Архсовет Москвы–25

25 марта Архитектурный совет Москвы рассмотрел два очень разных проекта и утвердил лишь один из них: административно-коммуникационный комплекс в Лужниках.

Автор текста:
Алла Павликова

mainImg
Проект православного духовного центра с гимназией в Южном Бутово
zooming
Проект православного духовного центра с гимназией в Южном Бутово. Проектировщик ООО «Рионела»

Православный центр с гимназией на 160 учеников предполагается построить в Южном Бутово на территории существующего храмового комплекса. Участок прямоугольной формы ограничен с одной стороны улицей Остафьевской, с другой – Академика Понтрягина. Церковные сооружения окружает очень разнообразная застройка – от многоэтажного панельного жилья до дорогих коттеджей за высокими заборами. Построить здесь школу с православным уклоном собирались давно, помимо этого готовятся проекты нового собора, значительно превышающего по размерам существующий храм, а также административного и хозяйственного блоков.
zooming
Проект православного духовного центра с гимназией в Южном Бутово. Проектировщик ООО «Рионела»

Как рассказал на совете докладчик из компании «Рионела», проектируя духовный центр, архитекторы старались следовать стилистике существующего ансамбля, опирающегося на традиции псковской и новгородской архитектуры. Крупное здание школы занимает протяженный угловой участок на территории комплекса. Один из его торцов, выходящий к существующей церкви и зажатый между проектируемыми хозяйственным и административным корпусами, решен в виде традиционной домовой церкви под высоким золотым куполом. Фасады школы используют образ палат с крупными арочными сводами и многочисленными декоративными элементами. Форма здания и обширное остекление, по словам докладчика, связаны с необходимостью обеспечить достаточное освещение в классах и рекреациях.
zooming
Проект православного духовного центра с гимназией в Южном Бутово. Проектировщик ООО «Рионела»
zooming
Проект православного духовного центра с гимназией в Южном Бутово. Проектировщик ООО «Рионела»

Выслушав доклад авторов проекта, Сергей Кузнецов пояснил, почему данная работа была вынесена на обсуждение совета. Дело в том, что в последнее время МКА активно обсуждает с Москомнаследием и РПЦ стилистику храмовых сооружений, пытаясь понять: соответствует ли она сегодняшнему дню, нуждается ли в осовременивании либо, наоборот, сильна своей архаичностью. Рассматриваемый проект гимназии, включенный в состав храмового комплекса, обострил эту дискуссию, в связи с чем главный архитектор и принял решение обратиться к членам совета.
zooming
Проект православного духовного центра с гимназией в Южном Бутово. Проектировщик ООО «Рионела»

Евгения Муринец сообщила собравшимся, что этот проект, во-первых, не соответствует ГПЗУ из-за превышения допустимой высоты – вместо разрешенных на данном участке двух этажей архитекторы спроектировали трехэтажный корпус. Во-вторых, вызывает массу вопросов предложенное архитектурное решение. И действительно, члены совета начали обсуждение с бурной дискуссии вокруг проработки планов, функционального наполнения здания и их несоответствия внешнему образу. Андрей Боков посоветовал авторам, прежде чем браться за проектирование столь значимого проекта, тщательно изучить историю архитектуры и, в частности – работы А.В. Щусева. Евгений Асс попросил архитекторов не прикрываться словом «православие», создавая безоговорочно плохую архитектуру: «Здесь нет ни псковской, ни новгородской школы. Это какой-то псевдоквазивизантийский стиль с очень некачественно проработанными деталями». Претензии у Асса возникли и к планировочной структуре здания, где под домовой церковью в абсиде устраивается столовая, а школьные рекреации не получают и половины необходимого освещения. Кроме того, у него возник вопрос, связанный с типологией православной школы: должна ли она как-то отличаться от обычной? В бутовском проекте отличия если и есть, то лишь в худшую сторону.
zooming

