Финт фасада

Благодаря фасадным кассетам Gradas исторический Центральный стадион в Екатеринбурге превратился в «Екатеринбург-Арену», где пройдут матчи Чемпионата мира по футболу-2018.

mainImg
Мастерская:
Инфорспроект http://inforceproject.ru
ПИ «АРЕНА» http://piarena.ru/
Проект:
Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»
Россия, Екатеринбург, улица Репина, дом 5

Авторский коллектив:
Архитекторы: Д. Буш, О. Гак, А. Орлов, А. Заключаев, Д. Петкова, А. Сибирякова, А. Подрез, Э. Шихрагимова, А. Кудаманова, М. Морозова, О. Цай, Т. Елфимова, А. Цыплаков, С. Коробков
Генеральный план: К. Харитонова
Конструкторы: Раздел КЖ: А. Шахворостов (компания «Инфорспроект»),
Раздел КМ: А. Кулешов (Компания «Максимум»)
Инженеры: Е. Бекмухамедов, Н. Шалыгина, А. Иванов
Визуализация: П. Курицын, В. Кучук, М. Архипов

2014 / 2018

Инфорспроект: концепция, Проект, Рабочая документация (за исключением покрытия), авторский надзор
КМ – ООО «Максимум»
Заказчик: ФГУП «Спорт Инжиниринг»
 
«Екатеринбург-Арена» – единственная площадка Чемпионата мира по футболу-2018, которая не строилась специально для него, а появилась в результате реконструкции уже существовавшего стадиона. Он, спроектированный в духе советского неоклассицизма в соответствии с нормами и правилами того времени, успел за прошедшие годы и устареть по своим эксплуатационным характеристикам, и стать памятником архитектуры.
zooming
Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»
Фотография: Lobachev27 via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY 4.0
Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»
Фотография предоставлена пресс-службой ФГУП «Спорт-Ин»

Решение о переделке Центрального стадиона Екатеринбурга в арену для футбольных матчей мирового уровня согласно требованиям ФИФА вызвало немало споров. Во-первых, не так давно он уже с трудом пережил реконструкцию, затянувшуюся на годы и изменившую его облик. Во-вторых, казалось, что увеличить вместимость до минимально положенных 35 тысяч мест невозможно, поскольку необходимо сохранить исторический фасад. Расположение стадиона пространства для маневра не оставляло: он тесно зажат между больничными корпусами, территорией Уральского медицинского университета и жилой застройкой. Близкое соседство объясняется просто: большая спортивная площадка на этом месте существовала еще тогда, когда еще не было ни больницы, ни мединститута, ни многоэтажных домов. До революции здесь находился велодром, во времена НЭПа – деревянный стадион имени Ленина, а в послевоенное время появился Центральный, ставший лучшим стадионом на Урале.

Его спроектировали архитекторы местного отделения «Промстройпроекта» в самом начале пятидесятых. Центральный, выросший в десятке метров от медицинского городка Георгия Голубева, выглядит жирной чертой, подведенной под свердловским конструктивизмом.
Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»
Фотография предоставлена пресс-службой ФГУП «Спорт-Ин»

Избыточно пышный, с портиком и парапетной стеной, с колоннами, на которых стоят статуи спортсменов и рабочих, с лучковыми нишами над окнами, он отдаленно напоминает Колизей в том виде, в каком тот дошел до наших дней. Западная и восточная трибуны, которые организуют пространство стадиона, переменной высотности: трехэтажные в своем центре, они резко снижаются к бокам, в то время как с северной и южной стороны за воротами с обелисками находились большие открытые въезды на поле.
Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»
Фотография предоставлена пресс-службой ФГУП «Спорт-Ин»

Cеверные и южные трибуны были достроены во время той реконструкции, что началась в 2006-м и тянулась почти пять лет. Они выглядели лаконично-безыскусными, вызвав немало критики и сожалений. Теперь их снесли, а взамен поставили временные – на двенадцать тысяч зрителей – которые после Чемпионата уберут. Однако даже вместе с ними екатеринбургский стадион не дотягивал до нормы ФИФА, которая, повторим, оговаривает не менее 35 тысяч мест для болельщиков.
Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»
Фотография предоставлена пресс-службой ФГУП «Спорт-Ин»
Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»
Фотография предоставлена пресс-службой ФГУП «Спорт-Ин»
Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»
Фотография предоставлена пресс-службой ФГУП «Спорт-Ин»

Решить эту задачу можно было лишь увеличив стадион в высоту. Фланги переменной высотности подняли вровень с парапетными стенами. На самом же деле вся историческая часть стадиона теперь служит только фасадом: между ней и настоящими восточными и западными трибунами спроектированы атриумы.

Такой переход с неуловимыми границами между старыми стенами и новыми требовал вдумчивого подхода к выбору фасадных материалов. Облицовка должна была быть предельно нейтральной, чтобы свести к минимуму неизбежный диссонанс, и визуально очень легкой, чтобы исторический фасад не выглядел придавленным к земле под грузом свеженадстроенных уровней.

В итоге проектировщики остановились на алюминиевых фасадных кассетах Gradas. Материал был уже хорошо знаком екатеринбуржцам: именно им облицована одна из самых знаменитых построек города – «Ельцин-центр» по проекту Бориса Бернаскони.
Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»
Фотография предоставлена пресс-службой ФГУП «Спорт-Ин»

Для «Екатеринбург-Арены» использовали кассеты с перфорацией, которая и придала ту самую необходимую воздушность. Отверстия на них круглые, различного диаметра и расположены по диагонали. Технология Gradas позволяет делать их не только практически всех размеров в любом порядке расположения, но и любой формы: прямоугольными, трапециевидными, овальными, треугольными, составленными из нескольких геометрических фигур и вырезанными по индивидуальному паттерну.

