Не хватает консерватизма. Диалоги о сохранении исторических городов на фестивале «Зодчество»

Тема нынешнего фестиваля «Зодчество» была обозначена как «Исторический город и новая архитектура». О сохранении архитектурного наследия городов дискутировали, слушали лекции зарубежных коллег, награждали за лучшие студенческие проекты, идеи, книги и фильмы.

mainImg

В названии нынешнего фестиваля не случайно фигурирует понятие город, а не памятник – идея организаторов состоит в том, чтобы защитить от уничтожения не только здания, а исторически сложившиеся районы, среду и панорамы – что значительно сложнее.

Разговор о наследии в последнее время как-то оживился – вспомним недавнее заседание правительства по поводу законодательства в области сохранения памятников. В преддверии «Зодчества» в Доме архитекторов открылась конференция, посвященная теме исторического города, правда, создается ощущение, что диалоги внутри профессии на эту тему идут сами по себе, диалог же с властью пока, как заметил Александр Кудрявцев, строится на уровне «вы нам мешаете работать». Профессионалы подчас вынуждены добывать информацию о строительстве, ведущемся в зоне охраны, что называется, «из-под полы».

Статистика пока что крайне неутешительна. Президент Института реконструкции исторических городов Виталий Лепский привел в своем докладе цифры из госбюджета – оказывается, на реставрацию памятников ежегодно выделяются около 500 млн., чего, по его сведениям, хватает на восстановление лишь 400 из 25 тыс. памятников по стране. Из зданий, состоящих сегодня под охраной, 60% находятся на грани аварийного состояния. За годы советской власти и последующее десятилетие страна потеряла до 50% церквей и до 90% дворянских усадеб! Сегодня нам говорят, что за прошедший год Москва не утратила ни одного памятника – а статистика говорит обратное – каждый день в стране один, да погибает, а в столице, как известно, процессы идут ускоренным темпом. Говоря о сохранении городских ансамблей, за 2007-й было принято к охране всего 8 исторических панорам. И это притом, что пущены под бульдозер целые исторические кварталы Казани, тихо разрушается от запустения Ростов Великий и еще десятки других городов. Между тем, в России есть города, такие как Торжок, Суздаль, Великий Устюг, которые нуждаются в охране целиком, наподобие Рима, Флоренции, Праги…. Где найти средства на их восстановление?

Меценатство едва ли спасает ситуацию. Пока что российский бизнес по сведениям из рейтингов международных журналов имеет самую низкую социальную ответственность в сравнении с западным. Нужна программа, способная привлечь в эту сферу долговременные инвестиции частного сектора. В этом смысле нам, конечно, стоит поучиться у Соединенных штатов, где вот уже 30 лет действует так называемая трастовая форма управления памятниками – у нас она сегодня опробована только в Торжке. По словам одного из авторов этой программы Донавана Рипкемы, выступавшего на «Зодчестве» с лекцией, ее суть – в использовании исторических зданий в экономических целях.

Как объяснил Донаван Рипкема, эта программа состоит из 4-х основных пунктов. На оживление исторических центров работает, во-первых, продвижение бренда или образа самого города, с целью заманить туда, прежде всего, покупателей, а за ними и арендаторов. Во-вторых, команда организаторов процесса – архитекторов, банкиров, менеджеров, работающих абсолютно бесплатно. Рипкема с гордостью объясняет это замечательной американской традицией волонтеров. В-третьих, выстраивается новая модель экономики центров, поддерживающая интересы инвесторов. И, наконец – обновляются исторические здания. Что характерно, для американцев это не самоцель, а лишь средство для экономического оживления районов.

По словам Донавана Рипкемы, такого осторожного подхода к реставрации с сохранением позднейших пристроек, какой популярен среди профессионалов в России, американцы не знают. По его убеждению, здания следует избавить от поздних пристроек, а дальше – смело приспосабливать к современным нуждам, обвешивать рекламой, делать витрины и пр. Донаван Рипкема: «Мы не ведем длинных дискуссий о том, что является аутентичным обликом, нас не волнует теория консервации зданий – есть просто стандарты «хорошей реставрации», которых мы придерживаются. У нас нет сомнений в том, что здания нужно адаптировать под современные функции». 

В общем-то все вышесказанное заставляет задуматься, а не является ли эта программа все-таки по сути экономической, а не способом сохранения наследия? Для Донавана Рипкемы главное, что она дает неплохие результаты – на каждый вложенный доллар из тех 1,5 млд., что было инвестировано в нее за 25 лет, в итоге получили 23 и почти 200 тыс. отреставрированных зданий. Программа, очевидно, создана под американские условия, а будет ли она работать где-то еще, Рипкеме, по его словам, безразлично. Пригоден ли для России этот компромиссный путь – не строгая реставрация, но и не окончательное разрушение, не превращение зданий в музеи, а приспособление под современные функции? Юрий Гнедовский, Александр Кудрявцев положительно смотрят на опыт американцев.

