Отвергая стереотипы

В арт-парке Никола-Ленивец прошел очередной фестиваль «Архстояние», удививший гостей множеством провокационных перфомансов и пополнивший коллекцию парка новым шедевром от Александра Бродского

author pht

Автор текста:
Елена Петухова

mainImg
Мастерская:
Архитектурное бюро "Александр Бродский"

Правила игры
Рассказывать о том, что такое арт-парк «Никола-Ленивец» и фестиваль «Архстояние», нет никакой необходимости. Разве что, людям, никогда не интересовавшимся современной российской архитектурой и искусством, но таких среди наших читателей точно нет.

Все, кто так или иначе вовлечен в креативную жизнь Москвы, Подмосковья и других регионов России и мира, включая Японию и Голландию, прекрасно знают и любят это место, живущее своей удивительной жизнью в дебрях Калужской области, рядом с деревней с нечеловеческим названием Звизжи, надежно защищенное от нашествия чужаков отменно раздолбанными дорогами. И каждый год все посвященные с удовольствием навещают парк, раз или два, а настоящие фанаты и чаще, чтобы бросить машину в колкой траве и глубоком снегу, и отправиться навстречу неожиданностям и новым открытиям.

Обязательные сюрпризы – это часть магии или, если угодно, Никола-Ленивецкой «большой игры». Даже если вы хорошо знаете, как пройти от «Николина уха» к «Вселенскому разуму», а оттуда к «Удаленному офису», не надейтесь избежать радости первооткрывателя. Погода и природа здесь сговорились с искусством и архитектурой, чтобы ни одна картина и пейзаж не повторялись. Пока растут деревья и цветут поля, арт-объекты живут своей жизнью, что-то появляется, что-то меняется, что-то исчезает. Именно за этими новыми впечатлениями сюда и приезжают, чтобы каждый раз словно в первый раз открыть для себя Никола-Ленивец и испытать это вдохновляющее ощущение от прикосновения к уникальному явлению, настоящему сокровищу российской культуры.
Вид на поле с Ротондой Александра Бродского. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Проект «Лайков пруд». Автор: Юлия Чернышева. При содействии: Майко Сергей, Алексей Гладков. Архстояние 2018. Фотография Архстояние 2018

Игра с искусством
Фестиваль «Архстояние» – один из главных поставщиков экспонатов в коллекцию арт-парка. И каждый год посетители фестиваля предвкушают осмотр новых объектов с последующим обсуждением их шансов стать не гостем, а полноправным обитателем парка. Но специализация идеологов парка и кураторов фестиваля «Архстояния» – ломать даже самые приятные стереотипы и время от времени они готовят для искушенных знатоков ленд-арта и малой архитектуры сюрприз, проводя то, что продюсер фестиваля Юлия Бычкова называет «архитектурная детоксикация» – фестивали, в которых большая часть событий и объектов относится не столько к монументальным жанрам, сколько к области интерактивного театрального действа со всеми его модными вариациями в виде хеппенингов, инсталляций и перформансов, проходящих в природных и архитектурных декорациях парка. В этом году вновь пришла пора избавиться от болезненной архитектурозависимости при помощи не менее всеобъемлющей любви к современному искусству.
zooming
Архстояние 2018. Логотип фестиваля


Куратор фестиваля Антон Кочуркин, в продолжение и развитие фестиваля 2017 года, посвященного исследованию сакраментального вопроса «Как жить», предложил прекрасный девиз «Со-здание», как и положено кураторской теме, включающему в себя множество под-смыслов и ассоциаций. Это понятие имеет огромное значение для старожилов Никола-Ленивца. Николай Полисский рассказывает: «Много лет назад мы вместе с моим другом Александром Пановым сформулировали то, из чего должен состоять этот парк – из «Со-зданий» и «Со-творений». «Со-здание» – это объекты с функцией, отдаленно схожие с архитектурным зданием. «Со-творение» – все, что не архитектура, прекрасное, осмысленное, но нефункциональное, то, что создается художником».
Николай Полисский, Архстояние 2018. Фотография Архи.ру


