Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам вкус к современной архитектуре»

Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.

mainImg
Владимир Плоткин вел группу бакалавров МАРХИ впервые, и в целом очень доволен получившимися проектам. Общей темы у дипломников кафедры Архитектуры общественных зданий не было, студенты выбирали направление самостоятельно: кто-то участвовал в международном конкурсе, кому-то руководители подсказали площадку для экспериментальных размышлений. Один из проектов – «Легального туннеля» для адаптации мигрантов на границе Мексики и США, – Оскар Мамлеев выбрал на показа на международном конкурсе Archiprix.
cic =
«Я считаю, что дипломный проект для архитектора – это первый и последний шанс делать все, что хочется и что интересно. Ни до, ни тем более после такого не будет: вначале, на курсовых проектах, студент выполняет учебные задания, потом архитектор работает по заказу. Цель дипломной работы – проявить себя, показать, на что они способны после шести лет обучения. Так что выбор темы был абсолютно свободным, люди разные, мы ничего не навязывали, ни темы, ни подачу, только консультировали и исправляли грубые ошибки, если они встречались.

Некоторым я посоветовал площадки из тех, для которых мы когда-то делали конкурсные предложения, это касается кинофестивального центра в Лужниках. Где-то посоветовал площадку, которая мне кажется интересной – как, например, Мневниковская пойма.

Мы вели группу начиная с третьего курса, старались прививать вкус к современной архитектуре… За это время студентам удалось настроить собственный взгляд на задачи архитектурного проектирования, отточить графику, – я был приятно удивлен качеством многих получившихся проектов и в смысле подачи, и с точки зрения содержания, проработки темы и проектных предложений. Должен сказать, что остальные проекты тоже хорошие, было довольно сложно выбрать. На удивление много получилось очень хороших работ».

Ниже три проекта группы В.И. Плоткина, В.А. Грубова, С.А. Трифоненковой. Еще четыре проекта – в следующем материале. Отобрано 7 проектов из 22. Все они отличаются разнообразием выбранной типологии, основательным исследованиеем смыслового и окружающего контекста, яркими идеями, цельной подачей.


1. Эволюция человечества как движение над бездной

Музей антропологии в парке Фили
Полина Казакевич
Музей антропологии в парке Фили. Вид со стороны Москва-реки
Полина Казакевич

Площадка Музея антропологии – крутой берег Москвы-реки в северо-западном углу Филевского парка. Севернее расположена территория ГКНПЦ имени Хруничева, завода космической промышленности, огромная, площадью больше ста гектаров, и предназначенная к ревитализации: ближе к излучине Москвы-реки планируется строительство штаб-квартиры Роскосмоса, а южнее, ближе к парку, АБ Меганом проектирует технопарк, конгресс-центр, «Город молодежи» и ЖК «Город на воде».

Высокий берег реки, а следовательно и музей, «смотрит» на запад – на панораму заката, а также в направлении, созвучном ключевым миграциям человечества на евразийском континенте.
Музей антропологии в парке Фили. Ситуация
Полина Казакевич

Владимир Плоткин: «Полина настолько глубоко погрузилась в заявленную тему, что слушать ее рассказы о проекте было по-настоящему интересно. В презентации мы сохранили только ключевые слайды из вводной части – исследование темы было по-настоящему детальным и впечталяющим, что не исключило интересной формы. Этот проект я бы назвал самым лучшим».
  • zooming
    1 / 8
    Музей антропологии в парке Фили
    Полина Казакевич
  • zooming
    2 / 8
    Музей антропологии в парке Фили
    Полина Казакевич
  • zooming
    3 / 8
    Музей антропологии в парке Фили
    Полина Казакевич
  • zooming
    4 / 8
    Музей антропологии в парке Фили
    Полина Казакевич
  • zooming
    5 / 8
    Музей антропологии в парке Фили. Антропология в городе
    Полина Казакевич
  • zooming
    6 / 8
    Музей антропологии в парке Фили. Анализ, концепция
    Полина Казакевич
  • zooming
    7 / 8
    Музей антропологии в парке Фили. Программа посещения экспозиции
    Полина Казакевич
  • zooming
    8 / 8
    Музей антропологии в парке Фили. Планировочная композиция: принципиальное зонирование
    Полина Казакевич

