Как жить?

Жить в постоянном движении, в единении с природой или наедине с собой, погружаясь в мир спорта, музыки, театра или бросаясь на поиски собственного пути. Двенадцатый фестиваль «Архстояние» завершил свою программу в Никола-Ленивце.

mainImg
«Как жить?» – вопрос актуальный во все времена. Как образ жизни, сфера деятельности человека и его философия отражаются на типологии жилища, эволюционирующего или, напротив, возвращающегося к истокам? Двенадцатый фестиваль «Архстояние» поставил этот вопрос в продолжение темы «Убежище». По словам куратора фестиваля Антона Кочуркина, поднятая в прошлом году тема себя еще не исчерпала до конца. Однако теперь к ней подошли более архитектурно. «Несмотря на традиционную многожанровость фестиваля, в этом году в Никола-Ленивце появились подлинные архитектурные объекты, – говорит Кочуркин. – Это дома, пригодные для постоянного или временного проживания. У них, в отличие от произведений искусства, которые по своей сути бесполезны, есть функция, цель и область применения». Авторы проектов попытались представить свое видение пространства для жизни, придумали материальную оболочку для собственной системы ценностей и увлечений. Получился некий срез знаний об образе жизни отдельных сообществ – спортивных, театральных, музыкальных.

На территории арт-парка, действительно, появилось несколько новых домов разного масштаба – от самого маленького, пригодного разве что для ночлега, условно-абстрактного, подразумевающего, что природа и есть наш дом, до полноценного жилого дома с канализацией и отоплением.
Фестиваль «Архстояние» в Никола-Ленивце. Фотография © Дмитрий Павликов
«Конура». Автор проекта Виктория Чупахина. Фотография © Дмитрий Павликов

Самый миниатюрный дом – «Конура», созданная Викторией Чупахиной из глины, веток и собачьей шерсти. Волонтеры, которых удалось застать возле шарообразного домика с небольшим круглым отверстием-входом, рассказали, что художница собирала шерсть в питомниках и зоосадах. Материалом для строительства поделились больше двухсот собак, но, как уверяют создатели арт-объекта, ни одно животное не пострадало. Конура, способная вместить только собаку и его хозяина, покрыта шерстью как внутри, так и снаружи. Дно выстлано соломой, отчего в домике достаточно тепло, несмотря на отсутствие двери. Говорят, что кое-кто из сотрудников фестиваля уже опробовал жилище, случайно заночевав в «Конуре» и после признавался, что спать там оказалось достаточно комфортно. Посетители также охотно забирались в домик – кто-то ради эффектной фотографии, а кто и просто погреться.
«Конура». Автор проекта Виктория Чупахина. Фотография © Дмитрий Павликов
«Конура». Автор проекта Виктория Чупахина. Фотография © Дмитрий Павликов
***

«Дом», придуманный командой АБ «Рождественка», несмотря на свое прямолинейное название, к дому в буквальном смысле слова имеет наименьшее отношение. На деле это сад, появившийся в поле, на углу которого одиноко растут береза и ольха. Сад было предложено создать руками посетителей за три фестивальных дня. Любой желающий мог выбрать саженец и посадить его в границах выделенного участка. Результатом такого перформанса стала новая для фестиваля структура. Арт-парк, который в Никола-Ленивце создается вот уже двенадцатый год, никогда прежде не затрагивал природное окружение. Появление новых пород деревьев, ранее не произраставших в этих местах, искусственно созданная человеком центричная форма сада – это новый шаг в развитии территории – неоднозначный, но смелый. Организаторы неслучайно назвали этот проект наиболее важным для фестиваля, поскольку год от года он будет развиваться, меняя пространство вокруг себя. Напомним, что концепция «дома»-сада стала победителем конкурса Open Call 2017, в результате чего и получила право на реализацию.
***

Вилла ПО-2. Автор проекта Александр Бродский. Фотография © Дмитрий Павликов

Вилла ПО-2 – тоже не столько дом, сколько инсталляция, предвосхищающая появление дома. Антон Кочуркин поделился планами строительства большой виллы по проекту Александра Бродского уже в будущем году. Сегодняшняя инсталляция – лишь размышление о том, какой она будет. Инсталляция собрана из бетонных плит заборов ПО-2, которые обычно ограждают промышленные территории или железную дорогу. В данном случае плиты с вырезанными в них отверстиями-окнами поставлены вокруг скопления деревьев на лужайке. Таким образом Бродский эстетизирует советское прошлое, меняет ассоциативный ряд, делает глухой забор проницаемым, а холодный механистичный материал – живым и тактильным.
Вилла ПО-2. Автор проекта Александр Бродский. Фотография © Дмитрий Павликов
***

Наиболее определенно на вопрос «как жить?» отвечает дом-рампа, созданный молодым архитектурным коллективом «Алыча». Сами авторы называют постройку «Штабом», а посетители окрестили ее скейтспотом. Дом, иллюстрирующий стиль жизни сообщества скейтбордистов, располагается на территории кемпинга, рядом с прудом. Место более чем оживленное, но новому сооружению удается спрятаться среди деревьев. К пруду объем развернут прозрачной витриной. Последняя, как выяснилось в ходе мастер-класса по катанию на скейте, легко снимается, превращая дом в сцену. Кататься могли все желающие, организаторы брались обучить новичков основам данного вида спорта.
«Штаб». Авторы проекты бюро «Алыча».Фотография © Дм итрий Павликов
«Штаб». Авторы проекты бюро «Алыча». Фотография © Дмитрий Павликов

Один из авторов проекта Алексей Папин объяснил, что идея создания уединенного пространства для катания возникла давно. Был даже придуман новый термин, определяющий философию проекта – аскейтизм. Никола-Ленивец стал идеальным местом для реализации замысла. «Сначала мы нарисовали рампу, – рассказал Алексей Папин, – Потом добавили жилые помещения – спальню, санузел, гостиную с гамаком. Все это завернули в оболочку из фанеры – особо значимого материала для скейтбордистов. Предусмотрели канализацию, освещение и отопление. И получили комфортное жилое пространство». Идея завернуть функцию в оболочку, как утверждают авторы, заимствована у конструктивистов. Форма постройки тоже выдержана в духе нового конструктивизма – лаконичная, но запоминающаяся.
«Штаб». Авторы проекты бюро «Алыча». Фотография © Дмитрий Павликов
***

Помимо «Штаба» возле пруда разместились еще два жилых дома – «Кибитка» Юрия Муравицкого и Рустама Керимова, и «Дом с люстрой», придуманный петербургским бюро «Хвоя». Молодые архитекторы из северной столицы очень правильно почувствовали место – на кромке воды. Здесь они построили дом без единого окна. Свет внутрь проникает сквозь небольшое отверстие в кровле, по подобию швейцарской часовни брата Клауса Петера Цумтора. Днем это естественный солнечный свет, а ночью – свет люстры, установленной внутри стеклянного колпака. Люстра освещает как внутреннее пространство, так и улицу, выступая в роли фонаря. Замкнутый объем словно бы противопоставлен открытым пространствам Никола-Ленивца. Входя внутрь, посетитель оказывается отрезанным от окружения, наедине со своими мыслями. Иначе решена внешняя граница дома. Здесь, на деревянном помосте, выходящем прямо на воду, создано полноценное общественное пространство, которое позволяет в полной мере насладиться окружением, свесить ноги в воду, позагорать или проследить за закатом солнца.
«Дом с люстрой». Бюро «Хвоя». Фотография © Дмитрий Павликов
«Дом с люстрой». Бюро «Хвоя». Фотография © Дмитрий Павликов
***

К созданию дома-кибитки Антон Кочуркин привлек режиссера Юрия Муравицкого и архитектора Рустама Керимова, возглавляющего бюро А-ГА. В таком тандеме было создано произведение, иллюстрирующее кочевой образ жизни человека, не способного сидеть на одном месте. Страсть к передвижению кибитка, собранная на базе старого автобуса, охотно демонстрировала, прокатываясь по берегу пруда под музыкальный аккомпанемент. Другая идейная составляющая дома-кибитки – жизнь напоказ. Одна из ее стен, по замыслу авторов, превращена в огромную стеклянную витрину, сквозь которую можно наблюдать за жизнью актеров, населяющих дом. В каком-то смысле,это обычное состояние современного человека, ежедневно демонстрирующего свою жизнь в соцсетях и там же наблюдающего за жизнью других людей. Но основное наполнение кибитки – репетиция спектакля «Три сестры». В течение всех фестивальных дней актеры репетировали на глазах у зрителя, из-за чего сам процесс репетиции превратился в некий спектакль.
«Кибитка». Юрий Муравицкий и бюро А-ГА. Фотография © Дмитрий Павликов
«Кибитка». Юрий Муравицкий и бюро А-ГА. Фотография © Дмитрий Павликов
***

Рядом с «Кибиткой» разместилась инсталляция Алексея Мартинса «Быть вместе». Это продолжение проекта «Ментальные дрова», предполагающего демонстративное сожжение скульптур из древесины. В этом году из старых досок было собрано сто фигурок животных. Собаки, суслики, олени на деревянных подиумах-кострищах заняли большое поле за кафе «Угра». Издали рассредоточенные фигурки напоминали покосившиеся деревянные кресты заброшенного кладбища. Ассоциация, наверное, неслучайная, учитывая дальнейшую судьбу инсталляции.
Временная инсталляция Алексея Мартинса «Быть вместе». Фотография © Дмитрий Павликов
Временная инсталляция Алексея Мартинса «Быть вместе». Фотография © Дмитрий Павликов
Временная инсталляция Алексея Мартинса «Быть вместе». Пепелище. Фотография © Дмитрий Павликов
Временная инсталляция Алексея Мартинса «Быть вместе». Пепелище. Фотография © Дмитрий Павликов
***

Иное настроение задавал перформанс Сергея Катрана, который в игровой форме предложил посетителям выбрать свой жизненный путь. Суть своего экспериментального проекта «Дети гениев отдыхают на природе» автор объяснил на примере всем известных легенд о Диогене, проповедующих идеи воздержания и самоограничения. Ограничить человека Катран предложил вполне буквально, с помощью препарированной бочки. Бочек оказалось много и каждая с неповторяющимися отверстиями. Любой желающий мог выбрать себе бочку по вкусу, просунуть в нее ногу, руку или одеть на голову. Выбирая ту или иную бочку, человек, по замыслу автора, определял свою жизненную философию и степень самоограничения.
Перформанс Сергея Катрана. Справа: Сергей Катран. Фотография © Дмитрий Павликов
Перформанс Сергея Катрана. Фотография © Дмитрий Павликов
Перформанс Сергея Катрана. Фотография © Дмитрий Павликов
***

Помимо посещения арт-объектов гостям фестиваля была предложена обширная лекционная программа. К примеру, 22 июля в лектории состоялся большой круглый стол на тему «Как жить?» с участием авторов проектов и приглашенных экспертов. Свою образовательную программу в «Лесной школе», устроенной в Ленивом Зиккурате, провел Пахом. Молодые кинокритики подготовили ночные кинопоказы. В поле транслировались фильмы с 33-миллиметровой пленки на передвижном кинооборудовании прошлого века. Одним из главных инструментов поиска ответа на вечный вопрос стала музыка. Центр «Наука и Искусство» собрал пятьдесят музыкантов из США, Европы и России. Не отставали и гости «Архстояния», приехавшие с гитарами, барабанами, варганами и совершенно экзотическими музыкальными инструментами, не стихавшими до рассвета.
«Лесная школа». Фотография © Дмитрий Павликов
Фестиваль «Архстояние» в Никола-Ленивце. Фотография © Дмитрий Павликов
Фестиваль «Архстояние» в Никола-Ленивце. Фотография © Дмитрий Павликов

Как признался Антон Кочуркин, жилые дома стали для фестиваля настоящим вызовом, ведь в рамках «Архстояния» никогда прежде не создавалась «полезная архитектура». Но несмотря на все трудности, включая постоянные дожди, мешавшие реализовывать проекты, все получилось. Дома надолго заняли свое место в парке. И органичность их существования в природном окружении перестала вызывать какие-либо сомнения, когда на предзакатный Никола-Ленивец опустился молочно-белый туман, растушевал все острые углы и стер все вопросительные знаки.
 

25 Июля 2017

Похожие статьи
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Пресса: В Калужской области проходит международный фестиваль...
Город архитектурных фантазий в чистом поле. Участники крупнейшего в Европе международного фестиваля «Архстояние», который проходит в Калужской области, представили свое видение того, как должен выглядеть современный дом. Известные дизайнеры из России и из-за рубежа не сдерживали полета мысли и отважились на самые смелые эксперименты.
Пресса: На «Архстоянии» показали, как жить
В деревне Никола-Ленивец прошел 12-й Международный фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние». В этом году кураторы Антон Кочуркин и Юлия Бычкова сделали темой фестиваля вопрос «Как жить?» и предложили художникам и архитекторам подумать над тем, как может выглядеть минимальное пространство для жизни. «Газета.Ru» рассказывает и показывает эскизы пяти новых объектов, которые появились на территории Никола-Ленивца в процессе поиска ответов.
Пресса: Фестиваль «Архстояние» прошел под девизом «Как жить?»
Фестиваль «Архстояние» в деревне Никола-Ленивец прошел в эти выходные в двенадцатый раз, добавив к разбросанным по полям и лесочкам арт-объектам семь новых. Всего замечательных, никаких и совершенно лишних сооружений скопилось в округе за двенадцать лет существования фестиваля достаточно, чтобы ощутить угрозу превращения места силы русской природы в парк художественных аттракционов. Так что вопросительный девиз нынешнего года «Как жить?» кажется вполне серьезным и требующим ответа. Продюсер «Архстояния» Юлия Бычкова считает его еще и практическим. Существующий без регулярного финансирования и необходимой спонсорской поддержки, преимущественно на деньги, вырученные раз в год за билеты на фестиваль, «Проект Никола-Ленивец» должен на какие-то средства существовать и как-то людей поселять.
Пресса: Кибитка, вилла и скейтспот
Дома на воде без окон, актёрская кибитка как реалити-шоу и многое другое — с 21 июля в Никола-Ленивце начинается архитектурный фестиваль «Архстояние». Самиздат «Батенька, да вы трансформер» связался с его куратором Антоном Кочуркиным и попросил рассказать, чем фестиваль в 2017 году отличается от предыдущих, его предназначении и роли архитектуры.
Пресса: Собираетесь на «Архстояние» в Никола-Ленивец? Посмотрите...
«Афиша Daily» при поддержке дронов из Никола-Ленивца представляет фотокарту фестиваля «Архстояние». На прошлогодних фотографиях отмечены новые архитектурные объектов от Бродского, Муравицкого и бюро «Рождественка».
Арх- и не только
«Архстояние» с темой «Как жить?» стартует 21 июля. Рассказываем, какие объекты обещает показать фестиваль – а среди участников Александр Бродский и Наринэ Тютчева – и чем «Архстояние» порадует еще, помимо арт- и арх-. Программа насыщенная.
Технологии и материалы
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
Сейчас на главной
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Поющие пески
Проект благоустройства набережной в Вилюйске, разработанный бюро Grd:studio в рамках Конкурса комфортной среды, примечателен малыми архитектурными формами, которые рассказывают о якутской культуре, казачьем наследии и особенностях повседневной жизни этих мест. Память об утраченной православной церкви решено сохранить с помощью металлической инсталляции, повторяющей силуэт здания.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.