МФК на окраине: разгрузка дорог или транспортный коллапс? Заседание архитектурного совета 9 июля 2008

На архитектурном совете 9 июля обсуждались три объекта, причем все три на разных стадиях реализации. Реставрация усадьбы на Большой Никитской с приспособлением ее под театр «Геликон-опера» уже осуществляется, поэтому на нынешнем совете нужно было лишь внести объект в категорию уникальных, что и сделали. МФК в Зеленограде был представлен на «переэкзаменовку» второй раз и одобрен. Обсуждение предпроектного предложения по строительству крупного МФК в Строгино не расставило точки над «и» и будет продолжено на Общественном совете при мэре Москвы

mainImg

Проект реконструкции бывшей усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских под театральное здание «Геликон-оперы» Дмитрия Бертмана на совете представлял Дмитрий Буш, руководитель мастерской №6 «Моспроекта-4». Поскольку проект прошел все согласования и уже строится, главный вопрос состоял в том, чтобы отнести его к категории уникальных. Дмитрий Буш убедил присутствующих в том, что это необходимо сделать, отметив, во-первых, что усадьба расположена в охранной и заповедной зонах бывшей Поварской слободы, и соседствует с несколькими архитектурными памятниками,
во-вторых, реконструируемая усадьба относится в своей основе к XVIII веку и сама является памятником архитектуры федерального значения. Эклектический фасад со стороны Большой Никитской и двусветный зал внутри усадьба получила во второй половине XIX века. Тогда же в русском стиле был оформлен и дворовый фасад, напоминающий расположенный рядом театр «Парадиз», ныне Маяковского, который некогда входил с усадьбой в одно владение.

Дмитрий Буш также отметил техническую сложность проекта реконструкции, так как внутренний двор усадьбы предполагается перекрыть и разместить в нем зрительный зал на 500 мест. За ним, в дворовой зоне будет устроен сценический корпус, а в главном доме разместятся театральные вестибюли. Сложным с инженерной точки зрения выглядит заглубление фундамента ниже уровня 10 м, а также тот факт, что во время строительства «вывешивается», т.е. будет поддерживаться без фундамента значительное число стен.

Ни у кого из членов совета не возникло сомнения в праве объекта на уникальность, в итоге проекту решено было дать коэффициент 1,4. Единственный вопрос возник у Александра Кудрявцева по поводу наличия парковок – их не оказалось. Как объяснил Дмитрий Буш, в самом здании сделать подземный паркинг было невозможно, поэтому посетителям предлагается пользоваться автостоянкой под Пушкинской площадью.

Следующим повторно рассматривали проект многофункционального комплекса в городе Зеленограде, на 37 километре Ленинградского шоссе. Он должен разместиться на узком участке – с одной стороны шоссе, с другой – природный комплекс. Комплекс включает  гостиницу, торговый центр, фитнес, кинозал и другие общественные пространства. Основным минусом предшествующего варианта была названа недостаточно продуманная схема доступа посетителей в каждую из частей комплекса. С учетом замечаний на нынешнее заседание авторы представили два похожих друг на друга варианта, в которых гостиница, многофункциональный центр и большой кинозал стали автономными и при этом составили единую композицию из трех объемов – высотного, распластанного веерообразного и пристроенного к нему компактного корпуса. Гостиницу отодвинули и от трассы, и от соседних строений, сохранив «буферное» пространство под зимний сад.

Выступавший референтом проекта Дмитрий Буш, в целом поддержавший проект, внес ряд рекомендаций, в частности, больше учитывать перепад высот участка, более чутко «отозваться» на окружение, сделав в гостинице больше номеров с видами на лес, а также  организовать аванплощадь не перед гостиницей, а перед торговым комплексом, число посетителей которого несравнимо больше. Не менее серьезными прозвучали замечания Андрея Бокова, который настоятельно порекомендовал избавиться от оставшегося высокого цоколя – «барьера» на пути посетителей, предостерег от совмещения в плане комплекса двух разных геометрий: ортогональной сетки и центричной схемы, а также указал на визуальную разобщенность частей комплекса. Игорь Воскресенский, председательствовавший на совете, все же предложил одобрить нынешнее решение в качестве предпроектной стадии, при условии, что авторы учтут наиболее существенные из предложенных замечаний.  

Наиболее оживленным оказалось обсуждение третьего проекта – многофункционального комплекса в Строгино, на пересечении МКАД и Новорижского шоссе. Здесь, на территории размером  почти в 24 гектара, сейчас занятой коммунальным хозяйством, предлагается выстроить огромный комплекс с гостиничными, офисными и торговыми функциями. Один из авторов проекта - Андрей Хавин - представил совету 3 варианта объемно-пространственного решения, варьирующие набор из четырех основных составляющих  частей – гостиницы, офисов, торгового центра и автостоянки, которая занимает треть всех объемов. В первых двух вариантах гостиница выступает в роли высотной доминанты, в 3-м варианте офисная и гостиничная части выстроены по дуге в ряд похожих высоток напротив «расплаcтанной» торговой части сложной формы. Два первых варианта были рассчитаны на площадь в 19 гектар, тогда как впоследствии ее увеличили до 23,9 га и, таким образом, подходящим оказался 3 вариант. Он более низкий, вместо 160 м в вариантах 1 и 2, всего 140 м, хотя общая площадь выросла с 700 тыс. кв.м. до 1,100 млн. кв.м.

Выступавший референтом Илья Лежава одобрил снижение высот, правда, назвал примитивным решение ставить все здания в одну линию и посоветовал обратиться к варианту 2, где гостиница имеет свою конфигурацию. С ним согласился Алексей Воронцов, которого архитектурная композиция  3-го варианта тоже смутила, напомнив «семеро гоблинов от младших детей до старших родителей». Форма пониженного распластанного объема торгового центра, напротив, в этом решении оказалась чересчур усложненной, как заметил второй референт Алексей Бавыкин, в то время как при быстром движении по МКАД лучше воспринимается более простой стилобат, как в вариантах 1 и 2. При этом первоначальной высоте в 160 метров ничто на этом месте не мешает. Вместе с тем, по словам Александра Кудрявцева, колоссальная разница в площади между предложенными вариантами «должна быть обоснована научно, а не с позиций красиво-некрасиво». И как следствие, одна из главных составляющих проекта -
транспортная схема - стала главным камнем преткновения. С одной стороны, подобный общественный центр на этом месте очевидно нужен в силу того, что в Строгино на 120 тыс. жителей всего лишь 12 тыс. рабочих мест, а население вдоль Рижской автострады сейчас быстро растет. Но с другой стороны, возникает опасность транспортного коллапса. Ситуацию осложняет то, что МКАД, как известно, служит границей между двумя субъектами федерации, а потому гарантировать, что напротив рассматриваемого объекта не построят столь же масштабный комплекс, использующий его стоянку на 12 тыс. машиномест,  никто не может.
Алексею Воронцову подъезды с МКАД показались слишком тонкими для объекта площадью больше миллиона кв.метров. Илья Лежава посоветовал внести ясность в систему развязок внутри комплекса для удобства водителей, и сократить 12-ти тысячную парковку, которую, по его мнению, логично использовать как перехватывающую, с устройством на ее кровле зеленой зоны. Но не все члены совета
были настроены оптимистично. Святослав Миндрул, например, был уверен, что никакая развязка не справится с обеспечением комплекса такой емкости.

Резюмируя выступления, Игорь Воскресенский согласился с тем, что транспортная схема этого проекта вызывает тревогу и требует более глубокой проработки, а проектирование комплекса необходимо вести в увязке с перспективной застройкой прилегающих территорий к МКАД, в том числе, со стороны Московской области.  Подобный объект необходим на въезде в город и, учитывая его значение, проект решили вынести на Общественный совет при мэре Москвы. Обсуждать архитектурное решение комплекса пока рано, хотя, как заметил Алексей Воронцов, это интересный  по своим формам объект, который может стать «архитектурным событием».

Дмитрий Буш (фотографии Натальи Коряковской)
Проект реставрации с приспособлением комплекса зданий паямтника архитектуры «Московский музыкальный театр »Геликон-опера" под руководством Дм. Бертмана. Архитекторы: Боков А.В., Буш Д.В., Кирдина Т.Г., иванова Е.И., Афонина И.В. Аксонометрия. Вид со стороны Б. Никитской
Проект реставрации с приспособлением комплекса зданий паямтника архитектуры «Московский музыкальный театр »Геликон-опера" под руководством Дм. Бертмана. Архитекторы: Боков А.В., Буш Д.В., Кирдина Т.Г., иванова Е.И., Афонина И.В. Аксонометрия. Вид со стороны Калашного пер.
Проект реставрации с приспособлением комплекса зданий паямтника архитектуры «Московский музыкальный театр »Геликон-опера" под руководством Дм. Бертмана. Архитекторы: Боков А.В., Буш Д.В., Кирдина Т.Г., иванова Е.И., Афонина И.В. Ситуационный план
Проект реставрации с приспособлением комплекса зданий паямтника архитектуры «Московский музыкальный театр »Геликон-опера" под руководством Дм. Бертмана. Архитекторы: Боков А.В., Буш Д.В., Кирдина Т.Г., иванова Е.И., Афонина И.В. Фасады
Проект реставрации с приспособлением комплекса зданий паямтника архитектуры «Московский музыкальный театр »Геликон-опера" под руководством Дм. Бертмана. Архитекторы: Боков А.В., Буш Д.В., Кирдина Т.Г., иванова Е.И., Афонина И.В. Макет
Проект реставрации с приспособлением комплекса зданий паямтника архитектуры «Московский музыкальный театр »Геликон-опера" под руководством Дм. Бертмана. Архитекторы: Боков А.В., Буш Д.В., Кирдина Т.Г., иванова Е.И., Афонина И.В. Макет
Проект реставрации с приспособлением комплекса зданий паямтника архитектуры «Московский музыкальный театр »Геликон-опера" под руководством Дм. Бертмана. Архитекторы: Боков А.В., Буш Д.В., Кирдина Т.Г., иванова Е.И., Афонина И.В. Разрез
Проект реставрации с приспособлением комплекса зданий паямтника архитектуры «Московский музыкальный театр »Геликон-опера" под руководством Дм. Бертмана. Архитекторы: Боков А.В., Буш Д.В., Кирдина Т.Г., иванова Е.И., Афонина И.В. Генплан
Театральный зал
Предпроектное предложение по размещению МФК в Зеленограде. Архитекторы: Русаков Е.С., Корси М.В., Манукян С.А., Хасанова С.С. Вариант 1
Предпроектное предложение по размещению МФК в Зеленограде. Архитекторы: Русаков Е.С., Корси М.В., Манукян С.А., Хасанова С.С. Вариант 2
Предпроектное предложение по размещению МФК в Зеленограде. Архитекторы: Русаков Е.С., Корси М.В., Манукян С.А., Хасанова С.С. Генплан
Предпроектное предложение по размещению МФК в Зеленограде. Архитекторы: Русаков Е.С., Корси М.В., Манукян С.А., Хасанова С.С. Макет
Андрей Хавин
Предпроектное предложение по строительству МФК в Строгино. Архитекторы: Подрезков Н.В., Хавин А.В., Грицкевич И.С., Кондратьев В.О., Спицына А.А., Тагачина Д.И. Ландшафтно-визуальный анализ.
Предпроектное предложение по строительству МФК в Строгино. Архитекторы: Подрезков Н.В., Хавин А.В., Грицкевич И.С., Кондратьев В.О., Спицына А.А., Тагачина Д.И. Транспортная схема
Предпроектное предложение по строительству МФК в Строгино. Архитекторы: Подрезков Н.В., Хавин А.В., Грицкевич И.С., Кондратьев В.О., Спицына А.А., Тагачина Д.И. Вариант 3
Предпроектное предложение по строительству МФК в Строгино. Архитекторы: Подрезков Н.В., Хавин А.В., Грицкевич И.С., Кондратьев В.О., Спицына А.А., Тагачина Д.И. Вариант 3. Генплан
Предпроектное предложение по строительству МФК в Строгино. Архитекторы: Подрезков Н.В., Хавин А.В., Грицкевич И.С., Кондратьев В.О., Спицына А.А., Тагачина Д.И. Вариант 3. Макет
Предпроектное предложение по строительству МФК в Строгино. Архитекторы: Подрезков Н.В., Хавин А.В., Грицкевич И.С., Кондратьев В.О., Спицына А.А., Тагачина Д.И. Вариант 2
Предпроектное предложение по строительству МФК в Строгино. Архитекторы: Подрезков Н.В., Хавин А.В., Грицкевич И.С., Кондратьев В.О., Спицына А.А., Тагачина Д.И. Вариант 2. Генплан
Предпроектное предложение по строительству МФК в Строгино. Архитекторы: Подрезков Н.В., Хавин А.В., Грицкевич И.С., Кондратьев В.О., Спицына А.А., Тагачина Д.И. Вариант 1
Предпроектное предложение по строительству МФК в Строгино. Архитекторы: Подрезков Н.В., Хавин А.В., Грицкевич И.С., Кондратьев В.О., Спицына А.А., Тагачина Д.И. Вариант 1

15 Июля 2008

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
Сейчас на главной
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Следующий уровень
Руководители Центрального университета поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.