08.09.2017

Поиск героя

В галерее на Шаболовке до 10 сентября открыта выставка «Степан Липгарт. Семнадцатая утопия. Архитектурные проекты 2007 – 2017».

информация:

Выставка «Степан Липгарт. Семнадцатая утопия. Архитектурные проекты 2007 – 2017» / фотография © Григорий Матвеев
Выставка «Степан Липгарт. Семнадцатая утопия. Архитектурные проекты 2007 – 2017» / фотография © Григорий Матвеевоткрыть большое изображение

Произведения, представленные на выставке, поражают пластической одаренностью автора и наличием у него оригинальных идей, что в современной архитектуре случается, на мой взгляд, не то чтобы часто.

Архитектору Степану Липгарту 33 года. Он заявил о себе и своих идеях 11 лет назад, создав группу «Дети Иофана». Многие помнят работы группы на выставках АрхМоскве и фестивалю «Города». И по инсталляции «Танк «Цветы павшим»» на Винзаводе (ставшей лауреатом премии Архиwood) – довольно пронзительной, потому что живые цветы в виде колесиков на танковых гусеницах – это такое не слабое memento mori. Вообще же темы столкновения машинного с традиционным, живым и рукотворным, сверхчеловеческой героики и страсти Липгарту кажутся близкими и важными для наших дней и будущего. Отсюда его интерес к архитекторам советского ар деко (да простит меня куратор выставки Александра Селиванова, которая настаивает на термине постконструктивизм).
Проект благоустройства и реконструкции территории парка. Нескучный сад. Эстрада
2011-2012 гг. Компьютерная графика
Не осуществлен. Заказчик: группа компаний Bosco © Степан Липгарт
Проект благоустройства и реконструкции территории парка. Нескучный сад. Эстрада 2011-2012 гг. Компьютерная графика Не осуществлен. Заказчик: группа компаний Bosco © Степан Липгартоткрыть большое изображение
Проект благоустройства и реконструкции территории парка Нескучный сад. Оранжерея
2011-2012 гг. Компьютерная графика. 
Не осуществлен. Заказчик: группа компаний Bosco © Степан Липгарт
Проект благоустройства и реконструкции территории парка Нескучный сад. Оранжерея 2011-2012 гг. Компьютерная графика. Не осуществлен. Заказчик: группа компаний Bosco © Степан Липгартоткрыть большое изображение
«Финляндский вокзал». 2014 г. Компьютерная графика. Бумажный проект © Степан Липгарт
«Финляндский вокзал». 2014 г. Компьютерная графика. Бумажный проект © Степан Липгартоткрыть большое изображение
«Триумфальная Арка»,
2012-2014 гг. Компьютерная графика. Бумажный проект © Степан Липгарт
«Триумфальная Арка», 2012-2014 гг. Компьютерная графика. Бумажный проект © Степан Липгартоткрыть большое изображение
Проект жилого комплекса «Ренессанс» на улице Дыбенко, Санкт-Петербург,
с 2015 г. Компьютерная графика. Строится
Заказчик: инвестиционно-строительный холдинг AAG © Степан Липгарт
Проект жилого комплекса «Ренессанс» на улице Дыбенко, Санкт-Петербург, с 2015 г. Компьютерная графика. Строится Заказчик: инвестиционно-строительный холдинг AAG © Степан Липгартоткрыть большое изображение

За 10 лет Степан Липгарт многое успел. На выставке представлены как бумажные проекты (компьютерная графика и видео), так и проекты построек, которые в данный момент реализуются (дом «Ренессанс» на ул. Дыбенко в Санкт-Петербурге, дом в Опалихе-3 под Москвой, швейная фабрика для Bosco и др.). Меня больше всего впечатлила серия «У реактора». Соединение антропоморфности и сетки, видоизмененного ордера и стекла дает какие-то феерические образы. Сам архитектор говорит, что это личное посвящение, волнообразные мотивы на фасаде воплощают образ атомного реактора как силы, согревающей этот мир, но и грозящей его уничтожить. В этой энергии есть сходство с человеческой страстью. Станция подобна храму, и тема обожествления машины здесь тоже присутствует.
Серия «У реактора»,
2014 г. Компьютерная графика. Бумажный проект © Степан Липгарт
Серия «У реактора», 2014 г. Компьютерная графика. Бумажный проект © Степан Липгартоткрыть большое изображение
Серия «У реактора», 2014 г. Компьютерная графика. Бумажный проект © Степан Липгарт
Серия «У реактора», 2014 г. Компьютерная графика. Бумажный проект © Степан Липгартоткрыть большое изображение

