Отвергая стереотипы

В арт-парке Никола-Ленивец прошел очередной фестиваль «Архстояние», удививший гостей множеством провокационных перфомансов и пополнивший коллекцию парка новым шедевром от Александра Бродского

mainImg
Архитектор:
Александр Бродский
Мастерская:
Архитектурное бюро «Александр Бродский» http://www.brod.it/
Проект:
Вилла ПО-2
Россия

Авторский коллектив:
Александр Бродский, Антон Трофимов

2017 / 2018

Правила игры
Рассказывать о том, что такое арт-парк «Никола-Ленивец» и фестиваль «Архстояние», нет никакой необходимости. Разве что, людям, никогда не интересовавшимся современной российской архитектурой и искусством, но таких среди наших читателей точно нет.

Все, кто так или иначе вовлечен в креативную жизнь Москвы, Подмосковья и других регионов России и мира, включая Японию и Голландию, прекрасно знают и любят это место, живущее своей удивительной жизнью в дебрях Калужской области, рядом с деревней с нечеловеческим названием Звизжи, надежно защищенное от нашествия чужаков отменно раздолбанными дорогами. И каждый год все посвященные с удовольствием навещают парк, раз или два, а настоящие фанаты и чаще, чтобы бросить машину в колкой траве и глубоком снегу, и отправиться навстречу неожиданностям и новым открытиям.

Обязательные сюрпризы – это часть магии или, если угодно, Никола-Ленивецкой «большой игры». Даже если вы хорошо знаете, как пройти от «Николина уха» к «Вселенскому разуму», а оттуда к «Удаленному офису», не надейтесь избежать радости первооткрывателя. Погода и природа здесь сговорились с искусством и архитектурой, чтобы ни одна картина и пейзаж не повторялись. Пока растут деревья и цветут поля, арт-объекты живут своей жизнью, что-то появляется, что-то меняется, что-то исчезает. Именно за этими новыми впечатлениями сюда и приезжают, чтобы каждый раз словно в первый раз открыть для себя Никола-Ленивец и испытать это вдохновляющее ощущение от прикосновения к уникальному явлению, настоящему сокровищу российской культуры.
Вид на поле с Ротондой Александра Бродского. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Проект «Лайков пруд». Автор: Юлия Чернышева. При содействии: Майко Сергей, Алексей Гладков. Архстояние 2018. Фотография Архстояние 2018

Игра с искусством
Фестиваль «Архстояние» – один из главных поставщиков экспонатов в коллекцию арт-парка. И каждый год посетители фестиваля предвкушают осмотр новых объектов с последующим обсуждением их шансов стать не гостем, а полноправным обитателем парка. Но специализация идеологов парка и кураторов фестиваля «Архстояния» – ломать даже самые приятные стереотипы и время от времени они готовят для искушенных знатоков ленд-арта и малой архитектуры сюрприз, проводя то, что продюсер фестиваля Юлия Бычкова называет «архитектурная детоксикация» – фестивали, в которых большая часть событий и объектов относится не столько к монументальным жанрам, сколько к области интерактивного театрального действа со всеми его модными вариациями в виде хеппенингов, инсталляций и перформансов, проходящих в природных и архитектурных декорациях парка. В этом году вновь пришла пора избавиться от болезненной архитектурозависимости при помощи не менее всеобъемлющей любви к современному искусству.
zooming
Архстояние 2018. Логотип фестиваля


Куратор фестиваля Антон Кочуркин, в продолжение и развитие фестиваля 2017 года, посвященного исследованию сакраментального вопроса «Как жить», предложил прекрасный девиз «Со-здание», как и положено кураторской теме, включающему в себя множество под-смыслов и ассоциаций. Это понятие имеет огромное значение для старожилов Никола-Ленивца. Николай Полисский рассказывает: «Много лет назад мы вместе с моим другом Александром Пановым сформулировали то, из чего должен состоять этот парк – из «Со-зданий» и «Со-творений». «Со-здание» – это объекты с функцией, отдаленно схожие с архитектурным зданием. «Со-творение» – все, что не архитектура, прекрасное, осмысленное, но нефункциональное, то, что создается художником».
Николай Полисский, Архстояние 2018. Фотография Архи.ру


