Е.О. Фрейдин

Автор текста:
Е.О. Фрейдин

Конфликтологическая концепция градостроительной деятельности (градостроительная конфликтология)

0

Область градостроительной конфликтологии лежит на стыке градостроительства и конфликтологии.


Теория градостроительства к разрешению противоречий обращалась на самых ранних этапах: при выборе места для новых городов, формировании планировочной структуры. В современной градостроительной теории исследуют аспекты социологии и управления деятельностью. В этом плане известны работы В.Глазычева, Е.Ещиной, А.Зинченко, К.Линча, В.Никитина и других авторов. Они обращают внимание на концепцию потребителя, его участие в проектной деятельности, связь градостроительной формы и социальной системы, выявляют ряд конфликтных ситуаций в градостроительной деятельности.


В настоящее время исследователи отмечают, что конфликтология способна стать автономной наукой. Ряд трудов посвящен рассмотрению конфликта в социологии, психологии и политологии. Нам известна работа В.Светлова, в которой он формулирует базовые определения конфликта и бесконфликтной ситуации, а также описывает различные модели конфликта.


В междисциплинарной области ведется ряд практик: ими заняты профессиональные конфликтологи (Лаборатория гуманитарных исследований ФГУП «РосНИИПИ Урбанистики», Ин-т Социологии РАН), специалисты по связям с общественностью. Московский центр конфликтологии (Л.Цой) запатентовал методологию разрешения конфликтов на строительных объектах. Однако общего теоретического и методологического аппарата эти практики пока не имеют, а заимствуют у социологии, политологии, психологии, игровой педагогики (ОДИ). Поэтому эти практики не имеют пространственной интерпретации, что важно в работе с градостроительными конфликтами.


Проблема участия архитекторов-градостроителей в этой деятельности заключается в том, что они не имеют ясной социальной (неспециализированной) интерпретации градостроительной деятельности.


Таким образом, целью нашей работы является формирование метода интерпретации градостроительной деятельности и конфликтологии.


Введение в теорию конфликта


Для схематизации конфликтных (бесконфликтных) систем мы воспользуемся структурной моделью конфликта, предложенной В.Светловым.

См. рисунок 1.1


Система из n-элементов, все отношения которой маркированы как «позитивные» или «негативные», находится в конфликтном состоянии, если и только если по меньшей мере один из ее полуциклов не сбалансирован (содержит нечетное число «негативных» отношений). [1, с.34]


Система бесконфликтна если и только если все ее циклы (полуциклы) сбалансированы. [1, с.34]


Число возможных способов разрешения конфликта равно 2n-1, где n – число элементов системы плюс та ее цель, из-за блокирования которой возник конфликт. [1, с.34]


Структурная модель конфликта это означенный диграф, все или некоторые элементы которого находятся в отношении отрицательной обратной связи (состоянии структурного дисбаланса). [1, с.34]


См. рисунок  1.2


В.Светлов также формулирует Фундаментальную структурную теорему анализа и разрешения конфликтов: Система находится в бесконфликтном состоянии, если и только если множество всех ее элементов X можно разделить на два взаимно исключающих подмножества, одно из которых может быть и пустым, такие, что каждая позитивная линия соединяет элементы из одного и того же подмножества, а каждая негативная линия соединяет элементы из разных подмножеств. [1, с.36]

 

См. рисунок  1.3

 

Градостроительную деятельность, как деятельность по изменению территорий, мы интерпретируем как один из типов отклоняющегося поведения – результат инновационного конфликта.


Структура инновационного конфликта состоит из трех элементов: индивидуума (И), цели (Ц) и нормативных средств достижения цели (Н).

 

См. рисунок  2.1.


В градостроительной деятельности в роли индивидуума выступает собственник (Соб), имеющий право пользования территорией. Цель собственника - получение максимального эффекта (Ц). Средства - территория (Ти), обладающая исходными пространственными и функциональными характеристиками. 


Система бесконфликтна, если характеристики территории (Ти) удовлетворяют целям Соб. Инновационный конфликт возникает, когда территория не удовлетворяет целям собственника. Возникает необходимость изменения характеристик территории. Исходные характеристики становятся недоступными, а некие проектные характеристики территории (Тп) удовлетворяют целям собственника.
Процесс изменения характеристик территории это актом градостроительной деятельности.


