Новые умные. Метамодернизм, суперэклектика и реконструктивизм

В Санкт-Петербурге на Севкабеле состоялась выставка молодых российских архитекторов – лауреатов премии ПроМоАрхДиз, а также дискуссия на тему «отцов и детей», продолженная в плавании на Архиботике. Куратор – главред Project Baltia Владимир Фролов. Размышляем о новом поколении и о том, что у нас сейчас.

mainImg
Конкурс ПроМоАрхДиз («Проекты молодых архитекторов и дизайнеров») проведен в этом году впервые журналом «Проект Балтия» при поддержке Французского Института в Санкт-Петербурге. В нем участвовали со своими портфолио архитекторы из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и Тель-Авива. Образцом и моделью для русского конкурса стал французский AJAP (Albums des jeunes architectes et paisagistes). Это тоже соревнование по портфолио, премия, вручаемая 20 молодым архбюро, учрежденная Министерстом культуры Франции для продвижения профессионалов до 35 лет. У конкурса было несколько этапов, подробности см. здесь, петербургские события – один из них.

В дискуссии на Севкабеле со стороны «отцов» выступили преподаватели Сергей Малахов и Евгения Репина, которые критиковали молодых за отсутствие критического мышления и конформизм. Со стороны «детей» выступили лауреаты конкурса «ПроМоАрхДиз». Если суммировать, проблемы молодых архитекторов всегда примерно одни и те же: трудность встраивания во взрослую жизнь, получения серьезных проектов, реализации имеющихся, отсутствие социальных лифтов, когда даже после победы в конкурсе ничего не происходит в карьере. Последнее в большей степени касается России. Во Франции, напротив, конкурс является реальным способом заявить о себе и получить заказ, что и демонстрирует конкурс AJAP. Что касается высказываний молодых архитекторов о своем кредо, они не очень информативны. Многие из них склонны к контекстуальности и реконструктивизму в духе современной толерантности. Но этим их идеи не исчерпываются. Гораздо интереснее смотреть на сами проекты.

Проекты десяти лауреатов конкурса ПроМоАрхДиз, представленные в атмосферном кирпичном лофте Севкабеля, дают повод для размышлений. Позволю себе пестрые заметки архитектурного критика. В целом впечатления от увиденного и услышанного хорошие. Питер – пространство смысла. Здесь нет ощущения модной конъюнктуры, здесь делают, что хотят, никому не подражают, проекты молодых архитекторов напомнили мне бумажников, поскольку многие из них – многослойные фантазии, а не реальные кейсы, хотя такие тоже есть, и многослойность в них сохраняется. Как говорил незабвенный профессор искусствоведения Михаил Алленов «Всё это мило, даже с мыслями».

Кстати, и названия молодых бюро – остроумные, говорящие. KATARSIS Architects – как вам? Или PapaUrban? Или творческое объединение «Ах!Ох!Ух!», где, по словам авторов, Ах! – красота мира, Ох! – состояние современной архитектуры, Ух! – восприятие будущего.

KATARSIS выиграл первое место. Сам факт, что молодые архитекторы знают это слово, обнадеживает. Значит, кто-то помнит еще о композиции, кульминации, красоте, что и подтвердил в разговоре со мной партнер бюро Петр Советников. KATARSIS создал для фестиваля в Гатчинском парке павильон-инсталляцию: поэтичное звездное небо над красным театральным занавесом и фигура над зеркалом пруда – это уже почти Серебряный век, реминисценции Бенуа. Или кинотеатр на пляже в виде гигантской прозрачной белой шляпы со шлейфом – под звездным небом, разумеется. И фильм смотрят не только лежащие на песке, но и звезды, сверху. Вообще, слово «поэтичность» вспоминалось не однажды. Вращающаяся триумфальная арка из фанеры, при всей ироничности, помнит о триумфе (конкурс «Мобильный обелиск» для Севкабеля»), форма содержит память своих употреблений. Еще у KATARSIS есть предложение для конкурса петербургских фасадов с осмыслением – в несколько суховатой манере – советского ленинградского ар деко с почти винкельмановскими определениями «композиционная ясность и спокойное достоинство» (у Винкельмана были «благородная простота и спокойное величие»).
Дискуссия в АРХКЛУБЕ MATERIA, в общественно-деловом пространстве «Севкабель» на презентации выставки лауреатов премии ПроМоАрхДиз и премии AJAP.
Фотография © Лара Копылова
Проект для фестиваля «Ночь света. Отражения» в Гатчинском парке. 2019
KATARSIS Architects. Петр Советников, Вера Степанская

