Архсовет Москвы–30

Темой очередного Архсовета снова стали проекты жилых домов повторного применения. Из двух представленных проектов одобрение получил только один – новая панельная серия «ГВСУ-центр».

mainImg
Панельная серия жилых домов «ГВСУ-центр»
zooming
Панельная серия жилых домов «ДОММОС» © «ГВСУ-центр»

Крупнопанельные универсальные жилые дома, разработанные комбинатом «ГВСУ-центр», были представлены на суд совета второй раз. Впервые этот проект рассматривался в декабре прошлого года. Тогда по причине многочисленных замечаний он согласован не был. Спустя полгода комбинат снова представил откорректированную в соответствии с рекомендациями совета концепцию. В ней авторами были проработаны самые разные варианты компоновки блок-секций. Всего предусмотрено семь типов секций, включая две угловые, которые позволяют состыковать корпуса под углом 45 градусов. В отличие от первоначального варианта теперь предусматривается возможность смещения секций, что важно для участков сложной конфигурации и рельефа.
zooming
Панельная серия жилых домов «ДОММОС» © «ГВСУ-центр»
zooming
Панельная серия жилых домов «ДОММОС» © «ГВСУ-центр»

Также было тщательней проработано завершение зданий, которое получилось более выразительным. В проекте предусматривается строительство домов переменной этажности – от шести до девяти этажей, а в более высокой версии – до семнадцати. Разная высота корпусов, несмотря на плоские и неэксплуатируемые кровли, формирует более интересный силуэт застройки. Некоторую пластику здания получают за счет балконов и стеклянных лоджий. Предложенная конструктивная схема позволяет размещать их где угодно, поэтому каждая квартира будет иметь, по крайней мере, один балкон. Это могут быть и французские балконы, внутри которых спрячутся блоки кондиционеров. Однако, помня о том, что членам совета такая идея не понравилась, авторы в качестве альтернативного варианта предложили специальные корзины и решетки для кондиционеров, поданные как неотъемлемая часть стены.
zooming
Панельная серия жилых домов «ДОММОС» © «ГВСУ-центр»

Расчерченные крупным геометрическим рисунком фасады авторы предложили решать как в ярких и насыщенных, так и в более спокойных, нейтральных тонах – в зависимости от окружения и характера места. Для отделки стен будет использоваться клинкерная плитка, предлагающая палитру до пятидесяти оттенков, и окрашенный архитектурный бетон.

Что касается квартирографии, то авторам на этот раз удалось добиться искомого разнообразия. Вариативность планировок достигается благодаря увеличенному шагу несущих стен до 6,6 метров. Первые, общественные этажи будут монолитными, что обеспечит свободную планировку и более гибкое использование пространства. Удалось также избавиться от пандусов при входе в жилые первые этажи: они заменены на подъемники. Вход же организован на нулевой отметке, благодаря чему окна квартир первого этажа расположены достаточно высоко, что делает жизнь там комфортней.
zooming
Панельная серия жилых домов «ДОММОС» © «ГВСУ-центр»

Предваряя обсуждение, Евгения Муринец доложила, что, несмотря на серьезные корректировки, проект все еще не соответствует трем из восемнадцати требований недавно принятого постановления правительства Москвы, которые регламентируют массовую застройку. Во-первых, все еще остаются вопросы по размещению кондиционеров на фасадах здания. Во-вторых, вызывает сомнения устройство входа в жилую зону на уровне «ноль». И, в-третьих, для переходных балконов разработан только один вариант дизайна, что ограничивает вариативность застройки в целом.
zooming
Панельная серия жилых домов «ДОММОС» © «ГВСУ-центр»

Сергей Кузнецов посчитал, что все обозначенные недочеты могут быть устранены в рабочем порядке, а потому вполне можно поддержать проект. Единственное, на что он попросил обратить внимание – это пустующие места над лоджиями, которые могут быть самовольно застроены будущими жильцами. Также главного архитектора слегка смутила разлиновка стен поверх замаскированных швов, подчеркивающая «панельное происхождение» домов – образ, от которого, по собственному заявлению авторов, проект пытается уйти.
zooming
Панельная серия жилых домов «ДОММОС» © «ГВСУ-центр»

