраняются отстатки речных судов и кранов. Марина Ксенофонтова предлагает переплавить их в скульптуры, а припаркованную баржу превратить в плавучую сцену.
Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Артефакты местности
Марина Ксенофонтова

Сцена устанавливается со стороны реки перед коробкой зрительного зала – в летнее время открытой, в зимнее теплой. Пол зрительного зала задуман как трансформируемый, позволяющий превратить ряды кресел в пространство для интерактивной работы со зрителями. К коробке зрительного зала примыкает протяженный объем, влючащий гримерки, выставочные простанства, рестораны и парковки: в нем 2 подземных и 2 надземных яруса. Объем, сгруппированный вокруг вереницы атриумов, тянется вдоль Москвы-реки, здесь в него встроены краны для загрузки театральных кораблей. Со стороны затона вдоль него возникает просторный прогулочный помост, своего рода гипер-галерея: в первом ярусе опоры, во втором приподнятый над землей парк, сложное рекреационное пространство, зонированное скульптурами, переплавленными из отстатков кораблей. Вдоль навесного парка – своего рода висячего сада, также проходит монорельс-фуникулер. Перед сценой помост поворачивает налево, образуя треугольник, нависающий на опорах над водой.
  • zooming
    1 / 6
    Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Функциональная программа. Аксонометрия
    Марина Ксенофонтова
  • zooming
    2 / 6
    Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Сценарии в компонентах. Аксонометрия
    Марина Ксенофонтова
  • zooming
    3 / 6
    Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Поэтажные планы комплекса
    Марина Ксенофонтова
  • zooming
    4 / 6
    Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Конструкция пола зрительного зала. Разрез А-А. Зал в летнее время
    Марина Ксенофонтова
  • zooming
    5 / 6
    Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Разрез Б-Б. Общественный блок
    Марина Ксенофонтова
  • zooming
    6 / 6
    Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Фасады комплекса
    Марина Ксенофонтова

Все вместе – пространство особенных впечатлений, сложносочиненное и наделенное очень разными эмоциональными характеристиками, – не слишком похоже на собственно здание, поскольку выглядит как прозрачная решетчатая структура, напоминая одновременно о шатрах фестивального Казантипа и о металлических конструкциях корабельных верфей, которые когда-то составляли главную функцию этой территории. Образ верфи не уходит, скорее осмысляется в сценографическом ключе.
Театрально-концертный комплекс на Москве-реке
Марина Ксенофонтова
Театрально-концертный комплекс на Москве-реке
Марина Ксенофонтова

Плавучая сцена на корабле – отдельный сюжет проекта – составлена из трехмерных кубов-модулей со встроенной подсветкой. Их, согласно замыслу, можно устанавливать друг на друга, использовать в качестве многоярусного сценического помоста, группируя в сложные фигуры в рамках крупного параллелепипеда с длинной стороной до 100 м. Продумана программа гастролей по амфитеатрам Москвы-реки, как существующим, так и строящимся, а также по стране.
  • zooming
    1 / 7
    Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Баржа. Общая схема
    Марина Ксенофонтова
  • zooming
    2 / 7
    Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Функции и устройство модуля
    © Марина Ксенофонтова
  • zooming
    3 / 7
    Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Автоматизированное формирование модулей в сцену
    Марина Ксенофонтова
  • zooming
    4 / 7
    Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Планы трюма баржи
    Марина Ксенофонтова
  • zooming
    5 / 7
    Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Интерьер общественного блока
    Марина Ксенофонтова
  • zooming
    6 / 7
    Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Баржа-сцена
    Марина Ксенофонтова
  • zooming
    7 / 7
    Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Баржа-сцена в России
    Марина Ксенофонтова

5. Дом для удаленки

Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц
Даниил Царьков
Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц
Царьков Д.С.

Проект выполнен в рамках конкурса NomadHouse – Housing for digital nomads 2030, перед участниками которого ставилась задача «придумать гибрид дома и рабочего места для цифровых кочевников будущего», достаточно гибкий для того, чтобы подходить для постоянной миграции своих обитателей, и заглядывая достаточно далеко в будущее – на 10 лет вперед.

Рассматриваемый автором проекта район Песчаных улиц расположен к западу от Ходынского поля, а выбранный участок проектирования – территория гаражей между улицами Зорге и Куусинена, недалеко от недавно построенной ВЭБ Арены.
  • zooming
    1 / 4
    Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц. Концепция
    Царьков Д.С.
  • zooming
    2 / 4
    Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц. Место
    Царьков Д.С.
  • zooming
    3 / 4
    Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц
    Царьков Д.С.
  • zooming
    4 / 4
    Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц. Ансамбль
    Царьков Д.С.

Жилые дома заполняют лакуны во фронте «сталинской» застройки, они выстроены П-образными квартальными рамками вокруг двух дворов без машин, но с одним ярусом парковки в стилобате. Предусмотрены коммерческие первые этажи, в полуподвальных ярусах – кладовки для жителей. Между домами – общественный бульвар с амфитеатром вокруг фонтана.
  • zooming
    1 / 9
    Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц. Проектное предложение
    © Царьков Д.С.
  • zooming
    2 / 9
    Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц
    © Царьков Д.С.
  • zooming
    3 / 9
    Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц. Бульвар
    © Царьков Д.С.
  • zooming
    4 / 9
    Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц. План центрального фрагмента бульвара с мощением
    © Царьков Д.С.
  • zooming
    5 / 9
    Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц
    © Царьков Д.С.
  • zooming
    6 / 9
    Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц. Разрезы по дворам
    © Царьков Д.С.
  • zooming
    7 / 9
    Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц. Двор с детским садом
    © Царьков Д.С.
  • zooming
    8 / 9
    Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц. Парковка на 275 машиномест
    © Царьков Д.С.
  • zooming
    9 / 9
    Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц. Подвал с хранением и загрузкой
    © Царьков Д.С.

Одна из интересных черт проекта – Даниил Царьков предлагает фасады из клееной древесины.
Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц
Царьков Д.С.
Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц
Царьков Д.С.

Проект интерпретирует актуальную повестку удаленной работы: последний этап работы над дипломами пришелся на весенний карантин. Речь не только о коворкингах, предусмотренных автором в нижних этажах дома, но и все квартиры решены как двухъярусные, с внутренней спиралевидной лестницей, и рассчитаны на полноценый рабочий кабинет дома.
  • zooming
    1 / 10
    Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц. Дом
    Царьков Д.С.
  • zooming
    2 / 10
    Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц. Разрез 1-1
    Царьков Д.С.
  • zooming
    3 / 10
    Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц
    Царьков Д.С.
  • zooming
    4 / 10
    Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц. Квартира
    Царьков Д.С.
  • zooming
    5 / 10
    Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц. Разрез 2-2
    Царьков Д.С.
  • zooming
    6 / 10
    Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц
    Царьков Д.С.
  • zooming
    7 / 10
    Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц
    Царьков Д.С.
  • zooming
    8 / 10
    Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц
    Царьков Д.С.
  • zooming
    9 / 10
    Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц
    Царьков Д.С.
  • zooming
    10 / 10
    Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц
    Царьков Д.С.

6. Коралловый остров

Ревитализация нефтяной платформы в Адриатическом море
Дарья Веркеенко
Устройство платформы. Нефтяная платформа в Адриатическом море
Варкеенко Д.А.

Проект создан в рамках итальянского международного конкурса Proximity Island, перед участниками которого, согласно брифу, ставилась задача предложить проект нового использования заброшенной нефтяной платформы в Адриатическом море, в 30 км от Равенны. Часть таких морских платформ сейчас останавливает свою работу из соображений экологической безопасности, и основной метод их утилизации – разборка и уничтожение на берегу, что сложно и дорого. В программу конкурса входила функция музея «Большой воды» с делением на секции Адриатического моря, Средиземного моря и океана.
Фасад. Нефтяная платформа в Адриатическом море
Варкеенко Д.А.

