«Безбашенная» Россия – на ЭКСПО-2010

На прошлой неделе в пресс-центре РИА «Новости» состоялся круглый стол, посвященный обсуждению российского павильона на всемирной выставке ЭКСПО-2010 в Шанхае. Проект сооружения, которое почти на полгода должно стать визитной карточкой нашей страны, наконец-то обнародован. А вот его наполнение по-прежнему остается загадкой, причем, похоже, даже для тех, кто непосредственно отвечает за содержание российской экспозиции.

author pht

Автор текста:
Наталья Коряковская

04 Ноября 2009
mainImg

Нужно отметить, что за последний месяц это уже третья публичная дискуссия о том, что именно Россия будет показывать на ЭКСПО-2010. Стремление привлечь к этому обсуждению лучшие умы страны, включая ведущих ученых, известных писателей и художников, само по себе похвально, однако не может не удивлять время, в которое это делается. На дворе последний месяц осени, а концепция павильона и всей его начинки должна быть полностью готова к 1 апреля будущего года. Казалось бы, когда до сдачи столь грандиозного проекта остается всего полгода, уже нужно вовсю взаимодействовать с подрядчиками, а не размышлять над тем, каким ему стоит быть… Как тонко подметил на круглом столе Борис Краснов (глава бюро «Краснов-дизайн», которому поручено оформление экспозиции российского павильона), теоретические разговоры были нужны в 2004-м, когда Москва соревновалась с Шанхаем за право проведения всемирной выставки и не смогла предложить вменяемого концепта. Сейчас же Краснов лихорадочно собирает практические идеи, стряпая экспозицию, что называется, на ходу. И, к сожалению, почти всем очевидно: за оставшиеся полгода павильон вряд ли удастся превратить в сенсацию, по крайней мере, в хорошем смысле этого слова.

О том, почему было упущено столько времени, теперь остается только гадать. Скорее всего, проект стал жертвой как экономического кризиса, так и внутренних интриг. Конкурс на архитектурную концепцию российского павильона Всемирной выставки проводился в прошлом году. Его организацией занимался Mirax Group по поручению ОАО «ГАО ВВЦ»; причем первый выступал в качестве «генерального партнера», а второй – «государственного оператора» EXPO-2010. Летом 2008 года во второй тур конкурса года вышли пять команд: Bureau Moscow, ПТАМ Хазанова, P.A.P. ER architectural team, бюро Бориса Бернаскони и АБ «Остоженка». Среди них жюри определило двух финалистов – проект «Россия» бюро Бернаскони и концепцию «Буян-град» P.A.P. ER architectural team. С финалистами заключили договоры на доработку архитектурных решений, но даже по ее результатам два организатора – Mirax («партнер») и «ГАО ВВЦ» («оператор») – так и не смогли окончательно определиться с главным фаворитом. Судя по всему, в тот ответственный момент симпатии организаторов раздвоились: Mirax-у больше нравился проект Бернаскони, а «ГАО ВВЦ» симпатизировал работе Левона Айрапетова, Андрея Панченко и Валерии Преображенской (P.A.P. ER architectural team). Немногим позже Mirax вышел из проекта, и в декабре 2008 года оргкомитет EXPO-2010 РФ поручил проектирование павильона команде Левона Айрапетова.

Как рассказала соавтор проекта Валерия Преображенская, полученное техзадание было весьма абстрактным, а концепция участия России в ЭКСПО не была сформулирована. Сразу предположив, что проект придется существенно изменять, архитекторы постарались сделать свое решение гибким настолько, чтобы его можно было трансформировать практически как угодно. И не зря – впоследствии в результате изменения площади участка и урезания бюджета проект действительно пришлось существенно переделать. На вторую версию также повлияло участие партнера по инженерии (OVE ARUP) и требования Бориса Краснова.

В первоначальной версии павильон представлял собой две размещенных друг над другом белоснежных плиты, символизирующих землю и небеса, между которыми располагается пространство жизнедеятельности человека. Фактически тем самым воспроизводится трехчастная структура мироздания и времени – на нижнем уровне архитекторы планировали показывать историю, в центре – современность, а наверху – город будущего. Наконец, градостроительным измерением троичности становятся три важнейших составляющих «лучшего города», заявленного в качестве главной темы всей выставки и нашей экспозиции в частности – это, по мнению авторов Левона Айрапетова и Валерии Преображенской, природно-парковые зоны, публичные пространства и высокие технологии.

