02.09.2016
статьи:
Квази-гармония в цепких когтях прогресса и мосты в будущее // Блог Михаила Анатольевича Белова, 01.09.2016
Подразумевается, что прогресс это хорошо. А почему, собственно?Размышления архитектора Михаила Белова.
10.07.2015
Жизнь на бегу
В связи с выходом 76-го номера журнала ПРОЕКТ РОССИЯ публикуем тематическую статью этого выпуска за авторством главного редактора ПР Анатолия Белова.09.02.2013
Архитекторы большого города: Илья Уткин // Большой Город, 08.02.2013
Один из основоположников бумажной архитектуры — о картонных оконных рамах, упрямстве заказчиков и ценности прошлого.
20.12.2012
Музейный комплекс «Золотой век» в Люблино // Большой Город, 20.12.2012
БГ продолжает публиковать проекты молодых архитекторов. В этом выпуске — музейный комплекс для Музея старинных автомобилей и мотоциклов, Музея коневодства, Музея вычислительной техники, Музея почты и Музея Горсовета.
10.12.2012
Архитекторы большого города. Михаил Хазанов // Большой Город, 10.12.2012
О дореволюционных кубиках, кавалерийском полке и ателье «Татьяна», о траурном оформлении Колонного зала и свободе в курортной архитектуре, а также о том, чем заканчиваются российские конкурсы и кому помешал новый музей ГЦСИ.
30.11.2012
Прожекты. Благоустройство парка в Щукино // Большой Город, 30.11.2012
Все знают, что Москва — город не для людей, в котором разрушают и рубят красивое старое и строят некрасивое новое — и вообще, ничего не понимают про организацию городского пространства. Чтобы выяснить, что ждет наш город в будущем, БГ теперь будет публиковать самые интересные городские проекты молодых архитекторов и урбанистов — и спрашивать у местных жителей, как им.
20.11.2012
Архитекторы большого города. Борис Шабунин // Большой Город, 19.11.2012
Здание общества «Детский труд и отдых», советские и постсоветские заказчики, вредоносный 94-й закон, непозволительная гордость, правовое поле для архитекторов, а также эйфория, тревога и здравый смысл.
![Архитекторы большого города. Антон Мосин Архитекторы большого города. Антон Мосин](https://i.archi.ru/i/150/117558.jpg)
27.09.2012
Архитекторы большого города. Антон Мосин // Большой Город, 27.09.2012
http://www.bg.ru/stories/11992/&h=sAQEjbkaT&s=1
Архитектор Антон Мосин — о нонконформизме в МАРХИ 1980-х, работе архитектора в ФРГ, постсоветских заказчиках, а также о русской неопределенности, любви к лазейкам и кумовстве.
![Архитекторы большого города. Владимир Плоткин Архитекторы большого города. Владимир Плоткин](https://i.archi.ru/i/150/117381.jpg)
24.09.2012
Архитекторы большого города. Владимир Плоткин // Большой Город, 21.09.2012
http://www.bg.ru/stories/11945/&h=UAQEDFtuj&s=1
Архитектурный вкус Юрия Лужкова, Рикардо Бофилл в Москве в конце 1980-х, визуальная среда, искусство компромисса и дырка для бен Ладена.
![Заметка архитектора Анатолия Белова о прошедшей пресс-конференции Заметка архитектора Анатолия Белова о прошедшей пресс-конференции](https://i.archi.ru/i/150/103864.jpg)
02.02.2012
Заметка архитектора Анатолия Белова о прошедшей пресс-конференции // [Facebook], 02.02.2012
http://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=161362057308802&id=100003050265115
Заметки с пресс-конференции Александра Кузьмина по поводу конкурса на развитие территории бывшей гостиницы «Россия».
![Список Аввакумова Список Аввакумова](https://i.archi.ru/i/150/72640.jpg)
02.03.2010
Список Аввакумова // Архитектурный Вестник 1 (112) 2010, 28.08.2010
http://www.archvestnik.ru/node/2126
В 1992 году в Белом Зале Московского Архитектурного Института состоялась выставка под названием «Бумажная архитектура. Alma mater». Юрий Аввакумов, курировавший ту выставку, в интервью Жанне Васильевой, опубликованном в 16-17 номере журнала «Креатив» за 2004 год, охарактеризовал это событие как прощальную акцию, как «похороны» бумажной архитектуры...