Александру Кудрявцеву не понравились плоские кровли. Такие крупные строительные массы, по его мнению, требуют более внимательного отношения к силуэту. Мансарды, аттики и другие компоненты могли бы существенно облагородить такую застройку, здесь же видна только монотонность. Развить можно и плоскость стен. Первые этажи также вызвали недовольство члена совета – они просто стоят по красной линии, никак не реагируя на свое функциональное наполнение. Кудрявцев не увидел радикального отхода новой серии от всех своих панельных предшественников и уверен, что такая застройка должна как-то лимитироваться.
zooming
Панельная серия жилых домов «ДОММОС» © «ГВСУ-центр»

Сергей Кузнецов с коллегой согласился, подчеркнув, что вся работа по модернизации ДСК как раз и направлена на поиск новых, «немонотонных» решений, которые будут очень дозировано реализовываться в границах города. Больше никаких существенных замечаний члены совета не высказали. Владимир Плоткин усомнился в грамотности устройства системы мусороотведения, Андрей Гнездилов сделал замечания по инсоляции отдельных квартир, Валерий Леонов попросил внимательнее поработать с лестницами, которые пока не отвечают нормам пожарной безопасности, а Сергей Кузнецов предложил подумать над устройством колясочных на первых этажах домов. В целом же проект решено было поддержать.

Панельная серия жилых домов «СУ-155»
zooming
Панельная серия жилых домов © «СУ-155»

В новой серии компания «СУ-155», со слов докладчика, поставила себе задачу отойти от традиционного подхода к панельному строительству. Владея сразу тремя заводами, компания имеет возможность производить панели и модули любых размеров. Это значительно расширяет планировочные возможности. Кроме того, предлагается богатая палитра архитектурных и эстетических решений. Скажем, базовые элементы можно изготавливать на заводе из графического бетона с нанесением на него любого рисунка, фотографии или рельефа. Шлифованный бетон может использоваться для отделки цоколя. Возможны варианты с применением клинкерной плитки и фибробетона. Интересно, что технология графического бетона в России пока не используется, однако выглядит это весьма эффектно, служит долго, а стоит недорого.
zooming
Панельная серия жилых домов © «СУ-155»

Свою серию авторы видят как совокупность архитектурных, инженерных и конструктивных качеств. Есть единая база, платформа, на основании которой можно создавать самые разные дома, при этом каждое здание может быть уникальным. Отталкиваясь от этой идеи, проектировщики создали несколько типологий базовых секций, включая угловые, позволяющие формировать прямой угол. Компоновки секций могут быть любыми – к примеру, квартал, в котором полностью исключена возможность заезда во двор автомобилей.
zooming
Панельная серия жилых домов. Базовая секция © «СУ-155»

Внутри секций предложен ряд планировочных решений. В проекте отсутствует отдельный лифтовой холл, он стыкуется с тамбуром и оборудован сплинкерами. В квартирах предусмотрена сигнализация. Все эти меры направлены на избавление от дополнительного аварийного выхода в виде балконов, поэтому в данном варианте их в доме может не быть вовсе. Дополнительное пространство освобождается за счет отсутствия мусоропровода и решения вынести за границы квартиры большую часть вертикальных коммуникаций.
zooming
Панельная серия жилых домов. Квартиры-студии © «СУ-155»

Для данного типа домов разработаны порядка десяти разных квартир. В основном, это небольшие по площади жилые ячейки, в том числе популярные сегодня студии. Кровля зданий эксплуатируемая, что позволит в перспективе создавать на верхних этажах двухуровневые квартиры с выходом на кровлю. Первый этаж включает и жилые, и общественные пространства. Вестибюли в жилой зоне сделаны сквозными и двусветными.
zooming
Панельная серия жилых домов. угловая секция © «СУ-155»

