Градсовет удаленно 5.08.2020

Члены градсовета нашли голландский проект центра сказок Пушкина оскорбительным, а высотный жилой массив без лоджий и балконов – отвечающим запросам времени.

author pht

Автор текста:
Алёна Кузнецова

06 Августа 2020
mainImg
Тематический парк «Лукоморье»
Пушкин, Детскосельский бульвар, участок 13
Проектировщик: ООО «САНЛАЙН-СТРОЙ»
Заказчик: ООО «СВЕТОЧ»
Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик


Идею открыть тематический парк по сказкам Пушкина генеральный директор ООО «СВЕТОЧ» Светлана Головерова вынашивает больше десятка лет. Проект поддерживает РЖД, в 2017 году его одобрил совет по инвестициям, а в 2019 город выделил под застройку участок площадью шесть гектар на границе Буферного парка.

Градсовет рассматривал концепцию, которую разработала нидерландская компания Jora Vision Europe B. V. при участии петербургских коллег из Санлайн-Строй. Как оказалось, не все иностранные проектировщики одинаково хороши.
Культурно-развлекательный интерактивный центр сказок А. С. Пушкина
© Санлайн-Строй

Уникальный для градсовета случай: главный архитектор проекта Марина Каупонен буквально призывала экспертов критиковать представленную работу, первой назвав ее «перекитчем», – по всей видимости, наладить диалог с зарубежными коллегами ей не удалось. Рассказ сопровождался тяжелыми вздохами, драматичными паузами и цитированием «велеречивых» голландцев в самых спорных местах.

Предложенное здание – по сути декорированный ангар. Оболочка, по ощущениям голландцев, «создает wow-эффект, интригует посетителя и отражает грандиозный замысел». Среди референсов – лемех и березы, на рендерах – едва ли не наклеенные на фасады абстрактные рощи. Внутри расположится несколько тематических зон с аттракционами и детскими площадками, музей Пушкина, фонтанное шоу. На визуализациях с наполнением парка глаз, к слову, отдыхает: здесь авторы неожиданно уходят от эстетики турецких курортов в сторону билибинских иллюстраций.

Здание не превышает разрешенные 10 метров, рядом предлагают открыть новую станцию Малой октябрьской железной дороги, а для комфортного подъезда автобусов и машин – развивать дорожную сеть. В пиковый день парк по расчетам будет принимать 2000 посетителей.
Культурно-развлекательный интерактивный центр сказок А. С. Пушкина
© Санлайн-Строй

В большинстве своем члены градсовета тепло отнеслись к идее парка по мотивам сказок Пушкина. Как отметил Михаил Мамошин, «мы все – продукты пушкинских сказок». В отношении же облика предсказуемо не было ничего, кроме критики и пожеланий «срочно перезагрузить проект». 

Феликс Буянов посчитал подход голландцев оскорбительным: «Почему в блистательном пригороде Санкт-Петербурга должна появиться возмутительно китчевая ангарного типа архитектура? Не может здесь быть такой примитивной формы». Евгений Герасимов предположил, что «голландцы считают нас туземцами» и призвал прививать детям все же хороший вкус.

Михаил Мамошин увидел три выхода из ситуации: сделать нейтральный ангар, какие часто встречаются вдоль железной дороги; обратиться к мультимедийным фасадам или суперграфике. Сергей Орешкин обратил внимание на то, что при работе с таким участком не обойтись без ландшафтного архитектора. Святослав Гайкович посчитал, что в «проекте странно все», назвав его «ящиком из области упущенных возможностей».
Генплан. Культурно-развлекательный интерактивный центр сказок А. С. Пушкина
© Санлайн-Строй

Владимир Григорьев также увидел большие перспективы и пользу для города, но удивился ходу мыслей авторов: «Такая живописная функция допускает любую оболочку и форму. Участок большой, могла быть пластически сложная композиция, которая помогла бы дойти до сердца, понимания, души ребенка. Не нужно делать большое подобие игрушки, это психологически дезориентирует: дети начнут любить все большое в независимости от качества, это опасно. Должно быть здание, которое архитектурными качествами рождало бы эстетические чувства, любовь и к Пушкину, и к архитектуре».

Подробнее о проекте ->
 
Жилой комплекс у «Юноны»
СПб, улица Маршала Казакова, дом 21, корпус 2, литера А
Проектировщик: ООО «ПАРИТЕТ-ГРУПП»
Заказчик: ООО «Специализированный застройщик «ЛСР»
Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик


Мастерская Андрея Шарова работала с участком почти правильной прямоугольной формы на улице Маршала Казакова. Соседство с рынком «Юнона» и портовой промышленной зоной скрашивает строящаяся рядом с будущим комплексом станция метро «Казаковская» .