Погружение в антопологию стало основой для сложносочиненной программы музея: помещения разного назначения превратились в стереометрические фигуры, разбросанные во внутрненнем пространстве как элементы супрематической картины, с тем отличием, что цвета и формы сложнее, и поэтому современнее, чем у Малевича.
Музей антропологии в парке Фили. Планировочная композиция: взрыв
Полина Казакевич
Музей антропологии в парке Фили. Планировочная композиция
Полина Казакевич

Собственно объем музея – трехмерная лента незамкнутого треугольника. В основании он врезан в склон, а дальше, опираясь на круглые столбы-колонны, парит в пространстве, нависая острым носом над водой (перепад высот на склоне реки здесь около 25 метров). Получается то ли стилизованный знак вопроса, то ли спираль – то и другое созвучно идее нелинейного, но поступательного восхождения истории рода человеческого, – нависшего, впрочем, над бездной.

Цельное, перетекающее внутреннее пространство зонировано вкраплениями закрытых зон разной формы, а движение посетителей происходит в основном по пандусам, согласно одной из актуальных тенденций проектирования выставочных пространств.
  • zooming
    1 / 11
    Музей антропологии в парке Фили. Схема зонирования плана на отметке 0,000. Сечение 1
    © Полина Казакевич
  • zooming
    2 / 11
    Музей антропологии в парке Фили. Схема зонирования плана на отметке 0,000. Сечение 2
    © Полина Казакевич
  • zooming
    3 / 11
    Музей антропологии в парке Фили. Схема зонирования плана на отметке -7,300
    © Полина Казакевич
  • zooming
    4 / 11
    Музей антропологии в парке Фили. Генплан
    © Полина Казакевич
  • zooming
    5 / 11
    Музей антропологии в парке Фили. План на отметке 0,000. Сечение 1
    © Полина Казакевич
  • zooming
    6 / 11
    Музей антропологии в парке ФилиПлан на отметке 0,000. Сечение 2
    © Полина Казакевич
  • zooming
    7 / 11
    Музей антропологии в парке Фили. План на отметке -7,300
    © Полина Казакевич
  • zooming
    8 / 11
    Музей антропологии в парке Фили. Фрагмент плана на отметке -7,300
    © Полина Казакевич
  • zooming
    9 / 11
    Музей антропологии в парке Фили. План на отметке -12,900
    © Полина Казакевич
  • zooming
    10 / 11
    Музей антропологии в парке Фили. Разрез 1-1
    © Полина Казакевич
  • zooming
    11 / 11
    Музей антропологии в парке Фили. Вид со стороны Москва-реки
    Полина Казакевич

Основой для графики фасадов стал укрупненный фрагмент рисунков мальчика Онфима с берестяной грамоты первой трети XIII века из Великого Новгорода – лента музея, таким образом, перекликается со свернутой берестяной грамотой, – хотя, с другой стороны, она напоминает и покрытый петроглифами мегалит.
  • zooming
    1 / 4
    Музей антропологии в парке Фили. Концепция фасадного решения
    © Полина Казакевич
  • zooming
    2 / 4
    Музей антропологии в парке Фили. Развертки фасадов
    © Полина Казакевич
  • zooming
    3 / 4
    Музей антропологии в парке Фили. Вид из библиотеки на внутренний двор
    Полина Казакевич
  • zooming
    4 / 4
    Музей антропологии в парке Фили. Вид со стороны парка
    © Полина Казакевич



2. Современная школа как баланс естественного и искусственного

Детский образовательный комплекс в Хорошево-Мневниках
Анастасия Цой
В рамках международного конкурса School of Thought

Детский образовательный центр в Хорошево-Мневниках
Анастасия Цой

Владимир Плоткин: «Предыдущие, курсовые, проекты Анастасии отличались большой визуальной смелостью, а диплом, напротив, очень сдержан и серьезен. Но тема инновационных подходов к образованию разработана автором очень внимательно. Пространство и функции организованы ясно и тонко. Здесь, в частности, есть пространственная ось, куда выходят вторым светом другие помещения... Все относительно просто, но очень профессионально. Если говорить о школе нового типа – то вот она школа нового типа, именно так и следует проектировать современные школы».

