Градсовет удаленно 5.08.2020

Члены градсовета нашли голландский проект центра сказок Пушкина оскорбительным, а высотный жилой массив без лоджий и балконов – отвечающим запросам времени.

Алёна Кузнецова

Автор текста:
Алёна Кузнецова

06 Августа 2020
mainImg
Тематический парк «Лукоморье»
Пушкин, Детскосельский бульвар, участок 13
Проектировщик: ООО «САНЛАЙН-СТРОЙ»
Заказчик: ООО «СВЕТОЧ»
Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик


Идею открыть тематический парк по сказкам Пушкина генеральный директор ООО «СВЕТОЧ» Светлана Головерова вынашивает больше десятка лет. Проект поддерживает РЖД, в 2017 году его одобрил совет по инвестициям, а в 2019 город выделил под застройку участок площадью шесть гектар на границе Буферного парка.

Градсовет рассматривал концепцию, которую разработала нидерландская компания Jora Vision Europe B. V. при участии петербургских коллег из Санлайн-Строй. Как оказалось, не все иностранные проектировщики одинаково хороши.
Культурно-развлекательный интерактивный центр сказок А. С. Пушкина
© Санлайн-Строй

Уникальный для градсовета случай: главный архитектор проекта Марина Каупонен буквально призывала экспертов критиковать представленную работу, первой назвав ее «перекитчем», – по всей видимости, наладить диалог с зарубежными коллегами ей не удалось. Рассказ сопровождался тяжелыми вздохами, драматичными паузами и цитированием «велеречивых» голландцев в самых спорных местах.

Предложенное здание – по сути декорированный ангар. Оболочка, по ощущениям голландцев, «создает wow-эффект, интригует посетителя и отражает грандиозный замысел». Среди референсов – лемех и березы, на рендерах – едва ли не наклеенные на фасады абстрактные рощи. Внутри расположится несколько тематических зон с аттракционами и детскими площадками, музей Пушкина, фонтанное шоу. На визуализациях с наполнением парка глаз, к слову, отдыхает: здесь авторы неожиданно уходят от эстетики турецких курортов в сторону билибинских иллюстраций.

Здание не превышает разрешенные 10 метров, рядом предлагают открыть новую станцию Малой октябрьской железной дороги, а для комфортного подъезда автобусов и машин – развивать дорожную сеть. В пиковый день парк по расчетам будет принимать 2000 посетителей.
Культурно-развлекательный интерактивный центр сказок А. С. Пушкина
© Санлайн-Строй

В большинстве своем члены градсовета тепло отнеслись к идее парка по мотивам сказок Пушкина. Как отметил Михаил Мамошин, «мы все – продукты пушкинских сказок». В отношении же облика предсказуемо не было ничего, кроме критики и пожеланий «срочно перезагрузить проект». 

Феликс Буянов посчитал подход голландцев оскорбительным: «Почему в блистательном пригороде Санкт-Петербурга должна появиться возмутительно китчевая ангарного типа архитектура? Не может здесь быть такой примитивной формы». Евгений Герасимов предположил, что «голландцы считают нас туземцами» и призвал прививать детям все же хороший вкус.

Михаил Мамошин увидел три выхода из ситуации: сделать нейтральный ангар, какие часто встречаются вдоль железной дороги; обратиться к мультимедийным фасадам или суперграфике. Сергей Орешкин обратил внимание на то, что при работе с таким участком не обойтись без ландшафтного архитектора. Святослав Гайкович посчитал, что в «проекте странно все», назвав его «ящиком из области упущенных возможностей».
Генплан. Культурно-развлекательный интерактивный центр сказок А. С. Пушкина
© Санлайн-Строй

Владимир Григорьев также увидел большие перспективы и пользу для города, но удивился ходу мыслей авторов: «Такая живописная функция допускает любую оболочку и форму. Участок большой, могла быть пластически сложная композиция, которая помогла бы дойти до сердца, понимания, души ребенка. Не нужно делать большое подобие игрушки, это психологически дезориентирует: дети начнут любить все большое в независимости от качества, это опасно. Должно быть здание, которое архитектурными качествами рождало бы эстетические чувства, любовь и к Пушкину, и к архитектуре».

Подробнее о проекте ->
 
Жилой комплекс у «Юноны»
СПб, улица Маршала Казакова, дом 21, корпус 2, литера А
Проектировщик: ООО «ПАРИТЕТ-ГРУПП»
Заказчик: ООО «Специализированный застройщик «ЛСР»
Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик


Мастерская Андрея Шарова работала с участком почти правильной прямоугольной формы на улице Маршала Казакова. Соседство с рынком «Юнона» и портовой промышленной зоной скрашивает строящаяся рядом с будущим комплексом станция метро «Казаковская» .



Архитекторы перебрали несколько вариантов компоновки зданий и остановились на следующем: осью является пешеходный бульвар, по обе стороны от него симметрично располагаются шесть 23-этажных домов-пластин и четыре 25-этажные башни. По словам Андрея Шарова, такой генплан дал большие дворы, проницаемость и возможность реализовать квартирографию заказчика: в комплексе преобладают студии и однокомнатные квартиры без лоджий и балконов. Автор указал и на недостаток решения: ось-бульвар никуда не ведет и нигде не заканчивается, но есть надежда, что в будущем появятся большие объекты, которые завершат ансамбль. Отклонение от разрешенной высоты в 40 метров заказчик уже получил. В ходе обсуждений выяснился также класс жилья – «жесткий эконом».
Жилой комплекс «Маршала Казакова,21»
© Паритет Групп

Жилой комплекс «Маршала Казакова,21»
© Паритет Групп

Мнения экспертов разделились: кому-то понравился генплан и фасады, другим они показались примитивными.