Однако примеряя программу Рипкемы к нашим условиям буквально, мы сталкиваемся с некоторыми трудностями. Во-первых, волонтеры в таком количестве вряд ли найдутся, а во-вторых, для ведения диалога с бизнесом в России нужен закон, иначе «обновление» здания может закончиться его исчезновением. К настоящему времени, как известно, мораторий на приватизацию памятников по опыту запада отменен, однако ограничения на нового владельца, по-видимому, до сих пор не действуют. Более того, Госкомимущество, как заметил Виталий Лепский, продавая памятники направо и налево, не имеет местных специалистов для того, чтобы отслеживать и оценивать их состояние, пока что этим занимаются добровольческие организации – такие как МАПС, «Москва которой нет» и пр., однако диалога с властью и у них не получается. Об этом – ставший скандально известным фильм Андрея Лошака «Теперь здесь офис». Его показали перед началом дискуссии, организованной Ц:СА в продолжение разговора, начатого на конференции.

В обсуждении приняли участие Илья Лежава, Александр Скокан, Алексей Клименко, Александр Кудрявцев, Борис Левянт, Марина Хрусталева, Рустам Рахматуллин, Елена Григорьева, Хосе Асебильо, и Алессандро Де Маджистрис. Первый вопрос, с которым ведущая круглого стола Ирина Коробьина обратилась к участникам дискуссии – «можно ли примирить интересы старого и нового?» – прозвучал как-то риторически. И тем не менее, аудитория разделилась на сторонников принципиального «да» и «нет». По словам Рустама Рахматуллина, «старое и новое разводятся законами…. Новое должно развиваться на поле, не описанном законом о наследии», тут важно еще, заметил Рахматуллин, доверять прокурору, чтобы закон исполнялся. Александр Скокан, напротив, считает, что вопрос лишь «в количествах и темпах обновления», сам же процесс не остановить. Вообще в русской культуре, считает Скокан, слово «новодел» никогда не имело негативного значения. К этому мнению был близок и Илья Лежава, для которого вопрос состоит в том, кто и как регулирует процесс обновления города. Александр Кудрявцев напомнил о профессиональной ответственности архитекторов и тех, кто строит заведомо с нарушением закона. А Алексей Клименко был убежден, что раз вопрос о сосуществовании старого и нового благополучно решен во многих странах, то и в России с ним можно справиться.

Кстати о положительном опыте – одним из гостей фестиваля стал чешский архитектор Олег Хаман, выступивший с короткой и поучительной лекцией о том, как можно совместить визуальную целостность исторического города с современными высотными зданиями.  Известно, что центральная часть Праги охраняется ЮНЕСКО как культурно-исторический заповедник, и тем не менее, даже Прага не застрахована от появления высоток. Выясняя, где разместить эти новые доминанты наиболее безболезненно для панорам, архитекторы разделили Прагу на участки по объемно-пространственным характеристикам, где попытались найти средние показатели высоты. Затем распределили по 4-м группам высотки – по 50, 80, 100, 120-150 м. и стали исследовать панорамы города на данных участках с 33 точках обзора, «втыкая» в них поочередно разные типы небоскребов. Послушав Олега Хамана, Юрий Гнедовский выразил надежду на то, чтобы небоскребы никогда в Праге не появились, однако сам Хаман уверен, что это дело времени.

Современная архитектура следует экономическим соображениям и понятно, что старый город многим неудобен. С другой стороны, Донаван Рипкема убедительно показал, как исторический центр может развивать экономку города, а не только оттягивать ресурсы. На вопрос Ирины Коробьиной, а возможна ли такая практика в России, Рустам Рахматуллин ответил отрицательно. По его мнению, Москва никогда не станет центром международного туризма, однако для внутреннего надо сохранить то, что имеем. Предъявляя факты, он перечислил несколько очередных потерь, вроде усадьбы Шаховских, реконструируемой сейчас под театр «Геликон-опера», в результате которых из городского пространства, т.е. из экскурсионной программы исключаются целые ансамбли, и скоро в Москве вообще нечего будет смотреть. Алексей Клименко напомнил, что у московских властей идеи прямо противоположные – создать городское туристическое кольцо. Опираясь на свой опыт реконструкции Барселоны, Хосе Асебильо подчеркнул, что абсолютно для всех городов экономика – центральный вопрос в проектировании. Однако проблема сохранения исторических центров не исчерпывается туризмом – это, по его мнению, возможно в США или Азии, но неприемлемо для Европы и России.

