Что храним

Сегодня, 30 октября, заканчивает свою работу выставка «Реликварий». Девять объектов, созданных архитекторами в соавторстве с мозаичистами, позволяют порассуждать о том, насколько далеко каждый из авторов ушел от традиционного понятия реликвии.

mainImg
Эта выставка организована компанией Solo Mosaico и призвана стать первым событием в жизни новой артгалереи, устроенной этой компанией в самом дальнем (но очень уютном) углу центра Art Play на Яузе. Solo Mosaico занимается изготовлением мозаичных панно из смальты, и в дальнейшем в галерее будут проходить, в основном, выставки художников-декораторов, работающих со смальтой. А эта выставка – первая, ударная и для нее позвали куратором Юрия Аввакумова, который пригласил еще 8 архитекторов и каждому предложил сделать проект объекта-«реликвария». Они нарисовали, а художники-мозаичисты воплотили, и получилась очень впечатляющая экспозиция.

Но прежде всего надо сказать, что эта выставка вписывается в целый ряд подобных ей кураторских проектов, которые возникают один-два раза в год и собирают вместе арт-объекты архитекторов некоторого, достаточно узкого круга – таких архитекторов, которые еще и очень тонко думающие художники. Критики уже не единожды высказывались об объектах этих архитекторов как о самых приятных экспонатах выставок современного искусства. Называть их группой невозможно, участников каждый раз приглашает куратор выставки, и состав немного варьируется, но некоторое, совершенно очевидное постоянство «ядра» достаточно очевидно, и уже хочется рассуждать о том, кого на этот раз в составе нет, а кто есть. Но мы не будем об этом рассуждать, мало ли.

А из похожих выставок можно вспомнить, в частности: «Персимфанс» в Музее архитектуры и «Роддом», открывший галерею ВХУТЕМАС в здании МАрхИ так же, как теперь «Реликварий» открывает галерею мозаичистов в Артплее. И куратор там был тот же – Юрий Аввакумов. Затем Юрий Аввакумов показал объекты «Роддома» в Венеции, построив для них (в соавторстве с Юрием Григоряном) большой, светящийся изнутри через множество круглых отверстий, домик, очень похожий на готический реликварий. Честно говоря, узнав тему нынешней выставки, я ожидала чего-то похожего – но нет, Аввакумов повернул тему совершенно иначе. Все это выглядит как очень последовательное развитие темы – надо сказать, подобная основательность свойственна Аввакумову и как куратору, и как художнику: если он берется за тему, то стремится исчерпать ее полностью.

В данном случае тема почти бесконечная, и она удачно рифмуется с древним и красивым, для нашего сознания преимущественно византийским материалом – мозаикой. Мозаика же добавила объектам и весомости, и гламурности (это сложно не заметить, и об этом уже писали). По сравнению с прежними похожими выставками, где все было по большей части картонно-деревянно, из подручных материалов, здесь очень все серьезно и основательно, и не понятно, плохо это или хорошо. С одной стороны, душевная теплота прежней свободной картонности неизбежно уходит, а с другой стороны – архитектору полагается подчинять себе любой материал, и дорогой особенно, и для галереи эти архитекторы – безусловная находка, потому что мозаика здесь раскрылась с совершенно неожиданных сторон: однотонно-палевая, сосредоточенная на фактуре у Сергея Чобана; простая, как потеки красной краски, у «Синих носов»; колючая антрацитовая у Арт-Бля; любимый женщинами бисер у «Обледенения архитекторов». Возможности материала выставка раскрывает в полной мере.

Но материал материалом, а тема интереснее, и у нее, скажем так, есть две стороны: во-первых, какой прототип реликвария выбирают архитекторы, а во-вторых, для чего он у них, что именно они в нем прячут. Ответы на эти два вопроса определяют свойства показанных объектов, и надо сказать, что ответы эти не менее разнообразны, чем продемонстрированные свойства материала.

Слава Мизин из «Синих носов» обратился к «реликвии русского авангарда – Малевичу». По его мнению, видя гламуризацию наследия и последователей авангарда, Малевич бы в гробу перевернулся, вот Мизин и изобразил, как супрематический гроб, сделанный для Малевича Суетиным, встает на дыбы, поднимаемый красными серпами-молотами, намереваясь улететь от музейных чиновников и культурдеятелей, снабдивших его «рюшечками». Остается неясным: то ли мозаичные серпы это и есть те самые гламурные рюшечки, от которых убегает бедный Малевич, то ли революционный замысел все же входит в противоречие с красивым оформлением объекта.
Выставка «Реликварий». Куратор Юр. Аввакумов. Фотографии Ю. Тарабариной
Слава Мизин, Синие носы. Мозаика: Матильда Тращевска

Куратор выставки Юрий Аввакумов в соавторстве с Аленой Кирцовой спроектировал самый крупный (почти до потолка) объект выставки, и даже не просто объект, а проект памятника Иосифу Бродскому на Васильевском острове. Это большая каменная урна, красивой, суженной книзу античной формы. Снаружи она облицована пластинками пудогского камня, а внутри уставлена круглыми полками с имитациями книжных корешков. На выставке корешки книг сделаны из смальты, а урна снабжена дополнительной внешней стенкой, похожей на второй стеллаж, как если бы все книги внутрь не влезли и хозяину пришлось докупить полки.
Юр. Аввакумов, Алена Кирцова, при участии Татьяны Сошениной и Давида Прозорова. Кенотаф / Josef Brodsky. Мозаика: Душана Бравура

Идея красивая, и, как это нередко бывает с объектами Аввакумова, многоумная: в объекте можно отыскать несколько смыслов и ассоциаций. Прежде всего, конечно, и античная урна и полуизвестное слово кенотаф хорошо рифмуются с текстами Бродского, в которых много интереса к римскому и античному. Множество книг – если воспринимать его как знак, тоже рифмуются с начитанностью Бродского. Все вместе формирует образ убежища книжного человека.

Дальше противоречия. Кенотаф это ложная гробница, пустой ящик, поставленный там, где тела покойного нет. В православной традиции его помещают над захоронением почитаемого покойника, останки которого покоятся «под спудом» (как правило, за редкими исключениями, кенотафы получают личности еще не канонизированные, а за извлечением мощей следует канонизация и помещение мощей в раку – собственно реликварий или, проще говоря, наземный гроб). В этом смысле кенотаф Аввакумова – это недореликварий, так как реликвия в нем принципиально отсутствует. Либо надо считать реликвией некий дух Иосифа Бродского – что, на мой взгляд, в данном случае близко к истине.

Однако кенотаф Аввакумова/Кирцовой ни в коем случае не отсылает к среднерусской традиции, а напротив, всячески от нее дистанцируется. Прежде всего мы видим не гробницу-ящик, а кувшин без ручек, то есть урну. Урны никогда, кажется, не служили кенотафами; либо кенотаф – пустой гроб, либо урна, тут надо выбирать. Форма урны противоречит названию кенотаф, но здесь тоже можно допустить, что это противоречие намеренное.

Потому что первая ассоциация, которая приходит в голову при взгляде на этот мегакувшин с миниатюрными окошками для подглядывания в убежище духа Бродского – это кувшин, в котором, как известно, жил Диоген (он жил в пифосе – большом кувшине, а не в бочке, как мы привыкли говорить в просторечии). Выбранная Аввакумовым/Кирцовой форма как раз очень похожа на античные пифосы, кувшины для зерна, вина или масла, остро суженная книзу форма которых позволяла закапывать их в землю для охлаждения продукта.

Дух Бродского тогда оказывается современным Диогеном, отшельником, обитающим среди книжек в кувшине. Это, в общем-то, верная ассоциация, так как живой Иосиф Бродский был для этой страны, для того Васильевского острова, куда он собирался прийти умирать – изгнанником, чуждым человеком. Так что и его посмертный дух надо поселить в чем-то наподобие диогенова кувшина. Да и строго говоря, любой интеллигент этой страны, даже не выгнанный и не уехавший, а даже просто запертый в своей маленькой квартире, набитой по периметру книгами, существует в таком же точно кувшине. За тем лишь исключением, что Аввакумов в проекте памятника предлагает пристроить к кувшину винтовую лестницу, для того, чтобы любопытные могли заглядывать внутрь убежища книжника (на выставке можно было заглядывать через зеркало в потолке). Однако главный прототип кенотафа это даже не кувшин, а кенотаф Ньютона, нарисованный в конце XVIII века бумажным архитектором абстрактных форм французской революции Этьеном Луи Булле. В этом смысле кенотаф в исполнении известного мастера «бумажной архитектуры» Юрия Аввакумова выглядит произведением программным.
Юр. Аввакумов, Алена Кирцова, при участии Татьяны Сошениной и Давида Прозорова. Кенотаф / Josef Brodsky. Мозаика: Душана Бравура. Зеркало над кувшином позволяет увидеть его книжную внутренность сверху, не прибегая к помощи винтовой лестницы

Второй известный представитель «бумажного» движения 1980-х, участвующий в этой выставке, Илья Уткин, пошел по принципиально противоположному пути, спроектировав детский реликварий – кукольный домик. Его форма – самая типичная, самая простая и самая понятная: дом с четырехскатной кровлей. Он похож на любой детский домик, и одновременно на самый традиционный готический или ренессансный реликварий-мощевик, или даже на увеличенный церковный «Сион», хотя последнее сравнение это, конечно, натяжка.
Илья Уткин. Детский реликварий. Мозаика: Пелагия Ангелополу

Если объект Аввакумова реализован почти точно по проекту, разве что без лестницы, что позволяет оценить мысль архитектора, но заметно сковывает фантазию мозаичиста, то в аннотации к проекту Уткина написано, что «художник вправе не повторять рисунок архитектора, а придумать свой образ, отвечающий общей идее». И это, на мой взгляд, было сделано зря, так как в эскизе Уткина внешние фасады домика были восхитительными перспективными обманками в духе классического театра и ренессансных ведут, а в исполнении Пелагии Ангелополу домик увешан игрушками и бижутерией и от этого он стал слишком девочкин, слишком детский. Хотя разглядывать его безумно любопытно и это, надо признать, самый теплый и душевный объект на выставке.
Илья Уткин. Детский реликварий. Мозаика: Пелагия Ангелополу
Илья Уткин. Детский реликварий. Мозаика: Пелагия Ангелополу
Илья Уткин. Детский реликварий. Мозаика: Пелагия Ангелополу
Илья Уткин. Детский реликварий. Мозаика: Пелагия Ангелополу
Илья Уткин. Детский реликварий. Проект

Сергей Чобан, один из самых успешных российских архитекторов нашего времени, показал «Музей архитектурного рисунка», объект, с первого взгляда похожий на импозантный макет архитектурного проекта. Такой музей вполне можно было бы и построить: он состоит из четырех белых брусков, положенных друг на друга с небольшим сдвигом, как недособранный кубик Рубика или как ящики в некоей картотеке (этот прием сдвига ярусов популярен в современной архитектуре, ср. Новый музей Седзимы в Нью-Йорке, недавний проект Фаршид Муссави для Дефанса или Город Столиц Эрика Эгераата для Сити). Пятый, верхний брусок – зеркальный и его тронутые искусственной побежалостью грани отражают деревянные балки потолка галереи, создавая любопытные перспективные иллюзии. Пятна на зеркалах – лишь часть сложнейшей фактуры, покрывающей весь объем. Вся их поверхность покрыта мозаикой цвета слоновой кости или даже скорее – цвета античного мрамора, рисунок постоянно меняется, чередуя легкие конусовидные выпуклости с дробными орнаментальными поясами и хаотически шершавой поверхностью колючих смальт. Это напоминает две вещи: античную мозаику и много раз перестроенную стену византийского города, в которой помимо декоративной кладки встречаются торцы мраморных колонн, использованных как строительный материал и разрежающих пестроту поверхности.

Поэтому чобановский музей рисунка воспринимается двояко: он похож на шкатулку с секретом, которую археологи нашли, начали открывать, но древний механизм заело, движение не закончилось, и теперь мы никогда, не разрушив бесценной ткани наслоений, не узнаем, что там было внутри. Возможно, рисунки. Весь объект похож на античный артефакт из раскопок, и сходство усиливается от рисованных колонн, помещенных Чобаном на стенах – мысленная иллюзия колоннады вокруг заставляет думать об этом предмете как о необычной разновидности древней капители… С другой стороны, как уже было сказано, такой объект вполне может быть музейным зданием, а вспомнив, насколько бюро SPEECH Чобана и Кузнецова увлечено орнаментом, камнем, классическими аллюзиями внутри современной архитектуры – совершенно не будет удивительно увидеть подобный проект не в виде объекта, а всерьез. Ну и, разумеется, тут надо сказать, что Сергей Чобан коллекционирует архитектурную графику и сам прекрасно рисует.
Сергей Чобан. Музей архитектурного рисунка. Мозаика: Тойохару Кии
Сергей Чобан. Музей архитектурного рисунка. Мозаика: Тойохару Кии
Сергей Чобан. Музей архитектурного рисунка. Мозаика: Тойохару Кии
Сергей Чобан. Музей архитектурного рисунка. Мозаика: Тойохару Кии
Сергей Чобан. Музей архитектурного рисунка. Мозаика: Тойохару Кии
Сергей Чобан. Музей архитектурного рисунка. Мозаика: Тойохару Кии
Сергей Чобан. Музей архитектурного рисунка. Мозаика: Тойохару Кии

Тотан Кузембаев выбрал в реликвии яйцо с кощеевой смертью. Смерть в яйце, яйцо в ларце… Сюжет сказочный, а тема – скорее архаическая, ритуальная, какая-то шаманская, что неудивительно, если вспомнить, что три года назад в Венеции Кузембаев выставлял запорожец в юрте. Вообще говоря, если Аввакумов связал узелок между Иосифом Бродским и Диогеном, Илья Уткин – между детскими святочными играми XIX века и ренессансной ведутой, а Сергей Чобан основательно увяз в античной археологии, то Кузембаев погрузился глубже всех, в неписанную древних сказок и ритуалов. Хотя в проекте он подвесил свой объект к летающей платформе, протянув таким образом самый длинный мостик от архаики к футурологическим фантазиям.

«Кащей Бессмертный» Кузембаева – это большой и тяжелый даже на вид металлический короб, в две боковые плоскости которого вставлено множество железных пик, заострениями смотрящих внутрь ящика и недвусмысленно угрожающих черно-белому яйцу внутри. Пики можно двигать вручную, закрывая или, наоборот, раскрывая яйцо. На концах пик мозаика, но так как мозаичных точек показалось недостаточно, художник этого объекта, Вердиано Марци, украсил абстрактными цветными композициями рамку железного ящика. Парадокс в том, что объект хранения, собственно реликвия, иголка, со сказочной противоречивостью оказалась снаружи и размножилась. Либо пики надо считать атрибутами главной, спрятанной в яйце иголки, ее, так сказать, старшими братьями числом в пару сотен.
Тотан Кузембаев. Кощей бессмертный. Мозаика: Вердиано Марци
Тотан Кузембаев. Кощей бессмертный. Мозаика: Вердиано Марци
Тотан Кузембаев. Кощей бессмертный. Мозаика: Вердиано Марци

Эти пять «больших» объектов – пять самых масштабных импровизаций на тему, и все благополучно ушли от прямых исторических прототипов реликвария. Среди четырех объектов поменьше, выставлявшихся на антресоли галереи Solo Mosaico – столь же очевидное единодушие в поисках разнообразия.

Религиозную тему затронули только архитекторы «Обледенения», выставившие в соавторстве с Ольгой Солдатовой «Ставроастерион» – в вольном переводе крестозвездовик. Шестигранная призма обшита черно-белым бисером и поставлена на бисерную россыпь. На шести гранях кресты, очень похожие на кресты митрополичьих риз, а на двух торцах – шестиконечные магендавиды, звезды иудаизма, которые любопытным образом чередуются с тремя лепестками эмблемы Мицубиси, добавляющей к двум религиозным символам третий – от общества потребления, современных поклонников Мамоны, злого духа земных благ из Ветхого завета. Что именно «Обледенение» считает реликвией, догадаться сложно, их произведение само похоже на реликвию трех богов. Зато оно замечательно вписывается в их творческое кредо: стоит хотя бы вспомнить пингвина, медитировавшего перед заповедями всех религий на экране современного бога – телевизора.
Обледенение архитекторов. Ставроастерион. Мозаика: Ольга Солдатова

Арт-Бля, верные своему любимому принципу абстрактного антропоморфизма, выставили мохнатый черный овал с тонкой, ярко светящейся щелью и назвали его «Число Пи». Мозаика очень интересная, матово-антрацитовая.
Арт-Бля. Число Пи. Мозаика: Марко де Люка

«Проект Меганом» превратили свой реликварий в узкое протяженное здание лепной формы под названием Рыба, которая подошла бы современной католической базилике,
Юрий Григорян, Елена Угловская. Рыба. Мозаика: Джулио Кандуссио

а Дмитрий Буш с множеством соавторов показали объект, очевидным образом вдохновленный сюрреалистической головой, нарезанной на ленты как кожура апельсина. Здесь, правда, больше похоже на частично разбинтованную мумию, а поверхности лент можно рассматривать как изнутри (там они темные с золотым блеском и подразумевают мысли), так и снаружи, где они палевые с легким рельефом, как кожа, и символизируют, по замыслу авторов, культурные наслоения.
Дмитрий Буш, Сергей Чуклов, Алексей Орлов, Владислав Тулупов, Антон Заключаев, Владимир Алёхин, Анатолий Стародубец. Голова. Мозаика: Марко Бравура

По выставке издан каталог, презентованный на финиссаже экспозиции в прошедший четверг.

30 Октября 2011

Похожие статьи
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.