Блоги: 20–26 июня

В блогах комментируют результаты первого этапа конкурса на парк «Зарядье», размышляют о популярности урбанистики среди нынешних политиков и приветствуют самоотверженную акцию «Архнадзора» по спасению купола дома Волконских на Воздвиженке.

Наталья Коряковская

Автор текста:
Наталья Коряковская

26 Июня 2013
mainImg
Внимание блоггеров снова приковано к Зарядью: на прошлой неделе определились шестеро финалистов самого громкого архитектурного конкурса нынешней мэрии. В сети, между тем, результаты оценивают скептически; вот, например, на странице «Проект Россия» в Фейсбуке про конкурсантов пишут с иронией: «Читаем «мотивационное письмо» первого участника Diller Scofidio + Renfro (США). Сплошные общие места. Единственное, что обращает на себя внимание – «Проект также должен заложить основу для создания нового концертного зала и гостиничного комплекса». Здравствуй, РОССИЯ-2!».

«Главное, что вовремя очухались и не стали городить идиотические проекты бизнес-центра. Гостиница будет, правда в самом конце Варварки. А так... хоть что-то хорошее», – замечает dmitryl68 в блоге hitrovka.livejournal.com. Автор блога nashenasledie, в свою очередь, считает, что конкурсное ТЗ вообще никуда не годится, поскольку противоречит действующему законодательству; заменить, пишет блоггер, нужно и жюри, в котором нет «ни одного археолога, реставратора, музейщика, представителя церкви, представителя министерства туризма, причём федерального, представителя ЮНЕСКО, представителя Министерства культуры, потому что Зарядье – охранная зона Кремля». Блоггер Олег Кручинин в комментарии на Архи.ру возмущается жестким квалификационным отбором конкурса: «К чему эти «понты» с портфолио? Что мешало сделать конкурс для всех желающих? Какие мы стали заботливые к коллегам из запада…». Впрочем, по мнению seakonst, «ни о каких нормальных конкурсах мечтать не стоит. Это будет большой, дорогой и совершенно мутный по процедуре проект. Не Сочи, конечно, но со всеми характерными признаками».

Координатор «Архнадзора» Марина Хрусталева в блоге на Йополис пишет об археологическом потенциале стройплощадки. По мнению автора, работа археологов могла бы вестись здесь открыто и уже этим летом «стать частью городского аттракциона «освоения» города». Ничто, между тем, не мешает уже сейчас подвинуть и строительный забор, открыв взгляду древние храмы, напоминает автор идею недавней выставки «Через забор» на фестивале «АрхМосква».

Что же до самой архитектуры будущего парка, то судя по работам финалистов, ожидается нечто совсем не классическое. Архитектор Михаил Белов, между тем, в качестве остроумной альтернативы предлагает свой проект 1986 года, сделанный совместно с Андреем Савиным. «Проект можно было назвать «Самодельные джунгли в заснеженной Москве», – пишет Белов. – Собирались бы там, в нанотехнологически осмысленных джунглях и прогрессивные москвичи, и их консервативные собратья».

«Зарядье – важнейший исторический район Москвы. Нужна хотя бы одна улица древнего города, может быть, даже с гусями и коровами во дворе. Церкви, куда она должна вести, слава Богу, остались, – пишет еще один остроумный комментарий в блоге «Коммерсанта» пользователь andynoz. – В деревянных жилищах могут быть и кафе, и выставки (ремесел и проч.). В центре парка, за деревьями, пожалуйста, модерн», – довершает блоггер картину во вкусе Юрия Лужкова.

Конкурса, тем временем, коснулись и участники дискуссии в сообществе RUPA вокруг неожиданной популярности вопросов урбанистики среди нынешних политиков. Вот, в частности, Ирина Ирбитская напоминает, что идея парка в Зарядье – заслуга Вячеслава Глазычева, сумевшего убедить в его необходимости тогдашний тандем. – «Смекнули наверху, что лучше через парки лишний пар выпускать. Но до настоящего парка от этого разговора еще очень далеко, – замечает на это Валерий Нефедов. – Царящий в стране ландшафтный абсурд начисто стирает малейший шанс построить что-то, кроме очередного «мемориала абсурда». С бронзой и елками. Наших придворных ландшафтников, как бы они не гримировались под цивилизованных, ни за что подпускать нельзя даже к обсуждению». Впрочем, по мнению Ирины Ирбитской, организовавшая конкурс «Стрелка» как раз нашла компромиссный вариант – «прошли не наши ландшафтники, а наши + иностранные архитекторы». Было бы еще лучше, замечает архитектор, если бы к ним добавились образовательные институции, которым, по мнению Ирины Ирбитской, нужно давать преференции в конкурсе.

Между тем, повод для широкого обсуждения урбанистов дала статья в Газета.ру, сообщающая, что первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин на днях приезжал в Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» обсуждать урбанистику с молодыми архитекторами. Впрочем, профессиональный цех расценил это как самопиар чиновника, а вовсе не желание вывести урбанистику в приоритетные цели политики крупных городов. «В области городского развития страна уверенно движется к катастрофе, – комментирует статью Александр Ложкин. – Главные архитекторы городов отличные проводники этой политики /.../. Понимающие ситуацию профессионалы в государственные и муниципальные органы просто не идут, чтобы не участвовать в происходящем», – заключает архитектурный критик.
 
Саратовские блоггеры, напротив, появление Володина на «Стрелке» встретили оживленно: вот например, в журнале masha-usova.livejournal.com пишут об участии чиновника в ряде успешных градостроительных проектов Саратова, среди которых новое здание Театра юного зрителя, корпуса Саратовского университета и проект парка около цирка, который, правда, по словам автора журнала, после ухода Володина застроили очередным ТЦ.

