Не хватает консерватизма. Диалоги о сохранении исторических городов на фестивале «Зодчество»

Тема нынешнего фестиваля «Зодчество» была обозначена как «Исторический город и новая архитектура». О сохранении архитектурного наследия городов дискутировали, слушали лекции зарубежных коллег, награждали за лучшие студенческие проекты, идеи, книги и фильмы.

mainImg

В названии нынешнего фестиваля не случайно фигурирует понятие город, а не памятник – идея организаторов состоит в том, чтобы защитить от уничтожения не только здания, а исторически сложившиеся районы, среду и панорамы – что значительно сложнее.

Разговор о наследии в последнее время как-то оживился – вспомним недавнее заседание правительства по поводу законодательства в области сохранения памятников. В преддверии «Зодчества» в Доме архитекторов открылась конференция, посвященная теме исторического города, правда, создается ощущение, что диалоги внутри профессии на эту тему идут сами по себе, диалог же с властью пока, как заметил Александр Кудрявцев, строится на уровне «вы нам мешаете работать». Профессионалы подчас вынуждены добывать информацию о строительстве, ведущемся в зоне охраны, что называется, «из-под полы».

Статистика пока что крайне неутешительна. Президент Института реконструкции исторических городов Виталий Лепский привел в своем докладе цифры из госбюджета – оказывается, на реставрацию памятников ежегодно выделяются около 500 млн., чего, по его сведениям, хватает на восстановление лишь 400 из 25 тыс. памятников по стране. Из зданий, состоящих сегодня под охраной, 60% находятся на грани аварийного состояния. За годы советской власти и последующее десятилетие страна потеряла до 50% церквей и до 90% дворянских усадеб! Сегодня нам говорят, что за прошедший год Москва не утратила ни одного памятника – а статистика говорит обратное – каждый день в стране один, да погибает, а в столице, как известно, процессы идут ускоренным темпом. Говоря о сохранении городских ансамблей, за 2007-й было принято к охране всего 8 исторических панорам. И это притом, что пущены под бульдозер целые исторические кварталы Казани, тихо разрушается от запустения Ростов Великий и еще десятки других городов. Между тем, в России есть города, такие как Торжок, Суздаль, Великий Устюг, которые нуждаются в охране целиком, наподобие Рима, Флоренции, Праги…. Где найти средства на их восстановление?

Меценатство едва ли спасает ситуацию. Пока что российский бизнес по сведениям из рейтингов международных журналов имеет самую низкую социальную ответственность в сравнении с западным. Нужна программа, способная привлечь в эту сферу долговременные инвестиции частного сектора. В этом смысле нам, конечно, стоит поучиться у Соединенных штатов, где вот уже 30 лет действует так называемая трастовая форма управления памятниками – у нас она сегодня опробована только в Торжке. По словам одного из авторов этой программы Донавана Рипкемы, выступавшего на «Зодчестве» с лекцией, ее суть – в использовании исторических зданий в экономических целях.

Как объяснил Донаван Рипкема, эта программа состоит из 4-х основных пунктов. На оживление исторических центров работает, во-первых, продвижение бренда или образа самого города, с целью заманить туда, прежде всего, покупателей, а за ними и арендаторов. Во-вторых, команда организаторов процесса – архитекторов, банкиров, менеджеров, работающих абсолютно бесплатно. Рипкема с гордостью объясняет это замечательной американской традицией волонтеров. В-третьих, выстраивается новая модель экономики центров, поддерживающая интересы инвесторов. И, наконец – обновляются исторические здания. Что характерно, для американцев это не самоцель, а лишь средство для экономического оживления районов.

По словам Донавана Рипкемы, такого осторожного подхода к реставрации с сохранением позднейших пристроек, какой популярен среди профессионалов в России, американцы не знают. По его убеждению, здания следует избавить от поздних пристроек, а дальше – смело приспосабливать к современным нуждам, обвешивать рекламой, делать витрины и пр. Донаван Рипкема: «Мы не ведем длинных дискуссий о том, что является аутентичным обликом, нас не волнует теория консервации зданий – есть просто стандарты «хорошей реставрации», которых мы придерживаются. У нас нет сомнений в том, что здания нужно адаптировать под современные функции». 

