В преддверии форума Woman Who Matters беседуем с коммерческим директором бюро T+T Architects Натальей Нефедовой о том, как спасти архитекторов от разорения.
Наталья Нефедова, коммерческий директор T+T Architects
Позиция коммерческого директора довольно специфична для архитектурного бюро, мы ведь все привыкли, что архитекторы – люди творческие. Зачем нужен собственный отдел продаж?
Наталья Нефедова: Исторически архитектура всегда была привязана к личности архитектора, и классическое развитие бюро проходило через личный бренд конкретного человека. Но в современном бизнесе это не всегда срабатывает. Мне нравится пример с бочкой с неравными по высоте стенками: воды в нее можно налить ровно столько, какова высота самой низкой стенки. Так же и в бизнесе – если какой-то отдел или направление отстает от остальных, оно будет тормозить всю команду и результат будет средний, пусть даже при очень сильных позициях у других отделов или у отдельно взятого архитектора. Моя задача – следить за состоянием внутреннего баланса в бюро и добиваться равномерно высокого уровня во всех областях, это является гарантом успеха и стабильности бизнеса.
В случае бюро T+ T Architects мы делаем ставку на командную работу и уникальность выдаваемого продукта, а не конкретной персоналии в команде. На этом выстраивается лояльность клиентов и партнеров, и это, к слову сказать, часть моей работы. Отдел продаж, безусловно, нужен, поскольку надо быть постоянно на передовой – оценивать движения, происходящие на рынке коммерческой недвижимости, координировать коллег-архитекторов в части развития отношений с заказчиками, совместно выстраивать презентации и защиты проектов.
До работы в «Т+T» вы не занимались архитектурой. Как вы думаете, здесь работают общие законы бизнеса?
До прихода в бюро я работала в международных финансах. На архитектуру я смотрю как на стандартный бизнес. T+T Architects работает в секторе B2B и правила для этого сектора едины: контроль сроков, качество, командная работа, отслеживание бюджетов, качественный документооборот. Бизнес диктует четкие правила игры для всех, конечно, если занятие архитектурой мы рассматриваем как коммерческий продукт, а не хобби.
Роль коммерческого директора – это исключительно управленческая роль? Вы участвуете в творческом процессе команды или работаете только с экономическими стандартами?
Безусловно, это творческий процесс! Ранее мой профессиональный опыт был четко обусловлен наличием определенных знаний, сертификатов и карьерный рост был довольно логичен и понятен. В текущей роли этого нет. Я сама должна задавать критерии профессионального роста и зоны для проработки и улучшения профессиональных и личностных компетенций. С другой стороны, позиция коммерческого директора жестко привязана к финансовым показателям деятельности. И как бы мы не хотели уйти в мир прекрасного, цифры всегда возвращают на землю. Одна из моих любимых фраз – «цифры не врут», наша деятельность коммерческая, направлена на получение прибыли. Отчет в формате P&L всегда в моей голове, без финансовой грамотности и в архитектуре никуда не денешься.
Зачастую архитекторы готовы идти на сильные уступки, лишь бы им дали реализовать идею. Тратятся годы на проект, а заказчика через пару месяцев признают банкротом. Бюро работает себе в убыток. Вам приходилось когда-нибудь убеждать архитекторов ценить свой труд?
Да, это о наболевшем, ситуации бывают разные – и мне приходится уговаривать, а где-то и коллеги меня останавливают. Создавая финансовую модель проекта, мы закладываем конкретные риски, что отражается на себестоимости. Второй момент – это коллективно принять решение, насколько интересен проект с профессиональной и финансовой точек зрения. Безусловно, проекты с финальным знаком минус по результатам закрытия были, но профессиональный результат оказывался важнее. В архитектуре нет быстрых побед, большие проекты – это года, а состоявшиеся реализации – всегда подарок для архитекторов. У нас в команде все работают на серьезные результаты, пусть даже далеко не всегда это серьезные финансовые результаты. Иногда признание со стороны заказчиков, профессионального сообщества и общества в целом – тоже значимый результат.
За время работы в команде с архитекторами у вас появились какие-то свои принципы работы, к примеру – не отдавать никаких чертежей, пока не заплатили или не тратить финансы, которых еще нет?
Да, только так и работаем, утром деньги – вечером стулья. Работа с рынком B2B просто обязывает придерживаться этих правил. В части не тратить деньги, которых еще нет – это даже не обсуждается: последнее, что должен себе позволять бизнес, это залезать в долги. Я всегда выступаю противником такой схемы, как в личных финансах, так и в работе. Единственное отступление – это можно делать, если четко понимать продолжительность кассового разрыва и высокую целесообразность таких трат.
И все же: приходилось ли спасать проекты за свой счет, чтобы довести работу до желаемого качества?
