Анатолий Белов

статьи:

02.09.2016

Квази-гармония в цепких когтях прогресса и мосты в будущее // Блог Михаила Анатольевича Белова, 01.09.2016

Подразумевается, что прогресс это хорошо. А почему, собственно?Размышления архитектора Михаила Белова.
10.07.2015

Жизнь на бегу

В связи с выходом 76-го номера журнала ПРОЕКТ РОССИЯ публикуем тематическую статью этого выпуска за авторством главного редактора ПР Анатолия Белова.
09.02.2013

Архитекторы большого города: Илья Уткин // Большой Город, 08.02.2013

Один из основоположников бумажной архитектуры — о картонных оконных рамах, упрямстве заказчиков и ценности прошлого.
20.12.2012

Музейный комплекс «Золотой век» в Люблино // Большой Город, 20.12.2012

БГ продолжает публиковать проекты молодых архитекторов. В этом выпуске — музейный комплекс для Музея старинных автомобилей и мотоциклов, Музея коневодства, Музея вычислительной техники, Музея почты и Музея Горсовета.
10.12.2012

Архитекторы большого города. Михаил Хазанов // Большой Город, 10.12.2012

О дореволюционных кубиках, кавалерийском полке и ателье «Татьяна», о траурном оформлении Колонного зала и свободе в курортной архитектуре, а также о том, чем заканчиваются российские конкурсы и кому помешал новый музей ГЦСИ.
30.11.2012

Прожекты. Благоустройство парка в Щукино // Большой Город, 30.11.2012

Все знают, что Москва — город не для людей, в котором разрушают и рубят красивое старое и строят некрасивое новое — и вообще, ничего не понимают про организацию городского пространства. Чтобы выяснить, что ждет наш город в будущем, БГ теперь будет публиковать самые интересные городские проекты молодых архитекторов и урбанистов — и спрашивать у местных жителей, как им.
20.11.2012

Архитекторы большого города. Борис Шабунин // Большой Город, 19.11.2012

Здание общества «Детский труд и отдых», советские и постсоветские заказчики, вредоносный 94-й закон, непозволительная гордость, правовое поле для архитекторов, а также эйфория, тревога и здравый смысл.
27.09.2012

Архитекторы большого города. Антон Мосин // Большой Город, 27.09.2012

Архитектор Антон Мосин — о нонконформизме в МАРХИ 1980-х, работе архитектора в ФРГ, постсоветских заказчиках, а также о русской неопределенности, любви к лазейкам и кумовстве.
24.09.2012

Архитекторы большого города. Владимир Плоткин // Большой Город, 21.09.2012

Архитектурный вкус Юрия Лужкова, Рикардо Бофилл в Москве в конце 1980-х, визуальная среда, искусство компромисса и дырка для бен Ладена.
02.02.2012

Заметка архитектора Анатолия Белова о прошедшей пресс-конференции // [Facebook], 02.02.2012

Заметки с пресс-конференции Александра Кузьмина по поводу конкурса на развитие территории бывшей гостиницы «Россия».
02.03.2010

Список Аввакумова // Архитектурный Вестник 1 (112) 2010, 28.08.2010

В 1992 году в Белом Зале Московского Архитектурного Института состоялась выставка под названием «Бумажная архитектура. Alma mater». Юрий Аввакумов, курировавший ту выставку, в интервью Жанне Васильевой, опубликованном в 16-17 номере журнала «Креатив» за 2004 год, охарактеризовал это событие как прощальную акцию, как «похороны» бумажной архитектуры...
11.01.2010

Памяти Давида Ашотовича Саркисяна // walkingcity.ru, 01.10.2010

Честно говоря, представить себе не мог, что когда-нибудь буду писать о Давиде Ашотовиче Саркисяне в прошедшем времени – он был человеком настолько энергичным, жизнелюбивым, что казалось, всех десять раз переживет… Но вот его не стало.
24.10.2009

Sustainability по-русски // walkingcity.ru, 21.09.2009

Об итогах международного конкурса "Urban technologies for urban sustainability"
17.05.2009

Смена декораций // Проект Классика XXVIII-MMIX

Ресторан «1812 год» Сергея Бархина (автором рабочего проекта является Дмитрий Пшеничников, автором идеи – Александр Кузьмин) на Садовой-Кудринской – это не классика в привычном смысле слова. В его архитектуре наравне с классическими элементами присутствуют также элементы эклектики, постмодерна и даже модернизма.
05.05.2009

Правила игры. Концепция выставки «Сыграем в классику» // Проект Классика XXVIII-MMIX

Творческие методики и стилевые предпочтения участников выставки «Сыграем в классику» имеют больше различий, нежели сходств. Это видно невооруженным глазом – их проекты говорят сами за себя.
20.04.2009