В общем-то все вышесказанное заставляет задуматься, а не является ли эта программа все-таки по сути экономической, а не способом сохранения наследия? Для Донавана Рипкемы главное, что она дает неплохие результаты – на каждый вложенный доллар из тех 1,5 млд., что было инвестировано в нее за 25 лет, в итоге получили 23 и почти 200 тыс. отреставрированных зданий. Программа, очевидно, создана под американские условия, а будет ли она работать где-то еще, Рипкеме, по его словам, безразлично. Пригоден ли для России этот компромиссный путь – не строгая реставрация, но и не окончательное разрушение, не превращение зданий в музеи, а приспособление под современные функции? Юрий Гнедовский, Александр Кудрявцев положительно смотрят на опыт американцев.

Однако примеряя программу Рипкемы к нашим условиям буквально, мы сталкиваемся с некоторыми трудностями. Во-первых, волонтеры в таком количестве вряд ли найдутся, а во-вторых, для ведения диалога с бизнесом в России нужен закон, иначе «обновление» здания может закончиться его исчезновением. К настоящему времени, как известно, мораторий на приватизацию памятников по опыту запада отменен, однако ограничения на нового владельца, по-видимому, до сих пор не действуют. Более того, Госкомимущество, как заметил Виталий Лепский, продавая памятники направо и налево, не имеет местных специалистов для того, чтобы отслеживать и оценивать их состояние, пока что этим занимаются добровольческие организации – такие как МАПС, «Москва которой нет» и пр., однако диалога с властью и у них не получается. Об этом – ставший скандально известным фильм Андрея Лошака «Теперь здесь офис». Его показали перед началом дискуссии, организованной Ц:СА в продолжение разговора, начатого на конференции.

В обсуждении приняли участие Илья Лежава, Александр Скокан, Алексей Клименко, Александр Кудрявцев, Борис Левянт, Марина Хрусталева, Рустам Рахматуллин, Елена Григорьева, Хосе Асебильо, и Алессандро Де Маджистрис. Первый вопрос, с которым ведущая круглого стола Ирина Коробьина обратилась к участникам дискуссии – «можно ли примирить интересы старого и нового?» – прозвучал как-то риторически. И тем не менее, аудитория разделилась на сторонников принципиального «да» и «нет». По словам Рустама Рахматуллина, «старое и новое разводятся законами…. Новое должно развиваться на поле, не описанном законом о наследии», тут важно еще, заметил Рахматуллин, доверять прокурору, чтобы закон исполнялся. Александр Скокан, напротив, считает, что вопрос лишь «в количествах и темпах обновления», сам же процесс не остановить. Вообще в русской культуре, считает Скокан, слово «новодел» никогда не имело негативного значения. К этому мнению был близок и Илья Лежава, для которого вопрос состоит в том, кто и как регулирует процесс обновления города. Александр Кудрявцев напомнил о профессиональной ответственности архитекторов и тех, кто строит заведомо с нарушением закона. А Алексей Клименко был убежден, что раз вопрос о сосуществовании старого и нового благополучно решен во многих странах, то и в России с ним можно справиться.

Кстати о положительном опыте – одним из гостей фестиваля стал чешский архитектор Олег Хаман, выступивший с короткой и поучительной лекцией о том, как можно совместить визуальную целостность исторического города с современными высотными зданиями.  Известно, что центральная часть Праги охраняется ЮНЕСКО как культурно-исторический заповедник, и тем не менее, даже Прага не застрахована от появления высоток. Выясняя, где разместить эти новые доминанты наиболее безболезненно для панорам, архитекторы разделили Прагу на участки по объемно-пространственным характеристикам, где попытались найти средние показатели высоты. Затем распределили по 4-м группам высотки – по 50, 80, 100, 120-150 м. и стали исследовать панорамы города на данных участках с 33 точках обзора, «втыкая» в них поочередно разные типы небоскребов. Послушав Олега Хамана, Юрий Гнедовский выразил надежду на то, чтобы небоскребы никогда в Праге не появились, однако сам Хаман уверен, что это дело времени.

