Примем – не примем. Заседание общественного совета 17 декабря

Повестка прошедшего общественного совета была предельно насыщенной – 10 объектов, половина из которых буквально-таки всплыла из небытия многолетнего болтания по чиновничьим коридорам. Однако положительного исхода в судьбе «долголетников» так и не последовало – проект дома в 4-м Котельническом переулке, а также проект здания на месте хлебозавода на Валовой улице (ТПО «Резерв») отправлены на доработку, дома на Проспекте Мира (бюро «Остоженка») вообще не будет. Также на дообработку отправили вторую часть 'Westrn gate' на Можайском шоссе. Совет оказался благосклоннее к проектам с социальной ориентацией: приняли концепцию западного речного порта, проекты стадиона в Измайлово, еврейского общинного центра и пересадочных узлов «Выхино» и «Косино».

mainImg

Александр Кузьмин открыл заседание обсуждением реконструкции западного речного порта, представляющей непосредственный интерес для мэрии, поскольку порт будет обслуживать Москву-Сити. Он расположен на противоположном берегу, напротив ММДЦ. Проект уже побывал на совете и после корректировки резко поубавил в высоте, сократившись до 2-х этажей, чтобы не испортить виды на знаменитую церковь Покрова в Филях. В комплексе остались автостоянка на 8 тыс. мест и функция логистики, использующая сразу три вида транспорта – железную дорогу, реку и новую магистраль, связывающую северный дублер Кутузовки со Звенигродским шоссе. Со стороны города порт выглядит как «зеленая территория в холмах» – так охарактеризовал проект Александр Кузьмин. Мэру концепция понравилась, ее приняли.

Следующим на дискуссию вынесли предпроектное предложение по реконструкции стадиона в Измайлово, подготовленное ГУП Моспроект-4 (Андрей Боков, Дмитрий Буш). Центральный стадион столицы начали строить здесь еще в 1930-е. Тогда он носил имя Сталина, а одним из авторов проекта был Борис Иофан. Перед Олимпиадой 1980-го стадион перестроили, сохранив от прежнего сохранился «бункер» под игровым полем. В новом проекте предлагается вернуть иофановское решение фасада и воссоздать небольшой участок стадиона по первоначальному проекту. Будет реконструировано легкоатлетическое ядро с футбольным полем, стадион будет приспособлен под соревнования по регби. В новой части заметны два козырька изогнутой формы – под одним расположены зрительские места, под другим, покрупнее – спортивная гостиница на 200 номеров. Проект рассматривался повторно – в предыдущем варианте он захватывал часть природного комплекса, архитекторам порекомендовали это устранить; теперь «вопрос решили», и мэр с нынешним вариантом согласился.

Проект еврейского общинного комплекса в Спасоглинищевском переулке (который официально именуется так: развитие территории под комплекс) уже рассматривали на совете, и сравнительно недавно. Помнится, тогда мэр пригрозил отобрать участок у двух его совладельцев (двух разных общин), если они не смогут договориться между собой. И надо же, договорились! Нынешняя концепция, выполненная мастерской АРТЭ+ под руководством Владимира Юдинцева, была оценена советом положительно. Комплекс состоит из синагоги и общественно-культурного центра, который в свою очередь тоже состоит из двух частей: верхней (выше по переулку), с общинным центром, рестораном, апартаментами – и нижней, с конференц-залом, учебным центром, мини-гостиницей и пр. Застройка, разбита на группки прилепившихся друг к другу строений, на вид она хаотична и кажется остатками расколовшегося на части массива. Что очень точно отображает известный архетип восточного города. Эти миниатюрные кварталы, разделенные тремя внутренними улицами, ведущими к синагоге, немного даже напоминают иерусалимские. В отделке даже предлагается использовать привезенный оттуда камень. Застройка следует ступенями за перепадом рельефа и масштабно сделана мельче синагоги, которая здесь выступает абсолютной доминантой. Этажей, ввиду того что это охранная зона Кремля, мало: всего 2 по фронту улицы и 4 в глубине.

Вполне логичные в еврейском центре иерусалимские аллюзии, правда, совет не одобрил. Александр Кудрявцев предложил вместо того, чтобы везти камни из Израиля, взять за основу историческую застройку квартала и «держаться этой мерности». Мэр с ним согласился, заметив, что «сейчас это больше Тель-Авив, а не Москва, но как предложение к размещению можно принять».

Масштабный проект развития территории западной части Нагатинского полуострова под  городской технопарк «Нагатино-ЗИЛ» мэр зарезал на корню. Нагатинская пойма – место ответственное, и Юрия Михайловича не удовлетворило то, как авторы проекта, ГУП НИиПИ Генплана и мастерская Якова Чернихова, использовали его потенциал, в частности как спроектировали набережную. Концепция предполагает постепенный вывод промзоны с 32 гектаров полуострова и застройку освободившейся территории зданиями  общественно-производственной функции, т.е. корпусами технопарка на 5 участках (6-й вдоль реки озеленяется). Представленное совету планировочное решение сформировано квадратными модулями корпусов, выстроенных в ряд, которые внизу имеют общее пространство наподобие внутренней улицы. Отдельно на набережной возвышается объем гостиницы из двух полукруглых «лепестков», весьма условный по архитектурному решению – на этот объект Александр Кузьмин предложил провести отдельный конкурс. Мэру гостиница напомнила «отвалившуюся высокую подошву», а решение набережной в целом он назвал «отвратительным», указывая на его незавершенность: «Красоты во всем этом мало», – заключил Юрий Лужков и проект завернул.

