Поиск героя

В галерее на Шаболовке до 10 сентября открыта выставка «Степан Липгарт. Семнадцатая утопия. Архитектурные проекты 2007 – 2017».

author pht

Автор текста:
Лара Копылова

08 Сентября 2017
mainImg
Произведения, представленные на выставке, поражают пластической одаренностью автора и наличием у него оригинальных идей, что в современной архитектуре случается, на мой взгляд, не то чтобы часто.

Архитектору Степану Липгарту 33 года. Он заявил о себе и своих идеях 11 лет назад, создав группу «Дети Иофана». Многие помнят работы группы на выставках АрхМоскве и фестивалю «Города». И по инсталляции «Танк «Цветы павшим»» на Винзаводе (ставшей лауреатом премии Архиwood) – довольно пронзительной, потому что живые цветы в виде колесиков на танковых гусеницах – это такое не слабое memento mori. Вообще же темы столкновения машинного с традиционным, живым и рукотворным, сверхчеловеческой героики и страсти Липгарту кажутся близкими и важными для наших дней и будущего. Отсюда его интерес к архитекторам советского ар деко (да простит меня куратор выставки Александра Селиванова, которая настаивает на термине постконструктивизм).
Выставка «Степан Липгарт. Семнадцатая утопия. Архитектурные проекты 2007 – 2017» / фотография © Григорий Матвеев
Проект благоустройства и реконструкции территории парка. Нескучный сад. Эстрада 2011-2012 гг. Компьютерная графика Не осуществлен. Заказчик: группа компаний Bosco © Степан Липгарт
Проект благоустройства и реконструкции территории парка Нескучный сад. Оранжерея 2011-2012 гг. Компьютерная графика. Не осуществлен. Заказчик: группа компаний Bosco © Степан Липгарт
«Финляндский вокзал». 2014 г. Компьютерная графика. Бумажный проект © Степан Липгарт
«Триумфальная Арка», 2012-2014 гг. Компьютерная графика. Бумажный проект © Степан Липгарт
Проект жилого комплекса «Ренессанс» на улице Дыбенко, Санкт-Петербург, с 2015 г. Компьютерная графика. Строится Заказчик: инвестиционно-строительный холдинг AAG © Степан Липгарт
За 10 лет Степан Липгарт многое успел. На выставке представлены как бумажные проекты (компьютерная графика и видео), так и проекты построек, которые в данный момент реализуются (дом «Ренессанс» на ул. Дыбенко в Санкт-Петербурге, дом в Опалихе-3 под Москвой, швейная фабрика для Bosco и др.). Меня больше всего впечатлила серия «У реактора». Соединение антропоморфности и сетки, видоизмененного ордера и стекла дает какие-то феерические образы. Сам архитектор говорит, что это личное посвящение, волнообразные мотивы на фасаде воплощают образ атомного реактора как силы, согревающей этот мир, но и грозящей его уничтожить. В этой энергии есть сходство с человеческой страстью. Станция подобна храму, и тема обожествления машины здесь тоже присутствует.
Серия «У реактора», 2014 г. Компьютерная графика. Бумажный проект © Степан Липгарт
Серия «У реактора», 2014 г. Компьютерная графика. Бумажный проект © Степан Липгарт
Соединение ордера и стекла, которое кажется мне перспективным для будущей архитектуры, есть и в реализованном доме, точнее фасаде дома, в традиционном городе Опалиха-3. Этот проект Степану Лигарту любезно предоставил сделать архитектор Максим Атаянц, автор концепции Опалихи-3 и большей части архитектуры в ней. Большая поверхность стеклянной сетки с изящным рисунком и ордерная артикуляция фасада – это, на мой взгляд, то, что надо. (Близкие мотивы можно найти в доме художников на Масловке, но у Липгарта своя индивидуальная пластика, отягощенная рустами и машинными мотивами (!) в карнизах). Стекло дает много света, а ордер отвечает за присутствие человека в художественной системе архитектуры – а это то, что ощущается всеми вне зависимости от образования, и что людям нравится. Что делает фасад дома привлекательным и дружелюбным на уровне взгляда пешехода, на eye-walking уровне. Именно здания с такими качествами способны создавать город.
Концепция фасадных решений жилого дома в рамках проекта Архитектурной мастерской Атаянца «Опалиха О3», застройщик: Урбан Групп 2014 г. Компьютерная графика. Осуществлён © Степан Липгарт
Селим Омарович Хан-Магомедов на правах посланца пророка1 заявлял, что будущее развитие архитектуры – это соединение и взаимоопыление двух супер-стилей: классики и модернизма. Которое состоялось в 1930-х, но не докручено и вполне может опять возникнуть. И вот напророчил. Как многие до меня, спросила Степана, почему 1930-е? Он рассказал, что все началось с лекции Тома Мэйна из группы Morphosis, которую Липгарт посетил, будучи студентом третьего курса МАРХИ. «В его речи многое было посвящено технологиям, но ни разу не прозвучало ничего об отношении к человеку, и на вопрос об этом отношении он не ответил. И я понял, что мне не нравится модернизм». Степана, по его словам, интересуют не преодоленные противоречия, свойственные русской культуре и истории, проявившиеся в 1930-х особенно сильно. Столкновение машинного с традиционным и рукотворным. Линия героической петербургской архитектуры, воплощенная как в ар-деко Левинсона и Троцкого, так и в мрачной архаике Белогруда и Бубыря, и еще раньше в арке Генштаба и памятнике Петру. Линия отягощенного порыва, преодоления, связанная с природой города, который подвергался несколько раз насильственной европеизации. Причем иногда европеизация оказывалась благом и давала расцвет культуры, обогатившей мир, а иногда приводила к краху, как в русской революции.