Фасадные кассеты Gradas оказались легкими не только визуально, но и в буквальном смысле, что существенно упростило их монтаж. Они сделаны из листов алюминиевого сплава, толщина которых – всего два миллиметра. Их закрепили на подсистеме из легких металлических профилей и креплений U-Kon.

Основной размер кассет на фасаде 1 300 х 1 400 мм. Есть кассеты высотой до 2 700 мм, но их небольшое количество. Все элементы фасада не подвержены коррозии, легко переносят перепады температур, что в условиях резко континентального климата Екатеринбурга немаловажно, и легко поддаются механической обработке.

Компания производит такие же кассеты не только из алюминия, но еще из стали и меди. Однако замысел архитекторов исключал возможность появления благородной патины, цвет фасада должен оставаться полностью предсказуемым.

На кассеты нанесли защитно-декоративное порошковое покрытие – краску AkzoNobel глянцевого серого оттенка. А вслед за тем перекрасили в серый исторические стены стадиона, которые прежде были желтыми. Поначалу это вызвало недовольное ворчание горожан, однако потом выяснилось, что именно такого цвета стадион сдавался в эксплуатацию, и ему просто вернули изначальное колористическое решение.

На фасаде смонтирована встроенная архитектурная подсветка. За перфорацией кассет спрятали более шести тысяч светодиодов, которые позволят воплотить любые световые сценарии, проецировать надписи и узоры, причем не только на стены, но и на крышу. Кровля стадиона опирается на восемь пилонов. Она не привычно плоская, а вогнутая, с верхним эластичным мембранным покрытием из полимерной ткани.

Почти все фасадные материалы для «Екатеринбург-Арены» – российского производства, и благодаря этому изначальную смету удалось сократить на 79 миллионов рублей. Завод Gradas находится в Хотьково, в Сергиево-Посадском муниципальном районе Московской области, что позволяет осуществлять доставку в сжатые сроки и избавляет от рисков, связанных с колебанием валютного курса.
Мастерская:
Инфорспроект http://inforceproject.ru
ПИ «АРЕНА» http://piarena.ru/
Проект:
Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»
Россия, Екатеринбург, улица Репина, дом 5

Авторский коллектив:
Архитекторы: Д. Буш, О. Гак, А. Орлов, А. Заключаев, Д. Петкова, А. Сибирякова, А. Подрез, Э. Шихрагимова, А. Кудаманова, М. Морозова, О. Цай, Т. Елфимова, А. Цыплаков, С. Коробков
Генеральный план: К. Харитонова
Конструкторы: Раздел КЖ: А. Шахворостов (компания «Инфорспроект»),
Раздел КМ: А. Кулешов (Компания «Максимум»)
Инженеры: Е. Бекмухамедов, Н. Шалыгина, А. Иванов
Визуализация: П. Курицын, В. Кучук, М. Архипов

2014 / 2018

Инфорспроект: концепция, Проект, Рабочая документация (за исключением покрытия), авторский надзор
КМ – ООО «Максимум»
Заказчик: ФГУП «Спорт Инжиниринг»
 

21 Декабря 2017

Инфорспроект: другие проекты
Расслоение идентичности: итоги Зодчества 2023
Мир полон парадоксов, и вот Зодчество, которое в культурной программе 2023 года предлагало прописать миру ижицу, впервые за историю своего существования даёт главный приз иностранному архитектору. Публикуем полный список победителей и удивляемся некоторым вещам: к примеру, проектов в 2 раза больше, чем построек, но премия Татлин пропала с радаров, а из списка награжденных исчезли авторские коллективы.
Стекло для СБЕРа:
свобода взгляда
Компания AGC представляет широкую линейку архитектурных стекол, которые удовлетворяют современным требованиям к энергоэффективности, и при этом обладают превосходными визуальными качествами. О продуктах AGC, которые бывают и эксклюзивными, на примере нового здания Сбербанк-Сити, где были применены несколько видов премиального стекла, в том числе разработанного специально для этого объекта
Лахта Центр: вызовы и ответы самого северного небоскреба...
Не так давно, в 2021 году, в Петербурге были озвучены планы строительства, в дополнение к Лахта Центру, двух новых небоскребов. В тот момент мы подумали, что это неплохой повод вспомнить историю первой башни и хотя бы отчасти разобраться в технических тонкостях и подходах, связанных с ее проектированием и реализацией. Результатом стал разговор с Филиппом Никандровым, главным архитектором компании «Горпроект», который рассказал об архитектурной концепции и о приоритетах, которых придерживались проектировщики реализованного комплекса.
Золотое очелье
Новый стеклянный объем с параболической аркой из корабельной стали между башнями штаб-квартиры Сбербанка – общественное пространство, открытое для посещения. Архитектурную концепцию предложили Evolution Design. Ниже рассказ о сложностях и тонкостях.
Выше всех
«Газпром» обещает построить в Петербурге башню высотой 703 метра. Рядом с Лахта центром должен появиться небоскреб Лахта-2, а автор – тот же, Тони Кеттл, только он уже не работает в RJMJ.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.