Не хватает консерватизма. Диалоги о сохранении исторических городов на фестивале «Зодчество»

Тема нынешнего фестиваля «Зодчество» была обозначена как «Исторический город и новая архитектура». О сохранении архитектурного наследия городов дискутировали, слушали лекции зарубежных коллег, награждали за лучшие студенческие проекты, идеи, книги и фильмы.

mainImg

В названии нынешнего фестиваля не случайно фигурирует понятие город, а не памятник – идея организаторов состоит в том, чтобы защитить от уничтожения не только здания, а исторически сложившиеся районы, среду и панорамы – что значительно сложнее.

Разговор о наследии в последнее время как-то оживился – вспомним недавнее заседание правительства по поводу законодательства в области сохранения памятников. В преддверии «Зодчества» в Доме архитекторов открылась конференция, посвященная теме исторического города, правда, создается ощущение, что диалоги внутри профессии на эту тему идут сами по себе, диалог же с властью пока, как заметил Александр Кудрявцев, строится на уровне «вы нам мешаете работать». Профессионалы подчас вынуждены добывать информацию о строительстве, ведущемся в зоне охраны, что называется, «из-под полы».

Статистика пока что крайне неутешительна. Президент Института реконструкции исторических городов Виталий Лепский привел в своем докладе цифры из госбюджета – оказывается, на реставрацию памятников ежегодно выделяются около 500 млн., чего, по его сведениям, хватает на восстановление лишь 400 из 25 тыс. памятников по стране. Из зданий, состоящих сегодня под охраной, 60% находятся на грани аварийного состояния. За годы советской власти и последующее десятилетие страна потеряла до 50% церквей и до 90% дворянских усадеб! Сегодня нам говорят, что за прошедший год Москва не утратила ни одного памятника – а статистика говорит обратное – каждый день в стране один, да погибает, а в столице, как известно, процессы идут ускоренным темпом. Говоря о сохранении городских ансамблей, за 2007-й было принято к охране всего 8 исторических панорам. И это притом, что пущены под бульдозер целые исторические кварталы Казани, тихо разрушается от запустения Ростов Великий и еще десятки других городов. Между тем, в России есть города, такие как Торжок, Суздаль, Великий Устюг, которые нуждаются в охране целиком, наподобие Рима, Флоренции, Праги…. Где найти средства на их восстановление?

Меценатство едва ли спасает ситуацию. Пока что российский бизнес по сведениям из рейтингов международных журналов имеет самую низкую социальную ответственность в сравнении с западным. Нужна программа, способная привлечь в эту сферу долговременные инвестиции частного сектора. В этом смысле нам, конечно, стоит поучиться у Соединенных штатов, где вот уже 30 лет действует так называемая трастовая форма управления памятниками – у нас она сегодня опробована только в Торжке. По словам одного из авторов этой программы Донавана Рипкемы, выступавшего на «Зодчестве» с лекцией, ее суть – в использовании исторических зданий в экономических целях.

Как объяснил Донаван Рипкема, эта программа состоит из 4-х основных пунктов. На оживление исторических центров работает, во-первых, продвижение бренда или образа самого города, с целью заманить туда, прежде всего, покупателей, а за ними и арендаторов. Во-вторых, команда организаторов процесса – архитекторов, банкиров, менеджеров, работающих абсолютно бесплатно. Рипкема с гордостью объясняет это замечательной американской традицией волонтеров. В-третьих, выстраивается новая модель экономики центров, поддерживающая интересы инвесторов. И, наконец – обновляются исторические здания. Что характерно, для американцев это не самоцель, а лишь средство для экономического оживления районов.

По словам Донавана Рипкемы, такого осторожного подхода к реставрации с сохранением позднейших пристроек, какой популярен среди профессионалов в России, американцы не знают. По его убеждению, здания следует избавить от поздних пристроек, а дальше – смело приспосабливать к современным нуждам, обвешивать рекламой, делать витрины и пр. Донаван Рипкема: «Мы не ведем длинных дискуссий о том, что является аутентичным обликом, нас не волнует теория консервации зданий – есть просто стандарты «хорошей реставрации», которых мы придерживаются. У нас нет сомнений в том, что здания нужно адаптировать под современные функции». 

В общем-то все вышесказанное заставляет задуматься, а не является ли эта программа все-таки по сути экономической, а не способом сохранения наследия? Для Донавана Рипкемы главное, что она дает неплохие результаты – на каждый вложенный доллар из тех 1,5 млд., что было инвестировано в нее за 25 лет, в итоге получили 23 и почти 200 тыс. отреставрированных зданий. Программа, очевидно, создана под американские условия, а будет ли она работать где-то еще, Рипкеме, по его словам, безразлично. Пригоден ли для России этот компромиссный путь – не строгая реставрация, но и не окончательное разрушение, не превращение зданий в музеи, а приспособление под современные функции? Юрий Гнедовский, Александр Кудрявцев положительно смотрят на опыт американцев.

Однако примеряя программу Рипкемы к нашим условиям буквально, мы сталкиваемся с некоторыми трудностями. Во-первых, волонтеры в таком количестве вряд ли найдутся, а во-вторых, для ведения диалога с бизнесом в России нужен закон, иначе «обновление» здания может закончиться его исчезновением. К настоящему времени, как известно, мораторий на приватизацию памятников по опыту запада отменен, однако ограничения на нового владельца, по-видимому, до сих пор не действуют. Более того, Госкомимущество, как заметил Виталий Лепский, продавая памятники направо и налево, не имеет местных специалистов для того, чтобы отслеживать и оценивать их состояние, пока что этим занимаются добровольческие организации – такие как МАПС, «Москва которой нет» и пр., однако диалога с властью и у них не получается. Об этом – ставший скандально известным фильм Андрея Лошака «Теперь здесь офис». Его показали перед началом дискуссии, организованной Ц:СА в продолжение разговора, начатого на конференции.

В обсуждении приняли участие Илья Лежава, Александр Скокан, Алексей Клименко, Александр Кудрявцев, Борис Левянт, Марина Хрусталева, Рустам Рахматуллин, Елена Григорьева, Хосе Асебильо, и Алессандро Де Маджистрис. Первый вопрос, с которым ведущая круглого стола Ирина Коробьина обратилась к участникам дискуссии – «можно ли примирить интересы старого и нового?» – прозвучал как-то риторически. И тем не менее, аудитория разделилась на сторонников принципиального «да» и «нет». По словам Рустама Рахматуллина, «старое и новое разводятся законами…. Новое должно развиваться на поле, не описанном законом о наследии», тут важно еще, заметил Рахматуллин, доверять прокурору, чтобы закон исполнялся. Александр Скокан, напротив, считает, что вопрос лишь «в количествах и темпах обновления», сам же процесс не остановить. Вообще в русской культуре, считает Скокан, слово «новодел» никогда не имело негативного значения. К этому мнению был близок и Илья Лежава, для которого вопрос состоит в том, кто и как регулирует процесс обновления города. Александр Кудрявцев напомнил о профессиональной ответственности архитекторов и тех, кто строит заведомо с нарушением закона. А Алексей Клименко был убежден, что раз вопрос о сосуществовании старого и нового благополучно решен во многих странах, то и в России с ним можно справиться.

Кстати о положительном опыте – одним из гостей фестиваля стал чешский архитектор Олег Хаман, выступивший с короткой и поучительной лекцией о том, как можно совместить визуальную целостность исторического города с современными высотными зданиями.  Известно, что центральная часть Праги охраняется ЮНЕСКО как культурно-исторический заповедник, и тем не менее, даже Прага не застрахована от появления высоток. Выясняя, где разместить эти новые доминанты наиболее безболезненно для панорам, архитекторы разделили Прагу на участки по объемно-пространственным характеристикам, где попытались найти средние показатели высоты. Затем распределили по 4-м группам высотки – по 50, 80, 100, 120-150 м. и стали исследовать панорамы города на данных участках с 33 точках обзора, «втыкая» в них поочередно разные типы небоскребов. Послушав Олега Хамана, Юрий Гнедовский выразил надежду на то, чтобы небоскребы никогда в Праге не появились, однако сам Хаман уверен, что это дело времени.

Современная архитектура следует экономическим соображениям и понятно, что старый город многим неудобен. С другой стороны, Донаван Рипкема убедительно показал, как исторический центр может развивать экономку города, а не только оттягивать ресурсы. На вопрос Ирины Коробьиной, а возможна ли такая практика в России, Рустам Рахматуллин ответил отрицательно. По его мнению, Москва никогда не станет центром международного туризма, однако для внутреннего надо сохранить то, что имеем. Предъявляя факты, он перечислил несколько очередных потерь, вроде усадьбы Шаховских, реконструируемой сейчас под театр «Геликон-опера», в результате которых из городского пространства, т.е. из экскурсионной программы исключаются целые ансамбли, и скоро в Москве вообще нечего будет смотреть. Алексей Клименко напомнил, что у московских властей идеи прямо противоположные – создать городское туристическое кольцо. Опираясь на свой опыт реконструкции Барселоны, Хосе Асебильо подчеркнул, что абсолютно для всех городов экономика – центральный вопрос в проектировании. Однако проблема сохранения исторических центров не исчерпывается туризмом – это, по его мнению, возможно в США или Азии, но неприемлемо для Европы и России.

К концу дискуссии Ирина Коробьина предложила от слов обратиться к делу и высказать мнения по поводу первоочередных мер для выхода из ситуации, сложившейся с наследием в нашем отечестве. Как заметил Александр Кудрявцев, «все, что сейчас происходит – делается в порядке исключения, в борьбе. Государство же не дает нам никаких знаков о том, что оно собирается делать с гигантским наследием памятников». Кудрявцев призвал обратиться к опыту американских трастов. «Бизнес здесь не должен демонизироваться», – считает он, –  им просто надо показать, чем заниматься. Система управления наследием как материальным ресурсом – вот где выход».

По мнению Михаила Хазанова работе архитектора мешают регламенты – они должны даваться все сразу, считает Хазанов, вместо этого регламенты превращаются в препоны, а вместе с ними и «коллективная ответственность советов». Борис Левянт предложил объявить мораторий на часть памятников лет на 15. Восстанавливать памятники при существующем низком качестве работ, по его мнению, не имеет смысла. Ссылаясь на традиции Италии, Алессандро Де Маджистрис отметил, что многое зависит от культуры самого архитектора. Продолжая эту мысль, Александр Кудрявцев предложил в качестве первоочередной меры – бойкотирование сомнительных конкурсов, нарушающих регламент уже самими условиями – как на уровне участия в жюри, так и конкурсантов. Александр Скокан указал на проблемы в образовании архитекторов, где долгое время поощрялась смелость и новаторство – откуда тогда возьмется должный к наследию консерватизм? А именно консерватизма нашей культуре и не хватает, считает Рустам Рахматуллин. Возвращаясь к фактам, он напомнил, как совсем недавно начали разбирать знаменитую Филипповскую булочную, и что в городе уже не осталось ни одной аптеки или парикмахерской, существовавшей на этом месте до революции. Городские власти, по мнению Рахматуллина, представляют идеологию 1990-х, тогда как на дворе уже XXI век….

В то время как маститые профессионалы дискутировали о проблеме на уровне теории, молодежь отозвалась на нее конкретными проектами. В рамках фестиваля проводились конкурсы студенческих работ на лучшую концепцию и эскиз-идею, развивающие тему встраивания современных архитектурных элементов в историческую ткань центра города. Симпатии жюри завоевали, главным образом, проекты, выполненные для Калининграда – это трое из четырех победителей. Серебряный диплом получила Варвара Домненко за проект Гостиничного комплекса «Гостиница Гофмана» и реконструкцию территории восточнее Альтштадта, золотой – Ольга Яцук  за проект Спортивно-развлекательного комплекса «Площадь Вагнера», специальный приз жюри – Евгения Яцук за проект Водного туристического комплекса в структуре воссоздаваемого центра Калининграда.

Надо заметить, что с 2002 г. в Калининграде рассматривается новый генплан, включающий и новый регламент застройки центра. Все три автора, используя формы довоенных зданий, тем не менее, отказались от их точного копирования в пользу переосмысления исторического прошлого с  вкраплением в структуру проектируемых комплексов современных объемов. Бронзу получили Ален Харинкин и Петр Васильев за проект Офисного центра на Павелецкой набережной, представляющий собой реконструкцию исторического здания с приданием ему современного модернистского облика, напоминающего работы АБ «Остоженка».

Прошедшее «Зодчество» показало, что профессиональное сообщество как всегда оказалось щедро на идеи, более того, в нынешний раз вовсю зазвучали конкретные предложения. Так что теперь, похоже, для решения проблемы сохранения исторической  среды городов осталось договориться с властью, вспоминая слова Александра Кудрявцева, «передоверить эту проблему государству».

Выступление Донавана Д. Рипкемы. Фотографии Натальи Коряковской
Донаван Рипкема
Донаван Рипкема
Олег Хаман
Олег Хаман и Юрий Гнедовский
Круглый стол: Илья Лежава, Алессандро Де Маджистрис, Александр Скокан, Александр Кудрявцев, Ирина Коробьина, Алексей Клименко, Елена Соловьева, Борис Левянт, Марина Хрусталева, Елена Григорьева, Рустам Рахматуллин
Выставка-конкурс творчества молодых архитекторов «Концептуальные проекты и эскиз-идеи на тему «Исторический город и новая архитектура». Золотой диплом. Ольга Яцук. Проект Спортивно-развлекательного комплекса «Площадь Вагнера»
Серебряный диплом. Варвара Домненко. Проект Гостиничного комплекса «Гостиница Гофмана» и реконструкция территории восточнее Альтштадта
Бронзовый диплом. Ален Харинкин и Петр Васильев. Проект Офисного центра на Павелецкой набережной
Специальный приз. Евгения Яцук. Проект Водного туристического комплекса в структуре воссоздаваемого центра Калининграда