Далее совет ознакомился с проектами транспортно-пересадочных узлов «Выхино» и «Косино», которые входят в большую концепцию строительства магистрали Москва –Ногинск и путепровода над Рязанским направлением МЖД. Как пояснил Александр Кузьмин, часть строящихся сегодня пересадочных узлов для «организованного пересаживания» народа с наземной железной дороги на метро – коммерческая (Тушино, Планерная), а наиболее загруженных местах – там, где узлы особенно нужны, их строит город. Так, в Выхино на средства города полностью (исходя из наиболее удобной организации потоков) будет реконструирована территория рядом метро, и там же вырастет здание пересадочного узла – от всего нагромождения «коммерческой нагрузки» в прошлом варианте, в новом остался один лишь уровень обслуживающих помещений. Узел предполагает также строительство гаражей – «перехватчиков», в Выхино – на 3 тыс., в Косино на 4 250 машин. Автор архитектурного проекта Тимур Башкаев нашел, как отметили члены совета, выразительное решение, отразив назначение здания в его форме, которая напоминает – в профиль – нос скоростного поезда. Юрий Лужков счел работу основательной и призвал одобрить.

Многострадальному проекту здания в 4-м Котельническом переулке повезло меньше – с ним опять вышла загвоздка. Вот уже лет 10 как на Котельнической набережной в районе Швивой горки зияет дыра стройплощадки, где все никак не может вырасти то, что там задумывалось. Естественно, функция его к сегодняшнему дню поменялась – теперь это жилье, менялись и композиционные решения, одно другого причудливей, совету было представлено как минимум четыре, последнее выполнено бюро «Ракурс», возглавляемым Алексеем Куренным. Швивая горка некогда была застроена усадьбами, сейчас, правда, по ее гребню идут монументальные сталинские дома, позднее выросли два дома-пластины,  и уж совсем недавно масштаб окончательно изменил банк, выстроенный на набережной по проекту Леонова. Тем не менее район входит в охранную зону, поскольку, как сказал Валерий Шевчук, тут сохранился один особнячок, а также здание шелкопрядильной фабрики, посему этажность не должна превышать 3-4, в то время как в рассматриваемом проекте – все 10.
 
Его архитектурная композиция, наиболее внятная из всех прошлых вариантов – двумя мощными пилонами объем ступенчато понижается к реке от 10 до 5 этажей. Здесь он завершается стилобатом, сильно выдвинутым на набережную, буквально «съедая» полосу зелени, наподобие стоящего рядом банка. На что указал, в частности, Михаил Посохин, признав объемы великоватыми. В защиту авторов прозвучало, что они работали в объемах, некогда заданных инвестором, и весьма ловко поместили внутрь все необходимые квадратные метры, значительно вкопав объем в землю – на 5 уровней. «Закон суров, но он закон», – заметил на это Александр Кудрявцев, пусть решение и неплохое, но чтобы его реализовать, нужно перекраивать охранные зоны, нельзя здесь 10 этажей строить, закон запрещает.
 
А вот мэру здание не понравилось категорически, потому что оно, по словам градоначальника, «нагло выперло» на набережную, а в своих пилонах затаило коммерческий умысел: «Почему здание двурогое? Для увеличения площадей? Это не архитектура, это площади! Кончать с этим надо!». По мнению Юрия Лужкова, требуется непременно отодвинуть стилобат и оставить «зеленые цепочки», а саму архитектуру, которую мэр охарактеризовал как «разухабистую» и «развалистую», переделать. Вопрос с охранной зоной повис в воздухе.

Предельно кратко Александр Кузьмин доложил концепцию размещения многофункционального комплекса на пересечении Можайcкого шоссе с МКАД, разработанную бюро «ABD architects» и «С.П. График», однако при всех видимых достоинствах проект, рассматриваемый некоторыми членами совета под лупой с двойным увеличением, так и не прошел.

Проект представляет собой вторую очередь бизнес-парка «Западные ворота», которую по проекту Бориса Левянта достраивают с другой стороны Можайки. Это второй «пилон» западных ворот – четыре овальных 9-ти этажных офисных корпуса. Они развернуты под разными углами вокруг многофункционального комплекса, план которого напоминает сектор круга, где три разновеликих блока со «слоистой» структурой объединены пониженной зоной торговли. Все сооружения имеют озелененные кровли. Композиция въезда, таким образом, формируется одним из овальных корпусов из 2-й очереди и запланированным Левянтом административно-офисным зданием в 15 этажей с противоположной стороны. На пересечении Можайки с улицей Говорова отдельно поставлена высотная доминанта гостиницы, треугольная в сечении.   

