03.08.2018

Отвергая стереотипы

В арт-парке Никола-Ленивец прошел очередной фестиваль «Архстояние», удививший гостей множеством провокационных перфомансов и пополнивший коллекцию парка новым шедевром от Александра Бродского

информация:

Вид на поле с Ротондой Александра Бродского. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Вид на поле с Ротондой Александра Бродского. Архстояние 2018. Фотография Архи.руоткрыть большое изображение

Правила игры
Рассказывать о том, что такое арт-парк «Никола-Ленивец» и фестиваль «Архстояние», нет никакой необходимости. Разве что, людям, никогда не интересовавшимся современной российской архитектурой и искусством, но таких среди наших читателей точно нет.

Все, кто так или иначе вовлечен в креативную жизнь Москвы, Подмосковья и других регионов России и мира, включая Японию и Голландию, прекрасно знают и любят это место, живущее своей удивительной жизнью в дебрях Калужской области, рядом с деревней с нечеловеческим названием Звизжи, надежно защищенное от нашествия чужаков отменно раздолбанными дорогами. И каждый год все посвященные с удовольствием навещают парк, раз или два, а настоящие фанаты и чаще, чтобы бросить машину в колкой траве и глубоком снегу, и отправиться навстречу неожиданностям и новым открытиям.

Обязательные сюрпризы – это часть магии или, если угодно, Никола-Ленивецкой «большой игры». Даже если вы хорошо знаете, как пройти от «Николина уха» к «Вселенскому разуму», а оттуда к «Удаленному офису», не надейтесь избежать радости первооткрывателя. Погода и природа здесь сговорились с искусством и архитектурой, чтобы ни одна картина и пейзаж не повторялись. Пока растут деревья и цветут поля, арт-объекты живут своей жизнью, что-то появляется, что-то меняется, что-то исчезает. Именно за этими новыми впечатлениями сюда и приезжают, чтобы каждый раз словно в первый раз открыть для себя Никола-Ленивец и испытать это вдохновляющее ощущение от прикосновения к уникальному явлению, настоящему сокровищу российской культуры.
Проект «Лайков пруд».
Автор: Юлия Чернышева. При содействии: Майко Сергей, Алексей Гладков. Архстояние 2018. Фотография Архстояние 2018
Проект «Лайков пруд». Автор: Юлия Чернышева. При содействии: Майко Сергей, Алексей Гладков. Архстояние 2018. Фотография Архстояние 2018открыть большое изображение

Игра с искусством
Фестиваль «Архстояние» – один из главных поставщиков экспонатов в коллекцию арт-парка. И каждый год посетители фестиваля предвкушают осмотр новых объектов с последующим обсуждением их шансов стать не гостем, а полноправным обитателем парка. Но специализация идеологов парка и кураторов фестиваля «Архстояния» – ломать даже самые приятные стереотипы и время от времени они готовят для искушенных знатоков ленд-арта и малой архитектуры сюрприз, проводя то, что продюсер фестиваля Юлия Бычкова называет «архитектурная детоксикация» – фестивали, в которых большая часть событий и объектов относится не столько к монументальным жанрам, сколько к области интерактивного театрального действа со всеми его модными вариациями в виде хеппенингов, инсталляций и перформансов, проходящих в природных и архитектурных декорациях парка. В этом году вновь пришла пора избавиться от болезненной архитектурозависимости при помощи не менее всеобъемлющей любви к современному искусству.
Архстояние 2018. Логотип фестиваля
Архстояние 2018. Логотип фестиваля


