Макет

Архитектурно-градостроительная концепция реконструкции площади Ленина в Серпухове

/ Architectural and town-planning concept of reconstruction of Lenina Square in Serpuhov

информация:

Илья Уткин

Илья Уткин /

Ilya Utkin / Россия
Студия Уткина

Студия Уткина /

U-Studio / Россия
авторский коллектив
Илья Уткин, ...


Макет

Архи.ру об этом объекте:

22.12.2008

Анатолий Белов. В поисках утраченного времени

Проект реконструкции Гостиного двора в Серпухове Ильи Уткина.

История Гостиного двора, расположенного на площади Ленина в Серпухове до революции – Торговая площадь сложна, запутана, и полна драматических событий, как, впрочем, история любого памятника архитектуры в нашей стране. Возведен этот Гостиный двор был ...   читать дальше
Панорама

описание:

Исторические этапы архитектурного формирования бывшей Торговой площади (ныне площади Ленина):
Главная торговая площадь размером 200 х 200 м была запроектирована по Екатерининскому «Плану реконструкции уездных городов Московской губернии» и была утверждена в 1783 году.

-По плану площадь задумывалась и была использована как главное торговое место города Серпухова на дороге Москва Тула. Всё началось со строительства двух деревянных шатров в 1788г только обозначавших торговое место. Площадь застраивалась медленно и неохотно.

- Градостроительное формирование каменного периметра площади произошло только к середине 19 века. В центре площади строились и ломались деревянные лавки. Строительство Гостиного двора в центре площади началось в 1845г Архитектор Д. Ф. Борисов.

–В 1854 г. возвели небольшую часовню им. Александра Невского в память убитого террористами Александра 2ого. В 1882г после долгих тяжб (строить или не строить) началось строительство Храма. Архитектор М Арсеньев.

- В 1910 был перестроен и Гостиный Двор. Архитектор Аппельрот.

-В 20ых годах Храм был сломан и площадь использовалась для сооружения трибун и праздничных демонстраций.

-В послевоенные годы благоустройство площади подверглось полной реконструкции. Вокруг Гостиного Двора было организовано круговое транспортное движение. А её периметр засажен лиственными деревьями.

-В начале семидесятых годов был сооружён памятник Ленину и построен кинотеатр «Дружба».

Сегодня площадь Ленина сохранила облик конца шестидесятых годов. Правда, деревья выросли ещё больше, а часть домов превратились в руины. Сейчас это не площадь, а скорее парк с круговой развязкой автотранспорта. В советское время так и не удалось архитектурно преобразовать это место, созданное исторически как рынок, в центральную презентабельную площадь города. Презентабельной она не получилась, несмотря на памятник Ленину и кинотеатр. Для этого потребовалась бы глобальная перестройка всей архитектуры площади. Сейчас снос архитектуры, имеющей историческую ценность преступление, а презентабельность не самоцель. Сохранение исторического наследия насущная необходимость сегодняшнего дня. Принятый проект Генерального плана г. Серпухова отметил реконструкцию площади Ленина как одну из главных задач города. Принята схема охранных заповедных зон, в которую входит и площадь Ленина. На охрану поставлены здания Торговых рядов и Гостиный двор.

НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПЛОЩАДИ ЛЕНИНА
Сделать центральную площадь привлекательной для отдыха жителей и многочисленных туристов, посещающих памятники старины, входит в задачу реконструкции города. Этому способствует привлечение в первую очередь объектов культурного назначения: выставочных и музыкальных залов, небольших музеев, художественных галерей. Бытового назначения: магазинов, салонов, и небольших гостиниц. А так же развлекательно-туристического характера: кафе, ресторанов, клубов.

ТРАНСПОРТ
Сейчас площадь Ленина это большая транспортная развязка.
Вывод транзитного транспорта с площади – одна из основных задач города.
Проектным предложением предусматриваются парковочные места в подземной автостоянке, на 630 машин. Подъезд автотранспорта к зданиям на площади остаётся без изменений.