Цветная революция в Большом

О декорациях Ильи Уткина и Евгения Монахова к балету «Пламя Парижа»
02.02.2009

Мираж утраченной столицы // walkingcity.ru, 30.01.2009

Заголовок данной статьи был придуман не мной – это фраза, выхваченная из текста пояснительной записки к дипломному проекту Рубена Аракеляна. На мой взгляд, именно это словосочетание наиболее полно отражают концепцию, если не сказать философию, самого проекта. Почему, станет ясно чуть дальше. Дипломный проект Рубена – это жилой массив, разработанный для города Еревана...
30.12.2008

Гостиный двор у Лавры

В проекте реконструкции грубоватого модернистского здания кинотеатра «Мир», построенного в 1970-е гг. прямо напротив Троице-Сергиевой лавры, Илья Уткин пошел по пути восстановления городской среды. Здание полностью преобразуется и становится похожим на среднерусские торговые ряды. И хотя «реконструируемое здание» здесь изменяется совершенно, у проекта иная цель – образно говоря, он мог бы превратить центральную часть города Загорска обратно в Сергиев Посад, если бы был реализован.
23.12.2008

Абсолютная опера // Проект Классика XXIV-MMVIII, 23.12.2008

Пекинский оперный театр Поля Андре представляет собой крайний случай приведения разнообразия форм жизни к абстракции чистой формы. Театры, в особенности оперные, по своему функциональному устройству необычайно сложны – на пятьдесят человек артистов обычно приходится пятьсот человек творческого и технического персонала, половине из которых необходимы отдельные помещения, плюс еще зрители. А тут театр на три зала общей площадью более двухсот тысяч квадратных метров – по нагромождению функциональных процессов и количеству людей это что-то типа муравейника.
23.12.2008

Четыре Китая // Проект Классика, 23.12.2008

С одной стороны, я физически ощущал, что уехал практически на край света. Все-таки пять часовых поясов от дома это не шутка: смена времени, другая еда, другие лица, другой язык. В отдельные моменты делалось даже как-то жутко. Но, с другой стороны, психологически я этого отрыва от родины почти не чувствовал.
22.12.2008

В поисках утраченного времени

Проект реконструкции Гостиного двора в Серпухове Ильи Уткина.
08.12.2008

Триумф воли

Анатолий Белов – о презентации книги «Архитектор Вегман» в Белом зале ЦДА.
02.12.2008

Сталинское ар-деко в исполнении студентов МАрхИ // Made in future № 4 (2008)

Возможен ли сталинизм без Сталина? В смысле – полноценное сталинское ар-деко? Что побудило меня задаться таким вопросом? Дело в том, что за последние три-четыре года в Архитектурном институте появилось несколько студентов, чьи проекты явно наследуют сталинской архитектуре.
27.11.2008

Вперед, и с песней! Выставка «Вперед, в тридцатые!» в МУАРе // walkingcity.ru, 26.11.2008

Степана Липгарта и Бориса Кондакова, лидеров модной нынче в мархишных кругах творческой группы «Дети Иофана», я знаю с достаточно давних пор. Степан учился на два курса старше меня в МАрхИ, Борис – на один. Оба они МАрхИ закончили, а я теперь на шестом курсе...
27.11.2008

Закрытый показ // walkingcity.ru, 20.11.2008

Беседа с Николаем Переслегиным об организованной им выставке студенческих проектов в Стройкомплексе к 75-тилетию МАрхИ.
20.10.2008

Капиталистическая идиллия. Дипломный проект реконструкции ЦДХ Николая Переслегина // walkingcity.ru, 01.10.2008

Думаю, все наслышаны про «Апельсин» Е. Батуриной и сэра Н. Фостера. Так вот, несмотря на то, что свой проект реконструкции ЦДХ Н. Переслегин принялся делать еще тогда, когда никакого «Апельсина» и в помине не было, работу над ним он завершил как раз на пике скандала вокруг этого самого «Апельсина». В результате дипломный проект Н. Переслегина невольно стал восприниматься многими как альтернатива фостеровскому...
29.09.2008

Соблюдайте тишину. Заметки об 11 Архитектурном Биеннале в Венеции // walkingcity.ru, 24.09.2008

13ого сентября – в день официального открытия Биеннале – в Венеции был жуткий ливень. В принципе о погодных условиях того дня можно было бы не писать, если бы не одно «но». Во многом по причине этого треклятого ливня у многих сложилось превратное впечатление о нашей экспозиции, в том числе кое у кого из самих ее участников...
01.09.2008