![Памяти Давида Ашотовича Саркисяна Памяти Давида Ашотовича Саркисяна](https://i.archi.ru/i/150/59902.jpg)
11.01.2010
Памяти Давида Ашотовича Саркисяна // walkingcity.ru, 01.10.2010
http://www.walkingcity.ru/article.php?art_id=150
Честно говоря, представить себе не мог, что когда-нибудь буду писать о Давиде Ашотовиче Саркисяне в прошедшем времени – он был человеком настолько энергичным, жизнелюбивым, что казалось, всех десять раз переживет… Но вот его не стало.
24.10.2009
Sustainability по-русски // walkingcity.ru, 21.09.2009
http://www.walkingcity.ru/article.php?art_id=145
Об итогах международного конкурса "Urban technologies for urban sustainability"
17.05.2009
Смена декораций // Проект Классика XXVIII-MMIX
Ресторан «1812 год» Сергея Бархина (автором рабочего проекта является Дмитрий Пшеничников, автором идеи – Александр Кузьмин) на Садовой-Кудринской – это не классика в привычном смысле слова. В его архитектуре наравне с классическими элементами присутствуют также элементы эклектики, постмодерна и даже модернизма.
05.05.2009
Правила игры. Концепция выставки «Сыграем в классику» // Проект Классика XXVIII-MMIX
Творческие методики и стилевые предпочтения участников выставки «Сыграем в классику» имеют больше различий, нежели сходств. Это видно невооруженным глазом – их проекты говорят сами за себя.
20.04.2009
Цветная революция в Большом
О декорациях Ильи Уткина и Евгения Монахова к балету «Пламя Парижа»![Мираж утраченной столицы Мираж утраченной столицы](https://i.archi.ru/i/150/39957.jpg)
02.02.2009
Мираж утраченной столицы // walkingcity.ru, 30.01.2009
http://www.walkingcity.ru/article.php?art_id=139
Заголовок данной статьи был придуман не мной – это фраза, выхваченная из текста пояснительной записки к дипломному проекту Рубена Аракеляна. На мой взгляд, именно это словосочетание наиболее полно отражают концепцию, если не сказать философию, самого проекта. Почему, станет ясно чуть дальше. Дипломный проект Рубена – это жилой массив, разработанный для города Еревана...
30.12.2008
Гостиный двор у Лавры
В проекте реконструкции грубоватого модернистского здания кинотеатра «Мир», построенного в 1970-е гг. прямо напротив Троице-Сергиевой лавры, Илья Уткин пошел по пути восстановления городской среды. Здание полностью преобразуется и становится похожим на среднерусские торговые ряды. И хотя «реконструируемое здание» здесь изменяется совершенно, у проекта иная цель – образно говоря, он мог бы превратить центральную часть города Загорска обратно в Сергиев Посад, если бы был реализован.23.12.2008
Абсолютная опера // Проект Классика XXIV-MMVIII, 23.12.2008
Пекинский оперный театр Поля Андре представляет собой крайний случай приведения разнообразия форм жизни к абстракции чистой формы. Театры, в особенности оперные, по своему функциональному устройству необычайно сложны – на пятьдесят человек артистов обычно приходится пятьсот человек творческого и технического персонала, половине из которых необходимы отдельные помещения, плюс еще зрители. А тут театр на три зала общей площадью более двухсот тысяч квадратных метров – по нагромождению функциональных процессов и количеству людей это что-то типа муравейника.
23.12.2008
Четыре Китая // Проект Классика, 23.12.2008
С одной стороны, я физически ощущал, что уехал практически на край света. Все-таки пять часовых поясов от дома это не шутка: смена времени, другая еда, другие лица, другой язык. В отдельные моменты делалось даже как-то жутко. Но, с другой стороны, психологически я этого отрыва от родины почти не чувствовал.
22.12.2008
В поисках утраченного времени
Проект реконструкции Гостиного двора в Серпухове Ильи Уткина.08.12.2008
Триумф воли
Анатолий Белов – о презентации книги «Архитектор Вегман» в Белом зале ЦДА.02.12.2008
Сталинское ар-деко в исполнении студентов МАрхИ // Made in future № 4 (2008)
Возможен ли сталинизм без Сталина? В смысле – полноценное сталинское ар-деко? Что побудило меня задаться таким вопросом? Дело в том, что за последние три-четыре года в Архитектурном институте появилось несколько студентов, чьи проекты явно наследуют сталинской архитектуре.
![Вперед, и с песней! Выставка «Вперед, в тридцатые!» в МУАРе Вперед, и с песней! Выставка «Вперед, в тридцатые!» в МУАРе](https://i.archi.ru/i/150/36970.jpg)
27.11.2008
Вперед, и с песней! Выставка «Вперед, в тридцатые!» в МУАРе // walkingcity.ru, 26.11.2008
http://www.walkingcity.ru/article.php?art_id=138
Степана Липгарта и Бориса Кондакова, лидеров модной нынче в мархишных кругах творческой группы «Дети Иофана», я знаю с достаточно давних пор. Степан учился на два курса старше меня в МАрхИ, Борис – на один. Оба они МАрхИ закончили, а я теперь на шестом курсе...
![Закрытый показ Закрытый показ](https://i.archi.ru/i/150/36969.jpg)
27.11.2008
Закрытый показ // walkingcity.ru, 20.11.2008
http://www.walkingcity.ru/article.php?art_id=136
Беседа с Николаем Переслегиным об организованной им выставке студенческих проектов в Стройкомплексе к 75-тилетию МАрхИ.
![Капиталистическая идиллия. Дипломный проект реконструкции ЦДХ Николая Переслегина Капиталистическая идиллия. Дипломный проект реконструкции ЦДХ Николая Переслегина](https://i.archi.ru/i/150/34707.jpg)
20.10.2008
Капиталистическая идиллия. Дипломный проект реконструкции ЦДХ Николая Переслегина // walkingcity.ru, 01.10.2008
http://www.walkingcity.ru/article.php?art_id=135
Думаю, все наслышаны про «Апельсин» Е. Батуриной и сэра Н. Фостера. Так вот, несмотря на то, что свой проект реконструкции ЦДХ Н. Переслегин принялся делать еще тогда, когда никакого «Апельсина» и в помине не было, работу над ним он завершил как раз на пике скандала вокруг этого самого «Апельсина». В результате дипломный проект Н. Переслегина невольно стал восприниматься многими как альтернатива фостеровскому...
![Соблюдайте тишину. Заметки об 11 Архитектурном Биеннале в Венеции Соблюдайте тишину. Заметки об 11 Архитектурном Биеннале в Венеции](https://i.archi.ru/i/150/33777.jpg)
29.09.2008
Соблюдайте тишину. Заметки об 11 Архитектурном Биеннале в Венеции // walkingcity.ru, 24.09.2008
http://www.walkingcity.ru/article.php?art_id=134
13ого сентября – в день официального открытия Биеннале – в Венеции был жуткий ливень. В принципе о погодных условиях того дня можно было бы не писать, если бы не одно «но». Во многом по причине этого треклятого ливня у многих сложилось превратное впечатление о нашей экспозиции, в том числе кое у кого из самих ее участников...
01.09.2008
Семеро в лодке, не считая Иофана // Made in future №4
06.08.2008
Владимир Кузьмин и Владислав Савинкин. Интервью Анатолия Белова
Владимир Кузьмин и Владислав Савинкин – авторы дизайна экспозиции российского павильона на XI венецианской биеннале![Волшебная гора. Спецпроект - экспонаты русского павильона на Венецианском Биеннале 2008 (V) Волшебная гора. Спецпроект - экспонаты русского павильона на Венецианском Биеннале 2008 (V)](https://i.archi.ru/i/150/29206.jpg)
04.08.2008
Волшебная гора. Спецпроект - экспонаты русского павильона на Венецианском Биеннале 2008 (V) // walkingcity.ru, 17.05.2008
http://www.walkingcity.ru:80/article.php?art_id=124
Архитекторов принято классифицировать по стилю, в котором они проектируют. Вернее, не то что бы принято, просто так удобнее всего. У кого в проектах есть капители – тот классик, у кого сплошное остекление – тот модернист. Проще некуда. Но, как мне кажется, такой подход применительно к современной архитектуре не до конца правилен. Дело в том, что многие действующие архитекторы – и наши в том числе – проектируют одновременно и в классике, и в модернизме, а некоторые и вовсе совмещают в своих проектах элементы обоих стилей.
18.07.2008
Интервью с Андреем Владимировичем Боковым. Анатолий Белов
Текст интервью для каталога российского павильона XI венецианской биеннале07.07.2008
Фасад без фасада
Продолжая изучать парадоксы классики Ильи Уткина, Анатолий Белов нашел в проекте виллы вблизи дачи Академии наук в Звенигороде «фасад без фасада»26.06.2008
Симметрия без симметрии
Изучая парадоксы творчества Ильи Уткина, Анатолий Белов обнаружил в проекте виллы «Горки-2» симметрию без симметрии![Орсону Уэллсу понравилось бы Орсону Уэллсу понравилось бы](https://i.archi.ru/i/150/24458.jpg)
02.06.2008
Орсону Уэллсу понравилось бы // walkingcity.ru
http://www.walkingcity.ru/article.php?art_id=122
Театр «Mercury» архитектурного бюро «Проект Меганом» в Барвихе
![Русский экспрессионизм Русский экспрессионизм](https://i.archi.ru/i/150/24455.jpg)
02.06.2008
Русский экспрессионизм // walkingcity.ru
http://www.walkingcity.ru/article.php?art_id=121
Пятиэтажный жилой комплекс Александра Скокана и Андрея Гнездилова, расположенный на углу Борисоглебского переулка и Поварской улицы и официально именуемый «Посольским домом», очень разный. Даже запутаться можно.
