Vanitas. На тему времени

Этот дом встречает поезда. Его место, слева от железнодорожных путей перед Курским вокзалом, сейчас занимает насосный завод, который будет выведен для строительства «офисно-делового торгового комплекса» - такие рокировки сейчас делаются в Москве постоянно ради освобождения центральных районов от промзон

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

11 Апреля 2007
mainImg

Мастерская:

ADM

Проект:

Офисно-деловой и торговый комплекс на Верхней Сыромятнической ул.
Россия, Москва, ул. Верхняя Сыромятническая, владение 7

Авторский коллектив:
Авторы:
А. Романов, Е. Кузнецова, Н. Скурчаева
При участии: А. Кавицкая, А. Шишков И., Сорокин

Инженерные/конструктивные разделы: ООО «Финпроект»

2007

Заказчик – ЗАО «Монетчик»

Итак, главный контекст здания – железная дорога, главные зрители – люди, которые приезжают в город на поезде и сидя в купе на чемоданах, смотрят в окно. Обычно, не только в Москве, но даже и в европейских городах, они видят что-то очень промышленное, какие-нибудь вокзальные задворки. Здание Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой – подарок для таких зрителей.

Один из его объемов, тот, который расположен ближе к путям, вытянут в сторону поездов длинным «носом», который своими стремительно-плавными очертаниями напоминает современный скоростной локомотив. Это характерно для дизайна машин и поездов: предмет рисуют как можно более сглаженным, практически – для того, чтобы уменьшить сопротивление ветру и помочь ему проскользнуть между потоками воздушной стихии с минимальными потерями скорости. Внешне этот прием, по своей сути технический, создает ощущение полета – во-первых, все знают: все, что быстро движется, начиная от ракет и самолетов, имеет такие носы, и следовательно форма связана со скоростью. А во-вторых, заостренный эллиптический абрис сам по себе ассоциируется с быстротой – он как будто бы обветрен от постоянного движения вперед.
Стены нижнего этажа целиком стеклянные, а «нос» поставлен на тонкие круглые ножки, все здание целиком выглядит подвешенным, парящим над землей и преодолевающим силу тяжести, навевая мысли о левитации. И заставляя вспомнить мечты о технологиях будущего, поездах на магнитной подушке. «Он встречает поезда и сам – как поезд» - говорят архитекторы. И правда похоже, как будто это еще один локомотив, только побольше, а значит – памятник локомотиву. В этом смысле фасад очень чутко реагирует на ближайшее окружение, потому что его контекст – поезда.

Однако у описанной «обветренности» есть и еще один смысл, уже в большей степени архитектурный, чем паровозный. Авторы сознательно заложили в пластику фасадов тему истончения – по собственному признанию Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой,  это одна из их любимых тем. Действительно, она же присутствует в доме для Гороховского переулка. А значит любопытно разобраться в том, что же это за тема и что она значит.

В описываемом здании эффект обветренности складывается из нескольких приемов. Окна разных размеров, пошире и поуже, в месте заострения фасада группируются, их там больше, а массы стены – меньше, меньше материи. Похожим образом выветриваются прибрежные скалы: мягкая порода уходит, жесткие «ребра» остаются, образуя причудливый слоистый каркас. Здесь в этой роли – междуэтажные перекрытия, дополненные тонкими вертикальными перемычками: каркас асимметричный, но жесткий, геометризованный.

Второй способ – стена сделана слоистой. В окна вставлены панели из текстурированного шелкографией полупрозрачного стекла, они глубже кирпича, но выше стекол – они создают третий промежуточный слой, поверхность истончается постепенно, опять же примерно так, как выветриваются известняковые скалы. Надо, правда, сказать, что прием слоистого фасада – древний, как ордер. Его особенно любило итальянское Возрождение и французский неоклассицизм. В «классическом», правда, случае это делалось за счет стены, которая покрывалась уступчатыми филенками. А здесь – за счет окна. 

Третий прием – цвет кирпича, который очень плавно изменяется от темного коричневого на «спокойных» центральных частях фасадов до очень светлой охры на «обветренных» выступах. Похожим образом скалы становятся на выступах светлее.
Кстати сказать, это специальный голландский кирпич, если потрогать, с него сыпется песок – после того, как он окажется на фасаде, кирпич еще некоторое время будет немного обсыпаться и вскоре приобретет что-то похожее на патину времени.

Имитация потертости и выветренности, последовательно проведенная от формы объемов и окон вплоть до цвета и формы кирпича, создает эффект искусственного состаривания совершенно нового здания и заставляет вспомнить о нарочно порванных джинсах, которые сейчас продаются во всех фирменных магазинах. Тенденция имитировать несуществующий возраст вещи существует в современном искусстве достаточно давно и закрепилась уже даже в моде.

Кстати сказать, тема потрепанности временем продолжается во внутреннем дворе здания – там по периметру каменная вымостка, а посередине газон, и граница между травой и плитами с одной стороны задумана неровной. Швы между плитами плавно увеличиваются – тротуар «растворяется» в траве, имитируя руину, но только очень новую, свежую и красивую.