Куратор фестиваля Антон Кочуркин, в продолжение и развитие фестиваля 2017 года, посвященного исследованию сакраментального вопроса «Как жить», предложил прекрасный девиз «Со-здание», как и положено кураторской теме, включающему в себя множество под-смыслов и ассоциаций. Это понятие имеет огромное значение для старожилов Никола-Ленивца. Николай Полисский рассказывает: «Много лет назад мы вместе с моим другом Александром Пановым сформулировали то, из чего должен состоять этот парк – из «Со-зданий» и «Со-творений». «Со-здание» – это объекты с функцией, отдаленно схожие с архитектурным зданием. «Со-творение» – все, что не архитектура, прекрасное, осмысленное, но нефункциональное, то, что создается художником».
Николай Полисский, Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Николай Полисский, Архстояние 2018. Фотография Архи.руоткрыть большое изображение


Антон Кочуркин расширил трактовку «Со-здания», включив в нее исследовательскую составляющую и поставив перед возможными участниками фестиваля на объявленном еще в апреле 2018 года «Open-call» задачу исследовать стереотипы и традиции, повторяющиеся явления человеческой жизни, ежедневную рутину, а также неотъемлемые эмоции, присущие им: радость дней рождения и свадьбы, горе от смерти и болезни близких, гнев и отчаяние от предательства; и постараться найти для них аналогии в природных циклах: смене дня и ночи, сезонности, фазах луны... На конкурс поступило 270 проектов, из которых были отобраны лишь 16. «Каждый из реализованных в этом году на «Архстоянии» проектов представляет собой личную интерпретацию обыденных ритуалов, характерных состояний и их природной идентичности. Для нас, как для кураторов фестиваля, это стало новым опытом и новым типом художественного высказывания, имеющего не столько архитектурную, сколько театральную природу, потребовавшую от нас режиссерских навыков для создания грандиозного спектакля, связывающего десятки перформансов в разных частях парка в единое целое» – так комментирует Антон Кочуркин сложность подготовки фестиваля 2018 года.
Начало пути. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Начало пути. Архстояние 2018. Фотография Архи.руоткрыть большое изображение

 
Искусство внутри архитектуры
Но если уж обманывать ожидания и ломать стереотипы, то делать это во всем. И потому главным объектом фестиваля «без архитектуры» оказался безусловно архитектурный объект – «Вилла ПО-2» Александра Бродского, спрятавшаяся в густой осиновой поросли от суеты и шума, своеобычно царящих у пруда с кафе «Угра». Потребовалось почти два года на то, чтобы эскиз, зафиксировавший образ прекрасной виллы, построенной из самых одиозных и символичных элементов строительной отрасли еще советских времен – бетонных панельных плит типа «ПО-2» (об истории создания дизайна плит читайте здесь), превратился сначала в арт-объект, а потом, спустя год, в полноценный жилой дом, способный приютить, по крайней мере, 10 человек.
Вилла ПО-2. Эскиз, Автор проекта Александр Бродский.
Вилла ПО-2. Эскиз, Автор проекта Александр Бродский. открыть большое изображение


Вилла должна была появиться в Арт-парке еще в 2017 году. Но постоянные дожди и слякоть не позволили закончить строительный процесс и на прошлом «Архстоянии» организаторы, мудро не раскрывая деталей производственного процесса, представили на суд общественности light-вариант виллы в виде периметра из 6 плит, окружающего купу деревьев, чьи кроны выполняли роль своеобразной кровли.
Вилла ПО-2. Инсталлция на «Архстоянии 2017». Автор проекта Александр Бродский. Фотография © Дмитрий Павликов
Вилла ПО-2. Инсталлция на «Архстоянии 2017». Автор проекта Александр Бродский. Фотография © Дмитрий Павликовоткрыть большое изображение


И общественность, нужно отметить, была в восторге от купированной версии. Контраст брутальных, геометричных плит и живых деревьев был слишком силен и порождал бесконечное число трактовок: и противопоставления естественной красоты природы убогости техногенного мира, созданного нашей цивилизацией, и пост-модернистическую шутку на тему бетонной трактовки перистиля, и пророческое видение об неизбежном апокалиптическом будущем человечества. Но все оказалось прозаичнее – это была тренировка перед настоящим воплощением образа.
Вилла ПО-2. Готовый дом на «Архстояние 2018». Фотография Архи.ру
Вилла ПО-2. Готовый дом на «Архстояние 2018». Фотография Архи.руоткрыть большое изображение