Основной экспозиционной площадью выступает белое «поле с сугробами», которые авторы также называют «берлогами». Эти лакуны спроектированы как пространства для локальных экспозиций, лекций, мастер-классов, а их завершения трактованы как башни, «одетые» в красно-золотые орнаменты, символизирующие многообразие культурных традиций нашей страны. В центре павильона в последствии, по запросу сценографа Бернара Тестю, был размещен куб, и он стал единственным полностью закрытым пространством, тогда как остальная «прослойка» между платформами осталась абсолютно проницаема, благодаря чему павильон выглядел визуально очень легким и эффектно изменялся при ночном освещении.

В измененном варианте проекта, над которым сейчас продолжает работать P.A.P. ER architectural team, «сугробы-берлоги» были трансформированы в 12 танцующих башен, чем-то напоминающих «хоровод» в духе фонтана «Дружба народов». Они обступили центральное прямоугольное пространство экспозиции, ставшее банальным «контейнером». Т.о. композиция упростилась, а вместе с первоначальной сложностью исчезла и концептуальная ясность. Пришлось отказаться также и от оригинальной системы циркуляции воздуха.

Над интерьерным же пространством, как уже говорилось, теперь работают не столько P.A.P. ER architectural team, сколько команда сценографов во главе с Борисом Красновым, прославившимся как оформитель разного рода шоу-программ. Сколько-нибудь внятной концепции, как и чем проиллюстрировать тему ЭКСПО-2010 («Лучше город – лучше жизнь»), у них пока нет. И на подмогу сценографам были призваны ученые, известные писатели, в том числе финалисты и лауреаты Национальной литературной премии «Большая книга», а также представители Министерства промышленности и торговли РФ.

Надо сказать, что участники круглого стола просто фонтанировали идеями и разными теориями, которые помогли бы скрыть отсутствие собственных градостроительных успехов и развернуть выставку в русло мирового мейнстрима. Борис Краснов слушал их внимательно, но постоянно требовал перейти от теорий к практическим идеям. Правда, утверждать, что его призывы в итоге были услышаны, все же нельзя.

Никто из выступавших не предложил показывать в Шанхае современную коммерческую архитектуру. Тут, по словам руководителя проектного направления Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Эдуарда Бозе, мы не способны конкурировать ни с развивающимися странами, где идет бурное становление девелопмента, ни с теми, где наоборот, девелопмент уже вошел в предсказуемо-цивилизованное русло. Одни «привезут проекты, которые по своему космическому масштабу накроют любой наш проект», другие покажут сценарии развития городов, куда более экологичных и дружелюбных к старшему поколению. В России, даже в столице не существует как таковой градостроительной стратегии, считает президент Национальной гильдии градостроителей Максим Перов. Единственное, с чем можно «встроиться в европейский мейнстрим», по его мнению, так это парки-лесопарки-усадьбы, вроде Царицына, Гатчины, Царского села, которые демонстрируют развитие (причем многовековое!) темы эко-города. Также на круглом столе прозвучало традиционное предложение выставить архитекторов-бумажников, но потом участники честно признались себе, что работы 20-летней давности вряд ли способны передать наши сегодняшние представления о городах будущего.

Эдуард Бозе также предложил взять в качестве темы силуэты Москвы и Санкт-Петербурга, которые мы сегодня открываем заново благодаря как бурным изменениям самих городских ландшафтов, так и появлению панорамных ресторанов, террас, видовых площадок. На примере изменения видовых характеристик того или иного места в городе за последние 10-15 лет, по мнению докладчика, можно продемонстрировать всю неоднозначность развития современного российского мегаполиса. По мнению Бозе, город сегодня привлекает людей не столько рабочими местами, сколько самой средой обитания, плотностью – как застройки, так и ощущений. И в этом смысле современная Москва испытывает мощное градостроительное влияние не только Запада, но и многочисленных горожан в первом поколении. Это «врастание» в город, принятие городского сознания предложил проиллюстрировать и доктор архитектуры, руководитель отдела ЦНИИПградостроительства Леонид Коган, по мнению которого вообще правильнее было бы демонстрировать «не движение коробок (т.е. зданий), что могут и китайцы, а движение процессов».

