25.12.2017

Архитектурный ритм революции

Открывшийся в декабре выставочный проект Музея архитектуры и бюро Тотана Кузембаева напоминает о том, что было построено за самое плодотворное в истории отечественной архитектуры десятилетие и продолжает жить в настоящем.

информация:

«Авангардстрой. Архитектурный ритм революции». Фотография предоставлена музеем архитектуры
«Авангардстрой. Архитектурный ритм революции». Фотография предоставлена музеем архитектуры открыть большое изображение

Выставка называется «Авангардстрой» – она, действительно, показывает именно то, что было построено в авангардные 1920-1930-е. Точнее, о начале реального строительства можно говорить после окончания гражданской войны где-то к 1925 году; концом эпохи стал 1932. Хотя в экспозиции есть и гораздо более поздние вещи – такие как эскизы «Города солнца» Ивана Леонидова, почему – вы еще вернемся к этому. Итак – всего 10 лет, за которые в стране появилось так много «новой» архитектуры, что материала хватит на сотню выставок. Поэтому естественно, что в экспозиции почти нет архитектурных фантазий, работ вхутемасовцев – им физически не нашлось места – только проектная графика, 90 процентов которой составляет конструктивизм, что и понятно: самое популярное из авангардных направлений дало наибольшее число реальных построек по всей стране.

Свое богатое собрание графики авангарда Музей архитектуры, к которому присоединились еще несколько музеев Москвы, Санкт-Петербурга и частных собраний, показывает в типологическом порядке – «зал клубов», «зал административных зданий», «зал промышленных комплексов», что, конечно, позволяет оценить масштаб. Короткий век авангарда дал советской архитектуре десятки новых типологий зданий, новых технологий, сотни построек, определивших ее дальнейшее развитие в XX веке. И это несмотря на непопулярность авангарда, на «запрет», «бедность».... Дело в том, что авангард был социально ориентированным проектом, и в этом крылось его огромное значение для всей последующей советской архитектурной истории. Появившиеся в тот период абсолютно новые понятия жилкомбинат, дом-коммуна, рабочий клуб, а еще проекты жилья с квартирами различных типов, поликлиник, детских садов, школ, спортивных комплексов стали основой для поисков архитекторов и 1930-х, и 1940-х и много дальше.
«Авангардстрой. Архитектурный ритм революции». Фотография предоставлена музеем архитектуры
«Авангардстрой. Архитектурный ритм революции». Фотография предоставлена музеем архитектуры открыть большое изображение
«Авангардстрой. Архитектурный ритм революции». Фотография предоставлена музеем архитектуры
«Авангардстрой. Архитектурный ритм революции». Фотография предоставлена музеем архитектуры открыть большое изображение
«Авангардстрой. Архитектурный ритм революции». Фотография предоставлена музеем архитектуры
«Авангардстрой. Архитектурный ритм революции». Фотография предоставлена музеем архитектуры открыть большое изображение
«Авангардстрой. Архитектурный ритм революции». Фотография предоставлена музеем архитектуры
«Авангардстрой. Архитектурный ритм революции». Фотография предоставлена музеем архитектуры открыть большое изображение
«Авангардстрой. Архитектурный ритм революции». Фотография предоставлена музеем архитектуры
«Авангардстрой. Архитектурный ритм революции». Фотография предоставлена музеем архитектуры открыть большое изображение

Теперь о второй части названия выставки – «Архитектурный ритм революции». Как и любой большой стиль, авангард был фундаментальным и всеобъемлющим явлением. Авангардом называют многое и он, действительно, «подпитывался» из разных источников. Когда было мало возможности реального строительства, а мысль била ключом, особенно в период тяжелого восстановления страны после гражданской войны, архитекторы занимались и книжной графикой, и театральными постановками, рисовали плакаты и даже эскизы революционных шахмат. Авангард задавал архитектуру нового общества, а архитекторы были универсальны, как творцы эпохи возрождения.

Вот этот особый ритм эпохи сумел «обрамить» автор прекрасной – «красной» архитектуры экспозиции Тотан Кузембаев. «Настоящий архитектор должен желать делать что-то новое, вот Тотан Кузембаев – такой, – говорит куратор выставки Ирина Чепкунова. – Он творчески очень самобытный человек и он в состоянии понять достоинства проектов других архитекторов, что, кстати, тоже довольно редкое качество, особенно среди архитекторов. Архитекторы – очень ревнивые люди, в истории архитектуры они часто уничтожают своих предшественников и строят свое, или достраивают, или перестраивают. Тысячи тому примеров. Мне очень хотелось, чтобы архитектуру выставки делал Тотан Кузембаев, он – творец, именно в том смысле этого слова, какой вкладывал в него авангард».

Квинтэссенцией творца можно смело назвать фигуру Ивана Леонидова – и понятно, почему именно его залом открывается эта выставка. Здесь очень полно показано все собрание одного из самых ярких архитекторов своей эпохи– даже работы, которые он сделал в 1940-е годы. Это единственный зал полностью архитектурных фантазий. «Город солнца», придуманный Леонидовым, становится символом авангарда в поиске новых форм, в указании движения, направления, в котором авангард должен был развиваться. Это пролог, а эпилог – в маленьком зальчике с видеопроектором: демонстрирующийся здесь фильм – итог прошлогоднего проекта сотрудников музея по изучению и каталогизации памятников авангарда в разных регионах нашей страны, который проводился по заказу Министерства культуры. Это своеобразный мостик в день нынешний и недвусмысленный посыл – снова и снова задуматься о судьбе наследия 1920–1930-х.
«Авангардстрой. Архитектурный ритм революции». Фотография предоставлена музеем архитектуры
«Авангардстрой. Архитектурный ритм революции». Фотография предоставлена музеем архитектуры открыть большое изображение
«Авангардстрой. Архитектурный ритм революции». Фотография предоставлена музеем архитектуры
«Авангардстрой. Архитектурный ритм революции». Фотография предоставлена музеем архитектуры открыть большое изображение
открыть большое изображение

Более половины построек не имеют государственного статуса памятника и состояние подавляющего большинства вполне плачевное. Впрочем, не везде типология зданий потеряна, уточняет Ирина Чепкунова: «Скорее, мы теряем такие памятники в крупных городах, в Москве, Петербурге. Клуб в маленьком городе, может быть, даже сохранил функцию клуба, он аутентичен. Но чтобы сберечь в целом этот пласт, нужно, конечно, сохранять не просто отдельные постройки, а каждую часть типологии – должен быть хотя бы один соцгород, один микрорайон, один жилкомбинат, одна фабрика-кухня…».

Двадцатые годы кажутся далекими, но на самом деле авангард продолжает жить в настоящем. И не только вдохновляя современных архитекторов использовать его формообразующие приемы: немало людей, особенно в регионах, продолжают жить и пользоваться зданиями той эпохи, учитывая, что много где, например, в Челябинске, конструктивистские постройки – это градообразующая архитектура. Более того, это социальная архитектура – она доказала временем, что удобна и рациональна и может с успехом «работать» и дальше – если может рассчитывать на комплекс мер по своему сохранению и восстановлению.

Автор благодарит за помощь в подготовке материала куратора выставки Ирину Чепкунову и пресс-службу Музея архитектуры. 

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Всеволод Медведев
  • Никита Токарев
  • Сергей Орешкин
  • Вера Бутко
  • Рустам Керимов
  • Наталия Шилова
  • Анатолий Столярчук
  • Андрей Гнездилов
  • Валерий Лукомский
  • Владимир Биндеман
  • Валерия Преображенская
  • Александр Скокан
  • Александр Бровкин
  • Илья Уткин
  • Михаил Канунников
  • Сергей Труханов
  • Марк Сафронов
  • Даниил Лоренц
  • Арсений Леонович
  • Александр Попов
  • Евгений Герасимов
  • Алексей Гинзбург
  • Наталья Сидорова
  • Олег Шапиро
  • Тотан Кузембаев
  • Андрей Романов
  • Сергей Чобан
  • Антон Бондаренко
  • Василий Крапивин
  • Антон Яр-Скрябин
  • Полина Воеводина
  • Зураб Басария
  • Левон Айрапетов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Дмитрий Васильев
  • Антон Лукомский
  • Константин Ходнев
  • Никита Явейн
  • Николай Миловидов
  • Екатерина Кузнецова
  • Владимир Плоткин
  • Дмитрий Ликин
  • Екатерина Грень
  • Сергей Скуратов
  • Карен Сапричян
  • Владимир Ковалёв
  • Александр Асадов
  • Юлий Борисов
  • Юлия Тряскина
  • Андрей Асадов
  • Сергей Сенкевич
  • Наталия Зайченко
  • Никита Бирюков
  • Иван Кожин
  • Олег Мединский
  • Юрий Сафронов
  • Павел Андреев
  • Илья Машков
  • Иван Рубежанский
  • Александра Кузьмина
  • Сергей Кузнецов
  • Олег Карлсон
  • Антон Надточий
  • Роман Леонидов
  • Игорь Шварцман
  • Станислав Белых

Постройки и проекты (новые записи):

  • Школа №28 в Люберцах
  • Жилой комплекс Futurist
  • Концепция благоустройства ОАНО «Новая школа»
  • Отель Камчатка
  • Мастер-план международного медицинского кластера в Сколково
  • Павильон чачечных церемоний
  • Школа «Летово»
  • CO_Loft
  • Кампус МГУ

Технологии:

09.01.2019

Мыслить радикально

В апреле фонд LafargeHolcim проведёт VI форум в Каире. Его тема – «Ре-материализация строительства», с 4 по 6 апреля 2019 года мировые эксперты обсудят радикальный подход к строительным материалам, основанный на сокращении их потребления. Регистрация открыта до 31 января.
LafargeHolcim, LafargeHolcim Foundation
29.12.2018

Городской дом в природном окружении

Жилой комплекс в Риэне близ Базеля получил благодаря фасадам из клинкера Hagemeister элегантный «городской» облик.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
18.12.2018

Негорючие фасадные системы от ТЕХНОНИКОЛЬ: собираем надежный и безопасный пазл для частного домостроения

Эксперт направления «Минеральная изоляция» Компании ТЕХНОНИКОЛЬ Константин Козетов рассказывает, как обеспечить комфортный микроклимат внутри помещения круглый год и при этом сделать безопасный, долговечный, энергоэффективный и эстетически привлекательный фасад для частного дома.
другие статьи