Разговор о NEWOOD – компании, созданной архитектором два года назад для работы с типовыми домами, которые строятся с использованием фахверковой технологии.
Архи.ру: – Когда появился проект NEWOOD и в чём его специфика?
Роман Леонидов: – Бренд NEWOOD возник всего пару лет назад, но за это сравнительно недолгое время уже стал достаточно известным. Все началось с того, что мы сделали несколько проектов, используя фахверковую технологию, обладающую целым рядом преимуществ и особенностей, и попытались реконструировать очень популярную в Москве еще в XIX веке технологию, когда в двухэтажном строительстве второй, деревянный, этаж был фахверковым с несущими угловыми колоннами. При этом заполнение могло быть абсолютно любым. По сути, это – все та же старая добрая фахверковая технология, но в несколько измененной версии, отличной от привычных французских или немецких образцов.
В какой-то момент мы решили использовать эти знания, и на основе такой технологии сделали проект гостевого дома одной подмосковной усадьбы. Он стал прототипом для серии жилых домов «Скандинавия». Кроме того, этому проекту суждено было сыграть роль зерна, из которого выросла компания: именно тогда появилась мысль сделать отдельную мастерскую, специализирующуюся на строительстве из дерева. Идея была очень простой: сам материал в российских широтах позволяет архитектору чувствовать себя гораздо свободнее.
– И как теперь устроена работа мастерских, которыми Вы руководите? Что для Вас приоритетно?
– Для меня разделение нашей деятельности между тремя отдельными компаниями – «Шаболовкой», которая занимается преимущественно интерьерами и дизайном, компанией NEWOOD и «Архитектурным бюро Романа Леонидова» – это всего лишь маневр. Удовлетворив свое эго созданием мастерской имени себя, я понял, что тем самым ограничиваю количество возможных клиентов и рост сотрудников. Дело в том, что когда заказчик приходит в мастерскую Леонидова, то, разумеется, он хочет работать именно с Леонидовым и ни с кем другим. Имея «Шаболовку» и NEWOOD, непривязанные к конкретному имени, гораздо проще продвигать вперед молодых. А я уверен в том, что именно свежая кровь позволяет компании расти и развиваться. К тому же, перенося часть ответственности на своих сотрудников, я и сам получаю чуть больше свободы.
Еще один плюс – четкое деление по видам деятельности. Для меня совершенно очевидно, что разработкой интерьеров и созданием архитектуры не может заниматься один и тот же человек: это совершенно разные профессии. Однако для того, чтобы удерживать компанию на плаву, я считаю правильным охватить все сферы: в одно время большим спросом пользуются интерьеры, в другое – типовые деревянные дома, а иногда востребованной оказывается уникальная архитектура. Таким образом мы получаем определенную финансовую безопасность.
– Почему Вы решили специализироваться на клееном брусе, оставив за рамками, к примеру, оцилиндрованное бревно и другие технологии работы с деревом? В чем преимущества фахверковой технологии строительства перед традиционной?
– Сначала выбор в пользу клееного бруса был сделан потому, что он дает значительно меньше усадки, чем оцилиндрованное бревно. В результате главная проблема деревянного дома, отталкивающая покупателей, фактически исчезает. Решающим фактором в этом вопросе стали эксплуатационные качества жилья. Кроме того, дом, построенный из бруса, не нуждается в дополнительном утеплении и декорировании: деревянные конструкции выполняют и несущую роль, и декоративную. Материал дает больше пластических преимуществ, открывает новые возможности работы с формой.
– Насколько вы дорабатываете каждый типовой проект, адаптируя его к местности и требованиям заказчика? Не перестает ли проект после этого быть типовым?
– Естественно, типовые проекты могут дорабатываться: мы всегда учитываем пожелания клиента, но все зависит от степени доработки. Если необходимо передвинуть дверь в перегородке или слегка изменить параметры помещений, то, вероятно, такой дом можно считать построенным по типовому проекту. Если же требуются существенные изменения, то мы, как правило, предлагаем клиенту сделать индивидуальный проект, который будет в точности соответствовать его потребностям.
Впрочем был случай, когда в исходном варианте типового проекта предлагалось построить одноэтажный дом с антресолями над двусветной гостиной. Клиент же попросил заменить антресоли вторым этажом, разместив там спальню. Перестал ли проект после этого быть типовым, не знаю. Наверное, нет. Просто появилось два варианта в рамках одной серии, и теперь клиенты могут выбирать между ними.
– Какие индивидуальные проекты имеют шансы продлить свою жизнь, превратившись в типовые, а какие – нет? Были ли в вашей практике примеры такого превращения?