Действие по формулированию (Тп) может лежать в области права (изменение юридического статуса участка), этики и культуры (археологическое исследование, новая информация о территории, которые способствуют, например, туризму), архитектурного проектирования (изменения пространственных характеристик территории). Таким образом, разрешается инновационный конфликт: собственник посредством проектных характеристик территории достигает своей цели.


Имея базовую схему градостроительной деятельности в идеальных условиях (в отсутствии других собственников, заинтересованных в исходных или иных проектных характеристиках территории), мы усложнили ее структуру, указав сопряженный с исходной территорией агент – «местное сообщество», которое удовлетворено Ти: возможно, не имея средств для градостроительной деятельности, оно изменило свои цели по отношению к этой территории (рисунок 2.2).


 
Согласно нашим условиям связи Ц-Соб, Соб-Ти, МС-Ти являются позитивными, а Ц-Ти несбалансированной, поэтому структуру системы определяют связи МС с Соб и Ц (рисунок 2.3).


Таким образом, мы видим четыре типа конфликтных систем. Приведем некоторые варианты развития этих конфликтов (рисунок 2.4).


 
См. рисунок  2.4


Варианты А и Г (рис. 2.4) демонстрируют разрешенный конфликт: в случае А появляется проблема расположения пространственного разрыва между Ти и Тп. В случае Г, собственник и местное сообщество удовлетворены проектной территорией и теряют доступ к исходной территории.


Чтобы перейти к пространственной интерпретации, конкретизируем элементы системы в условиях, более близких к реальным. Ти – это территория парка, в котором 30% может быть занято застройкой; Соб – инвестор, получивший в свое распоряжение территорию застройки; МС – сообщество потребителей, которых удовлетворяет парк; Ц – цель собственника – максимальная прибыль от Ти; Тп – парк, в котором 30% территории занято застройкой, удовлетворяющей цели инвестора, 70% сохраняют свои исходные характеристики; положительная связь – пространственная связь; обеспечивающая доступность; негативная связь – обеспечение недоступности, пространственный барьер.


В варианте А проектировщик сохраняет исходные характеристики территории, которой пользуется местное сообщество – в данном случае – сохранение общедоступной парковой зоны, а также сложившихся функциональных и пространственных связей территории с пространственными интерпретациями МС. Также требуется пространственное разделение проектной застройки и исходной территории. В случае Г проектированию может быть подвергнута вся территория парка, так как предполагается ее совместное использование. Должны быть установлены пространственные связи между пространственными интерпретациями МС и Соб. По их обоюдному согласию исходные характеристики парка становятся недоступными (например, устаревшая застройка демонтируется, неиспользуемые функциональные зоны замещаются новыми). Приведенные варианты Б и В демонстрируют сохранение конфликтной ситуации, но непосредственной связи с пространственными характеристиками эти конфликты не имеют: оба варианта имеют социальный характер – это может быть межличностный конфликт МС-Соб и несовместимость целей и этических установок Ц-МС. Такие конфликты разрешаются специалистами по связям с общественностью.


Таким образом, мы можем говорить о месте базового градостроительного конфликта.


Конфликтологическая градостроительная система это совокупность элементов, один (несколько) из которых имеет пространственные характеристики (территория Ти) и способен изменяться посредством градостроительной деятельности (проектная территория Тп); а остальные элементы соединены с ним (с ними) «позитивными» или «негативными» связями; и связи между всеми элементами системы.


Структурная модель базового градостроительного конфликта это означенный диграф, все или некоторые элементы которого находятся в отношении отрицательной обратной связи (состоянии структурного дисбаланса) с пространственным элементом.


Структурная модель сопровождающего конфликта это означенный диграф без пространственного элемента, все или некоторые элементы которого находятся в отношении отрицательной обратной связи.