Настасья Иванова заняла второе место с ностальгическим проектом, отметившим деревянными крыльями остатки изб заброшенной деревни с прошлогоднего фестиваля Древолюция под Чухломой.
Над исчезнувшей, полурастворенной избой возникает деревянные крылья, инверсия пресловутой скатной кровли, как будто душа дома готовится к полету.
(Название проекта: «Дом порос», команда АПИЛ ПИЛА, авторы Ксения Дудина, Настасья Иванова, Дмитрий Мухин – Санкт-Петербург; Ян Посадский, Воронеж).

Другой проект той же команды с того же фестиваля, показанный Настасьей, называется «Над»: домик в лесу на вершине дерева, где живет счастье. Чтобы туда попасть, надо раскачаться на качелях, оттолкнуться и полететь.
«Дом порос» для фестиваля «Древолюция».
Настасья Иванова в соавторстве с Ксенией Дудиной, Дмитрием Мухиной и Яной Посадской

Тема природы – главная и в проекте Творческого объединения «Города». Павильон «Барилла» известного итальянского бренда окружен пшеничным полем, которое становится камертоном и частью архитектурного замысла. Сюжет демонстрационного павильона – приготовление пасты, путь от поля к тарелке. Пшеница, в которую буквально погружена архитектура, – это красивый, архетипический образ. Вспомним, как символично выглядело гречишное поле вокруг деревянной ротонды Александра Бродского в Николо-Ленивце, но здесь противопоставления архитектуры и природы совсем не осталось.
Павильон компании «Барилла».
Творческое объединение «Города»

Архитекторы бюро «Мегабудка», занявшие третье место, предложили любопытную интерпретацию опасной русской темы. «Новый русский город» – это многократно повторенные закомары. Этот прием – повторения аккорда или мелодического паттерна – используют минималисты в музыке. Его же разрабатывал со студентами Питер Айзенман, когда классический портик растягивался в бесконечную колоннаду, а колоннады умножались в нескольких ярусах и, так сказать, нагнетались до исчезновения понимания, что это такое и откуда произошло. Закомары, выстроившиеся в длинный ряд, с золотой театральной коробкой на заднем плане создают выразительный образ с оттенками древнерусской архитектуры и ар деко, переосмысленной в минималистическом ключе. Это, на мой взгляд, гораздо лучше, чем фантазии на храмовую тему в конкурсе на Русский культурно-духовный центр в Париже.
«Новый русский город». Концепция для частного заказчика.
Мегабудка

Вообще, религиозная тема встречается несколько раз в нейтральной, безоценочной подаче. Например, творческое объединение «ПапаУрбан» сделали проект супер-кампуса для многострадального петербургского острова Тучков Буян (конкурс РБК). Князь-Владимирский собор прекрасно сочетается с ландшафтным Тучковым парком типа Зарядья с перфорированными, матричными, «умными», дорожками и стенками. Это образ согласия в городе (а, может быть, ответ на острое противостояние между любителями скейтбордов и храмоздателями в Екатеринбурге, случившееся этой весной?). Тут старое и новое преспокойно уживаются. Конечно, это существующий храм, памятник и доминанта, вид на которую специально открыт с помощью визуального коридора. Но все равно в целом получается Old and New, диалог сил: Бога, человека, природы и техники.
Проект «Тучков парк» для форсайта РБК «Санкт-Петербург как суперкампус»
«ПапаУрбан». Ксения Веретенникова и Павел Фролёнок в соавторстве с Даниилом Веретенниковым, Екатериной Дадыкиной, Юлией Дрозд, Валерией Кочетовой, Дарьей Сергеевой, Евгением Танаисовым, Никитой Тимониным, Ксенией Тяжковой, Валерией Шеймухометовой и Арсени

