English version

Внезапный авангард

Архитекторы «А.Лен» спроектировали жилой комплекс «Русский авангард» в Воронеже, постаравшись, чтобы он соответствовал своему названию. Хотя их часть работы началась тогда, когда дом уже строился по другому проекту и, казалось, был обречен стать не слишком выразительной секционной постройкой.

mainImg
Архитектор:
Сергей Орешкин
Проект:
Жилой комплекс «Русский Авангард»
Россия, Воронеж, Жилой массив «Олимпийский», д. 17

Авторский коллектив:
Архитектурная концепция: Архитектурное бюро «А.Лен» и ООО «ВДК»
Руководитель проекта: Орешкин С.И.
Главные архитекторы проекта: Опарин Ф.А., Андреева Р. В.
Архитекторы: Кочнев П.Н., Гимназдинов М.М., Ураксин Д.Ю., Шляга В.Ю., Кретова Е.С., Тимонин Н.В., Храмова А.В.
Главный архитектор проекта, член Союза архитекторов России, член Межрегиональной палаты архитекторов по СЗФО, Опарин Федор.

2016 — 2016 / 2017

Заказчик: Группа компаний Хамина
Девелопер: ООО «ВДК»
ЖК «Русский Авангард» находится на территории нового района «Троицкий», расположенного в северной части Воронежа рядом с ботаническим садом. Центральную часть «Троицкого», названного, напомним, в честь главного архитектора города, руководившего его восстановлением после войны, занимает новый 18-этажный жилмассив. А западную и восточную часть – своего рода фланги – проектирует бюро «А.Лен» Сергея Орешкина. Узкий треугольник западной части занимает ЖК «Россия. Пять столиц», о котором мы уже рассказывали, с противоположной же восточной по проекту Сергея Орешкина строится ЖК «Русский авангард» – масштабный дом с S-образным планом, высотой от 17 до 23 этажей. Застройщики планируют создать в этом месте новый, по воронежским меркам, кластер жилья – комфортные многоэтажные дома с качественным благоустройством и самодостаточной инфраструктурой.

«Русский Авангард» попал в руки «А.Лен» достаточно поздно: строительство уже шло полным ходом. Поначалу заказчик предложил Сергею Орешкину изменить фасады в чужом проекте, но в конечном счете архитекторы «А.Лен» изменили практически все, что только было возможно переделать на этой стадии.
Жилой комплекс «Русский Авангард». Проект, 2016
© А.Лен
Жилой комплекс «Русский Авангард». Проект, 2016
© А.Лен

Первоначально ни о каком русском авангарде речь не шла. В первом проекте дом был секционным, инсоляция диктовала необходимость переменной этажности. Перепады высот достигали семи этажей, при этом секции беспорядочно подскакивали и опускались синкопой.

«Мы долго анализировали, думали, что с этим делать. Задали себе жуткую планку по конструктиву: закрутили полуспиралью каждый из блоков, и опустили их не просто ступенями, а мелкими террасами, которых огромное количество. Террасировать один из участков мы уже не успели – его кровля более плоская. А все остальное возвышается и ниспадает, как горный хребет. Получился довольно резкий, динамичный силуэт», – рассказывает Сергей Орешкин.
Жилой комплекс «Русский Авангард». Проект, 2016
© А.Лен

Во внутреннем движении силуэта асимметричной крыши можно разглядеть аллюзию на супрематизм. Плоские крыши с перголами и кирпичными павильонами невольно вызывают в мыслях площадки для причаливания дирижаблей. Хотя в действительности с мотивами авангарда ЖК связали позднее, причем идею предложили вовсе не архитекторы.

«Заказчик увлекся в этот момент коллекционированием авангарда, в частности лучистов, – так возникла тема русского авангарда», – объясняет глава «А.Лен». В результате фасад получил множество элементов, в той или иной степени отсылающих к теме авангарда.

Линии крыш дополнили вертикальными остекленными и белыми прямоугольниками лоджий. Выступающие плоскости балконов разбросаны по фасаду в отрывистом сложном ритме, напоминающем ритмический рисунок строфы Маяковского. На одной из внешних стен между окнами выложили ниспадающую изогнутую линию, похожую на театральный занавес. Весь фасад словно бы состоит из противостояния и равновесия разноцветных четырехугольников и линий.
Жилой комплекс «Русский Авангард». Проект, 2016
© А.Лен
Жилой комплекс «Русский Авангард». Проект, 2016
© А.Лен

К колористике фасада архитекторы подошли с тщательностью живописцев. Они отказались использовать силикатные кирпичи привычного оттенка, а смешивали по семь-восемь цветов – от сиреневого до оранжевого, чтобы создать особенную насыщенную гамму. За изготовлением кирпича тщательно следили: ездили на завод и объясняли местным производителям, какой именно эффект должен получиться в итоге.