Можно предположить, что градостроительная система не содержит базового градостроительного конфликта, если и только если множество всех ее пространственных элементов X можно разделить на два взаимно исключающих подмножества, одно из которых может быть и пустым, такие, что каждая позитивная линия соединяет элементы из одного и того же подмножества, а каждая негативная линия соединяет элементы из разных подмножеств.


В случае синергетического разрешения градостроительного конфликта – можно говорить об интерпретации средового подхода. В случае антагонистического разрешения конфликта, когда исходная и проектная территории несовместимы, ставится вопрос о сохранении доступа к исходным характеристикам территории. Вариант А (рис. 2.4) демонстрирует, что исходные характеристики сохранены в случае положительной связи Ти с МС, так как это в интересах местного сообщества.


Таким образом, мы утверждаем о возможности интерпретации пространственных систем на конфликтологическом уровне, а следовательно, о поисках вариантов разрешения конфликта не только в схематических рисунках конфликтологов, но и в градостроительной документации.


Источники:


[1] В.А.Светлов. Конфликт: модели, решения, менеджмент. – Спб.: Питер, 2005. – 540 с.: ил.

 

Рисунок 1.1 Условные обозначения
Рисунок 1.2 Структурная модель конфликта из двух и трех элементов.
Рисунок 1.3 Бесконфликтные состояния системы из трех элементов
Рисунок 2.1. Схема инновационного конфликта, схема градостроительного конфликта
Рисунок 2.4 А-Г варианты развития конфликтов

12 Мая 2010

Е.О. Фрейдин

Автор текста:

Е.О. Фрейдин
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Неизвестный проект Ивана Леонидова: Институт статистики,...
Публикуем исследование архитектора Петра Завадовского, обнаружившего неизвестную работу Ивана Леонидова в коллекции парижского Центра Помпиду: проект Института статистики существенно дополняет представления о творческой эволюции Леонидова.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
«Это не башня»
Публикуем фото-проект Дениса Есакова: размышление на тему «серых бетонных коробок», которыми в общественном сознании стали в наши дни постройки модернизма.
Что не так с офисами открытого типа
Офисы свободного плана экономят деньги компаний-владельцев и помогают им выглядеть эффектней, но это практически единственное их достоинство. При этом работодатели любят «опен-спейс», а их сотрудники – не очень.
«Седрик Прайс придумывал архитектуру, которая может...
Саманта Хардингхэм – о британском архитекторе-визионере послевоенных десятилетий Седрике Прайсе и его самом важном проекте – Дворце развлечений. Ее лекция была частью конференции «Архитектор будущего», проведенной Институтом «Стрелка» в партнерстве с ДОМ.РФ.
Технологии и материалы
Игра света расширяет пространство
Даже самые маленькие помещения обретают очарование, когда в них появляются мансардные окна VELUX и образуются пересекающиеся световые потоки. Хижины выходного дня в Австрии, Италии, Швеции и Дании, равно как и модульный Скаут-хаус в Казани красноречиво подтверждают этот закон.
Кирпич плюc: с чем дружит кладка
С какими материалами стоит сочетать кирпич, чтобы превратить здание в архитектурное событие? Отвечаем на вопрос, рассматривая знаковые дома, построенные в Петербурге при участии компании «Славдом».
Графика трехмерного фасада
В предместье немецкого Саарбрюкена, на ведущей в город автостраде появился новый объект ─ столь примечательный, что его невозможно не заметить. Масштабная постройка торгового центра MÖBEL MARTIN сохраняет характерные для больших моллов лаконичные модернистские формы, однако его фасады получили необычную объемную пластическую разработку. Пространственная оболочка фасада создана посредством алюминиевых композитных панелей ALUCOBOND® A2.
«Фирма «КИРИЛЛ»:
25 лет для самых красивых домов
В ноябре 2021 года одному из ведущих поставщиков облицовочного кирпича на российском рынке «Фирме «КИРИЛЛ» исполнилось 25 лет. Архи.ру восстанавливает хронологию последней четверти века, связанную с использованием этого материала в строительстве и архитектуре.
Как укладка металлических бордюров влияет на дизайн...
Любой дизайн можно испортить неаккуратной работой, особенно если в отделке помещения участвует металлический бордюр. Он способен внести в интерьер утончённость, а может закапризничать в неумелых руках и подчеркнуть кривизну укладки отделочного материала. Как правильно устанавливать металлические бордюры, чтобы дизайнеру было проще контролировать исполнителя и не пришлось краснеть перед заказчиком?
Больше воздуха
Cтеклянные навесы и павильоны Solarlux расширяют пространство загородного дома, позволяя наслаждаться ландшафтом в любое время года и суток.
Испытание пространством и временем
Цифровая эпоха приучает к быстрым переменам. То, что еще вчера находилось в авангарде технологического прогресса, сегодня может безнадежно устареть. Множество продуктов создается под сиюминутные потребности, потому, что завтрашний день открывает новые горизонты возможностей. И в этом смысле архитектура остается неким символом здорового консерватизма
Тенденции в освещении жилых комплексов
Современные тенденции в строительстве жилых комплексов таковы, что застройщик использует качественный свет для освещения мест общего пользования даже на объектах эконом класса и среднего ценового сегмента. Это необходимо, чтобы у покупателя возникло желание купить квартиру именно в данном ЖК. Каким образом реализовать эту задумку, мы разберем в этой статье.
Ясное небо от AkzoNobel
Рассказываем про ключевой цвет Dulux 2022 – им назван воздушный и нежный светло-голубой оттенок «Ясное небо» (14BB 55/113), призванный стать «глотком свежего воздуха», символом перемен и свободы.
Rehau для особенных архитектурных решений
Самые популярные на европейском рынке пластиковые окна – это не только шумоизоляция и теплосбережение, но и стильный дизайн с богатой палитрой оттенков, разнообразием фактур и индивидуальными решениями.
Гуляют все!
Как сделать уличную площадку интересной для разных категорий горожан, знает компания Lappset: мини-футбол и паркур для подростков, эффективные тренировки для взрослых и развитие координации движений для пожилых.
Корабль на берегу города
Образ двух глядящихся друг в друга озер; или космического паруса, наводящего тень и освещающего одновременно; или корабля, соединяющего город и бухту; все это – здание Центра культуры и конгрессов в Люцерне. А материальность этому метафорическому плаванию обеспечивают серебристые сверхлегкие сотовые панели ALUCORE ®.
Каменная речка
Компания Zabor Modern представляет технологию ограждения без столбов и фундамента, которая позволяет экономить на монтаже и добиваться высоких эстетических решений.
Сейчас на главной
Экологичный ребрендинг
Бюро MVRDV реконструирует территорию Berliner Union Film Ateliers. Вместо устаревших корпусов, узких дорожек и заасфальтированных открытых площадок минимальными средствами создадут живое пространство, полностью отвечающее принципам устойчивого развития.