ГОСТИННЫЙ ДВОР
Здание Гостиного Двора, построенного по проекту Д. Ф. Борисова в 1845-46гг., завершало архитектурную композицию уже сложившейся площади. За 60 лет использования многократно достраивалось и перестраивалось.
Чертежей фасадов в архиве не сохранилось. Документом является открыточная фотография, сделанная сразу после постройки церкви Александра Невского.
Здание имело архитектуру позднего неоклассицизма, построенного в тяжёлых монументальных формах было масштабно и хорошо держало композицию всей площади.
Но к 1910году оно уже не удовлетворяло потребности в площадях и вкусы публики к этому времени изменились. Реконструкция была поручена архитектору Аперьроту.
В архивах сохранились утверждённые чертежи постройки. Существующее здание обстраивалось новым фасадом в модном тогда стиле « русской кирпичной неоготики».
И по стилю связывалось с архитектурой храма Александра Невского. В советское время дом так же неоднократно перестраивался и варварски ремонтировался. Утеряны многие архитектурные детали фасада. Перепланировка разрушила подлинные стены.
 К тому же размеры проектные не совпадают с размерами в планах БТИ
Для историков реставраторов важен не проект, а постройка, дошедшая до нас в подлиннике. Поэтому потребуется проект научной реставрации этого исторического памятника. Предметом охраны и реставрации, скорее всего, остаются только фасады Гостиного Двора.
В проектном предложении предусматривается реставрация фасадов и перекрытие Гостиного Двора единой кровлей для приспособления здания под новую функцию. Предлагается использовать внутреннее пространство как Центральный многофункциональный зал для устройства выставок, собраний и музыкальных вечеров.
Основное двухсветное пространство окружено проходной галереей. Главное фойе находится на отметке минус первого этажа. Но при необходимости в зал можно зайти и прямо с площади. Устройство концертов и выставок не требуют естественного света, но помещения администрации здания на втором этаже освещены существующими арочными окнами. На эксплуатируемой кровле – видовая площадка. Необходимые технические помещения располагаются на минус первом этаже. Там же располагается ещё один выставочный зал для периодических экспозиций.

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ГОСТИННЫЙ ДВОР»
В проектном предложении предполагается занять под «Многофункциональный комплекс» всю центральную часть площади, служившую транспортным кольцом.
Все помещения комплекса располагаются фактически под реальной поверхностью
 площади, кроме исторических «Красных рядов». Новое покрытие площади почти горизонтально (имеется необходимый ливневой уклон). Новая площадь также должна быть многофункциональна. На ней можно будет воздвигать сборно-разборные конструкции для аттракционов, концертов, праздников, ярмарок и временных палаток в базарные дни. На ней так же можно принимать артистов-гастролёров, кочующих из города в город в летнее время года. Основное функциональное пространство комплекса располагается под поверхностью площади. На эту отметку мы попадаем, спускаясь по парадной лестнице в открытое каре, заглублённое перед историческим фасадом Гостиного двора. С этого открытого двора мы и входим в фойе выставочного зала и в галереи современных торговых рядов, магазинов, салонов, бутиков. Ещё ниже – гаражное пространство для парковки автомобилей. На подземный уровень парковки можно заехать с улицы Революции по односторонней рампе и выехать в сторону улицы Аристова. (или наоборот). Гараж разделён по нормам на шесть отсеков с общим проездом с блоком лестниц и лифтов. С уровня парковки на лифте или по лестнице мы можем подняться в открытый двор Гостиного Двора или на основную поверхность площади. А можем сразу попасть в фойе Главного выставочного зала.

КОНСТРУКЦИИ
Проектное предложение предусматривает использование современных технологий монолитного строительства. Предельно простая схема устройства подземного паркинга с шагом колонн 8,60 х 8,60 обеспечивает максимальное количество комфортно расставленных автомобилей и является конструктивной основой для реставрируемой стены Гостиного двора.

РЕГЕНЕРАЦИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ЗАСТРОЙКИ
В комплекс работ по реконструкции входят так же работы по регенерации всех кварталов, окружающих площадь. Каждое владение требует индивидуального подхода.
Архитектура, цветовая гамма фасадов должны соответствовать общему пространственному решению. И новые застройщики должны учитывать новые условия и их функциональные потребности.

ХРАМ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
По решению Советов депутатов г. Серпухова храм необходимо восстановить.
И в наше проектное предложение входит план восстановления церкви, разрушенной в двадцатых годах. Но на самом деле это решение требует серьёзного анализа. Во-первых для научной реставрации нет необходимых материалов. В архивах можно найти только несколько мутных фотографий. И постройка новодела не будет иметь никакой исторической ценности. Во-вторых – композиционно место для храма не совсем удачное. И в третьих – нужен ли вообще торгово-развлекательному центру города храм-новодел, когда вокруг столько подлинных церквей, нуждающихся во внимании и реставрации. Я считаю, что можно построить часовню над фундаментом разрушенного храма.