Прошлогодняя вилла канула в небытие, оставив после себя свою улучшенную версию, во всей полноте отвечающую авторскому замыслу. И как это часто бывает у Александр Бродского, сам автор не очень-то стремится облечь свою идею в красивые и концептуальные фразы, справедливо считая, что произведение говорит само за себя. «Много лет назад я обратил внимание на наши типовые бетонные заборы. И даже любовался ими. И в какой-то момент пришла мысль, что из них можно сделать дом. Никакой философии за этим не кроется. Просто то, что мы видим каждый день и на что всю жизнь не обращаем внимания, считая это уродством, может превратиться во что-то очень красивое, – так сам Бродский поясняет рождение идеи «Виллы ПО-2», – Бетонные плиты – это декорация, окружающая внутренний деревянный дом. Предельно компактный, но внутри которого есть все необходимое. Этот дом – мой ответ на вопрос «Как жить?».
Авторы проекта «Вилла ПО-2» Александр Бродский и Антон Трофимов. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Авторы проекта «Вилла ПО-2» Александр Бродский и Антон Трофимов. Архстояние 2018. Фотография Архи.руоткрыть большое изображение
Фрагмент «Виллы ПО-2». Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Фрагмент «Виллы ПО-2». Архстояние 2018. Фотография Архи.руоткрыть большое изображение

Хрупкая простота
Конструктивное решение «простого дома» не так уж просто. Металлический каркас, установленный на сваях глубиной 1,8 метров, поддерживает внешнюю навесную систему из бетонных плит, каждая из которых была найдена в Подмосковье на заброшенных объектах и имеет свою историю, о которой свидетельствуют различные надписи, бережно сохраненные для любителей читать «заборные эссе». Антикварные плиты оказались неожиданно непрактичным строительным материалом. Во время возведения внешнего периметра особых усилий бригады стоило сохранить каждый «раритет» в неприкосновенности и уберечь от раскалывания. Внутри, за «хрупкой броней» и слоем утеплителя, действительно, спрятался деревянный дом с центральным двусветным пространством, наполненным светом, проникающим через длинный зенитный фонарь. По периметру обоих уровней устроены полати, одинаково удобные как для застолья перед настоящим камином, так и для сна. Для будущих гостей – а «Вилла ПО-2» пополнит номерной фонд парка – в домике будет сделан комфортный санузел и кухня.
Фрагмент интерьера «Виллы ПО-2». Зенитный фонарь. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Фрагмент интерьера «Виллы ПО-2». Зенитный фонарь. Архстояние 2018. Фотография Архи.руоткрыть большое изображение

Разгадывая шифры
Кажущаяся простота компактного дома дарит посетителям еще одну «игру» – разгадывание художественных шарад. Как всегда у Бродского в его художественно-архитектурных проектах используются самые обыденные вещи и явления, при помощи которых он ухитряется раскрыть бездну смыслов. Сходу считывается контраст внешнего и внутреннего мира – символизирующий нашу жизнь с ее вечной самообороной против жестокости и прагматизма общества. Для подкованного зрителя станут приятной неожиданностью ассоциации с палладианскими виллами и практически точное соответствие пропорций плит ПО-2 золотому сечению. А самое значимое послание, которое возможно адресует зрителям сам Бродский, а может быть это мы за него домысливаем, – что при помощи искусства даже унылые и депрессивные заборы могут стать чем-то большим, обрести собственную культурную и смысловую ценность.

Свое мнение о «Вилле ПО-2» высказал и Николай Полисский: «Этот объект невероятно важен для меня. Он представляет собой эталон «Со-здания», в котором архитектор в равной мере выступает и как художник, и провести между ними грань не возможно. Без художника не было бы этой архитектуры. Без архитектуры художник не выразил все многообразие заложенных смыслов. Этот объект всегда будет эталоном. И каждый, кто захочет построить в арт-парке нечто большое, значительное, должен будет ориентироваться, в плане выражения смыслов, на это гениальное произведение».
Перформанс «Тонкая материя» на «ВИлле ПО-»". Автор: PoemaTheatre. При содействии: Олег Макаров. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Перформанс «Тонкая материя» на «ВИлле ПО-»". Автор: PoemaTheatre. При содействии: Олег Макаров. Архстояние 2018. Фотография Архи.руоткрыть большое изображение
Перформанс «Тонкая материя» на «ВИлле ПО-»". Автор: PoemaTheatre. При содействии: Олег Макаров. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Перформанс «Тонкая материя» на «ВИлле ПО-»". Автор: PoemaTheatre. При содействии: Олег Макаров. Архстояние 2018. Фотография Архи.руоткрыть большое изображение

Искусство против рутины
На территории площадью больше 100 гектаров в течение всех трех дней фестиваля, с 27 по 29 июля творилось художественное действо – каждый объект стал пристанищем для различных арт-проектов, рощи оглашали раскаты хохота и переливы гармошки, а случайно набредший на палаточный лагерь гость мог оказаться посреди перформанса, в котором плохая привычка подслушивать является необходимым элементом интерактивного процесса. В круговороте странных действ, многозначительных звуков и картин, с разной степенью эпатажа и гуманизма выбивающих зрителей из зоны комфорта, короткую передышку и словно бы глоток «настоящности» давали лишь парковые пейзажи. Пять минут на любование березками, облаками и полем, заросшим вико-овсяной смесью, и можно возвращаться обратно в карнавальную феерию нынешнего «Архстояния». Каждый зритель волен был решать для себя сам, отгадывать или нет зашифрованные в перформансах послания, отвечающие на тему фестиваля и исследующие цикличность и обыденность мироустройства, читать или нет пространные описания каждого проекта, общаться или нет с их авторами, или просто отдаться буйству творческого процесса, отдавая на откуп подсознанию расстановку оценок и приоритетов. С подробным перечнем проектов, реализованных на Архстоянии 2018 можно ознакомиться здесь, а мы ограничимся небольшим фоторепортажем.
КУЛаторские экскурсии. Автор: Сергей Никитин. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
КУЛаторские экскурсии. Автор: Сергей Никитин. Архстояние 2018. Фотография Архи.руоткрыть большое изображение
Проект «Похороны мухи». Автор: Маша Кечаева и Алексей Коханов. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Проект «Похороны мухи». Автор: Маша Кечаева и Алексей Коханов. Архстояние 2018. Фотография Архи.руоткрыть большое изображение
Проект «Похороны мухи». Автор: Маша Кечаева и Алексей Коханов. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Проект «Похороны мухи». Автор: Маша Кечаева и Алексей Коханов. Архстояние 2018. Фотография Архи.руоткрыть большое изображение
Проект «Богобот». Авторы: Юлия Чернышева, Александра Орлова, Юрий Свердлов. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Проект «Богобот». Авторы: Юлия Чернышева, Александра Орлова, Юрий Свердлов. Архстояние 2018. Фотография Архи.руоткрыть большое изображение
Проект «Богобот». Авторы: Юлия Чернышева, Александра Орлова, Юрий Свердлов. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Проект «Богобот». Авторы: Юлия Чернышева, Александра Орлова, Юрий Свердлов. Архстояние 2018. Фотография Архи.руоткрыть большое изображение
Перформанс «Свадебный пир». 
Автор: Актерская лаборатория МШНК
Художественный руководитель: Юрий Муравицкий. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Перформанс «Свадебный пир». Автор: Актерская лаборатория МШНК Художественный руководитель: Юрий Муравицкий. Архстояние 2018. Фотография Архи.руоткрыть большое изображение
Перформанс «Книги песен перемен». 
Автор: Наталия Пшеничникова и театр голоса Ла Гол. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Перформанс «Книги песен перемен». Автор: Наталия Пшеничникова и театр голоса Ла Гол. Архстояние 2018. Фотография Архи.руоткрыть большое изображение
Презентация выставки “Free the Space” в Виртуальном русском павильоне на Венецианской архитектурной биеннале. Авторы (группа (:lion:&:unicorn:): Пекка Айраксин, Лиза Доррер, Карина Голубенко, Антон Кальгаев, Мария Качалова, Мария Косарева, Иван Курячий при участии Елены Вискович, Вальттери Осара и Владимира Гончарова. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Презентация выставки “Free the Space” в Виртуальном русском павильоне на Венецианской архитектурной биеннале. Авторы (группа (:lion:&:unicorn:): Пекка Айраксин, Лиза Доррер, Карина Голубенко, Антон Кальгаев, Мария Качалова, Мария Косарева, Иван Курячий при участии Елены Вискович, Вальттери Осара и Владимира Гончарова. Архстояние 2018. Фотография Архи.руоткрыть большое изображение
«Солнечный перформанс». 
Автор: Анастасия БеловаАрхстояние 2018. Фотография Архи.ру
«Солнечный перформанс». Автор: Анастасия БеловаАрхстояние 2018. Фотография Архи.руоткрыть большое изображение
Проект “Overheard stories”. Авторы Василий Ревякин, Дарья Лисицына и Дмитрий Степашин. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Проект “Overheard stories”. Авторы Василий Ревякин, Дарья Лисицына и Дмитрий Степашин. Архстояние 2018. Фотография Архи.руоткрыть большое изображение
Проект “Overheard stories”. Авторы Василий Ревякин, Дарья Лисицына и Дмитрий Степашин. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Проект “Overheard stories”. Авторы Василий Ревякин, Дарья Лисицына и Дмитрий Степашин. Архстояние 2018. Фотография Архи.руоткрыть большое изображение
Проект «Вереница вещей». Авторы Тамара Шипицина, Гала Измайлова. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Проект «Вереница вещей». Авторы Тамара Шипицина, Гала Измайлова. Архстояние 2018. Фотография Архи.руоткрыть большое изображение
«Сардония Херба. Заклятие смехом в лесной чаще». Автор: Юрий Квятковский. Соавторы проекта Михаил Дегтярёв и Мария Здрок. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
«Сардония Херба. Заклятие смехом в лесной чаще». Автор: Юрий Квятковский. Соавторы проекта Михаил Дегтярёв и Мария Здрок. Архстояние 2018. Фотография Архи.руоткрыть большое изображение
«Сардония Херба. Заклятие смехом в лесной чаще». Автор: Юрий Квятковский. Соавторы проекта Михаил Дегтярёв и Мария Здрок.  Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
«Сардония Херба. Заклятие смехом в лесной чаще». Автор: Юрий Квятковский. Соавторы проекта Михаил Дегтярёв и Мария Здрок. Архстояние 2018. Фотография Архи.руоткрыть большое изображение
Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Архстояние 2018. Фотография Архи.руоткрыть большое изображение

Вперед в неизвестное
Закончилось еще одно Архстояние и наступил отпускной август, но впереди новые фестивали и новые конкурсы на роль автора нетленных (или тленных) арт-объектов для Никола-Ленивца. После «архитектурной детоксикации», в следующем году архитектура снова вернется на Архстояние и уже сейчас все желающие придумать свой собственный проект, способный превзойти по архетипичности и символизму «Виллу ПО-2», по величественности – арку Бернаскони, по разудалости – «Быструю тропу» и по поэтичности – Сарай «Меганома».