![Джентльменское предложение Джентльменское предложение](https://i.archi.ru/i/150/23765.jpg)
20.05.2008
Джентльменское предложение // walkingcity.ru, 17.05.2008
http://www.walkingcity.ru/article.php?art_id=119
Спецпроект - экспонаты русского павильона на Венецианском Биеннале 2008 (II)
![Стеклянные Фермопилы Стеклянные Фермопилы](https://i.archi.ru/i/150/23896.jpg)
19.04.2008
Стеклянные Фермопилы // walkingcity.ru, 16.04.2008
http://www.walkingcity.ru/article.php?art_id=120
Спецпроект - экспонаты русского павильона на Венецианском Биеннале 2008 (III)
![Найдите отличия, или доллары в глазах Найдите отличия, или доллары в глазах](https://i.archi.ru/i/150/21325.jpg)
14.04.2008
Найдите отличия, или доллары в глазах // walkingcity.ru, 13.04.2008
http://www.walkingcity.ru/article.php?art_id=118
Первую премию за конкурс на Музей Гуггенхайма в Вильнюсе получила Заха Хадид
![«Вавилонские башни» из стекла, или технологический кризис модернизма «Вавилонские башни» из стекла, или технологический кризис модернизма](https://i.archi.ru/i/150/21070.jpg)
07.04.2008
«Вавилонские башни» из стекла, или технологический кризис модернизма // walkingcity.ru, 03.04.2008
http://www.walkingcity.ru/article.php?art_id=117
Размышления о скандале вокруг нового терминала Хитроу Р. Роджерса
![Мистика формообразования. Эскизный проект виллы скульптора Аниша Капура авторства Рема Колхаса Мистика формообразования. Эскизный проект виллы скульптора Аниша Капура авторства Рема Колхаса](https://i.archi.ru/i/150/20867.jpg)
30.03.2008
Мистика формообразования. Эскизный проект виллы скульптора Аниша Капура авторства Рема Колхаса // walkingcity.ru, 22.03.2008
http://www.walkingcity.ru/article.php?art_id=116
Недавно Рем Колхас представил на суд общественности два варианта своего эскизного проекта виллы для скульптора Аниша Капура на острове Элевтера на Багамских островах.
![Огурцы, апельсины! Из Лондона, слушай! Покупай! Проект реконструкции ЦДХ сэра Нормана Фостера Огурцы, апельсины! Из Лондона, слушай! Покупай! Проект реконструкции ЦДХ сэра Нормана Фостера](https://i.archi.ru/i/150/20426.jpg)
20.03.2008
Огурцы, апельсины! Из Лондона, слушай! Покупай! Проект реконструкции ЦДХ сэра Нормана Фостера // walkingcity.ru, 16.03.2008
http://www.walkingcity.ru/article.php?art_id=112
"Даже достоинств самых обыкновенных уже не было видно в его произведениях, а между тем они все еще пользовались славою..."
Н. Гоголь, "Портрет".
14 марта в программе «Вести» показали репортаж о скандале вокруг проекта реконструкции здания ЦДХ в Москве, выполненного сэром Норманом Фостером по заказу главы строительного гиганта «Интеко» Елены Батуриной и прозванного в народе «Апельсин». Скандал разразился после того, как проект был представлен на международной выставке MIPIM-2008 в Каннах
![Белая подводная лодка. Вилла Capital Hill Захи Хадид в Барвихе Белая подводная лодка. Вилла Capital Hill Захи Хадид в Барвихе](https://i.archi.ru/i/150/20316.jpg)
18.03.2008
Белая подводная лодка. Вилла Capital Hill Захи Хадид в Барвихе // walkingcity.ru, 13.03.2008
http://www.walkingcity.ru/article.php?art_id=109
Наиболее популярный эпитет, применяемый по отношению к Захе Хадид в России, это «смелая». Особенно ревностно точку зрения о том, что Заха Хадид по-революционному смелый творец, отстаивают московские архитекторы «прозападной» ориентации. При всей сомнительности этого утверждения еще и не до конца понятно, что в данном случае подразумевается под «смелостью» - ведь это довольно широкое понятие. Она смелая, потому что, несмотря на свою половую принадлежность и свое восточное происхождение, смогла добиться международного признания? Ведь, как известно, она единственная женщина-архитектор, равно как и единственный иракский архитектор, с мировым именем. Или она смелая исключительно в творческом плане, как сторонник наиболее прогрессивных методов формообразования? Или она смелая по своей манере одеваться?
