От «Mercedes-Benz» до «Hyundai»

История «Авилона», рассказанная на Волгоградке архитекторами бюро Асадова.

Автор текста:
Анна Городинская

10 Сентября 2014
mainImg

Проект:

Land Rover и Hyundai Центр «Авилон»
Россия, Москва, Волгоградский пр-т, 41

Авторский коллектив:
А.А.Асадов, Т.Чернова, Е.Дидоренко, К.Шепета, Ю.Бутырская, И.Шевченко, Т.Лебедева

2012 – 2013
Современная история этого места, некогда затерянного на столичных задворках – где-то между рядами проржавевших гаражей и бетонными заборами промзон Волгоградского проспекта, началась двенадцать лет назад с появления здесь салона «Mercedes-Benz» компании «Авилон». По форме – точная реминисценция на тему нью-йоркского музея Гуггенхайма, по материалам – его прямая инверсия: стекло и металл. Салон был построен Александром и Андреем Асадовым по всем законам автомобильного шоу. Нет, – не ралли, а именно, шоу, когда все статично, а движение имитируется только формой стены, рисунком лестничных маршей и дизайном самих машин. Как тогда написал кто-то из критиков: «нечто среднее между выставкой, клубом и магазином».
Land Rover И Hyundai Центр «Авилон» © Архитектурное бюро Асадова
Торгово-сервисный центр «Авилон» компании «Мерседес-Бенц» © Архитектурное бюро Асадова

В 2003, превращая этот пятачок новой цивилизации в интересный фрагмент городской среды, в непосредственной близости от опрокинутого стеклянного конуса должна была появиться бизнес-башня «Volgogradsky-Tower»: два по-асадовски острых паруса офисных корпусов, соединенных многосветным атриумом с перекинутыми мостами зимних садов. Но, вероятно, идея такой архитектуры для такого места опередила свое время, и на участке, отведенном под башню, появился деловитый кубический объем, который тоже трудно назвать простым или лапидарным. Асадовы метко определяют его как немного странный.
Бизнес-центр «Volgogradsky Tower» © Архитектурное бюро Асадова
Здание рядом с ТСЦ «Авилон» компании «Мерседес-Бенц» © maps.yandex.ru

Потом, в 2007, там же, рядом – на Волгоградке – должны были появиться автоцентры «Mazda», «Volvo», «Land Rover» и «Jaguar». Нарисованные совсем по-другому: стремительные, летящие, динамичные объемы. Яркие, говорящие сами за себя, но не столь значительные как «Mercedes-Benz», они, тем не менее, очень точно отвечали задаче создания автомобильного рая в одном отдельно взятом районе города. Но, к сожалению, рай не состоялся, исключив околоавтомобильную тему из работ бюро еще на несколько лет.

Вернуться и к теме, и к месту, откуда все начиналось, архитекторам удалось только в 2013, когда возникла необходимость завершения композиции того самого первого участка.

За годы, прошедшие со дня открытия первого салона, искусство торговать машинами ушло далеко вперед, но усеченный и опрокинутый конус «Mercedes-Benz» остался точкой отсчета в ряду себе подобных. С одной стороны, с ним трудно конкурировать даже его создателям, с другой – что нового можно придумать искусстве не только продавать, но и демонстрировать то, что само по себе демонстрация и искусство дизайна? Придумать дизайн для дизайна, не заслонив предмет показа, – задача сложная.

И они придумали. Придумали гигантские прозрачные ящики, по сути – на грани архитектуры обувных коробок. Невероятно простую и одновременно невероятно сложную в своей простоте. После того как строительство закончилось, кто-то из архитекторов написал о том, что они не делали внутреннего дизайна. Все ограничилось эскизами основных интерьеров, которые прекрасно просматриваются снаружи. В результате получился сквозной дизайн – с идентичностью интерьерных и экстерьерных материалов, рисунком наружных стекол и металлических элементов, рефреном повторяющимся на потолках, и с бесконечными рядами потолочных светильников, ритм которых жестко привязан к ритму металлических переплетов все того же наружного стекла. И в этом тоже – искусство показа.
Land Rover И Hyundai Центр «Авилон» © Архитектурное бюро Асадова
Land Rover И Hyundai Центр «Авилон» © Архитектурное бюро Асадова
Land Rover И Hyundai Центр «Авилон» © Архитектурное бюро Асадова
Land Rover И Hyundai Центр «Авилон» © Архитектурное бюро Асадова