Отчего идет такая толерантность к религии, сказать сложно. Глеб Галкин предпочитает искать не среди временных трендов, а обращаться к вечным внутренним ценностям. Проект «Святая земля» посвящен древнему иудейскому храму, переосмысленному в современном духе как пространство свободы выбора. Вообще это спокойное отношение молодых, что к назорейскому монашеству, что к искусственному интеллекту (с которым мы обязательно будем сотрудничать и дружить) радует.
zooming
Проект «Святая земля». «Храм-лабиринт, который должен предоставлять человеку свободу в выборе направления движения»
Глеб Галкин

Работа в стиле персидской миниатюры «Большой Париж Нигера» Анны Андроновой из бюро Ах!Ох!Ух!, изображающая верблюдов вокруг Эйфелевой башни и что-то вроде Нотр-Дама с минаретом, – попытка затормозить миграцию посредством построения Другого Парижа для на путях движения народов. Но если не знать, что это клон французской столицы, это выглядит как исламское будущее старого Парижа, где выросли тропические леса из-за глобального потепления. Возможна аллюзия на скандальный роман Уэльбека «Покорность», но без его цинизма. Контраст ювелирной красоты и сомнительности самого события впечатляет. Кстати, жанр фантастики для молодых архитекторов понятен и органичен. Размышлениям об Ух!-будущем они предаются с интересом и без фобий.
«Большой Париж Нигера»
«Ах!Ох!Ух!». Анна Андронова
Проект приюта для бездомных животных. Конкурс КБ «Стрелка»
Prostor collective. Антон Архипов, Даша Герасимова, Григорий Цебренко
zooming
Nike Air Box в Парке Горького. Спортивный центр 1-е место в закрытом конкурсе
Александр Аляев Совместно с бюро KOSMOS и Strelka Architects


Заметна не зашоренность поколения «детей», отсутствие догматизма, узкой партийности. Они черпают из разных искусств, эпох и стилей, но при этом остаются в границах хорошего вкуса, без постмодернизма и грубой иронии. Они не боятся традиции, они хотят смысла. По идее они должны быть метамодернистами, как реперша Монеточка, которая меланхолично зовет блогеров идти на завод (кстати, нынешний интерес архитекторов к реконструкции промзон – что это как не хождение на завод?). Годится ли метамодернизм как определение деятельности молодых архитекторов? И если это не метамодернизм, то что?

Вообще метамодернизм был обоснован в статье Тимотеуса Вермюлена и Робина ван ден Аккера. Его основные признаки: балансирование между модернистским энтузиазмом и постмодернистской иронией, неоромантический поворот, который авторы видят в архитектуре Херцога и де Мерона и в инсталляциях Баса Яна Адера. Писатель Дмитрий Быков, который выражается емко и образно, усматривает в метамодернистах, прежде всего, в коллеге Дэвиде Фостере Уоллесе, установку на совершенство романтического героя и его контрадикцию с толпой, на новых умных, на новую серьезность. И настаивает, что это продолжение модернизма, насильственно прерванного в 1920-х. В этом смысле абсолютно не случайно обращение одного из бюро MAYAK к образу главного модерниста Маяковского. Попытка выразить в архитектуре свойственные поэту мощь и ранимость.
Mayakovskiy art-allegory для конкурса ICARCH. Художественное выражение противоречивого образа Маяковского
MAYAK


Что касается разговоров с бокалом на Архиботике, то они были душевные. Архиботик вышел из Севкабеля, прокатился по набережным Невы и пристал к Дворцовой площади. На фоне великой архитектуры поднимали тосты за здравие журнала «Проект Балтия», которому исполнилось 12 лет – серьезный адолессансный возраст. Профессор Петербургской Академии Художеств Александр Степанов прочел мини-лекцию про искусство ансамбля, которому посвящен презентуемый номер «Проект Балтия» 04/18 – 01/19. 

