Тем не менее, имея теперь возможность показать конкурсные проекты целиком, мы показываем их так, как они были предложены для проспекта Вернадского. Оставляя за скобками вопрос, как авторы решились проектировать на месте здания Белопольского / Вулыха – решились и решились, давайте посмотрим на то, каким был результат, раз уж нам его не показали раньше, когда обсуждение было в разгаре.
Проект Елены Мызниковой и Маркс Инжиниринг в нашей импровизированной голосовалке вышел сначала на второе место, а затем, через 10 дней, на первое. И вообще получил довольно много позитивных отзывов от наших читателей. Но, поскольку, как известно, все рассуждения велись самым непрофессиональным способом – по одной картинке, то первая гипотеза относительно таких предпочтений: за проект голосовали потому, что он, по контрасту с официально победившим, не разноцветный.
Оказалось, нет, довольно разноцветный, если учесть подсветку. Он мог выглядеть в общем контексте совершенно иначе, если бы авторы выбрали другое заглавное изображение. Кроме того, и это важно: архитекторы предложили три (!) разных варианта.
Все варианты интерпретируют одну главную идею, но фактуры разные: одна, с рабочим названием «Зефир», состоит из выпуклостей, похожих на пластиковые подушки, хотя авторы предлагали использовать стеклофибробетон во всех случаях. Другая – «Клубок», из раздельных полос, третья – «Чешуя». И наконец, основная версия из слегка наклоненных под разными углами «клавиш» одинаковой ширины, как будто кто-то скрутил клавиатуру синтезатора в одну большую ленту. Сложно, вообще-то, отдать предпочтение какой-то одной версии.
Другая особенность проекта Маркс – в том, что он очень тесно привязан к своему месту. С высокой степенью буквальности «выращен» из ландшафта. Старый цирк тоже активно взаимодействует с местностью и благоустройством. Перед ним есть бассейн-фонтан, который тянется почти до перекрестка, до сквера перед Ломоносовским проспектом. Его окружает платформа, на которую можно подняться по лестницам и пандусам, он приподнят над городом. Проект Елены Мызниковой берет все эти качества постепенного «вырастания» здания цирка из городского пространства – и умножает их на восемь. Здание не просто скручено из лент-пандусов, по которым можно ходить, в том числе передвигаться инвалидам, так как наклон соответствующий. Ленты не просто ведут на кровлю, где расположен амфитеатр под козырьком «стеклянной коры».
Они еще и вырастают из протяженных пандусов-«щупалец», запускаемых зданием в ландшафт. Ну, клубок и есть клубок, большой клубок, и «нити» от него тянутся от перекрестка и, с другой стороны, в сторону парка.
В авторском описании о связи здания с окружением сказано так: «Уклоны пандусов, из которых формируется объем цирка, и основной маршрут на эксплуатируемую кровлю являются нормативными и учитывают возможность доступа всех групп населения, в том числе маломобильных. От пересечения Вернадского и Ломоносовского проспектов протягивается широкая озелененная рампа, плавно появляющаяся из благоустройства и ведущая к прогулочной зоне на кровлю. Рядом с рампой, с угла участка от выхода из метро «Университет», с меньшим уклоном организован путь до главного входа в здание цирка. <...> В северо-восточной части участка проектирования организуется пешеходный озелененный мост высотой
Фасады. Большой цирк на проспекте Вернадского. Конкурсный проект / Маркс Инжиниринг
© Маркс Инжиниринг
Кроме того, отношение к контексту выражено в высотности основного здания – 47 метров, и в том, что фонтан авторы тоже предложили сделать, и сделать его в форме модели старого цирка в масштабе 1:25. Сложно сказать, действительно ли такой «памятник зданию» работает на память о нем, – можно, к примеру, прокомментировать так: раньше ставили в несчетном количестве памятники умершим людям, теперь начали делать монументы для снесенных зданий... Но, так или иначе, а внимание налицо. Микро-старый цирк в проекте стоит на углу, в нынешнем сквере Джавахарлалу Неру. «Здание нового цирка не выбивается из сложившегося архитектурного силуэта квартала, поддерживает его, и своими пропорциями отдает дань уважения существующему строению», – пишут авторы. Кстати о людях: памятник президенту Индии тоже интегрирован в этот проект.
См. полное авторское описание проекта.