Мэру представленная архитектура не понравилась. По словам Юрия Лужкова, «она вносит диссонанс. Уж точно, эклектика так эклектика!», заметил мэр, указывая при этом на разную форму корпусов, овальных с одной стороны и геометрических с другой. Сужение въезда также показалось ему неуместным и недостаточно парадным, поэтому Юрий Лужков проект отклонил.

Жилой комплекс на Проспекте Мира, 83, над проектом которого несколько лет назад работало бюро «Остоженка», упустил свой последний шанс на осуществление. Как рассказал Александр Кузьмин, суд по делу о точечной застройке в отношении этого дома жители проиграли, однако тяжбы не прекратились, поэтому проект попал на общественный совет, и мэр, таким образом, выступил в этом споре третейским судьей. Юрий Лужков, долго не думая, проект запретил, признав «точечным»:  «По площади и нагрузке перебор, по архитектуре даже определений каких-то трудно сделать».      

Последним обсудили старый проект здания с обслуживающими функциями и хлебозаводом на пересечении Бол. Серпуховской и Валовой улиц. Здание как раз формирует угол Серпуховской площади, поэтому авторы проекта – ТПО «Резерв», продолжившие проектирование после смерти В. Степанова, которому принадлежит первый вариант объемно-пространственной композиции, предложили концепцию «шарнира». Во всех четырех вариантах, показанных совету, форма дома стремится к округлой, помещения хлебозавода либо вынесены в отдельный объем (варианты 2 и 4), либо встроены в единый массив. Функционально все варианты устроены одинаково, имея на первом этаже булочную и столовую для сотрудников, а выше все запланированные «обслуживающие» помещения.

По мнению Андрея Бокова, здание, призванное оформить облик элипсообразной Добрынинской площади не может быть «самодостаточным и центрическим», а должно быть более «деликатным и точным». В свою очередь Юрий Лужков обрушился на раздутые объемы, хоть и заложенные в ранее принятые постановления, вновь уличив инвестора в корыстолюбии, а не заботе о городе: «Это здание как слон в посудной лавке. В этом красивом месте недопустим такой монстр». Не разрешить инвестору строить тут, конечно, нельзя, продолжил мэр, однако только при условии резкого уменьшения объема и исключительно жилой функции. Против хлебозавода мэр возражать не стал.

Амбициозный проект высотного комплекса в Алтуфьево, значащегося в повестке 10-м номером, решили отложить до следующего заседания.

Проект реконструкции западного речного порта. ОАО «Метрогипротранс».
Реконструкция стадиона в Измайлово. ГУП Моспроект-4.
Концепция развития территории в Спасоглинищевском пер. под московский еврейский общинный комплекс. АМ «АРТЭ+». Макет
Концепция развития территории в Спасоглинищевском пер. под московский еврейский общинный комплекс. АМ «АРТЭ+».
Концепция развития территории в Спасоглинищевском пер. под московский еврейский общинный комплекс. АМ «АРТЭ+».
МФК на пересечении Можайcкого шоссе с МКАД. «АБД» и «С.П. График». Макет
МФК на пересечении Можайcкого шоссе с МКАД. «АБД» и «С.П. График» (слева). Реконструкция стадиона в Измайлово. ГУП Моспроект-4. (справа)
МФК на пересечении Можайcкого шоссе с МКАД. «АБД» и «С.П. График».
Концепция развития территории западной части Нагатинского полуострова под городской технопарк «Нагатино-ЗИЛ». ГУП НИиПИ Генплана, АМ Якова Чернихов. Макет
Здание с обслуживающими функциями и хлебозаводом на пересечении Бол. Серпуховской и Валовой улиц. ТПО «Резерв».
Здание с обслуживающими функциями и хлебозаводом на пересечении Бол. Серпуховской и Валовой улиц. ТПО «Резерв». Макет
Здание с обслуживающими функциями и хлебозаводом на пересечении Бол. Серпуховской и Валовой улиц. ТПО «Резерв».
Здание в 4-м Котельническом переулке. АБ «Ракурс».
Здание в 4-м Котельническом переулке. АБ «Ракурс». Макет
Здание в 4-м Котельническом переулке. АБ «Ракурс».
zooming
Жилой комплекс на Проспекте Мира, 83. АБ «Остоженка».
zooming
Жилой комплекс на Проспекте Мира, 83. АБ «Остоженка».
МФК в Алтуфьево. ЗАО «Курортпроект»
МФК в Алтуфьево. ЗАО «Курортпроект»

19 Декабря 2008

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Сейчас на главной
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Палитра дерева
По проекту бюро Kub House на участке в поселке Николино построено несколько зданий с применением CLT-технологии. Архитекторы рассказывают о дополнительных решениях: шиндель и еловый планкен на фасадах, самоклеящаяся алюминиевая пароизоляция для герметичности здания, звукоизоляционные конструкции.
Угадай мелодию
Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.