И даже, если вы не планируете участвовать в Архстоянии как автор объекта, все равно приезжайте туда, в любое время года, потому что вы всегда там найдете чему удивиться, ради чего расстаться со стереотипами и совершить очередное путешествие через «темный лес» и «цветущее поле» – тут уж кому какой маршрут ближе.

Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Юлий Борисов
  • Никита Бирюков
  • Сергей Скуратов
  • Наталия Зайченко
  • Владимир Ковалёв
  • Никита Явейн
  • Павел Андреев
  • Карен Сапричян
  • Василий Крапивин
  • Антон Барклянский
  • Илья Уткин
  • Олег Мединский
  • Михаил Канунников
  • Даниил Лоренц
  • Иван Рубежанский
  • Дмитрий Васильев
  • Всеволод Медведев
  • Алексей Гинзбург
  • Юрий Сафронов
  • Антон Бондаренко
  • Станислав Белых
  • Дмитрий Ликин
  • Сергей Сенкевич
  • Анатолий Столярчук
  • Наталья Сидорова
  • Зураб Басария
  • Сергей Орешкин
  • Екатерина Кузнецова
  • Александр Асадов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Андрей Асадов
  • Андрей Гнездилов
  • Сергей Труханов
  • Екатерина Грень
  • Константин Ходнев
  • Илья Машков
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Арсений Леонович
  • Николай Миловидов
  • Александра Кузьмина
  • Евгений Герасимов
  • Сергей Кузнецов
  • Никита Токарев
  • Александр Скокан
  • Юлия Тряскина
  • Владимир Плоткин
  • Валерий Лукомский
  • Наталия Шилова
  • Антон Надточий
  • Антон Лукомский
  • Александр Бровкин
  • Валерия Преображенская
  • Игорь Шварцман
  • Марк Сафронов
  • Сергей Чобан
  • Левон Айрапетов
  • Александр Попов
  • Тотан Кузембаев
  • Иван Кожин
  • Олег Шапиро
  • Олег Карлсон
  • Полина Воеводина
  • Роман Леонидов
  • Владимир Биндеман
  • Рустам Керимов
  • Андрей Романов
  • Вера Бутко

Постройки и проекты (новые записи):

  • СКК «Арена»
  • Квартал «Преображение»
  • Физкультурно-оздоровительный комплекс в составе ЖК «Лайково»
  • Архитектурная концепция гостиницы Ihouse
  • Архитектурная концепция жилых зданий 18-20G многофункционального комплекса «Красный Октябрь»
  • Многофункциональный жилой и деловой комплекс на месте фабрики «Красный Октябрь»
  • Штаб-квартира музея «Гараж» в парке Горького
  • ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной / варианты 2016
  • Сценография «Волшебной флейты» в театре «Геликон-опера»

Технологии:

07.12.2018

RHEINZINK для реставрации московского модерна

Продукция RHEINZINK была использована при реставрации объекта наследия федерального значения – особняка Анны Кекушевой на Остоженке.
RHEINZINK
07.12.2018

Легальное граффити

Главная особенность ЖК «Граффити», который строится в Санкт-Петербурге с применением материалов ROCKWOOL, – монументальные росписи в 20 этажей, созданные уличными художниками по мотивам «Алисы в стране чудес».
ROCKWOOL
30.11.2018

Дачный параметризм

Бюро «ДА» спроектировало для Нижнего Новгорода малоэтажный дом, вобравший в себя черты нижегородского стиля и дачной романтики.
VELUX (Велюкс)
23.11.2018

130-летняя история

Архитектурные обмеры и моделирование здания венгерского государственного оперного театра.
GRAPHISOFT
23.11.2018

Оригами из фиброцемента

Оригинальное использование фиброцементных панелей EQUITONE позволило сделать здание районного супермаркета «Азбука вкуса» привлекательным, но не крикливым, одновременно подчеркивая статус компании-арендатора и вписывая здание в окружение.
EQUITONE
другие статьи