24 Октября 2008

Похожие статьи
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Технологии и материалы
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Сейчас на главной
Ответы провинции
Как нет маленьких ролей, так нет и скучных тем: бюро «Метаформа» совместно с командой музея-усадьбы «Ясная Поляна» придумали и открыли в городке Крапивна Музей Земства и градостроительной истории, куда обязательно стоит доехать, если вы оказались в Туле. В стенах «дома с колоннами» разворачивается энциклопедия провинциальной жизни, в которой нашлось место архитектуре и благоустройству, женскому образованию и инфраструктуре, дорогам и почтовым маркам Фаберже, а также Дэниэлу Рэдклиффу и Тонино Гуэрра. Какие средства и подходы сделали эту энциклопедию увлекательной – рассказываем в нашем материале.
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.
Кинохолод
Концептуальный проект киностудии-фабрики в Якутске, разработанный бюро База 14, интересен и типологией, которая редко становится объектом архитектурного внимания, и экстремальной географией. Проект предлагает строгую и элегантную архитектуру, где функциональность первична, но не лишена выразительности.
Река как конструктор
Очередной воркшоп «Открытого города» – предложил новую оптику для работы с прибрежными территориями через проектирование пользовательского опыта и модульных решений. Три команды переосмыслили ключевые объекты у воды: пассажирский причал, марину для жилого района и яхт-клуб, превратив их в открытые городские хабы.
Сосуд для актуального искусства
Архитекторы Snøhetta реконструировали арт-центр в Дартмутском колледже на северо-востоке США в соответствии с меняющимися формами и методами творчества и преподавания.
Шорох страниц
Одним из объектов, созданных в рамках Биеннале в Бухаре в этом году, была библиотека в древней мечети и превратившая ее в волшебное книжное царство, но не благодаря стилизации под старину, а при помощи простых и элегантных предметов обстановки в модернистском стиле.
Алексей Ильин: «На все задачи я смотрю с интересом»
Алексей Ильин работает с крупными проектами в городе больше 30 лет. Располагает всеми необходимыми навыками для высотного строительства в Москве – но считает важным поддерживать разнообразие типологии и масштаба объектов, составляющих его портфолио. Увлеченно рисует – но только с натуры. И еще в процессе работы над проектом. Говорим о структуре и оптимальном размере бюро, о старых и новых проектах, крупных и небольших задачах; и о творческих приоритетах.
Функция переключения
Мастерская LATIFUNDIA спроектировала виллу в духе конструктивизма, предназначенную для краткосрочной аренды в парк-отеле Московской области. Сменить обстановку гостям предлагается с помощью новых пространственных ощущений и необычных планировок.
Пресса: Главный архитектор Москвы — Forbes: «Москва моей старости...
Замена жилого фонда — это один из самых больших вызовов для всех городов нашего времени, считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В интервью Forbes Talk он рассказал, зачем вообще обновлять облик города, какие здания, по его мнению, станут объектами наследия, будут ли сохранять «Лужковский стиль» и пойдут ли дома серии II-18/12 вслед за «хрущевками» в программу реновации.
Всмотреться в тишину
Проектируя смотровую площадку над рекой Леной архитекторы якутского бюро grd:studio размышляли, как обеспечить комфорт людям, не меняя при этом характер территории, одновременно подчеркивая энергию и тишину места. Решением стала заимствованная у природы форма и кортен – материал, который способен выдержать холод, отразить монументальность пейзажа и запечатлеть ход времени в своей фактуре.
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
Сибириада нового быта
Публикуем рецензию на книгу Ивана Атапина «Утопия в снегах. Социально-архитектурные эксперименты в Сибири, 1910–1930-е», выпущенную издательством Музея современного искусства «Гараж».
Диалог с памятью места
Показываем избранные дипломные проекты выпускников профиля «Дизайн среды и интерьера» Школы дизайна НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Сквозная тема – бережный диалог с историческим и природным контекстом. Итак, четыре проекта: глэмпинг в Карелии, музей в древнем Аркаиме, ревитализация конюшен в Петербурге и новая жизнь советского ДК.
Возврат к реальности
Кураторами Венецианской архитектурной биеннале-2027 назначены китайские архитекторы Ван Шу и Лу Вэньюй, которые обещают показать «простые и истинные методы и идеи» – в отличие от оторванной от действительности погони за новизной, которую они считают причиной кризиса в архитектуре.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.