Современная архитектура следует экономическим соображениям и понятно, что старый город многим неудобен. С другой стороны, Донаван Рипкема убедительно показал, как исторический центр может развивать экономку города, а не только оттягивать ресурсы. На вопрос Ирины Коробьиной, а возможна ли такая практика в России, Рустам Рахматуллин ответил отрицательно. По его мнению, Москва никогда не станет центром международного туризма, однако для внутреннего надо сохранить то, что имеем. Предъявляя факты, он перечислил несколько очередных потерь, вроде усадьбы Шаховских, реконструируемой сейчас под театр «Геликон-опера», в результате которых из городского пространства, т.е. из экскурсионной программы исключаются целые ансамбли, и скоро в Москве вообще нечего будет смотреть. Алексей Клименко напомнил, что у московских властей идеи прямо противоположные – создать городское туристическое кольцо. Опираясь на свой опыт реконструкции Барселоны, Хосе Асебильо подчеркнул, что абсолютно для всех городов экономика – центральный вопрос в проектировании. Однако проблема сохранения исторических центров не исчерпывается туризмом – это, по его мнению, возможно в США или Азии, но неприемлемо для Европы и России.

К концу дискуссии Ирина Коробьина предложила от слов обратиться к делу и высказать мнения по поводу первоочередных мер для выхода из ситуации, сложившейся с наследием в нашем отечестве. Как заметил Александр Кудрявцев, «все, что сейчас происходит – делается в порядке исключения, в борьбе. Государство же не дает нам никаких знаков о том, что оно собирается делать с гигантским наследием памятников». Кудрявцев призвал обратиться к опыту американских трастов. «Бизнес здесь не должен демонизироваться», – считает он, –  им просто надо показать, чем заниматься. Система управления наследием как материальным ресурсом – вот где выход».

По мнению Михаила Хазанова работе архитектора мешают регламенты – они должны даваться все сразу, считает Хазанов, вместо этого регламенты превращаются в препоны, а вместе с ними и «коллективная ответственность советов». Борис Левянт предложил объявить мораторий на часть памятников лет на 15. Восстанавливать памятники при существующем низком качестве работ, по его мнению, не имеет смысла. Ссылаясь на традиции Италии, Алессандро Де Маджистрис отметил, что многое зависит от культуры самого архитектора. Продолжая эту мысль, Александр Кудрявцев предложил в качестве первоочередной меры – бойкотирование сомнительных конкурсов, нарушающих регламент уже самими условиями – как на уровне участия в жюри, так и конкурсантов. Александр Скокан указал на проблемы в образовании архитекторов, где долгое время поощрялась смелость и новаторство – откуда тогда возьмется должный к наследию консерватизм? А именно консерватизма нашей культуре и не хватает, считает Рустам Рахматуллин. Возвращаясь к фактам, он напомнил, как совсем недавно начали разбирать знаменитую Филипповскую булочную, и что в городе уже не осталось ни одной аптеки или парикмахерской, существовавшей на этом месте до революции. Городские власти, по мнению Рахматуллина, представляют идеологию 1990-х, тогда как на дворе уже XXI век….

