От «Mercedes-Benz» до «Hyundai»

История «Авилона», рассказанная на Волгоградке архитекторами бюро Асадова.

Автор текста:
Анна Городинская

10 Сентября 2014
mainImg
Проект:
Land Rover и Hyundai Центр «Авилон»
Россия, Москва, Волгоградский пр-т, 41

Авторский коллектив:
А.А.Асадов, Т.Чернова, Е.Дидоренко, К.Шепета, Ю.Бутырская, И.Шевченко, Т.Лебедева

2012 – 2013
Современная история этого места, некогда затерянного на столичных задворках – где-то между рядами проржавевших гаражей и бетонными заборами промзон Волгоградского проспекта, началась двенадцать лет назад с появления здесь салона «Mercedes-Benz» компании «Авилон». По форме – точная реминисценция на тему нью-йоркского музея Гуггенхайма, по материалам – его прямая инверсия: стекло и металл. Салон был построен Александром и Андреем Асадовым по всем законам автомобильного шоу. Нет, – не ралли, а именно, шоу, когда все статично, а движение имитируется только формой стены, рисунком лестничных маршей и дизайном самих машин. Как тогда написал кто-то из критиков: «нечто среднее между выставкой, клубом и магазином».
Land Rover И Hyundai Центр «Авилон» © Архитектурное бюро Асадова
Торгово-сервисный центр «Авилон» компании «Мерседес-Бенц» © Архитектурное бюро Асадова

В 2003, превращая этот пятачок новой цивилизации в интересный фрагмент городской среды, в непосредственной близости от опрокинутого стеклянного конуса должна была появиться бизнес-башня «Volgogradsky-Tower»: два по-асадовски острых паруса офисных корпусов, соединенных многосветным атриумом с перекинутыми мостами зимних садов. Но, вероятно, идея такой архитектуры для такого места опередила свое время, и на участке, отведенном под башню, появился деловитый кубический объем, который тоже трудно назвать простым или лапидарным. Асадовы метко определяют его как немного странный.
Бизнес-центр «Volgogradsky Tower» © Архитектурное бюро Асадова
Здание рядом с ТСЦ «Авилон» компании «Мерседес-Бенц» © maps.yandex.ru

Потом, в 2007, там же, рядом – на Волгоградке – должны были появиться автоцентры «Mazda», «Volvo», «Land Rover» и «Jaguar». Нарисованные совсем по-другому: стремительные, летящие, динамичные объемы. Яркие, говорящие сами за себя, но не столь значительные как «Mercedes-Benz», они, тем не менее, очень точно отвечали задаче создания автомобильного рая в одном отдельно взятом районе города. Но, к сожалению, рай не состоялся, исключив околоавтомобильную тему из работ бюро еще на несколько лет.

Вернуться и к теме, и к месту, откуда все начиналось, архитекторам удалось только в 2013, когда возникла необходимость завершения композиции того самого первого участка.

За годы, прошедшие со дня открытия первого салона, искусство торговать машинами ушло далеко вперед, но усеченный и опрокинутый конус «Mercedes-Benz» остался точкой отсчета в ряду себе подобных. С одной стороны, с ним трудно конкурировать даже его создателям, с другой – что нового можно придумать искусстве не только продавать, но и демонстрировать то, что само по себе демонстрация и искусство дизайна? Придумать дизайн для дизайна, не заслонив предмет показа, – задача сложная.

И они придумали. Придумали гигантские прозрачные ящики, по сути – на грани архитектуры обувных коробок. Невероятно простую и одновременно невероятно сложную в своей простоте. После того как строительство закончилось, кто-то из архитекторов написал о том, что они не делали внутреннего дизайна. Все ограничилось эскизами основных интерьеров, которые прекрасно просматриваются снаружи. В результате получился сквозной дизайн – с идентичностью интерьерных и экстерьерных материалов, рисунком наружных стекол и металлических элементов, рефреном повторяющимся на потолках, и с бесконечными рядами потолочных светильников, ритм которых жестко привязан к ритму металлических переплетов все того же наружного стекла. И в этом тоже – искусство показа.
Land Rover И Hyundai Центр «Авилон» © Архитектурное бюро Асадова
Land Rover И Hyundai Центр «Авилон» © Архитектурное бюро Асадова
Land Rover И Hyundai Центр «Авилон» © Архитектурное бюро Асадова
Land Rover И Hyundai Центр «Авилон» © Архитектурное бюро Асадова

