Финт фасада

Благодаря фасадным кассетам Gradas исторический Центральный стадион в Екатеринбурге превратился в «Екатеринбург-Арену», где пройдут матчи Чемпионата мира по футболу-2018.

Автор текста:
Наталья Мурадова

mainImg
Мастерская:
Инфорспроект http://inforceproject.ru
ПИ «АРЕНА» http://piarena.ru/
Проект:
Реконструкция стадиона «Екатеринбург-Арена»
Россия, Екатеринбург

Авторский коллектив:
Генеральный подрядчик: компания «Синара-Девелопмент» 

2015 — 2017

Инфорспроект: концепция, Проект, Рабочая документация (за исключением покрытия), авторский надзор
Компaния:
представительство компании GRADAS  на Архи.ру
«Екатеринбург-Арена» – единственная площадка Чемпионата мира по футболу-2018, которая не строилась специально для него, а появилась в результате реконструкции уже существовавшего стадиона. Он, спроектированный в духе советского неоклассицизма в соответствии с нормами и правилами того времени, успел за прошедшие годы и устареть по своим эксплуатационным характеристикам, и стать памятником архитектуры.
zooming
Екатеринбург-Арена. Фото: Lobachev27 via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY 4.0
Фото предоставлено пресс-службой ФГУП «Спорт-Ин».

Решение о переделке Центрального стадиона Екатеринбурга в арену для футбольных матчей мирового уровня согласно требованиям ФИФА вызвало немало споров. Во-первых, не так давно он уже с трудом пережил реконструкцию, затянувшуюся на годы и изменившую его облик. Во-вторых, казалось, что увеличить вместимость до минимально положенных 35 тысяч мест невозможно, поскольку необходимо сохранить исторический фасад. Расположение стадиона пространства для маневра не оставляло: он тесно зажат между больничными корпусами, территорией Уральского медицинского университета и жилой застройкой. Близкое соседство объясняется просто: большая спортивная площадка на этом месте существовала еще тогда, когда еще не было ни больницы, ни мединститута, ни многоэтажных домов. До революции здесь находился велодром, во времена НЭПа – деревянный стадион имени Ленина, а в послевоенное время появился Центральный, ставший лучшим стадионом на Урале.

Его спроектировали архитекторы местного отделения «Промстройпроекта» в самом начале пятидесятых. Центральный, выросший в десятке метров от медицинского городка Георгия Голубева, выглядит жирной чертой, подведенной под свердловским конструктивизмом.
Фото предоставлено пресс-службой ФГУП «Спорт-Ин».

Избыточно пышный, с портиком и парапетной стеной, с колоннами, на которых стоят статуи спортсменов и рабочих, с лучковыми нишами над окнами, он отдаленно напоминает Колизей в том виде, в каком тот дошел до наших дней. Западная и восточная трибуны, которые организуют пространство стадиона, переменной высотности: трехэтажные в своем центре, они резко снижаются к бокам, в то время как с северной и южной стороны за воротами с обелисками находились большие открытые въезды на поле.
Фото предоставлено пресс-службой ФГУП «Спорт-Ин».

Cеверные и южные трибуны были достроены во время той реконструкции, что началась в 2006-м и тянулась почти пять лет. Они выглядели лаконично-безыскусными, вызвав немало критики и сожалений. Теперь их снесли, а взамен поставили временные – на двенадцать тысяч зрителей – которые после Чемпионата уберут. Однако даже вместе с ними екатеринбургский стадион не дотягивал до нормы ФИФА, которая, повторим, оговаривает не менее 35 тысяч мест для болельщиков.
Фото предоставлено пресс-службой ФГУП «Спорт-Ин».
Фото предоставлено пресс-службой ФГУП «Спорт-Ин».
Фото предоставлено пресс-службой ФГУП «Спорт-Ин».

Решить эту задачу можно было лишь увеличив стадион в высоту. Фланги переменной высотности подняли вровень с парапетными стенами. На самом же деле вся историческая часть стадиона теперь служит только фасадом: между ней и настоящими восточными и западными трибунами спроектированы атриумы.

Такой переход с неуловимыми границами между старыми стенами и новыми требовал вдумчивого подхода к выбору фасадных материалов. Облицовка должна была быть предельно нейтральной, чтобы свести к минимуму неизбежный диссонанс, и визуально очень легкой, чтобы исторический фасад не выглядел придавленным к земле под грузом свеженадстроенных уровней.

В итоге проектировщики остановились на алюминиевых фасадных кассетах Gradas. Материал был уже хорошо знаком екатеринбуржцам: именно им облицована одна из самых знаменитых построек города – «Ельцин-центр» по проекту Бориса Бернаскони.
Фото предоставлено пресс-службой ФГУП «Спорт-Ин».

Для «Екатеринбург-Арены» использовали кассеты с перфорацией, которая и придала ту самую необходимую воздушность. Отверстия на них круглые, различного диаметра и расположены по диагонали. Технология Gradas позволяет делать их не только практически всех размеров в любом порядке расположения, но и любой формы: прямоугольными, трапециевидными, овальными, треугольными, составленными из нескольких геометрических фигур и вырезанными по индивидуальному паттерну.

Фасадные кассеты Gradas оказались легкими не только визуально, но и в буквальном смысле, что существенно упростило их монтаж. Они сделаны из листов алюминиевого сплава, толщина которых – всего два миллиметра. Их закрепили на подсистеме из легких металлических профилей и креплений U-Kon.

Основной размер кассет на фасаде 1 300 х 1 400 мм. Есть кассеты высотой до 2 700 мм, но их небольшое количество. Все элементы фасада не подвержены коррозии, легко переносят перепады температур, что в условиях резко континентального климата Екатеринбурга немаловажно, и легко поддаются механической обработке.

Компания производит такие же кассеты не только из алюминия, но еще из стали и меди. Однако замысел архитекторов исключал возможность появления благородной патины, цвет фасада должен оставаться полностью предсказуемым.

На кассеты нанесли защитно-декоративное порошковое покрытие – краску AkzoNobel глянцевого серого оттенка. А вслед за тем перекрасили в серый исторические стены стадиона, которые прежде были желтыми. Поначалу это вызвало недовольное ворчание горожан, однако потом выяснилось, что именно такого цвета стадион сдавался в эксплуатацию, и ему просто вернули изначальное колористическое решение.

На фасаде смонтирована встроенная архитектурная подсветка. За перфорацией кассет спрятали более шести тысяч светодиодов, которые позволят воплотить любые световые сценарии, проецировать надписи и узоры, причем не только на стены, но и на крышу. Кровля стадиона опирается на восемь пилонов. Она не привычно плоская, а вогнутая, с верхним эластичным мембранным покрытием из полимерной ткани.

Почти все фасадные материалы для «Екатеринбург-Арены» – российского производства, и благодаря этому изначальную смету удалось сократить на 79 миллионов рублей. Завод Gradas находится в Хотьково, в Сергиево-Посадском муниципальном районе Московской области, что позволяет осуществлять доставку в сжатые сроки и избавляет от рисков, связанных с колебанием валютного курса.

Поставщики, технологии

Мастерская:
Инфорспроект http://inforceproject.ru
ПИ «АРЕНА» http://piarena.ru/
Проект:
Реконструкция стадиона «Екатеринбург-Арена»
Россия, Екатеринбург

Авторский коллектив:
Генеральный подрядчик: компания «Синара-Девелопмент» 

2015 — 2017

Инфорспроект: концепция, Проект, Рабочая документация (за исключением покрытия), авторский надзор

21 Декабря 2017

Автор текста:

Наталья Мурадова
GRADAS : другие статьи и новости
Итоги конкурса АРХИGRADAS-2019
Конкурс АРХИGRADAS-2019 подошел к концу. Компания GRADAS завершила оценку работ конкурсантов, прошедших во второй этап, и с радостью представляет работы победителей.
Технологии и материалы
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Сейчас на главной
Районные ряды
Один из вариантов общественного пространства шаговой доступности, способного заменить ушедшие в прошлое дома культуры.
Территория детства
Проект образовательного комплекса в составе второй очереди застройки «Испанских кварталов» разработан архитектурным бюро ASADOV. В основе проекта – идея создания дружелюбной и открытой среды, которая сама по себе воспитывает и формирует личность ребенка.
Новая идентичность
Среди призеров конкурса на концепцию застройки бывшей промышленной территории в чешском городе Наход – российское бюро Leto architects. Представляем все три проекта-победителя.
Человек в большом городе
В проекте масштабного жилого комплекса архитекторы GAFA сделали акцент на двух видах общественного пространства: шумных улицах с кафе и магазинами – и максимально природном, визуально изолированном от города дворе. То и другое, работая на контрасте, должно сделать жизнь обитателей ЖК EVER насыщенной и разнообразной.
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Живой рост
Масштабный жилой комплекс AFI PARK Воронцовский на юго-западе Москвы состоит из четырех башен, дома-пластины и здания детского сада. Причем пластика жилых домов – активна, они, как кажется, растут на глазах, реагируя на природное окружение, прежде всего открывая виды на соседний парк. А детский сад мил и лиричен, как сахарный домик.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Из кино в метро
Трансформация советского кинотеатра «Ереван» в Единый диспетчерский центр метрополитена: параметрические фасады, медиаэкраны и центр мониторинга в бывшем зрительном зале.
86 арок
В жилом комплексе Westbeat по проекту бюро Studioninedots на западе Амстердама обширный подиум вмещает многофункциональное общественное и коммерческое пространство для нужд жителей района.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Модульный «Круг»
Комплекс The Circle по проекту бюро Riken Yamamoto & Field Shop в аэропорту Цюриха соединяет в себе, как в маленьком городе, офисы, магазины, клинику, отель и конференц-центр.
Стеклянный шар, золотой цилиндр
В Лос-Анджелесе завершено строительство музея Киноакадемии по проекту Ренцо Пьяно и его бюро RPBW: основой проекта стал универмаг в стиле ар деко. Открытие запланировано на эту осень.
Ценность подиума
В китайской штаб-квартире компании Schindler в Шанхае по проекту Neri&Hu проблема разобщенности производственных и офисных корпусов решена с помощью выразительного подиума.
Ажур и резьба
Жилой комплекс в Уфе с мостиком-эспланадой, разнообразными балконами и декором, имитирующим деревянные наличники. Дом отмечен Золотым знаком Зодчества-2020.
Фрагменты Тулузы
Новое здание школы экономики по проекту бюро Grafton продолжает богатые кирпичные традиции Тулузы, благодаря которым ее называют «Розовым городом».
Чтение на «ковре-самолете»
Историческая библиотека университета Граца получила «надстройку» с 20-метровым консольным выносом по проекту Atelier Thomas Pucher: там разместились читальные залы.
Масштаб 1:1
Пять разноплановых объектов бюро «А.Лен», снятых на квадрокоптер: что нового может рассказать съемка с высоты.
Сицилийские горизонты
Выбранный по итогам международного конкурса проект административного комплекса области Сицилия в Палермо задуман как ансамбль из дерева и стали с садом на шестом этаже.
Пресса: Модернизированная сельская идиллия: Джозеф Ганди...
В 1805 году британский архитектор Джозеф Майкл Ганди опубликовал две книги, «Проекты коттеджей, коттеджных ферм и других сельских построек» и «Сельский архитектор». Этот жанр — сборники проектов сельских домов — среди архитекторов уважением не пользуется, люди строили и сейчас строят такие дома без помощи архитектора. Немногие числят Ганди в истории архитектурной утопии, из недавно опубликованных назову прекрасную книгу Тессы Моррисон «Утопические города 1460–1900». Но, видимо, именно с Ганди начинается особая линия новоевропейской утопии — утопии сельской жизни
Музей в «холодной куртке»
Корпус Киндер Хьюстонского музея изобразительных искусств по проекту Steven Holl Architects: фасады из полупрозрачного стекла отражают 70% солнечного жара.
Красный дом
В районе Новослободской появился Maison Rouge – комплекс апартаментов по проекту ADM, который продолжает начатую БЦ «Атмосфера» волну обновления квартала в сторону улицы Палиха
Эффект оживления
Проект Останкино Business Park разработан для участка между существующей станцией метро и будущей станцией МЦД, поэтому его общественное пространство рассчитано в равной степени на горожан и офисных сотрудников. Комплекс имеет шансы стать катализатором развития Бутырского района.