Антон Кочуркин расширил трактовку «Со-здания», включив в нее исследовательскую составляющую и поставив перед возможными участниками фестиваля на объявленном еще в апреле 2018 года «Open-call» задачу исследовать стереотипы и традиции, повторяющиеся явления человеческой жизни, ежедневную рутину, а также неотъемлемые эмоции, присущие им: радость дней рождения и свадьбы, горе от смерти и болезни близких, гнев и отчаяние от предательства; и постараться найти для них аналогии в природных циклах: смене дня и ночи, сезонности, фазах луны... На конкурс поступило 270 проектов, из которых были отобраны лишь 16. «Каждый из реализованных в этом году на «Архстоянии» проектов представляет собой личную интерпретацию обыденных ритуалов, характерных состояний и их природной идентичности. Для нас, как для кураторов фестиваля, это стало новым опытом и новым типом художественного высказывания, имеющего не столько архитектурную, сколько театральную природу, потребовавшую от нас режиссерских навыков для создания грандиозного спектакля, связывающего десятки перформансов в разных частях парка в единое целое» – так комментирует Антон Кочуркин сложность подготовки фестиваля 2018 года.
Начало пути. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру

 
Искусство внутри архитектуры
Но если уж обманывать ожидания и ломать стереотипы, то делать это во всем. И потому главным объектом фестиваля «без архитектуры» оказался безусловно архитектурный объект – «Вилла ПО-2» Александра Бродского, спрятавшаяся в густой осиновой поросли от суеты и шума, своеобычно царящих у пруда с кафе «Угра». Потребовалось почти два года на то, чтобы эскиз, зафиксировавший образ прекрасной виллы, построенной из самых одиозных и символичных элементов строительной отрасли еще советских времен – бетонных панельных плит типа «ПО-2» (об истории создания дизайна плит читайте здесь), превратился сначала в арт-объект, а потом, спустя год, в полноценный жилой дом, способный приютить, по крайней мере, 10 человек.
Вилла ПО-2. Эскиз, Автор проекта Александр Бродский.


Вилла должна была появиться в Арт-парке еще в 2017 году. Но постоянные дожди и слякоть не позволили закончить строительный процесс и на прошлом «Архстоянии» организаторы, мудро не раскрывая деталей производственного процесса, представили на суд общественности light-вариант виллы в виде периметра из 6 плит, окружающего купу деревьев, чьи кроны выполняли роль своеобразной кровли.
Вилла ПО-2. Инсталлция на «Архстоянии 2017». Автор проекта Александр Бродский. Фотография © Дмитрий Павликов


И общественность, нужно отметить, была в восторге от купированной версии. Контраст брутальных, геометричных плит и живых деревьев был слишком силен и порождал бесконечное число трактовок: и противопоставления естественной красоты природы убогости техногенного мира, созданного нашей цивилизацией, и пост-модернистическую шутку на тему бетонной трактовки перистиля, и пророческое видение об неизбежном апокалиптическом будущем человечества. Но все оказалось прозаичнее – это была тренировка перед настоящим воплощением образа.
Вилла ПО-2. Готовый дом на «Архстояние 2018». Фотография Архи.ру


Прошлогодняя вилла канула в небытие, оставив после себя свою улучшенную версию, во всей полноте отвечающую авторскому замыслу. И как это часто бывает у Александр Бродского, сам автор не очень-то стремится облечь свою идею в красивые и концептуальные фразы, справедливо считая, что произведение говорит само за себя. «Много лет назад я обратил внимание на наши типовые бетонные заборы. И даже любовался ими. И в какой-то момент пришла мысль, что из них можно сделать дом. Никакой философии за этим не кроется. Просто то, что мы видим каждый день и на что всю жизнь не обращаем внимания, считая это уродством, может превратиться во что-то очень красивое, – так сам Бродский поясняет рождение идеи «Виллы ПО-2», – Бетонные плиты – это декорация, окружающая внутренний деревянный дом. Предельно компактный, но внутри которого есть все необходимое. Этот дом – мой ответ на вопрос «Как жить?».
Авторы проекта «Вилла ПО-2» Александр Бродский и Антон Трофимов. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Фрагмент «Виллы ПО-2». Архстояние 2018. Фотография Архи.ру