В то время как маститые профессионалы дискутировали о проблеме на уровне теории, молодежь отозвалась на нее конкретными проектами. В рамках фестиваля проводились конкурсы студенческих работ на лучшую концепцию и эскиз-идею, развивающие тему встраивания современных архитектурных элементов в историческую ткань центра города. Симпатии жюри завоевали, главным образом, проекты, выполненные для Калининграда – это трое из четырех победителей. Серебряный диплом получила Варвара Домненко за проект Гостиничного комплекса «Гостиница Гофмана» и реконструкцию территории восточнее Альтштадта, золотой – Ольга Яцук  за проект Спортивно-развлекательного комплекса «Площадь Вагнера», специальный приз жюри – Евгения Яцук за проект Водного туристического комплекса в структуре воссоздаваемого центра Калининграда.

Надо заметить, что с 2002 г. в Калининграде рассматривается новый генплан, включающий и новый регламент застройки центра. Все три автора, используя формы довоенных зданий, тем не менее, отказались от их точного копирования в пользу переосмысления исторического прошлого с  вкраплением в структуру проектируемых комплексов современных объемов. Бронзу получили Ален Харинкин и Петр Васильев за проект Офисного центра на Павелецкой набережной, представляющий собой реконструкцию исторического здания с приданием ему современного модернистского облика, напоминающего работы АБ «Остоженка».

Прошедшее «Зодчество» показало, что профессиональное сообщество как всегда оказалось щедро на идеи, более того, в нынешний раз вовсю зазвучали конкретные предложения. Так что теперь, похоже, для решения проблемы сохранения исторической  среды городов осталось договориться с властью, вспоминая слова Александра Кудрявцева, «передоверить эту проблему государству».

Выступление Донавана Д. Рипкемы. Фотографии Натальи Коряковской
Донаван Рипкема
Донаван Рипкема
Олег Хаман
Олег Хаман и Юрий Гнедовский
Круглый стол: Илья Лежава, Алессандро Де Маджистрис, Александр Скокан, Александр Кудрявцев, Ирина Коробьина, Алексей Клименко, Елена Соловьева, Борис Левянт, Марина Хрусталева, Елена Григорьева, Рустам Рахматуллин
Выставка-конкурс творчества молодых архитекторов «Концептуальные проекты и эскиз-идеи на тему «Исторический город и новая архитектура». Золотой диплом. Ольга Яцук. Проект Спортивно-развлекательного комплекса «Площадь Вагнера»
Серебряный диплом. Варвара Домненко. Проект Гостиничного комплекса «Гостиница Гофмана» и реконструкция территории восточнее Альтштадта
Бронзовый диплом. Ален Харинкин и Петр Васильев. Проект Офисного центра на Павелецкой набережной
Специальный приз. Евгения Яцук. Проект Водного туристического комплекса в структуре воссоздаваемого центра Калининграда

24 Октября 2008

Похожие статьи
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Технологии и материалы
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Сейчас на главной
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Русский Север и Арктика: четыре проекта
В Архангельской, Вологодской, Мурманской областях и Республике Карелия утверждена Туристическая межрегиональная схема территориального планирования. Ее цель – превратить сложный для путешествий регион в связанное и доступное направление. Ключевой инструмент – создание четырех межрегиональных «коридоров», которые укрепят горизонтальные связи между точками притяжения. В рамках стратегии разработаны пилотные проекты, которые и показываем.
Жила, жива и будет жить
Как сейчас принято, выставка куратора Сергея Хачатурова «Готический ампир» совмещает открытия исследователя в области истории искусства с крупной современной гризайлью Егора Кошелева, уверенно внедряющей в сознание зрителя эмоционально заряженный миф. Была готика в ампире, есть и сейчас; все связано. Вашему вниманию – рецензия, написанная арт-критиком и магистранткой МГУ Юлией Тихомировой.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Рай с видом на Кремль
Остров Балчуг постепенно утрачивает последние черты промышленного кластера, которым он был на протяжении полутора веков. На месте дореволюционных заводов и советских вычислительных центров сегодня вырастают современные жилые комплексы, предлагающие формат загородной жизни, тишину и приватность буквально у стен Кремля. Один из них – ЖК «Садовническая 69», новый ориентир в панораме Водоотводного канала.
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро .dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне