Архсовет Москвы–30

Темой очередного Архсовета снова стали проекты жилых домов повторного применения. Из двух представленных проектов одобрение получил только один – новая панельная серия «ГВСУ-центр».

Автор текста:
Алла Павликова

mainImg
Панельная серия жилых домов «ГВСУ-центр»
zooming
Панельная серия жилых домов «ДОММОС» © «ГВСУ-центр»

Крупнопанельные универсальные жилые дома, разработанные комбинатом «ГВСУ-центр», были представлены на суд совета второй раз. Впервые этот проект рассматривался в декабре прошлого года. Тогда по причине многочисленных замечаний он согласован не был. Спустя полгода комбинат снова представил откорректированную в соответствии с рекомендациями совета концепцию. В ней авторами были проработаны самые разные варианты компоновки блок-секций. Всего предусмотрено семь типов секций, включая две угловые, которые позволяют состыковать корпуса под углом 45 градусов. В отличие от первоначального варианта теперь предусматривается возможность смещения секций, что важно для участков сложной конфигурации и рельефа.
zooming
Панельная серия жилых домов «ДОММОС» © «ГВСУ-центр»
zooming
Панельная серия жилых домов «ДОММОС» © «ГВСУ-центр»

Также было тщательней проработано завершение зданий, которое получилось более выразительным. В проекте предусматривается строительство домов переменной этажности – от шести до девяти этажей, а в более высокой версии – до семнадцати. Разная высота корпусов, несмотря на плоские и неэксплуатируемые кровли, формирует более интересный силуэт застройки. Некоторую пластику здания получают за счет балконов и стеклянных лоджий. Предложенная конструктивная схема позволяет размещать их где угодно, поэтому каждая квартира будет иметь, по крайней мере, один балкон. Это могут быть и французские балконы, внутри которых спрячутся блоки кондиционеров. Однако, помня о том, что членам совета такая идея не понравилась, авторы в качестве альтернативного варианта предложили специальные корзины и решетки для кондиционеров, поданные как неотъемлемая часть стены.
zooming
Панельная серия жилых домов «ДОММОС» © «ГВСУ-центр»

Расчерченные крупным геометрическим рисунком фасады авторы предложили решать как в ярких и насыщенных, так и в более спокойных, нейтральных тонах – в зависимости от окружения и характера места. Для отделки стен будет использоваться клинкерная плитка, предлагающая палитру до пятидесяти оттенков, и окрашенный архитектурный бетон.

Что касается квартирографии, то авторам на этот раз удалось добиться искомого разнообразия. Вариативность планировок достигается благодаря увеличенному шагу несущих стен до 6,6 метров. Первые, общественные этажи будут монолитными, что обеспечит свободную планировку и более гибкое использование пространства. Удалось также избавиться от пандусов при входе в жилые первые этажи: они заменены на подъемники. Вход же организован на нулевой отметке, благодаря чему окна квартир первого этажа расположены достаточно высоко, что делает жизнь там комфортней.
zooming
Панельная серия жилых домов «ДОММОС» © «ГВСУ-центр»

Предваряя обсуждение, Евгения Муринец доложила, что, несмотря на серьезные корректировки, проект все еще не соответствует трем из восемнадцати требований недавно принятого постановления правительства Москвы, которые регламентируют массовую застройку. Во-первых, все еще остаются вопросы по размещению кондиционеров на фасадах здания. Во-вторых, вызывает сомнения устройство входа в жилую зону на уровне «ноль». И, в-третьих, для переходных балконов разработан только один вариант дизайна, что ограничивает вариативность застройки в целом.
zooming
Панельная серия жилых домов «ДОММОС» © «ГВСУ-центр»

Сергей Кузнецов посчитал, что все обозначенные недочеты могут быть устранены в рабочем порядке, а потому вполне можно поддержать проект. Единственное, на что он попросил обратить внимание – это пустующие места над лоджиями, которые могут быть самовольно застроены будущими жильцами. Также главного архитектора слегка смутила разлиновка стен поверх замаскированных швов, подчеркивающая «панельное происхождение» домов – образ, от которого, по собственному заявлению авторов, проект пытается уйти.
zooming
Панельная серия жилых домов «ДОММОС» © «ГВСУ-центр»

Александру Кудрявцеву не понравились плоские кровли. Такие крупные строительные массы, по его мнению, требуют более внимательного отношения к силуэту. Мансарды, аттики и другие компоненты могли бы существенно облагородить такую застройку, здесь же видна только монотонность. Развить можно и плоскость стен. Первые этажи также вызвали недовольство члена совета – они просто стоят по красной линии, никак не реагируя на свое функциональное наполнение. Кудрявцев не увидел радикального отхода новой серии от всех своих панельных предшественников и уверен, что такая застройка должна как-то лимитироваться.
zooming
Панельная серия жилых домов «ДОММОС» © «ГВСУ-центр»

Сергей Кузнецов с коллегой согласился, подчеркнув, что вся работа по модернизации ДСК как раз и направлена на поиск новых, «немонотонных» решений, которые будут очень дозировано реализовываться в границах города. Больше никаких существенных замечаний члены совета не высказали. Владимир Плоткин усомнился в грамотности устройства системы мусороотведения, Андрей Гнездилов сделал замечания по инсоляции отдельных квартир, Валерий Леонов попросил внимательнее поработать с лестницами, которые пока не отвечают нормам пожарной безопасности, а Сергей Кузнецов предложил подумать над устройством колясочных на первых этажах домов. В целом же проект решено было поддержать.

Панельная серия жилых домов «СУ-155»
zooming
Панельная серия жилых домов © «СУ-155»

В новой серии компания «СУ-155», со слов докладчика, поставила себе задачу отойти от традиционного подхода к панельному строительству. Владея сразу тремя заводами, компания имеет возможность производить панели и модули любых размеров. Это значительно расширяет планировочные возможности. Кроме того, предлагается богатая палитра архитектурных и эстетических решений. Скажем, базовые элементы можно изготавливать на заводе из графического бетона с нанесением на него любого рисунка, фотографии или рельефа. Шлифованный бетон может использоваться для отделки цоколя. Возможны варианты с применением клинкерной плитки и фибробетона. Интересно, что технология графического бетона в России пока не используется, однако выглядит это весьма эффектно, служит долго, а стоит недорого.
zooming
Панельная серия жилых домов © «СУ-155»

Свою серию авторы видят как совокупность архитектурных, инженерных и конструктивных качеств. Есть единая база, платформа, на основании которой можно создавать самые разные дома, при этом каждое здание может быть уникальным. Отталкиваясь от этой идеи, проектировщики создали несколько типологий базовых секций, включая угловые, позволяющие формировать прямой угол. Компоновки секций могут быть любыми – к примеру, квартал, в котором полностью исключена возможность заезда во двор автомобилей.
zooming
Панельная серия жилых домов. Базовая секция © «СУ-155»

Внутри секций предложен ряд планировочных решений. В проекте отсутствует отдельный лифтовой холл, он стыкуется с тамбуром и оборудован сплинкерами. В квартирах предусмотрена сигнализация. Все эти меры направлены на избавление от дополнительного аварийного выхода в виде балконов, поэтому в данном варианте их в доме может не быть вовсе. Дополнительное пространство освобождается за счет отсутствия мусоропровода и решения вынести за границы квартиры большую часть вертикальных коммуникаций.
zooming
Панельная серия жилых домов. Квартиры-студии © «СУ-155»

Для данного типа домов разработаны порядка десяти разных квартир. В основном, это небольшие по площади жилые ячейки, в том числе популярные сегодня студии. Кровля зданий эксплуатируемая, что позволит в перспективе создавать на верхних этажах двухуровневые квартиры с выходом на кровлю. Первый этаж включает и жилые, и общественные пространства. Вестибюли в жилой зоне сделаны сквозными и двусветными.
zooming
Панельная серия жилых домов. угловая секция © «СУ-155»

Что касается конкретных архитектурных решений, то их проектировщики совету не представили, аргументировав это тем, что при заложенном потенциале возможны любые варианты. Те несколько визуализаций, которые были показаны в ходе презентации, вызвали у членов совета недоумение – слишком мало они соответствовали заявленным возможностям. Оценив массу планировочных ходов, собравшиеся не поняли, почему нет примеров решения композиции и фасадов. «Проект, безусловно, интересен своим новаторством и экспериментальностью, мы видим его потенциал, – отметил Сергей Кузнецов, – но что архитектор сможет собрать из ваших секций? Авторы, как правило, приносят на совет то, что завтра можно построить. Ваш проект в представленном виде строить нельзя». Отсутствие хоть какого-то разнообразия не понравилось Михаилу Посохину. Хорошая технологическая основа никак не раскрыта с точки зрения архитектуры – уверен он. В проекте сильно хромает художественная подача, поэтому непонятно, какой эффект в итоге можно получить.
zooming
Панельная серия жилых домов © «СУ-155»

