Открывшийся в декабре выставочный проект Музея архитектуры и бюро Тотана Кузембаева напоминает о том, что было построено за самое плодотворное в истории отечественной архитектуры десятилетие и продолжает жить в настоящем.
«Авангардстрой. Архитектурный ритм революции». Фотография предоставлена музеем архитектуры
Выставка называется «Авангардстрой» – она, действительно, показывает именно то, что было построено в авангардные 1920-1930-е. Точнее, о начале реального строительства можно говорить после окончания гражданской войны где-то к 1925 году; концом эпохи стал 1932. Хотя в экспозиции есть и гораздо более поздние вещи – такие как эскизы «Города солнца» Ивана Леонидова, почему – вы еще вернемся к этому. Итак – всего 10 лет, за которые в стране появилось так много «новой» архитектуры, что материала хватит на сотню выставок. Поэтому естественно, что в экспозиции почти нет архитектурных фантазий, работ вхутемасовцев – им физически не нашлось места – только проектная графика, 90 процентов которой составляет конструктивизм, что и понятно: самое популярное из авангардных направлений дало наибольшее число реальных построек по всей стране.
Свое богатое собрание графики авангарда Музей архитектуры, к которому присоединились еще несколько музеев Москвы, Санкт-Петербурга и частных собраний, показывает в типологическом порядке – «зал клубов», «зал административных зданий», «зал промышленных комплексов», что, конечно, позволяет оценить масштаб. Короткий век авангарда дал советской архитектуре десятки новых типологий зданий, новых технологий, сотни построек, определивших ее дальнейшее развитие в XX веке. И это несмотря на непопулярность авангарда, на «запрет», «бедность».... Дело в том, что авангард был социально ориентированным проектом, и в этом крылось его огромное значение для всей последующей советской архитектурной истории. Появившиеся в тот период абсолютно новые понятия жилкомбинат, дом-коммуна, рабочий клуб, а еще проекты жилья с квартирами различных типов, поликлиник, детских садов, школ, спортивных комплексов стали основой для поисков архитекторов и 1930-х, и 1940-х и много дальше.
«Авангардстрой. Архитектурный ритм революции». Фотография предоставлена музеем архитектуры
«Авангардстрой. Архитектурный ритм революции». Фотография предоставлена музеем архитектуры
«Авангардстрой. Архитектурный ритм революции». Фотография предоставлена музеем архитектуры
«Авангардстрой. Архитектурный ритм революции». Фотография предоставлена музеем архитектуры
«Авангардстрой. Архитектурный ритм революции». Фотография предоставлена музеем архитектуры
Теперь о второй части названия выставки – «Архитектурный ритм революции». Как и любой большой стиль, авангард был фундаментальным и всеобъемлющим явлением. Авангардом называют многое и он, действительно, «подпитывался» из разных источников. Когда было мало возможности реального строительства, а мысль била ключом, особенно в период тяжелого восстановления страны после гражданской войны, архитекторы занимались и книжной графикой, и театральными постановками, рисовали плакаты и даже эскизы революционных шахмат. Авангард задавал архитектуру нового общества, а архитекторы были универсальны, как творцы эпохи возрождения.
Вот этот особый ритм эпохи сумел «обрамить» автор прекрасной – «красной» архитектуры экспозиции Тотан Кузембаев. «Настоящий архитектор должен желать делать что-то новое, вот Тотан Кузембаев – такой, – говорит куратор выставки Ирина Чепкунова. – Он творчески очень самобытный человек и он в состоянии понять достоинства проектов других архитекторов, что, кстати, тоже довольно редкое качество, особенно среди архитекторов. Архитекторы – очень ревнивые люди, в истории архитектуры они часто уничтожают своих предшественников и строят свое, или достраивают, или перестраивают. Тысячи тому примеров. Мне очень хотелось, чтобы архитектуру выставки делал Тотан Кузембаев, он – творец, именно в том смысле этого слова, какой вкладывал в него авангард».
Квинтэссенцией творца можно смело назвать фигуру Ивана Леонидова – и понятно, почему именно его залом открывается эта выставка. Здесь очень полно показано все собрание одного из самых ярких архитекторов своей эпохи– даже работы, которые он сделал в 1940-е годы. Это единственный зал полностью архитектурных фантазий. «Город солнца», придуманный Леонидовым, становится символом авангарда в поиске новых форм, в указании движения, направления, в котором авангард должен был развиваться. Это пролог, а эпилог – в маленьком зальчике с видеопроектором: демонстрирующийся здесь фильм – итог прошлогоднего проекта сотрудников музея по изучению и каталогизации памятников авангарда в разных регионах нашей страны, который проводился по заказу Министерства культуры. Это своеобразный мостик в день нынешний и недвусмысленный посыл – снова и снова задуматься о судьбе наследия 1920–1930-х.
«Авангардстрой. Архитектурный ритм революции». Фотография предоставлена музеем архитектуры
«Авангардстрой. Архитектурный ритм революции». Фотография предоставлена музеем архитектуры
Более половины построек не имеют государственного статуса памятника и состояние подавляющего большинства вполне плачевное. Впрочем, не везде типология зданий потеряна, уточняет Ирина Чепкунова: «Скорее, мы теряем такие памятники в крупных городах, в Москве, Петербурге. Клуб в маленьком городе, может быть, даже сохранил функцию клуба, он аутентичен. Но чтобы сберечь в целом этот пласт, нужно, конечно, сохранять не просто отдельные постройки, а каждую часть типологии – должен быть хотя бы один соцгород, один микрорайон, один жилкомбинат, одна фабрика-кухня…».
Двадцатые годы кажутся далекими, но на самом деле авангард продолжает жить в настоящем. И не только вдохновляя современных архитекторов использовать его формообразующие приемы: немало людей, особенно в регионах, продолжают жить и пользоваться зданиями той эпохи, учитывая, что много где, например, в Челябинске, конструктивистские постройки – это градообразующая архитектура. Более того, это социальная архитектура – она доказала временем, что удобна и рациональна и может с успехом «работать» и дальше – если может рассчитывать на комплекс мер по своему сохранению и восстановлению.
Автор благодарит за помощь в подготовке материала куратора выставки Ирину Чепкунову и пресс-службу Музея архитектуры.
|