Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам вкус к современной архитектуре»

Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.

mainImg
Владимир Плоткин вел группу бакалавров МАРХИ впервые, и в целом очень доволен получившимися проектам. Общей темы у дипломников кафедры Архитектуры общественных зданий не было, студенты выбирали направление самостоятельно: кто-то участвовал в международном конкурсе, кому-то руководители подсказали площадку для экспериментальных размышлений. Один из проектов – «Легального туннеля» для адаптации мигрантов на границе Мексики и США, – Оскар Мамлеев выбрал на показа на международном конкурсе Archiprix.
cic =
«Я считаю, что дипломный проект для архитектора – это первый и последний шанс делать все, что хочется и что интересно. Ни до, ни тем более после такого не будет: вначале, на курсовых проектах, студент выполняет учебные задания, потом архитектор работает по заказу. Цель дипломной работы – проявить себя, показать, на что они способны после шести лет обучения. Так что выбор темы был абсолютно свободным, люди разные, мы ничего не навязывали, ни темы, ни подачу, только консультировали и исправляли грубые ошибки, если они встречались.

Некоторым я посоветовал площадки из тех, для которых мы когда-то делали конкурсные предложения, это касается кинофестивального центра в Лужниках. Где-то посоветовал площадку, которая мне кажется интересной – как, например, Мневниковская пойма.

Мы вели группу начиная с третьего курса, старались прививать вкус к современной архитектуре… За это время студентам удалось настроить собственный взгляд на задачи архитектурного проектирования, отточить графику, – я был приятно удивлен качеством многих получившихся проектов и в смысле подачи, и с точки зрения содержания, проработки темы и проектных предложений. Должен сказать, что остальные проекты тоже хорошие, было довольно сложно выбрать. На удивление много получилось очень хороших работ».

Ниже три проекта группы В.И. Плоткина, В.А. Грубова, С.А. Трифоненковой. Еще четыре проекта – в следующем материале. Отобрано 7 проектов из 22. Все они отличаются разнообразием выбранной типологии, основательным исследованиеем смыслового и окружающего контекста, яркими идеями, цельной подачей.


1. Эволюция человечества как движение над бездной

Музей антропологии в парке Фили
Полина Казакевич
Музей антропологии в парке Фили. Вид со стороны Москва-реки
Полина Казакевич

Площадка Музея антропологии – крутой берег Москвы-реки в северо-западном углу Филевского парка. Севернее расположена территория ГКНПЦ имени Хруничева, завода космической промышленности, огромная, площадью больше ста гектаров, и предназначенная к ревитализации: ближе к излучине Москвы-реки планируется строительство штаб-квартиры Роскосмоса, а южнее, ближе к парку, АБ Меганом проектирует технопарк, конгресс-центр, «Город молодежи» и ЖК «Город на воде».

Высокий берег реки, а следовательно и музей, «смотрит» на запад – на панораму заката, а также в направлении, созвучном ключевым миграциям человечества на евразийском континенте.
Музей антропологии в парке Фили. Ситуация
Полина Казакевич

Владимир Плоткин: «Полина настолько глубоко погрузилась в заявленную тему, что слушать ее рассказы о проекте было по-настоящему интересно. В презентации мы сохранили только ключевые слайды из вводной части – исследование темы было по-настоящему детальным и впечталяющим, что не исключило интересной формы. Этот проект я бы назвал самым лучшим».
  • zooming
    1 / 8
    Музей антропологии в парке Фили
    Полина Казакевич
  • zooming
    2 / 8
    Музей антропологии в парке Фили
    Полина Казакевич
  • zooming
    3 / 8
    Музей антропологии в парке Фили
    Полина Казакевич
  • zooming
    4 / 8
    Музей антропологии в парке Фили
    Полина Казакевич
  • zooming
    5 / 8
    Музей антропологии в парке Фили. Антропология в городе
    Полина Казакевич
  • zooming
    6 / 8
    Музей антропологии в парке Фили. Анализ, концепция
    Полина Казакевич
  • zooming
    7 / 8
    Музей антропологии в парке Фили. Программа посещения экспозиции
    Полина Казакевич
  • zooming
    8 / 8
    Музей антропологии в парке Фили. Планировочная композиция: принципиальное зонирование
    Полина Казакевич

Погружение в антопологию стало основой для сложносочиненной программы музея: помещения разного назначения превратились в стереометрические фигуры, разбросанные во внутрненнем пространстве как элементы супрематической картины, с тем отличием, что цвета и формы сложнее, и поэтому современнее, чем у Малевича.
Музей антропологии в парке Фили. Планировочная композиция: взрыв
Полина Казакевич
Музей антропологии в парке Фили. Планировочная композиция
Полина Казакевич

Собственно объем музея – трехмерная лента незамкнутого треугольника. В основании он врезан в склон, а дальше, опираясь на круглые столбы-колонны, парит в пространстве, нависая острым носом над водой (перепад высот на склоне реки здесь около 25 метров). Получается то ли стилизованный знак вопроса, то ли спираль – то и другое созвучно идее нелинейного, но поступательного восхождения истории рода человеческого, – нависшего, впрочем, над бездной.

Цельное, перетекающее внутреннее пространство зонировано вкраплениями закрытых зон разной формы, а движение посетителей происходит в основном по пандусам, согласно одной из актуальных тенденций проектирования выставочных пространств.
  • zooming
    1 / 11
    Музей антропологии в парке Фили. Схема зонирования плана на отметке 0,000. Сечение 1
    © Полина Казакевич
  • zooming
    2 / 11
    Музей антропологии в парке Фили. Схема зонирования плана на отметке 0,000. Сечение 2
    © Полина Казакевич
  • zooming
    3 / 11
    Музей антропологии в парке Фили. Схема зонирования плана на отметке -7,300
    © Полина Казакевич
  • zooming
    4 / 11
    Музей антропологии в парке Фили. Генплан
    © Полина Казакевич
  • zooming
    5 / 11
    Музей антропологии в парке Фили. План на отметке 0,000. Сечение 1
    © Полина Казакевич
  • zooming
    6 / 11
    Музей антропологии в парке ФилиПлан на отметке 0,000. Сечение 2
    © Полина Казакевич
  • zooming
    7 / 11
    Музей антропологии в парке Фили. План на отметке -7,300
    © Полина Казакевич
  • zooming
    8 / 11
    Музей антропологии в парке Фили. Фрагмент плана на отметке -7,300
    © Полина Казакевич
  • zooming
    9 / 11
    Музей антропологии в парке Фили. План на отметке -12,900
    © Полина Казакевич
  • zooming
    10 / 11
    Музей антропологии в парке Фили. Разрез 1-1
    © Полина Казакевич
  • zooming
    11 / 11
    Музей антропологии в парке Фили. Вид со стороны Москва-реки
    Полина Казакевич

Основой для графики фасадов стал укрупненный фрагмент рисунков мальчика Онфима с берестяной грамоты первой трети XIII века из Великого Новгорода – лента музея, таким образом, перекликается со свернутой берестяной грамотой, – хотя, с другой стороны, она напоминает и покрытый петроглифами мегалит.
  • zooming
    1 / 4
    Музей антропологии в парке Фили. Концепция фасадного решения
    © Полина Казакевич
  • zooming
    2 / 4
    Музей антропологии в парке Фили. Развертки фасадов
    © Полина Казакевич
  • zooming
    3 / 4
    Музей антропологии в парке Фили. Вид из библиотеки на внутренний двор
    Полина Казакевич
  • zooming
    4 / 4
    Музей антропологии в парке Фили. Вид со стороны парка
    © Полина Казакевич



2. Современная школа как баланс естественного и искусственного

Детский образовательный комплекс в Хорошево-Мневниках
Анастасия Цой
В рамках международного конкурса School of Thought

Детский образовательный центр в Хорошево-Мневниках
Анастасия Цой

Владимир Плоткин: «Предыдущие, курсовые, проекты Анастасии отличались большой визуальной смелостью, а диплом, напротив, очень сдержан и серьезен. Но тема инновационных подходов к образованию разработана автором очень внимательно. Пространство и функции организованы ясно и тонко. Здесь, в частности, есть пространственная ось, куда выходят вторым светом другие помещения... Все относительно просто, но очень профессионально. Если говорить о школе нового типа – то вот она школа нового типа, именно так и следует проектировать современные школы».

Проект, действительно, отличается строгой, почти монохромной графикой и лаконизмом формы: план вместе с зеленым двором вписан в простую геометрическую фигуру, составленную из прямоугольника и круга. В его контуре прочитываются стрелки часов, показывающих то ли 35 минут первого, то ли пять минут восьмого – время, сопоставимое с вехами школьного дня. В секторе «семи минут» помещена библиотека.
Детский образовательный центр в Хорошево-Мневниках
Анастасия Цой
Детский образовательный центр в Хорошево-Мневниках
Анастасия Цой

Объемы с разным функциональным наполнением разделены между собой широкими галереями – внутренними улицами. Они пересекаются под прямым углом и выходят на фасады высокими витражами по принципу пассажей.
Детский образовательный центр в Хорошево-Мневниках
Анастасия Цой

«Улицы» освещены зенитными фонарями, а главный перекресток отмечен двойной спиралью винтовой лестницы.
  • zooming
    1 / 7
    Детский образовательный центр в Хорошево-Мневниках
    Анастасия Цой
  • zooming
    2 / 7
    Детский образовательный центр в Хорошево-Мневниках
    Анастасия Цой
  • zooming
    3 / 7
    Детский образовательный центр в Хорошево-Мневниках
    Анастасия Цой
  • zooming
    4 / 7
    Детский образовательный центр в Хорошево-Мневниках
    Анастасия Цой
  • zooming
    5 / 7
    Детский образовательный центр в Хорошево-Мневниках
    Анастасия Цой
  • zooming
    6 / 7
    Детский образовательный центр в Хорошево-Мневниках
    Анастасия Цой
  • zooming
    7 / 7
    Детский образовательный центр в Хорошево-Мневниках
    Анастасия Цой

В здании много естественного света: он поступает как сверху, из зенитных и шедовых фонарей, так и из витражей, в которые, в основном, превращены внешние стены. Здание легкое и прозрачное, издали выглядит как большой парковый павильон, максимально, насколько это возможно, стирая границы между внешним и внутренним пространством.

Здание немного похоже на распластанный по земле архитектон, – поскольку собрано, как это хорошо видно с верхнего «птичьего» ракурса, из объемов разного калибра и высоты. В перепадах высот возникают дополнительные окна верхнего света. На один ярус школа заглублена в землю, высота помещений гибко варьируется по мере необходимости.
Детский образовательный центр в Хорошево-Мневниках
Анастасия Цой

Проекту, так же как и предыдущей работе, предшествовало серьезное исследование темы современных подходов к школьному обазованию. Девиз проекта – современная школа должна быть балансом естественного и искусственного.
  • zooming
    1 / 4
    Детский образовательный центр в Хорошево-Мневниках
    Анастасия Цой
  • zooming
    2 / 4
    Детский образовательный центр в Хорошево-Мневниках
    Анастасия Цой
  • zooming
    3 / 4
    Детский образовательный центр в Хорошево-Мневниках
    Анастасия Цой
  • zooming
    4 / 4
    Детский образовательный центр в Хорошево-Мневниках
    Анастасия Цой



3. Красивый ответ на важный вопрос американской политики

Легальный туннель
Многофункциональный адаптационный центр для беженцев
на границе Мексики и США в городе Пьедрас-Неграс
Сибгатуллина Анастасия | Устинов Алексей

Многофункциональный адаптационный центр для беженцев
Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов

Проект, который живо откликается на один из ключевых вопросов политики Дональда Трампа, также создавался в рамках международного конкурса. Теперь, напомним, он отобран для конкурса студенческих работ Archiprix. Идея состоит в том, чтобы легализовать и организовать некоторую часть потока мигрантов из Мексики, стремящихся в США за новой жизнью и возможностями, а подчас и от жуткой бедности и смертельной опасности, – построив на границе здание-мост, в котором эмигранты будут жить в период адаптации. Так как один из важных путей нелегальной миграции – туннели, то здание названо «Легальным туннелем» решено как протяженный граненый объем, похожий на туннель, вырезанный из красной пустынной почвы и подвешенный на опорах над рекой Рио Гранде и парком Шелби; хотя сами авторы сравнивают свое здание с каньоном.
Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Вид на комплекс с крыши в Пьедрас-Неграс
Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов

В качестве основы для эксперимента авторы выбрали автомобильно-пешеходный мост Интернешнл, соединяющий мексиканский городок Пьедрас-Неграс с американским Игл-Пасс. Пьедрас-Неграс неблагополучен, именно здесь быстро растет наркотрафик, в 2019 году он вырос на 179%, – подчеркивают авторы.
  • zooming
    1 / 4
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Ожидание в городах
    Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    2 / 4
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Пьедрас-Неграс, как часть миграционного маршрута
    Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    3 / 4
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Ситуационный план
    Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    4 / 4
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Портрет беженца Пьедрас-Неграс
    Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов

Внутри здание-«туннель» разделено на несколько ярусов и наполнено фукнциями, которые должны обеспечить своим временным обитателям «защиту, уход, помощь, общение и знания». Объем – «недорогой и быстровозводимый» – состоит из модулей кратного размера, связанных между горизонтальной и вертикальной коммуникацией. Среди функций – жилая, причем минимальные капсулы предложены как бесплатные («Г-образная стыковка позволяет удвоить количетво беженцев на одинаковой площади»), а семейные аппартаменты как платные; общественных гостиных и спортивных пространств; школы и детского сада. Предусмотрены протестантская и католическая церкви и медцентр, магазины-аптеки-кафе и парковки – в сущности, все городские функции в минимальном объеме плюс пространства для иммиграционных служб.
  • zooming
    1 / 19
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Формообразование
    Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    2 / 19
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Фасады и фрагменты
    © Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    3 / 19
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Разрезы. Конструктивное решение
    © Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    4 / 19
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Разрезы
    © Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    5 / 19
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Модуль el tunel
    Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    6 / 19
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Структура здания
    Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    7 / 19
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Общественные гостиные
    © Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    8 / 19
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Детский сад
    © Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    9 / 19
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев
    © Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    10 / 19
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Спортивный блок
    © Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    11 / 19
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев
    © Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    12 / 19
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Католический храм
    © Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    13 / 19
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев
    © Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    14 / 19
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев
    © Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    15 / 19
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев
    © Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    16 / 19
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Тоннель. Горизонтальная коммуникация
    Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    17 / 19
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Капсулы
    Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    18 / 19
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Капсулы
    Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    19 / 19
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев
    Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов

На каждой стороне предлагается соорудить два въездных павильона: оранжевый, как и сам «туннель», павильон Мексики, в форме угла – мексиканского орла, с амфитеатрами внутри и снаружи, и светлый павильон США, в основу плана которого авторы положили 5-конечную звезду с американского флага, но разобранную на асимметричные лучи. «Въездной павильон – уникальный объект, т.к. это ворота в целую страну. В таком объекте как нигде уместно говорить об истории и культуре того места, куда въезжаешь. Контекст павильона – вся страна», – поясняют авторы.
  • zooming
    1 / 8
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Генеральный план
    Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    2 / 8
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Павильон Мексики. Концепция
    © Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    3 / 8
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Павильон Мексики. Разрез
    Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    4 / 8
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Павильон Мексики
    Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    5 / 8
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Павильон Мексики
    Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    6 / 8
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Павильон США. Концепция
    © Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    7 / 8
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Павильон США. Разрез
    Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов
  • zooming
    8 / 8
    Многофункциональный адаптационный центр для беженцев. Павильон США
    Анастасия Сибгатуллина, Алексей Устинов

 

12 Октября 2020

Похожие статьи
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
СПбГАСУ 2024: иностранцы
Лучшие выпускные работы студентов из других стран, закончивших кафедру Архитектурного проектирования СПбГАСУ: конференц-центр в Марокко, фермерский рынок в Мозамбике и Музей армянской архитектуры.
Площадь–набережная–сквер
Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Итоги конкурса ИЗО студентов МАРХИ
Каждый год мы публикуем работы студентов МАРХИ, победившие в конкурсе «За исключительные успехи в изобразительных дисциплинах». Конкурс проводится с 2022 года. В этом году продолжаем традицию и знакомим с работами, получившими «золото», «серебро» и «бронзу».
РАНХиГС 2024: архитектура виртуальной среды
Студия sintez.space представляет дипломные работы, выполненные на Кафедре дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС под руководством Андрея Киселева и Сергея Шестопалова. Работы посвящены трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей.
СПбГАСУ 2024: Архитектурное и градостроительное наследие...
Серия работ бакалавров, выпускавшихся по специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» в этом году, посвящена Калининградской области. Студенты предложили как масштабные градостроительные концепции, так и конкретные решения для отдельно взятых объектов.
МАРШ: Переосмысление времени
Показываем избранные проекты магистратуры под руководством Евгения Асса и Анвара Гарипова. Три работы. Тема магистрам 2024 года – «Переосмысление времени» – досталась самая самая заковыристая, но и свободная в то же время. Итак: отель на краю земли, реставрация в духе консерации, и физико-косметический подход к теме.
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Большой дом
Студенты ГУЗ под руководством Максима Гурвича и Михаила Корси разработали целую линейку идей для небанальных многоквартирных – и многофункциональных – домов. Работали они, впервые в истории Университета землеустройства, с реальным заказчиком – компанией А101, при участии ее специалистов, и для реальной территории.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.