Помимо плоскостного цветового решения, кирпич задействован и в объемном оформлении фасада: местами он шероховатый, где-то с геометрическим орнаментом, а во входных группах и вовсе превращается в ажурную ткань. Местами простенки выступают ребрами – решеткой зигзагообразных «контрфорсов»; местами облицовочный кирпич становится глубже и образует рельефную светотеневую сетку. Затем пластическая игра «успокаивается», сосредотачиваясь на глубине фасадных поверхностей, которая тоже разработана с большим вниманием: разной глубине плоскостей соответствует различный цвет, глубже всего межэтажные тяги темно-серого металла. Поверх фасадного рельефа, напоминанием об истории многоквартирных домов, струятся светлые горизонтальные полосы, разграничивая этажи. Фасад превращен в строгую и сетчатую, но тщательно детализированную кирпичную скульптуру – в духе актуальных тенденций он масштабен, но респектабелен, и глазу есть на чем остановиться. Каждый цвет и фактура соответствуют ракурсу и роли данной поверхности в общей композиции – особенно если учесть, что плоскости фасадов здесь постоянно поворачивают под разными углами.
Жилой комплекс «Русский Авангард». Проект, 2016
© А.Лен
Жилой комплекс «Русский Авангард». Проект, 2016
© А.Лен
Жилой комплекс «Русский Авангард». Проект, 2016
© А.Лен
Жилой комплекс «Русский Авангард». Проект, 2016
© А.Лен

Та же трехмерная, разнотоновая игра с кирпичом перенесена и в интерьеры общественных зон. Лифтовые холлы планируется оформить изображениями картин авангардистов. Для каждой секции архитекторы выбрали одну картину: Малевича, Кандинского, Бурлюка, Шагала, Гончаровой, Ларионова и других, менее известных представителей – к примеру Александра Богомазова, Юрия Анненкова или Николая Кульбина. Увеличив репродукции так, чтобы занять всю стену, их поместили – по одной на секцию – перед выходом из лифта; так что обитатели дома смогут в буквальном смысле приобщаться к искусству в ожидании своей кабины. Колористика полотен определила цветовую раскладку стен внутри и даже козырьков снаружи: живопись «пикселизована» плашками цветных кирпичей, и зритель погружается в атмосферу произведения – как будто картинку увеличили на компьютере до цветных прямоугольников, и теперь предлагают «войти внутрь» этого пространства, не теряя впрочем из вида прототип – крупную превьюшку картины на стене. Любопытный прием погружения человека в живописную реальность, почти как в «Стране дремучих трав».
Жилой комплекс «Русский Авангард». Проект, 2016
© А.Лен
Жилой комплекс «Русский Авангард». Проект, 2016
© А.Лен

Квартиры в «Русском авангарде» разнообразны по размеру: от небольших студий до просторных четырехкомнатных с собственными террасами на крыше. С террас открывается вид на деревья Ботанического сада и дальнее Воронежское водохранилище.
Жилой комплекс «Русский Авангард». Проект, 2016
© А.Лен
Жилой комплекс «Русский Авангард». Проект, 2016
© А.Лен
Жилой комплекс «Русский Авангард». Проект, 2016
© А.Лен

В благоустройстве придомовой территории тема авангарда получила наибольшее раскрытие. В основу генплана дворов положили картину Михаила Ларионова, все элементы ландшафта также сделали на основе картин лучистов и даже планировали поместить во двор макет башни Татлина, покрашенный в красный цвет.
zooming
Михаил Ларионов. Лучистые линии. 1911
Жилой комплекс «Русский Авангард». Проект, 2016
© А.Лен
Жилой комплекс «Русский Авангард». Генеральный план. Проект, 2016
© А.Лен
Жилой комплекс «Русский Авангард». Проект, 2016
© А.Лен
Жилой комплекс «Русский Авангард». Проект, 2016
© А.Лен

В отличие от элементов благоустройства, конструктив уже частично спроектированного другими авторами дома не позволял уйти глубоко в тему авангарда. «Русский авангард» в этом ЖК не архитектурный, а изобразительный. Благодаря чему дом получился ярким, но уместно вписался в свое окружение – он должен стать интересным, насыщенным деталями масштабным акцентом на границе города и лесопарка. 
Жилой комплекс «Русский Авангард». Разрез 1-1. Проект, 2016
© А.Лен
Жилой комплекс «Русский Авангард». Разрез 2-2. Проект, 2016
© А.Лен
Жилой комплекс «Русский Авангард». Разрез 2-2
© А.Лен
Жилой комплекс «Русский Авангард». Разрез 3-3. Проект, 2016
© А.Лен
Жилой комплекс «Русский Авангард». Разрез 5-5. Проект, 2016
© А.Лен
Жилой комплекс «Русский Авангард». Фасад. Проект, 2016
© А.Лен
Жилой комплекс «Русский Авангард». Фасад. Проект, 2016
© А.Лен
Жилой комплекс «Русский Авангард». Фасад. Проект, 2016
© А.Лен
Жилой комплекс «Русский Авангард». Фасад. Проект, 2016
© А.Лен
Жилой комплекс «Русский Авангард». Фасад. Проект, 2016
© А.Лен
Жилой комплекс «Русский Авангард». Фасад. Проект, 2016
© А.Лен
Жилой комплекс «Русский Авангард». Фасад. Проект, 2016
© А.Лен
Жилой комплекс «Русский Авангард». Фасад. Проект, 2016
© А.Лен
Жилой комплекс «Русский Авангард». Фасад. Проект, 2016
© А.Лен
Жилой комплекс «Русский Авангард». Фасад. Проект, 2016
© А.Лен
Архитектор:
Сергей Орешкин
Проект:
Жилой комплекс «Русский Авангард»
Россия, Воронеж, Жилой массив «Олимпийский», д. 17

