Архитектурные конкурсы: сослагательное наклонение

В прошлую пятницу, 18 декабря, в ЦДА прошел круглый стол, посвященный международным архитектурным конкурсам. Формально приуроченный к выставке премии Dedalo Minosse в «ПИРогово», он неожиданно вылился в бурную дискуссию о специфике организации архитектурных состязаний в России. Участие или неучастие в них иностранцев, как оказалось, имеет второстепенное значение. Своими корнями проблема уходит в юридические и экономические основы существования отечественного архитектурно-строительного рынка.

Елена Петухова

Автор текста:
Елена Петухова

25 Декабря 2009
mainImg
0 Казалось бы, еще совсем недавно архитектурные конкурсы проводились едва ли не повсеместно. В 2003 году, например, когда в ходе международного состязания был выбран проект нового здания Мариинского театра, практика открытого творческого соревнования между российскими и иностранными проектировщиками и публичного обсуждения получившихся проектов была на пике своей популярности. Но после нескольких громких скандалов (и Мариинка-II здесь, увы, сыграла ключевую роль) конкурсная тематика начала терять свою привлекательность и, в первую очередь, для девелоперов, от которых, по большому счету и зависит, каким именно способом будет выбран архитектор для будущего проекта. Последний гвоздь в практику российских архитектурных конкурсов вбил закон о госзакупках, установивший правила проведения тендеров. Понятно, что когда главным критерием отбора проекта становится его дешевизна, понятия художественного качества и оригинальности автоматически выводятся за рамки обсуждения.

С другой стороны, российские архитекторы все чаще участвуют в международных смотрах, где их проекты и постройки оцениваются весьма высоко. Пусть речь не идет о первых местах и гран-при, но не последние позиции в шорт-листах и специальные призы стали для наших проектировщиков вполне обычным явлением. В качестве примеров можно привести успех россиян на Всемирном фестивале архитектуры (WAF-2009) в Барселоне и на молодежном фестивале «Леонардо-2009». А победа Тотана Кузембаева на конкурсе Dedalo Minosse с проектами для курорта «ПИРогово» стала заметным событием в жизни сообщества и поводом для масштабной презентации проекта, в программу которой вошел и круглый стол, организованный при участии Союза архитекторов России и Балтийского архитектурного центра.

Круглый стол в ЦДА собрал небывалое для такого рода событий количество участников. На него пришли более 40 человек, причем все – ключевые игроки российского конкурсного дела или победители различных международных смотров, – и у каждого нашлось, что сказать. И это понятно: сейчас, в период кризиса, когда архитектурным бюро остро не хватает заказов, отсутствие правильно организованных конкурсов ощущается профессиональным сообществом особенно болезненно. К сожалению, это сильно сказалось на ходе самой дискуссии: попытка обсудить одновременно и ситуацию с участием россиян в международных смотрах и практику проведения открытых и закрытых конкурсов в России привела к такой многополярности мнений, что к обсуждению каких-либо конструктивных предложений перейти так и не удалось. Обсуждение то уходило в дебри причинно-следственных связей, толкающих застройщиков всеми силами избегать конкурсной системы выбора проектов, то перескакивало на личные причины неучастия некоторых архитекторов в любых видах смотров. Что действительно стало очевидно в ходе круглого стола, так это острая нехватка возможностей для общения внутри архитектурного сообщества и, как следствие, отсутствие даже намека на взаимопонимание и какую-либо общую профессиональную позицию по важнейшим цеховым вопросам. Неумение вести диалог и сообща искать компромисс несколько раз даже обернулись напряженным обменом мнениями между участниками встречи.

Масла в огонь невольно подлили присутствовавшие на круглом столе иностранные гости – организаторы премии Dedalo Minosse Роберто Трети и Марчелла Габбиани, а также представители Латвии – главный архитектор Риги Янис Дрипе, архитекторы Алексей Бирюков и Янис Алкснис, руководитель Балтийского архитектурного центра Айвия Барда. Создатели Dedalo Minosse – конкурса, в котором архитектор делит премию со своим заказчиком, – рассказали о том, как эта концепция способна повлиять (и реально влияет!) на отношения между проектировщиками и их клиентами, умножая взаимное доверие и уважение. А латышские коллеги поделились своим обширным опытом участия в самых разных конкурсах – от государственных, вроде проекта нового здания Рижского концертного зала, и муниципальных, например, конкурса на здание Юрмальской мэрии или детского садика, до частных. Оказалось, в Латвии именно такой способ решения архитектурных задач считается нормой, и любое развивающееся бюро в год принимает участие в десятках подобных смотров, предполагающих получение права на проектирование и строительство объекта.