Успеют ли всеми этими идеями воспользоваться дизайнеры и сценографы? Вопрос открытый. Скорее, они все же будут дорабатывать уже имеющийся у них концепт сказочного града и двенадцати временных поясов России, которые символизируют 12 башен павильона. Эдуард Бозе эту тему поддержал, высказав уверенность в том, что во всех часовых поясах найдется немало диковинок и «причуд», которые можно было бы продемонстрировать. В качестве примера спикер, правда, предложил Сургут, чьи градостроительные уродства потрясающи настолько, что их едут смотреть иностранные архитекторы.

Оказавшись на финишной прямой в отсутствии сколько-нибудь разработанной концепции, Россия, как и в 2004-м, вновь рискует проиграть. Только на этот раз у фиаско будет вполне материальное воплощение, доступное для созерцания на протяжении почти полугода. А ведь в отличие от дефицита практических успехов на поле мировой архитектуры, кураторство всегда было нашей сильной стороной, но почему-то теоретики и практики, работающие над обликом российского павильона в Шанхае, впервые встретились лишь сейчас, когда до ЭКСПО-2010 осталось дней меньше, чем она будет длиться. Остается надеяться, что «лучший город» в нашем исполнении все же не превратится в кич в духе декораций ко дню города, а образ «безбашенной России», отразившейся по задумке архитекторов в свободной планировке павильона и его танцующих башнях, не станет буквальным отражением нашей ситуации.

Эдуард Бозе, Борис Краснов, Валерия Преображенская, Олег Солодухин (модератор), Андрей Некрасов, Леонид Коган. Фото Натальи Коряковской
zooming
Вариант 1. Изображение с сайта www.paperteam.ru
zooming
Левон Айрапетов и др. Проект павильона России на Экспо-2010. Вариант 1. Изображение с сайта www.paperteam.ru
zooming
Вариант 1. Изоражение с сайта www.paperteam.ru
zooming
Вариант 1. Изображение с сайта www.paperteam.ru
zooming
Вариант 1. Изображение с сайта www.paperteam.ru
zooming
Левон Айрапетов и др. Проект павильона России на Экспо-2010. Вариант 2. Изображение предоставлено авторами
zooming
Вариант 2. Изображение предоставлено авторами
zooming
Вариант 2. Изображение предоставлено авторами
zooming
Вариант 2. Изображение предоставлено авторами
zooming
Вариант 2. Изображение предоставлено авторами
zooming
Вариант 2. Изображение предоставлено авторами
zooming
Вариант 2. Изображение предоставлено авторами
Вариант 2. Изображение предоставлено авторами
Вариант 2. Кафе. Изображение предоставлено авторами
zooming
Вариант 2. Генплан. Изображение предоставлено авторами
zooming
Вариант 2. Разрез. Изображение предоставлено авторами


04 Ноября 2009

author pht

Автор текста:

Наталья Коряковская
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.

