Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

21.02.2011

Метод А. Введение

Преподавание архитектурного проектирования имеет важную особенность – оно связано с творческим процессом индивидуума. Сама по себе цель – научить проектировать – не вполне корректна, поскольку творчество не есть ремесло. Обучение проектным навыкам не должно препятствовать свободе творческого развития. Принципиальным для нас является формирование инициативной, самостоятельной творческой личности. Не передача информации по принципу — от мастера ученику, а обучение методике, алгоритму действий, которые позволят создавать индивидуальные проектные решения. Необходимо не только развить у студента проектный навык, но выстроить структуру творческой личности, которая позволит ему в дальнейшем профессионально состояться, не потеряв своей индивидуальности.

Цель курса — сформировать у студентов навык решения комплекса проектных задач, освоить проектный метод архитектора, и теоретически, и практически переживая все его основные составляющие.

Архитектурное проектирование должно предвосхищаться постановкой вопроса — что есть архитектурный объект, и из каких составляющих он формируется? Эти знания должны быть максимально обобщены и доступны для тех, кто только начинает свое движение к пониманию архитектуры.

Сложность обучения проектированию состоит в том, что архитектура включает в себя целый комплекс составляющих, которые необходимо учитывать в процессе проектирования одновременно. По этой причине с первого занятия студентам предлагаются максимально доступные для понимания знания об архитектурном объекте, «разобранном» на отдельные составляющие. Таким же образом развиваются навыки проектирования — через упражнения на отработку отдельных составляющих и на их взаимосвязи. 

Студентам на первых же занятиях последовательно выдается информация о содержании проектной деятельности архитектора или просто — «из чего состоит архитектура». Архитектор в своей деятельности моделирует процессы жизнедеятельности человека в пространствах, организованных архитектурной формой. Любой архитектурный объект включает в себя две важнейшие базовые составляющие — пространство и форму. Вне любой из этих составляющих невозможно существование архитектурного объекта. Вся проектная деятельность архитектора в обобщенном виде сводится к выстраиванию отношений между формой и пространством с учетом функциональных, социальных, психологических, конструктивных и других факторов.

В процессе архитектурного моделирования осуществляется разделение пространства формой на пространство внутренне и внешнее. Эти отношения выражаются в основополагающей триаде — 
ВНЕШНЕЕ-ФОРМА-ВНУТРЕННЕЕ
Внешнее пространство выступает в качестве контекста, окружающего архитектурный объект. Внутреннее пространство выражает функцию или назначение объекта. В отношениях этих, взаимовлияющих на форму пространств, и создается то, что называется архитектурным объектом.

Умение обращаться с формой для архитектора фактически означает умение воплощать свои мысли, реализовывать свою идею. Этот творческий процесс имеет художественную, эстетическую составляющую. Понятие композиции неразрывно связано с художественной деятельностью архитектора. Композиционные навыки в таком случае — средство, позволяющее выражать формальными знаками ту или иную идею, то или иное чувство.

Важная особенность архитектурного моделирования — владение навыками создания образа художественного произведения. Поэтому образная составляющая является принципиальной в развитии студентов с самого начала их творческого становления.

Вербальное моделирование, в свою очередь – важная составляющая в процессе создания образа. Переход от вербального моделирования к формальному — есть акт материализации архитектурного замысла. Необходимо ощущать, переживать и личностно воспроизводить возникающий образ в форме и пространстве. Принципиальный момент – участие студентов в анализе и коллективном обсуждении создаваемых работ, поскольку без умения выдвигать, обосновывать и оценивать творческую идею невозможна профессиональная деятельность архитектора.

Анализ исходной ситуации архитектурного объекта в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности предшествует проектированию, а точнее — является его начальным этапом. Так называемый предпроектный анализ, среди прочих, предполагает изучение двух базовых формообразующих факторов — контекста (который имеет свою историю и свою функцию места) и функции объекта. В результате всестороннего анализа (чувственного и аналитического) возникают предпроектные переживания содержания объекта и его контекста.

Разработанная и апробированная методика — результат экспериментальных поисков усовершенствования учебного процесса начальной стадии архитектурного образования. На кафедре Основ архитектурного и художественного проектирования были созданы условия, в которых преподаватели (доцент Токарев А.Г. и старший преподаватель Шопина Г.Г.) в течение нескольких лет осуществляли разработку и реализацию индивидуальной, отличной от традиционной программы методики обучения студентов-первокурсников. 

1-й курс (1 и 2-й семестр) дисциплины «Архитектурное проектирование» состоит из 6 курсовых работ, каждая из которых включает в себя основной проект и целый комплекс текущих кратковременных упражнений. Основные проекты, усложняясь, все более полно охватывают весь состав курса. Текущие экспресс-упражнения (от нескольких минут до 1-го занятия) сопутствуют основным проектам или (как правило) предшествуют им.