Илья Уткин

Разрез 1-1
Разрез 2-2
Разрез 2-2
Разрез
Серпухов, Красные ряды
-1 уровень
10-1 и первый этаж
10-3-1 этаж
Уровень -2
Нулевой уровень
Генплан существующей площади
Старая фотография площади
Фасад
Фасад архтектора Аппельрота
Фрагмент плана Серпухова 1826 г.
Генплан Гостиного двора Сергея Апельрота
Генплан 1910 года, наложенный на существующий генплан
Церковь Александра Невского

Илья Уткин,

другие постройки:
  • Жилой район в Кадашевской слободе, Москва
  • Административно-деловой центр города Перми, Пермь
  • Реконструкция кинотеатра «Мир» в Сергиевом Посаде, Сергиев Посад
  • Сценография к спектаклю "Пламя Парижа", Москва
  • Вилла Калипсо, Москва
  • Вилла № 10,
  • Вилла № 9,
  • Дом архитектора Ильи Уткина в деревне Бодачёво,
  • Жилой микрорайон «Марфино» (Илья Уткин), Москва

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Вера Бутко
  • Сергей Скуратов
  • Александр Асадов
  • Екатерина Грень
  • Левон Айрапетов
  • Владимир Ковалёв
  • Полина Воеводина
  • Александр Бровкин
  • Павел Андреев
  • Станислав Белых
  • Михаил Канунников
  • Илья Машков
  • Юрий Сафронов
  • Всеволод Медведев
  • Наталья Сидорова
  • Олег Шапиро
  • Василий Крапивин
  • Илья Уткин
  • Андрей Асадов
  • Роман Леонидов
  • Екатерина Кузнецова
  • Антон Яр-Скрябин
  • Алексей Гинзбург
  • Иван Кожин
  • Никита Явейн
  • Никита Токарев
  • Антон Лукомский
  • Рустам Керимов
  • Олег Мединский
  • Арсений Леонович
  • Юлия Тряскина
  • Наталия Зайченко
  • Валерий Лукомский
  • Николай Миловидов
  • Евгений Герасимов
  • Александра Кузьмина
  • Владимир Плоткин
  • Наталия Шилова
  • Тотан Кузембаев
  • Никита Бирюков
  • Зураб Басария
  • Игорь Шварцман
  • Сергей Орешкин
  • Сергей Чобан
  • Олег Карлсон
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Марк Сафронов
  • Иван Рубежанский
  • Константин Ходнев
  • Карен Сапричян
  • Дмитрий Васильев
  • Андрей Романов
  • Андрей Гнездилов
  • Юлий Борисов
  • Антон Надточий
  • Валерия Преображенская
  • Александр Скокан
  • Александр Попов
  • Анатолий Столярчук
  • Дмитрий Ликин
  • Сергей Кузнецов
  • Даниил Лоренц
  • Сергей Сенкевич
  • Сергей Труханов
  • Антон Бондаренко

Проект из каталога (случайный выбор)

Жилой комплекс «Морская резиденция»
Сергей Орешкин, 2014 – 2014
Жилой комплекс «Морская резиденция»

Постройки и проекты (новые записи):

  • ЖК «Новокрасково»
  • Вилла-BG_019
  • Концепция благоустройства пешеходных зон и общественных пространств на намывных территориях Невской губы
  • Храм в честь иконы Божией Матери «Умиление»
  • Павильон виртуальной реальности или VR-павильон
  • Концепция модернизации центрального парка в Красногорске
  • Театр Mercury в Барвиха Luxury Village
  • Архитектурно-градостроительная концепция развития села Кубенского
  • Проект реконструкции сельского клуба в культурный центр в селе Косаричи

Новости российской архитектуры:

Город в пригороде
25.03.2019

Город в пригороде

Александр Скокан, Дмитрий Гусев, Илья Ивлев
Школа нового поколения
19.03.2019

Школа нового поколения

Юлий Борисов

Технологии:

12.03.2019

Игра контрастов титан-цинка

История о превращении домика-стилизации в небольшой, но свежий пример современной архитектуры, в разговоре Леонида Голованова, директора российского представительства компании RHEINZINK, с ее авторами – архитекторами Алексеем Афоничкиным и Сергеем Марковым, партнерами Архитектурного бюро А4.
RHEINZINK
04.03.2019

Российский завод уникального кирпича ручной формовки «Донские Зори» приглашает в Крокус Экспо на MosBuild!

Посетителей ждут новые архитектурные каталоги, технические консультации и специальные скидки!
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
26.02.2019

«Братья» с разным характером клинкерного фасада

Различия между корпусами жилого комплекса «Братья Гершвин» в Амстердаме подчеркнуты насыщенными тонами клинкера Hagemeister.
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
25.02.2019

Гладкая фактура и линейная разгранка: новые панели KMEW на российском рынке

Рассматриваем, каким образом американские и канадские архитекторы используют три самые популярные фактуры японских панелей из фиброцемента.
КМ-Технология - официальный дистрибьютор KMEW в России
13.02.2019

Ворота от «ZABOR–MODERN.RU» – технологично, стильно и надежно

От эконом-версии до складывающейся механики «гармошка». Ворота – Ваша визитная карточка, на которой нельзя экономить.
Zabor Modern
11.02.2019

Клинкер “Brick to Click” для мегафасадов

О надежности, легкости крепления и других достоинствах вентилируемой навесной конструкции из клинкерной плитки – на примере масштабного и очень высокого жилого комплекса «Сердце столицы».
Ströher
другие статьи