Семеро в лодке, не считая Иофана // Made in future №4

06.08.2008

Владимир Кузьмин и Владислав Савинкин. Интервью Анатолия Белова

Владимир Кузьмин и Владислав Савинкин – авторы дизайна экспозиции российского павильона на XI венецианской биеннале
04.08.2008

Волшебная гора. Спецпроект - экспонаты русского павильона на Венецианском Биеннале 2008 (V) // walkingcity.ru, 17.05.2008

Архитекторов принято классифицировать по стилю, в котором они проектируют. Вернее, не то что бы принято, просто так удобнее всего. У кого в проектах есть капители – тот классик, у кого сплошное остекление – тот модернист. Проще некуда. Но, как мне кажется, такой подход применительно к современной архитектуре не до конца правилен. Дело в том, что многие действующие архитекторы – и наши в том числе – проектируют одновременно и в классике, и в модернизме, а некоторые и вовсе совмещают в своих проектах элементы обоих стилей.
18.07.2008

Интервью с Андреем Владимировичем Боковым. Анатолий Белов

Текст интервью для каталога российского павильона XI венецианской биеннале
07.07.2008

Фасад без фасада

Продолжая изучать парадоксы классики Ильи Уткина, Анатолий Белов нашел в проекте виллы вблизи дачи Академии наук в Звенигороде «фасад без фасада»
26.06.2008

Симметрия без симметрии

Изучая парадоксы творчества Ильи Уткина, Анатолий Белов обнаружил в проекте виллы «Горки-2» симметрию без симметрии
02.06.2008

Орсону Уэллсу понравилось бы // walkingcity.ru

Театр «Mercury» архитектурного бюро «Проект Меганом» в Барвихе
02.06.2008

Русский экспрессионизм // walkingcity.ru

Пятиэтажный жилой комплекс Александра Скокана и Андрея Гнездилова, расположенный на углу Борисоглебского переулка и Поварской улицы и официально именуемый «Посольским домом», очень разный. Даже запутаться можно.
20.05.2008

Джентльменское предложение // walkingcity.ru, 17.05.2008

Спецпроект - экспонаты русского павильона на Венецианском Биеннале 2008 (II)
19.04.2008

Стеклянные Фермопилы // walkingcity.ru, 16.04.2008

Спецпроект - экспонаты русского павильона на Венецианском Биеннале 2008 (III)
14.04.2008

Найдите отличия, или доллары в глазах // walkingcity.ru, 13.04.2008

Первую премию за конкурс на Музей Гуггенхайма в Вильнюсе получила Заха Хадид
07.04.2008

«Вавилонские башни» из стекла, или технологический кризис модернизма // walkingcity.ru, 03.04.2008

Размышления о скандале вокруг нового терминала Хитроу Р. Роджерса
30.03.2008

Мистика формообразования. Эскизный проект виллы скульптора Аниша Капура авторства Рема Колхаса // walkingcity.ru, 22.03.2008

Недавно Рем Колхас представил на суд общественности два варианта своего эскизного проекта виллы для скульптора Аниша Капура на острове Элевтера на Багамских островах.
20.03.2008

Огурцы, апельсины! Из Лондона, слушай! Покупай! Проект реконструкции ЦДХ сэра Нормана Фостера // walkingcity.ru, 16.03.2008

"Даже достоинств самых обыкновенных уже не было видно в его произведениях, а между тем они все еще пользовались славою..." Н. Гоголь, "Портрет". 14 марта в программе «Вести» показали репортаж о скандале вокруг проекта реконструкции здания ЦДХ в Москве, выполненного сэром Норманом Фостером по заказу главы строительного гиганта «Интеко» Елены Батуриной и прозванного в народе «Апельсин». Скандал разразился после того, как проект был представлен на международной выставке MIPIM-2008 в Каннах
18.03.2008

Белая подводная лодка. Вилла Capital Hill Захи Хадид в Барвихе // walkingcity.ru, 13.03.2008

Наиболее популярный эпитет, применяемый по отношению к Захе Хадид в России, это «смелая». Особенно ревностно точку зрения о том, что Заха Хадид по-революционному смелый творец, отстаивают московские архитекторы «прозападной» ориентации. При всей сомнительности этого утверждения еще и не до конца понятно, что в данном случае подразумевается под «смелостью» - ведь это довольно широкое понятие. Она смелая, потому что, несмотря на свою половую принадлежность и свое восточное происхождение, смогла добиться международного признания? Ведь, как известно, она единственная женщина-архитектор, равно как и единственный иракский архитектор, с мировым именем. Или она смелая исключительно в творческом плане, как сторонник наиболее прогрессивных методов формообразования? Или она смелая по своей манере одеваться?
16.01.2008

Марш тарелок. О выставке к 100-летию О. Нимейера в «Анфиладе» МУАРа // walkingcity.ru, 11.01.2008