Кроме качества прорисовки фасадов, которая явно оставляет желать лучшего, Сергей Чобан увидел проблему еще и в противоречии, возникающем между очень крупным масштабом здания и измельченными деталями. По его мнению, следует посмотреть на школу как на ансамбль из нескольких домов с более человеческим масштабом и ясной структурой, благодаря чему и детали получили бы совсем иное качество.
zooming
Проект православного духовного центра с гимназией в Южном Бутово. Проектировщик ООО «Рионела»

Михаил Посохин не увидел в проекте той радостной палитры, которая присуща храмовой архитектуре. Категорически не понравились ему и многочисленные функционально никак не оправданные, но при этом дорогостоящие декоративные элементы. Например, устройство огромной прогулочной галереи вдоль всего вытянутого фасада здания, из-за которой пропадает почти весь первый этаж, показалось ему очень нерациональным. По мнению Посохина, здание надо максимально упростить, удешевить и избавить от излишнего пафоса. Школа не должна конкурировать с архитектурой существующего храма. Возмутило Посохина и стремление авторов «обмануть» горожан, придав одному из торцов гимназии вид церкви, тогда как внутри нет даже небольшой часовенки.

Согласился с остальными членами совета и Андрей Гнездилов. Признавая, что это очень важный и нужный проект, он никак не смог его поддержать, поскольку «вывеска не соответствует содержанию». Проект расстраивает многочисленными фальшивыми компонентами и такими странными решениями, как вход, организованный прямо в абсиде. И это не говоря уже о том, что там очень неграмотно решено учебное пространство, где за кажущимися снаружи большими витражами скрываются темные помещения.
zooming
Проект православного духовного центра с гимназией в Южном Бутово. Проектировщик ООО «Рионела»
zooming
Проект православного духовного центра с гимназией в Южном Бутово. Проектировщик ООО «Рионела»

Алексей Воронцов посетовал, что в проекте разрушено одно из главных достижений допетровской архитектуры – крестово-купольная система, о которой авторы просто забыли. Авторам Воронцов посоветовал подумать, как сделать постройку адекватной сегодняшнему дню. Эту мысль подхватил и Александр Кудрявцев, отметивший, что в 1910-е гг. православная архитектура стала активно использовать элементы модерна, но революция прервала естественное эволюционное развитие на долгие годы. В настоящем проекте видна попытка использовать опыт мастеров архитектуры начала прошлого столетия, но дана слишком примитивная его трактовка. Авторам, по совету Кудрявцева, следует внимательнее изучить исторические аналоги.
zooming
Проект православного духовного центра с гимназией в Южном Бутово. Проектировщик ООО «Рионела»

Ханс Штимманн в своем выступлении деликатно обошел вопрос архитектуры представленного здания, лишь пожелав авторам в дальнейшем больше мужества и смелости. Его замечания касались урбанистического решения, при котором в работе нет никакой взаимосвязи между зданиями комплекса. Особенно стоит продумать взаимоотношения школы с существующей церковью. Церковь, являясь духовным центром, должна выделяться на фоне окружающей застройки, в особенности общественной – коей и является школа. Кроме того, предложенный генплан не предполагает организацию двора, что тоже можно рассматривать как ошибку. Отгораживаясь от города, храмовый комплекс становится очень похожим на монастырь. По мнению же Штимманна, устройство небольшой площади между храмом и школой сразу решит эту проблему, превратив комплекс в доступный горожанам культурный центр.
zooming
Проект православного духовного центра с гимназией в Южном Бутово. Проектировщик ООО «Рионела»

Похожее замечание высказал и Сергей Кузнецов: «Простой и удобный участок сам по себе предполагает устройство большого двора, но на генплане вместо этого вся территория методично застраивается зданиями. Правильнее было бы расположить постройки по периметру». Подводя итог обсуждению, главный архитектор обозначил «программу максимум» доработки проекта: архитектура здания должна стать более спокойной, конфигурация – пересмотрена с учетом создания внутренней общественной площади, а планы – приведены в соответствие с внешним образом и общими требованиями к образовательным учреждениям.