Хрупкая простота
Конструктивное решение «простого дома» не так уж просто. Металлический каркас, установленный на сваях глубиной 1,8 метров, поддерживает внешнюю навесную систему из бетонных плит, каждая из которых была найдена в Подмосковье на заброшенных объектах и имеет свою историю, о которой свидетельствуют различные надписи, бережно сохраненные для любителей читать «заборные эссе». Антикварные плиты оказались неожиданно непрактичным строительным материалом. Во время возведения внешнего периметра особых усилий бригады стоило сохранить каждый «раритет» в неприкосновенности и уберечь от раскалывания. Внутри, за «хрупкой броней» и слоем утеплителя, действительно, спрятался деревянный дом с центральным двусветным пространством, наполненным светом, проникающим через длинный зенитный фонарь. По периметру обоих уровней устроены полати, одинаково удобные как для застолья перед настоящим камином, так и для сна. Для будущих гостей – а «Вилла ПО-2» пополнит номерной фонд парка – в домике будет сделан комфортный санузел и кухня.
Фрагмент интерьера «Виллы ПО-2». Зенитный фонарь. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру

Разгадывая шифры
Кажущаяся простота компактного дома дарит посетителям еще одну «игру» – разгадывание художественных шарад. Как всегда у Бродского в его художественно-архитектурных проектах используются самые обыденные вещи и явления, при помощи которых он ухитряется раскрыть бездну смыслов. Сходу считывается контраст внешнего и внутреннего мира – символизирующий нашу жизнь с ее вечной самообороной против жестокости и прагматизма общества. Для подкованного зрителя станут приятной неожиданностью ассоциации с палладианскими виллами и практически точное соответствие пропорций плит ПО-2 золотому сечению. А самое значимое послание, которое возможно адресует зрителям сам Бродский, а может быть это мы за него домысливаем, – что при помощи искусства даже унылые и депрессивные заборы могут стать чем-то большим, обрести собственную культурную и смысловую ценность.

Свое мнение о «Вилле ПО-2» высказал и Николай Полисский: «Этот объект невероятно важен для меня. Он представляет собой эталон «Со-здания», в котором архитектор в равной мере выступает и как художник, и провести между ними грань не возможно. Без художника не было бы этой архитектуры. Без архитектуры художник не выразил все многообразие заложенных смыслов. Этот объект всегда будет эталоном. И каждый, кто захочет построить в арт-парке нечто большое, значительное, должен будет ориентироваться, в плане выражения смыслов, на это гениальное произведение».
Перформанс «Тонкая материя» на «ВИлле ПО-»". Автор: PoemaTheatre. При содействии: Олег Макаров. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Перформанс «Тонкая материя» на «ВИлле ПО-»". Автор: PoemaTheatre. При содействии: Олег Макаров. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру

Искусство против рутины
На территории площадью больше 100 гектаров в течение всех трех дней фестиваля, с 27 по 29 июля творилось художественное действо – каждый объект стал пристанищем для различных арт-проектов, рощи оглашали раскаты хохота и переливы гармошки, а случайно набредший на палаточный лагерь гость мог оказаться посреди перформанса, в котором плохая привычка подслушивать является необходимым элементом интерактивного процесса. В круговороте странных действ, многозначительных звуков и картин, с разной степенью эпатажа и гуманизма выбивающих зрителей из зоны комфорта, короткую передышку и словно бы глоток «настоящности» давали лишь парковые пейзажи. Пять минут на любование березками, облаками и полем, заросшим вико-овсяной смесью, и можно возвращаться обратно в карнавальную феерию нынешнего «Архстояния». Каждый зритель волен был решать для себя сам, отгадывать или нет зашифрованные в перформансах послания, отвечающие на тему фестиваля и исследующие цикличность и обыденность мироустройства, читать или нет пространные описания каждого проекта, общаться или нет с их авторами, или просто отдаться буйству творческого процесса, отдавая на откуп подсознанию расстановку оценок и приоритетов. С подробным перечнем проектов, реализованных на Архстоянии 2018 можно ознакомиться здесь, а мы ограничимся небольшим фоторепортажем.
КУЛаторские экскурсии. Автор: Сергей Никитин. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Проект «Похороны мухи». Автор: Маша Кечаева и Алексей Коханов. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Проект «Похороны мухи». Автор: Маша Кечаева и Алексей Коханов. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Проект «Богобот». Авторы: Юлия Чернышева, Александра Орлова, Юрий Свердлов. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Проект «Богобот». Авторы: Юлия Чернышева, Александра Орлова, Юрий Свердлов. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Перформанс «Свадебный пир». Автор: Актерская лаборатория МШНК Художественный руководитель: Юрий Муравицкий. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Перформанс «Книги песен перемен». Автор: Наталия Пшеничникова и театр голоса Ла Гол. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Презентация выставки “Free the Space” в Виртуальном русском павильоне на Венецианской архитектурной биеннале. Авторы (группа (:lion:&:unicorn:): Пекка Айраксин, Лиза Доррер, Карина Голубенко, Антон Кальгаев, Мария Качалова, Мария Косарева, Иван Курячий при участии Елены Вискович, Вальттери Осара и Владимира Гончарова. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
«Солнечный перформанс». Автор: Анастасия БеловаАрхстояние 2018. Фотография Архи.ру
Проект “Overheard stories”. Авторы Василий Ревякин, Дарья Лисицына и Дмитрий Степашин. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Проект “Overheard stories”. Авторы Василий Ревякин, Дарья Лисицына и Дмитрий Степашин. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Проект «Вереница вещей». Авторы Тамара Шипицина, Гала Измайлова. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
«Сардония Херба. Заклятие смехом в лесной чаще». Автор: Юрий Квятковский. Соавторы проекта Михаил Дегтярёв и Мария Здрок. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
«Сардония Херба. Заклятие смехом в лесной чаще». Автор: Юрий Квятковский. Соавторы проекта Михаил Дегтярёв и Мария Здрок. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Архстояние 2018. Фотография Архи.ру

Вперед в неизвестное
Закончилось еще одно Архстояние и наступил отпускной август, но впереди новые фестивали и новые конкурсы на роль автора нетленных (или тленных) арт-объектов для Никола-Ленивца. После «архитектурной детоксикации», в следующем году архитектура снова вернется на Архстояние и уже сейчас все желающие придумать свой собственный проект, способный превзойти по архетипичности и символизму «Виллу ПО-2», по величественности – арку Бернаскони, по разудалости – «Быструю тропу» и по поэтичности – Сарай «Меганома».

И даже, если вы не планируете участвовать в Архстоянии как автор объекта, все равно приезжайте туда, в любое время года, потому что вы всегда там найдете чему удивиться, ради чего расстаться со стереотипами и совершить очередное путешествие через «темный лес» и «цветущее поле» – тут уж кому какой маршрут ближе.

Мастерская:
Архитектурное бюро "Александр Бродский"

03 Августа 2018

author pht

Автор текста:

Елена Петухова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Сейчас на главной
По принципам каллиграфии
Художественная галерея в уезде Шуян посвящена традиционно развитому там искусству каллиграфии. Авторы проекта – Архитектурный проектно-исследовательский институт Чжэцзянского университета.
Дизайн вычитания
Новый флагманский магазин Uniqlo Tokyo по проекту Herzog & de Meuron – реконструкция торгового центра 1980-х, где из-под навесных потолков и декора извлечена его элегантная бетонная конструкция.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Градсовет удаленно 5.08.2020
Члены градсовета нашли голландский проект центра сказок Пушкина оскорбительным, а высотный жилой массив без лоджий и балконов – отвечающим запросам времени.
Летящий
Проект кампуса High Park университета ИТМО, который в Петербурге запланирован как аналог московского Сколково, разработанный «Студией 44», очень масштабен и пассионарен. Его ядро – учебный центр, трактован как авангардная композиция на тему города с улицами и campo с ратушной башней, парк напоминает о лучах главных улиц Петербурга, а если посмотреть сверху, то весь комплекс похож на материнскую плату в четерьмя, как минимум, процессорами. В конструкции учебного корпуса обнаруживается даже воспоминание об СКК. В проекте много смыслов, аллюзий, и все они объединены пластической энергетикой, которой позавидовал бы адронный коллайдер.
Эффект диафрагмы
Для жилого комплекса в Пушкино бюро «Крупный план» придумало фасады, регулирующие поток света при помощи геометрии стены.
Лужайка взлетает
Так как онкологический центр Мэгги занял последний кусочек газона в больнице Лидса, его архитекторы Heatherwick Studio превратили крышу своего здания в роскошный сад: как будто прежняя лужайка поднялась над землей.
СПбГАСУ-2020. Часть II
Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.
Летающий форум
Архитекторы MVRDV выиграли конкурс на мастерплан района в центре Карлсруэ: градостроительную ось дворца XVIII века замкнет «летающий» общественный форум с садом на крыше.
СПбГАСУ-2020. Часть I.
Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.
Алюминиевые лепестки
Олимпийский и паралимпийский музей США в Колорадо-Спрингс по проекту Diller Scofidio + Renfro равно рассчитан на посетителей с любыми физическими возможностями.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Форум на холме
Недалеко от Штутгарта по проекту бюро Дэвида Чипперфильда полностью завершен культурный центр Carmen Würth Forum: теперь там открылись музей и конференц-центр.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Критика единомышленников
Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Городок у старой казармы
Бюро melix воссоздает атмосферу старого Оренбурга в проекте жилого комплекса у Михайловских казарм – важного городского памятника, пришедшего в упадок. Проект победил в конкурсе, проведенном городской администрацией и теперь ищет инвестора.
Мозаика этажей
Жилой комплекс Etaget по проекту архитекторов Kjellander Sjöberg встроен в сложившуюся застройку центральной части Стокгольма, имитируя «город в городе».
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Второе дыхание «революционного движения профсоюзов»
Архитекторы KCAP и Cityförster представили проект реконструкции в Братиславе конгресс-центра Дома профсоюзов и прилегающей территории: они планируют вернуть жизнь на историческую площадь, в начале 1980-х превращенную в позднемодернистский «плац» с транспортной развязкой.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Старые стены
Восьмиэтажный кирпичный склад на чугунном каркасе в Манчестере превращен архитекторами Archer Humphryes в самый большой британский апарт-отель.
Агент визуальной устойчивости
Сравнительно небольшой дом на границе фабрики «Большевик» сочетает два противоположных качества: дорогие материалы и декоративизм ар-деко и крупную, несколько даже брутальную сетку фасадов с акцентом на пластинчатом аттике.
Деревянный треугольник
У вокзала в Ассене на севере Нидерландов нет главного фасада: он соединяет части города, а не разделяет их. Авторы проекта – бюро Powerhouse Company и De Zwarte Hond.
Пресса: Рейтинг экспертов в сфере урбанистики
Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил первый публичный рейтинг экспертов. Представляем вашему вниманию Топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере урбанистики.
Новый двор
Термы, руины и городской лабиринт – предложения для Никольских рядов, разработанные в рамках форсайта, организованного журналом «Проект Балтия».
Белая площадь
Площадь Единства в центре Каунаса из парадной территории превратилась согласно проекту бюро 3deluxe во многофункциональное пространство, рассчитанное на самых разных горожан, от любителей скейтбординга до родителей с маленькими детьми.
Долгосрочная устойчивость
Архитекторы MVRDV представили проект реконструкции своей знаменитой постройки – павильона Нидерландов на Экспо в Ганновере, пустовавшего 20 лет.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.