Соединение ордера и стекла, которое кажется мне перспективным для будущей архитектуры, есть и в реализованном доме, точнее фасаде дома, в традиционном городе Опалиха-3. Этот проект Степану Лигарту любезно предоставил сделать архитектор Максим Атаянц, автор концепции Опалихи-3 и большей части архитектуры в ней. Большая поверхность стеклянной сетки с изящным рисунком и ордерная артикуляция фасада – это, на мой взгляд, то, что надо. (Близкие мотивы можно найти в доме художников на Масловке, но у Липгарта своя индивидуальная пластика, отягощенная рустами и машинными мотивами (!) в карнизах). Стекло дает много света, а ордер отвечает за присутствие человека в художественной системе архитектуры – а это то, что ощущается всеми вне зависимости от образования, и что людям нравится. Что делает фасад дома привлекательным и дружелюбным на уровне взгляда пешехода, на eye-walking уровне. Именно здания с такими качествами способны создавать город.
Концепция фасадных решений жилого дома в рамках проекта Архитектурной мастерской Атаянца «Опалиха О3», застройщик: Урбан Групп
2014 г. Компьютерная графика. Осуществлён © Степан Липгарт
Концепция фасадных решений жилого дома в рамках проекта Архитектурной мастерской Атаянца «Опалиха О3», застройщик: Урбан Групп 2014 г. Компьютерная графика. Осуществлён © Степан Липгартоткрыть большое изображение

Селим Омарович Хан-Магомедов на правах посланца пророка1 заявлял, что будущее развитие архитектуры – это соединение и взаимоопыление двух супер-стилей: классики и модернизма. Которое состоялось в 1930-х, но не докручено и вполне может опять возникнуть. И вот напророчил. Как многие до меня, спросила Степана, почему 1930-е? Он рассказал, что все началось с лекции Тома Мэйна из группы Morphosis, которую Липгарт посетил, будучи студентом третьего курса МАРХИ. «В его речи многое было посвящено технологиям, но ни разу не прозвучало ничего об отношении к человеку, и на вопрос об этом отношении он не ответил. И я понял, что мне не нравится модернизм». Степана, по его словам, интересуют не преодоленные противоречия, свойственные русской культуре и истории, проявившиеся в 1930-х особенно сильно. Столкновение машинного с традиционным и рукотворным. Линия героической петербургской архитектуры, воплощенная как в ар-деко Левинсона и Троцкого, так и в мрачной архаике Белогруда и Бубыря, и еще раньше в арке Генштаба и памятнике Петру. Линия отягощенного порыва, преодоления, связанная с природой города, который подвергался несколько раз насильственной европеизации. Причем иногда европеизация оказывалась благом и давала расцвет культуры, обогатившей мир, а иногда приводила к краху, как в русской революции.

Третья работа, которая обратила внимание многих на выставке Степана Липгарта – проекты ардекошных вилл. Некоторые посетители увидели родство с эстетскими парижскими виллами Малле-Стивенса, но Степан утверждает, что его вдохновляли произведения Голосова и Руднева. Ритмичность, музыкальность, устремленность линий, не классический антропоморфизм – это то, что пытался выразить, по его словам, автор. И окончательная формула звучит так: «Заказчик этой виллы должен быть красив».
Проект «Вилла ИТР»,
2011 г. Компьютерная графика. Московская обл., Чеховский р-н. Не осуществлен. Частный заказчик © Степан Липгарт
Проект «Вилла ИТР», 2011 г. Компьютерная графика. Московская обл., Чеховский р-н. Не осуществлен. Частный заказчик © Степан Липгартоткрыть большое изображение
Проект виллы «Pavillon Lecayet»,
2015 г. Компьютерная графика. Московская обл.
Не осуществлен. Частный заказчик © Степан Липгарт
Проект виллы «Pavillon Lecayet», 2015 г. Компьютерная графика. Московская обл. Не осуществлен. Частный заказчик © Степан Липгартоткрыть большое изображение
Проект виллы «Acropolis Litorinum», 
2015 г. Компьютерная графика
Ленинградская область, Выборгский р-н. Не осуществлен. Частный заказчик © Степан Липгарт
Проект виллы «Acropolis Litorinum», 2015 г. Компьютерная графика Ленинградская область, Выборгский р-н. Не осуществлен. Частный заказчик © Степан Липгартоткрыть большое изображение
Проект «Winged Villa»
2016 г. Компьютерная графика. Не осуществлен. Частный заказчик © Степан Липгарт
Проект «Winged Villa» 2016 г. Компьютерная графика. Не осуществлен. Частный заказчик © Степан Липгартоткрыть большое изображение

Наконец, довольно неожиданные бумажные проекты, вдохновленные музыкой Скрябина. Картины света и цвета, объема и пространства, которые возникли от прослушивания поэмы «Прометей», опять же героики и преодоления, воплощены в фантазии с одноименным названием.