Антон Кочуркин расширил трактовку «Со-здания», включив в нее исследовательскую составляющую и поставив перед возможными участниками фестиваля на объявленном еще в апреле 2018 года «Open-call» задачу исследовать стереотипы и традиции, повторяющиеся явления человеческой жизни, ежедневную рутину, а также неотъемлемые эмоции, присущие им: радость дней рождения и свадьбы, горе от смерти и болезни близких, гнев и отчаяние от предательства; и постараться найти для них аналогии в природных циклах: смене дня и ночи, сезонности, фазах луны... На конкурс поступило 270 проектов, из которых были отобраны лишь 16. «Каждый из реализованных в этом году на «Архстоянии» проектов представляет собой личную интерпретацию обыденных ритуалов, характерных состояний и их природной идентичности. Для нас, как для кураторов фестиваля, это стало новым опытом и новым типом художественного высказывания, имеющего не столько архитектурную, сколько театральную природу, потребовавшую от нас режиссерских навыков для создания грандиозного спектакля, связывающего десятки перформансов в разных частях парка в единое целое» – так комментирует Антон Кочуркин сложность подготовки фестиваля 2018 года.
Начало пути. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру

 
Искусство внутри архитектуры
Но если уж обманывать ожидания и ломать стереотипы, то делать это во всем. И потому главным объектом фестиваля «без архитектуры» оказался безусловно архитектурный объект – «Вилла ПО-2» Александра Бродского, спрятавшаяся в густой осиновой поросли от суеты и шума, своеобычно царящих у пруда с кафе «Угра». Потребовалось почти два года на то, чтобы эскиз, зафиксировавший образ прекрасной виллы, построенной из самых одиозных и символичных элементов строительной отрасли еще советских времен – бетонных панельных плит типа «ПО-2» (об истории создания дизайна плит читайте здесь), превратился сначала в арт-объект, а потом, спустя год, в полноценный жилой дом, способный приютить, по крайней мере, 10 человек.
Вилла ПО-2. Эскиз, Автор проекта Александр Бродский
© Александр Бродский


Вилла должна была появиться в Арт-парке еще в 2017 году. Но постоянные дожди и слякоть не позволили закончить строительный процесс и на прошлом «Архстоянии» организаторы, мудро не раскрывая деталей производственного процесса, представили на суд общественности light-вариант виллы в виде периметра из 6 плит, окружающего купу деревьев, чьи кроны выполняли роль своеобразной кровли.
Вилла ПО-2. Инсталлция на «Архстоянии 2017». Автор проекта Александр Бродский
Фотография © Дмитрий Павликов


И общественность, нужно отметить, была в восторге от купированной версии. Контраст брутальных, геометричных плит и живых деревьев был слишком силен и порождал бесконечное число трактовок: и противопоставления естественной красоты природы убогости техногенного мира, созданного нашей цивилизацией, и пост-модернистическую шутку на тему бетонной трактовки перистиля, и пророческое видение об неизбежном апокалиптическом будущем человечества. Но все оказалось прозаичнее – это была тренировка перед настоящим воплощением образа.
Вилла ПО-2. Готовый дом на «Архстоянии 2018»
Фотография Архи.ру


Прошлогодняя вилла канула в небытие, оставив после себя свою улучшенную версию, во всей полноте отвечающую авторскому замыслу. И как это часто бывает у Александр Бродского, сам автор не очень-то стремится облечь свою идею в красивые и концептуальные фразы, справедливо считая, что произведение говорит само за себя. «Много лет назад я обратил внимание на наши типовые бетонные заборы. И даже любовался ими. И в какой-то момент пришла мысль, что из них можно сделать дом. Никакой философии за этим не кроется. Просто то, что мы видим каждый день и на что всю жизнь не обращаем внимания, считая это уродством, может превратиться во что-то очень красивое, – так сам Бродский поясняет рождение идеи «Виллы ПО-2», – Бетонные плиты – это декорация, окружающая внутренний деревянный дом. Предельно компактный, но внутри которого есть все необходимое. Этот дом – мой ответ на вопрос «Как жить?».
Авторы проекта «Вилла ПО-2» Александр Бродский и Антон Трофимов. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Фрагмент «Виллы ПО-2». Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Фотография Архи.ру

Хрупкая простота
Конструктивное решение «простого дома» не так уж просто. Металлический каркас, установленный на сваях глубиной 1,8 метров, поддерживает внешнюю навесную систему из бетонных плит, каждая из которых была найдена в Подмосковье на заброшенных объектах и имеет свою историю, о которой свидетельствуют различные надписи, бережно сохраненные для любителей читать «заборные эссе». Антикварные плиты оказались неожиданно непрактичным строительным материалом. Во время возведения внешнего периметра особых усилий бригады стоило сохранить каждый «раритет» в неприкосновенности и уберечь от раскалывания. Внутри, за «хрупкой броней» и слоем утеплителя, действительно, спрятался деревянный дом с центральным двусветным пространством, наполненным светом, проникающим через длинный зенитный фонарь. По периметру обоих уровней устроены полати, одинаково удобные как для застолья перед настоящим камином, так и для сна. Для будущих гостей – а «Вилла ПО-2» пополнит номерной фонд парка – в домике будет сделан комфортный санузел и кухня.
Фрагмент интерьера «Виллы ПО-2». Зенитный фонарь. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Фотография Архи.ру

Разгадывая шифры
Кажущаяся простота компактного дома дарит посетителям еще одну «игру» – разгадывание художественных шарад. Как всегда у Бродского в его художественно-архитектурных проектах используются самые обыденные вещи и явления, при помощи которых он ухитряется раскрыть бездну смыслов. Сходу считывается контраст внешнего и внутреннего мира – символизирующий нашу жизнь с ее вечной самообороной против жестокости и прагматизма общества. Для подкованного зрителя станут приятной неожиданностью ассоциации с палладианскими виллами и практически точное соответствие пропорций плит ПО-2 золотому сечению. А самое значимое послание, которое возможно адресует зрителям сам Бродский, а может быть это мы за него домысливаем, – что при помощи искусства даже унылые и депрессивные заборы могут стать чем-то большим, обрести собственную культурную и смысловую ценность.

Свое мнение о «Вилле ПО-2» высказал и Николай Полисский: «Этот объект невероятно важен для меня. Он представляет собой эталон «Со-здания», в котором архитектор в равной мере выступает и как художник, и провести между ними грань не возможно. Без художника не было бы этой архитектуры. Без архитектуры художник не выразил все многообразие заложенных смыслов. Этот объект всегда будет эталоном. И каждый, кто захочет построить в арт-парке нечто большое, значительное, должен будет ориентироваться, в плане выражения смыслов, на это гениальное произведение».
Перформанс «Тонкая материя» на «ВИлле ПО-»". Автор: PoemaTheatre. При содействии: Олег Макаров. Архстояние 2018
Фотография Архи.ру
Перформанс «Тонкая материя» на «ВИлле ПО-»". Автор: PoemaTheatre. При содействии: Олег Макаров. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Фотография Архи.ру

Искусство против рутины
На территории площадью больше 100 гектаров в течение всех трех дней фестиваля, с 27 по 29 июля творилось художественное действо – каждый объект стал пристанищем для различных арт-проектов, рощи оглашали раскаты хохота и переливы гармошки, а случайно набредший на палаточный лагерь гость мог оказаться посреди перформанса, в котором плохая привычка подслушивать является необходимым элементом интерактивного процесса. В круговороте странных действ, многозначительных звуков и картин, с разной степенью эпатажа и гуманизма выбивающих зрителей из зоны комфорта, короткую передышку и словно бы глоток «настоящности» давали лишь парковые пейзажи. Пять минут на любование березками, облаками и полем, заросшим вико-овсяной смесью, и можно возвращаться обратно в карнавальную феерию нынешнего «Архстояния». Каждый зритель волен был решать для себя сам, отгадывать или нет зашифрованные в перформансах послания, отвечающие на тему фестиваля и исследующие цикличность и обыденность мироустройства, читать или нет пространные описания каждого проекта, общаться или нет с их авторами, или просто отдаться буйству творческого процесса, отдавая на откуп подсознанию расстановку оценок и приоритетов. С подробным перечнем проектов, реализованных на Архстоянии 2018 можно ознакомиться здесь, а мы ограничимся небольшим фоторепортажем.
КУЛаторские экскурсии. Автор: Сергей Никитин. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Проект «Похороны мухи». Автор: Маша Кечаева и Алексей Коханов. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Проект «Похороны мухи». Автор: Маша Кечаева и Алексей Коханов. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Проект «Богобот». Авторы: Юлия Чернышева, Александра Орлова, Юрий Свердлов. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Проект «Богобот». Авторы: Юлия Чернышева, Александра Орлова, Юрий Свердлов. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Перформанс «Свадебный пир». Автор: Актерская лаборатория МШНК Художественный руководитель: Юрий Муравицкий. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Перформанс «Книги песен перемен». Автор: Наталия Пшеничникова и театр голоса Ла Гол. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Презентация выставки “Free the Space” в Виртуальном русском павильоне на Венецианской архитектурной биеннале. Авторы (группа (:lion:&:unicorn:): Пекка Айраксин, Лиза Доррер, Карина Голубенко, Антон Кальгаев, Мария Качалова, Мария Косарева, Иван Курячий при участии Елены Вискович, Вальттери Осара и Владимира Гончарова. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
«Солнечный перформанс». Автор: Анастасия БеловаАрхстояние 2018. Фотография Архи.ру
Проект “Overheard stories”. Авторы Василий Ревякин, Дарья Лисицына и Дмитрий Степашин. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Проект “Overheard stories”. Авторы Василий Ревякин, Дарья Лисицына и Дмитрий Степашин. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Проект «Вереница вещей». Авторы Тамара Шипицина, Гала Измайлова. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
«Сардония Херба. Заклятие смехом в лесной чаще». Автор: Юрий Квятковский. Соавторы проекта Михаил Дегтярёв и Мария Здрок. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
«Сардония Херба. Заклятие смехом в лесной чаще». Автор: Юрий Квятковский. Соавторы проекта Михаил Дегтярёв и Мария Здрок. Архстояние 2018. Фотография Архи.ру
Архстояние 2018. Фотография Архи.ру