Авторский коллектив:
Архитектурная концепция: Архитектурное бюро «А.Лен» и ООО «ВДК»
Руководитель проекта: Орешкин С.И.
Главные архитекторы проекта: Опарин Ф.А., Андреева Р. В.
Архитекторы: Кочнев П.Н., Гимназдинов М.М., Ураксин Д.Ю., Шляга В.Ю., Кретова Е.С., Тимонин Н.В., Храмова А.В.
Главный архитектор проекта, член Союза архитекторов России, член Межрегиональной палаты архитекторов по СЗФО, Опарин Федор.

2016 — 2016 / 2017

Заказчик: Группа компаний Хамина
Девелопер: ООО «ВДК»

20 Июля 2017

Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Расслоение идентичности: итоги Зодчества 2023
Мир полон парадоксов, и вот Зодчество, которое в культурной программе 2023 года предлагало прописать миру ижицу, впервые за историю своего существования даёт главный приз иностранному архитектору. Публикуем полный список победителей и удивляемся некоторым вещам: к примеру, проектов в 2 раза больше, чем построек, но премия Татлин пропала с радаров, а из списка награжденных исчезли авторские коллективы.
Градсовет 10.08.2022
Градостроительный совет рассмотрел проект санатория в Репино, подготовленный бюро «А.Лен». Эксперты высоко оценили архитектурное решение, но посчитали объем зданий избыточным для курортной территории.
Градсовет Петербурга 25.05.2022
Градсовет рассмотрел дом от Евгения Герасимова на Петроградской стороне и жилой квартал на Пулковском шоссе от Сергея Орешкина. Обе работы получили поддержку экспертов, но прозвучало мнение о проблемах с масштабом и разнообразием в новой застройке.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Курдонеры и конструктивизм
Рассматриваем второй квартал «города в городе» Ligovsky City, построенный по проекту бюро «А.Лен» и сочетающий несколько тенденций, характерных для современной архитектуры города.
Архитектурная лаборатория
Архитектурное бюро «А.Лен» разработало и запатентовало программу «Идеальные квартиры», которая позволяет строить дома без плохих планировок. Рассказываем, как программа появилась, что из себя представляет, кому и чем она полезна.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Волны звука
Эскизный проект музыкальной школы: соседство с Алваром Аалто, выразительная органика и попытка привлечь внимание к слишком «тихому» конкурсу.
Дом в порту
Жилой комплекс на Двинской улице – первый случай современной архитектуры на Гутуевском острове. Бюро «А.Лен» подробно исследует контекст и создает ориентир для дальнейших преобразований района.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Спорт и мир
В прошедшем году компания «А.Лен» закончила строительство спортивного центра в Сочи, он стал одним из нескольких десятков опытов архитектурного бюро со зданиями для физкультуры и спорта. Вашему вниманию – обзор спортивных проектов «А.Лен».
Амплитуда силуэта
Петербургское бюро «А.Лен» спроектировало для Екатеринбурга жилой комплекс, вдохновленный уральскими скалами и мегалитами. Другая характерная черта – обособленная стилобатом территория.
Крылья весны
ЖК на границе Полюстровского парка всячески обыгрывает выигрышное соседство с городским природным массивом. В том числе и образно, превращая дома в абстрактный пиксельный ковер, напоминающий о весеннем лесе.
Спорт и органика
Гибкие линии фасадов отеля «Mercure» в центре Саранска, рассчитанного, в частности, на команды спортсменов, стали результатом долгих обсуждений и поисков формы, первоначально основанных на интерпретации национальных мордовских мотивов.
Репрезентативная выборка
Семь архитекторов Петербурга – о завершившейся на днях биеннале, защите рынка и открытости, разных поколениях, и о традициях фестиваля, организуемого ОАМ.
Парадный фасад
Проект ЖК «Golden City» уникален во многом: и как пример последовательной реализации итогов конкурса, и как опыт совместной работы российской и голландской команд, и как эксперимент по формированию имиджевой застройки на основе квартальной типологии.
За границами брендбука
В Санкт-Петербурге начал свою работу один из самых крупных дилерских центров Mercedes в Северо-Западном регионе России. Бюро «А.Лен» смогло найти новые выразительные архитектурные и конструктивные решения, отвечающие имиджу компании и присущему ей уровню качества, надежности и элегантности.
Столичный облик
Бюро «А.Лен» спроектировало в Воронеже многоквартирный жилой комплекс «Россия. Пять столиц», создав комфортную среду вопреки достаточно высокой плотности.
Похожие статьи
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Технологии и материалы
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Сейчас на главной
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный Ольгой Трейвас для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.