На этом фоне российским архитекторам оставалось только констатировать, мягко говоря, не блестящую ситуацию с конкурсами в нашей стране. Многим она кажется столь безнадежной, что все попытки перевести разговор в конструктивное русло неизбежно заканчивались гипотетическими размышлениями в сослагательном наклонении. «Вот если бы государство приняло законы, стимулирующие заказчиков проводить конкурсы...» «Вот если бы заказчики понимали, какие качественные и красивые здания они смогут построить по итогам конкурса…» « Вот если бы общество осознало свою силу и реализовало свой демократический потенциал, потребовав вариабельности при решении ключевых вопросов застройки и реконструкции городов…» На этой вполне гоголевской ноте круглый стол и закончился.

И все же утверждать, что трехчасовая дискуссия прошла зря, нельзя. Как бы пессимистично ни выглядела сейчас общая ситуация, архитектурное сообщество в силах ее изменить. И проведение таких общественных обсуждений – первый шаг к переменам. Остается надеяться, что начатый разговор о конкурсах станет предметом самого широкомасштабного обсуждения для всего архитектурного сообщества.
zooming
Во время круглого стола в Белой Гостиной Центрального дома архитектора. Фото: Илья Коузов © ПИРогово
Выступление архитектора Бориса Бернаскони. Фото: Илья Коузов © ПИРогово
zooming
Выступление Барта Голдхоорна, издателя и шеф-редактора журнала «Проект Россия». Фото: Илья Коузов © ПИРогово
zooming
Во время круглого стола. Архитектор Сергей Скуратов и Виктор Логвинов, президент СМА. Фото: Илья Коузов © ПИРогово
zooming
Во время круглого стола. Главный архитектор г. Риги Янис Дрипе и Барт Голдхоорн, издатель и шеф-редактор журнала «Проект Россия». Фото: Илья Коузов © ПИРогово
zooming
Во время круглого стола. Архитектор Николай Лызлов. На заднем плане архитектор Даниил Лоренц. Фото: Илья Коузов © ПИРогово
zooming
Выступление Елены Гонсалес, заместителя главного редактора журнала «Проект Россия», организатора и ведущей круглого стола. Фото: Илья Коузов © ПИРогово
zooming
Выступление латышского архитектора Алексея Бирюкова. Презентация конкурсных проектов. Фото: Илья Коузов © ПИРогово
Выступление латышского архитектора Алексея Бирюкова. Фото: Илья Коузов © ПИРогово
Выступление архитектора Юрия Григоряна. Фото: Илья Коузов © ПИРогово
Выступление Виктора Логвинова, Президента Союза московских архитекторов. Фото: Илья Коузов © ПИРогово
zooming
Выступление Роберто Третти - организатора премии Dedalo Minosse (Италия). Фото: Илья Коузов © ПИРогово
zooming
Выступление архитектора Владимира Кузьмина. Фото: Илья Коузов © ПИРогово
Выступление Ирины Коробьиной, директора Центра Современной архитектуры. Фото: Илья Коузов © ПИРогово
Выступелние Айвии Барда, руководителя Балтийского архитектурного центра. Фото: Илья Коузов © ПИРогово

25 Декабря 2009

Елена Петухова

Автор текста:

Елена Петухова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Что есть истина
В Гостином дворе открылся 29 по счету фестиваль «Зодчество». Ярче всего, на наш взгляд, на этот раз выступили стенды регионов, которых не 8, как в прошлом году, а 16. А где истина, мы знаем и так.
От ЗИМа до -изма
В Самаре 13 сентября торжественно, в сопровождении перформанса, спонсированного Сбербанком, была презентована общественности реставрация здания фабрики-кухни, нового филиала Третьяковской галереи. Вашему вниманию – репортаж о промежуточных, но уже вполне значительных, результатах реставрации памятника авангарда.
Архив архитектуры
В Музее архитектуры открылась выставка «Профессия – реставратор», первая из экспозиций, приуроченных к будущему юбилею. Нетрадиционная тема позволяет показать работу не самых заметных, но очень важных для музея людей – тех, кто восстанавливает предметы и готовит их к хранению и показу.
Вода для жизни
Пятый, а значит юбилейный по счету форум «Среда для жизни» прошел в Нижнем Новгороде сразу после юбилейных торжеств, посвященных 800-летию города, и стал, в сущности, частью празднования. В то же время среди показанных проектов лидировали решения, связанные с временно затопляемыми территориями, что можно признать одной из актуальных тенденций нашего времени.
Градсовет Петербурга 8.09.2021
Градсовет рассмотрел новый вариант перестройки станции метро «Фрунзенская»: проект от московских архитекторов, Единый диспетчерский центр и противоречивый традиционализм.
Бегом по набережной
В июне в Самаре прошел пятый по счету фестиваль набережных «ВолгаФест». Впервые в его рамках был представлен проект «Резиденции волжских городов». Нижний Новгород, Ульяновск, Казань, Саратов получили свое архитектурное, художественной и медийное воплощение прямо на самарской набережной.
Формула Шухова
Выставка «Шухов. Формула архитектуры» до ноября проходит в нижегородском «Арсенале». Экспозиция – производная от одноименной выставки, показанной в Музее архитектуры имени А. В. Щусева два года назад. Куратор Марк Акопян назвал ее продолжением исследовательского проекта. И, действительно, самым разным зрителям есть над чем подумать и что исследовать в залах «Арсенала».
Новое качество Личного
В Никола-Ленивце Калужской области в эти выходные проходит фестиваль Архстояние с темой «Личное». Главной постройкой фестиваля стал дом «Русское идеальное», спроектированный Сергеем Кузнецовым и реализованный компанией КРОСТ в короткие сроки. Рассматриваем дом и новые объекты Архстояния 2021.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Градсовет Петербурга 15.07.2021
Архитекторы предложили обновить торговый центр в петербургском Купчино, вдохновляясь снежными пиками Балканских гор. Эксперты отнеслись к идее прохладно.
В ритме квартальной застройки
На прошедшей неделе состоялась презентация жилого комплекса «ТЫ И Я» на северо-востоке Москвы. По ряду параметров он превышает заявленный формат комфорт-класса, и, с другой стороны, полностью соответствует популярной в Москве парадигме квартальной застройки, добавляя некоторые нюансы – новый вид общественных пространств для жильцов и квартиры с высокими потолками в первых этажах.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Кома парка
В субботу в «Арт-усадьбе Веретьево» открылся парк, спроектированный Александром Бродским. Это самый большой арт-объект автора – 7 га, и его первый ленд-арт-объект. Его сопровождает коллекция книг, подобранных Анной Наринской, коллекция смыслов, предложенных Григорием Ревзиным, и музыкальный перформанс. Предлагаем рассматривать парк как синтетическое произведение современного искусства, наделенное, в то же время, практической функцией.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Павильон готов
Сегодня биеннале архитектуры в Венеции открывается для посетителей. Публикуем фотографии павильона России в Джардини, любезно предоставленные организаторами его реконструкции.
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Верх деликатности
Музей архитектуры объявил о планах по реставрации дома Мельникова. Проектом реставрации займется Наринэ Тютчева и АБ «Рождественка», Группа ЛСР финансирует работу как меценат, не вмешиваясь в процесс. Похоже, в Москве, где недавно отреставрирован дом Наркомфина, намечается еще один образцовый пример работы с памятником авангарда. Рассматриваем подробности и вспоминаем историю.