Дарья Веркеенко предложила вырастить на основе платформы новый остров из морских кораллов: кораллы предлагается выращивать в воде на металлическом каркасе, на хорошо освещенных участках, и затем использовать «коралловый известняк» для строительства стен на платформе над водой. Для крупных блоков кладки автор предлагает использовать «большие шаровидные колонии», коралловые обломки, скрепленные известью, тоже рассматриваются как строительный материал.
  • zooming
    1 / 4
    Нефтяная платформа в Адриатическом море. География
    Варкеенко Д.А.
  • zooming
    2 / 4
    Нефтяная платформа в Адриатическом море
    Варкеенко Д.А.
  • zooming
    3 / 4
    Нефтяная платформа в Адриатическом море
    Варкеенко Д.А.
  • zooming
    4 / 4
    Генплан. Нефтяная платформа в Адриатическом море
    Варкеенко Д.А.

В программу кораллового здания входят музей, ресторан и гостиница. «Обрастая» известняком, платформа становится очень похожей на прибрежный или горный средиземноморский городок с лестницами и арками, а местами даже – на планету Татуин. Почти повсюду – арки и лестницы, почти отовсюду можно взглянуть на воду.
  • zooming
    1 / 11
    Нефтяная платформа в Адриатическом море
    Варкеенко Д.А.
  • zooming
    2 / 11
    Три музейных зала. Нефтяная платформа в Адриатическом море
    Варкеенко Д.А.
  • zooming
    3 / 11
    Музей. Зал Адриатического моря. Нефтяная платформа в Адриатическом море
    Варкеенко Д.А.
  • zooming
    4 / 11
    Музей. Зал средиземного моря. Нефтяная платформа в Адриатическом море
    Варкеенко Д.А.
  • zooming
    5 / 11
    Музей. Зал Тихого океана. Нефтяная платформа в Адриатическом море
    Варкеенко Д.А.
  • zooming
    6 / 11
    Гостиница. Жилье и рекреации. Нефтяная платформа в Адриатическом море
    Варкеенко Д.А.
  • zooming
    7 / 11
    Жилые ячейки. Нефтяная платформа в Адриатическом море
    Варкеенко Д.А.
  • zooming
    8 / 11
    Разрез. Нефтяная платформа в Адриатическом море
    Варкеенко Д.А.
  • zooming
    9 / 11
    Нефтяная платформа в Адриатическом море
    Варкеенко Д.А.
  • zooming
    10 / 11
    Нефтяная платформа в Адриатическом море
    Варкеенко Д.А.
  • zooming
    11 / 11
    Нефтяная платформа в Адриатическом море
    Варкеенко Д.А.

А место выращивания кораллов превращается в своего рода морской сквер с исключительно красивым мелководьем.
Нефтяная платформа в Адриатическом море
Варкеенко Д.А.

7. Фестивали у воды

Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
Мария Щукина 
Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
Варкеенко Д.А.

Площадку кинофестивального центра подсказал Владимир Плоткин: «Лет шесть-семь назад мы делали концепцию здания КФЦ для Никиты Михалкова на этом участке. Но проект Марии Щукиной на него не похож ничем, совпадает разве что идея подхода к зданию со стороны реки; все остальное – самостоятельная работа автора».

Участок расположен за спортзалом «Дружба» и зданием Олимпийского комитета, на набережной. Сейчас он занят складом противогололедных реагентов.
  • zooming
    1 / 3
    Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
    Мария Щукина
  • zooming
    2 / 3
    Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
    Мария Щукина
  • zooming
    3 / 3
    Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
    Мария Щукина

Мария Щукина размещает причал прямо напротив фестивального центра, решает здание как параллелепипед, вытянутый от набережной в глубину. Часть здания размещается на понтоне на воде рядом в причалом – от основного объема к ней тянется переход 3-ярусной высоты, своего рода мост над проездом, соединяющий КФЦ с водой. Часть кровли, со стороны реки, в том числе и кровля «моста», решена как большая открытая терраса.
Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
Мария Щукина