Вперед в неизвестное
Закончилось еще одно Архстояние и наступил отпускной август, но впереди новые фестивали и новые конкурсы на роль автора нетленных (или тленных) арт-объектов для Никола-Ленивца. После «архитектурной детоксикации», в следующем году архитектура снова вернется на Архстояние и уже сейчас все желающие придумать свой собственный проект, способный превзойти по архетипичности и символизму «Виллу ПО-2», по величественности – арку Бернаскони, по разудалости – «Быструю тропу» и по поэтичности – Сарай «Меганома».

И даже, если вы не планируете участвовать в Архстоянии как автор объекта, все равно приезжайте туда, в любое время года, потому что вы всегда там найдете чему удивиться, ради чего расстаться со стереотипами и совершить очередное путешествие через «темный лес» и «цветущее поле» – тут уж кому какой маршрут ближе.
Архитектор:
Александр Бродский
Мастерская:
Архитектурное бюро «Александр Бродский» http://www.brod.it/
Проект:
Вилла ПО-2
Россия

Авторский коллектив:
Александр Бродский, Антон Трофимов

2017 / 2018

03 Августа 2018

Похожие статьи
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Пресса: Похоронить муху и переночевать в вилле из заборных...
В этом году команда фестиваля «Архстояние» в Никола-Ленивце продолжила исследовать пространство для жизни. В отличие от прошлого года, акцент сместился с архитектуры на природные циклы и ритуалы, сопровождающие их.
Спектакль в 18-ти действиях
Свадебный пир, похороны мухи и целый пруд «лайков» – это лишь малая часть сюрпризов, которые в этом году приготовило своим гостям «Архстояние».
Технологии и материалы
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
Сейчас на главной
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Акценты для луга
Мы раньше и города такого не знали, Княгинино. А там каждый пятый житель студент, прямо мечта Азимова. Реализованный по проекту ГОРА «Студенческий луг» расположен далековато от университета, зато близко к центру. Главный акцент – покрытая гонтом вышка-«обсерватория». Существенно еще то, что, согласно плану, каждый павильон закреплен за одним из факультетов Нижегородского государственного инженерно-экономического университета.
«Аристократизм, приватность, de luxe… разнообразие»
У Мытного двора в Петербурге не так давно, примерно полгода назад, сменился владелец, класс жилья, проект и архитектор. О проекте мы уже рассказывали по итогам рассмотрения на Градостроительном совете Петербурга. А сегодня беседуем с представителями девелопера о ЖК «Евгеньевский», теперь – de luxe, авторства Евгения Герасимова. Он построен на теме аристократизма и отсылках к разным видам исторической архитектуры, по части которых бюро «Евгений Герасимов и партнеры» – большие мастера.
Полезные связи
Zaha Hadid Architects представили проект мастерплана Наполи-Порта-Эст, который призван оживить заброшенные промышленные кварталы Неаполя и соединить их с центральной частью города.
Архитектура в рельефе
Трансформация исторического здания педагогического института в отель и офисы по проекту CBA architectes дала городу Руан новую смотровую площадку.
Пресса: Советский модернизм, который мы теряем
Общественная дискуссия вокруг судьбы Большого Московского цирка и сноса комплекса зданий бывшего СЭВа вновь привлекла внимание к проблеме сохранения архитектуры послевоенного модернизма
18 лет ожидания
Стартовала реализация проекта Zaha Hadid Architects, начатого еще в 2007-м: это Центр средиземноморской культуры для южноитальянского города Реджо-ди-Калабрия.
Здоровый дух
Для спортивной базы в Зеленогорске бюро «Луч» предложило корпуса, которые свободно размещаются в сосновом лесу, гармонируя с ним скатными кровлями, природными материалами и цветовой гаммой. Также проект предусматривает приспособление бывшего финского усадебного дома, сохранившегося на участке.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Стеклянная граница оптимума
