Финт фасада

Благодаря фасадным кассетам Gradas исторический Центральный стадион в Екатеринбурге превратился в «Екатеринбург-Арену», где пройдут матчи Чемпионата мира по футболу-2018.

Автор текста:
Наталья Мурадова

mainImg
Мастерская:
Инфорспроект http://inforceproject.ru
ПИ «АРЕНА» http://piarena.ru/
Проект:
Футбольный стадион «Екатеринбург-Арена»
Россия, Екатеринбург, улица Репина, дом 5

Авторский коллектив:
Архитекторы: Д. Буш, О. Гак, А. Орлов, А. Заключаев, Д. Петкова, А. Сибирякова, А. Подрез, Э. Шихрагимова, А. Кудаманова, М. Морозова, О. Цай, Т. Елфимова, А. Цыплаков, С. Коробков
Генеральный план: К. Харитонова
Конструкторы: Раздел КЖ: А. Шахворостов (компания «Инфорспроект»),
Раздел КМ: А. Кулешов (Компания «Максимум»)
Инженеры: Е. Бекмухамедов, Н. Шалыгина, А. Иванов
Визуализация: П. Курицын, В. Кучук, М. Архипов

2014 / 2018

Инфорспроект: концепция, Проект, Рабочая документация (за исключением покрытия), авторский надзор
КМ – ООО «Максимум»
Заказчик: ФГУП «Спорт Инжиниринг»
 
Компaния:
представительство компании GRADAS  на Архи.ру
«Екатеринбург-Арена» – единственная площадка Чемпионата мира по футболу-2018, которая не строилась специально для него, а появилась в результате реконструкции уже существовавшего стадиона. Он, спроектированный в духе советского неоклассицизма в соответствии с нормами и правилами того времени, успел за прошедшие годы и устареть по своим эксплуатационным характеристикам, и стать памятником архитектуры.
zooming
Футбольный стадион «Екатеринбург-Арена»
Фотография: Lobachev27 via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY 4.0
Футбольный стадион «Екатеринбург-Арена»
Фотография предоставлена пресс-службой ФГУП «Спорт-Ин»

Решение о переделке Центрального стадиона Екатеринбурга в арену для футбольных матчей мирового уровня согласно требованиям ФИФА вызвало немало споров. Во-первых, не так давно он уже с трудом пережил реконструкцию, затянувшуюся на годы и изменившую его облик. Во-вторых, казалось, что увеличить вместимость до минимально положенных 35 тысяч мест невозможно, поскольку необходимо сохранить исторический фасад. Расположение стадиона пространства для маневра не оставляло: он тесно зажат между больничными корпусами, территорией Уральского медицинского университета и жилой застройкой. Близкое соседство объясняется просто: большая спортивная площадка на этом месте существовала еще тогда, когда еще не было ни больницы, ни мединститута, ни многоэтажных домов. До революции здесь находился велодром, во времена НЭПа – деревянный стадион имени Ленина, а в послевоенное время появился Центральный, ставший лучшим стадионом на Урале.

Его спроектировали архитекторы местного отделения «Промстройпроекта» в самом начале пятидесятых. Центральный, выросший в десятке метров от медицинского городка Георгия Голубева, выглядит жирной чертой, подведенной под свердловским конструктивизмом.
Футбольный стадион «Екатеринбург-Арена»
Фотография предоставлена пресс-службой ФГУП «Спорт-Ин»

Избыточно пышный, с портиком и парапетной стеной, с колоннами, на которых стоят статуи спортсменов и рабочих, с лучковыми нишами над окнами, он отдаленно напоминает Колизей в том виде, в каком тот дошел до наших дней. Западная и восточная трибуны, которые организуют пространство стадиона, переменной высотности: трехэтажные в своем центре, они резко снижаются к бокам, в то время как с северной и южной стороны за воротами с обелисками находились большие открытые въезды на поле.
Футбольный стадион «Екатеринбург-Арена»
Фотография предоставлена пресс-службой ФГУП «Спорт-Ин»

Cеверные и южные трибуны были достроены во время той реконструкции, что началась в 2006-м и тянулась почти пять лет. Они выглядели лаконично-безыскусными, вызвав немало критики и сожалений. Теперь их снесли, а взамен поставили временные – на двенадцать тысяч зрителей – которые после Чемпионата уберут. Однако даже вместе с ними екатеринбургский стадион не дотягивал до нормы ФИФА, которая, повторим, оговаривает не менее 35 тысяч мест для болельщиков.
Футбольный стадион «Екатеринбург-Арена»
Фотография предоставлена пресс-службой ФГУП «Спорт-Ин»
Футбольный стадион «Екатеринбург-Арена»
Фотография предоставлена пресс-службой ФГУП «Спорт-Ин»
Футбольный стадион «Екатеринбург-Арена»
Фотография предоставлена пресс-службой ФГУП «Спорт-Ин»

Решить эту задачу можно было лишь увеличив стадион в высоту. Фланги переменной высотности подняли вровень с парапетными стенами. На самом же деле вся историческая часть стадиона теперь служит только фасадом: между ней и настоящими восточными и западными трибунами спроектированы атриумы.

Такой переход с неуловимыми границами между старыми стенами и новыми требовал вдумчивого подхода к выбору фасадных материалов. Облицовка должна была быть предельно нейтральной, чтобы свести к минимуму неизбежный диссонанс, и визуально очень легкой, чтобы исторический фасад не выглядел придавленным к земле под грузом свеженадстроенных уровней.

В итоге проектировщики остановились на алюминиевых фасадных кассетах Gradas. Материал был уже хорошо знаком екатеринбуржцам: именно им облицована одна из самых знаменитых построек города – «Ельцин-центр» по проекту Бориса Бернаскони.
Футбольный стадион «Екатеринбург-Арена»
Фотография предоставлена пресс-службой ФГУП «Спорт-Ин»

Для «Екатеринбург-Арены» использовали кассеты с перфорацией, которая и придала ту самую необходимую воздушность. Отверстия на них круглые, различного диаметра и расположены по диагонали. Технология Gradas позволяет делать их не только практически всех размеров в любом порядке расположения, но и любой формы: прямоугольными, трапециевидными, овальными, треугольными, составленными из нескольких геометрических фигур и вырезанными по индивидуальному паттерну.

Фасадные кассеты Gradas оказались легкими не только визуально, но и в буквальном смысле, что существенно упростило их монтаж. Они сделаны из листов алюминиевого сплава, толщина которых – всего два миллиметра. Их закрепили на подсистеме из легких металлических профилей и креплений U-Kon.

Основной размер кассет на фасаде 1 300 х 1 400 мм. Есть кассеты высотой до 2 700 мм, но их небольшое количество. Все элементы фасада не подвержены коррозии, легко переносят перепады температур, что в условиях резко континентального климата Екатеринбурга немаловажно, и легко поддаются механической обработке.

Компания производит такие же кассеты не только из алюминия, но еще из стали и меди. Однако замысел архитекторов исключал возможность появления благородной патины, цвет фасада должен оставаться полностью предсказуемым.

На кассеты нанесли защитно-декоративное порошковое покрытие – краску AkzoNobel глянцевого серого оттенка. А вслед за тем перекрасили в серый исторические стены стадиона, которые прежде были желтыми. Поначалу это вызвало недовольное ворчание горожан, однако потом выяснилось, что именно такого цвета стадион сдавался в эксплуатацию, и ему просто вернули изначальное колористическое решение.

На фасаде смонтирована встроенная архитектурная подсветка. За перфорацией кассет спрятали более шести тысяч светодиодов, которые позволят воплотить любые световые сценарии, проецировать надписи и узоры, причем не только на стены, но и на крышу. Кровля стадиона опирается на восемь пилонов. Она не привычно плоская, а вогнутая, с верхним эластичным мембранным покрытием из полимерной ткани.

Почти все фасадные материалы для «Екатеринбург-Арены» – российского производства, и благодаря этому изначальную смету удалось сократить на 79 миллионов рублей. Завод Gradas находится в Хотьково, в Сергиево-Посадском муниципальном районе Московской области, что позволяет осуществлять доставку в сжатые сроки и избавляет от рисков, связанных с колебанием валютного курса.

Поставщики, технологии

Мастерская:
Инфорспроект http://inforceproject.ru
ПИ «АРЕНА» http://piarena.ru/
Проект:
Футбольный стадион «Екатеринбург-Арена»
Россия, Екатеринбург, улица Репина, дом 5

Авторский коллектив:
Архитекторы: Д. Буш, О. Гак, А. Орлов, А. Заключаев, Д. Петкова, А. Сибирякова, А. Подрез, Э. Шихрагимова, А. Кудаманова, М. Морозова, О. Цай, Т. Елфимова, А. Цыплаков, С. Коробков
Генеральный план: К. Харитонова
Конструкторы: Раздел КЖ: А. Шахворостов (компания «Инфорспроект»),
Раздел КМ: А. Кулешов (Компания «Максимум»)
Инженеры: Е. Бекмухамедов, Н. Шалыгина, А. Иванов
Визуализация: П. Курицын, В. Кучук, М. Архипов

2014 / 2018

Инфорспроект: концепция, Проект, Рабочая документация (за исключением покрытия), авторский надзор
КМ – ООО «Максимум»
Заказчик: ФГУП «Спорт Инжиниринг»
 

21 Декабря 2017

Автор текста:

Наталья Мурадова
GRADAS : другие статьи и новости
Итоги конкурса АРХИGRADAS-2019
Конкурс АРХИGRADAS-2019 подошел к концу. Компания GRADAS завершила оценку работ конкурсантов, прошедших во второй этап, и с радостью представляет работы победителей.
Инфорспроект: другие проекты
Выше всех
«Газпром» обещает построить в Петербурге башню высотой 703 метра. Рядом с Лахта центром должен появиться небоскреб Лахта-2, а автор – тот же, Тони Кеттл, только он уже не работает в RJMJ.
Технологии и материалы
Чувство города
Бизнес-парк «Ростех-Сити» построен на Северо-Западе Москвы. Разновысотная застройка, облицованная затейливой клинкерной плиткой разнообразных миксов Hagemeister, придаёт архитектурному ансамблю гуманный масштаб традиционного города.
Великолепный дизайн каждой детали – Graphisoft выпускает...
Обновления версии отвечают пожеланиям пользователей и обеспечивают значительные улучшения при проектировании, визуализации, создании документации и совместной работе в Archicad, BIMx и BIMcloud, что делает Archicad 25 версией, как никогда прежде ориентированной на пользователя
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Сейчас на главной
Проект для неопределенного будущего
Образовательный центр для детей с «органическим» садом и огородом в Мехико задуман как экономически самодостаточный и не просто ресурсоэффективный, а почти автономный. Кроме того, его можно разобрать и использовать все материалы повторно. Авторы проекта – бюро VERTEBRAL.
Лицо производства
«Тепличное хозяйство Ботаника» доверила архитекторам ту область, где они, как правило, востребованы наименьшим образом – территорию современного производственного комплекса, где обычно царят утилитарные, нормативные и недорогие решения.
Старые-новые арки
Напечатанный на 3D-принтере бетонный мост Striatus по проекту Zaha Hadid Architects и специалистов Высшей технической школы ETH Zürich благодаря своей традиционной сводчатой конструкции очень устойчив – в прямом и экологическом смысле.
Арт-трансформер
Art Barn, архив, хранилище работ и рисовальная студия британского скульптора Питера Рэндалла-Пейджа в холмах Девона, способен менять форму в зависимости от текущих нужд, а также сам себя обеспечивает электричеством. Автор проекта – Томас Рэндалл-Пейдж.
Тиана Плотникова: «Наша миссия – разработать user-friendly...
Говорим с основательницей стартапа Uflo – программы, помогающей конвертировать числовые данные в геометрию, о том, что побудило придумать проект, о карьере в крупных зарубежных компаниях и о страхах перед цифровыми технологиями
Связь с прошлым и будущим
Нидерландские мастерские Benthem Crouwel и West 8 выиграли конкурс на проект нового вокзала в Брно: этот архитектурный конкурс стал крупнейшим в истории Чехии.
Авторский надзор: мытьем да катаньем
Разговор на АрхПароходе 2021 со Стасом Горшуновым: о том, как ему удается добиваться качественной реализации проектов, какие проблемы приходится решать, когда жертвовать гонораром, а когда идти на компромиссы.
Образ прощания
Объект MAMA самарских архитекторов Дмитрия и Марии Храмовых стал единственным российским победителем конкурса фестиваля ландшафтных объектов SMACH2021, который проводится на северо-востоке Италии в Доломитовых Альпах.
Новое качество Личного
В Никола-Ленивце Калужской области в эти выходные проходит фестиваль Архстояние с темой «Личное». Главной постройкой фестиваля стал дом «Русское идеальное», спроектированный Сергеем Кузнецовым и реализованный компанией КРОСТ в короткие сроки. Рассматриваем дом и новые объекты Архстояния 2021.
«Место для всех»
Победителем международного конкурса на разработку концепции Приморской набережной в Сочи стал консорциум во главе с UNStudio.
Пресса: "Непостижимое решение". ЮНЕСКО отобрало у Ливерпуля...
ЮНЕСКО решило исключить Ливерпуль из своего Списка всемирного наследия, поскольку городские власти ведут активное строительство в районе доков и порта - архитектурного ансамбля, которое агентство ООН считало важнейшим памятником. В Ливерпуле такое решение называют "непостижимым" и надеются на его пересмотр.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
На берегу очень тихой реки
Проект благоустройства территории ЖК NOW в Нагатинской пойме выходит за рамки своих задач и напоминает скорее современный парк: с видовыми точками, набережной, разнообразными по настроению пространствами и продуманными сценариями «от 0 до 80».
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Стилисты села
Дизайн-код как способ привести небольшое поселение в порядок к юбилею или крупному событию: борьба с визуальным мусором, поиск духа места и унификация городских элементов.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Плавная консоль
У здания банка в окрестностях ливанского города Сура нет привычных ограждений, а еще Domaine Public Architects удалось добавить в проект небольшую площадь.
Туман над Янцзы
В сети обсуждают новую ленд-арт-инсталляцию Григория Орехова Crossroads, «пешеходную зебру» проложенную художником по воде Москвы-реки 7 июля недалеко от Николиной горы. Рассматриваем несколько недавних работ Орехова – от «перекрестка» 2021 года на реке до «перекрестка» 2020 года в зеркалах «Черного куба», созданного в честь Казимира Малевича в Немчиновке.
Неоконюшня
На территории ВДНХ появится новый конноспортивный манеж: его авторы обращаются к традиционной для типологии форме и материалам, трактуя их как современный парковый павильон.
Еще один конструктор
В Мангейме началось строительство жилого комплекса по проекту MVRDV и производителя сборных домов Traumhaus. Он должен дать будущим обитателям максимум разнообразия и кастомизации по доступной цене, что в свою очередь позволит создать там живое сообщество соседей.
Градсовет Петербурга 15.07.2021
Архитекторы предложили обновить торговый центр в петербургском Купчино, вдохновляясь снежными пиками Балканских гор. Эксперты отнеслись к идее прохладно.