пресса

события

фотогалерея

российские новости

зарубежные новости

библиотека

рассылка новостей

обратная связь

Новости Пресса События События Библиотека Библиотека Библиотека
  современная архитектура



Токарев А.Г.
Метод А. Введение

Преподавание архитектурного проектирования имеет важную особенность – оно связано с творческим процессом индивидуума. Сама по себе цель – научить проектировать – не вполне корректна, поскольку творчество не есть ремесло. Обучение проектным навыкам не должно препятствовать свободе творческого развития. Принципиальным для нас является формирование инициативной, самостоятельной творческой личности. Не передача информации по принципу — от мастера ученику, а обучение методике, алгоритму действий, которые позволят создавать индивидуальные проектные решения. Необходимо не только развить у студента проектный навык, но выстроить структуру творческой личности, которая позволит ему в дальнейшем профессионально состояться, не потеряв своей индивидуальности.

Цель курса — сформировать у студентов навык решения комплекса проектных задач, освоить проектный метод архитектора, и теоретически, и практически переживая все его основные составляющие.

Архитектурное проектирование должно предвосхищаться постановкой вопроса — что есть архитектурный объект, и из каких составляющих он формируется? Эти знания должны быть максимально обобщены и доступны для тех, кто только начинает свое движение к пониманию архитектуры.

Сложность обучения проектированию состоит в том, что архитектура включает в себя целый комплекс составляющих, которые необходимо учитывать в процессе проектирования одновременно. По этой причине с первого занятия студентам предлагаются максимально доступные для понимания знания об архитектурном объекте, «разобранном» на отдельные составляющие. Таким же образом развиваются навыки проектирования — через упражнения на отработку отдельных составляющих и на их взаимосвязи. 

Студентам на первых же занятиях последовательно выдается информация о содержании проектной деятельности архитектора или просто — «из чего состоит архитектура». Архитектор в своей деятельности моделирует процессы жизнедеятельности человека в пространствах, организованных архитектурной формой. Любой архитектурный объект включает в себя две важнейшие базовые составляющие — пространство и форму. Вне любой из этих составляющих невозможно существование архитектурного объекта. Вся проектная деятельность архитектора в обобщенном виде сводится к выстраиванию отношений между формой и пространством с учетом функциональных, социальных, психологических, конструктивных и других факторов.

В процессе архитектурного моделирования осуществляется разделение пространства формой на пространство внутренне и внешнее. Эти отношения выражаются в основополагающей триаде — 
ВНЕШНЕЕ-ФОРМА-ВНУТРЕННЕЕ
Внешнее пространство выступает в качестве контекста, окружающего архитектурный объект. Внутреннее пространство выражает функцию или назначение объекта. В отношениях этих, взаимовлияющих на форму пространств, и создается то, что называется архитектурным объектом.

Умение обращаться с формой для архитектора фактически означает умение воплощать свои мысли, реализовывать свою идею. Этот творческий процесс имеет художественную, эстетическую составляющую. Понятие композиции неразрывно связано с художественной деятельностью архитектора. Композиционные навыки в таком случае — средство, позволяющее выражать формальными знаками ту или иную идею, то или иное чувство.

Важная особенность архитектурного моделирования — владение навыками создания образа художественного произведения. Поэтому образная составляющая является принципиальной в развитии студентов с самого начала их творческого становления.

Вербальное моделирование, в свою очередь – важная составляющая в процессе создания образа. Переход от вербального моделирования к формальному — есть акт материализации архитектурного замысла. Необходимо ощущать, переживать и личностно воспроизводить возникающий образ в форме и пространстве. Принципиальный момент – участие студентов в анализе и коллективном обсуждении создаваемых работ, поскольку без умения выдвигать, обосновывать и оценивать творческую идею невозможна профессиональная деятельность архитектора.

Анализ исходной ситуации архитектурного объекта в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности предшествует проектированию, а точнее — является его начальным этапом. Так называемый предпроектный анализ, среди прочих, предполагает изучение двух базовых формообразующих факторов — контекста (который имеет свою историю и свою функцию места) и функции объекта. В результате всестороннего анализа (чувственного и аналитического) возникают предпроектные переживания содержания объекта и его контекста.

Разработанная и апробированная методика — результат экспериментальных поисков усовершенствования учебного процесса начальной стадии архитектурного образования. На кафедре Основ архитектурного и художественного проектирования были созданы условия, в которых преподаватели (доцент Токарев А.Г. и старший преподаватель Шопина Г.Г.) в течение нескольких лет осуществляли разработку и реализацию индивидуальной, отличной от традиционной программы методики обучения студентов-первокурсников. 

1-й курс (1 и 2-й семестр) дисциплины «Архитектурное проектирование» состоит из 6 курсовых работ, каждая из которых включает в себя основной проект и целый комплекс текущих кратковременных упражнений. Основные проекты, усложняясь, все более полно охватывают весь состав курса. Текущие экспресс-упражнения (от нескольких минут до 1-го занятия) сопутствуют основным проектам или (как правило) предшествуют им.







Рейтинг@Mail.ru
Copyright www.archi.ru
Правила использования материалов Архи.ру
Правовая информация
архи.ру®, archi.ru® зарегистрированные торговые марки
Система Orphus
Нашли опечатку Orphus: Ctrl+Enter