Процесс проектирования – это машина, которую невозможно быстро остановить, и если проект начат, мы понимаем одно – его надо довести до финального результата. За свой счет проекты я не спасала, но на уровне компании были такие ситуации, когда себестоимость работ превышала стоимость договора, но все понимали, что бросить нельзя и надо сделать любой ценой. Подобная ситуация чаще возникает на проектах «большой архитектуры». Такие проекты для меня сравнимы с детьми – все не быстро, порою сложно, порою очень сложно, но зато результат всегда впечатляет. Это фундаментальность, вклад в развитие города и страны, понимание, что твоя работа – часть большого и важного аспекта жизни людей. К примеру, один из любимых объектов, реализованный силами бюро T+T Architects – это гостиница Azimut Смоленская, серьезная командная работа. Проезжая по Зубовскому бульвару, всегда отмечаю наш объект среди прочих зданий.
В чем корни успеха компании «T+T», которая сравнительно быстро вышла на рынок больших проектов?
В T+T Architects очень сплочений коллектив, основной костяк сотрудников трудится с момента основания бюро. И это ценно. В бюро действует два отдела: «большая архитектура» и «интерьеры». Проекты коммерческих интерьеров – офисов, гостиниц, МОПов в жилых и бизнес-центрах – реализуются значительно быстрее, что для команды крайне ценно; все хотят видеть реализацию. Портфолио пополняется, внешний рынок всегда реагирует на это и дает новые проекты. В части «большой архитектуры» стимулом становится упорство и желание работать на данном рынке. Вход в него совсем не быстрый – все заказчики хотят видеть опыт, реализованные объекты. В этом смысле T+T Architects уже прошло самый сложный период становления: набран качественный объем материалов в портфолио, серьезное число проектов получило реализацию, сохранена команда исполнителей. Ранее мы намеренно ассоциировали себя с молодым архитектурным бюро, но сейчас «T+T» переходит уже в статус активного, состоявшегося игрока архитектурного рынка.
Как вы думаете, почему на междисциплинарном форуме Woman Who Matters целая секция посвящена именно архитектуре и урбанистике? И почему девелоперу «Инград» стало интересно поддержать эту историю?
Архитектура и урбанистка крайне важная часть нашего бытия. Каждый из нас мечтает о красивом, уютном, функциональном пространстве, будь то место, где мы живем либо работаем. В свете этого возникает прямая связь женщина – очаг. С древнейших веков вопросы обустройства быта были на женских плечах. Мужчины мыслили глобально, а женщины создавали те самые детали, из которых и формируется ощущение комфорта и уюта. Женщины просто хорошо чувствуют проблематику, поскольку каждый день сталкиваются с ней в быту. И девелоперы тут смотрят вперед. Основной покупатель коммерческого жилья – это частные лица, в большей степени семьи. А теперь давайте подумаем – как принимается и кто принимает по большей части решения о покупке жилья – конечно, женщины! Именно женщина первая ощущает потребность в смене локации или в изменении площади квартиры, или же потребности в ремонте. Именно ей достается ощутить все плюсы и минусы инфраструктуры района, где живет семья. Именно она четко чувствует потребности семьи и формирует запрос девелоперам – что нужно частному покупателю. Такие девелоперы как «Инград» умеют слушать и слышать потребности рынка, а где как не на форуме обсудить эти вопросы с целевой аудиторией…
Разделяете ли вы мнение, что в профессии архитектора до сих пор сильны гендерные предрассудки, и мужчины легче заслуживают авторитет, получают заказы и бонусы, чем женщины?
Неравенство женщин и мужчин в архитектурной среде, похоже, не вызывает сомнений. Сколько имен женщин-архитекторов можно вспомнить навскидку? Наверное, только имя Захи Хадид. Если обратиться к интернету в поисках знаменитых архитекторов, то в результатах можно будет обнаружить списки мужчин-архитекторов. Чтобы увидеть женщин, запрос должен содержать словосочетание «женщины-архитекторы». Но ведь архитектор – это одна профессия, так почему же она делится на две категории: архитекторы и женщины-архитекторы? С другой стороны, архитектура – это профессия, которой надо жить и не отвлекаться на вопросы быта, и мужчинам по своей природе это сделать проще. Будем честны, с момента появления семьи и детей отвлечься от бытовых вопросов женщинам крайне тяжело, безусловно, это сказывается и на работе. И пусть даже у каждой из нас будет сто нянь и домработниц, но когда твой ребёнок болеет, а работа требует полной отдачи – выбор крайне очевиден. Бонусы, регалии, признание в профессии никто не отменял и, безусловно, есть женщины, умеющие виртуозно совмещать семью и работу, но это личный выбор каждой из нас.
Напоминаем, форум, на котором будет вручена премия, пройдет 15-16 ноября в Москве. В этом году большая часть форума и сразу две номинации премии будут посвящены проектам в сфере архитектуры и урбанистики, созданным женщинами или в поддержку женщин. Учредителем и партнером архитектурного блока стал один из крупнейших девелоперов России INGRAD.