Пять летающих тарелок на берегу Сетуни. Заседание Общественного совета при мэре Москвы 5 марта

На вчерашнем заседании Общественного совета был принят проект немецкого архитектора Хади Тегерани, похожий на марсианский городок, вкопанный в основание Поклонной горы. Также был принят градплан территории, прилегающей к ММДЦ «Москва-Сити», в общих чертах были принят «за основу» торговый комплекс на пр-те Сахарова, решено доделать смотровую площадку Гостиного двора – но очень аккуратно, гостинице «Усадьба-центра» в Вознесенском переулке и зданию еврейского общинного комплекса в Спасоглинищевском переулке был дан один месяц на раздумья и улаживание конфликтов

mainImg
Архитектор:
Хади Техрани
Проект:
Комплекс «Сетунь-Хиллс»
Россия, Москва

2007 — 2008

Немецкий архитектор Хади Тегерани, который уже несколько лет работает в России, а недавно приезжал в Новосибирск с лекцией про «транспарентную архитектуру», представил общественному совету новый проект – офисно-торговый комплекс «Сетунь-Хиллс», общей площадью более 700 тыс. кв. м. Он расположится к западу от парка Победы и займет некоторую часть «дикого» остатка Поклонной горы между Сетунью, Староволынской и Минской улицей, и дублером Кутузовского проспекта. Это поле, на котором недавно была свалка – по словам главного архитектора Москвы, сейчас на участке «представлены едва ли не все элементы таблицы Менделеева…» – поэтому перед началом строительства предстоит очистить не только наземное пространство, но и саму почву.

Проект, предложенный известным немецким архитектором для этой, как сказал мэр, «природно-свалочной зоны», больше всего напоминает то, как в фантастических фильмах рисуют марсианские поселения, городок летающих тарелок. Три из них примостились в центральной части участка, образовав компактный ансамбль куполов. Два других больше похожи на разомкнутые бублики – один большой и обращен стеклянным срезом в сторону Минской улицы и мечети Поклонной горы. Фактически, весь это стеклянный срез можно понимать как гигантскую смотровую площадку с видом на парк Победы. В центре большого бублика задуман окруженный деревьями идеально круглый пруд. Второй бублик значительно меньше – он расположился подальше от автотрасс, вкопавшись в землю по принципу античного амфитеатра и открывая для своих обитателей вид на Сетунь, самую живописную из рек нынешней Москвы.

Надо сказать, что проект не только лаконичный и красивый, но и очень «зеленый» - приблизительно половина рекультивируемой территории отведена под «экозону» - своеобразный «висячий сквер» с деревянными мостами и навесными дорожками, по которым все желающие (так было сказано) смогут прогуливаться, не топча травы.

Архитектурное решение комплекса, «лунный ландшафт» по точному выражению Александра Кузьмина, не вызывает особенных возражений. Но если вдуматься, то возникает любопытная ассоциация. Как было сказано, все вместе похоже на марсианский городок, чья главная по определению особенность – отгороженность от окружающей среды. На Марсе это понятно, там атмосфера непригодна для дыхания и логично, что если там когда-нибудь поселятся люди, то прежде, чем они смогут провести терраформирование планеты, им придется жить в куполах. Но мы-то на Земле, да еще и не в худшей части города – окрестности Сетуни по праву считаются одним из самых лакомых природных ландшафтов из числа тех, что расположены недалеко от центра. Откуда же у немецкого архитектора возник «марсианский» образ? Тут, строго говоря, может быть два варианта ответа – либо Хади вдохновился контекстом – куполом музея войны в парке Победы. Либо агрессивная московская среда кажется европейскому архитектору настолько чуждой, что напоминает о далеких мирах и чужих планетах?

Представляя проект Александр Кузьмин сделал акцент на его транспортной значимости и на том, что этот комплекс создает новые «места приложения труда» в нужном месте. «Сетунь-Хиллс» будет первым подобным центром в данной части ЗАО, «рассчитанным» на районы Матвеевское, Давыдково, Солнцево и др., откуда люди могли бы ездить на работу сюда, а не в центр. «Сетунь-Хиллс», таким образом, станет очередным шагом в программе перемещения очагов деловой активности из центра города в районы будущего Четвертого транспортного кольца и далее. А здесь как раз создание южного дублера Кутузовского проспекта, который будет идти от Третьего кольца через Аминьевское шоссе к МКАД. На пересечении его с Минской улицей за счет инвесторов будет создана специальная дополнительная развязка с эстакадой, подводящей прямо к нижнему уровню делового комплекса – для того, чтобы не загружать городские дороги. Александр Кузьмин напомнил собравшимся и о перспективах развития схемы метро: районы Мичуринского проспекта, Очаково и Солнцево должны получить линию легкого метро – предполагается, что этот «радиус» разгрузит юго-западную ветку. Эта «легкая» линия – фрагмент формирующегося «третьего контура метро», она будет протянута от Солнцево через Мичуринский проспект и Парк Победы к «Москва-Сити».

В отличие от многострадальной башни Хади Тегерани на Профсоюзной улице, проект «Сетунь-Хиллс» приняли почти мгновенно и без особенных возражений; как сказал мэр, «вопрос ясен давайте примем».

Вслед за этим повторно рассматривалась территориальная схема зоны, примыкающей к ММДЦ «Сити», образно называемая «Большое Сити». Во время обсуждения Александр Кузьмин несколько раз подчеркнул, что в данном случае на рассмотрение был вынесен ряд самых общих тем для этой территории – многочисленные подробности будут обсуждаться позднее. По словам главного архитектора Москвы, сегодня об этом участке в районе Звенигородского шоссе, Силикатных проездов и пр., от Ваганьково до Хорошевки ничего хорошего сказать нельзя – территория большей частью занята производственными и коммунальными объектами и представляет собой сплошную промзону. Стоит, однако, подчеркнуть, что помимо промзон в эту же территорию (общей площадью более 1000 га) входит строящийся деловой центр современной Москвы, ММДЦ «Москва-Сити».

Поэтому «норма офисов» для территории по словам Александра Кузьмина, почти выбрана. Собственно, из-за превышения процента планируемых офисов (а также из-за транспортных проблем) проект отклонили в прошлый раз. Решено, что общая сумма офисных площадей для этой территории не будет превышать 5 млн. кв. м (это вместе с Сити). Сейчас обе проблемы были скорректированы – решено сделать «пробивку» Звенигородского проспекта, разгрузить Краснопресненскую набережную и пр. С транспортом, по словам Кузьмина, сделано все возможное, поэтому, «чтобы этот участок не встал окончательно», следует отдавать приоритет жилью, гостиницам, спортивным и рекреационным объектам – таким функциям где «задействованы обратные транспортные потоки». В новом варианте почти в 2.5 раза увеличили объемы озеленения, доведя их до 16 %.

Административно-торговый комплекс на проспекте Сахарова на пересечении с Садово-Спасской улицей после предшествующего рассмотрения на общественном совете потерял свою административную составляющую – согласно предписанию мэра, из проекта убрали офисы. Таким образом, представленный совету проект был урезанным вариантом предыдущего. Общий объем и этажность сохранили, несколько перепланировав стилобат. Со словами  «не надо забивать этот участок очередным «чемоданом», выступил заместитель председателя Москомархитектуры Юрий Григорьев, предложив вместо пристраивания убрать половину и сделать сквер для раскрытия визуальных связей с прилегающими магистралями. На что председатель союза архитекторов России Юрий Гнедовский заметил, что нынешний вариант «с приставкой» ему нравится, в частности тем, что он намного легче, чем когда поднимается высота здания. Чтобы в результате всех этих манипуляций не пропал коммерческий интерес к объекту, Гнедовский предложил лучше сделать акцент на углу здания, чем разбивать сквер.

Юрий Лужков согласился с этим замечанием и в целом проект был «принят за основу» с условием подумать, как все-таки архитектурно решить угол здания. Мэр напомнил, что в таком виде новый объект формирует единый ансамбль с уже существующим комплексом. И хотя оптимальное решение пока не найдено, последний вариант в представленном макете очень к нему близок.

Переходя к вопросу перекрытия смотровой площадки Гостиного двора, Александр Кузмин напомнил собравшимся, что это, строго говоря, не новое строительство, а незавершенное. Надо его наконец завершить – сказал главный архитектор Москвы, а то объект даже не попал в профессиональные издания… Изначально при реконструкции Гостиного двора на крыше планировался ресторан и смотровая площадка с видом на будущий комплекс на месте гостиницы «Россия», для него даже сделали специальный панорамный лифт, который вот уже лет пять стоит без дела. Теперь инвестор хочет завершить комплекс. Планируется сделать прозрачное перекрытие верхней площадки, причем согласно расчетам, оно ни на сантиметр не поднимется над историческим окружением и будет ниже отметки торчащего купола Гостиного двора. Инвесторы предлагали сделать ресторан и 2 этажа, но этого здесь быть не может и никакого искажения исторического облика не будет, заверил всех присутствующих Александр Кузьмин. Министерство культуры с таким вариантом согласно и склоняется к максимально спокойной архитектуре, предполагающей минимум новизны и чисто функциональное решение.

Завязалось довольно-таки оживленное обсуждение. Александр Кудрявцев высказался за следование букве закона и всех согласований (сделанных уже очень давно, когда министром культуры была Наталья Дементьева), предупредил об опасности перспективы дальнейшего освоения кровли Гостиного двора и сказал, что «тут позволительна одна единственная форма, та, что зафиксирована в документе». Далее выступил Алексей Клименко, сказав, что с точки зрения ландшафтно-визуального анализа указал на то, что вид с Москворецкого моста на Гостиный двор не терпит горизонтали, ее надо в проекте минимизировать, чтобы не было подчеркнутого козырька. Мэр согласился с выступавшими и еще раз напомнил об исключении каких-то дополнительных «наростов» на крыше, потребовал максимально приблизиться к существующему профилю крыши, дабы не изламывать внешнего облика исторического здания. Таким образом из двух предложенных был согласован первый, самый спокойный вариант.

Самым напряженным оказалось обсуждение строительства третьей очереди делового комплекса «Усадьба-центр» в Вознесенском переулке. Против строительства протестуют жители соседнего дома; множество опасений высказывают органы охраны и приход расположенной поблизости церкви Воскресения Словущего на Успенском вражке. 
Показанный проект – третья очередь строительства зданий «Усадьба центра», две первые построены достаточно давно и хорошо известны; они расположены непосредственно за зданием мэрии на Тверской. Возникла заминка – представители инициативной группы утверждали, что согласно информации почерпнутой из БТИ, здания «Усадьба центра» находятся в частной собственности, а Юрий Лужков и инвесторы убеждали их в обратном.

Третья очередь – это гостиница, по словам инвесторов, «наивысшего класса», больше 5 звезд, на 90-95 мест с подземной автостоянкой. Загвоздка в том, что в существующем варианте гостиница вторгается на территорию соседнего жилого дома и практически съедает детскую площадку и объекты существующей там инфраструктуры. Плюс к тому недавно на прилегающем участке был выявлен новый объект наследия – домик XVIII века, поставленный теперь под охрану. Все это вместе с постановлением о точечной застройке потребовало пересмотра прежнего решения. В итоге нынешний вариант гостиничного комплекса буквально жертвует частью гостиницы (16 номерами) и частично освобождает территорию двора. Подземный гараж также возможно будет подвергнут перепланировке, в нем, по предложению Юрия Лужкова можно сделать еще один минус первый уровень, получив места для автовладельцев из числа жильцов соседнего дома.

Инвестор очень просил оставить все как есть, иначе гостиница, сокращенная на 20 %, в которую уже вложены большие деньги, станет нерентабельной. Жильцы уступать не собираются, справедливо опасаясь, что 3-я очередь «Усадьбы - центр», имея площадь только наземной части 8 000 кв.м. (а жилой дом 6 000 кв. м.), просто задавит их дом с квартирами с односторонней ориентацией, и лишит их так небольшого благоустройства. В дело вмешались и представители культуры, заметив, что перекраивание такого уникального уголка старой Москвы может привести к его полному исчезновению. Здесь, находятся усадьба XVIII века, каре домов XIX века, дом, построенный А.В. Щусевым. Председатель Москомнаследия Валерий Шевчук подтвердил, что опасения охранителей московской старины справедливы, т.к. все эти уникальные постройки по Вознесенскому переулку (дом 18 и дом 20) действительно попадают в сферу влияния разросшегося делового комплекса, что, безусловно, требует корректировки проектного предложения.

Мэр потребовал, чтобы в течение ближайшего месяца был определен список всех работ, необходимых для защиты исторических объектов и «с этими коррективами был проведен разговор с жителями». Далее Юрий Лужков заявил, что если жильцы предъявят весомые доказательства того, что строительство ухудшит их условия жизни, тогда оно,  несомненно, будет прекращено; «…если же не увижу существенных доводов, решение будет принято в пользу инвестора».

Последний вынесенный на обсуждение вопрос касался строительства здания еврейского общественно-культурного комплекса и общинного центра, для которых город выделил участок рядом с московской синагогой, между Б. Спасоглинищевским и Петроверигским переулками. Показывая проект, Александр Кузьмин пожаловался на то, что члены двух разных общин не могут договориться друг с другом и единого проекта так и не представили, а дали два проекта, причем с большим превышением всех объемов, высот и допустимых площадей. В процессе обсуждения выяснилось, что для этого участка до сих пор нет АРИ, то есть не определены те самые высотные и объемные ограничения, которые нарушены с проектах. Тем временем архитектурные проекты доведены уже до высокой степени детализации. Юрий Лужков пригрозил, что если в течение месяца общины не договорятся между собой, он отнимет участок у обеих и напомнил случай с Востряковским кладбищем, где он поступил именно так – пригрозил, и за месяц общины договорились. Земли в 0, 51 га достаточно даже для нескольких общин, поэтому высотность здания, конечно, надо изменять, и пока в таком виде проект не проходит. Мэр распорядился немедленно подготовить АРИ и решить растянувшийся спор в течение месяца.

Многофункциональный комплекс «Сетунь-Хиллс». Проектная организация «БРТ РУС». Арх. Тегерани Х., Горачек Р., Паули Э., Тарасов М. Макет. Фотографии: Ю. Тарабарина, Н. Коряковская
zooming
Многофункциональный комплекс «Сетунь-Хиллс». Проектная организация «БРТ РУС». Арх. Тегерани Х., Горачек Р., Паули Э., Тарасов М. Макет
Многофункциональный комплекс «Сетунь-Хиллс». Проектная организация «БРТ РУС». Арх. Тегерани Х., Горачек Р., Паули Э., Тарасов М. Макет
Многофункциональный комплекс «Сетунь-Хиллс». Проектная организация «БРТ РУС». Арх. Тегерани Х., Горачек Р., Паули Э., Тарасов М. Макет
Многофункциональный комплекс «Сетунь-Хиллс». Проектная организация «БРТ РУС». Арх. Тегерани Х., Горачек Р., Паули Э., . Фото: Ю. Тарабарина
Многофункциональный комплекс «Сетунь-Хиллс». Проектная организация «БРТ РУС». Арх. Тегерани Х., Горачек Р., Паули Э., Тарасов М. Аэрофотосъемка.
Многофункциональный комплекс «Сетунь-Хиллс». Проектная организация «БРТ РУС». Арх. Тегерани Х., Горачек Р., Паули Э., Тарасов М. Генплан.
Многофункциональный комплекс «Сетунь-Хиллс». Проектная организация «БРТ РУС». Арх. Тегерани Х., Горачек Р., Паули Э., Тарасов М. Транспортная схема.
«Сетунь-Хиллс». Схема «экологических троп» – навесных дорожек и мостов над травой
«Сетунь-Хиллс». Разрезы и функциональное зонирование. Подземные ярусы отведены гаражам, первые этажи – торговле, верхняя часть – в основном офисам, однако в большом корпусе присутствует и гостиница
Территориальная схема развития территории, прилегающей к ММДЦ «Москва-Сити», ЦАО, ЗАО, САО, СЗАО.
Территориальная схема развития территории, прилегающей к ММДЦ «Москва-Сити»
Территориальная схема развития территории, прилегающей к ММДЦ «Москва-Сити». Функциональное назначение территорий
Торговый комплекс на пересечении проспекта Академика Сахарова и улицы Садово-Спасская. Проектная организация ЗАО «Р.О.М.И.Р.» Арх. Дубровский О. Л., Нащокина Л. Б., Скумс О. И., Грицкевич Е. А. Макет.
Строительство 3-й очереди делового комплекса «Усадьба -центр» по Вознесенскому переулку. Гостиничный комплекс с подземной автостоянкой. ГУП «Моспроект-2» им. М. В. Посохина, мастерская № 11. Арх. Арендарук С.А., Емцов Н. В., Думбре Е. А. Макет.
«Усадьба -центр», Вознесенский переулок. Слева – 1 и 2 (построенные) очереди, справа – планируемая 3 очередь (гостиница)
zooming
«Усадьба -центр» (3 очередь), Вознесенский переулок
zooming
«Усадьба -центр» (3 очередь)
Два варианта еврейского общинного центра в Спасоглинищевском пер. Моспроект-2, маст. №5, арх.Леонов М.Г., Подольская Н.И.
Архитектор:
Хади Техрани
Проект:
Комплекс «Сетунь-Хиллс»
Россия, Москва

2007 — 2008

06 Марта 2008

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Сейчас на главной
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Палитра дерева
По проекту бюро Kub House на участке в поселке Николино построено несколько зданий с применением CLT-технологии. Архитекторы рассказывают о дополнительных решениях: шиндель и еловый планкен на фасадах, самоклеящаяся алюминиевая пароизоляция для герметичности здания, звукоизоляционные конструкции.
Угадай мелодию
Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.
Связь прошлого и настоящего
Реконструкции исторических зданий под современный офис редко бывают деликатными по отношению к наследию. Но в проекте редевелопмента исторического здания Телеграфа в Санкт-Петербурге под офис российской IT-компания «ЭР-Телеком» архитекторы UNK corporate interiors смогли найти способ сохранить и бережно инсталлировать в новое пространство оригинальные детали интерьера. Конечно, характер пространства радикально поменялся, но сосуществование с аутентичными элементами, фактурами и материалами создает особую атмосферу, материализуя идею связи времен.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
Отель в швейной мастерской
Концепция APRELarchitects по ревитализации двух объектов культурного наследия в центре Воронежа предполагает приспособление здания швейной мастерской и колокольни Пятницкой церкви под гостиничный комплекс с музеем, спа-комплексом и оживленным двориком. Контуры утраченной колокольни предполагается восстановить с помощью легкой световой инсталляции.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
В позитивном свете
Современные общественные пространства все чаще сочетают несколько функций, и на первый план выходит их планировочная гибкость и продуманность зонирования. В новом мультипространстве LOOK UP & UPSKILL, разработанном Pergaev Bureau, объединены кафе, ресторан, библиотека, университет и даже магазин шоколада, решенные в едином стиле, создающем спокойную и одновременно вдохновляющую атмосферу.
Школа как доминанта
Бюро арх.15 актуализировало типовой проект общеобразовательной школы на 1100 мест в Хостинском районе. Функциональные блоки отличаются фасадными решениями, задействована кровля, а для оформления учебных и рекреационных пространств формальный подход отвергнут в пользу адаптивного.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Ворота в геопарк
Бюро «КБ-11» разработало концепцию этнографического комплекса для геопарка «Янган-Тау», расположенного в Республике Башкортостан. Природные объекты и ландшафты этой территории имеют международное геологическое значение и включены в список ЮНЕСКО, не менее значительны расположенные здесь памятники истории и культуры. Комплекс должен сделать место более привлекательным для туристов, местного населения и ученых.
Термы за Волгой
Как в нашей стране строят бани? Обычно из лакированных бревен, иногда добавляя розовую штукатурку... А Григорий Дайнов и DK Architects предложили для Тверицких бань на левом берегу Волги в Ярославле – берег заброшенный и депрессивный, но бани, говорят, культовые, – 1. сохранение здания 1950-х, кирпичного, крашеного красной краской; 2. термы из травертина. Ну что тут сказать, идеи Цумтора забрались на азиатский берег. Рассматриваем.
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.