Третья работа, которая обратила внимание многих на выставке Степана Липгарта – проекты ардекошных вилл. Некоторые посетители увидели родство с эстетскими парижскими виллами Малле-Стивенса, но Степан утверждает, что его вдохновляли произведения Голосова и Руднева. Ритмичность, музыкальность, устремленность линий, не классический антропоморфизм – это то, что пытался выразить, по его словам, автор. И окончательная формула звучит так: «Заказчик этой виллы должен быть красив».
Проект «Вилла ИТР», 2011 г. Компьютерная графика. Московская обл., Чеховский р-н. Не осуществлен. Частный заказчик © Степан Липгарт
Проект виллы «Pavillon Lecayet», 2015 г. Компьютерная графика. Московская обл. Не осуществлен. Частный заказчик © Степан Липгарт
Проект виллы «Acropolis Litorinum», 2015 г. Компьютерная графика Ленинградская область, Выборгский р-н. Не осуществлен. Частный заказчик © Степан Липгарт
Проект «Winged Villa» 2016 г. Компьютерная графика. Не осуществлен. Частный заказчик © Степан Липгарт
Наконец, довольно неожиданные бумажные проекты, вдохновленные музыкой Скрябина. Картины света и цвета, объема и пространства, которые возникли от прослушивания поэмы «Прометей», опять же героики и преодоления, воплощены в фантазии с одноименным названием.

В общем, на фоне отсутствия идей в мейнстриме современной российской архитектуры (последние идеи – средовая парадигма и НЭР Гутнова – были в 1980-х – и от них модернистский истеблишмент ушел, но ни к чему новому не пришел, если не считать негласно заимствованного от Крие, Дюани и Зиберк Нового урбанизма, который воплощается – к сожалению, половинчато и лицемерно – в кварталах и mixed use), появление молодого архитектора с четким мировоззрением обнадеживает. Потому что гуманизация архитектуры в эпоху наступления техногенного язычества прямо-таки очень назрела.

В рамках выставки состоялась экскурсия «Постконструктивизм в Москве» и лекция-концерт «Неоклассицизм в музыке ХХ века». 22 сентября выставка «Степан Липгарт. Поиск героя» откроется в Петербурге.
 
[1  вернутья к тексту] Григорий Ревзин рассказывал, что Хан-Магомедова на его родине почитали как посланца пророка. Некий аспирант однажды наблюдал, как группа всадников собралась около дома, где остановился Хан-Магомедов, и когда тот утром вышел на балкон, приветствовала его криками: «Привет тебе, посланец пророка!».


08 Сентября 2017

author pht

Автор текста:

Лара Копылова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.

