Градсовет удаленно 5.08.2020

Члены градсовета нашли голландский проект центра сказок Пушкина оскорбительным, а высотный жилой массив без лоджий и балконов – отвечающим запросам времени.

Алёна Кузнецова

Автор текста:
Алёна Кузнецова

06 Августа 2020
mainImg
Тематический парк «Лукоморье»
Пушкин, Детскосельский бульвар, участок 13
Проектировщик: ООО «САНЛАЙН-СТРОЙ»
Заказчик: ООО «СВЕТОЧ»
Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик


Идею открыть тематический парк по сказкам Пушкина генеральный директор ООО «СВЕТОЧ» Светлана Головерова вынашивает больше десятка лет. Проект поддерживает РЖД, в 2017 году его одобрил совет по инвестициям, а в 2019 город выделил под застройку участок площадью шесть гектар на границе Буферного парка.

Градсовет рассматривал концепцию, которую разработала нидерландская компания Jora Vision Europe B. V. при участии петербургских коллег из Санлайн-Строй. Как оказалось, не все иностранные проектировщики одинаково хороши.
Культурно-развлекательный интерактивный центр сказок А. С. Пушкина
© Санлайн-Строй

Уникальный для градсовета случай: главный архитектор проекта Марина Каупонен буквально призывала экспертов критиковать представленную работу, первой назвав ее «перекитчем», – по всей видимости, наладить диалог с зарубежными коллегами ей не удалось. Рассказ сопровождался тяжелыми вздохами, драматичными паузами и цитированием «велеречивых» голландцев в самых спорных местах.

Предложенное здание – по сути декорированный ангар. Оболочка, по ощущениям голландцев, «создает wow-эффект, интригует посетителя и отражает грандиозный замысел». Среди референсов – лемех и березы, на рендерах – едва ли не наклеенные на фасады абстрактные рощи. Внутри расположится несколько тематических зон с аттракционами и детскими площадками, музей Пушкина, фонтанное шоу. На визуализациях с наполнением парка глаз, к слову, отдыхает: здесь авторы неожиданно уходят от эстетики турецких курортов в сторону билибинских иллюстраций.

Здание не превышает разрешенные 10 метров, рядом предлагают открыть новую станцию Малой октябрьской железной дороги, а для комфортного подъезда автобусов и машин – развивать дорожную сеть. В пиковый день парк по расчетам будет принимать 2000 посетителей.
Культурно-развлекательный интерактивный центр сказок А. С. Пушкина
© Санлайн-Строй

В большинстве своем члены градсовета тепло отнеслись к идее парка по мотивам сказок Пушкина. Как отметил Михаил Мамошин, «мы все – продукты пушкинских сказок». В отношении же облика предсказуемо не было ничего, кроме критики и пожеланий «срочно перезагрузить проект». 

Феликс Буянов посчитал подход голландцев оскорбительным: «Почему в блистательном пригороде Санкт-Петербурга должна появиться возмутительно китчевая ангарного типа архитектура? Не может здесь быть такой примитивной формы». Евгений Герасимов предположил, что «голландцы считают нас туземцами» и призвал прививать детям все же хороший вкус.

Михаил Мамошин увидел три выхода из ситуации: сделать нейтральный ангар, какие часто встречаются вдоль железной дороги; обратиться к мультимедийным фасадам или суперграфике. Сергей Орешкин обратил внимание на то, что при работе с таким участком не обойтись без ландшафтного архитектора. Святослав Гайкович посчитал, что в «проекте странно все», назвав его «ящиком из области упущенных возможностей».
Генплан. Культурно-развлекательный интерактивный центр сказок А. С. Пушкина
© Санлайн-Строй

Владимир Григорьев также увидел большие перспективы и пользу для города, но удивился ходу мыслей авторов: «Такая живописная функция допускает любую оболочку и форму. Участок большой, могла быть пластически сложная композиция, которая помогла бы дойти до сердца, понимания, души ребенка. Не нужно делать большое подобие игрушки, это психологически дезориентирует: дети начнут любить все большое в независимости от качества, это опасно. Должно быть здание, которое архитектурными качествами рождало бы эстетические чувства, любовь и к Пушкину, и к архитектуре».

Подробнее о проекте ->
 
Жилой комплекс у «Юноны»
СПб, улица Маршала Казакова, дом 21, корпус 2, литера А
Проектировщик: ООО «ПАРИТЕТ-ГРУПП»
Заказчик: ООО «Специализированный застройщик «ЛСР»
Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик


Мастерская Андрея Шарова работала с участком почти правильной прямоугольной формы на улице Маршала Казакова. Соседство с рынком «Юнона» и портовой промышленной зоной скрашивает строящаяся рядом с будущим комплексом станция метро «Казаковская» .



Архитекторы перебрали несколько вариантов компоновки зданий и остановились на следующем: осью является пешеходный бульвар, по обе стороны от него симметрично располагаются шесть 23-этажных домов-пластин и четыре 25-этажные башни. По словам Андрея Шарова, такой генплан дал большие дворы, проницаемость и возможность реализовать квартирографию заказчика: в комплексе преобладают студии и однокомнатные квартиры без лоджий и балконов. Автор указал и на недостаток решения: ось-бульвар никуда не ведет и нигде не заканчивается, но есть надежда, что в будущем появятся большие объекты, которые завершат ансамбль. Отклонение от разрешенной высоты в 40 метров заказчик уже получил. В ходе обсуждений выяснился также класс жилья – «жесткий эконом».
Жилой комплекс «Маршала Казакова,21»
© Паритет Групп

Жилой комплекс «Маршала Казакова,21»
© Паритет Групп

Мнения экспертов разделились: кому-то понравился генплан и фасады, другим они показались примитивными.