Один из основных сюжетов – фестивальная дорога, широкая галерея, которая прорезает здание асимметрично по диагонали от причала к улице Лужники в уровне земли и в -1 уровне: на ней и вокруг нее запланированы самые оживленные мероприятия. Ядром здания внутри становится большой зал, объедияющий по высоте 3 яруса плюс небольшая надстройка технической «коробки» сверху. Внутри, однако, собрано еще много залов разного калибра, объединенных общественными фойе, зонированных множеством экранов-брендволов для фотографирования. Пространство верхних ярусов соединено множеством лестниц, что обеспечивает его связность и постоянное движение – «перетекание» зрителей и участников фестивалей внутри.
  • zooming
    1 / 8
    Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
    Мария Щукина
  • zooming
    2 / 8
    Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
    Мария Щукина
  • zooming
    3 / 8
    Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
    Мария Щукина
  • zooming
    4 / 8
    Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
    Мария Щукина
  • zooming
    5 / 8
    Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
    Мария Щукина
  • zooming
    6 / 8
    Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
    Мария Щукина
  • zooming
    7 / 8
    Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
    Мария Щукина
  • zooming
    8 / 8
    Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
    Мария Щукина

Фасады, задуманные в проекте – двух видов: более строгие и закрытые повседневные и открытые ажурные – фестивальные. Таким образом во время фестивалей здание, с одной стороны, распространяло бы сияние своей активной внутренней жизни вовне, интерактивно взаимодействуя с окружающим пространством. С другой стороны, кружевные фасады могли бы создавать внутри тени сложных очертаний, отбрасываемые солнечным светом.
  • zooming
    1 / 5
    Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
    Мария Щукина
  • zooming
    2 / 5
    Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
    Мария Щукина
  • zooming
    3 / 5
    Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
    Мария Щукина
  • zooming
    4 / 5
    Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
    Мария Щукина
  • zooming
    5 / 5
    Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
    Мария Щукина

12 Октября 2020

Похожие статьи
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
СПбГАСУ 2024: иностранцы
Лучшие выпускные работы студентов из других стран, закончивших кафедру Архитектурного проектирования СПбГАСУ: конференц-центр в Марокко, фермерский рынок в Мозамбике и Музей армянской архитектуры.
Площадь–набережная–сквер
Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Итоги конкурса ИЗО студентов МАРХИ
Каждый год мы публикуем работы студентов МАРХИ, победившие в конкурсе «За исключительные успехи в изобразительных дисциплинах». Конкурс проводится с 2022 года. В этом году продолжаем традицию и знакомим с работами, получившими «золото», «серебро» и «бронзу».
РАНХиГС 2024: архитектура виртуальной среды
Студия sintez.space представляет дипломные работы, выполненные на Кафедре дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС под руководством Андрея Киселева и Сергея Шестопалова. Работы посвящены трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей.
СПбГАСУ 2024: Архитектурное и градостроительное наследие...
Серия работ бакалавров, выпускавшихся по специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» в этом году, посвящена Калининградской области. Студенты предложили как масштабные градостроительные концепции, так и конкретные решения для отдельно взятых объектов.
МАРШ: Переосмысление времени
Показываем избранные проекты магистратуры под руководством Евгения Асса и Анвара Гарипова. Три работы. Тема магистрам 2024 года – «Переосмысление времени» – досталась самая самая заковыристая, но и свободная в то же время. Итак: отель на краю земли, реставрация в духе консерации, и физико-косметический подход к теме.
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
Технологии и материалы
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Сейчас на главной
Ласточкин хвост
Бюро Artel architects спроектировало для московского жилого комплекса «Сидней Сити» квартал, который сочетает застройку башенного и секционного типа. Любопытны фасады: клинкерный кирпич сочетается с полимербетоном и латунью, пилоны в виде хвоста ласточки формируют ритм и глубокие оконные откосы, аттик выделен белым цветом.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Ступени в горах
Бюро Axis Project представило проект санаторно-курортного комплекса в Кисловодске, который может появиться на месте недостроенного санатория «Каскад». Архитекторы сохранили и развили прием предшественников: террасированные и ступенчатые корпуса следуют рельефу, образуя эффектную композицию и открывая виды на живописный ландшафт из окон и приватных террас.
Сопряжение масс
Загородный дом, построенный в Пензенской области по проекту бюро Design-Center, отличают брутальный характер и разноплановые ракурсы. Со стороны дороги дом представляет одноэтажную линейную композицию, с торца напоминает бастион с мощными стенами, а в саду набирает высоту и раскрывается панорамными окнами.
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.