Проект, действительно, отличается строгой, почти монохромной графикой и лаконизмом формы: план вместе с зеленым двором вписан в простую геометрическую фигуру, составленную из прямоугольника и круга. В его контуре прочитываются стрелки часов, показывающих то ли 35 минут первого, то ли пять минут восьмого – время, сопоставимое с вехами школьного дня. В секторе «семи минут» помещена библиотека.
Детский образовательный центр в Хорошево-Мневниках
Анастасия Цой
Детский образовательный центр в Хорошево-Мневниках
Анастасия Цой

Объемы с разным функциональным наполнением разделены между собой широкими галереями – внутренними улицами. Они пересекаются под прямым углом и выходят на фасады высокими витражами по принципу пассажей.
Детский образовательный центр в Хорошево-Мневниках
Анастасия Цой

«Улицы» освещены зенитными фонарями, а главный перекресток отмечен двойной спиралью винтовой лестницы.
  • zooming
    1 / 7
    Детский образовательный центр в Хорошево-Мневниках
    Анастасия Цой
  • zooming
    2 / 7
    Детский образовательный центр в Хорошево-Мневниках
    Анастасия Цой
  • zooming
    3 / 7
    Детский образовательный центр в Хорошево-Мневниках
    Анастасия Цой
  • zooming
    4 / 7
    Детский образовательный центр в Хорошево-Мневниках
    Анастасия Цой
  • zooming
    5 / 7
    Детский образовательный центр в Хорошево-Мневниках
    Анастасия Цой
  • zooming
    6 / 7
    Детский образовательный центр в Хорошево-Мневниках
    Анастасия Цой
  • zooming
    7 / 7
    Детский образовательный центр в Хорошево-Мневниках
    Анастасия Цой

В здании много естественного света: он поступает как сверху, из зенитных и шедовых фонарей, так и из витражей, в которые, в основном, превращены внешние стены. Здание легкое и прозрачное, издали выглядит как большой парковый павильон, максимально, насколько это возможно, стирая границы между внешним и внутренним пространством.

Здание немного похоже на распластанный по земле архитектон, – поскольку собрано, как это хорошо видно с верхнего «птичьего» ракурса, из объемов разного калибра и высоты. В перепадах высот возникают дополнительные окна верхнего света. На один ярус школа заглублена в землю, высота помещений гибко варьируется по мере необходимости.
Детский образовательный центр в Хорошево-Мневниках
Анастасия Цой

Проекту, так же как и предыдущей работе, предшествовало серьезное исследование темы современных подходов к школьному обазованию. Девиз проекта – современная школа должна быть балансом естественного и искусственного.
  • zooming
    1 / 4
    Детский образовательный центр в Хорошево-Мневниках
    Анастасия Цой
  • zooming
    2 / 4
    Детский образовательный центр в Хорошево-Мневниках
    Анастасия Цой
  • zooming
    3 / 4
    Детский образовательный центр в Хорошево-Мневниках
    Анастасия Цой
  • zooming
    4 / 4
    Детский образовательный центр в Хорошево-Мневниках
    Анастасия Цой



3. Красивый ответ на важный вопрос американской политики

Легальный туннель
Многофункциональный адаптационный центр для беженцев
на границе Мексики и США в городе Пьедрас-Неграс
Сибгатуллина Анастасия | Устинов Алексей

Многофункциональный адаптационный центр для беженцев
Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов

Проект, который живо откликается на один из ключевых вопросов политики Дональда Трампа, также создавался в рамках международного конкурса. Теперь, напомним, он отобран для конкурса студенческих работ Archiprix. Идея состоит в том, чтобы легализовать и организовать некоторую часть потока мигрантов из Мексики, стремящихся в США за новой жизнью и возможностями, а подчас и от жуткой бедности и смертельной опасности, – построив на границе здание-мост, в котором эмигранты будут жить в период адаптации. Так как один из важных путей нелегальной миграции – туннели, то здание названо «Легальным туннелем» решено как протяженный граненый объем, похожий на туннель, вырезанный из красной пустынной почвы и подвешенный на опорах над рекой Рио Гранде и парком Шелби; хотя сами авторы сравнивают свое здание с каньоном.
Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Вид на комплекс с крыши в Пьедрас-Неграс
Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов

В качестве основы для эксперимента авторы выбрали автомобильно-пешеходный мост Интернешнл, соединяющий мексиканский городок Пьедрас-Неграс с американским Игл-Пасс. Пьедрас-Неграс неблагополучен, именно здесь быстро растет наркотрафик, в 2019 году он вырос на 179%, – подчеркивают авторы.
  • zooming
    1 / 4
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Ожидание в городах
    Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    2 / 4
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Пьедрас-Неграс, как часть миграционного маршрута
    Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    3 / 4
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Ситуационный план
    Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    4 / 4
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Портрет беженца Пьедрас-Неграс
    Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов

Внутри здание-«туннель» разделено на несколько ярусов и наполнено фукнциями, которые должны обеспечить своим временным обитателям «защиту, уход, помощь, общение и знания». Объем – «недорогой и быстровозводимый» – состоит из модулей кратного размера, связанных между горизонтальной и вертикальной коммуникацией. Среди функций – жилая, причем минимальные капсулы предложены как бесплатные («Г-образная стыковка позволяет удвоить количетво беженцев на одинаковой площади»), а семейные аппартаменты как платные; общественных гостиных и спортивных пространств; школы и детского сада. Предусмотрены протестантская и католическая церкви и медцентр, магазины-аптеки-кафе и парковки – в сущности, все городские функции в минимальном объеме плюс пространства для иммиграционных служб.
  • zooming
    1 / 19
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Формообразование
    Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    2 / 19
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Фасады и фрагменты
    © Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    3 / 19
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Разрезы. Конструктивное решение
    © Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    4 / 19
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Разрезы
    © Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    5 / 19
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Модуль el tunel
    Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    6 / 19
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Структура здания
    Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    7 / 19
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Общественные гостиные
    © Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    8 / 19
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Детский сад
    © Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    9 / 19
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев
    © Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    10 / 19
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Спортивный блок
    © Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    11 / 19
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев
    © Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    12 / 19
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Католический храм
    © Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    13 / 19
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев
    © Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    14 / 19
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев
    © Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    15 / 19
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев
    © Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    16 / 19
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Тоннель. Горизонтальная коммуникация
    Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    17 / 19
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Капсулы
    Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    18 / 19
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Капсулы
    Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    19 / 19
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев
    Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов

На каждой стороне предлагается соорудить два въездных павильона: оранжевый, как и сам «туннель», павильон Мексики, в форме угла – мексиканского орла, с амфитеатрами внутри и снаружи, и светлый павильон США, в основу плана которого авторы положили 5-конечную звезду с американского флага, но разобранную на асимметричные лучи. «Въездной павильон – уникальный объект, т.к. это ворота в целую страну. В таком объекте как нигде уместно говорить об истории и культуре того места, куда въезжаешь. Контекст павильона – вся страна», – поясняют авторы.
  • zooming
    1 / 8
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Генеральный план
    Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    2 / 8
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Павильон Мексики. Концепция
    © Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    3 / 8
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Павильон Мексики. Разрез
    Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    4 / 8
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Павильон Мексики
    Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    5 / 8
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Павильон Мексики
    Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    6 / 8
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Павильон США. Концепция
    © Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    7 / 8
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Павильон США. Разрез
    Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    8 / 8
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Павильон США
    Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов

 