Что у нас сейчас?
Мне представляется важным отреагировать на программную статью Владимира Фролова в этом номере. Главный редактор заявляет, что у нас сейчас в архитектуре «суперэклектика», включающая в себя все предыдущие стили, в том числе авангардные ХХ и ХХI века. Это вроде противоречит метамодернизму с его неоромантизмом. С другой стороны, историческая эклектика, несмотря на свои «дряблые телеса», соответствовала как раз романтизму в живописи и музыке. Само по себе слово «суперэклектика» беспроигрышно, оно может включить в себя все, подобно тому, как капитализм может принять любые явления и сделать их частью рынка. Это свойство капиталистической культуры описано у Бориса Гройса, напоминает Владимир Фролов. Наступление суперэклектики он объясняет в том числе развитием точных технологий, способных создать любую форму – как сложную параметрическую оболочку, так и весьма сложную ордерную деталь. В статье много тонких соображений, интересующихся отсылаем к тексту. Мне представляется, что в слове «суперэклектика» нет энергии, оно не ухватывает особенность момента. Романтизм и героическое преодоление – это не для всех, но эта тенденция в проектах молодых существует. Странно только, что среди лауреатов конкурса не оказалось Степана Липгарта, который как раз тему героического нео-ар-деко проводит очень последовательно – в петербургском ансамбле «Ренессанс» на ул. Дыбенко, в квартале на Васильевском острове и других проектах.

Мне нравится слово «реконструктивизм». Оно промелькнуло в статье Вермюлена и Аккера как характерная черта метамодернизма, как противоположность деконструктивизму. Действительно, сколько можно декоструировать и осмеивать? Давайте уже созидать что-нибудь! Реконструктивизм объединяет в себе интерес к традиции, которую новое поколение в отличие от предыдущего не отодвигает с почтением, а черпает из нее со спокойным интересом. Реконструктивизм содержит в себе и конструктивизм, то есть завоевания модернизма ХХ века. Реконструктивизм может быть понят буквально – как бум реконструкций промзон, относительно которого, при условии бережного восстановления старых зданий, у общества есть консенсус. Реконструктивизм – это и новое открытие города в урбанистическом буме. Реконструктивизм можно даже обратить к экологической тематике, так как реконструкция природы – это, в общем, возрождение ее там, где она была убита человеком.

Таким образом, у нас есть три термина-кандидата для описания наличной ситуации: метамодернизм, суперэклектика и реконструктивизм. Читателю решать, какой больше подходит.

P.S.: Произведения французских архитекторов и ландшафтных дизайнеров, показанные на выставке AJAP (jeunes architects et paisagists) связаны с реальными заказами. Они визуально убедительны, отмечены гражданской и экологической сознательностью, контекстуальны и социально ответственны. Вот несколько примеров.
Рыбацкая деревня в Бонифачо с ангарами для лодок и пространством для торговли рыбой (интеграция рыбаков в местное сообщество).
Martines Barat Lafore Architectes
Рыбацкая деревня в Бонифачо с ангарами для лодок и пространством для торговли рыбой (интеграция рыбаков в местное сообщество)
Martines Barat Lafore Architectes
Рыбацкая деревня в Бонифачо с ангарами для лодок и пространством для торговли рыбой (интеграция рыбаков в местное сообщество)
Martines Barat Lafore Architectes
Создание мэрии и общественного пространства из бывшей почты в Сент-Анастази
Antoine Dufour Architectes
Создание мэрии и общественного пространства из бывшей почты в Сент-Анастази.
Antoine Dufour Architectes

 

24 Июля 2019

Похожие статьи
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
НИИФИЛ <аретова>
Борис Бернаскони в ММОМА показывает, как устаревшее слово НИИ делает куратора по-настоящему главным на выставке, как подчинить живопись архитектуре и еще рассказывает, что творчество – это только придумывание нового. Разбираемся в масштабе новаций.
Константинов: путь к архитектуре
До 26 мая включительно не поздно успеть на распределенную по двум площадкам выставку Александра Константинова, доктора математики и художника-концептуалиста, автора объектов, причем очень крупных, городского и ландшафтного масштаба. Выставка – в Западном крыле ГТГ, два восстановленных объекта – в ГЭС-2. Автор экспозиции в ГТГ – Евгений Асс.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.