Рецензент Александр Кошарный назвал решение крепким: «из простых приемов и форм создана мощная композиция». Юрий Земцов после некоторых сомнений признал комплекс вполне убедительным. Евгений Подгорнов охарактеризовал здания как «в целом приятные и лаконичные». Для Феликса Буянова градостроительный прием оказался «впечатляющим и вполне уместным», не хватило только более ясных высотных акцентов. Михаил Мамошин поддержал работу и увидел в ней много смыслов.
  • zooming
    1 / 5
    Жилой комплекс «Маршала Казакова,21»
    © Паритет Групп
  • zooming
    2 / 5
    Жилой комплекс «Маршала Казакова,21»
    © Паритет Групп
  • zooming
    3 / 5
    Жилой комплекс «Маршала Казакова,21»
    © Паритет Групп
  • zooming
    4 / 5
    Жилой комплекс «Маршала Казакова,21»
    © Паритет Групп
  • zooming
    5 / 5
    Жилой комплекс «Маршала Казакова,21»
    © Паритет Групп

В другом лагере оказался Анатолий Столярчук, который посчитал невозможным «не реагировать на пересечение двух магистралей и станцию метрополитена, к которой устремятся жители квартала», в чем его горячо поддержал Вячеслав Ухов. Александра Карпова обеспокоила визуальная экология: «фасады искажают восприятие перспективы, здания словно расширяются кверху, а «танцующие» окна на торцах заставляют сомневаться в устойчивости зданий». Евгений Герасимов был «далек от восторгов, но и проблемы никакой не увидел». По его словам, «проект прагматичный и отражает все реалии нашей жизни, отвечая на запрос времени: продолжать расселять людей в отдельные квартиры тем или иным способом. Искусственно делать его игривым не стоит».
Жилой комплекс «Маршала Казакова,21»
© Паритет Групп

Владимир Григорьев подвел итог: «комплекс действительно крайне прагматичен и отражает реалии времени. Но простота оказалась пугающей для авторов, и они не довели этот примитивизм до звона. Шаг в сторону украшения фасадов – это попытка замаскировать слона в кустах, то есть впечатляющие по своей композиции лапидарные формы. Стоило меньше изобретать и больше вспоминать: Леонида Павлова, Георгина Кандилиса, Ле Корбюзье».

Подробнее о проекте ->

***

После заседания Евгений Герасимов привлек внимание коллег к сносу Конструкторского бюро специального машиностроения на Лесном проспекте: «Не нужно говорить, сколько Григорий Симонов сделал для Ленинграда. Но я не вижу реакции от Союза архитекторов, нет никакой надежды и на наших градонападающих: их интересует любой сарай или брусчатка до 1917 года, они что-то слышали про конструктивизм, но за сталинскую архитектуру, которая является не меньшим брендом, вступиться некому. Мы не должны быть равнодушны к этому». 

06 Августа 2020

Алёна Кузнецова

Автор текста:

Алёна Кузнецова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Содержание крупнее формы
Музей художественного образования Хуамао близ Нинбо по проекту Алвару Сиза и Карлуша Каштанейра – это компактный темный объем с наполненным светом просторным интерьером.
Пятый элемент
Клубный дом во Всеволожском переулке оперирует сочетанием дорогих фактур камня и металла, погружая их в буйство орнаментики. Дом представляется фантазией на темы театра эпохи модерна и символизма, разновидностью восточной сказки, что парадоксальным образом позволяет ему избежать прямой стилизации и стать отражением одной из сторон современной московской жизни.
Ходить по воде
Благоустройство, которое сделало спальный микрорайон не только комфортным, но и запоминающимся.
Летят перелетные птицы
В Чжухае на южном побережье Китая строится крупный центр искусств по проекту Zaha Hadid Architects: его самая заметная часть, модульный навес, должен напоминать летящих клином перелетных птиц.
Трамплины и патио
Центром усадьбы в Антоновке, спроектированной Романом Леонидовым, стал внутренний двор с перголами, напоминающий хозяину об отдыхе в экзотических странах. Открытые деревянные конструкции подчеркнули устремленные вверх диагонали односкатных крыш.
Башни с талией
Архитекторы Heatherwick Studio спроектировали жилой комплекс 1700 Alberni в Ванкувере – с озелененными балконами и рассчитанными на комфорт пешеходов нижними этажами.
Сложный белый
Спортивный центр на берегу Суздальского озера – редкий пример того, как архитекторы пошли до конца в отстаивании своих идей. Ответом на ограничения участка и пожелания заказчика стала изощренная композиция, уравновешенная чистотой линий и лаконичной отделкой.
Технологии и материалы
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
Сейчас на главной
Дом в доме
Реконструкция крестьянского дома XVIII века на юге Германии: он стал основой для камерной сельской библиотеки. Авторы проекта – Schlicht Lamprecht Architekten.
«Коралловый цветок»
Foster + Partners и девелопер TRSDC разрабатывают масштабный курортный проект на побережье Красного моря в Саудовской Аравии. Об одном из его составляющих, комплексе Coral Bloom, нам рассказали Джерард Эвенден из Foster + Partners и генеральный директор TRSDC Джон Пагано.
Полярная тихоходка
Зимовочный комплекс антарктической станции «Восток» рассчитан на экстремальные климатические условия и психологический комфорт исследователей.
Офис для концентрации идей
​Бюро «Т+Т Architects» спроектировало офис французской ИТ-компании, где сотрудники в любой точке помещения могут обсудить с коллегами или записать на стене новые идеи.
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.