Пять летающих тарелок на берегу Сетуни. Заседание Общественного совета при мэре Москвы 5 марта

На вчерашнем заседании Общественного совета был принят проект немецкого архитектора Хади Тегерани, похожий на марсианский городок, вкопанный в основание Поклонной горы. Также был принят градплан территории, прилегающей к ММДЦ «Москва-Сити», в общих чертах были принят «за основу» торговый комплекс на пр-те Сахарова, решено доделать смотровую площадку Гостиного двора – но очень аккуратно, гостинице «Усадьба-центра» в Вознесенском переулке и зданию еврейского общинного комплекса в Спасоглинищевском переулке был дан один месяц на раздумья и улаживание конфликтов

mainImg
Архитектор:
Хади Техрани
Проект:
Комплекс «Сетунь-Хиллс»
Россия, Москва

2007 — 2008

Немецкий архитектор Хади Тегерани, который уже несколько лет работает в России, а недавно приезжал в Новосибирск с лекцией про «транспарентную архитектуру», представил общественному совету новый проект – офисно-торговый комплекс «Сетунь-Хиллс», общей площадью более 700 тыс. кв. м. Он расположится к западу от парка Победы и займет некоторую часть «дикого» остатка Поклонной горы между Сетунью, Староволынской и Минской улицей, и дублером Кутузовского проспекта. Это поле, на котором недавно была свалка – по словам главного архитектора Москвы, сейчас на участке «представлены едва ли не все элементы таблицы Менделеева…» – поэтому перед началом строительства предстоит очистить не только наземное пространство, но и саму почву.

Проект, предложенный известным немецким архитектором для этой, как сказал мэр, «природно-свалочной зоны», больше всего напоминает то, как в фантастических фильмах рисуют марсианские поселения, городок летающих тарелок. Три из них примостились в центральной части участка, образовав компактный ансамбль куполов. Два других больше похожи на разомкнутые бублики – один большой и обращен стеклянным срезом в сторону Минской улицы и мечети Поклонной горы. Фактически, весь это стеклянный срез можно понимать как гигантскую смотровую площадку с видом на парк Победы. В центре большого бублика задуман окруженный деревьями идеально круглый пруд. Второй бублик значительно меньше – он расположился подальше от автотрасс, вкопавшись в землю по принципу античного амфитеатра и открывая для своих обитателей вид на Сетунь, самую живописную из рек нынешней Москвы.

Надо сказать, что проект не только лаконичный и красивый, но и очень «зеленый» - приблизительно половина рекультивируемой территории отведена под «экозону» - своеобразный «висячий сквер» с деревянными мостами и навесными дорожками, по которым все желающие (так было сказано) смогут прогуливаться, не топча травы.

Архитектурное решение комплекса, «лунный ландшафт» по точному выражению Александра Кузьмина, не вызывает особенных возражений. Но если вдуматься, то возникает любопытная ассоциация. Как было сказано, все вместе похоже на марсианский городок, чья главная по определению особенность – отгороженность от окружающей среды. На Марсе это понятно, там атмосфера непригодна для дыхания и логично, что если там когда-нибудь поселятся люди, то прежде, чем они смогут провести терраформирование планеты, им придется жить в куполах. Но мы-то на Земле, да еще и не в худшей части города – окрестности Сетуни по праву считаются одним из самых лакомых природных ландшафтов из числа тех, что расположены недалеко от центра. Откуда же у немецкого архитектора возник «марсианский» образ? Тут, строго говоря, может быть два варианта ответа – либо Хади вдохновился контекстом – куполом музея войны в парке Победы. Либо агрессивная московская среда кажется европейскому архитектору настолько чуждой, что напоминает о далеких мирах и чужих планетах?

Представляя проект Александр Кузьмин сделал акцент на его транспортной значимости и на том, что этот комплекс создает новые «места приложения труда» в нужном месте. «Сетунь-Хиллс» будет первым подобным центром в данной части ЗАО, «рассчитанным» на районы Матвеевское, Давыдково, Солнцево и др., откуда люди могли бы ездить на работу сюда, а не в центр. «Сетунь-Хиллс», таким образом, станет очередным шагом в программе перемещения очагов деловой активности из центра города в районы будущего Четвертого транспортного кольца и далее. А здесь как раз создание южного дублера Кутузовского проспекта, который будет идти от Третьего кольца через Аминьевское шоссе к МКАД. На пересечении его с Минской улицей за счет инвесторов будет создана специальная дополнительная развязка с эстакадой, подводящей прямо к нижнему уровню делового комплекса – для того, чтобы не загружать городские дороги. Александр Кузьмин напомнил собравшимся и о перспективах развития схемы метро: районы Мичуринского проспекта, Очаково и Солнцево должны получить линию легкого метро – предполагается, что этот «радиус» разгрузит юго-западную ветку. Эта «легкая» линия – фрагмент формирующегося «третьего контура метро», она будет протянута от Солнцево через Мичуринский проспект и Парк Победы к «Москва-Сити».

В отличие от многострадальной башни Хади Тегерани на Профсоюзной улице, проект «Сетунь-Хиллс» приняли почти мгновенно и без особенных возражений; как сказал мэр, «вопрос ясен давайте примем».

Вслед за этим повторно рассматривалась территориальная схема зоны, примыкающей к ММДЦ «Сити», образно называемая «Большое Сити». Во время обсуждения Александр Кузьмин несколько раз подчеркнул, что в данном случае на рассмотрение был вынесен ряд самых общих тем для этой территории – многочисленные подробности будут обсуждаться позднее. По словам главного архитектора Москвы, сегодня об этом участке в районе Звенигородского шоссе, Силикатных проездов и пр., от Ваганьково до Хорошевки ничего хорошего сказать нельзя – территория большей частью занята производственными и коммунальными объектами и представляет собой сплошную промзону. Стоит, однако, подчеркнуть, что помимо промзон в эту же территорию (общей площадью более 1000 га) входит строящийся деловой центр современной Москвы, ММДЦ «Москва-Сити».

Поэтому «норма офисов» для территории по словам Александра Кузьмина, почти выбрана. Собственно, из-за превышения процента планируемых офисов (а также из-за транспортных проблем) проект отклонили в прошлый раз. Решено, что общая сумма офисных площадей для этой территории не будет превышать 5 млн. кв. м (это вместе с Сити). Сейчас обе проблемы были скорректированы – решено сделать «пробивку» Звенигородского проспекта, разгрузить Краснопресненскую набережную и пр. С транспортом, по словам Кузьмина, сделано все возможное, поэтому, «чтобы этот участок не встал окончательно», следует отдавать приоритет жилью, гостиницам, спортивным и рекреационным объектам – таким функциям где «задействованы обратные транспортные потоки». В новом варианте почти в 2.5 раза увеличили объемы озеленения, доведя их до 16 %.

Административно-торговый комплекс на проспекте Сахарова на пересечении с Садово-Спасской улицей после предшествующего рассмотрения на общественном совете потерял свою административную составляющую – согласно предписанию мэра, из проекта убрали офисы. Таким образом, представленный совету проект был урезанным вариантом предыдущего. Общий объем и этажность сохранили, несколько перепланировав стилобат. Со словами  «не надо забивать этот участок очередным «чемоданом», выступил заместитель председателя Москомархитектуры Юрий Григорьев, предложив вместо пристраивания убрать половину и сделать сквер для раскрытия визуальных связей с прилегающими магистралями. На что председатель союза архитекторов России Юрий Гнедовский заметил, что нынешний вариант «с приставкой» ему нравится, в частности тем, что он намного легче, чем когда поднимается высота здания. Чтобы в результате всех этих манипуляций не пропал коммерческий интерес к объекту, Гнедовский предложил лучше сделать акцент на углу здания, чем разбивать сквер.

Юрий Лужков согласился с этим замечанием и в целом проект был «принят за основу» с условием подумать, как все-таки архитектурно решить угол здания. Мэр напомнил, что в таком виде новый объект формирует единый ансамбль с уже существующим комплексом. И хотя оптимальное решение пока не найдено, последний вариант в представленном макете очень к нему близок.

Переходя к вопросу перекрытия смотровой площадки Гостиного двора, Александр Кузмин напомнил собравшимся, что это, строго говоря, не новое строительство, а незавершенное. Надо его наконец завершить – сказал главный архитектор Москвы, а то объект даже не попал в профессиональные издания… Изначально при реконструкции Гостиного двора на крыше планировался ресторан и смотровая площадка с видом на будущий комплекс на месте гостиницы «Россия», для него даже сделали специальный панорамный лифт, который вот уже лет пять стоит без дела. Теперь инвестор хочет завершить комплекс. Планируется сделать прозрачное перекрытие верхней площадки, причем согласно расчетам, оно ни на сантиметр не поднимется над историческим окружением и будет ниже отметки торчащего купола Гостиного двора. Инвесторы предлагали сделать ресторан и 2 этажа, но этого здесь быть не может и никакого искажения исторического облика не будет, заверил всех присутствующих Александр Кузьмин. Министерство культуры с таким вариантом согласно и склоняется к максимально спокойной архитектуре, предполагающей минимум новизны и чисто функциональное решение.

Завязалось довольно-таки оживленное обсуждение. Александр Кудрявцев высказался за следование букве закона и всех согласований (сделанных уже очень давно, когда министром культуры была Наталья Дементьева), предупредил об опасности перспективы дальнейшего освоения кровли Гостиного двора и сказал, что «тут позволительна одна единственная форма, та, что зафиксирована в документе». Далее выступил Алексей Клименко, сказав, что с точки зрения ландшафтно-визуального анализа указал на то, что вид с Москворецкого моста на Гостиный двор не терпит горизонтали, ее надо в проекте минимизировать, чтобы не было подчеркнутого козырька. Мэр согласился с выступавшими и еще раз напомнил об исключении каких-то дополнительных «наростов» на крыше, потребовал максимально приблизиться к существующему профилю крыши, дабы не изламывать внешнего облика исторического здания. Таким образом из двух предложенных был согласован первый, самый спокойный вариант.

Самым напряженным оказалось обсуждение строительства третьей очереди делового комплекса «Усадьба-центр» в Вознесенском переулке. Против строительства протестуют жители соседнего дома; множество опасений высказывают органы охраны и приход расположенной поблизости церкви Воскресения Словущего на Успенском вражке. 
Показанный проект – третья очередь строительства зданий «Усадьба центра», две первые построены достаточно давно и хорошо известны; они расположены непосредственно за зданием мэрии на Тверской. Возникла заминка – представители инициативной группы утверждали, что согласно информации почерпнутой из БТИ, здания «Усадьба центра» находятся в частной собственности, а Юрий Лужков и инвесторы убеждали их в обратном.

Третья очередь – это гостиница, по словам инвесторов, «наивысшего класса», больше 5 звезд, на 90-95 мест с подземной автостоянкой. Загвоздка в том, что в существующем варианте гостиница вторгается на территорию соседнего жилого дома и практически съедает детскую площадку и объекты существующей там инфраструктуры. Плюс к тому недавно на прилегающем участке был выявлен новый объект наследия – домик XVIII века, поставленный теперь под охрану. Все это вместе с постановлением о точечной застройке потребовало пересмотра прежнего решения. В итоге нынешний вариант гостиничного комплекса буквально жертвует частью гостиницы (16 номерами) и частично освобождает территорию двора. Подземный гараж также возможно будет подвергнут перепланировке, в нем, по предложению Юрия Лужкова можно сделать еще один минус первый уровень, получив места для автовладельцев из числа жильцов соседнего дома.

Инвестор очень просил оставить все как есть, иначе гостиница, сокращенная на 20 %, в которую уже вложены большие деньги, станет нерентабельной. Жильцы уступать не собираются, справедливо опасаясь, что 3-я очередь «Усадьбы - центр», имея площадь только наземной части 8 000 кв.м. (а жилой дом 6 000 кв. м.), просто задавит их дом с квартирами с односторонней ориентацией, и лишит их так небольшого благоустройства. В дело вмешались и представители культуры, заметив, что перекраивание такого уникального уголка старой Москвы может привести к его полному исчезновению. Здесь, находятся усадьба XVIII века, каре домов XIX века, дом, построенный А.В. Щусевым. Председатель Москомнаследия Валерий Шевчук подтвердил, что опасения охранителей московской старины справедливы, т.к. все эти уникальные постройки по Вознесенскому переулку (дом 18 и дом 20) действительно попадают в сферу влияния разросшегося делового комплекса, что, безусловно, требует корректировки проектного предложения.

Мэр потребовал, чтобы в течение ближайшего месяца был определен список всех работ, необходимых для защиты исторических объектов и «с этими коррективами был проведен разговор с жителями». Далее Юрий Лужков заявил, что если жильцы предъявят весомые доказательства того, что строительство ухудшит их условия жизни, тогда оно,  несомненно, будет прекращено; «…если же не увижу существенных доводов, решение будет принято в пользу инвестора».