Описанные приемы складываются в нечто вроде размышления о времени. В современной классике этому соответствуют руины, коих немало. В деконструктивизме – металлические каркасы и дыры в наклоненных, падающих, как Пизанская башня, строениях. Здесь тема времени решена аккуратнее. Дом совершенно новый, но содержит в себе намек на то, что, может быть, он веками тут стоит, как скала. Скала ведь может так стоять очень долго, прежде чем ветер, понимаемый проходящими поездами, обточит ее до формы гальки. Получается, что намек, заложенный в этой модернисткой разновидности искусственной руины, указывает нам на время значительно более давнее.

Итак, этот дом использует архетипические формы раннего модернизма, восхищавшегося  техникой, способной преодолевать время, быстро перенося людей в пространстве: паровозами, самолетами и океанскими лайнерами. Но время имеет свойство состаривать материал, летящий во времени. Каковая мысль была чужда формальным поискам конструктивизма. А вот рассмотренное здание соединяет эти две вещи: форму, летящую через время, и результат воздействия того самого неумолимого времени, с которым она, летя, соприкасается. И поэтому дом выглядит как рефлексия на тему архетипов модернизма. Причем сами по себе эти размышления принадлежат не столько конкретному зданию, а направлению в целом. Данный случай интересен тем, что здесь тенденция почувствована, тонко разыграна и вообще – не дает покоя авторам, прорастая в их работах.

Офисно-деловой и торговый комплекс на Верхней Сыромятнической ул. Проект, 2007 © ADM
Офисно-деловой и торговый комплекс на Верхней Сыромятнической ул. Проект, 2007 © ADM
Офисно-деловой и торговый комплекс на Верхней Сыромятнической ул. Проект, 2007 © ADM
Офисно-деловой и торговый комплекс на Верхней Сыромятнической ул. Проект, 2007 © ADM
Офисно-деловой и торговый комплекс на Верхней Сыромятнической ул. Проект, 2007 © ADM
Офисно-деловой и торговый комплекс на Верхней Сыромятнической ул. Проект, 2007 © ADM
Офисно-деловой и торговый комплекс на Верхней Сыромятнической ул. Проект, 2007 © ADM
Офисно-деловой и торговый комплекс на Верхней Сыромятнической ул. Проект, 2007 © ADM
Офисно-деловой и торговый комплекс на Верхней Сыромятнической ул. Проект, 2007 © ADM
Офисно-деловой и торговый комплекс на Верхней Сыромятнической ул. Проект, 2007 © ADM


Мастерская:

ADM

Проект:

Офисно-деловой и торговый комплекс на Верхней Сыромятнической ул.
Россия, Москва, ул. Верхняя Сыромятническая, владение 7

Авторский коллектив:
Авторы:
А. Романов, Е. Кузнецова, Н. Скурчаева
При участии: А. Кавицкая, А. Шишков И., Сорокин

Инженерные/конструктивные разделы: ООО «Финпроект»

2007

Заказчик – ЗАО «Монетчик»

11 Апреля 2007

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

Двенадцать формул
Два московских учебных заведения показывают в открытых мастерских Баухауза проект, посвященный общественным пространствам. Методы спекулятивного дизайна и «сенсорная урбанистика» помогли поставить правильные вопросы и получить серьезные выводы.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Умер Иона Фридман
Архитектор-теоретик, озвучивший в конце 1950-х идею мобильной, саморазвивающейся силами жителей и изменяемой архитектуры – своего рода пространственной сети, приподнятой над традиционным городом и способной охватить весь мир.
Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Новое время Советской площади
Благоустройство центральной площади Гаврилова Посада, профинансированное из трех источников и призванное помочь городу стать туристическим, выглядит современно и ставит задачи осмысления местной идентичности.
Разобрано по весне
Временный и уже разобранный павильон на площади перед «Зарядьем»: кольцеобразный, с деревянной конструкцией и фасадом из металла и поликарбоната. Внутри был тот самый искусственный снег, березы елки.
Метод обнимания
TreeHugger, небольшой павильон информационного туристического центра бюро MoDusArchitects, вступая в диалог с архитектурным и природным окружением, сам становится новой достопримечательностью предальпийского городка в итальянском Трентино-Альто-Адидже.
Мёд и медь
Архитектор Роман Леонидов спроектировал подмосковный Cool House в райтовском духе, распластав его параллельно земле и подчеркнув горизонтали. Цветовая композиция основана на сопоставлении теплого медового дерева и холодной бирюзовой меди.
Пресса: Почему индустриальное домостроение оставит будущее...
О будущем жилья невозможно говорить, пытаясь обойти стену, в которую оно упирается,— массовое индустриальное домостроение. Если модель массового индустриального домостроения сохранится, то это довольно простое будущее, которое более или менее сводится к настоящему.
СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.