Сейчас на главной

Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Алгоритмы и экономия времени: архитектор Лео Штуккардт...
Лео Штуккардт, руководитель проектов в бюро MVRDV и выпускник программы «Новая норма» Института «Стрелка», приехал в Санкт-Петербург на международную конференцию In The City, где рассказал о своем новом проекте и объяснил, какими должны быть современные методы проектирования.
Пресса: Что хорошего в Москве оставила вполне шизофреническая...
Вчера не стало Юрия Лужкова. Двумя месяцами ранее ушел из жизни архитектор Александр Кузьмин. Он пробыл в должности главного архитектора Москвы с 1996 по 2012 год. Этот промежуток охватывает почти весь срок правления легендарного и противоречивого мэра.
МАРШ: Параметрическое проектирование
Курс «Параметрическое проектирование» призван восстановить связь между абстрактной геометрией, реальными материалами и производством. Представляем итоговые работы студентов, которые разработали фасады для паркинга – сложносочиненные, но не дорогие и удобные в монтаже.
Памятник архитектуры
Публикуем главу из книги Григория Ревзина «Как устроен город». Современное отношение к памятникам архитектуры автор рассматривает в контексте поклонения мощам, смерти Бога и храмового значения парковой руины.
Небо становится ближе
В проекте Спортпарка в Тушино архитекторы бюро ASADOV объединили бассейны, каток, гимнастические залы и теннисные корты под общим «небом» – гигантской перголой из деревоклеёных конструкций, создав убедительный образ экологической архитектуры.
Белые завихрения
В Чанша на юго-востоке Китая открылся центр культуры и искусства «Мэйсиху» по проекту Zaha Hadid Architects: это ансамбль из трех объемов – двух театров и музея.
Волны в степи
«Платов» – один из первых новых аэропортов России. Он до предела функционален, поскольку учитывает развитие технологий и возможное расширение, но в то же время наделен универсальным образом и наполнен уютными деталями.
Культурная встреча на высоте
В Берлине заложен первый камень 150-метрового небоскреба Alexander Tower на Александерплац: архитекторы – Ortner & Ortner Baukunst, заказчик – российский девелопер «МонАрх».
Сжигая мосты
В конце зимы на Масленице в Никола-Ленивце сожгут мост по проекту архитектурного бюро KATARSIS. Рассказываем об итогах конкурса на лучший арт-объект.
Нагатино: четыре истории
Проект застройки западной части Нагатинского полуострова бюро «Гинзбург Архитектс» начинало разрабатывать четыре раза, послойно накладывая на территорию одну концепцию за другой и формируя уникальный городской кейс. Рассматриваем все четыре, начиная с сотрудничества с Уильямом Олсопом.
За художественную ценность
В Петербурге наградили победителей архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини», девиз которой – «Недвижимость как искусство». Представляем 18 лучших проектов.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Взять под козырек
Архитектор Роман Леонидов, спроектировавший «усадьбу Завидное» в Подмосковье, перенес в область частного дома мотивы общественных сооружений и придал ему футуристический хайтековый акцент.
Отель-древо
В Бретани строится гостиница в форме дерева: на его ветках размещены номера-капсулы из алюминиевых профилей компании BEMO.
Под сенью Папы Римского
Архбюро Мезонпроект построило мастерскую для Зураба Церетели во дворе дома на Пятницкой, напротив церкви Климента Папы Римского. Мягкий экомодернизм соединился с чертами ар деко.
Долг городу
Гостиничный комплекс в Монпелье на юге Франции по проекту бюро Мануэль Готран возвращает городу часть использованного им участка как общественную террасу.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Третья жизнь модернизма
Zaha Hadid Architects представили проект реконструкции вестибюля модернистской башни в центре Лондона: это офисное здание 1970-х с 2015 года превращено в дорогое жилье.
Образцовый офис
Штаб-квартира девелопера Amvest в Амстердаме по проекту Firm architects: показательное рабочее пространство, которое должно, помимо прочего, снизить число прогулов.
Кому в Москве жить комфортно
Конференция «Комфортный город»-2019, организованная Москомархитектурой в дизайн-кластере Artplay, сконцентрировалась на психологии. Аудитория даже поучаствовала в социо-психологическом опросе, и результат – неожиданный.
От Сочи до Владивостока
Представляем победителей ежегодного сочинского смотра-конкурса «АрхРазрез». Среди лучших – проекты из Москвы, Иркутска, Владивостока, Смоленска и других городов.
Архитектор в администрации
Говорим с несколькими выпускниками программы Архитекторы.рф, запущенной Институтом «Стрелка» и ДОМом.рф, – а именно с теми из них, кто после обучения устроился на работу в городские органы власти.
BIF: лауреаты 2019
Представляем полный список награжденных и отмеченных проектов национальной премии «Лучший интерьер», которая прошла в рамках Best Interior Festival.
Петербургский коллаж
Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» расширена петербургским контентом. Предлагаем впечатления о ней и архитектурном процессе последних тридцати лет из первых рук – от участников.
Градсовет 20.11.2019
Неожиданные иностранцы проектируют офис для JetBrains, а отечественные архитекторы закрывают вид на краснокирпичный модерн: очередной градсовет Петербурга.
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Путь эмоций
Два молодых архитектора из ОСА о первом самостоятельном проекте для бюро и выработанном творческом подходе.
Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».
Пресса: Григорий Ревзин: «В Москве не осталось исторической...
Партнер КБ Стрелка, архитектурный критик, урбанист Григорий Ревзин рассказал Илье Иванову о хрущевках как эманации социалистического образа города будущего, антисемитизме в позднем СССР и о Москве как глобальном общероссийском айсберге, на который все пытаются взобраться.