Первоначально, по идее заказчика, в новом угловом объеме комплекса, замыкая вереницу автосалонов компании, должна была расположиться марка «Audi». Отсюда – обязательный для всех «Audi»-салонов корпоративный стандарт: плавный, гнутый дизайн и перфорированные панели на фасадах. В процессе работы «Audi» заменили на «Hyundai», но фасады, тем не менее, решили кардинально не менять, и «гнутый дизайн» остался. Он не ограничивается рисунком декоративных элементов, его апофеоз – в совершенно неожиданном завершении ряда вытянувшихся вдоль Волгоградского проспекта объемов скругленным углом.
Land Rover И Hyundai Центр «Авилон» © Архитектурное бюро Асадова
Land Rover И Hyundai Центр «Авилон» © Архитектурное бюро Асадова
Land Rover И Hyundai Центр «Авилон» © Архитектурное бюро Асадова

Асадовы говорят, что с точки зрения объемного решения здесь нет и не может быть никаких открытий: здание просто плотно укомплектовано автосалоном, офисной и производственной частью. Но их открытия не в объемном решении жестко-технологичного объекта, а в пространственной и образной композиции всего ансамбля.

Когда смотришь на комплекс в целом, его завершающий объем поражает своим почти индифферентным спокойствием. И только присмотревшись к тому, где расположены косые ламели и полосы металлической облицовки, как работает на просвет рассеченное ромбами стекло, как ломаются металлические направляющие на повороте и переломах формы, понимаешь, что это – не убаюкивающее спокойствие полудремы, а покой уверенного и целеустремленного движения.

А уловив движение, начинаешь искать его источник и всматриваться в нюансы. Потом вдруг замечаешь, что два соединенных между собой завершающих объема, которые изначально воспринимаются как равновеликие, совсем не равновелики. Их обманчивое визуальное равенство вовсе не в точном совпадении размеров, а все в тех же косых металлических рассечках стекла, в их абсолютной модульной повторяемости. А определив для себя этот модуль, понимаешь, что дальний от угла объем длиннее и ниже, а тот, что на углу – выше и короче. В этом-то, почти незаметном сокращении длины при нарастании по высоте, и скрыта очень сильно сжатая пружина движения.

И если, как утверждают авторы, «Mercedes» стал «головой», а новые салоны – «хвостом» всего авто-состава, а точнее – авто-организма, то животное, о котором идет речь, это, безусловно, рыба, отражающаяся, по иронии судьбы, в водной ряби непременной московской лужи. Гигантская, очень красивая и нарядная рыба. Ибо только рыбам свойственно всегда быть в движении. Даже во сне. И, как подобает хвосту этой диковинной вуалехвостки, новые объемы постепенно нарастают по высоте и «распушаются» перфорированным ограждением парковки.

Поставщики, технологии

Проект:
Land Rover и Hyundai Центр «Авилон»
Россия, Москва, Волгоградский пр-т, 41

Авторский коллектив:
А.А.Асадов, Т.Чернова, Е.Дидоренко, К.Шепета, Ю.Бутырская, И.Шевченко, Т.Лебедева

2012 – 2013

10 Сентября 2014

Автор текста:

Анна Городинская
Технологии и материалы
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Тонкие и белые
Стальные ламели арены Match Point выполнены на высокотехнологичном производстве компании GRADAS.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия, отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Сейчас на главной
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.
Деревянный «флибустьер»
Дом Freebooter на две квартиры-дуплекса в Амстердаме с деревянными солнцезащитными ламелями и деревянно-стальной гибридной конструкцией. Авторы проекта – бюро GG-loop.
Ландшафт как мемориал
Бюро Snøhetta выиграло конкурс на проект президентской библиотеки Теодора Рузвельта рядом с национальным парком его имени в Северной Дакоте.
Третья гора
Выставочный центр традиционной китайской медицины по проекту Wutopia Lab на горе Лофушань недалеко от Гуанчжоу напоминает о принципах даосизма и древнем ландшафтном искусстве.
Радость познания
Проект «Зеленый сад» – первый этап на пути масштабных планировочных и архитектурных изменений, которые происходят в одном из ведущих частных учебных заведений России – Павловской гимназии под влиянием эволюции образовательной системы и благодаря активному участию сообщества педагогов и учеников гимназии.
Звезды для полковника
Сквер имени командира стрелковой дивизии Михаила Краснопивцева на микрорайонной окраине Калуги объединяет бронзовый памятник с современным благоустройством, нацеленным на развитие общественной жизни окрестностей.
Кристаллический ландшафт
На Тайване открылся концертный зал Тайбэйского центра музыки по проекту RUR Architecture: этот посвященный поп-музыке комплекс 11 лет назад был предметом крупного международного архитектурного конкурса.
На все времена
Сохранение наслоений разных периодов – одна из прогрессивных тенденций современной реставрации. Именно так, если говорить в целом, произошло обновление вокзала 1933 года в Иваново: на тридцатые, пятидесятые и восьмидесятые. Но довольно много добавилось и современного, так что реализованный проект правильнее называть реконструкцией.
Архитектура как инструмент обучения
Концепция благотворительной школы «Точка будущего» в Иркутске основана на новейших образовательных программах и предназначена, в числе прочего, для адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Одной из составляющих обучения должна стать архитектура здания: его структура и разные типы связанных друг с другом пространств.
Радужный небосвод
В церкви блаженной Марии Реституты в Брно архитекторы Atelier Štěpán создали клеристорий из многоцветных окон, напоминающий о радуге как о символе завета человека с Богом.
Новое в Никола-Ленивце
В конце прошлой недели состоялся 15-й, юбилейный фестиваль «Архстояние», и территория арт-парка Никола-Ленивец пополнилась тремя новыми объектами. Рассказываем о них.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Журавлик
В нашем детстве все знали историю про девочку из Японии, которая болела неизлечимой лейкемией из-за ядерных бомбардировок, и загадала сложить много журавликов прежде чем умереть. Проектируя реконструкцию здания для детского хосписа – первого в Москве – IND architects положили в основу именно эту историю. А называется проект – Дом с маяком.
На красных холмах
Павильон центра молодежной культуры для самого большого экстрим-парка в России с интерактивным фасадом и переосмыслением эстетики стрит-арта.
Метро как по учебнику
В столице Катара Дохе строится с нуля метрополитен: готовы 37 станций, спроектированных по «дизайн-руководству», разработанному бюро UNStudio.
Первый выпуск Ре-школы: наследие Ельца
Дипломники школы Наринэ Тютчевой подготовили мастер-план развития Ельца, а также концепцию сохранения трех объектов культурного наследия, предлагая решения для сохранения слободской застройки, расселения ветхого жилья и восстановления городских связей.
Керамика в ракурсе
Изогнутые керамические пластинки на фасадах исследовательского института при барселонской больнице Сан-Пау – «двойного назначения»: снаружи это натуральная терракота, а в ракурсе видна разноцветная глазурь.
Пресса: Как изменится Небесный град. Григорий Ревзин о городе...
Рядом с реальным городом у нас на глазах вырос город виртуальный, и можно с большой уверенностью утверждать, что эта пара теперь просуществует неопределенно долго. Даже более определенно — эта пара и есть город будущего при любом варианте его развития.
Машина для эмоций
Новый небоскреб в деловом районе Дефанс – башня компании Saint-Gobain, по замыслу архитекторов Valode & Pistre, должна вызывать эмоции – своей сложной формой, висячими садами, переменчивым обликом фасада.
Звучание фасада
Инсталляция «Классная игра» художника Марины Звягинцевой превратила фасад школы на севере Москвы в клавиатуру рояля и переосмыслила место школьного здания в городской среде. Публикуем интервью Марины о ее методе работы с архитектурой.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Наедине с морем
Плавучий сборный отель Punta de Mar у испанского побережья Средиземного моря – образец туризма будущего. При реализации проекта важную роль сыграло стекло Guardian Glass.
Галерейный подход
Рассказываем о концепции Центральной районной больницы вместимостью 240 мест «Гинзбург архитектс», которая заняла 1 место на конкурсе Союза архитекторов и Минздрава.
Конструктор здоровья
Публикуем концепцию типовой больницы бюро UNK project, занявшую 2 место в конкурсе, проведенном Союзом архитекторов России при участии Минздрава.
Пресса: Найдите 9 отличий: ревизия конкурсов на метро
В Москве объявили результаты очередного — пятого — конкурса на архитектурный облик станций метро. Мы решили разобраться, что происходит с 9-ю концепциями-победителями уже прошедших конкурсов и почему реализации могут оказаться совсем на них не похожими.
«Скальпель» в сердце Сити
Новая офисная башня по проекту KPF в центре Лондона благодаря своему острому силуэту получила прозвище «Скальпель». Она стоит рядом с «Корнишоном» и «Теркой для сыра».
Пресса: Вини Маас: Петербургу нужно два мэра — для центра...
Знаменитый архитектор, один из самых смелых визионеров от урбанистики в мире, руководящий партнёр бюро MVRDV Вини Маас рассказал dp.ru о том, почему окраины в Петербурге важнее центра, как вернуть город в мировой контекст, есть ли смысл развивать в городе сельское хозяйство, а также о своём проекте для Охтинского мыса.
От гор к водам
В Шэньчжэне реализован проект OMA: офисная башня Prince Plaza c торговым центром в большом стилобате.