Гибкая шестеренка
Три студента МАРХИ обратились в редакцию Архи.ру, чтобы рассказать о своей концепции реновации павильона «Шестигранник» в парке Горького. Они разработали свой проект автономно от SANAA, а теперь сравнивают свое решение со «звездным» японским.
Береговые перископы
Архитекторы из Сантьяго Фелипе Кроксатто и Николас Опазо построили два крошечных домика для отдыха с видом на океанский прибой, скалистый остров, колонию морских львов и яркие крылья кайтов.
По образцу шапито
Культурный центр по проекту K architectures рядом с городом Безье на юге Франции заключен в трех напоминающих цирковые шатры павильонах.
Свет изнутри
Премия WAF INSIDE подвела итоги: рассказываем подробнее о победителе, а также проекте от российского бюро FABER group, получившем высокую оценку жюри.
Парадное построение
Три кирпичных квартала жилого комплекса «Ривер Парк» раскрываются на воду террасами. Каждый квартал образует задник и две кулисы, а дворы на подиумах, предназначенные только для жителей, становятся как бы сценами, воспринимаемыми с реки. Благоустроенная набережная, доступная всем горожанам, дополняет выстроенную здесь иерархию приватной, полуприватной и публичной городской жизни.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
В поисках устойчивости
На прошлой неделе стали известны итоги Всемирного фестиваля архитектуры WAF-2021. Главные призы получили проекты, которые вносят выдающийся вклад в устойчивое развитие городов, фокусируясь на чистой энергии, повторном использовании и биоразнообразии. Рассказываем о работах, взявших гран-при, и победителях основных номинаций.
«Открытый город»: Мечты о городе
Следующий проект воркшопа «Открытого города» создан под руководством Kleinewelt Architekten. В основу проектов положены фоны византийской и древнерусской живописи, однако их формы применены к более чем современной типологии.
Игра в архетипы
Бюро ОСА предложило Нур-Султану жилой комплекс, в котором брутальные башни соседствуют с высокоплотной квартальной застройкой. Рассказываем, как концепция встраивается в череду мега-проектов новой столицы Казахстана.
Первый шаг
Бюро OMA завершило первую из четырех фаз реконструкции легендарного универмага KaDeWe в Берлине. Центром обновленного пространства стала отделанная темным деревом «воронка» атриума с веером эскалаторов.
Нечто особенное
В ожидании главных итогов Всемирного фестиваля архитектуры, рассказываем о победителях в специальных номинациях, которые демонстрируют самые разные аспекты архитектурного процесса: от инженерных решений или использования цвета до эффектной подачи.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Праздник, который всегда с тобой
Двор в петербургских Никольских рядах снова открывается на зимний сезон. Рассказываем, как архитекторам из бюро KATARSIS удалось создать круглогодичную атмосферу праздника: катальная горка, посвящение Хаяо Миядзаки, трдельники и виды на Коломну.
Рядом с Лидвалем и Нобелем
Жилой комплекс по проекту мастерской Анатолия Столярчука в Нейшлотском переулке: аккуратная смена масштаба, дань памяти места, финские дополнения к функциональной типологии – в частности, сауны в квартирах, и планы получения сертификата BREEAM.
И вонзил в него нож
Лидер Coop Himmelb(l)au Вольф Д. Прикс представил три проекта, которые он реализует сейчас в России: комплекс в Крыму в Севастополе – который, как оказалось, можно строить, минуя санкции, потому что это объект культуры; «СКА Арену» на месте разрушенного модернистского здания СКК в Петербурге – его на презентации символизировал разрезаемый архитектором торт – и музыкально-театральный комплекс в Кемерове.
Самый «зеленый»
West Mall на Большой Очаковской улице станет первым в России торговым центром, построенным по международным экологическим стандартам с применением зеленых технологий. Заказчик проекта, компания «Гарант-Инвест», планирует сертифицировать его по стандартам BREEAM и LEED.
Серебряная хижина
Интровертный дом от SA lab со ставнями и рассчитанном алгоритмами окном в кровле дает возможность для уединения и созерцательного отдыха.
Альпийские луга на крышах
Бюро Benthem Crouwel выиграло конкурс на проект многофункционального комплекса в Праге: на кровлях планируется воспроизвести флору горных массивов Чехии.
Отель на понтонах
Инициативный проект Антона Кочуркина и Аллы Чубаровой представляет собой модульный отель на понтонных – или бетонных – платформах. Группы модулей могут складываться в любые рисунки.
«Открытый город»: Археология будущего
Начинаем публиковать проекты воркшопов «Открытого города» 2021 – фестиваля архитектурного образования, который ежегодно проводит Москомархитектура. Первый проект – Археология будущего, курировали Даниил Никишин, Михаил Бейлин / Citizenstudio.
Третья ипостась Билярска
Проект-победитель конкурса Малых городов: культурно-рекреационный кластер, деликатно вписанный в ландшафт заповедника, который расширяет пространство паломнического центра «Святой ключ» неподалеку от древней столицы Волжской Булгарии.
«Маленькие миры»
Жилой комплекс в Кортрейке для молодых пациентов с ранней деменцией и пожилых людей, переживших инсульт или же страдающих соматоформными расстройствами, воплощает собой концепцию «невидимой заботы». Авторы проекта – Studio Jan Vermeulen совместно с Tom Thys Architecten.
Непрерывность путей
Квартал 5B по проекту бюро Raum в Нанте соединяет офисы и мастерские железнодорожной компании, городской паркинг и доступное жилье.