Градостроительный проект как форма закрепления результатов конфликтного взаимодействия

В настоящей статье представлены размышления по поводу понятия градостроительного конфликта как дисбалансированного социально-пространственного взаимодействия в процессе градостроительной деятельности. Далее рассматривается градостроительное проектирование как комплексный метод управления развитием градостроительным конфликтом. В качестве примера предупреждения конфликта приведена ситуация общественного комплекса по ул.Суворова в Омске, эскизный проект которого разрабатывался в 2008 году[1]. В заключении формулируется гипотеза, что формой закрепления результатов конфликтного взаимодействия в городском развитии может быть именно градостроительный проект.


Понятие конфликта как разновидности состояния дисбаланса социальной системы введено В.Светловым[2] в развитие идей Хайдера. Социальную систему, рассматриваемую В.Светловым, можно расценивать как социальное взаимодействие, которое является конфликтным, если между его субъектами возникает дисбаланс отношений. Это взаимодействие – социальный конфликт – соотносится и с понятием конфликтной ситуации, рассматриваемой в качестве единицы анализа А.Анцуповым.

Различные исследователи (социологи, градостроители) акцентируют внимание на конфликтности объекта градостроительной деятельности – города (М.Кастельс, К.Линч); на конфликтности собственно градостроительной деятельности, как преобразующей пространство (Е.Чернова[3]). Другие сконцентрировали внимание на методах управления конфликтами в градостроительной деятельности. В этом аспекте изучения конфликта сложилась интересная ситуация: многие исследователи описывают практический опыт, связанный с внешними по отношению к градостроительному проектированию методиками управления конфликтом: в первую очередь - регулированию взаимодействия социальных субъектов ситуации (Дж.Форестер, Л.Цой, Г.Эдельман). Несколько работ посвящены включению организационных процедур в проектный процесс – в формате технологии соучастия, публичных слушаний, вовлечения населения в принятие решений (В.Глазычев, Е.Ещина, Б.ДеМелдер, В.Маямаа, Е.Чернова).

Бельгийские градостроители Б.Де Мелдер, А.Лекс, К.Шеннон[4] различают урегулирование посредством градостроительного проектирования и проектирование путем урегулирования конфликтных ситуаций, склоняясь к стратегии урегулирования средствами градостроительства как более действенной.

Важно отметить, что в социально-пространственной системе, которой является ситуация как предмет градостроительного проектирования, существует не только влияние социальной структуры на пространство (физическое пространство), описанное социологами прошлого столетия – Э.Дюркгеймом, Г.Зиммелем, А.Лефевром, П.Бурдье; но и взаимодействие между социальным и пространственным уровнями ситуации. Взаимодействие понимается как философская категория, «отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния или взаимопереход, а также порождение одним объектом другого»[5]. В этом и заключается специфика градостроительного конфликта как дисбаланса социально-пространственного взаимодействия, причиной которого могут быть изменения социального или пространственного элементов ситуации. Другой характерной чертой является рамочная градостроительная деятельность. Градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства[6].

Так можно провести разграничение между городскими, пространственными, землепользовательскими, средовыми и градостроительными конфликтами. Эти типы конфликтов могут быть связаны между собой генетически, одни в процессе эксплуатации могут порождать другие.

Основным процессом градостроительной деятельности является градостроительное проектирование, трактуемое широко как совокупность видов градостроительной деятельности. Предметом градостроительного проектирования является градостроительная ситуация. Как описано выше, ситуация может быть в состоянии конфликта, следовательно градостроительное проектирование рассматривается как средство изменения конфликтного взаимодействия. Эта роль уже приписана градостроительному проектированию в современных условиях конфликтного общества, что подтверждено как противоречивостью самого общества (в результате обладания правами и свободами, заявленными в Конституции РФ), так и текстом Градостроительного кодекса РФ, предписывающего учет интересов настоящего и будущего поколений, субъектов градостроительной деятельности. Собственно проектирование сложилось в условиях централизованного государства, а потому отражает ценности другой макросоциологической модели – функционального общества - равновесие, целостность системы, однородность интересов. За двадцать лет градостроительная деятельность модернизировалась: кроме правового обеспечения деятельности (в виде кодексов, подзаконных актов), сформировалась сфера организационного сопровождения проектов – маркетингового, социологического, конфликтологического. Такое сопровождение за редким исключением призвано обеспечивать бесконфликтное продвижение проектов без существенного влияния на процесс проектирования. Основной проблемой становится редукция полученных в результате конфликтологического сопровождения результатов в функциональной модели проектирования: сложные, противоречивые реальные ситуации упрощаются до непротиворечивых однородных пространств, выбора одной из ведущих конфликтующих позиций и попытки приведения других к ней. В результате такого подхода продолжается деятельность по разработке «больших проектов», игнорирующих сложившуюся систему землепользования, культурную среду, структуру транспортно-пешеходных связей, планировочную структуру участка. Кроме того, в «культуре» инициатора проекта часто прослеживается та же система ценностей функционального общества (что справедливо – он преследует свои экономические интересы, правда, игнорируя иногда интересы потенциального потребителя), которая препятствует входу в реальное конфликтное взаимодействие (даже на проектном уровне) и способствует игнорированию существующих и потенциальных конфликтов. Показательной ситуацией в крупнейших городах Сибири являются проекты регенерации кварталов так называемого «частного сектора» - малоэтажной застройки городскими особняками, сложившейся в начале и середине прошлого века, - в результате невозможности выкупа частных земель во многих случаях проекты заморожены, а при реализации создана гомогенная среда – микрорайонов, кварталов таунхаусов, деловых Сити, не учитывающих разнообразие, например, формирующихся субкультур. В условиях невозможности освоения подобных участков, внимание девелопперов переключается на «свободные» от частных прав городские территории, такие как парковые и рекреационные зоны, которые муниципалитет готов отдать для градостроительного освоения. В отсутствие у инициатора проекта стимулов к анализу потенциальных конфликтов и соблюдению интересов других субъектов градостроительной ситуации, эта ответственность, ложится на проектировщика, архитектурное сообщество, департамент архитектуры (как согласующую инстанцию).

В ситуации общественного комплекса по ул.Суворова в Омске был выделен участок, прилегающий к левобережной зоне отдыха (начало 2008 года). В генеральном плане города (2007), концепции развития левобережной зоны (до 2008 года) на участке намечена входная площадь в парковую зону, сопровождаемая неплотной застройкой и масштабными открытыми пространствами. В настоящее время на территории зоны отдыха расположены мемориальный Парк Победы (прилегает к северной части участка), искусственный ландшафтный парк (восточная граница), созданный в 1960-е годы, учреждения здравоохранения (южная граница участка). По заданию инициатора проекта был разработан первый вариант, предусматривающий освоение участка под среднеэтажную застройку высокой плотности жилого и развлекательного назначения. Автор первого варианта оценил ситуацию как предконфликтную: он инициировал переработку варианта, консультации со специалистами Горзеленстроя, проведение публичного обсуждения (в формате архитектурного совета при омском отделении союза архитекторов России) второго варианта концепции развития участка. В процессе публичного обсуждения были заявлены несколько позиций различных потребителей парка: спортсменов (лыжники, велосипедисты), для которых требуется сохранение определенной дорожной сети; туристов, требующих сохранения зеленых насаждений; уменьшение плотности застройки и размещение входной зоны в парк городского значение; создание буферных пространств между мемориалом, учреждениями здравоохранения и проектируемым общественным комплексом. Специалисты Горзеленстроя составили схему расположения ценных пород деревьев и представили свои рекомендации по освоению участка. В результате был предложен третий вариант концепции развития участка и зоны отдыха в целом (по заданию на проектирование), предполагающий выделение двух ведущих позиций – инициатора проекта и пользователей парка, между пространствами, которые ими контролируются, размещены границы (буферные зеленые зоны) и рубежи (зоны контакта – например попутное обслуживание в первых этажах построек для пользователей парка).

Таким образом в градостроительном проекте были закреплены права потенциальных пользователей парка (в проектной планировочной структуре, предлагаемой структуре сервитутов) на социальный контроль не принадлежащей им территории. При реализации данного проекта в виде архитектурно-строительных проектов (следующий этап разработки документации) и строительства будет создан фрагмент городской среды, в котором отражен баланс интересов потенциально конфликтующих социальных субъектов – обладателя права частной собственности на землю и городского сообщества (потребителей парка). В условиях когда градостроительное проектирование, а не естественное формирование застройки, принято в качестве способа пространственного развития территории, именно градостроительный проект, а не общественный договор, является формой закрепления результатов конфликтного взаимодействия.


-----

[1] Общественный комплекс по ул.Суворова в КАО г.Омска, ООО Архитектурное ателье РИМ, 2008 г., архитекторы: О.М.Фрейдин, Е.О.Фрейдин

[2] Светлов В.А. Конфликт: модели, решения, менеджмент.- Спб.: Питер, 2005.- 540 с.: ил.

[3] Градостроительная деятельность нацелена на развитие территории. Поэтому она становится причиной конфликта, нарушая сложившийся баланс интересов и сил (Чернова Е.Б. Сценирование публичных слушаний в ситуации градостроительного конфликта [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gugenplan.spb.ru/UserFiles/File/tezisy_10-12_12_08/scenirovanie.doc)

[4] De Meulder B., Loeckx A., Shannon K. Urban Trialogues.- 2005

[5] Большая советская энциклопедия

[6] Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/popular/gskrf/15_1.html#p29 (Дата обращения: 01.12.2009)

11 Мая 2010

Похожие статьи
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской Линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Вилкинсон и Мак Аслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.