К концу дискуссии Ирина Коробьина предложила от слов обратиться к делу и высказать мнения по поводу первоочередных мер для выхода из ситуации, сложившейся с наследием в нашем отечестве. Как заметил Александр Кудрявцев, «все, что сейчас происходит – делается в порядке исключения, в борьбе. Государство же не дает нам никаких знаков о том, что оно собирается делать с гигантским наследием памятников». Кудрявцев призвал обратиться к опыту американских трастов. «Бизнес здесь не должен демонизироваться», – считает он, –  им просто надо показать, чем заниматься. Система управления наследием как материальным ресурсом – вот где выход».

По мнению Михаила Хазанова работе архитектора мешают регламенты – они должны даваться все сразу, считает Хазанов, вместо этого регламенты превращаются в препоны, а вместе с ними и «коллективная ответственность советов». Борис Левянт предложил объявить мораторий на часть памятников лет на 15. Восстанавливать памятники при существующем низком качестве работ, по его мнению, не имеет смысла. Ссылаясь на традиции Италии, Алессандро Де Маджистрис отметил, что многое зависит от культуры самого архитектора. Продолжая эту мысль, Александр Кудрявцев предложил в качестве первоочередной меры – бойкотирование сомнительных конкурсов, нарушающих регламент уже самими условиями – как на уровне участия в жюри, так и конкурсантов. Александр Скокан указал на проблемы в образовании архитекторов, где долгое время поощрялась смелость и новаторство – откуда тогда возьмется должный к наследию консерватизм? А именно консерватизма нашей культуре и не хватает, считает Рустам Рахматуллин. Возвращаясь к фактам, он напомнил, как совсем недавно начали разбирать знаменитую Филипповскую булочную, и что в городе уже не осталось ни одной аптеки или парикмахерской, существовавшей на этом месте до революции. Городские власти, по мнению Рахматуллина, представляют идеологию 1990-х, тогда как на дворе уже XXI век….

В то время как маститые профессионалы дискутировали о проблеме на уровне теории, молодежь отозвалась на нее конкретными проектами. В рамках фестиваля проводились конкурсы студенческих работ на лучшую концепцию и эскиз-идею, развивающие тему встраивания современных архитектурных элементов в историческую ткань центра города. Симпатии жюри завоевали, главным образом, проекты, выполненные для Калининграда – это трое из четырех победителей. Серебряный диплом получила Варвара Домненко за проект Гостиничного комплекса «Гостиница Гофмана» и реконструкцию территории восточнее Альтштадта, золотой – Ольга Яцук  за проект Спортивно-развлекательного комплекса «Площадь Вагнера», специальный приз жюри – Евгения Яцук за проект Водного туристического комплекса в структуре воссоздаваемого центра Калининграда.

Надо заметить, что с 2002 г. в Калининграде рассматривается новый генплан, включающий и новый регламент застройки центра. Все три автора, используя формы довоенных зданий, тем не менее, отказались от их точного копирования в пользу переосмысления исторического прошлого с  вкраплением в структуру проектируемых комплексов современных объемов. Бронзу получили Ален Харинкин и Петр Васильев за проект Офисного центра на Павелецкой набережной, представляющий собой реконструкцию исторического здания с приданием ему современного модернистского облика, напоминающего работы АБ «Остоженка».

Прошедшее «Зодчество» показало, что профессиональное сообщество как всегда оказалось щедро на идеи, более того, в нынешний раз вовсю зазвучали конкретные предложения. Так что теперь, похоже, для решения проблемы сохранения исторической  среды городов осталось договориться с властью, вспоминая слова Александра Кудрявцева, «передоверить эту проблему государству».

Выступление Донавана Д. Рипкемы. Фотографии Натальи Коряковской
Донаван Рипкема
Донаван Рипкема
Олег Хаман
Олег Хаман и Юрий Гнедовский
Круглый стол: Илья Лежава, Алессандро Де Маджистрис, Александр Скокан, Александр Кудрявцев, Ирина Коробьина, Алексей Клименко, Елена Соловьева, Борис Левянт, Марина Хрусталева, Елена Григорьева, Рустам Рахматуллин
Выставка-конкурс творчества молодых архитекторов «Концептуальные проекты и эскиз-идеи на тему «Исторический город и новая архитектура». Золотой диплом. Ольга Яцук. Проект Спортивно-развлекательного комплекса «Площадь Вагнера»
Серебряный диплом. Варвара Домненко. Проект Гостиничного комплекса «Гостиница Гофмана» и реконструкция территории восточнее Альтштадта
Бронзовый диплом. Ален Харинкин и Петр Васильев. Проект Офисного центра на Павелецкой набережной
Специальный приз. Евгения Яцук. Проект Водного туристического комплекса в структуре воссоздаваемого центра Калининграда

24 Октября 2008

Похожие статьи
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.