Административно-коммуникационный центр в Лужниках
Административно-коммуникационный центр в Лужниках. Второй вариант. Проектный институт «Арена»

Административный центр, в котором разместится все руководство комплекса «Лужники», предполагается построить на участке, расположенном между парком и ТТК, по обе стороны от подстанции в Новолужнецком проезде. Центр образован двумя отдельно стоящими зданиями. Один, главный, корпус займет трапециевидный в плане участок, а второй – отнесенную чуть в сторону вытянутую площадку поменьше. Основное здание представляет собой стеклянный 7-этажный объем, разбитый со стороны парка двумя глубокими внутренними дворами на три части. Таким образом, парковый фасад оказывается более дробным, не таким громоздким. Сплошное остекление стен позволяет наилучшим образом открыть вид на зеленый парк из рабочих кабинетов. Фасад, выходящий к шумному Третьему транспортному кольцу, а также торцы здания, соседствующие с прилегающей застройкой, авторы предложили сделать менее проницаемыми. Для этого используются высокие ламели из натурального камня, пилоны и жалюзи. И только верхние этажи решены с панорамным остеклением, поскольку оттуда открывается вид на город и Новодевичий монастырь.
 
zooming
Административно-коммуникационный центр в Лужниках. Генплан. Проектный институт «Арена»
Административно-коммуникационный центр в Лужниках. Первый вариант. Проектный институт «Арена»
Административно-коммуникационный центр в Лужниках. Первый вариант. Проектный институт «Арена»

Представитель проектного института «Арена», разработавшего проект, представил совету три варианта объемно-пространственного решения центра. Первый – наиболее лаконичный и экономичный, решенный в простых прямоугольных объемах. Второй – с округлыми внутренними дворами, колоннадой и вертикальными каменными пилонами, вытягивающими силуэт. И третий – наиболее сложно реализуемый, с силуэтами блоков в виде перевернутой трапеции.
 
Административно-коммуникационный центр в Лужниках. Второй вариант. Проектный институт «Арена»
Административно-коммуникационный центр в Лужниках. Второй вариант. Проектный институт «Арена»

Перед обсуждением проекта членами совета Сергей Кузнецов напомнил, что этот объект должен стать завершающим и одним из самых крупных объемов в панораме Лужников. В связи с этим он попросил особенно внимательно отнестись к рассмотрению проекта, однако совет в своих оценках был как никогда единодушен. Андрей Боков предложил вовсе отказаться от обсуждения и дать возможность авторам самостоятельно выбрать оптимальный вариант, поскольку по качеству исполнения все три версии выполнены одинаково хорошо. Члены совета Бокова услышали, но решили все же помочь архитекторам определиться с финальной версией. Евгений Асс поздравил авторов с удачным проектом, а предпочтение отдал наиболее рациональному первому варианту, заметив, однако, что масштаб паркового фасада в нем крупноват и здесь стоило бы заимствовать вертикальное членение, предложенное во втором варианте.
Административно-коммуникационный центр в Лужниках. Третий вариант. Проектный институт «Арена»
Административно-коммуникационный центр в Лужниках. Третий вариант. Проектный институт «Арена»
Административно-коммуникационный центр в Лужниках. Третий вариант. Проектный институт «Арена»

Похвалил проект и Владимир Плоткин, отметивший абсолютную точность объемно-пространственной композиции, грамотное решение стены, выходящей к ТТК, четко продуманные видовые точки и наличие общественных первых этажей, что будет особенно востребовано в столь крупном парке. По мнению Плоткина, все три варианта могли бы быть с успехом реализованы в этом месте. Но свое личное предпочтение он отдал второму решению – как более яркому и индивидуальному. Сергею Чобану второй вариант, наоборот, показался сомнительным из-за своего мегамасштаба: «Такие вертикальные колонны и жалюзи подходят для невысоких 2-–3-этажных зданий. Когда их видишь на объеме высотой 26 метров, начинает проступать типология правительственных учреждений. Здесь это неуместно. В первом варианте мне нравится лаконичность и особенно – членение на торцах. Такой масштаб выглядит лучше, чем колоннада или гигантская рама, предложенная в последней версии».
 