Что касается конкретных архитектурных решений, то их проектировщики совету не представили, аргументировав это тем, что при заложенном потенциале возможны любые варианты. Те несколько визуализаций, которые были показаны в ходе презентации, вызвали у членов совета недоумение – слишком мало они соответствовали заявленным возможностям. Оценив массу планировочных ходов, собравшиеся не поняли, почему нет примеров решения композиции и фасадов. «Проект, безусловно, интересен своим новаторством и экспериментальностью, мы видим его потенциал, – отметил Сергей Кузнецов, – но что архитектор сможет собрать из ваших секций? Авторы, как правило, приносят на совет то, что завтра можно построить. Ваш проект в представленном виде строить нельзя». Отсутствие хоть какого-то разнообразия не понравилось Михаилу Посохину. Хорошая технологическая основа никак не раскрыта с точки зрения архитектуры – уверен он. В проекте сильно хромает художественная подача, поэтому непонятно, какой эффект в итоге можно получить.
zooming
Панельная серия жилых домов © «СУ-155»

Александр Кудрявцев, напротив, оценил минимализм образа, его «преувеличенную панельную структуру» без какой либо пластики, без балконов и лоджий. Вариант с использованием ковровой керамики напомнил Кудрявцеву «что-то испанское», а «панельный небоскреб» – типология башни – и вовсе очень понравился. При этом Александр Кудрявцев подчеркнул, что реализация такого небоскреба возможна только единожды – как типовую застройку его использовать нельзя.

Владимир Плоткин заметил, что данный проект можно рассматривать только с учетом соответствия предложенных экспериментальных решений нормативной базе. Если с этим все в порядке, то он готов охотно поддержать проект, опуская фасады, над которыми «еще работать и работать». Сырым и «невкусным» показался проект Алексею Воронцову. По его словам, вполне здоровая идея пока не нашла достойного оформления.
zooming
Панельная серия жилых домов. Графический бетон – варианты отделки фасадов © «СУ-155»

Андрею Гнездилову совсем не понравились планировки квартир. Он назвал их устаревшими, объяснив, что сегодня нельзя проектировать три одинаковые по площади комнаты, а санузел размещать так далеко от спальни. Шаг кухни не отличается от шага гостиной, и при этом нет никакой возможности для перепланировки. Авторы возразили, что несущими являются только поперечные стены, горизонтальные перегородки можно убрать или подвинуть. Это не станет выходом из положения – уверен Сергей Кузнецов, добавивший к списку ранее обозначенных недочетов еще один очень существенный. В результате авторам было предложено как следует поработать с архитектурой серии, а затем прийти на совет повторно.

09 Июля 2015

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
Тонкая настройка
Бюро SUSHKOVA DESIGN создало интерьер цветочной студии в Перми, с тактом и деликатностью подойдя к пространству, чья главная ценность заключалась в обилии света и эффектности старинной кладки. Эти достоинства были бережно сохранены и даже подчеркнуты при помощи точно найденных современных акцентов.
Яркое, народное
Десятый год Wowhaus работают над новогодним украшением ГУМа, «главного», ну или во всяком случае, самого центрального, магазина страны. В этом году темой выбрали Дымковскую игрушку: и, вникнув в историю вопроса, предложили яркое, ярчайшее решение – тема, впрочем, тому прямо способствует.
Кинотрансформация
B.L.U.E. Architecture Studio трансформировало фрагмент исторической застройки города Янчжоу под гостиницу: ее вестибюль устроили в старом кинотеатре.
Вторая ось
Бюро Земля восстановило биологическую структуру лесного загородного участка и спроектировало для него пешеходный маршрут. Подняв «мост» на высоту пяти метров, архитекторы добились нового способа восприятия леса. А в центре расположили домик-кокон.
«Чужие» в городе
Мы попросили у Александра Скокана комментарий по итогам 2025 года – а он прислал целую статью, да еще и посвященную недавно начатому у нас обсуждению «уместности высоток» – а говоря шире, контрастных вкраплений в городскую застройку. Получился текст-вопрос: почему здесь? Почему так?
Подлесок нового капрома
Сообщение по письмам читателей: столовую Дома Пионеров превратили в этакий ресторанчик. Казалось бы, какая мелочь. Обратимая, скорее всего. Но она показывает: капром жив. Не остался в девяностых, а дает новую, модную, молодую поросль.
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.