![Марш тарелок. О выставке к 100-летию О. Нимейера в «Анфиладе» МУАРа Марш тарелок. О выставке к 100-летию О. Нимейера в «Анфиладе» МУАРа](https://i.archi.ru/i/150/18381.jpg)
16.01.2008
Марш тарелок. О выставке к 100-летию О. Нимейера в «Анфиладе» МУАРа // walkingcity.ru, 11.01.2008
http://www.walkingcity.ru/article.php?art_id=100
Оскар Нимейер один из немногих архитекторов ХХ столетия, чье творчество с трудом поддается какой-либо классификации. И главным образом в этом, как мне представляется, и состоит его уникальность. Архитектура О. Нимейера, безусловно, более чем спорная – по многим показателям – и от того все время так и тянет навесить на нее тот или иной ярлык… Но не получается. Для функционалиста он слишком формалистичен – скульптурен, если угодно – для хай-тека как-то чересчур простоват; а уж о постмодернизме и вовсе говорить не приходится – от него он далек так же, как Ф. Гэри от русской избы. Творчество О. Нимейера настолько самобытно, что любые попытки его к чему-то там приравнять, по-моему, заведомо обречены на провал
![Николай Переслегин - возмутитель спокойствия? Интервью Анатолию Белову Николай Переслегин - возмутитель спокойствия? Интервью Анатолию Белову](https://i.archi.ru/i/150/26283.jpg)
31.12.2007
Николай Переслегин - возмутитель спокойствия? Интервью Анатолию Белову // Архитектурный Вестник №6 (99) 2007, 31.12.2007
http://www.archvestnik.ru/ru/magazine/ab-6-99-2007/10-03-2008/nikolai-pereslegin-vozmutitel-spokoistviya-intervyu-anatoliyu-be
Некий Николай Переслегин в сентябре этого года издал про себя книгу. Ну и что в этом, казалось бы, такого экстраординарного? Вся интрига в том, что означенный Н.Переслегин – студент МАрхИ шестого курса – более такого, параллельно он является еще и дублером В.И.Ресина. А это уже беспрецедентное явление. Ну, где это видано, где это слыхано, чтобы студент МАрхИ так себя пиарил, да вдобавок к этому занимал такую должность в правительственной структуре? Когда такое было? И интерес к этому событию с нашей стороны тем сильнее, что проекты, опубликованные в книге, по уровню проработанности и качеству подачи зачастую мало чем уступают работам самых модных отечественных архитекторов. Наш корреспондент Анатолий Белов решил встретиться с Н.Переслегиным, дабы разобраться в этой таинственной и, вместе с тем, довольно забавной истории.
04.12.2007
Боязнь высоты. О выставке Алваро Сизы в Анфиладе МУАРа // walkingcity.ru, 29.11.2007
http://www.walkingcity.ru/article.php?art_id=92
Для меня всегда оставалось загадкой, в чем прелесть минимализма. Моих друзей и наставников, которые в большинстве своем люди прогрессивные и чувствительные к тонкостям современной архитектуры, это всегда коробило. Ну, как же, пытались объяснить мне они, создать изощренную по пластике и пропорциям форму и при этом добиться такого эффекта, чтобы она смотрелась как нечто донельзя простое и незамысловатое – не в этом ли высший пилотаж архитектора?
01.09.2007
Кусочек дворца // Made in future №2
09.06.2007
Бетонные сады
Репортаж с лекции ландшафтного архитектора Мишеля Девиня в клубе «Красный Октябрь»06.06.2007
Maxwan и шоколадная фабрика
Отчет о презентации архитектуры группы Maxwan в Москве![](https://archi.ru/img/loader_1.gif)
Избранные авторы:
Пресса:
Блоги:
20.09.2023 / 11.09.2023,
Блог архитектора Александра Антоненко
Блог архитектора Александра Антоненко
Сурский сквер в Волгограде
29.08.2023 / 29.08.2023,
Сноб.ру
Сноб.ру
Григорий Ревзин: К вопросу о специфике русского чувства формы
06.07.2023 / 02.07.2023,
Блог архитектора Александра Антоненко
Блог архитектора Александра Антоненко