12 Октября 2020

Похожие статьи
Диалог с памятью места
Показываем избранные дипломные проекты выпускников профиля «Дизайн среды и интерьера» Школы дизайна НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Сквозная тема – бережный диалог с историческим и природным контекстом. Итак, четыре проекта: глэмпинг в Карелии, музей в древнем Аркаиме, ревитализация конюшен в Петербурге и новая жизнь советского ДК.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Технологии и материалы
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Сейчас на главной
Мост в высоту
Архитекторы UNS уверены, что их офисная башня «Мост» в Варшаве стала местом, где история в буквальном смысле встречается с будущим.
Ответы провинции
Как нет маленьких ролей, так нет и скучных тем: бюро «Метаформа» совместно с командой музея-усадьбы «Ясная Поляна» придумали и открыли в городке Крапивна Музей Земства и градостроительной истории, куда обязательно стоит доехать, если вы оказались в Туле. В стенах «дома с колоннами» разворачивается энциклопедия провинциальной жизни, в которой нашлось место архитектуре и благоустройству, женскому образованию и инфраструктуре, дорогам и почтовым маркам Фаберже, а также Дэниэлу Рэдклиффу и Тонино Гуэрра. Какие средства и подходы сделали эту энциклопедию увлекательной – рассказываем в нашем материале.
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.
Кинохолод
Концептуальный проект киностудии-фабрики в Якутске, разработанный бюро База 14, интересен и типологией, которая редко становится объектом архитектурного внимания, и экстремальной географией. Проект предлагает строгую и элегантную архитектуру, где функциональность первична, но не лишена выразительности.
Река как конструктор
Очередной воркшоп «Открытого города» – предложил новую оптику для работы с прибрежными территориями через проектирование пользовательского опыта и модульных решений. Три команды переосмыслили ключевые объекты у воды: пассажирский причал, марину для жилого района и яхт-клуб, превратив их в открытые городские хабы.
Сосуд для актуального искусства
Архитекторы Snøhetta реконструировали арт-центр в Дартмутском колледже на северо-востоке США в соответствии с меняющимися формами и методами творчества и преподавания.
Шорох страниц
Одним из объектов, созданных в рамках Биеннале в Бухаре в этом году, была библиотека в древней мечети и превратившая ее в волшебное книжное царство, но не благодаря стилизации под старину, а при помощи простых и элегантных предметов обстановки в модернистском стиле.
Алексей Ильин: «На все задачи я смотрю с интересом»
Алексей Ильин работает с крупными проектами в городе больше 30 лет. Располагает всеми необходимыми навыками для высотного строительства в Москве – но считает важным поддерживать разнообразие типологии и масштаба объектов, составляющих его портфолио. Увлеченно рисует – но только с натуры. И еще в процессе работы над проектом. Говорим о структуре и оптимальном размере бюро, о старых и новых проектах, крупных и небольших задачах; и о творческих приоритетах.
Функция переключения
Мастерская LATIFUNDIA спроектировала виллу в духе конструктивизма, предназначенную для краткосрочной аренды в парк-отеле Московской области. Сменить обстановку гостям предлагается с помощью новых пространственных ощущений и необычных планировок.
Пресса: Главный архитектор Москвы — Forbes: «Москва моей старости...
Замена жилого фонда — это один из самых больших вызовов для всех городов нашего времени, считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В интервью Forbes Talk он рассказал, зачем вообще обновлять облик города, какие здания, по его мнению, станут объектами наследия, будут ли сохранять «Лужковский стиль» и пойдут ли дома серии II-18/12 вслед за «хрущевками» в программу реновации.
Всмотреться в тишину
Проектируя смотровую площадку над рекой Леной архитекторы якутского бюро grd:studio размышляли, как обеспечить комфорт людям, не меняя при этом характер территории, одновременно подчеркивая энергию и тишину места. Решением стала заимствованная у природы форма и кортен – материал, который способен выдержать холод, отразить монументальность пейзажа и запечатлеть ход времени в своей фактуре.
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
Сибириада нового быта
Публикуем рецензию на книгу Ивана Атапина «Утопия в снегах. Социально-архитектурные эксперименты в Сибири, 1910–1930-е», выпущенную издательством Музея современного искусства «Гараж».
Диалог с памятью места
Показываем избранные дипломные проекты выпускников профиля «Дизайн среды и интерьера» Школы дизайна НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Сквозная тема – бережный диалог с историческим и природным контекстом. Итак, четыре проекта: глэмпинг в Карелии, музей в древнем Аркаиме, ревитализация конюшен в Петербурге и новая жизнь советского ДК.
Возврат к реальности
Кураторами Венецианской архитектурной биеннале-2027 назначены китайские архитекторы Ван Шу и Лу Вэньюй, которые обещают показать «простые и истинные методы и идеи» – в отличие от оторванной от действительности погони за новизной, которую они считают причиной кризиса в архитектуре.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.