Архсовет Москвы–25

25 марта Архитектурный совет Москвы рассмотрел два очень разных проекта и утвердил лишь один из них: административно-коммуникационный комплекс в Лужниках.

mainImg
Проект православного духовного центра с гимназией в Южном Бутово
zooming
Проект православного духовного центра с гимназией в Южном Бутово. Проектировщик ООО «Рионела»

Православный центр с гимназией на 160 учеников предполагается построить в Южном Бутово на территории существующего храмового комплекса. Участок прямоугольной формы ограничен с одной стороны улицей Остафьевской, с другой – Академика Понтрягина. Церковные сооружения окружает очень разнообразная застройка – от многоэтажного панельного жилья до дорогих коттеджей за высокими заборами. Построить здесь школу с православным уклоном собирались давно, помимо этого готовятся проекты нового собора, значительно превышающего по размерам существующий храм, а также административного и хозяйственного блоков.
zooming
Проект православного духовного центра с гимназией в Южном Бутово. Проектировщик ООО «Рионела»

Как рассказал на совете докладчик из компании «Рионела», проектируя духовный центр, архитекторы старались следовать стилистике существующего ансамбля, опирающегося на традиции псковской и новгородской архитектуры. Крупное здание школы занимает протяженный угловой участок на территории комплекса. Один из его торцов, выходящий к существующей церкви и зажатый между проектируемыми хозяйственным и административным корпусами, решен в виде традиционной домовой церкви под высоким золотым куполом. Фасады школы используют образ палат с крупными арочными сводами и многочисленными декоративными элементами. Форма здания и обширное остекление, по словам докладчика, связаны с необходимостью обеспечить достаточное освещение в классах и рекреациях.
zooming
Проект православного духовного центра с гимназией в Южном Бутово. Проектировщик ООО «Рионела»
zooming
Проект православного духовного центра с гимназией в Южном Бутово. Проектировщик ООО «Рионела»

Выслушав доклад авторов проекта, Сергей Кузнецов пояснил, почему данная работа была вынесена на обсуждение совета. Дело в том, что в последнее время МКА активно обсуждает с Москомнаследием и РПЦ стилистику храмовых сооружений, пытаясь понять: соответствует ли она сегодняшнему дню, нуждается ли в осовременивании либо, наоборот, сильна своей архаичностью. Рассматриваемый проект гимназии, включенный в состав храмового комплекса, обострил эту дискуссию, в связи с чем главный архитектор и принял решение обратиться к членам совета.
zooming
Проект православного духовного центра с гимназией в Южном Бутово. Проектировщик ООО «Рионела»

Евгения Муринец сообщила собравшимся, что этот проект, во-первых, не соответствует ГПЗУ из-за превышения допустимой высоты – вместо разрешенных на данном участке двух этажей архитекторы спроектировали трехэтажный корпус. Во-вторых, вызывает массу вопросов предложенное архитектурное решение. И действительно, члены совета начали обсуждение с бурной дискуссии вокруг проработки планов, функционального наполнения здания и их несоответствия внешнему образу. Андрей Боков посоветовал авторам, прежде чем браться за проектирование столь значимого проекта, тщательно изучить историю архитектуры и, в частности – работы А.В. Щусева. Евгений Асс попросил архитекторов не прикрываться словом «православие», создавая безоговорочно плохую архитектуру: «Здесь нет ни псковской, ни новгородской школы. Это какой-то псевдоквазивизантийский стиль с очень некачественно проработанными деталями». Претензии у Асса возникли и к планировочной структуре здания, где под домовой церковью в абсиде устраивается столовая, а школьные рекреации не получают и половины необходимого освещения. Кроме того, у него возник вопрос, связанный с типологией православной школы: должна ли она как-то отличаться от обычной? В бутовском проекте отличия если и есть, то лишь в худшую сторону.
zooming

Кроме качества прорисовки фасадов, которая явно оставляет желать лучшего, Сергей Чобан увидел проблему еще и в противоречии, возникающем между очень крупным масштабом здания и измельченными деталями. По его мнению, следует посмотреть на школу как на ансамбль из нескольких домов с более человеческим масштабом и ясной структурой, благодаря чему и детали получили бы совсем иное качество.
zooming
Проект православного духовного центра с гимназией в Южном Бутово. Проектировщик ООО «Рионела»

Михаил Посохин не увидел в проекте той радостной палитры, которая присуща храмовой архитектуре. Категорически не понравились ему и многочисленные функционально никак не оправданные, но при этом дорогостоящие декоративные элементы. Например, устройство огромной прогулочной галереи вдоль всего вытянутого фасада здания, из-за которой пропадает почти весь первый этаж, показалось ему очень нерациональным. По мнению Посохина, здание надо максимально упростить, удешевить и избавить от излишнего пафоса. Школа не должна конкурировать с архитектурой существующего храма. Возмутило Посохина и стремление авторов «обмануть» горожан, придав одному из торцов гимназии вид церкви, тогда как внутри нет даже небольшой часовенки.