Архитекторы перебрали несколько вариантов компоновки зданий и остановились на следующем: осью является пешеходный бульвар, по обе стороны от него симметрично располагаются шесть 23-этажных домов-пластин и четыре 25-этажные башни. По словам Андрея Шарова, такой генплан дал большие дворы, проницаемость и возможность реализовать квартирографию заказчика: в комплексе преобладают студии и однокомнатные квартиры без лоджий и балконов. Автор указал и на недостаток решения: ось-бульвар никуда не ведет и нигде не заканчивается, но есть надежда, что в будущем появятся большие объекты, которые завершат ансамбль. Отклонение от разрешенной высоты в 40 метров заказчик уже получил. В ходе обсуждений выяснился также класс жилья – «жесткий эконом».
Жилой комплекс «Маршала Казакова,21»
© Паритет Групп

Жилой комплекс «Маршала Казакова,21»
© Паритет Групп

Мнения экспертов разделились: кому-то понравился генплан и фасады, другим они показались примитивными.

Рецензент Александр Кошарный назвал решение крепким: «из простых приемов и форм создана мощная композиция». Юрий Земцов после некоторых сомнений признал комплекс вполне убедительным. Евгений Подгорнов охарактеризовал здания как «в целом приятные и лаконичные». Для Феликса Буянова градостроительный прием оказался «впечатляющим и вполне уместным», не хватило только более ясных высотных акцентов. Михаил Мамошин поддержал работу и увидел в ней много смыслов.
  • zooming
    1 / 5
    Жилой комплекс «Маршала Казакова,21»
    © Паритет Групп
  • zooming
    2 / 5
    Жилой комплекс «Маршала Казакова,21»
    © Паритет Групп
  • zooming
    3 / 5
    Жилой комплекс «Маршала Казакова,21»
    © Паритет Групп
  • zooming
    4 / 5
    Жилой комплекс «Маршала Казакова,21»
    © Паритет Групп
  • zooming
    5 / 5
    Жилой комплекс «Маршала Казакова,21»
    © Паритет Групп

В другом лагере оказался Анатолий Столярчук, который посчитал невозможным «не реагировать на пересечение двух магистралей и станцию метрополитена, к которой устремятся жители квартала», в чем его горячо поддержал Вячеслав Ухов. Александра Карпова обеспокоила визуальная экология: «фасады искажают восприятие перспективы, здания словно расширяются кверху, а «танцующие» окна на торцах заставляют сомневаться в устойчивости зданий». Евгений Герасимов был «далек от восторгов, но и проблемы никакой не увидел». По его словам, «проект прагматичный и отражает все реалии нашей жизни, отвечая на запрос времени: продолжать расселять людей в отдельные квартиры тем или иным способом. Искусственно делать его игривым не стоит».
Жилой комплекс «Маршала Казакова,21»
© Паритет Групп

Владимир Григорьев подвел итог: «комплекс действительно крайне прагматичен и отражает реалии времени. Но простота оказалась пугающей для авторов, и они не довели этот примитивизм до звона. Шаг в сторону украшения фасадов – это попытка замаскировать слона в кустах, то есть впечатляющие по своей композиции лапидарные формы. Стоило меньше изобретать и больше вспоминать: Леонида Павлова, Георгина Кандилиса, Ле Корбюзье».

Подробнее о проекте ->

***

После заседания Евгений Герасимов привлек внимание коллег к сносу Конструкторского бюро специального машиностроения на Лесном проспекте: «Не нужно говорить, сколько Григорий Симонов сделал для Ленинграда. Но я не вижу реакции от Союза архитекторов, нет никакой надежды и на наших градонападающих: их интересует любой сарай или брусчатка до 1917 года, они что-то слышали про конструктивизм, но за сталинскую архитектуру, которая является не меньшим брендом, вступиться некому. Мы не должны быть равнодушны к этому». 

06 Августа 2020

author pht

Автор текста:

Алёна Кузнецова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Тонкие и белые
Стальные ламели арены Match Point выполнены на высокотехнологичном производстве компании GRADAS.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия, отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Сейчас на главной
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.
Деревянный «флибустьер»
Дом Freebooter на две квартиры-дуплекса в Амстердаме с деревянными солнцезащитными ламелями и деревянно-стальной гибридной конструкцией. Авторы проекта – бюро GG-loop.
Ландшафт как мемориал
Бюро Snøhetta выиграло конкурс на проект президентской библиотеки Теодора Рузвельта рядом с национальным парком его имени в Северной Дакоте.
Третья гора
Выставочный центр традиционной китайской медицины по проекту Wutopia Lab на горе Лофушань недалеко от Гуанчжоу напоминает о принципах даосизма и древнем ландшафтном искусстве.
Радость познания
Проект «Зеленый сад» – первый этап на пути масштабных планировочных и архитектурных изменений, которые происходят в одном из ведущих частных учебных заведений России – Павловской гимназии под влиянием эволюции образовательной системы и благодаря активному участию сообщества педагогов и учеников гимназии.
Звезды для полковника
Сквер имени командира стрелковой дивизии Михаила Краснопивцева на микрорайонной окраине Калуги объединяет бронзовый памятник с современным благоустройством, нацеленным на развитие общественной жизни окрестностей.
Кристаллический ландшафт
На Тайване открылся концертный зал Тайбэйского центра музыки по проекту RUR Architecture: этот посвященный поп-музыке комплекс 11 лет назад был предметом крупного международного архитектурного конкурса.
На все времена
Сохранение наслоений разных периодов – одна из прогрессивных тенденций современной реставрации. Именно так, если говорить в целом, произошло обновление вокзала 1933 года в Иваново: на тридцатые, пятидесятые и восьмидесятые. Но довольно много добавилось и современного, так что реализованный проект правильнее называть реконструкцией.
Архитектура как инструмент обучения
Концепция благотворительной школы «Точка будущего» в Иркутске основана на новейших образовательных программах и предназначена, в числе прочего, для адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Одной из составляющих обучения должна стать архитектура здания: его структура и разные типы связанных друг с другом пространств.
Радужный небосвод
В церкви блаженной Марии Реституты в Брно архитекторы Atelier Štěpán создали клеристорий из многоцветных окон, напоминающий о радуге как о символе завета человека с Богом.
Новое в Никола-Ленивце
В конце прошлой недели состоялся 15-й, юбилейный фестиваль «Архстояние», и территория арт-парка Никола-Ленивец пополнилась тремя новыми объектами. Рассказываем о них.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Журавлик
В нашем детстве все знали историю про девочку из Японии, которая болела неизлечимой лейкемией из-за ядерных бомбардировок, и загадала сложить много журавликов прежде чем умереть. Проектируя реконструкцию здания для детского хосписа – первого в Москве – IND architects положили в основу именно эту историю. А называется проект – Дом с маяком.
На красных холмах
Павильон центра молодежной культуры для самого большого экстрим-парка в России с интерактивным фасадом и переосмыслением эстетики стрит-арта.
Метро как по учебнику
В столице Катара Дохе строится с нуля метрополитен: готовы 37 станций, спроектированных по «дизайн-руководству», разработанному бюро UNStudio.
Первый выпуск Ре-школы: наследие Ельца
Дипломники школы Наринэ Тютчевой подготовили мастер-план развития Ельца, а также концепцию сохранения трех объектов культурного наследия, предлагая решения для сохранения слободской застройки, расселения ветхого жилья и восстановления городских связей.
Керамика в ракурсе
Изогнутые керамические пластинки на фасадах исследовательского института при барселонской больнице Сан-Пау – «двойного назначения»: снаружи это натуральная терракота, а в ракурсе видна разноцветная глазурь.
Пресса: Как изменится Небесный град. Григорий Ревзин о городе...
Рядом с реальным городом у нас на глазах вырос город виртуальный, и можно с большой уверенностью утверждать, что эта пара теперь просуществует неопределенно долго. Даже более определенно — эта пара и есть город будущего при любом варианте его развития.
Машина для эмоций
Новый небоскреб в деловом районе Дефанс – башня компании Saint-Gobain, по замыслу архитекторов Valode & Pistre, должна вызывать эмоции – своей сложной формой, висячими садами, переменчивым обликом фасада.
Звучание фасада
Инсталляция «Классная игра» художника Марины Звягинцевой превратила фасад школы на севере Москвы в клавиатуру рояля и переосмыслила место школьного здания в городской среде. Публикуем интервью Марины о ее методе работы с архитектурой.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Наедине с морем
Плавучий сборный отель Punta de Mar у испанского побережья Средиземного моря – образец туризма будущего. При реализации проекта важную роль сыграло стекло Guardian Glass.
Галерейный подход
Рассказываем о концепции Центральной районной больницы вместимостью 240 мест «Гинзбург архитектс», которая заняла 1 место на конкурсе Союза архитекторов и Минздрава.
Конструктор здоровья
Публикуем концепцию типовой больницы бюро UNK project, занявшую 2 место в конкурсе, проведенном Союзом архитекторов России при участии Минздрава.
Пресса: Найдите 9 отличий: ревизия конкурсов на метро
В Москве объявили результаты очередного — пятого — конкурса на архитектурный облик станций метро. Мы решили разобраться, что происходит с 9-ю концепциями-победителями уже прошедших конкурсов и почему реализации могут оказаться совсем на них не похожими.
«Скальпель» в сердце Сити
Новая офисная башня по проекту KPF в центре Лондона благодаря своему острому силуэту получила прозвище «Скальпель». Она стоит рядом с «Корнишоном» и «Теркой для сыра».
Пресса: Вини Маас: Петербургу нужно два мэра — для центра...
Знаменитый архитектор, один из самых смелых визионеров от урбанистики в мире, руководящий партнёр бюро MVRDV Вини Маас рассказал dp.ru о том, почему окраины в Петербурге важнее центра, как вернуть город в мировой контекст, есть ли смысл развивать в городе сельское хозяйство, а также о своём проекте для Охтинского мыса.