– Такие примеры если и есть, то они очень редки. Сделать индивидуальный проект – то же самое, что сшить костюм на заказ по мерке покупателя. Предложить не просто такой же, а именно этот проект кому-то еще тяжело. Дом – это всегда портрет владельца. И здесь всегда проще работать с усредненным типовым проектом для абстрактной семьи. Из того, что первым приходит на память – упомянутый выше гостевой дом, который проектировался как индивидуальный, а в итоге стал типовым.
– Как быстро строится фахверковый дом, и, что еще интереснее – насколько он дороже или дешевле каменного, а точнее, бетонного? Каково соотношение цен, если сопоставлять не конкретные проекты, а технологии как таковые?
– По стоимости такие дома почти не отличаются от брусовых. А если сравнивать с каменными, то фахверковый дом окажется дешевле примерно на 10–15% в виду того, что строительство из камня требует больше операций: штукатурка, окраска и др. В случае с деревянной стеной эти стадии при желании можно опустить. Что же касается сроков реализации, то полная сборка независимо от сложности проекта занимает не больше двух – трех месяцев.
– В каком сегменте рынка, на ваш взгляд, работает NEWOOD? Планируете ли Вы расширять диапазон в сторону дешевых домов или наоборот, хотите сосредоточиться на дорогих?
– Компания NEWOOD была задумана как отдельный узконаправленный бренд. Однако в этом году я стал задумываться о его развитии и расширении диапазона деятельности. Стало понятно, что использование только одной технологии сужает возможности и собственно архитектуры, и развития бизнеса. Поэтому мы решили сосредоточиться не только на строительстве и продаже готовых домов по отработанной схеме, но и на проектировании для наших партнеров – крупных компаний, занимающихся возведением зданий по самым разным технологиям: от строительства из традиционного бревна, до клееного бруса и фахверка. Лично я надеюсь на то, что заказывать проекты у нас будут уже не покупатели, а производители – это моя основная цель.
Фахверковая технология – это, на мой взгляд, самое перспективное на сегодняшний день направление. Я убежден, что уже через пару десятилетий 80% строящегося в России жилья будет фахверковым. Сегодня подобное явление уже можно наблюдать в США, Финляндии, Канаде, Дании, Норвегии… Я рассчитываю на то, что в скором времени нам удастся разработать серию наиболее экономичных домов. В результате у нас появятся не только дорогие проекты, но и вполне доступные, которые при этом не будут выглядеть таковыми. Мне важно дать знать потенциальным заказчикам, что деревянный дом может быть очень разным: современным, уютным, теплым, практичным, дорогим, дешевым – каким угодно.
– Каркас зданий почти во всех ваших проектах схожий или даже однотипный. А как Вы работаете с отделочными материалами?
– Если мы говорим о фахверке, то здесь ограничений вообще нет: можно применять любые отделочные материалы. Что же касается оцилиндрованного или традиционного бревна, то там вариаций минимум – в этом специфика материала. При использовании бруса с перерубом ограничений меньше, и в основном они касаются двухэтажных домов, где увеличивается нагрузка на основание и, соответственно, усадка материала. По большому счету здесь все зависит от фантазии и профессионализма архитектора. Каркас зданий позволяет использовать как дерево, так и каменные стены, панели из фиброцемента с плиткой под кирпич и камень.
– Расскажите, пожалуйста, подробнее об уже реализованных проектах и сериях. Какие из них Вы бы отметили как наиболее показательные, образцовые?
– В первую очередь, это все та же «Скандинавия» – деревянный дом из клееного бруса. С этого дома все началось, и на сегодняшний день это наиболее реализуемый и востребованный проект. Думаю, секрет его успеха в том, что визуально дом не кажется типовым, в нем сохранено особое ощущение тихого, современного загородного дома на берегу озера. Явных технологических преимуществ в нем нет, кроме того, что, имея определенный несущий каркас, можно в очень широких пределах варьировать площадь остекления.
– Используете ли Вы конструктивные наработки компании NEWOOD в проектах «Архитектурного бюро Романа Леонидова»?
– Конечно, используем. Все три моих компании неразрывно связаны между собой. Но все-таки правильнее было бы сказать, что опыт мастерской мы активно используем в компании NEWOOD, потому что в работе над индивидуальными домами поле для экспериментов куда шире. NEWOOD в этом смысле чуть более консервативен, поскольку всегда приходится думать о стоимости и технологичности проекта. В работах архитектурной мастерской мы применяем дерево везде, где это возможно, если только заказчик не высказывается категорически против. Просто посмотрев портфолио бюро, можно увидеть, что примерно половина домов построена с применением дерева, которое может быть использовано и для большепролетных конструкций из клееной древесины, и в качестве основного отделочного материала.