Очень маленький дом с оптимальной планировкой – 21 м2 – тем не менее включает две роскошные вещи. Во-первых, сауну, хотя и в виде кабины; во-вторых, угол из структурного стекла, изнутри стекло – от пола до потолка. Вот это, правда, роскошь для дома с фанерным конструктивом, что признает и сам автор.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
Щепотка ностальгии
Кафе-кулинария по проекту студии архитектуры и дизайна OBJCT открылось в Волгограде в здании бывшего Тракторного завода, который сейчас играет роль бизнес-парка. Чтобы воссоздать дух советского времени, архитекторы использовали мозаику, стеклоблоки, растения в кадках, а также терраццо. Фанера и красные акценты сделали интерьер светлым и свежим.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Пресса: Александр Скокан: «Ужас в том, что “Аушвиц” — идеальный...
В начале 1945 года советские войска освободили польский город Освенцим, а с ним и самый известный лагерь смерти, одно из главных свидетельств Холокоста — «Аушвиц». 40 лет спустя архитектор Александр Скокан и художник Иван Лубенников разработали проект реконструкции советского раздела музея-мемориала. Обновленная экспозиция открылась 8 мая 1985 года и просуществовала вплоть до 2013-го, когда ее в очередной раз осовременили. По просьбе «Сноба» публицист, соучредитель и бывший главред архитектурного журнала «Проект Россия» Анатолий Белов встретился с Александром Скоканом, чтобы узнать о правоверном модернизме проектировщиков «Аушвица», искусстве добывать стройматериалы в эпоху позднего застоя и о том, каково жилось в бывшей гостинице для офицеров СС.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Тяга к ремеслу
По проекту бюро KIDZ в Тель-Авиве открылась нео-изакая. Учитывая равнодушие горожан к сложным дизайнерским решениям, архитекторы сосредоточились на материалах, освещении и мебели. Такой подход соотносится с японскими понятиями «шокунин» и «коадавари», означающими искусного мастера и внимание к деталям. Единственным предметом декора стала лаковая миниатюра, найденная на блошином рынке.
Компактное построение
В буколическом окружении рисовых полей престижного района Бали Pererenan, на возвышении с видом на океан, Антон Кочуркин и 8Lines, выиграв конкурс, спроектировали апарт-отель. Его уже начали строить. Особенность проекта – оптимальные компактные планировки, он рассчитан на средний достаток.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.
Большой брат
Жилой комплекс Architecton построен в Екатеринбурге по проекту бюро Archinform на месте техникума 1930-х годов. Снос конструктивистского здания стал потерей для города, которую архитекторы попытались восполнить, сохраняя память места через эксперимент с формой.
Ленты и складки
Выставочный центр по проекту Zaha Hadid Architects в Пекине реализован как модульное сооружение, что сократило затраты на строительство и его сроки.
Красный конь
Суперграфика на фасадах жилого комплекса, построенного в Екатеринбурге по проекту бюро «План Б», вдохновлена мезенской росписью. Красный пигмент для 23-этажной башни выбрали не только как акцентный, но и устойчивый в штукатурке. Не менее яркими получились вестибюли подъездов, оформленные приемом color block.
Памяти Александра Раппапорта
Человек, «глубоко мыслящий и всесторонне одаренный»; «ренессансный гений – уникальный эрудит, мудрый философ, тончайший поэт, виртуозный музыкант и проницательный художник»; «один из последних архитекторов, входивших в интеллектуальную элиту»... С нами больше нет Александра Раппапорта.
Производство знаний
Компания «Даль» заняла второе место в конкурсе на редевелопмент Главного корпуса Ижевского завода. Команда предложила будущим инвесторам на выбор два сценария развития территории – межвузовский кампус или бизнес-хаб, но в обоих случаях отвела историческому зданию Семёна Дудина роль центра популяризации наук. Внушительное предпроектное исследование определило архитектурные решения.
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.