Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

31.10.2019

Опыты для ржавого ожерелья

Лара Копылова

Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.

Благодаря тандему куратора и председателя жюри Сергея Чобана и директора биеннале Наталии Фишман-Бекмамбетовой, вторая молодежная архитектурная биеннале оказалась таким же блестяще организованным и содержательным событием, как и первая. На конкурс было подано 739 заявок, из них отобрали 30 финалистов; по результатам презентаций жюри отобрало 8 победителей.

Главная фишка казанского соревнования – в быстром продвижении молодых архитекторов. Победители первой биеннале, по словам организаторов, получили 12 реальных заказов на проектирование кварталов в Казани и других российских городах. По словам Кристин Файрайз, казанский конкурс – единственная в мире молодежная архитектурная биеннале. В этом году Кристин, родившаяся в 1942 году, куратор и директор многочисленных архинституций, вошла в жюри казанской биеннале и внесла в нее бунтарский дух 1968 года, стиль рок-н-ролла и шика, в чем ее поддержала Наталия Фишман-Бекмамбетова, проводившая награждение в кожаном рок-н-рольном комбинезоне. Также в жюри вошли известные зарубежные архитекторы Михаил Ридайк, Филипп Юань и победители прошлой биеннале Михаил Бейлин и Даниил Никишин из Citizenstudio, Надежда Коренева и Олег Манов.

Защита проектов © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Защита проектов
© предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Защита проектов © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Защита проектов
© предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Защита проектов © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Защита проектов
© предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале

Поскольку конкурс был посвящен реновации промзон, одной из актуальных тем форума, сопровождавшего биеннале, стал подготовленный закон об изъятии бывших промышленных территорий. По словам главы Минстроя Владимира Якушева, предусмотренный в нем механизм изъятия предусматривает выплату владельцу «справедливой цены», а вот «сверхспекулятивные запросы должны регулироваться». Президент Татарстана Рустам Минниханов высказался о владельцах руинированных промзон так: «Эти заводы они или украли или получили бесплатно. Если бы они нормально организовали там работу, не было бы вопросов. Но сегодня это заброшенные территории с нечистотами. Мы не можем спокойно смотреть на это. Эти площадки должны служить городу».
Пленарная сессия © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Пленарная сессия
© предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Министр строительства и ЖКХ РФ Владимир Якушев © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Министр строительства и ЖКХ РФ Владимир Якушев
© предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Директор биеннале, помощник президента Татарстана Наталия Фишман-Бекмамбетова © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Директор биеннале, помощник президента Татарстана Наталия Фишман-Бекмамбетова
© предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Куратор и председатель жюри, архитектор Сергей Чобан © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Куратор и председатель жюри, архитектор Сергей Чобан
© предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Пресс-конференция © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Пресс-конференция
© предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале

Участники конкурса биеннале работали с примерами двух промзон: бывшего завода «Сантехприбор» и пока работающего портового элеватора – обе площадки рассматривались как тестовые, их реальная реконструкция пока не планируется. По словам Сергея Чобана, жюри приветствовало ясные и экономичные решения, ориентированные на потенциального заказчика, и не приветствовало сложные «барочные» сценарии. В конкурсном задании по обеим площадкам было рекомендовано соотношение функций: 30% жилья/коливингов, 30% офисов/коворкингов, 15% гостиниц, 15% соцкультобъектов и 10% торговли. Сохранение руин кирпичных цехов ХIX века, за исключением нескольких специально перечисленных объектов, было отдано на усмотрение архитекторов.
Церемония награждения. Александр Аляев. Золотой приз вручает Кристин Файрайз. © фото редоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Церемония награждения. Александр Аляев. Золотой приз вручает Кристин Файрайз.
© фото редоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Церемония награждения. Творческое объединение «Лето». Золотой приз вручает Филипп Юань. © фото редоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Церемония награждения. Творческое объединение «Лето». Золотой приз вручает Филипп Юань.
© фото редоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Церемония награждения. Сергей Чобан вручает серебряный приз бюро Megabudka © фото редоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Церемония награждения. Сергей Чобан вручает серебряный приз бюро Megabudka
© фото редоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Церемония награждения. КБ11. Серебряный приз вручает Михил Ридайк. © фото редоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Церемония награждения. КБ11. Серебряный приз вручает Михил Ридайк.
© фото редоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Церемония награждения. Архбюро «Хвоя». Специальное упоминание жюри. Вручает Олег Манов. © фото редоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Церемония награждения. Архбюро «Хвоя». Специальное упоминание жюри. Вручает Олег Манов.
© фото редоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Ксения Воробьева получает спецприз правительства Татарстана. © фото редоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Ксения Воробьева получает спецприз правительства Татарстана.
© фото редоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Церемония награждения. Илья Ободовский. Спецприз Минстроя и ЖКХ РФ © фото редоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Церемония награждения. Илья Ободовский. Спецприз Минстроя и ЖКХ РФ
© фото редоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале

Территория завода «Сантехприбор»
Четыре гектара «Сантехприбора» расположен недалеко от центра Казани, в слободе, возникшей после того, как Петр I основал в городе Адмиралтейство. Здесь находились фабрики Алафузовых и другие, собственно «Сантехприбор» появился в 1947 году и застроил всё утилитарными промышленными зданиями, одно из которых закрывает вид на Волгу. Площадка разделена на южный и северный участки улицей Клары Цеткин с оживленным автомобильным движением и узким тротуаром. Конкурсанты должны были сохранить в северной части стену дома Алафузовых, имеющую статус памятника, и паркетную фабрику Локке начала ХХ века – в южной.

Золото. Александр Аляев, Москва. Главное в проекте – создание новой транспортно-пешеходной оси, связывающей участок с Волгой и с соседним районом. Северный длинный кусок Александр Аляев делит на два квартала, между ними как раз и пройдет ось, а квартал будет преимущественно жилым, дома в 4-6 этажей, с деревянной отделкой. Руины исторических корпусов сохраняются, в них встраиваются здания с общественной функцией, между ними оставлены пустоты, чтобы подчеркнуть исторические аркады. Дом Алафузовых восстанавливается. В южной части устраивается креативно-производственный кластер. Фасады офисов в отличие от жилья отделываются металлом. В оформлении общественных пространств ярко-желтые МАФы напоминают о промышленном наследии. Кроме того, Александр Аляев предложил поэтапную стратегию развития территории. По формулировке жюри, это «проект, сочетающий в себе тонкий подход к существующему пространству и вдумчивое выстраивание новых сценариев жизни в нем, формирующий новый язык для ведения диалога наследия, памяти места и современной архитектуры».
Александр Аляев. Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани. © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
Александр Аляев. Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
© предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
Александр Аляев. Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани. © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
Александр Аляев. Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
© предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
Александр Аляев. Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани. © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
Александр Аляев. Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
© предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
Александр Аляев. Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани. © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
Александр Аляев. Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
© предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
Александр Аляев. Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани. © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
Александр Аляев. Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
© предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
Александр Аляев. Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани. © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
Александр Аляев. Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
© предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
Александр Аляев. Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани. © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
Александр Аляев. Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
© предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
Александр Аляев. Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани. © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
Александр Аляев. Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
© предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
Александр Аляев. Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани. © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
Александр Аляев. Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
© предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
Александр Аляев. Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани. © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
Александр Аляев. Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
© предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
Александр Аляев. Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани. © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
Александр Аляев. Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
© предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале

Серебро. КБ 11, Уфа. Неожиданный проект в стиле трэш и одновременно экологичный памятник нашей эпохе мусора. Часть северного куска решается как общественное пространство, рельеф которого складывается на основе законсервированного производственного мусора. Границы площади обозначены колоннами и водоемами. Через площадь идет тропа, повторяющая естественно сложившуюся. Пространство индустриальных руин а ля «Сталкер» смягчают стеклянные оранжереи и лайт-боксы, движущиеся по вертикальным рельсам. Днем в них можно отдохнуть на уровне земли, а вечером они поднимаются и освещают пространство. В южной части использованы яркие цвета и суперграфика, типичные для творческих кластеров в бывших промзонах. По словам жюри, приз вручили за «оригинальный и решительный подход к преобразованию промзоны <...> обладающий огромным потенциалом дальнейшего развития территории».
КБ11. Проект ревитализации бывшего завода «Сантехприбор» в Казани © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
КБ11. Проект ревитализации бывшего завода «Сантехприбор» в Казани
© предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
КБ11. Проект ревитализации бывшего завода «Сантехприбор» в Казани © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
КБ11. Проект ревитализации бывшего завода «Сантехприбор» в Казани
© предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
КБ11. Проект ревитализации бывшего завода «Сантехприбор» в Казани © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
КБ11. Проект ревитализации бывшего завода «Сантехприбор» в Казани
© предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
КБ11. Проект ревитализации бывшего завода «Сантехприбор» в Казани © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
КБ11. Проект ревитализации бывшего завода «Сантехприбор» в Казани
© предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале

Специальное упоминание жюри. Архбюро «Хвоя», Санкт-Петербург. Этот проект был моим фаворитом. Он выделялся уже тем, что, как в песне БГ, все рисуют «красным на сером» (такой нормальный набор для прома: красный кирпич, серый металл), а «Хвоя» – «золотом на голубом». Золотой иконный фон и синее небо – плащ со звездами, как у Фра Анжелико. Даже президент Татарстана, обходя выставку, заметил проект и обратил внимание Сергея Чобана на него. Партнер бюро Георгий Снежкин сказал, что архитекторы «Хвои» расстроились, когда не вытянули по жребию портовый элеватор, потому что «ведь это собор на мысу». Но и в «Сантехприборе», как оказалось, не меньше поэзии. Руины кирпичного цеха, которые тянутся вдоль улицы, сохраняются как руины и превращаются в транзитный сад – буферное пространство между шумной дорогой и жилыми кварталами. В этой руинированной стене заметны торцы утраченных поперечных корпусов. Торцы с фронтонами становятся порталами для новых поперечных улиц. В северной части образуются три жилых квартала как бы доиндустриального характера, нанизанные на продольную ось. На этой оси, в центре среднего квартала расположена площадь с трубой-«колокольней», метафорически собор маячит и здесь. На площади предполагается термальный бассейн, а зимой – каток. В южной части расположен грубый советский пром, у которого, по словам авторов, «чудовищная внешность, но слоновий запас по конструктиву», – значит, надо убрать оболочку и вставить новое в каркас. Там концепция помещает light industrial кластер – мастерские, соединяющие чистую часть производства, склад и шоу-рум. Вся застройка имеет модульную структуру.
Архбюро «Хвоя». Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани. © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
Архбюро «Хвоя». Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
© предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
Архбюро «Хвоя». Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани. © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
Архбюро «Хвоя». Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
© предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
Архбюро «Хвоя». Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани. © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
Архбюро «Хвоя». Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
© предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
Архбюро «Хвоя». Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани. © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
Архбюро «Хвоя». Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
© предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
Архбюро «Хвоя». Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани. © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
Архбюро «Хвоя». Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
© предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
Архбюро «Хвоя». Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани. © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
Архбюро «Хвоя». Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
© предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале

Спецприз правительства республики Татарстан. Ксения Воробьева, Москва. Был вручен за «тактичное и предельно внимательное отношение к истории участка и всех существующих на нем строений». Проект очень дотошный. Как и Александр Аляев, Ксения Воробьева разделила процесс ревитализации на пять этапов. Сначала в бывшем швейном цеху создается штаб возрождения всей Адмиралтейской слободы: на территории которой когда-то располагались достопримечательности вроде сада Тиволи или Дудоровского сада и многие другие. В штабе размещаются коворкинги и офисы. Существующая в углу северной части столовая надстраивается и переделывается в ресторан и кинозал. На втором этапе в кирпичном промздании, выходящем на улицу Клары Цеткин, создается коливинг. На третьем – в советском промкорпусе появляются офисы. И так далее. Стилистически проект сочетает традиционные кирпичные фасады с контрастными стеклянно-металлическими надстройками. Новые строения решены в модернистском ключе.
Ксения Воробьева. Проект ревитализации бывшего завода «Сантехприбор» в Казани © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Ксения Воробьева. Проект ревитализации бывшего завода «Сантехприбор» в Казани
© предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Ксения Воробьева. Проект ревитализации бывшего завода «Сантехприбор» в Казани © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Ксения Воробьева. Проект ревитализации бывшего завода «Сантехприбор» в Казани
© предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Ксения Воробьева. Проект ревитализации бывшего завода «Сантехприбор» в Казани © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Ксения Воробьева. Проект ревитализации бывшего завода «Сантехприбор» в Казани
© предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Ксения Воробьева. Проект ревитализации бывшего завода «Сантехприбор» в Казани © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Ксения Воробьева. Проект ревитализации бывшего завода «Сантехприбор» в Казани
© предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Ксения Воробьева. Проект ревитализации бывшего завода «Сантехприбор» в Казани © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Ксения Воробьева. Проект ревитализации бывшего завода «Сантехприбор» в Казани
© предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале

Портовый элеватор
Портовый элеватор на мысу северной косы – совершенно мистическое сооружение 30-метровой высоты на фоне апокалиптических волжских закатов. Он построен в 1950-х, был одним из самых больших в России, считался стратегическим объектом, но сейчас имеет частного владельца. Там до сих пор работает 90 человек. Ясно, что у этого места при слиянии рек Волги и Казанки огромный потенциал для развития. В соответствии с генпланом порт должен быть выведен за пределы Казани, в 2017 году город перевел земли из коммунально-складской зоны в многофункциональную. Конкурсантам рекомендовали, кроме функциональной программы, соблюдать высотность не более 10 этажей, хотя формально ограничений нет, так как участок находится вне исторического поселения Казань.

«Золото». Творческое объединение «Лето», Москва. Архитекторы Дмитрий Приходько и Павел Култышев увидели в элеваторе градостроительное значение, подобное месту собора в средневековом городе. Из этого родилась идея пяти площадей. Вокруг элеватора, который сохраняется почти без изменений как объект промышленного наследия, образуются четыре площади разного назначения: водная, научная, спортивная и городская. Последняя самая главная, потому что на нее выходит в музей. Пятая площадь – это общественное пространство на крыше элеватора. А над ним на ножках расположены несколько легких и прозрачных этажей гостиницы с видами на Волгу и город. Внутри самого элеватора вырезан атриум для освещения, создающий драматическое пространство с аллюзией на готику. В элеваторе предполагаются образовательно-культурные учреждения. Жюри очень понравилось в этом проекте то, что внешний вид элеватора почти не меняется, а вокруг образуется 4-5-этажный европейский город: «задачи ревитализации решены на всех уровнях городской среды – от градостроительного до тектоники самого элеватора».
Творческое объединение «Лето» (Павел Култышев и Дмитрий Приходько). Проект ревитализации портового элеватора в Казани. © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Творческое объединение «Лето» (Павел Култышев и Дмитрий Приходько). Проект ревитализации портового элеватора в Казани.
© предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Творческое объединение «Лето». Проект ревитализации портового элеватора в Казани. © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Творческое объединение «Лето». Проект ревитализации портового элеватора в Казани.
© предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Творческое объединение «Лето». Проект ревитализации портового элеватора в Казани. © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Творческое объединение «Лето». Проект ревитализации портового элеватора в Казани.
© предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Творческое объединение «Лето». Проект ревитализации портового элеватора в Казани. © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Творческое объединение «Лето». Проект ревитализации портового элеватора в Казани.
© предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Творческое объединение «Лето». Проект ревитализации портового элеватора в Казани. © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Творческое объединение «Лето». Проект ревитализации портового элеватора в Казани.
© предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Творческое объединение «Лето». Проект ревитализации портового элеватора в Казани. © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Творческое объединение «Лето». Проект ревитализации портового элеватора в Казани.
© предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Творческое объединение «Лето». Проект ревитализации портового элеватора в Казани. © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Творческое объединение «Лето». Проект ревитализации портового элеватора в Казани.
© предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Творческое объединение «Лето». Проект ревитализации портового элеватора в Казани. © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Творческое объединение «Лето». Проект ревитализации портового элеватора в Казани.
© предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Творческое объединение «Лето». Проект ревитализации портового элеватора в Казани. © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Творческое объединение «Лето». Проект ревитализации портового элеватора в Казани.
© предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Творческое объединение «Лето» (Павел Култышев и Дмитрий Приходько). Проект ревитализации портового элеватора в Казани. © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Творческое объединение «Лето» (Павел Култышев и Дмитрий Приходько). Проект ревитализации портового элеватора в Казани.
© предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале

«Серебро». Megabudka, Москва. Архитекторы предлагают снести на мысу все, кроме элеватора, и разбить зеленую набережную по периметру, которая, кроме прочих бонусов, свяжет территорию с городом. На самом мысу устраивается тоже парк, то есть пространство вокруг элеватора превращается в рекреационную зону. Но поскольку купаться на месте бывшего порта первое время будет нельзя, на пришвартованной старой барже организуется бассейн. Образ элеватора в целом сохранен, но внешние цилиндрические силосы элеватора прорезаются высокими арками, а внутри вырезается атриум. Предполагается оставить рельсы и грузовые вагоны как память о промзоне, но в вагонах размещаются новые функции: кафе и буккроссинг. Жюри приглянулось «убедительное соотношение монументального масштаба преобразованного элеватора и крупного паркового пространства, обращенного к воде».
Megabudka. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Megabudka. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани
© предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Megabudka. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Megabudka. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани
© предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Megabudka. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Megabudka. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани
© предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Megabudka. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Megabudka. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани
© предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Megabudka. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Megabudka. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани
© предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Megabudka. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Megabudka. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани
© предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале

Специальное упоминание жюри. Азат Ахмадуллин, Уфа. Этот проект был отмечен за «максимально тактичное приспособление здания под современные функции и символическое переосмысление образа зернохранилища в решениях генерального плана». Автор минимально вторгается в образ элеватора, вырезая в нем лишь иллюминаторы для освещения. Общий стилобат элеватора становится общественной зоной, окруженной открытой галереей, в которой расположены кафе и выставки. Вокруг элеватора строятся урбан-виллы и таунхаусы, а в надсилосной башне помещаются коливинги.
Азат Ахмадуллин. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Азат Ахмадуллин. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани
© предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Азат Ахмадуллин. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Азат Ахмадуллин. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани
© предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Азат Ахмадуллин. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Азат Ахмадуллин. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани
© предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Азат Ахмадуллин. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Азат Ахмадуллин. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани
© предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале

Спецприз Министерства строительства и ЖКХ РФ. Илья Ободовский, Симферополь. В проекте Ильи элеватор выглядит как многоэтажный жилой дом. Подсилосную часть автор сделал прозрачной, цилиндры срезаны в форме театрального занавеса, чтобы создать виды на Волгу. А все корпуса элеватора выкрашены в бордовый цвет. По продольной оси разбит бульвар. Вокруг элеватора образовано общественное пространство с жильем, офисами и яхт-клубами. Формулировка жюри: «Виртуозный симбиоз прагматичности и театральности в переосмыслении структуры и роли здания Портового элеватора в ландшафте города Казани».
Илья Ободовский. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани. © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Илья Ободовский. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани.
© предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Илья Ободовский. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани. © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Илья Ободовский. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани.
© предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Илья Ободовский. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани. © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Илья Ободовский. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани.
© предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Илья Ободовский. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани. © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
Илья Ободовский. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани.
© предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале