Ю.Д. Старостенко

Автор текста:
Ю.Д. Старостенко

Московские «американизмы» 1920-х – 1930-х годов

Статья опубликована в сборнике: Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ: Тезисы докладов научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. 13-17 апреля 2009 г. – М., 2009. – С. 181-183

     Стремление превратить Москву в современный город уже на протяжении многих десятилетий связано в сознании многих со строительством грандиозных высотных зданий. Образцом для подражания на протяжении всего этого времени становились, как правило, небоскребы Чикаго и Нью-Йорка. Еще в начале ХХ века для бурно развивавшейся Москвы Америка – страна больших возможностей – была воплощением мечты о будущем. Все эти чаяния нашли воплощение в серии знаменитых открыток «Москва в будущем», выпущенных кондитерской фабрикой «Эйнем» (нынешний «Красный Октябрь») в 1914 году. На открытках в последний год мирной жизни Москва 2259 года стараниями неизвестного художника представала сочетающей традиции с достижениями прогресса, памятники архитектуры с новейшими зданиями. Кремль все также украшал «древнюю Белокаменную», у Москворецкого моста высились новые огромные здания торговых предприятий, трестов, обществ, синдикатов; Красная площадь была заполнена несущимися автомобилями, «где робкие пешеходы спасаются на Лобном месте»; Театральная площадь и Лубянка представали застроенными небоскребами...

     После Первой мировой войны и событий 1917 года «американская» мечта не ушла со старым строем. Уже в 1921-1923 годах архитектором В.Ф. Кринским был разработан проект небоскреба ВСНХ на Лубянской площади. В 1922-1923 годах был проведен конкурс на проект Дворца Труда в Охотном ряду, и во многих конкурсных проектах архитекторы предусматривали многоэтажные башни. Хотя ни один из проектов так и не был принят к осуществлению, во время проведения конкурса на I съезде Советов СССР в декабре 1922 года Киров предложил построить в Москве Дворец СССР, увековечивающий создание Советского Союза. С течением времени этот замысел слился с замыслом Дворца Труда, и идея строительства в Охотном ряду главного здания Москвы и всей страны просуществовала еще не один год.

     В статье 1924 года А.В. Щусев, возглавлявший разработку плана «Новая Москва», описывал Москву будущего, Москву 1950 года как город, где «вместо Охотного ряда высится силуэтами стройных башен в небе большой дворец СССР с колоссальной аудиторией на 10 тыс. человек», с грандиозным торговым Китай-городом и Зарядьем, где «дома... американского типа с вертикальными подъемниками и движущимися площадками соединяются между собою ажурными закрытыми мостиками».[1]

     О том, что стремление к проектированию небоскребов в Москве 1920-х годов было общей тенденцией, и что именно со строительством небоскребов связывалось будущее города, свидетельствуют многочисленные проекты тех лет. В 1923-1925 годах Эль Лисицким были разработаны «горизонтальные» небоскребы, которые он предлагал построить на основных узлах Садового кольца. Идея небоскребов нашла развитие в проекте здания московского отделения газеты «Ленинградская правда» братьев Весниных (1924 год), конкурсе того же года на проект здания акционерного общества «Аркос» (первая премия – братья Веснины), конкурсе второй половины 1925 года на проект Дома Текстилей (первая премия – И. Голосов и Б. Улинич). Отчасти с введением новых норм, ограничивавших высоту зданий в центре Москвы, а отчасти с нехваткой средств было связано то, что здание газеты «Известия», строительство которого началось в 1925 году по проекту архитектора Бархина на Страстной площади, и здание Госторга, строившееся тогда же по проекту Великовского на Мясницкой, так и не были осуществлены до конца: от возведения башен, предусмотренных проектами, пришлось отказаться. Не был осуществлен в полной мере и проект перестройки и расширения здания Госбанка на Неглинной улице, который изначально также проектировался с башней в несколько десятков этажей (1927 год). 

     Стремление к наводнению Москвы небоскребами прослеживается во многих студенческих проектах 1920-х годов. Высотная часть появлялась в проектах общественных зданий вне зависимости от их функционального назначения и целесообразности устройства этой башни. Например, в 1925 году в мастерской А.А. Веснина А.К. Буров выполнил дипломный проект здания Центрального вокзала, который включал отель – небоскреб на 300 комнат. На следующий год также в мастерской А.А. Веснина был выполнен совместный дипломный проект М. Барща и М. Синявского здания Центрального оптово-розничного рынка на Болотной площади. Оба варианта проекта предусматривали строительство трех многоэтажных зданий «типа американских «office building», эксплуатация которых повышает рентабельность предприятия».[2] В студенческих проектах получила развитие и идея главного здания города и страны. Все проекты Дворца Труда и здания Коминтерна, проектировавшиеся в 1926-1929 годах, предусматривали возведение небоскребов.

     Развитием этих тенденций стали многие проекты открытого конкурса на проект Дворца Советов. Однако, потребовалось еще два тура конкурса, чтобы стремление к созданию самого грандиозного зданием в мире оформилось окончательно. В 1933 году в журнале «Строительство Москвы» был опубликован коллаж из силуэтов и фасадов 92 самых грандиозный зданий мира от пирамиды Хеопса, европейских готических соборов, соборов ренессанса, индийских храмов до Эйфелевой башни и самых высоких на тот день небоскребов Нью-Йорка, в том числе только что построенных Крайслер Билдинг и Эмпайр Стейт Билдинг. Размещенный в этом же коллаже проект Б.М.Иофана с небольшой фигуркой «Освобожденного пролетария» уступал американским небоскребам, что наглядно свидетельствовало о цели высочайших заказчиков. И хотя до представления окончательного проекта, увенчанного фигурой Ленина, оставался еще год, в книге «От старой к новой Москве» можно было прочитать: «На земном шаре не будет здания, равного ему по величине. Даже нью-йоркский радиогород, даже радиосети нефтяного короля Джона Ди Рокфеллера, старшего, – эти величайшие архитектурные сооружения мира – не смогут сравняться с размерами Дворца советов».[3]

     Проектировавшийся Дворец Советов не был единственным небоскребом 1930-х годов. Сменилась стилистика архитектуры, проектировалось самое высокое здание в мире, но стремление к заполнению Москвы высотными зданиями утихло не сразу. В виде небоскребов проектировались здания Наркомтяжпрома на Красной площади, а позднее и в Зарядье, которые наглядно продемострировали, что возведение ряда небоскребов рядом с Дворцом Советов сведет на нет впечатление от него. На волне борьбы с гигантоманий тенденция «американизации» Москвы к началу войны пошла на убыль, чтобы, как показала история, вновь возродиться в конце 1940-х годов в проектах знаменитых московских высоток.

Примечания

[1] Щусев А.В. Москва будущего // Красная Нива. – 1924. – №17. – С. 418.

[2] Барщ М., Синявский М. К проектам Центрального оптового продовольственного рынка на Болотной площади // Современная архитектура. – 1926. – № 4. – С. 97.

[3] Лопатин П. От старой к новой Москве – М.: Моспартиздат, 1933. – С. 59.

15 Октября 2012

Ю.Д. Старостенко

Автор текста:

Ю.Д. Старостенко
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Неизвестный проект Ивана Леонидова: Институт статистики,...
Публикуем исследование архитектора Петра Завадовского, обнаружившего неизвестную работу Ивана Леонидова в коллекции парижского Центра Помпиду: проект Института статистики существенно дополняет представления о творческой эволюции Леонидова.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
«Это не башня»
Публикуем фото-проект Дениса Есакова: размышление на тему «серых бетонных коробок», которыми в общественном сознании стали в наши дни постройки модернизма.
Что не так с офисами открытого типа
Офисы свободного плана экономят деньги компаний-владельцев и помогают им выглядеть эффектней, но это практически единственное их достоинство. При этом работодатели любят «опен-спейс», а их сотрудники – не очень.
«Седрик Прайс придумывал архитектуру, которая может...
Саманта Хардингхэм – о британском архитекторе-визионере послевоенных десятилетий Седрике Прайсе и его самом важном проекте – Дворце развлечений. Ее лекция была частью конференции «Архитектор будущего», проведенной Институтом «Стрелка» в партнерстве с ДОМ.РФ.
«Работа с сопротивлением»
Публикуем отрывок из книги Ричарда Сеннета «Мастер» о постижении сути мастерства – в градостроительстве, инженерном искусстве, стрельбе из лука. Книга вышла на русском языке в издательстве Strelka Press.
Технологии и материалы
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Сейчас на главной
Новое качество Личного
В Никола-Ленивце Калужской области в эти выходные проходит фестиваль Архстояние с темой «Личное». Главной постройкой фестиваля стал дом «Русское идеальное», спроектированный Сергеем Кузнецовым и реализованный компанией КРОСТ в короткие сроки. Рассматриваем дом и новые объекты Архстояния 2021.
«Место для всех»
Победителем международного конкурса на разработку концепции Приморской набережной в Сочи стал консорциум во главе с UNStudio.
Пресса: "Непостижимое решение". ЮНЕСКО отобрало у Ливерпуля...
ЮНЕСКО решило исключить Ливерпуль из своего Списка всемирного наследия, поскольку городские власти ведут активное строительство в районе доков и порта - архитектурного ансамбля, которое агентство ООН считало важнейшим памятником. В Ливерпуле такое решение называют "непостижимым" и надеются на его пересмотр.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
На берегу очень тихой реки
Проект благоустройства территории ЖК NOW в Нагатинской пойме выходит за рамки своих задач и напоминает скорее современный парк: с видовыми точками, набережной, разнообразными по настроению пространствами и продуманными сценариями «от 0 до 80».
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Стилисты села
Дизайн-код как способ привести небольшое поселение в порядок к юбилею или крупному событию: борьба с визуальным мусором, поиск духа места и унификация городских элементов.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Плавная консоль
У здания банка в окрестностях ливанского города Сура нет привычных ограждений, а еще Domaine Public Architects удалось добавить в проект небольшую площадь.
Туман над Янцзы
В сети обсуждают новую ленд-арт-инсталляцию Григория Орехова Crossroads, «пешеходную зебру» проложенную художником по воде Москвы-реки 7 июля недалеко от Николиной горы. Рассматриваем несколько недавних работ Орехова – от «перекрестка» 2021 года на реке до «перекрестка» 2020 года в зеркалах «Черного куба», созданного в честь Казимира Малевича в Немчиновке.
Неоконюшня
На территории ВДНХ появится новый конноспортивный манеж: его авторы обращаются к традиционной для типологии форме и материалам, трактуя их как современный парковый павильон.
Еще один конструктор
В Мангейме началось строительство жилого комплекса по проекту MVRDV и производителя сборных домов Traumhaus. Он должен дать будущим обитателям максимум разнообразия и кастомизации по доступной цене, что в свою очередь позволит создать там живое сообщество соседей.
Градсовет Петербурга 15.07.2021
Архитекторы предложили обновить торговый центр в петербургском Купчино, вдохновляясь снежными пиками Балканских гор. Эксперты отнеслись к идее прохладно.
Галька на берегу
Проект аэропорта в Геленджике от АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» стал единственным российским победителем премии Architizer A+Awards 2021 года.
Стратегия преображения
Публикуем 8 проектов реконструкции построек послевоенного модернизма, реализованных за последние 15 лет Tchoban Voss Architekten и показанных в галерее AEDES на недавней выставке Re-Use. Попутно размышляя о продемонстрированных подходах к сохранению того, что закон сохранять не требует.
Ажурные узоры
Манчестерский Еврейский музей приобрел после реконструкции по проекту Citizens Design Bureau новый корпус с орнаментом на фасаде: он напоминает о культуре сефардов.
Дворцовый переворот
Еще один ДК, который возвращает к жизни команда «Идентичность в типовом», на этот раз – в Ельце. Согласно программе, универсальные решения встречаются с локальными особенностями, благодаря чему появляется новая точка притяжения.
В ритме квартальной застройки
На прошедшей неделе состоялась презентация жилого комплекса «ТЫ И Я» на северо-востоке Москвы. По ряду параметров он превышает заявленный формат комфорт-класса, и, с другой стороны, полностью соответствует популярной в Москве парадигме квартальной застройки, добавляя некоторые нюансы – новый вид общественных пространств для жильцов и квартиры с высокими потолками в первых этажах.
Игра в кубе
В Minecraft создана виртуальная копия двух зданий Дарвиновского музея: модернистского и постмодернистского, типично-«лужковского». Можно гулять как снаружи, так и по залам.
Зигзаг фасада
Офисное здание в Майнце защищает новый район на Рейне от шума порта. Авторы проекта – MVRDV и morePlatz.
Стальная живопись
Панели из нержавеющей стали на «Башне» Фрэнка Гери в арт-центре LUMA в Арле задуманы как мазки кисти Ван Гога.
Возгонка авангарда
В Москве завершено строительство Tatlin apartments на Бакунинской улице. Дом включает в себя фрагмент отреставрированной АТС конца 1920-х годов, заставляя это спокойное, в сущности, здание с технической функцией стать более футуристичным, чем оно было задумано когда-то.