Градостроительный проект как форма закрепления результатов конфликтного взаимодействия

В настоящей статье представлены размышления по поводу понятия градостроительного конфликта как дисбалансированного социально-пространственного взаимодействия в процессе градостроительной деятельности. Далее рассматривается градостроительное проектирование как комплексный метод управления развитием градостроительным конфликтом. В качестве примера предупреждения конфликта приведена ситуация общественного комплекса по ул.Суворова в Омске, эскизный проект которого разрабатывался в 2008 году[1]. В заключении формулируется гипотеза, что формой закрепления результатов конфликтного взаимодействия в городском развитии может быть именно градостроительный проект.


Понятие конфликта как разновидности состояния дисбаланса социальной системы введено В.Светловым[2] в развитие идей Хайдера. Социальную систему, рассматриваемую В.Светловым, можно расценивать как социальное взаимодействие, которое является конфликтным, если между его субъектами возникает дисбаланс отношений. Это взаимодействие – социальный конфликт – соотносится и с понятием конфликтной ситуации, рассматриваемой в качестве единицы анализа А.Анцуповым.

Различные исследователи (социологи, градостроители) акцентируют внимание на конфликтности объекта градостроительной деятельности – города (М.Кастельс, К.Линч); на конфликтности собственно градостроительной деятельности, как преобразующей пространство (Е.Чернова[3]). Другие сконцентрировали внимание на методах управления конфликтами в градостроительной деятельности. В этом аспекте изучения конфликта сложилась интересная ситуация: многие исследователи описывают практический опыт, связанный с внешними по отношению к градостроительному проектированию методиками управления конфликтом: в первую очередь - регулированию взаимодействия социальных субъектов ситуации (Дж.Форестер, Л.Цой, Г.Эдельман). Несколько работ посвящены включению организационных процедур в проектный процесс – в формате технологии соучастия, публичных слушаний, вовлечения населения в принятие решений (В.Глазычев, Е.Ещина, Б.ДеМелдер, В.Маямаа, Е.Чернова).

Бельгийские градостроители Б.Де Мелдер, А.Лекс, К.Шеннон[4] различают урегулирование посредством градостроительного проектирования и проектирование путем урегулирования конфликтных ситуаций, склоняясь к стратегии урегулирования средствами градостроительства как более действенной.

Важно отметить, что в социально-пространственной системе, которой является ситуация как предмет градостроительного проектирования, существует не только влияние социальной структуры на пространство (физическое пространство), описанное социологами прошлого столетия – Э.Дюркгеймом, Г.Зиммелем, А.Лефевром, П.Бурдье; но и взаимодействие между социальным и пространственным уровнями ситуации. Взаимодействие понимается как философская категория, «отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния или взаимопереход, а также порождение одним объектом другого»[5]. В этом и заключается специфика градостроительного конфликта как дисбаланса социально-пространственного взаимодействия, причиной которого могут быть изменения социального или пространственного элементов ситуации. Другой характерной чертой является рамочная градостроительная деятельность. Градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства[6].

Так можно провести разграничение между городскими, пространственными, землепользовательскими, средовыми и градостроительными конфликтами. Эти типы конфликтов могут быть связаны между собой генетически, одни в процессе эксплуатации могут порождать другие.

Основным процессом градостроительной деятельности является градостроительное проектирование, трактуемое широко как совокупность видов градостроительной деятельности. Предметом градостроительного проектирования является градостроительная ситуация. Как описано выше, ситуация может быть в состоянии конфликта, следовательно градостроительное проектирование рассматривается как средство изменения конфликтного взаимодействия. Эта роль уже приписана градостроительному проектированию в современных условиях конфликтного общества, что подтверждено как противоречивостью самого общества (в результате обладания правами и свободами, заявленными в Конституции РФ), так и текстом Градостроительного кодекса РФ, предписывающего учет интересов настоящего и будущего поколений, субъектов градостроительной деятельности. Собственно проектирование сложилось в условиях централизованного государства, а потому отражает ценности другой макросоциологической модели – функционального общества - равновесие, целостность системы, однородность интересов. За двадцать лет градостроительная деятельность модернизировалась: кроме правового обеспечения деятельности (в виде кодексов, подзаконных актов), сформировалась сфера организационного сопровождения проектов – маркетингового, социологического, конфликтологического. Такое сопровождение за редким исключением призвано обеспечивать бесконфликтное продвижение проектов без существенного влияния на процесс проектирования. Основной проблемой становится редукция полученных в результате конфликтологического сопровождения результатов в функциональной модели проектирования: сложные, противоречивые реальные ситуации упрощаются до непротиворечивых однородных пространств, выбора одной из ведущих конфликтующих позиций и попытки приведения других к ней. В результате такого подхода продолжается деятельность по разработке «больших проектов», игнорирующих сложившуюся систему землепользования, культурную среду, структуру транспортно-пешеходных связей, планировочную структуру участка. Кроме того, в «культуре» инициатора проекта часто прослеживается та же система ценностей функционального общества (что справедливо – он преследует свои экономические интересы, правда, игнорируя иногда интересы потенциального потребителя), которая препятствует входу в реальное конфликтное взаимодействие (даже на проектном уровне) и способствует игнорированию существующих и потенциальных конфликтов. Показательной ситуацией в крупнейших городах Сибири являются проекты регенерации кварталов так называемого «частного сектора» - малоэтажной застройки городскими особняками, сложившейся в начале и середине прошлого века, - в результате невозможности выкупа частных земель во многих случаях проекты заморожены, а при реализации создана гомогенная среда – микрорайонов, кварталов таунхаусов, деловых Сити, не учитывающих разнообразие, например, формирующихся субкультур. В условиях невозможности освоения подобных участков, внимание девелопперов переключается на «свободные» от частных прав городские территории, такие как парковые и рекреационные зоны, которые муниципалитет готов отдать для градостроительного освоения. В отсутствие у инициатора проекта стимулов к анализу потенциальных конфликтов и соблюдению интересов других субъектов градостроительной ситуации, эта ответственность, ложится на проектировщика, архитектурное сообщество, департамент архитектуры (как согласующую инстанцию).

В ситуации общественного комплекса по ул.Суворова в Омске был выделен участок, прилегающий к левобережной зоне отдыха (начало 2008 года). В генеральном плане города (2007), концепции развития левобережной зоны (до 2008 года) на участке намечена входная площадь в парковую зону, сопровождаемая неплотной застройкой и масштабными открытыми пространствами. В настоящее время на территории зоны отдыха расположены мемориальный Парк Победы (прилегает к северной части участка), искусственный ландшафтный парк (восточная граница), созданный в 1960-е годы, учреждения здравоохранения (южная граница участка). По заданию инициатора проекта был разработан первый вариант, предусматривающий освоение участка под среднеэтажную застройку высокой плотности жилого и развлекательного назначения. Автор первого варианта оценил ситуацию как предконфликтную: он инициировал переработку варианта, консультации со специалистами Горзеленстроя, проведение публичного обсуждения (в формате архитектурного совета при омском отделении союза архитекторов России) второго варианта концепции развития участка. В процессе публичного обсуждения были заявлены несколько позиций различных потребителей парка: спортсменов (лыжники, велосипедисты), для которых требуется сохранение определенной дорожной сети; туристов, требующих сохранения зеленых насаждений; уменьшение плотности застройки и размещение входной зоны в парк городского значение; создание буферных пространств между мемориалом, учреждениями здравоохранения и проектируемым общественным комплексом. Специалисты Горзеленстроя составили схему расположения ценных пород деревьев и представили свои рекомендации по освоению участка. В результате был предложен третий вариант концепции развития участка и зоны отдыха в целом (по заданию на проектирование), предполагающий выделение двух ведущих позиций – инициатора проекта и пользователей парка, между пространствами, которые ими контролируются, размещены границы (буферные зеленые зоны) и рубежи (зоны контакта – например попутное обслуживание в первых этажах построек для пользователей парка).

Таким образом в градостроительном проекте были закреплены права потенциальных пользователей парка (в проектной планировочной структуре, предлагаемой структуре сервитутов) на социальный контроль не принадлежащей им территории. При реализации данного проекта в виде архитектурно-строительных проектов (следующий этап разработки документации) и строительства будет создан фрагмент городской среды, в котором отражен баланс интересов потенциально конфликтующих социальных субъектов – обладателя права частной собственности на землю и городского сообщества (потребителей парка). В условиях когда градостроительное проектирование, а не естественное формирование застройки, принято в качестве способа пространственного развития территории, именно градостроительный проект, а не общественный договор, является формой закрепления результатов конфликтного взаимодействия.


-----

[1] Общественный комплекс по ул.Суворова в КАО г.Омска, ООО Архитектурное ателье РИМ, 2008 г., архитекторы: О.М.Фрейдин, Е.О.Фрейдин

[2] Светлов В.А. Конфликт: модели, решения, менеджмент.- Спб.: Питер, 2005.- 540 с.: ил.

[3] Градостроительная деятельность нацелена на развитие территории. Поэтому она становится причиной конфликта, нарушая сложившийся баланс интересов и сил (Чернова Е.Б. Сценирование публичных слушаний в ситуации градостроительного конфликта [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gugenplan.spb.ru/UserFiles/File/tezisy_10-12_12_08/scenirovanie.doc)

[4] De Meulder B., Loeckx A., Shannon K. Urban Trialogues.- 2005

[5] Большая советская энциклопедия

[6] Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/popular/gskrf/15_1.html#p29 (Дата обращения: 01.12.2009)

11 Мая 2010

Похожие статьи
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской Линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Вилкинсон и Мак Аслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Технологии и материалы
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Сейчас на главной
На девятом облаке
В китайском мегаполисе Шицзячжуан началось строительство спортивного центра Cloud 9 по проекту MAD Architects. Чтобы максимально усилить сходство здания с облаком, его планируют обернуть полупрозрачной мембраной.
Новые ворота на 432 «гейта»
Архитекторы Coop Himmelb(l)au представили масштабный проект расширения дубайского аэропорта Аль-Мактум. Строительство планируется начать уже в этом году.
Константинов: путь к архитектуре
До 26 мая включительно не поздно успеть на распределенную по двум площадкам выставку Александра Константинова, доктора математики и художника-концептуалиста, автора объектов, причем очень крупных, городского и ландшафтного масштаба. Выставка – в Западном крыле ГТГ, два восстановленных объекта – в ГЭС-2. Куратор Евгений Асс.
Купол-библиотека
Концептуальная библиотека в уезде Лунъю на востоке Китая задумана авторами, HCCH Studio, как эксперимент по соединению традиционных методов строительства и современных форм.
Альпийская горка
Микропроект от бюро KIDZ: корнер цветочного магазина в петербургском фудкорте, который соединяет технологичность и красоту природной несовершенности.
NEXT 2024: новая десятка
Спецпроект АРХ Москвы для молодых архитекторов NEXT пройдет уже в 15-й раз. Организаторы, во главе с куратором этого года, основателем бюро p.m. (personal message) Пабло Джонаттаном Пухно Бермео привнесли изменения: участников выбирали с помощью всероссийского конкурса, половина из них – не москвичи, а благодаря «Архитайлу» появился призовой фонд. Рассказываем, почему NEXT обязательно стоит посетить.
Точка опоры
Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Кристалл смотрит на вас
Прямо сейчас в Музее архитектуры началась Ночь музеев. Ее самая свежая новинка – «Кристалл представления» – объект Сергея Кузнецова, Ивана Грекова и компании КРОСТ, установленный во дворе. Он переливается светом, поет, он способен реагировать на приближение человека, и кто еще знает, на что еще.
Безопасное пространство
Для клиники доказательной психотерапии мастерская Lo design создала обволакивающий монохромный интерьер, который соединяет черты ваби-саби и ретрофутуризма. Наполненные предметами искусства и декора кабинеты отличаются по настроению и помогают выйти за рамки привычного мышления.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Диалог культур на острове
Этим летом стартует бронирование номеров в спроектированной BIG гостинице сети NOT A HOTEL на острове Сагисима во Внутреннем Японском море. Строительство отеля должно начаться чуть позже.
Пресса: АрхМосква: десять архитектурных бюро-финалистов NEXT...
На следующей неделе начнется выставка архитектуры и дизайна АРХ МОСКВА. Темой этого года стала «ПОЛЬЗА». Рассказываем про десять молодых архитектурных бюро, возраст которых не превышает 10 лет, а также про их мечты и видение будущего архитектуры. Проекты этих бюро стали финалистами спецпроекта выставки NEXT 2024 и будут представлять свои «полезные» разработки в Гостином дворе с 22 по 25 мая. Защита финалистов и объявление победителя состоится 23 мая в 13:00 в Амфитеатре.
Место под солнцем
Две виллы в Сочи по проекту бюро ArchiNOVA: одна «средиземноморская» со ставнями и черепицей для заказчиков из Санкт-Петербурга, вторая – минималистичная с панорамным обзором на горы и море.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Три глыбы
Конкурс на проект музеев современного искусства и естественной истории, а также Парка искусства и культуры в Подгорице выиграла команда во главе с бюро a-fact.
Переплетение учебы и жизни
Кампус Китайской академии искусства в Лянчжу по проекту пекинского бюро FCJZ рассчитан на творческое взаимодействие студентов с архитектурой.
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр по проекту Graal Architecture в коммуне Бейн недалеко от Парижа идеально вписан в холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.