Рецензент Александр Кошарный назвал решение крепким: «из простых приемов и форм создана мощная композиция». Юрий Земцов после некоторых сомнений признал комплекс вполне убедительным. Евгений Подгорнов охарактеризовал здания как «в целом приятные и лаконичные». Для Феликса Буянова градостроительный прием оказался «впечатляющим и вполне уместным», не хватило только более ясных высотных акцентов. Михаил Мамошин поддержал работу и увидел в ней много смыслов.
  • zooming
    1 / 5
    Жилой комплекс «Маршала Казакова,21»
    © Паритет Групп
  • zooming
    2 / 5
    Жилой комплекс «Маршала Казакова,21»
    © Паритет Групп
  • zooming
    3 / 5
    Жилой комплекс «Маршала Казакова,21»
    © Паритет Групп
  • zooming
    4 / 5
    Жилой комплекс «Маршала Казакова,21»
    © Паритет Групп
  • zooming
    5 / 5
    Жилой комплекс «Маршала Казакова,21»
    © Паритет Групп

В другом лагере оказался Анатолий Столярчук, который посчитал невозможным «не реагировать на пересечение двух магистралей и станцию метрополитена, к которой устремятся жители квартала», в чем его горячо поддержал Вячеслав Ухов. Александра Карпова обеспокоила визуальная экология: «фасады искажают восприятие перспективы, здания словно расширяются кверху, а «танцующие» окна на торцах заставляют сомневаться в устойчивости зданий». Евгений Герасимов был «далек от восторгов, но и проблемы никакой не увидел». По его словам, «проект прагматичный и отражает все реалии нашей жизни, отвечая на запрос времени: продолжать расселять людей в отдельные квартиры тем или иным способом. Искусственно делать его игривым не стоит».
Жилой комплекс «Маршала Казакова,21»
© Паритет Групп

Владимир Григорьев подвел итог: «комплекс действительно крайне прагматичен и отражает реалии времени. Но простота оказалась пугающей для авторов, и они не довели этот примитивизм до звона. Шаг в сторону украшения фасадов – это попытка замаскировать слона в кустах, то есть впечатляющие по своей композиции лапидарные формы. Стоило меньше изобретать и больше вспоминать: Леонида Павлова, Георгина Кандилиса, Ле Корбюзье».

Подробнее о проекте ->

***

После заседания Евгений Герасимов привлек внимание коллег к сносу Конструкторского бюро специального машиностроения на Лесном проспекте: «Не нужно говорить, сколько Григорий Симонов сделал для Ленинграда. Но я не вижу реакции от Союза архитекторов, нет никакой надежды и на наших градонападающих: их интересует любой сарай или брусчатка до 1917 года, они что-то слышали про конструктивизм, но за сталинскую архитектуру, которая является не меньшим брендом, вступиться некому. Мы не должны быть равнодушны к этому». 

06 Августа 2020

Алёна Кузнецова

Автор текста:

Алёна Кузнецова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Павильон готов
Сегодня биеннале архитектуры в Венеции открывается для посетителей. Публикуем фотографии павильона России в Джардини, любезно предоставленные организаторами его реконструкции.
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Верх деликатности
Музей архитектуры объявил о планах по реставрации дома Мельникова. Проектом реставрации займется Наринэ Тютчева и АБ «Рождественка», Группа ЛСР финансирует работу как меценат, не вмешиваясь в процесс. Похоже, в Москве, где недавно отреставрирован дом Наркомфина, намечается еще один образцовый пример работы с памятником авангарда. Рассматриваем подробности и вспоминаем историю.
Другой Вхутемас
В московском Музее архитектуры имени А. В. Щусева открыта выставка к столетию Вхутемаса: кураторы предлагают посмотреть на его архитектурный факультет как на собрание педагогов разнообразных взглядов, не ограничиваясь только авангардными направлениями.
Градсовет Петербурга 17.02.2021
Тот день, когда Градсовет критиковал признанного архитектора и хвалил работу молодого. Но все равно согласовал первого, а второго отправил на доработку.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
Формируя культурную среду
Каждый год тысячи Домов культуры по всей России перестают функционировать, сносятся или перепрофилируются. Единичные примеры успешных реконструкций не могут изменить тенденцию. Без комплексного подхода к модернизации ДК, учитывающего новые запросы общества, их будущее остается под вопросом. О существующей практике развития ДК и поисках новых решений говорили участники конференции «Новые форматы культурных центров», проведенной в рамках фестиваля «Зодчество» командой проекта «Идентичность в типовом».
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Градсовет удаленно 26.08.2020
Предварительное, «для ППТ», рассмотрение дома – близкого соседа «Дома у моря» и исторического особняка, вызвало много замечаний и пожелание доработки, в том числе с позиций охраны памятника и градостроительной ситуации. Хотя проект сам по себе скорее позволили.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Технологии и материалы
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
Сейчас на главной
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Переговоры среди лепестков
На Венецианской биеннале представлен новый проект Zaha Hadid Architects: модуль-переговорная Alis, подходящий как для интерьеров, так и для использования на открытом воздухе.
Выше всех
«Газпром» обещает построить в Петербурге башню высотой 703 метра. Рядом с Лахта центром должен появиться небоскреб Лахта-2, а автор – тот же, Тони Кеттл, только он уже не работает в RJMJ.
Метаболизм и Бах
Проект гостиницы для периферии исторического Петербурга, воплощающий непривычные для города идеи: транспарентность, незавершенность и сознательный отказ от контекстуальности.
DMTRVK: год в онлайне
За год с момента всеобщего перехода на удаленный формат взаимодействия проект «Дмитровка» организовал более 20 онлайн-лекций и дискуссий с участием российских и зарубежных архитекторов. Публикуем некоторые из них.