Е.О. Фрейдин

Автор текста:
Е.О. Фрейдин

Конфликтологическая концепция градостроительной деятельности (градостроительная конфликтология)

0

Область градостроительной конфликтологии лежит на стыке градостроительства и конфликтологии.


Теория градостроительства к разрешению противоречий обращалась на самых ранних этапах: при выборе места для новых городов, формировании планировочной структуры. В современной градостроительной теории исследуют аспекты социологии и управления деятельностью. В этом плане известны работы В.Глазычева, Е.Ещиной, А.Зинченко, К.Линча, В.Никитина и других авторов. Они обращают внимание на концепцию потребителя, его участие в проектной деятельности, связь градостроительной формы и социальной системы, выявляют ряд конфликтных ситуаций в градостроительной деятельности.


В настоящее время исследователи отмечают, что конфликтология способна стать автономной наукой. Ряд трудов посвящен рассмотрению конфликта в социологии, психологии и политологии. Нам известна работа В.Светлова, в которой он формулирует базовые определения конфликта и бесконфликтной ситуации, а также описывает различные модели конфликта.


В междисциплинарной области ведется ряд практик: ими заняты профессиональные конфликтологи (Лаборатория гуманитарных исследований ФГУП «РосНИИПИ Урбанистики», Ин-т Социологии РАН), специалисты по связям с общественностью. Московский центр конфликтологии (Л.Цой) запатентовал методологию разрешения конфликтов на строительных объектах. Однако общего теоретического и методологического аппарата эти практики пока не имеют, а заимствуют у социологии, политологии, психологии, игровой педагогики (ОДИ). Поэтому эти практики не имеют пространственной интерпретации, что важно в работе с градостроительными конфликтами.


Проблема участия архитекторов-градостроителей в этой деятельности заключается в том, что они не имеют ясной социальной (неспециализированной) интерпретации градостроительной деятельности.


Таким образом, целью нашей работы является формирование метода интерпретации градостроительной деятельности и конфликтологии.


Введение в теорию конфликта


Для схематизации конфликтных (бесконфликтных) систем мы воспользуемся структурной моделью конфликта, предложенной В.Светловым.

См. рисунок 1.1


Система из n-элементов, все отношения которой маркированы как «позитивные» или «негативные», находится в конфликтном состоянии, если и только если по меньшей мере один из ее полуциклов не сбалансирован (содержит нечетное число «негативных» отношений). [1, с.34]


Система бесконфликтна если и только если все ее циклы (полуциклы) сбалансированы. [1, с.34]


Число возможных способов разрешения конфликта равно 2n-1, где n – число элементов системы плюс та ее цель, из-за блокирования которой возник конфликт. [1, с.34]


Структурная модель конфликта это означенный диграф, все или некоторые элементы которого находятся в отношении отрицательной обратной связи (состоянии структурного дисбаланса). [1, с.34]


См. рисунок  1.2


В.Светлов также формулирует Фундаментальную структурную теорему анализа и разрешения конфликтов: Система находится в бесконфликтном состоянии, если и только если множество всех ее элементов X можно разделить на два взаимно исключающих подмножества, одно из которых может быть и пустым, такие, что каждая позитивная линия соединяет элементы из одного и того же подмножества, а каждая негативная линия соединяет элементы из разных подмножеств. [1, с.36]

 

См. рисунок  1.3

 

Градостроительную деятельность, как деятельность по изменению территорий, мы интерпретируем как один из типов отклоняющегося поведения – результат инновационного конфликта.


Структура инновационного конфликта состоит из трех элементов: индивидуума (И), цели (Ц) и нормативных средств достижения цели (Н).

 

См. рисунок  2.1.


В градостроительной деятельности в роли индивидуума выступает собственник (Соб), имеющий право пользования территорией. Цель собственника - получение максимального эффекта (Ц). Средства - территория (Ти), обладающая исходными пространственными и функциональными характеристиками. 


Система бесконфликтна, если характеристики территории (Ти) удовлетворяют целям Соб. Инновационный конфликт возникает, когда территория не удовлетворяет целям собственника. Возникает необходимость изменения характеристик территории. Исходные характеристики становятся недоступными, а некие проектные характеристики территории (Тп) удовлетворяют целям собственника.
Процесс изменения характеристик территории это актом градостроительной деятельности.


Действие по формулированию (Тп) может лежать в области права (изменение юридического статуса участка), этики и культуры (археологическое исследование, новая информация о территории, которые способствуют, например, туризму), архитектурного проектирования (изменения пространственных характеристик территории). Таким образом, разрешается инновационный конфликт: собственник посредством проектных характеристик территории достигает своей цели.


Имея базовую схему градостроительной деятельности в идеальных условиях (в отсутствии других собственников, заинтересованных в исходных или иных проектных характеристиках территории), мы усложнили ее структуру, указав сопряженный с исходной территорией агент – «местное сообщество», которое удовлетворено Ти: возможно, не имея средств для градостроительной деятельности, оно изменило свои цели по отношению к этой территории (рисунок 2.2).


 
Согласно нашим условиям связи Ц-Соб, Соб-Ти, МС-Ти являются позитивными, а Ц-Ти несбалансированной, поэтому структуру системы определяют связи МС с Соб и Ц (рисунок 2.3).


Таким образом, мы видим четыре типа конфликтных систем. Приведем некоторые варианты развития этих конфликтов (рисунок 2.4).


 
См. рисунок  2.4


Варианты А и Г (рис. 2.4) демонстрируют разрешенный конфликт: в случае А появляется проблема расположения пространственного разрыва между Ти и Тп. В случае Г, собственник и местное сообщество удовлетворены проектной территорией и теряют доступ к исходной территории.


Чтобы перейти к пространственной интерпретации, конкретизируем элементы системы в условиях, более близких к реальным. Ти – это территория парка, в котором 30% может быть занято застройкой; Соб – инвестор, получивший в свое распоряжение территорию застройки; МС – сообщество потребителей, которых удовлетворяет парк; Ц – цель собственника – максимальная прибыль от Ти; Тп – парк, в котором 30% территории занято застройкой, удовлетворяющей цели инвестора, 70% сохраняют свои исходные характеристики; положительная связь – пространственная связь; обеспечивающая доступность; негативная связь – обеспечение недоступности, пространственный барьер.


В варианте А проектировщик сохраняет исходные характеристики территории, которой пользуется местное сообщество – в данном случае – сохранение общедоступной парковой зоны, а также сложившихся функциональных и пространственных связей территории с пространственными интерпретациями МС. Также требуется пространственное разделение проектной застройки и исходной территории. В случае Г проектированию может быть подвергнута вся территория парка, так как предполагается ее совместное использование. Должны быть установлены пространственные связи между пространственными интерпретациями МС и Соб. По их обоюдному согласию исходные характеристики парка становятся недоступными (например, устаревшая застройка демонтируется, неиспользуемые функциональные зоны замещаются новыми). Приведенные варианты Б и В демонстрируют сохранение конфликтной ситуации, но непосредственной связи с пространственными характеристиками эти конфликты не имеют: оба варианта имеют социальный характер – это может быть межличностный конфликт МС-Соб и несовместимость целей и этических установок Ц-МС. Такие конфликты разрешаются специалистами по связям с общественностью.


Таким образом, мы можем говорить о месте базового градостроительного конфликта.


Конфликтологическая градостроительная система это совокупность элементов, один (несколько) из которых имеет пространственные характеристики (территория Ти) и способен изменяться посредством градостроительной деятельности (проектная территория Тп); а остальные элементы соединены с ним (с ними) «позитивными» или «негативными» связями; и связи между всеми элементами системы.


Структурная модель базового градостроительного конфликта это означенный диграф, все или некоторые элементы которого находятся в отношении отрицательной обратной связи (состоянии структурного дисбаланса) с пространственным элементом.


Структурная модель сопровождающего конфликта это означенный диграф без пространственного элемента, все или некоторые элементы которого находятся в отношении отрицательной обратной связи.


Можно предположить, что градостроительная система не содержит базового градостроительного конфликта, если и только если множество всех ее пространственных элементов X можно разделить на два взаимно исключающих подмножества, одно из которых может быть и пустым, такие, что каждая позитивная линия соединяет элементы из одного и того же подмножества, а каждая негативная линия соединяет элементы из разных подмножеств.


В случае синергетического разрешения градостроительного конфликта – можно говорить об интерпретации средового подхода. В случае антагонистического разрешения конфликта, когда исходная и проектная территории несовместимы, ставится вопрос о сохранении доступа к исходным характеристикам территории. Вариант А (рис. 2.4) демонстрирует, что исходные характеристики сохранены в случае положительной связи Ти с МС, так как это в интересах местного сообщества.


Таким образом, мы утверждаем о возможности интерпретации пространственных систем на конфликтологическом уровне, а следовательно, о поисках вариантов разрешения конфликта не только в схематических рисунках конфликтологов, но и в градостроительной документации.


Источники:


[1] В.А.Светлов. Конфликт: модели, решения, менеджмент. – Спб.: Питер, 2005. – 540 с.: ил.

 

Рисунок 1.1 Условные обозначения
Рисунок 1.2 Структурная модель конфликта из двух и трех элементов.
Рисунок 1.3 Бесконфликтные состояния системы из трех элементов
Рисунок 2.1. Схема инновационного конфликта, схема градостроительного конфликта
Рисунок 2.4 А-Г варианты развития конфликтов

12 Мая 2010

Е.О. Фрейдин

Автор текста:

Е.О. Фрейдин
Похожие статьи
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Неизвестный проект Ивана Леонидова: Институт статистики,...
Публикуем исследование архитектора Петра Завадовского, обнаружившего неизвестную работу Ивана Леонидова в коллекции парижского Центра Помпиду: проект Института статистики существенно дополняет представления о творческой эволюции Леонидова.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Технологии и материалы
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
NEVA HAUS – узорчатые шкатулки на Неве
Отличительной особенностью комплекса NEVA HAUS являются необычные фасады из кирпича: кирпич от «ЛСР. Стеновые» стал материалом, который подчеркивает индивидуальность каждого из корпусов нового комплекса, делая его уникальным.
Керамические блоки Porotherm – 20 лет в России
С 2023 года Wienerberger отказывается от зонтичного бренда в России и сосредотачивает свои усилия на развитии бренда Porotherm. О перспективах рынка и особенностях строительства из керамических блоков в интервью Архи.ру рассказал генеральный директор ООО «Винербергер Кирпич» и «Винербергер Куркачи» Николай Троицкий
Латунный трек
Компания ЦЕНТРСВЕТ активно развивает свою премиальную трековую систему освещения AUROOM, полностью выполненную из благородной латуни.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Нестандартные решения для HoReCa и их реализация в проектах...
Каким бы изысканным ни был интерьер в отеле или ресторане, вся обстановка в прямом смысле слова померкнет, если освещение организовано неграмотно или использованы некачественные источники света. Решения от бренда Arlight полностью соответствуют этим требованиям.
Инновации Baumit для защиты фасадов
Австрийский бренд Baumit, эксперт в области фасадных систем, штукатурок и красок, предлагает комплексные системы фасадной теплоизоляции, сочетающие технологичность и широкие дизайнерские возможности
Optima – красота акустики
Акустические панели Armstrong Optima от Knauf Ceiling Solutions – эстетика, функциональность и широкие возможности использования.
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Сейчас на главной
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Концептуальный максимализм
Спортивный клуб Gympa создавался по заветам lagom и agile, то есть он минималистичный и гибкий, но в то же время уютный и эффективный. Главная изюминка места – зал с кварцевым песком и освещением, настроенным под циркадные ритмы.
Алмазный палимпсест
Римское бюро Labics завершило реконструкцию значимого ренессансного памятника Палаццо деи-Диаманти в Ферраре. Дворец получил удобные, современные выставочные пространства, комфортные общественные зоны и четко организованную структуру.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Архитектура ДК
В «Манеже» до 2 апреля работает выставка «Дом культуры СССР». Один из кураторов, Ксения Кокорина, рассказывает о значимых проектах прошлого столетия.
Акулы и лава
Бюро MERA Makers придумало и построило игровой комплекс для детского сада в Сарове. Восемь модулей из фанеры и цветного оргстекла, придуманных после обсуждения с детьми, соединяются в остров, который предлагает разные сценарии игры и богатый сенсорный опыт.
Резервуар для искусства
В музейном квартале Бангалора, столицы Южной Индии, открылось новое здание музея MAP – Музея изобразительного искусства и фотографии. Основа фондов – коллекция предпринимателя Абхишека Поддара, он же заказчик архитектурного проекта, авторы здания – местное архбюро Mathew and Ghosh Architects.
Ферма в каждый дом
На воркшопе Архитектура+FOODTECH архитектурная лаборатория SA lab вместе студентами придумала новый тип вертикальных ферм и прошла путь от концепции до реализации. Прототип напечатан на 3D-принтере из переработанного пластика и выращивает 136 растений.
Школа хвойных пород
Для проекта средней школы Port Marianne в Монпелье архитекторы местного бюро A+Architecture выбрали особый безопасный для экологии бетон в сочетании с конструкциями из местной Севеннской ели и эффектной отделкой из Дугласовой пихты.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Совместный досуг
Центр «Поле» выполняет роль третьего места в спальном районе Москвы. На площади меньше 30 квадратных метров студия дизайна D создала пространство, где дети и взрослые могут проводить время вместе: играть, работать, встречаться с друзьями, заниматься спортом и творчеством.
Сады и искусство
Петербургское ландшафтное бюро МОХ открыло в Москве представительство, напоминающее арт-галерею: пространство формата white box служит фоном для цветочных композиций, объектов искусства и дизайна
Белые одежды
Парижский архитектор Жан-Пьер Лотт спроектировал и построил для Университета Страсбурга новый учебный корпус Le Studium, который задуман прежде всего как так называемое «третье место».
Пресса: Самые важные архитектурные утраты Петербурга за последние...
«Cобака.ru» попросила архитектурного критика и автора телеграм-канала «Город, говори» Марию Элькину, основателя архитектурного бюро «Хвоя» Георгия Снежкина, искусствоведа и автора телеграм-канала «Русский камамбер» Александра Семенова, архитектора-градопланировщика бюро MLA+ Даниила Веретенникова и члена градостроительного совета города, руководителя архитектурного бюро «Студии 44» Никиту Явейна выделить главные городские утраты и возможные в скором времени потери, начиная с нулевых, и рассказывает историю этих мест.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Дворец воды
Дворец водных видов спорта строился в Екатеринбурге в рамках подготовки к Универсиаде-2023. Комплекс включает три бассейна, рассчитан на 5000 зрителей, соответствует требованиям FISU и предполагает интенсивное использование вне крупных спортивных мероприятий.
Мечта о танце
Пекинское бюро MAD превратит старый склад в бывшем порту Роттердама в Центр танцевального искусства с амфитеатром под открытым небом.
Пресса: Юлий Борисов: «Успех не в компромиссе, а в гармонии»
В интервью «Строительному Еженедельнику» Юлий Борисов признается, что не любит использовать слово «компромисс», так как оно предполагает, что кто-то из участников процесса остается неудовлетворенным.
Многоликий
В интерьере ресторана Cult в Калининграде архитектор Дарья Белецкая разворачивает историю, родившуюся из размышлений о тревожности. Ощутить равновесие и спокойствие помогает созерцание полуторатонного валуна, мерцание воды, маски, отсылающие к «Тысячеликому герою» Джозефа Кэмпбелла и общая атмосфера полумрака и тишины.
Мост-аттракцион
Пешеходный мост по проекту архитектора Томаса Рэндалла-Пейджа и конструктора Тима Лукаса в историческом лондонском доке перекатывается «вверх ногами» с помощью двух ручных лебедок, чтобы пропускать проходящие суда.
Дом учителя
В Нинбо в родном доме ведущего экономиста КНР Дун Фужэна открылся музей. Авторы реконструкции – пекинское бюро WIT Design & Research.
Медная корона
Дом, построенный по проекту мастерской Михаила Мамошина рядом с новой сценой Малого драматического театра, прячется во дворах, но вопреки этому, а может и благодаря, интерпретирует традиционную застройку конца XIX века более смело, чем это принято в Петербурге.
Куб в оазисе
Еврейский культурный центр Сочи расположится в доступной части города и станет центром общественной жизни: помимо синагоги он вместит образовательный центр, кошерный ресторан и музей, рядом появится благоустроенный сквер.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
«Чайка» с мозаикой
В здании речного вокзала Волгограда открылось кафе «Чайка на крыше». Над интерьером работало бюро Object, которое обратилось к эстетике позднего советского модернизма – отсюда цветовая гамма, шпонированные панели, терраццо и главный элемент интерьера – яркая мозаика.
Задел на будущее
Реконструкция стадиона Drusus в Южном Тироле по проекту gmp и Dejaco + Partner рассчитана на будущие успехи команды-хозяйки F.C. Südtirol в новой для нее серии B чемпионата Италии по футболу.