От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира Плоткина
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Иммерсивный театральный кластер
Марина Ксенофонтова
Театрально-концертный комплекс на Москве-реке
Марина Ксенофонтова
Изучение вопроса сосредоточено на основных вехах истории театра и оформлено как театральная программа. «Что если театр – вовсе не театр, и все ошиблись? Вдруг оказалось, что это наша повседневность», – так автор начинает представление проекта, и приходит к выводу: «интерактивность – главный тренд современного театра».
Театрально-концертный комплекс на Москве-реке
Марина Ксенофонтова
Театрально-концертный комплекс на Москве-реке
Марина Ксенофонтова
Театрально-концертный комплекс на Москве-реке
Марина Ксенофонтова
Театрально-концертный комплекс на Москве-реке
Марина Ксенофонтова
Театрально-концертный комплекс на Москве-реке
Марина Ксенофонтова
Театрально-концертный комплекс на Москве-реке
Марина Ксенофонтова
Театрально-концертный комплекс на Москве-реке
Марина Ксенофонтова
Выбранный участок расположен на юге Москвы, на мысу восточного берега Нагатинского затона, на месте промзоны «Подводречстроя», напротив ЖК «Ривер Парк» и в двух шагах от строящейся станции метро «Нагатинский затон».
Театрально-концертный комплекс на Москве-реке
Марина Ксенофонтова
Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Функциональное зонирование
Марина Ксенофонтова
Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Расположение на карте Москвы
Марина Ксенофонтова
Так как Нагатинский затон не так давно был местом строительства речных судов, на берегах по-прежнему сохраняются отстатки речных судов и кранов. Марина Ксенофонтова предлагает переплавить их в скульптуры, а припаркованную баржу превратить в плавучую сцену.
Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Артефакты местности
Марина Ксенофонтова
Сцена устанавливается со стороны реки перед коробкой зрительного зала – в летнее время открытой, в зимнее теплой. Пол зрительного зала задуман как трансформируемый, позволяющий превратить ряды кресел в пространство для интерактивной работы со зрителями. К коробке зрительного зала примыкает протяженный объем, влючащий гримерки, выставочные простанства, рестораны и парковки: в нем 2 подземных и 2 надземных яруса. Объем, сгруппированный вокруг вереницы атриумов, тянется вдоль Москвы-реки, здесь в него встроены краны для загрузки театральных кораблей. Со стороны затона вдоль него возникает просторный прогулочный помост, своего рода гипер-галерея: в первом ярусе опоры, во втором приподнятый над землей парк, сложное рекреационное пространство, зонированное скульптурами, переплавленными из отстатков кораблей. Вдоль навесного парка – своего рода висячего сада, также проходит монорельс-фуникулер. Перед сценой помост поворачивает налево, образуя треугольник, нависающий на опорах над водой.
Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Функциональная программа. Аксонометрия
Марина Ксенофонтова
Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Сценарии в компонентах. Аксонометрия
Марина Ксенофонтова
Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Поэтажные планы комплекса
Марина Ксенофонтова
Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Конструкция пола зрительного зала. Разрез А-А. Зал в летнее время
Марина Ксенофонтова
Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Разрез Б-Б. Общественный блок
Марина Ксенофонтова
Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Фасады комплекса
Марина Ксенофонтова
Все вместе – пространство особенных впечатлений, сложносочиненное и наделенное очень разными эмоциональными характеристиками, – не слишком похоже на собственно здание, поскольку выглядит как прозрачная решетчатая структура, напоминая одновременно о шатрах фестивального Казантипа и о металлических конструкциях корабельных верфей, которые когда-то составляли главную функцию этой территории. Образ верфи не уходит, скорее осмысляется в сценографическом ключе.
Театрально-концертный комплекс на Москве-реке
Марина Ксенофонтова
Театрально-концертный комплекс на Москве-реке
Марина Ксенофонтова
Плавучая сцена на корабле – отдельный сюжет проекта – составлена из трехмерных кубов-модулей со встроенной подсветкой. Их, согласно замыслу, можно устанавливать друг на друга, использовать в качестве многоярусного сценического помоста, группируя в сложные фигуры в рамках крупного параллелепипеда с длинной стороной до 100 м. Продумана программа гастролей по амфитеатрам Москвы-реки, как существующим, так и строящимся, а также по стране.
Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Баржа. Общая схема
Марина Ксенофонтова
Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Функции и устройство модуля
Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Автоматизированное формирование модулей в сцену
Марина Ксенофонтова
Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Планы трюма баржи
Марина Ксенофонтова
Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Интерьер общественного блока
Марина Ксенофонтова
Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Баржа-сцена
Марина Ксенофонтова
Театрально-концертный комплекс на Москве-реке. Баржа-сцена в России
Марина Ксенофонтова
5. Дом для удаленки
Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц
Даниил Царьков
Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц
Царьков Д.С.
Проект выполнен в рамках конкурса NomadHouse – Housing for digital nomads 2030, перед участниками которого ставилась задача «придумать гибрид дома и рабочего места для цифровых кочевников будущего», достаточно гибкий для того, чтобы подходить для постоянной миграции своих обитателей, и заглядывая достаточно далеко в будущее – на 10 лет вперед.
Рассматриваемый автором проекта район Песчаных улиц расположен к западу от Ходынского поля, а выбранный участок проектирования – территория гаражей между улицами Зорге и Куусинена, недалеко от недавно построенной ВЭБ Арены.
Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц. Концепция
Царьков Д.С.
Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц. Место
Царьков Д.С.
Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц
Царьков Д.С.
Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц. Ансамбль
Царьков Д.С.
Жилые дома заполняют лакуны во фронте «сталинской» застройки, они выстроены П-образными квартальными рамками вокруг двух дворов без машин, но с одним ярусом парковки в стилобате. Предусмотрены коммерческие первые этажи, в полуподвальных ярусах – кладовки для жителей. Между домами – общественный бульвар с амфитеатром вокруг фонтана.
Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц. Проектное предложение
Одна из интересных черт проекта – Даниил Царьков предлагает фасады из клееной древесины.
Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц
Царьков Д.С.
Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц
Царьков Д.С.
Проект интерпретирует актуальную повестку удаленной работы: последний этап работы над дипломами пришелся на весенний карантин. Речь не только о коворкингах, предусмотренных автором в нижних этажах дома, но и все квартиры решены как двухъярусные, с внутренней спиралевидной лестницей, и рассчитаны на полноценый рабочий кабинет дома.
Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц. Дом
Царьков Д.С.
Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц. Разрез 1-1
Царьков Д.С.
Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц
Царьков Д.С.
Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц. Квартира
Царьков Д.С.
Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц. Разрез 2-2
Царьков Д.С.
Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц
Царьков Д.С.
Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц
Царьков Д.С.
Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц
Царьков Д.С.
Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц
Царьков Д.С.
Многофункциональный жилой комплекс в районе Песчаных улиц
Царьков Д.С.
6. Коралловый остров
Ревитализация нефтяной платформы в Адриатическом море
Дарья Веркеенко
Устройство платформы. Нефтяная платформа в Адриатическом море
Варкеенко Д.А.
Проект создан в рамках итальянского международного конкурса Proximity Island, перед участниками которого, согласно брифу, ставилась задача предложить проект нового использования заброшенной нефтяной платформы в Адриатическом море, в 30 км от Равенны. Часть таких морских платформ сейчас останавливает свою работу из соображений экологической безопасности, и основной метод их утилизации – разборка и уничтожение на берегу, что сложно и дорого. В программу конкурса входила функция музея «Большой воды» с делением на секции Адриатического моря, Средиземного моря и океана.
Фасад. Нефтяная платформа в Адриатическом море
Варкеенко Д.А.
Дарья Веркеенко предложила вырастить на основе платформы новый остров из морских кораллов: кораллы предлагается выращивать в воде на металлическом каркасе, на хорошо освещенных участках, и затем использовать «коралловый известняк» для строительства стен на платформе над водой. Для крупных блоков кладки автор предлагает использовать «большие шаровидные колонии», коралловые обломки, скрепленные известью, тоже рассматриваются как строительный материал.
Нефтяная платформа в Адриатическом море. География
Варкеенко Д.А.
Нефтяная платформа в Адриатическом море
Варкеенко Д.А.
Нефтяная платформа в Адриатическом море
Варкеенко Д.А.
Генплан. Нефтяная платформа в Адриатическом море
Варкеенко Д.А.
В программу кораллового здания входят музей, ресторан и гостиница. «Обрастая» известняком, платформа становится очень похожей на прибрежный или горный средиземноморский городок с лестницами и арками, а местами даже – на планету Татуин. Почти повсюду – арки и лестницы, почти отовсюду можно взглянуть на воду.
Нефтяная платформа в Адриатическом море
Варкеенко Д.А.
Три музейных зала. Нефтяная платформа в Адриатическом море
Варкеенко Д.А.
Музей. Зал Адриатического моря. Нефтяная платформа в Адриатическом море
Варкеенко Д.А.
Музей. Зал средиземного моря. Нефтяная платформа в Адриатическом море
Варкеенко Д.А.
Музей. Зал Тихого океана. Нефтяная платформа в Адриатическом море
Варкеенко Д.А.
Гостиница. Жилье и рекреации. Нефтяная платформа в Адриатическом море
Варкеенко Д.А.
Жилые ячейки. Нефтяная платформа в Адриатическом море
Варкеенко Д.А.
Разрез. Нефтяная платформа в Адриатическом море
Варкеенко Д.А.
Нефтяная платформа в Адриатическом море
Варкеенко Д.А.
Нефтяная платформа в Адриатическом море
Варкеенко Д.А.
Нефтяная платформа в Адриатическом море
Варкеенко Д.А.
А место выращивания кораллов превращается в своего рода морской сквер с исключительно красивым мелководьем.
Нефтяная платформа в Адриатическом море
Варкеенко Д.А.
7. Фестивали у воды
Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
Мария Щукина
Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
Варкеенко Д.А.
Площадку кинофестивального центра подсказал Владимир Плоткин: «Лет шесть-семь назад мы делали концепцию здания КФЦ для Никиты Михалкова на этом участке. Но проект Марии Щукиной на него не похож ничем, совпадает разве что идея подхода к зданию со стороны реки; все остальное – самостоятельная работа автора».
Участок расположен за спортзалом «Дружба» и зданием Олимпийского комитета, на набережной. Сейчас он занят складом противогололедных реагентов.
Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
Мария Щукина
Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
Мария Щукина
Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
Мария Щукина
Мария Щукина размещает причал прямо напротив фестивального центра, решает здание как параллелепипед, вытянутый от набережной в глубину. Часть здания размещается на понтоне на воде рядом в причалом – от основного объема к ней тянется переход 3-ярусной высоты, своего рода мост над проездом, соединяющий КФЦ с водой. Часть кровли, со стороны реки, в том числе и кровля «моста», решена как большая открытая терраса.
Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
Мария Щукина
Один из основных сюжетов – фестивальная дорога, широкая галерея, которая прорезает здание асимметрично по диагонали от причала к улице Лужники в уровне земли и в -1 уровне: на ней и вокруг нее запланированы самые оживленные мероприятия. Ядром здания внутри становится большой зал, объедияющий по высоте 3 яруса плюс небольшая надстройка технической «коробки» сверху. Внутри, однако, собрано еще много залов разного калибра, объединенных общественными фойе, зонированных множеством экранов-брендволов для фотографирования. Пространство верхних ярусов соединено множеством лестниц, что обеспечивает его связность и постоянное движение – «перетекание» зрителей и участников фестивалей внутри.
Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
Мария Щукина
Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
Мария Щукина
Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
Мария Щукина
Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
Мария Щукина
Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
Мария Щукина
Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
Мария Щукина
Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
Мария Щукина
Кинофестивальный центр на Лужнецкой набережной
Мария Щукина
Фасады, задуманные в проекте – двух видов: более строгие и закрытые повседневные и открытые ажурные – фестивальные. Таким образом во время фестивалей здание, с одной стороны, распространяло бы сияние своей активной внутренней жизни вовне, интерактивно взаимодействуя с окружающим пространством. С другой стороны, кружевные фасады могли бы создавать внутри тени сложных очертаний, отбрасываемые солнечным светом.