Другой Вхутемас
В московском Музее архитектуры имени А. В. Щусева открыта выставка к столетию Вхутемаса: кураторы предлагают посмотреть на его архитектурный факультет как на собрание педагогов разнообразных взглядов, не ограничиваясь только авангардными направлениями.
Градсовет Петербурга 17.02.2021
Тот день, когда Градсовет критиковал признанного архитектора и хвалил работу молодого. Но все равно согласовал первого, а второго отправил на доработку.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
Пресса: С колоннами и остеклением
На прошлой неделе в Петербурге отменили «Набережную Европы». Проект, предполагавший строительство в самом центре города элитного жилого комплекса с театром Эйфмана, был, пожалуй, наиболее реалистичным из амбициозных градостроительных инициатив, анонсированных при бывшем губернаторе Валентине Матвиенко.
Игра отображения
В марте прошлого года были подведены итоги международного конкурса на лучшее архитектурно-градостроительное решение «Набережной Европы» в Санкт-Петербурге. Одним из фаворитов жюри этого состязания был проект «Студии 44», которая создала образ нового городского квартала, объединив черты трех различных эпох.
Архитектурные конкурсы: сослагательное наклонение
В прошлую пятницу, 18 декабря, в ЦДА прошел круглый стол, посвященный международным архитектурным конкурсам. Формально приуроченный к выставке премии Dedalo Minosse в «ПИРогово», он неожиданно вылился в бурную дискуссию о специфике организации архитектурных состязаний в России. Участие или неучастие в них иностранцев, как оказалось, имеет второстепенное значение. Своими корнями проблема уходит в юридические и экономические основы существования отечественного архитектурно-строительного рынка.
Пресса: Танцы на набережной Европы. Северная столица хочет...
Продолжается объявленный в марте этого года Международный конкурс на архитектурное решение Дворца танца Бориса Эйфмана, который вырастет в центре строящегося в Санкт-Петербурге квартала "Набережная Европы". Дворец был обещан балетмейстеру Владимиром Путиным еще в 2003 году.
Пресса: Театр одного инвестора. Градостроительная политика...
Выступая в Мариинском дворце перед Законодательным собранием с ежегодным посланием, губернатор Матвиенко выразила уверенность в том, что в памяти народной 2009 год «останется не годом кризиса, а годом театра». Наиболее ярко эта тяга выражается пока в стремлении выжать максимум из наиболее привлекательных участков исторического Петербурга, отданных под реализацию так называемых знаковых театральных проектов.
Пресса: Дворец начали с яйца. Западных архитекторов позвали...
В Санкт-Петербурге проходит международный конкурс на проект Дворца танцев Бориса Эйфмана. Участвовать в нем рискнули крупные западные архитектурные бюро. Дворец танцев — ключевой объект квартала "Набережная Европы", который банк ВТБ обещает построить между Биржевым и Тучковым мостами. По личному распоряжению Владимира Путина в качестве обременения инвестор обязан возвести театр для не имеющей собственной сцены труппы Бориса Эйфмана.
Пресса: Б.Эйфману придется интегрировать дачу Греффе в Академию...
Художественный руководитель Государственного академического театра балета Борис Эйфман выразил благодарность правительству Петербурга за выделение средств городского бюджета на создание Академии танца. Учебное заведение будет построено к 2011 г. на земельном участке, который примыкает к зданию, ныне занимаемому театром (Большая Пушкарская ул. 14).
Пресса: Стекло не в стиле города
Участники конкурса на лучший проект театра для Дворца танцев Бориса Эйфмана ознакомились с условиями творческого состязания. Представителей архитектурных бюро должен обрадовать тот факт, что их не будут ограничивать в финансовых средствах. В то же время им, скорее всего, придется учитывать вкусы руководителя балетной труппы. А они, как выяснилось, весьма консервативны.
Пресса: Ложи блещут. Накануне конкурса на проект Дворца танцев
Вчера в Музее театрального и музыкального искусства на площади Островского завершился двухдневный ознакомительный семинар для участников международного конкурса на проект Дворца танцев, который должен стать архитектурной доминантой «Набережной Европы» – комплекса жилых, деловых и общественных зданий, планируемых на Петроградской стороне между проспектом Добролюбова и набережной Малой Невы.
Пресса: Ab ovo. ВТБ не ставит проектировщикам театра Бориса Эйфмана...
Вчера стали известны неожиданные подробности международного конкурса на лучший архитектурный проект Дворца танцев для не имеющего собственной сцены театра Бориса Эйфмана. Несмотря на экономический кризис, инвестор — банк ВТБ — обещает не ограничивать фантазию проектировщиков финансовыми рамками.
Пресса: Проект театра для Бориса Эйфмана
Конкурс на лучший проект Дворца танцев Бориса Эйфмана стартовал. Инвестор и будущий владелец нового театра уверяли, что это здание (каким бы оно ни было) останется в веках. Представители городской администрации объясняли, что отступление от существующих законов ничем страшным Петербургу не грозит. Некоторые логические неувязки не смущали никого.
Пресса: Дворец танцев будет не ниже 40 метров высотой
Театральные технологи рассчитали, что высота здания Дворца танца не может быть ниже 40 метров. Об этом заявил художественный руководитель театра Академического театра балета Борис Эйфман корреспонденту Горзаказ.орг. По словам балетмейстера, его театр сегодня может выступать только на одной или двух площадках города, поскольку декорации к спектаклям Эйфмана другие сценические площадки не вмещают.
Пресса: Юрий Митюрев: Для Дворца танцев сделают исключение...
"Специальным городским решением" назвал главный архитектор города Юрий Митюрев высоту Дворца танцев в 40 метров. Напомним, что Дворец танцев расположится на так называемой "Набережной Европы", фактически напротив Стрелки Васильевского острова. Это зона регулируемой застройки 1 категории, высота нового строительства должна согласовываться КГИОП.
Пресса: КГИОП: Театр Эйфмана нарушит высоту без последствий
Высота театра Эйфмана нарушит высотный регламент без ущерба для основных панорам. Об этом, как передает корреспондент «Росбалта», сегодня на пресс-конференции сообщил заместитель председателя КГИОП правительства Санкт-Петербурга Алексей Комлев.
Пресса: А.Ольховский: Уникальный проект преодолевает уникальные...
Недавно ЗАО «ВТБ-Девелопмент», инвестор проекта строительства многофункционального комплекса «Набережная Европы», объявило закрытый архитектурный конкурс на лучшее здание Дворца танца. О том, с какими сложностями сопряжена реализация проекта как театра, так и всего комплекса, АСН-инфо рассказал член наблюдательного совета ЗАО «ВТБ-Девелопмент» Александр Ольховский.
Технологии и материалы
«ОРТОСТ-ФАСАД»: мы знаем фасады от «А» до «Я»
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» завершила выполнение работ по проектированию, изготовлению и монтажу уникальной подсистемы и фасадных панелей с интегрированным клинкерным кирпичом на ЖК «Садовые кварталы».
Тектоника, фактура, надежность: за что мы любим кирпичные...
У многих вещей есть свой канонический образ, так кирпич обычно ассоциируется с однотонной кладкой терракотового цвета. Однако новый, третий по счету, выпуск каталога облицовочного кирпича Terca полностью разрушает стереотипы. Представленные в нем образцы настолько многочисленно-разнообразны, что для путешествия по страницам каталога читателю потребуется свой Вергилий. Отчасти выполняя его функцию, расскажем о трёх, по нашему мнению, самых интересных и привлекательных видах кирпича из этого каталога.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Хорошо забытое старое
Что можно почерпнуть из дореволюционных книг современному заказчику и производителю кирпича? Рассказывает директор компании «Кирилл» Дмитрий Самылин.
BTicino: сделано в Италии
Компания BTicino, итальянский бренд Группы Legrand, пересмотрела подход к электрике дома и сделала из розеток и выключателей функциональные произведения искусства.
Элегантность, неподвластная времени
Резиденция «Вишневый сад» на территории киноконцерна «Мосфильм», с вишневым садом во дворе и парком вокруг – это чистый этюд из стекла, камня и клинкерного кирпича. Архитектура простых объемов открыта в природу, а клинкер придает ансамблю вневременность.
Топовые BIM-модели Cersanit для интерьера ванной под ключ
BIM-технологии позволяют проектировщикам не только создавать 3D картинку, но и разрабатывать целую базу данных, где будет храниться вся информация об объекте с детальными характеристиками. Виртуальная копия здания хранит всю информацию об изменениях на каждом этапе, помогает поддерживать высокую производительность работы, сокращает время на пересчёт, позволяет детально проработать параметры и размеры блоков.
Золото на голубом – новое прочтение
В постиндустриальном районе Милана завершается строительство делового кластера The Sign. Комплекс станет функциональной и визуальной доминантой района – в нем разместятся множество деловых и общественных зон, а его сияющие золотыми фрагментами фасады будут привлекать внимание издалека. Золото на фасаде – панели ALUCOBOND® naturAL Gold от компании 3A Composites.
Многоликий габион
У габионов Zabor Modern, помимо эффектного внешнего вида, есть неочевидное преимущество: этот тип ограждения не требует фундаментных работ, благодаря чему устанавливать его можно даже там, где другой забор не пройдет по нормам. Кроме того, конструкция подходит и для ландшафтных решений.
Delabie идет в школу
Рассказываем о дизайнерских и инженерных разработках компании Delabie, которые могут быть полезны при обустройстве санузлов в детских учреждениях: блокировка кипятка, снижение расхода воды, самоочищение и многое другое.
Клинкерная брусчатка Penter: универсальное решение для...
Природная естественность – вот главная характеристика эстетических качеств клинкерной брусчатки Penter. Действительно, она изготавливается из глины без добавления искусственных красителей, а потому всегда органично смотрится в любом ландшафте. В сочетании с лаконичной традиционной формой это позволяют применять ее для самого широкого спектра средовых разработок – от классицизирующих до новаторских.
Долина Муми-троллей
Компания «Новые Горизонты» представила тематические площадки, созданные по мотивам знаменитых историй Туве Янссон и при участии законных правообладателей: голубая башня, палатка, бревно-тоннель и другие чудеса Муми-Долины.
Секреты городского пейзажа
В творчестве известного архитектора-неоклассика Михаила Филиппова мансардные окна VELUX используются практически во всех проектах, начиная с его собственной квартиры и мастерской и заканчивая монументальными ансамблями в центре Москвы и Тюмени. Об умном применении мансардных окон и их связи с силуэтом городских крыш мастер дал развернутый комментарий порталу archi.ru.
Сейчас на главной
Энергетика эксприматики
Павильон, реализованный по проекту Сергея Чобана на всемирной ЭКСПО 2020 в Дубае, – яркое и цельное архитектурное высказывание, образность которого восходит к авангардным графическим экспериментам Якова Чернихова, но допускает множество трактовок. Павильон похож и на купольный храм, и на кружащуюся «Планету Россия», и на голову матрешки. Тем более что внутри, в ядре экспозиции – мозг. Внимательно рассматриваем и трактовки, и нюансы реализации.
Ответ домашнему офису
Новое здание фармацевтического концерна Roche по проекту бюро Christ & Gantenbein предлагает сотрудникам альтернативу цифровой среде и работе на дому.
Город, дружелюбный к детям
Вместе с организаторами и кураторами фестиваля «Детская Платформа», который прошел в Нальчике, разбираемся, как привить детям чувство причастности к городу, какие практики позволят вовлечь их в городские процессы и почему важно учить детей работать с материалами.
Линия сердца
Проект-победитель конкурса Малых городов помогает связать скверы и парки Можги, сделать транзитные территории более безопасными и насытить центр города новыми сценариями и объектами – например, многофункциональным центром «Гаражи»
Белее белого
Публикуем последние четыре работы, вошедшие в короткий список конкурса на жилую застройку поселка Соловецкий: DNK.ag, .ket, «План Б» и АБ «Белое».
Ток и торф
Проект-победитель конкурса Малых городов от бюро SOTA: спокойный парк вокруг Стахановского озера в подмосковном Электрогорске
Толерантная эстетика терраформирования
Всемирная выставка – гигантское мероприятие, ему сложно дать какое-то одно определение и охватить одним взглядом. Тем более – такая амбициозная и претендующая на рекорды, которая, несмотря на превратности пандемии, открыта сейчас в Дубае. Не претендуя на универсальность, делаем попытку рассмотреть экспо 2020, где за эффектными крыльями «звездных» архитекторов и восторгом от исследований Космоса проступают приметы эстетической толерантности девелоперского проекта.
Ольга Большанина, Herzog & de Meuron: «Бадаевский позволил...
Партнер архитектурного бюро Herzog & de Meuron, главный архитектор проекта жилого комплекса «Бадаевский» Ольга Большанина ответила на наши вопросы о критике проекта, о том, почему бюро заинтересовала работа с Бадаевским заводом и почему после реализации комплекс будет таким же эффектным, как и показан на рендерах.
Вход в горы
Смотровая площадка в Пермском природном парке привлекает внимание к природным достопримечательностям края и готовит путешественников к восхождению на скальный массив.
Городок в табакерке
Новый образовательный корпус Школы сотрудничества на Таганке, спроектированный и реализованный АБ ASADOV – компактный, но насыщенный функциями и впечатлениями объем. Он легко объединяет классы, театр, столовую, спортзал и двусветный атриум с открытой библиотекой и выходом на террасу – практически все, что ожидаешь увидеть в современной школе.
Две стихии
Еще один проект-победитель конкурса Малых городов от Аб «Вещь!», на этот раз для солнечного Ахтубинска: благоустройство, вдохновленное стихиями воды и воздуха, а также фотогеничный памятник досаждающей мошке.
Пространство на вырост
Столовая для детского сада в японском городе Фукуяма по проекту бюро UID должна будить воображение малышей, а также подходить для их родителей и воспитателей.
180 человек одних партнеров
Крупнейшим акционером Foster + Partners стала частная канадская инвестиционная фирма. Финансовое вливание позволит архитектурному бюро развиваться дальше, в том числе расширять число партнеров и обеспечивать их преемственность.
Северный Версаль
На берегу величественной реки Вычегды, в живописном месте, в шести километрах от центра столицы Республики Коми Сыктывкара известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов спроектировал город Югыд-Чой в традиционной эстетике, ориентированной на центр Санкт-Петербурга. Заказчик Елена Соболева, глава ООО «Фонд жилищного строительства г. Сыктывкара», видит свою миссию в том, чтобы Югыд-Чой стал визитной карточкой республики.
Променад на тракте
Проект-победитель конкурса Малых городов для Клина: длинный променад с точками притяжения, смотровыми площадками и всесезонно активными пространствами.
Школа особого режима
Престижная Амстердамская британская школа заняла бывший комплекс тюрьмы конца XIX века. Авторы проекта реконструкции – Atelier PRO.
Дача от архитектора
Дом.рф подводит промежуточные итоги конкурса на лучшие типовые проекты с использованием деревянных конструкций. Публикуем некоторые из проектов-победителей первой номинации конкурса, благодаря которой уже в следующем году любой желающий сможет построить загородный дом по проекту от мастерской Тотана Кузембаева и десятка других талантливых бюро.
Соль земли
Проект-победитель конкурса Малых городов для Усолья от АБ «Вещь!»: восстановление планировочной структуры посадской части и деликатное включение объектов благоустройства по соседству с памятниками строгановского барокко.
Сарай, огород и очаг
Ищем национальную идею российской архитектуры среди проектов финалистов конкурса на разработку многоквартирного жилья для поселка Соловецкий. В первом выпуске: Мастерская деревянной архитектуры Евгения Макаренко + NORMA, Александр Бродский и бюро Katarsis.
Нет плохой погоды
Проект-победитель конкурса Малых городов предлагает для сибирского города Мегион всесезонный парк и необычные элементы благоустройства, отвечающие суровому климату: источники витамина D, укрытия от холода и непогоды и преобразователи ветра.
Искусство света и цвета
Искусствовед Ольга Колганова – об одном из экспонатов выставки «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО», Светопамятнике Григория Гидони.
Истинное Зодчество: лауреаты 2021
Хрустальный Дедал достался Николаю Шумакову, президенту САР и СМА и главному архитектору Метрогипространса, за станции БКЛ Авиамоторная, Лефортово, Электрозаводская. Премию Татлин решили не присуждать.
Что есть истина
В Гостином дворе открылся 29 по счету фестиваль «Зодчество». Ярче всего, на наш взгляд, на этот раз выступили стенды регионов, которых не 8, как в прошлом году, а 16. А где истина, мы знаем и так.