В целом же зарождающаяся профессиональная дискуссия о городе, по мнению участников сообщества RUPA, небесполезна. Более того, по словам Ирины Ирбитской, к ней стоило бы подключить и профессионалов «лужковской» команды, например, экс главного архитектора Александра Кузьмина: «Столь крупных, масштабных личностей, как Кузьмин, не осталось почти, – замечает Ирина Ирбитская.  –  «Стрелка – носитель современности, а Кузьминцы –  носители опыта». – «Собянин работает на тех теоретических материалах, планах действия, которые были созданы профессиональной командой Кузьмина, – соглашается Ilya Mashkov.
 
Кстати много шума в блогах наделала недавняя инициатива мэра Собянина по отмене согласования Мосгорнаследием строек в охранных зонах. Любопытно, что сторонниками законопроекта, помимо чиновников, выступили и некоторые архитекторы. Например, участники той же RUPA размышляют в такт главе Мосгорнаследия Александру Кибовскому, который ратует за приведение городского законодательства в соответствие с федеральным и снятие лишних административных барьеров. «Если учитывать, что каждое согласование наверняка очередная взятка, то почему бы и нет?» – пишет, к примеру, Михаил Лин. «Я за ответственность архитектора, документы и нормативные акты и против согласований», – поддерживает Ilya Mashkov. Согласования давно пора заменить четкими регламентами в зонах охраны, уверен Александр Ложкин, тем более что «норма о согласованиях с госорганами строительства в зонах охраны исключена из 73-ФЗ уже более 5 лет назад», – замечает критик.

Противниками инициативы ожидаемо стали градозащитники, по мнению которых принятие закона лишь увеличит неразбериху в охранных зонах, отчего пострадает исторический облик столицы. «Так вот оно что, теперь понятна причина молчания Собянина в многочисленных случаях сноса архитектурных памятников Москвы, – пишет Rufus55 в комментариях на портале Ридус. –  Мешают эти защитники исторического наследия осваивать площади в центре Москвы!» – «Глупо так явно выказывать личную заинтересованность в застройке исторических мест», – добавляет sakaska в блоге «Коммерсанта». – «Даже Лужков себе такого не позволял...», – заключает пользователь DIK.
 
Столичные власти, между тем, призывы градозащитников все чаще игнорируют, и городским активистам приходится в буквальном смысле рисковать здоровьем, спасая памятники. Так, исчерпав все законные способы остановить реконструкцию «дома Болконского» на Воздвиженке, 9, в ночь на 25 июня координатор «Архнадзора» Рустам Рахматуллин и двое активистов забрались на крышу, чтобы предотвратить демонтаж исторического купола: «Всю ночь Рустам Рахматуллин с соратниками продержались на куполе. Кран зацепил его крюком, но не начинал подъем, боясь погубить людей», – рассказывает Марина Хрусталева в блоге на Йополис. Строителей в результате удалось остановить до утра; градозащитники благодарят своих коллег за самоотверженность, понимая, однако, что противостояние на этом не закончится.
zooming
Зарядье. Фото Дмитрия Бальтерманца

26 Июня 2013

Наталья Коряковская

Автор текста:

Наталья Коряковская
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Содержание крупнее формы
Музей художественного образования Хуамао близ Нинбо по проекту Алвару Сиза и Карлуша Каштанейра – это компактный темный объем с наполненным светом просторным интерьером.
Пятый элемент
Клубный дом во Всеволожском переулке оперирует сочетанием дорогих фактур камня и металла, погружая их в буйство орнаментики. Дом представляется фантазией на темы театра эпохи модерна и символизма, разновидностью восточной сказки, что парадоксальным образом позволяет ему избежать прямой стилизации и стать отражением одной из сторон современной московской жизни.
Ходить по воде
Благоустройство, которое сделало спальный микрорайон не только комфортным, но и запоминающимся.
Летят перелетные птицы
В Чжухае на южном побережье Китая строится крупный центр искусств по проекту Zaha Hadid Architects: его самая заметная часть, модульный навес, должен напоминать летящих клином перелетных птиц.
Трамплины и патио
Центром усадьбы в Антоновке, спроектированной Романом Леонидовым, стал внутренний двор с перголами, напоминающий хозяину об отдыхе в экзотических странах. Открытые деревянные конструкции подчеркнули устремленные вверх диагонали односкатных крыш.
Башни с талией
Архитекторы Heatherwick Studio спроектировали жилой комплекс 1700 Alberni в Ванкувере – с озелененными балконами и рассчитанными на комфорт пешеходов нижними этажами.
Сложный белый
Спортивный центр на берегу Суздальского озера – редкий пример того, как архитекторы пошли до конца в отстаивании своих идей. Ответом на ограничения участка и пожелания заказчика стала изощренная композиция, уравновешенная чистотой линий и лаконичной отделкой.
Сложение растущего города
Жилой квартал «1147» разместился на границе старого «сталинского» района к северу и активно развивающихся территорий к югу от него. Его образ откликается на эту непростую роль: многосоставные кирпичные фасады – разные у соседних секций, их высота от 9 до 22 этажей, и если смотреть с улицы кажется, что фронт городской застройки из длинных узких объемов складывается в некий сложный ряд прямо у нас на глазах.
Один памятник вместо другого
Новый зал Мойнихана по проекту SOM для Пенсильванского вокзала в Нью-Йорке призван заменить общественные пространства снесенного в 1965 его исторического здания.
Технологии и материалы
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Сейчас на главной
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Иркутск как Дрезден
Фрагмент из книги «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров», посвященной возможности применения немецких методик сохранения исторической среды в российских городах.
Содержание крупнее формы
Музей художественного образования Хуамао близ Нинбо по проекту Алвару Сиза и Карлуша Каштанейра – это компактный темный объем с наполненным светом просторным интерьером.