Административно-коммуникационный центр в Лужниках. Проектный институт «Арена»

С Чобаном согласился Александр Кудрявцев. Для него самой главной задачей является сохранение ансамбля Лужников с тремя основными доминантами и панорамы, открывающейся с Воробьевых гор. «Важно наследовать сохранение пространственных связей внутри ансамбля, особенно в виду готовящегося включения данного комплекса в список объектов культурного наследия», – заметил Кудрявцев. Солидарный с ним Алексей Воронцов высказался за необходимость сохранения Лужников в первую очередь как спортивного парка, и только потом – архитектурного ансамбля.
 
Административно-коммуникационный центр в Лужниках. Проектный институт «Арена»

Ханс Штимманн успокоил Воронцова и порадовался тому, что авторам вполне удалось сделать новый объект частью существующего парка. «С точки зрения архитектурного решения совместить монументальность застройки советского периода с открытостью, свойственной сегодняшнему дню, очень сложно. Но с интеграцией авторы справились,» – похвалил их Штимманн. Единственное, на что он посоветовал обратить внимание – чрезмерная статичность фасада, выходящего к магистрали. Здание, по мнению немецкого архитектора, должно как-то реагировать на скорость, предлагая эффектный образ проезжающим мимо автомобилистам.
 
Административно-коммуникационный центр в Лужниках. Проектный институт «Арена»
zooming
Административно-коммуникационный центр в Лужниках. Проектный институт «Арена»

Михаил Посохин отметил высокий уровень работы и, поддержав Владимира Плоткина, заметил, что «второй вариант в случае успешной реализации имеет большой потенциал стать настоящим архитектурным событием». Такое же мнение высказал и Андрей Гнездилов и первым обратился к авторам проекта, поинтересовавшись, какая из версий ближе им самим. Оказалось, что и архитекторы, и заказчик ратуют за второй вариант. После этого признания дальнейшее обсуждение сошло на нет. Сергей Кузнецов предложил поддержать проектировщиков в их выборе, тем более, что многие из членов совета оказались с ними солидарны.

26 Марта 2015

Автор текста:

Алла Павликова
comments powered by HyperComments

Статьи по теме: Архитектурные советы. Москва

Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Архсовет – 57
После одобрения Архсоветом проекта ЖК AQUATORIA на Ленинградском шоссе в градостроительном плане земельного участка возможно произойдут изменения.
Архсовет Москвы – 56
Представленный на Архсовете проект многофункционального комплекса Aquatoria на левом берегу канала имени Москвы оказался недостаточно выразительным и был отправлен на доработку.
Архсовет Москвы – 55
Москва пополнит коллекцию объектов, построенных по проекту звезд архитектуры. МФК на пересечении проспекта Сахарова и Садовой-Спасской одобрен архсоветом.
Архсовет Москвы – 54
Под Павелецкой площадью будет построен трехуровневый подземный торговый центр, а ее саму планируется благоустроить. Архсовет одобрил проект, представленный «Моспроектом-2».
Архсовет Москвы–53
На Звенигородском шоссе будет построен многофункциональный жилой комплекс авторства бюро «Меганом». Архитектурный совет единогласно одобрил проект.
Архсовет Москвы – 51
Архсовет отклонил проект высотной жилой застройки на Ленинградском проспекте и принял концепцию многофункционального офисного и торгово-развлекательного центра в Новой Москве.
Архсовет Москвы–50
Разработанная МКА концепция развития бывшей территории Военной академии на Москворецкой набережной – исторического Воспитательного дома – получила одобрение Архитектурного совета.

Технологии и материалы

Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.

Сейчас на главной

Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Норману Фостеру – 85
Мастеру архитектурного хай-тека, любителю лыжных марафонов, а с недавних пор еще и звезде Instagram, британцу Норману Фостеру исполнилось сегодня 85 лет.
Маскировка модерниста
Общественный центр на площади Волкова в Ярославле: из-за деревьев его почти не видно, он хорошо спрятан на виду, но не отступает от принципа строгой современной архитектуры с ноткой ностальгии по «классическому» модернизму.
Умер Константин Малиновский
В Петербурге 27 мая скончался исследователь творчества Трезини, Кваренги, Расстрелли, культуры и искусства Петербурга XVIII века Константин Малиновский. Сергей Чобан – в память о Константине Малиновском.
Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.