В общем, на фоне отсутствия идей в мейнстриме современной российской архитектуры (последние идеи – средовая парадигма и НЭР Гутнова – были в 1980-х – и от них модернистский истеблишмент ушел, но ни к чему новому не пришел, если не считать негласно заимствованного от Крие, Дюани и Зиберк Нового урбанизма, который воплощается – к сожалению, половинчато и лицемерно – в кварталах и mixed use), появление молодого архитектора с четким мировоззрением обнадеживает. Потому что гуманизация архитектуры в эпоху наступления техногенного язычества прямо-таки очень назрела.

В рамках выставки состоялась экскурсия «Постконструктивизм в Москве» и лекция-концерт «Неоклассицизм в музыке ХХ века». 22 сентября выставка «Степан Липгарт. Поиск героя» откроется в Петербурге.
 
[1  вернутья к тексту] Григорий Ревзин рассказывал, что Хан-Магомедова на его родине почитали как посланца пророка. Некий аспирант однажды наблюдал, как группа всадников собралась около дома, где остановился Хан-Магомедов, и когда тот утром вышел на балкон, приветствовала его криками: «Привет тебе, посланец пророка!».
мнение редакции может совпадать,
а может и не совпадать с позицией автора

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Андрей Романов
  • Владимир Ковалёв
  • Сергей Скуратов
  • Полина Воеводина
  • Олег Мединский
  • Игорь Шварцман
  • Юлий Борисов
  • Сергей Труханов
  • Александр Бровкин
  • Зураб Басария
  • Лукаш Качмарчик
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Дмитрий Васильев
  • Илья Машков
  • Александр Асадов
  • Роман Леонидов
  • Олег Шапиро
  • Сергей Кузнецов
  • Александр Скокан
  • Михаил Канунников
  • Станислав Белых
  • Николай Переслегин
  • Карен Сапричян
  • Андрей Гнездилов
  • Магда Кмита
  • Вера Бутко
  • Наталия Шилова
  • Сергей Переслегин
  • Петр Фонфара
  • Арсений Леонович
  • Шимон Матковски
  • Даниил Лоренц
  • Тотан Кузембаев
  • Никита Бирюков
  • Константин Ходнев
  • Никита Токарев
  • Валерий Лукомский
  • Екатерина Грень
  • Сергей  Орешкин
  • Николай Миловидов
  • Александра Кузьмина
  • Магда Чихонь
  • Владимир Биндеман
  • Илья Уткин
  • Всеволод Медведев
  • Левон Айрапетов
  • Алексей Иванов
  • Евгений Герасимов
  • Георгий Трофимов
  • Владимир Плоткин
  • Антон Лукомский
  • Антон Надточий
  • Анатолий Столярчук
  • Дмитрий Ликин
  • Валерия Преображенская
  • Александр Попов
  • Сергей Чобан
  • Наталья Сидорова
  • Екатерина Кузнецова
  • Юлия Тряскина
  • Павел Андреев
  • Олег Карлсон
  • Алексей Гинзбург
  • Андрей Асадов
  • Никита Явейн

Постройки и проекты (новые записи):

  • Результаты исследования в рамках проекта «Идеальный город»
  • Многофункциональный комплекс Match point с апартаментами и спортивной волейбольной ареной
  • Апарт-отель в границах промзоны «ЗИЛ»
  • Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард»
  • Жилой комплекс «Time»
  • Жилой микрорайон в Пушкине
  • Апартамент-отель в Геленджике
  • ТРЦ «Ривьера»
  • Бизнес-центр «Луков, 2»

Технологии:

07.11.2017

Принтеры HP PageWide XL: скорость решает всё

Линейка принтеров HP PageWide XL – это экономия производственных расходов и фантастическая скорость печати строительных чертежей и рекламных баннеров без потери качества изображения.
Компания HP
25.10.2017

Клинкер в нью-йоркском стиле

Облицованный клинкером Hagemeister жилой комплекс 900 Mahler в Амстердаме призван напоминать о нью-йоркских небоскребах 1920-х годов.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
19.10.2017

Практика использования ARCHICAD при проектировании научно-образовательного комплекса в Австралии

Знаковым зданием для программы ARCHICAD 21 стал новый Центр Чарлза Перкинса при Университете Сиднея.
GRAPHISOFT
другие статьи