Первоначально, по идее заказчика, в новом угловом объеме комплекса, замыкая вереницу автосалонов компании, должна была расположиться марка «Audi». Отсюда – обязательный для всех «Audi»-салонов корпоративный стандарт: плавный, гнутый дизайн и перфорированные панели на фасадах. В процессе работы «Audi» заменили на «Hyundai», но фасады, тем не менее, решили кардинально не менять, и «гнутый дизайн» остался. Он не ограничивается рисунком декоративных элементов, его апофеоз – в совершенно неожиданном завершении ряда вытянувшихся вдоль Волгоградского проспекта объемов скругленным углом.
Land Rover И Hyundai Центр «Авилон» © Архитектурное бюро Асадова
Land Rover И Hyundai Центр «Авилон» © Архитектурное бюро Асадова
Land Rover И Hyundai Центр «Авилон» © Архитектурное бюро Асадова

Асадовы говорят, что с точки зрения объемного решения здесь нет и не может быть никаких открытий: здание просто плотно укомплектовано автосалоном, офисной и производственной частью. Но их открытия не в объемном решении жестко-технологичного объекта, а в пространственной и образной композиции всего ансамбля.

Когда смотришь на комплекс в целом, его завершающий объем поражает своим почти индифферентным спокойствием. И только присмотревшись к тому, где расположены косые ламели и полосы металлической облицовки, как работает на просвет рассеченное ромбами стекло, как ломаются металлические направляющие на повороте и переломах формы, понимаешь, что это – не убаюкивающее спокойствие полудремы, а покой уверенного и целеустремленного движения.

А уловив движение, начинаешь искать его источник и всматриваться в нюансы. Потом вдруг замечаешь, что два соединенных между собой завершающих объема, которые изначально воспринимаются как равновеликие, совсем не равновелики. Их обманчивое визуальное равенство вовсе не в точном совпадении размеров, а все в тех же косых металлических рассечках стекла, в их абсолютной модульной повторяемости. А определив для себя этот модуль, понимаешь, что дальний от угла объем длиннее и ниже, а тот, что на углу – выше и короче. В этом-то, почти незаметном сокращении длины при нарастании по высоте, и скрыта очень сильно сжатая пружина движения.

И если, как утверждают авторы, «Mercedes» стал «головой», а новые салоны – «хвостом» всего авто-состава, а точнее – авто-организма, то животное, о котором идет речь, это, безусловно, рыба, отражающаяся, по иронии судьбы, в водной ряби непременной московской лужи. Гигантская, очень красивая и нарядная рыба. Ибо только рыбам свойственно всегда быть в движении. Даже во сне. И, как подобает хвосту этой диковинной вуалехвостки, новые объемы постепенно нарастают по высоте и «распушаются» перфорированным ограждением парковки.

Проект:

Land Rover и Hyundai Центр «Авилон»
Россия, Москва, Волгоградский пр-т, 41

Авторский коллектив:
А.А.Асадов, Т.Чернова, Е.Дидоренко, К.Шепета, Ю.Бутырская, И.Шевченко, Т.Лебедева

2012 – 2013

10 Сентября 2014

Автор текста:

Анна Городинская

Поставщики, технологии

Технологии и материалы

Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.

Сейчас на главной

Дальше... дальше... дальше... В поиске нового поколения
Конкурс OPEN! на участие в национальном павильоне Джардини рассчитан на молодых архитекторов с максимально свежим взглядом на вещи, а его рамки так широки, что их почти не видно. Нужны смелые люди, которые совпадут с мировоззрением куратора Ипполито Лапарелли. Награда – работа в Венеции, дедлайн 31 января.
«Остров единорогов»
В Чэнду на западе Китая почти готов выставочный и конференц-центр Start-Up – первое здание на спроектированном Zaha Hadid Architects «Острове единорогов» для компаний-стартапов в сфере цифровых технологий.
Стирая границы
IND architects и китайское бюро DA! победили в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань. Архитекторам удалось сделать музей частью ландшафта, а природу – полноправной участницей экспозиции.
Бетон и цвет
Школа с музыкальным уклоном имени Сервете Мачи в центре Тираны по проекту албанского бюро Studioarch4.
Фантастический роман
Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Сахарные кристаллы
Бюро ODA превратило историческое здание сахарорафинадного завода на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке в офисный комплекс с эффектным кристаллическим фасадом вместо утраченного.
Татами и роботы
Бюро BIG спроектировало для Toyota «город будущего» у подножия Фудзиямы: с почти нулевым углеродным следом, прогрессивной транспортной схемой, разными видами роботов, зданиями из дерева и модулем по размеру татами.
Тема треугольника
Бюро Lemay благоустроило парк Экспо 1967 года в Монреале – самой успешной Всемирной выставки XX века, сохраненной в наши дни как рекреационная зона.
Дерево среди стекла
Архитекторы Sheppard Robson придали «человеческое измерение» площади в новом деловом районе Манчестера с помощью деревянного павильона с озелененными фасадами и кровлей.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Декор без птичьих гнезд
Керамические ажурные фасады входа ТПУ в Пальма-де-Мальорка по проекту Joan Miquel Seguí Arquitectura точно рассчитаны так, что голубям в их отверстиях угнездиться не получится.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Пресса: Диалоги о вечных ценностях: Степан Липгарт и Алексей...
В ноябре 2019 года в Калугу приехал архитектор Степан Липгарт — через месяц после торжественного открытия спроектированной им швейной фабрики Мануфактуры Bosco. Открывая цикл «ГЛАВАРХитектура», Липгарт прочитал на «Точке кипения» лекцию о профессиональном призвании и источниках вдохновения, о роли заказчика и о системе ценностей и убеждений, которая позволяет гордиться результатами своего труда. Главный архитектор Калуги Алексей Комов специально для Калугахауса поговорил со Степаном о вечном — и о том, как приспособить это вечное к жизни в нашем городе.
Зона комфорта
Рассматриваем интерьер общественного пространства «Мой социальный центр» – первый пример такого рода, реализованный в рамках новой программы московской мэрии по проекту бюро Хора.
Для испытаний на прочность
В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Оригами из лиственницы
Тренировочная байдарочная база в Августове на северо-востоке Польши по проекту бюро INOONI и PSBA получила фасады из сибирской лиственницы.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.
Десять часов роста
В кантоне Берн открылся новый кампус Swatch – Omega по проекту Сигэру Бана: объем древесины, использованный для каркаса трех зданий, «вырастет» в швейцарских лесах всего за 10 часов.
Евгений Подгорнов: «Проектировать надо так, чтобы...
Руководитель петербургского бюро Intercolumnium рассказывает, почему в портфолио компании есть работы от хай-тека до историзма, рассуждает о высотных доминантах и о заказчиках как источниках драйва, необходимого городу.
Новая ячейка
Жилой квартал на территории IT-парка: компания Архиматика сочетает инновационные технологии с человечным масштабом и уютной средой.
Градсовет 18.12.2019
Вторая и, по всей видимости, успешная попытка согласовать жилой дом, выходящий окнами на Троицкий собор и Фонтанку.
В преддверии театра
На Земляном валу справа от въезда в туннель под Таганской площадью, перед Театром на Таганке и рядом с торцом ЖК «Шоколад», достраивается здание 8-этажной гостиницы Novotel по проекту бюро «Гран» Павла Андреева.
Энергия студента
Показываем работы финалистов студенческого конкурса «АРХПроект», а также рассказываем о том, как организаторы попытались выйти за рамки сухой процедуры: с помощью менторов, лектория и выставки с вечеринкой в «Севкабель порту».
Кино на плоту
Летний кинотеатр от архитектурного бюро «А4» как универсальное общественное пространство и вариация на тему паркового павильона.
Перемена мест слагаемых
Используя приемы и материалы типового дачного строительства, Spirin architects находят свой убедительный архитектурный ответ на вызов предельно ограниченного бюджета.
Заседание в бассейне
Новый корпус штаб-квартиры adidas по проекту бюро COBE включает переговорные и актовый зал в виде разных типов спортивных сооружений, включая бассейн.
Метод сращивания
Вариант современного контекстуализма – фактурная и орнаментальная архитектура, сдержанно-классичная, но явным образом не принадлежащая ни к одному стилю. T+T architects использовали этот современный подход для деликатной работы в историческом центре Екатеринбурга.
Между Мегой и рекой
Парк у торгового центра, сделанный по всем канонам современного общественного пространства: здесь учтены потребности горожан, идентичность, экономическая и экологическая устойчивость.