Александр Кудрявцев, напротив, оценил минимализм образа, его «преувеличенную панельную структуру» без какой либо пластики, без балконов и лоджий. Вариант с использованием ковровой керамики напомнил Кудрявцеву «что-то испанское», а «панельный небоскреб» – типология башни – и вовсе очень понравился. При этом Александр Кудрявцев подчеркнул, что реализация такого небоскреба возможна только единожды – как типовую застройку его использовать нельзя.

Владимир Плоткин заметил, что данный проект можно рассматривать только с учетом соответствия предложенных экспериментальных решений нормативной базе. Если с этим все в порядке, то он готов охотно поддержать проект, опуская фасады, над которыми «еще работать и работать». Сырым и «невкусным» показался проект Алексею Воронцову. По его словам, вполне здоровая идея пока не нашла достойного оформления.
zooming
Панельная серия жилых домов. Графический бетон – варианты отделки фасадов © «СУ-155»

Андрею Гнездилову совсем не понравились планировки квартир. Он назвал их устаревшими, объяснив, что сегодня нельзя проектировать три одинаковые по площади комнаты, а санузел размещать так далеко от спальни. Шаг кухни не отличается от шага гостиной, и при этом нет никакой возможности для перепланировки. Авторы возразили, что несущими являются только поперечные стены, горизонтальные перегородки можно убрать или подвинуть. Это не станет выходом из положения – уверен Сергей Кузнецов, добавивший к списку ранее обозначенных недочетов еще один очень существенный. В результате авторам было предложено как следует поработать с архитектурой серии, а затем прийти на совет повторно.

09 Июля 2015

Автор текста:

Алла Павликова
comments powered by HyperComments

Статьи по теме: Архитектурные советы. Москва

Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Архсовет – 57
После одобрения Архсоветом проекта ЖК AQUATORIA на Ленинградском шоссе в градостроительном плане земельного участка возможно произойдут изменения.
Архсовет Москвы – 56
Представленный на Архсовете проект многофункционального комплекса Aquatoria на левом берегу канала имени Москвы оказался недостаточно выразительным и был отправлен на доработку.
Архсовет Москвы – 55
Москва пополнит коллекцию объектов, построенных по проекту звезд архитектуры. МФК на пересечении проспекта Сахарова и Садовой-Спасской одобрен архсоветом.
Архсовет Москвы – 54
Под Павелецкой площадью будет построен трехуровневый подземный торговый центр, а ее саму планируется благоустроить. Архсовет одобрил проект, представленный «Моспроектом-2».
Архсовет Москвы–53
На Звенигородском шоссе будет построен многофункциональный жилой комплекс авторства бюро «Меганом». Архитектурный совет единогласно одобрил проект.
Архсовет Москвы – 51
Архсовет отклонил проект высотной жилой застройки на Ленинградском проспекте и принял концепцию многофункционального офисного и торгово-развлекательного центра в Новой Москве.
Архсовет Москвы–50
Разработанная МКА концепция развития бывшей территории Военной академии на Москворецкой набережной – исторического Воспитательного дома – получила одобрение Архитектурного совета.

Технологии и материалы

Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.
Стекло для городского калейдоскопа
Современные технологии и классические традиции, строгий и даже торжественный ритм: «Искра-Парк» словно бы переносит нас в 1930-е. С одной поправкой – на объемный, крупного рельефа и зеркального стекла фасад южного корпуса; он возвращает в наши дни.
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.

Сейчас на главной

Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Что посмотреть на выходных
Для тех кто планирует на майских поотдыхать – вот, можно сделать и это с пользой. Только что завершившийся цикл лекций Анны Броновицкой, прогулки с гидами по гугл-панорамам, знакомство с любимыми книгами архитекторов и еще пара хороших вариантов.
Башня-знак
Самое высокое деревянное здание в мире, 18-этажная башня Mjøstårnet на юге Норвегии, одновременно привлекает внимание к своему городу – Брумунндалу – и служит знаком возможностей дерева как строительного материала.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Высотные фантазии
Публикуем проекты победителей и финалистов очередного конкурса eVolo Skyscraper Competition: уже в 15-й раз участники поражают наше воображение невероятными проектами небоскребов.