Последний вынесенный на обсуждение вопрос касался строительства здания еврейского общественно-культурного комплекса и общинного центра, для которых город выделил участок рядом с московской синагогой, между Б. Спасоглинищевским и Петроверигским переулками. Показывая проект, Александр Кузьмин пожаловался на то, что члены двух разных общин не могут договориться друг с другом и единого проекта так и не представили, а дали два проекта, причем с большим превышением всех объемов, высот и допустимых площадей. В процессе обсуждения выяснилось, что для этого участка до сих пор нет АРИ, то есть не определены те самые высотные и объемные ограничения, которые нарушены с проектах. Тем временем архитектурные проекты доведены уже до высокой степени детализации. Юрий Лужков пригрозил, что если в течение месяца общины не договорятся между собой, он отнимет участок у обеих и напомнил случай с Востряковским кладбищем, где он поступил именно так – пригрозил, и за месяц общины договорились. Земли в 0, 51 га достаточно даже для нескольких общин, поэтому высотность здания, конечно, надо изменять, и пока в таком виде проект не проходит. Мэр распорядился немедленно подготовить АРИ и решить растянувшийся спор в течение месяца.

Многофункциональный комплекс «Сетунь-Хиллс». Проектная организация «БРТ РУС». Арх. Тегерани Х., Горачек Р., Паули Э., Тарасов М. Макет. Фотографии: Ю. Тарабарина, Н. Коряковская
zooming
Многофункциональный комплекс «Сетунь-Хиллс». Проектная организация «БРТ РУС». Арх. Тегерани Х., Горачек Р., Паули Э., Тарасов М. Макет
Многофункциональный комплекс «Сетунь-Хиллс». Проектная организация «БРТ РУС». Арх. Тегерани Х., Горачек Р., Паули Э., Тарасов М. Макет
Многофункциональный комплекс «Сетунь-Хиллс». Проектная организация «БРТ РУС». Арх. Тегерани Х., Горачек Р., Паули Э., Тарасов М. Макет
Многофункциональный комплекс «Сетунь-Хиллс». Проектная организация «БРТ РУС». Арх. Тегерани Х., Горачек Р., Паули Э., . Фото: Ю. Тарабарина
Многофункциональный комплекс «Сетунь-Хиллс». Проектная организация «БРТ РУС». Арх. Тегерани Х., Горачек Р., Паули Э., Тарасов М. Аэрофотосъемка.
Многофункциональный комплекс «Сетунь-Хиллс». Проектная организация «БРТ РУС». Арх. Тегерани Х., Горачек Р., Паули Э., Тарасов М. Генплан.
Многофункциональный комплекс «Сетунь-Хиллс». Проектная организация «БРТ РУС». Арх. Тегерани Х., Горачек Р., Паули Э., Тарасов М. Транспортная схема.
«Сетунь-Хиллс». Схема «экологических троп» – навесных дорожек и мостов над травой
«Сетунь-Хиллс». Разрезы и функциональное зонирование. Подземные ярусы отведены гаражам, первые этажи – торговле, верхняя часть – в основном офисам, однако в большом корпусе присутствует и гостиница
Территориальная схема развития территории, прилегающей к ММДЦ «Москва-Сити», ЦАО, ЗАО, САО, СЗАО.
Территориальная схема развития территории, прилегающей к ММДЦ «Москва-Сити»
Территориальная схема развития территории, прилегающей к ММДЦ «Москва-Сити». Функциональное назначение территорий
Торговый комплекс на пересечении проспекта Академика Сахарова и улицы Садово-Спасская. Проектная организация ЗАО «Р.О.М.И.Р.» Арх. Дубровский О. Л., Нащокина Л. Б., Скумс О. И., Грицкевич Е. А. Макет.
Строительство 3-й очереди делового комплекса «Усадьба -центр» по Вознесенскому переулку. Гостиничный комплекс с подземной автостоянкой. ГУП «Моспроект-2» им. М. В. Посохина, мастерская № 11. Арх. Арендарук С.А., Емцов Н. В., Думбре Е. А. Макет.
«Усадьба -центр», Вознесенский переулок. Слева – 1 и 2 (построенные) очереди, справа – планируемая 3 очередь (гостиница)
zooming
«Усадьба -центр» (3 очередь), Вознесенский переулок
zooming
«Усадьба -центр» (3 очередь)
Два варианта еврейского общинного центра в Спасоглинищевском пер. Моспроект-2, маст. №5, арх.Леонов М.Г., Подольская Н.И.
Архитектор:
Хади Техрани
Проект:
Комплекс «Сетунь-Хиллс»
Россия, Москва

2007 — 2008

06 Марта 2008

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.