Согласился с остальными членами совета и Андрей Гнездилов. Признавая, что это очень важный и нужный проект, он никак не смог его поддержать, поскольку «вывеска не соответствует содержанию». Проект расстраивает многочисленными фальшивыми компонентами и такими странными решениями, как вход, организованный прямо в абсиде. И это не говоря уже о том, что там очень неграмотно решено учебное пространство, где за кажущимися снаружи большими витражами скрываются темные помещения.
zooming
Проект православного духовного центра с гимназией в Южном Бутово. Проектировщик ООО «Рионела»
zooming
Проект православного духовного центра с гимназией в Южном Бутово. Проектировщик ООО «Рионела»

Алексей Воронцов посетовал, что в проекте разрушено одно из главных достижений допетровской архитектуры – крестово-купольная система, о которой авторы просто забыли. Авторам Воронцов посоветовал подумать, как сделать постройку адекватной сегодняшнему дню. Эту мысль подхватил и Александр Кудрявцев, отметивший, что в 1910-е гг. православная архитектура стала активно использовать элементы модерна, но революция прервала естественное эволюционное развитие на долгие годы. В настоящем проекте видна попытка использовать опыт мастеров архитектуры начала прошлого столетия, но дана слишком примитивная его трактовка. Авторам, по совету Кудрявцева, следует внимательнее изучить исторические аналоги.
zooming
Проект православного духовного центра с гимназией в Южном Бутово. Проектировщик ООО «Рионела»

Ханс Штимманн в своем выступлении деликатно обошел вопрос архитектуры представленного здания, лишь пожелав авторам в дальнейшем больше мужества и смелости. Его замечания касались урбанистического решения, при котором в работе нет никакой взаимосвязи между зданиями комплекса. Особенно стоит продумать взаимоотношения школы с существующей церковью. Церковь, являясь духовным центром, должна выделяться на фоне окружающей застройки, в особенности общественной – коей и является школа. Кроме того, предложенный генплан не предполагает организацию двора, что тоже можно рассматривать как ошибку. Отгораживаясь от города, храмовый комплекс становится очень похожим на монастырь. По мнению же Штимманна, устройство небольшой площади между храмом и школой сразу решит эту проблему, превратив комплекс в доступный горожанам культурный центр.
zooming
Проект православного духовного центра с гимназией в Южном Бутово. Проектировщик ООО «Рионела»

Похожее замечание высказал и Сергей Кузнецов: «Простой и удобный участок сам по себе предполагает устройство большого двора, но на генплане вместо этого вся территория методично застраивается зданиями. Правильнее было бы расположить постройки по периметру». Подводя итог обсуждению, главный архитектор обозначил «программу максимум» доработки проекта: архитектура здания должна стать более спокойной, конфигурация – пересмотрена с учетом создания внутренней общественной площади, а планы – приведены в соответствие с внешним образом и общими требованиями к образовательным учреждениям.

Административно-коммуникационный центр в Лужниках
Административно-коммуникационный центр в Лужниках. Второй вариант. Проектный институт «Арена»

Административный центр, в котором разместится все руководство комплекса «Лужники», предполагается построить на участке, расположенном между парком и ТТК, по обе стороны от подстанции в Новолужнецком проезде. Центр образован двумя отдельно стоящими зданиями. Один, главный, корпус займет трапециевидный в плане участок, а второй – отнесенную чуть в сторону вытянутую площадку поменьше. Основное здание представляет собой стеклянный 7-этажный объем, разбитый со стороны парка двумя глубокими внутренними дворами на три части. Таким образом, парковый фасад оказывается более дробным, не таким громоздким. Сплошное остекление стен позволяет наилучшим образом открыть вид на зеленый парк из рабочих кабинетов. Фасад, выходящий к шумному Третьему транспортному кольцу, а также торцы здания, соседствующие с прилегающей застройкой, авторы предложили сделать менее проницаемыми. Для этого используются высокие ламели из натурального камня, пилоны и жалюзи. И только верхние этажи решены с панорамным остеклением, поскольку оттуда открывается вид на город и Новодевичий монастырь.
 
zooming
Административно-коммуникационный центр в Лужниках. Генплан. Проектный институт «Арена»
Административно-коммуникационный центр в Лужниках. Первый вариант. Проектный институт «Арена»
Административно-коммуникационный центр в Лужниках. Первый вариант. Проектный институт «Арена»

Представитель проектного института «Арена», разработавшего проект, представил совету три варианта объемно-пространственного решения центра. Первый – наиболее лаконичный и экономичный, решенный в простых прямоугольных объемах. Второй – с округлыми внутренними дворами, колоннадой и вертикальными каменными пилонами, вытягивающими силуэт. И третий – наиболее сложно реализуемый, с силуэтами блоков в виде перевернутой трапеции.
 
Административно-коммуникационный центр в Лужниках. Второй вариант. Проектный институт «Арена»
Административно-коммуникационный центр в Лужниках. Второй вариант. Проектный институт «Арена»

Перед обсуждением проекта членами совета Сергей Кузнецов напомнил, что этот объект должен стать завершающим и одним из самых крупных объемов в панораме Лужников. В связи с этим он попросил особенно внимательно отнестись к рассмотрению проекта, однако совет в своих оценках был как никогда единодушен. Андрей Боков предложил вовсе отказаться от обсуждения и дать возможность авторам самостоятельно выбрать оптимальный вариант, поскольку по качеству исполнения все три версии выполнены одинаково хорошо. Члены совета Бокова услышали, но решили все же помочь архитекторам определиться с финальной версией. Евгений Асс поздравил авторов с удачным проектом, а предпочтение отдал наиболее рациональному первому варианту, заметив, однако, что масштаб паркового фасада в нем крупноват и здесь стоило бы заимствовать вертикальное членение, предложенное во втором варианте.
Административно-коммуникационный центр в Лужниках. Третий вариант. Проектный институт «Арена»
Административно-коммуникационный центр в Лужниках. Третий вариант. Проектный институт «Арена»
Административно-коммуникационный центр в Лужниках. Третий вариант. Проектный институт «Арена»

Похвалил проект и Владимир Плоткин, отметивший абсолютную точность объемно-пространственной композиции, грамотное решение стены, выходящей к ТТК, четко продуманные видовые точки и наличие общественных первых этажей, что будет особенно востребовано в столь крупном парке. По мнению Плоткина, все три варианта могли бы быть с успехом реализованы в этом месте. Но свое личное предпочтение он отдал второму решению – как более яркому и индивидуальному. Сергею Чобану второй вариант, наоборот, показался сомнительным из-за своего мегамасштаба: «Такие вертикальные колонны и жалюзи подходят для невысоких 2-–3-этажных зданий. Когда их видишь на объеме высотой 26 метров, начинает проступать типология правительственных учреждений. Здесь это неуместно. В первом варианте мне нравится лаконичность и особенно – членение на торцах. Такой масштаб выглядит лучше, чем колоннада или гигантская рама, предложенная в последней версии».
 
Административно-коммуникационный центр в Лужниках. Проектный институт «Арена»

С Чобаном согласился Александр Кудрявцев. Для него самой главной задачей является сохранение ансамбля Лужников с тремя основными доминантами и панорамы, открывающейся с Воробьевых гор. «Важно наследовать сохранение пространственных связей внутри ансамбля, особенно в виду готовящегося включения данного комплекса в список объектов культурного наследия», – заметил Кудрявцев. Солидарный с ним Алексей Воронцов высказался за необходимость сохранения Лужников в первую очередь как спортивного парка, и только потом – архитектурного ансамбля.
 
Административно-коммуникационный центр в Лужниках. Проектный институт «Арена»

Ханс Штимманн успокоил Воронцова и порадовался тому, что авторам вполне удалось сделать новый объект частью существующего парка. «С точки зрения архитектурного решения совместить монументальность застройки советского периода с открытостью, свойственной сегодняшнему дню, очень сложно. Но с интеграцией авторы справились,» – похвалил их Штимманн. Единственное, на что он посоветовал обратить внимание – чрезмерная статичность фасада, выходящего к магистрали. Здание, по мнению немецкого архитектора, должно как-то реагировать на скорость, предлагая эффектный образ проезжающим мимо автомобилистам.
 
Административно-коммуникационный центр в Лужниках. Проектный институт «Арена»
zooming
Административно-коммуникационный центр в Лужниках. Проектный институт «Арена»

Михаил Посохин отметил высокий уровень работы и, поддержав Владимира Плоткина, заметил, что «второй вариант в случае успешной реализации имеет большой потенциал стать настоящим архитектурным событием». Такое же мнение высказал и Андрей Гнездилов и первым обратился к авторам проекта, поинтересовавшись, какая из версий ближе им самим. Оказалось, что и архитекторы, и заказчик ратуют за второй вариант. После этого признания дальнейшее обсуждение сошло на нет. Сергей Кузнецов предложил поддержать проектировщиков в их выборе, тем более, что многие из членов совета оказались с ними солидарны.

26 Марта 2015

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Ковчег в заповеднике
Проект апарт-отеля мастерской Ильи Гринберга для Куршской косы – одновременно архитектурная капитуляция, как называют ее авторы, и осознанный выбор. Подход, вероятно, оценил бы Джон Рёскин, для которого в архитектуре была важна честность: здание не притворяется маленьким, не стремится раствориться или мимикрировать, но заявляет о себе с достоинством. Приняв данность ТЭПов и экономической модели, оно не увязает в рефлексии и демонстрирует сильные стороны. Подробную историю формообразования рассказывает главный архитектор проекта Илья Гринберг.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.