Оскар Нимейер один из немногих архитекторов ХХ столетия, чье творчество с трудом поддается какой-либо классификации. И главным образом в этом, как мне представляется, и состоит его уникальность. Архитектура О. Нимейера, безусловно, более чем спорная – по многим показателям – и от того все время так и тянет навесить на нее тот или иной ярлык… Но не получается. Для функционалиста он слишком формалистичен – скульптурен, если угодно – для хай-тека как-то чересчур простоват; а уж о постмодернизме и вовсе говорить не приходится – от него он далек так же, как Ф. Гэри от русской избы. Творчество О. Нимейера настолько самобытно, что любые попытки его к чему-то там приравнять, по-моему, заведомо обречены на провал
31.12.2007

Николай Переслегин - возмутитель спокойствия? Интервью Анатолию Белову // Архитектурный Вестник №6 (99) 2007, 31.12.2007

Некий Николай Переслегин в сентябре этого года издал про себя книгу. Ну и что в этом, казалось бы, такого экстраординарного? Вся интрига в том, что означенный Н.Переслегин – студент МАрхИ шестого курса – более такого, параллельно он является еще и дублером В.И.Ресина. А это уже беспрецедентное явление. Ну, где это видано, где это слыхано, чтобы студент МАрхИ так себя пиарил, да вдобавок к этому занимал такую должность в правительственной структуре? Когда такое было? И интерес к этому событию с нашей стороны тем сильнее, что проекты, опубликованные в книге, по уровню проработанности и качеству подачи зачастую мало чем уступают работам самых модных отечественных архитекторов. Наш корреспондент Анатолий Белов решил встретиться с Н.Переслегиным, дабы разобраться в этой таинственной и, вместе с тем, довольно забавной истории.
04.12.2007

Боязнь высоты. О выставке Алваро Сизы в Анфиладе МУАРа // walkingcity.ru, 29.11.2007

Для меня всегда оставалось загадкой, в чем прелесть минимализма. Моих друзей и наставников, которые в большинстве своем люди прогрессивные и чувствительные к тонкостям современной архитектуры, это всегда коробило. Ну, как же, пытались объяснить мне они, создать изощренную по пластике и пропорциям форму и при этом добиться такого эффекта, чтобы она смотрелась как нечто донельзя простое и незамысловатое – не в этом ли высший пилотаж архитектора?
06.09.2007

Школа Джеймсов Бондов. О недавно вышедшей книге Н. Переслегина «Concept 007» // walkingcity.ru, 01.09.2007

01.09.2007

Кусочек дворца // Made in future №2

09.06.2007

Бетонные сады

Репортаж с лекции ландшафтного архитектора Мишеля Девиня в клубе «Красный Октябрь»
06.06.2007

Maxwan и шоколадная фабрика

Отчет о презентации архитектуры группы Maxwan в Москве

Избранные авторы:

  • Нина Фролова
  • Григорий Ревзин
  • Анна Мартовицкая
  • Юлия Тарабарина
  • Николай Малинин
  • Мария Фадеева
  • Александр Змеул
  • Сергей Хачатуров
  • Алексей Муратов
  • Алексей Тарханов
  • Владимир Белоголовский
  • Ольга Кабанова
  • Александр Раппапорт
  • Александр Ложкин
  • Василий  Бабуров
  • Андрей  Иванов

Пресса:

Блоги:

7 архитектурных чудес современности
21.02.2019 / 00.00.0000,

7 архитектурных чудес современности

Рассказываем об удивительных сооружениях, которые могли бы претендовать на место в списке новейших чудес света.
Жилой район Борстай в Мюнхене: дома для рабочих, похожие на дворцы
14.02.2019 / 14.02.2019,
Журнал berlogos

Жилой район Борстай в Мюнхене: дома для рабочих, похожие на дворцы

Здесь трудно поверить в то, что находишься в Баварии. Район Борстай (Borstei) в Мюнхенене похож ни на уютный центр города с его великолепной неоготической ратушей, ни на элегантные кварталы югендстиля, ни на новые «спальные» районы с традиционными для Германии «кубиками» 4-5-х этажных домов. Борстай вообще не выглядит как район, где живут обычные люди. Гораздо больше это место напоминает странную смесь Версаля, Диснейленда, заповедного леса и музея изобразительных искусств.
Кайдзи Чен: «Вы никогда не должны позволять инструментам ограничивать вас»
13.02.2019 / 07.02.2019,
Журнал berlogos

Кайдзи Чен: «Вы никогда не должны позволять инструментам ограничивать вас»

Дизайнер поверхностей и материалов из США, лауреат 12 премий, рассказала о работе с материалами, техниках и технологиях, ограничениях, открытиях и собственных проектах.