Сейчас на главной

Дальше... дальше... дальше... В поиске нового поколения
Конкурс OPEN! на участие в национальном павильоне Джардини рассчитан на молодых архитекторов с максимально свежим взглядом на вещи, а его рамки так широки, что их почти не видно. Нужны смелые люди, которые совпадут с мировоззрением куратора Ипполито Лапарелли. Награда – работа в Венеции, дедлайн 31 января.
«Остров единорогов»
В Чэнду на западе Китая почти готов выставочный и конференц-центр Start-Up – первое здание на спроектированном Zaha Hadid Architects «Острове единорогов» для компаний-стартапов в сфере цифровых технологий.
Стирая границы
IND architects и китайское бюро DA! победили в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань. Архитекторам удалось сделать музей частью ландшафта, а природу – полноправной участницей экспозиции.
Бетон и цвет
Школа с музыкальным уклоном имени Сервете Мачи в центре Тираны по проекту албанского бюро Studioarch4.
Фантастический роман
Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Сахарные кристаллы
Бюро ODA превратило историческое здание сахарорафинадного завода на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке в офисный комплекс с эффектным кристаллическим фасадом вместо утраченного.
Татами и роботы
Бюро BIG спроектировало для Toyota «город будущего» у подножия Фудзиямы: с почти нулевым углеродным следом, прогрессивной транспортной схемой, разными видами роботов, зданиями из дерева и модулем по размеру татами.
Тема треугольника
Бюро Lemay благоустроило парк Экспо 1967 года в Монреале – самой успешной Всемирной выставки XX века, сохраненной в наши дни как рекреационная зона.
Дерево среди стекла
Архитекторы Sheppard Robson придали «человеческое измерение» площади в новом деловом районе Манчестера с помощью деревянного павильона с озелененными фасадами и кровлей.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Декор без птичьих гнезд
Керамические ажурные фасады входа ТПУ в Пальма-де-Мальорка по проекту Joan Miquel Seguí Arquitectura точно рассчитаны так, что голубям в их отверстиях угнездиться не получится.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Пресса: Диалоги о вечных ценностях: Степан Липгарт и Алексей...
В ноябре 2019 года в Калугу приехал архитектор Степан Липгарт — через месяц после торжественного открытия спроектированной им швейной фабрики Мануфактуры Bosco. Открывая цикл «ГЛАВАРХитектура», Липгарт прочитал на «Точке кипения» лекцию о профессиональном призвании и источниках вдохновения, о роли заказчика и о системе ценностей и убеждений, которая позволяет гордиться результатами своего труда. Главный архитектор Калуги Алексей Комов специально для Калугахауса поговорил со Степаном о вечном — и о том, как приспособить это вечное к жизни в нашем городе.
Зона комфорта
Рассматриваем интерьер общественного пространства «Мой социальный центр» – первый пример такого рода, реализованный в рамках новой программы московской мэрии по проекту бюро Хора.
Для испытаний на прочность
В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Оригами из лиственницы
Тренировочная байдарочная база в Августове на северо-востоке Польши по проекту бюро INOONI и PSBA получила фасады из сибирской лиственницы.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.
Десять часов роста
В кантоне Берн открылся новый кампус Swatch – Omega по проекту Сигэру Бана: объем древесины, использованный для каркаса трех зданий, «вырастет» в швейцарских лесах всего за 10 часов.
Евгений Подгорнов: «Проектировать надо так, чтобы...
Руководитель петербургского бюро Intercolumnium рассказывает, почему в портфолио компании есть работы от хай-тека до историзма, рассуждает о высотных доминантах и о заказчиках как источниках драйва, необходимого городу.
Новая ячейка
Жилой квартал на территории IT-парка: компания Архиматика сочетает инновационные технологии с человечным масштабом и уютной средой.
Градсовет 18.12.2019
Вторая и, по всей видимости, успешная попытка согласовать жилой дом, выходящий окнами на Троицкий собор и Фонтанку.
В преддверии театра
На Земляном валу справа от въезда в туннель под Таганской площадью, перед Театром на Таганке и рядом с торцом ЖК «Шоколад», достраивается здание 8-этажной гостиницы Novotel по проекту бюро «Гран» Павла Андреева.
Энергия студента
Показываем работы финалистов студенческого конкурса «АРХПроект», а также рассказываем о том, как организаторы попытались выйти за рамки сухой процедуры: с помощью менторов, лектория и выставки с вечеринкой в «Севкабель порту».
Кино на плоту
Летний кинотеатр от архитектурного бюро «А4» как универсальное общественное пространство и вариация на тему паркового павильона.
Перемена мест слагаемых
Используя приемы и материалы типового дачного строительства, Spirin architects находят свой убедительный архитектурный ответ на вызов предельно ограниченного бюджета.
Заседание в бассейне
Новый корпус штаб-квартиры adidas по проекту бюро COBE включает переговорные и актовый зал в виде разных типов спортивных сооружений, включая бассейн.
Метод сращивания
Вариант современного контекстуализма – фактурная и орнаментальная архитектура, сдержанно-классичная, но явным образом не принадлежащая ни к одному стилю. T+T architects использовали этот современный подход для деликатной работы в историческом центре Екатеринбурга.
Между Мегой и рекой
Парк у торгового центра, сделанный по всем канонам современного общественного пространства: здесь учтены потребности горожан, идентичность, экономическая и экологическая устойчивость.