Устойчивое развитие: версии генплана и «Зодчества»

25 сентября в Центральном доме архитектора состоялась пресс-конференция, посвященная двум важнейшим архитектурным событиям нынешней осени – публичным обсуждениям актуализированного Генерального плана развития Москвы до 2025 года и готовящемуся XVII Международному фестивалю «Зодчество-2009», который в этом году обещает кардинально изменить свой формат.

mainImg
Рассказать журналистам о том, как проводились публичные слушания по проекту актуализированного Генплана, приехали главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, заместитель директора НИиПИ Генплана Олег Баевский и вице-президент РААСН Юрий Сдобнов. По их словам, в столице состоялась беспрецедентная общественная дискуссия, которая выявила как массу возможностей для дальнейшего усовершенствования генплана, так и множество болезненных проблем московского градостроительства в целом.

Напомним, что актуализированный Генплан и Правила землепользования и застройки Москвы должны быть приняты до 1 января 2010 года, и по новому Градостроительному кодексу РФ это невозможно сделать без предварительных публичных слушаний. Всего, как сообщил собравшимся Александр Кузьмин, за два с половиной месяца публичных обсуждений (а выставки, посвященные Актуализированному генплану и Правилам, прошли в 125 управах города) от жителей было получено более 70 тысяч вопросов и замечаний.

Такой активности со стороны населения разработчики градостроительных документов, мягко говоря, не ожидали, - и хотя Александр Кузьмин торжественно пообещал, что Москомархитектура ответит на каждый полученный вопрос, понятно, что чиновники и архитекторы пребывают в некоторой растерянности. На этой неделе в Союзе архитекторов России уже состоялось одно закрытое обсуждение итогов публичных слушаний, в ближайшее время аналогичная встреча будет проведена и в РААСН. «По крайней мере, свою образовательную функцию слушания выполнили на все сто процентов, – считает Александр Кузьмин. – Теперь язык Генплана понимают не только его разработчики и сотрудники Москомархитектуры, проводившие слушания, но и очень много рядовых москвичей». Что же касается содержания вопросов горожан, то подавляющее большинство москвичей волнуют транспортные проблемы, зоны сложившейся и несложившейся застройки, сохранение в городе зеленых насаждений и памятников культуры.

«Нагляднее всего прошедшие слушания показали, что горожане очень устали от бытовой неустроенности нашего города и от невнимания властей к этим проблемам, – убежден президент Союза архитекторов России Андрей Боков. – Помимо собственно вопросов по Генплану было получено очень много жалоб на отсутствие парковок, детских площадок, постоянные лужи на улицах и неудовлетворительное качество магазинов в районе». Глава САР отметил, что эти вопросы находятся вне компетенции градостроителей (это, скорее, забота главного архитектора района), и сообщил, что в ближайшее время союз намерен призвать молодых проектировщиков идти в «земские врачи», то есть работать при службах единого окна и оперативно реагировать на потребности того или иного округа – киоск, например, реконструировать или дорожку замостить. Естественно, подобный благородный труд должен достойно оплачиваться, - и об этом САР намерен серьезно побеседовать уже с руководством города.

Еще одна острейшая тема, всплывшая при обсуждении Актуализированного генплана, заключается в том, что, как и его предшественники, генпланы 1935 и 1971 годов, он был разработан без учета стратегии развития ближайшего соседа столицы – Московской области. Архитекторы в данном случае были жестко регламентированы Градкодексом, который предписывает разрабатывать концепции развития городов исключительно в пределах их административных границ. Однако понятно, что сегодня столица и область являют собой единый организм, как в социальном, так и в экономическом смысле, и игнорировать это обстоятельство при разработке генпланов, как минимум, недальновидно. Но что делать, если в градкодексе нет даже такого понятия, как агломерация? Все, что архитекторы пока смогли придумать, так это – открытое совместное обсуждение всех разрабатываемых проектов. И на пресс-конференции Юрий Сдобнов пообещал, что на готовящуюся встречу в РААСН градостроители Московской области будут приглашены в полном составе.

В заключение Андрей Боков сообщил собравшимся, что градостроительство в целом и Актуализированный генеральный план развития Москвы до 2025 года в частности станут одной из центральных тем Международного фестиваля «Зодчество-2009», и это послужило сигналом к началу совсем другой дискуссии. О том, каким должен быть главный архитектурный фестиваль страны, его организаторы и многочисленные журналисты размышляют уже не первый год. Не секрет, что «Зодчество» давно воспринимается не более, чем выставка достижений архитектурного хозяйства нашей необъятной родины, не претендующая ни на концептуальность экспозиции, ни на остросюжетность тематики, и еще в прошлом году казалось, что этот стереотип ничто не способно изменить.

Однако новое руководство САР считает иначе. И в этом году куратором фестиваля назначен Юрий Аввакумов, чья слава организатора запоминающихся экспозиций шагнула далеко за пределы России. На пресс-конференции свои планы по реорганизации «Зодчества» Аввакумов представил лично. В частности, он рассказал журналистам о том, что тема фестиваля в этом году сформулирована как «Индекс устойчивости». На примере проектов молодых архитекторов куратор надеется выявить самые сильные качества российского зодчества. Как известно, «устойчивость» в ее англоязычном варианте «sustainability» – вообще один из столпов современной мировой архитектуры, ключевое понятие для любого из западных мастеров. Поэтому одной из главных экспозиций «Зодчества» станет собрание лучших мировых объектов зеленой и энергосберегающей архитектуры, а его, пожалуй, главной премьерой – выставка аналогичных российских построек. Да-да, как ни удивительно, они есть, и, по словам Юрия Аввакумова, их хоть и считанные, но все же десятки, а не единицы. И кто знает, возможно, именно благодаря «Зодчеству» количество зеленых проектов в российской архитектуре увеличится на порядок. А тогда  и индекс устойчивости уверенно поползет вверх.
zooming

26 Сентября 2009

Похожие статьи
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Технологии и материалы
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Сейчас на главной
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.