Градостроительная деятельность в конфликтном обществе: трансформация традиционной модели

В статье рассматривается актуальность проблемы формирования конфликтологического подхода в градостроительной деятельности, базовые теории для такого воззрения и концепция структуры градостроительной деятельности

Во второй половине ХХ века американский исследователь градостроительства Б.Хадсон[1] выделил пять основных подходов к проектированию. Полярными были планово-прогнозное градостроительство и радикальное планирование. Между ними лежали подходы, которые можно трактовать как переходные типы. Одним из критериев сравнения подходов Хадсон выделил учет социального интереса и в частности конфликта. Характеризуя планово-прогнозный подход, он указывает на игнорирование дифференциации социального уровня, попытки применить однородную модель для общества. Радикальное градостроительство по его мнению напротив, базируется на социальной дифференциации и социально-пространственной связи.

Другим контекстом проблемы конфликта в градостроительстве являются макросоциологические теории, которые рассматривал социолог Н.Смелзер. Он различает два принципиальных подхода к моделированию общества. «Функционалисты (Спенсер, Дюркгейм) обычно рассматривают общество как совершенно устойчивое и единое целое, а сторонники теории конфликта (Маркс, Дарендорф) считают, что в нем/постоянно происходят изменения и возникают конфликты»[2].

Одним из допущений является то, что функциональная и конфликтная модели общества были положены в качестве парадигмы в теории градостроительства. Для тоталитарных государств, о чем пишет Л.Козер[3] - один из ведущих социологов конфликта 1950-х годов, применима функциональная модель общественной системы. Если обратиться к тексту учебного пособия «Градостроительное проектирование», изданного в 1989 году, можно обнаружить следующее утверждение: «подлинные реалистические произведения архитектуры и градостроительства (…) выражают не только узкоклассовые, но во многих случаях общенародные и общественные интересы, что и определяет их прогрессивность для своего времени.»[4]. Разумеется, можно сделать «скидку» на идеологическую основу, но ориентация на планомерное развитие, на противодействие спонтанному, конфликтному росту города указывает на функциональную модель социальной системы, лежащую в основе подхода.

Однако современное российское общество не соответствует функциональной модели. Конфликтная теория более адекватно описывает социальную систему, в которой на уровне конституции гарантирована частная собственность, в том числе на землю. В градостроительном кодексе закреплены необходимость учета интересов будущего поколения и демократические процедуры публичных слушаний при принятии градостроительных решений. Эти два аспекта способствовали увеличению количества участников градостроительной деятельности. Взаимодействие лиц с разными интересами может приводить и к конфликтным ситуациям.

В то же время, сравнение ситуаций в России, в Новосибирске в частности, и в Европе напрашивается вывод, что в настоящее время еще не сформированы механизмы и среда выраженния социальных позиций по отношению к градостроительному процессу, к городскому развитию.

С одной стороны мы имеем явно конфликтную модель общества, при этом ее низший уровень пока что не выражен в полной мере, с другой стороны градостроительная деятельность и специалисты, ее носители, сформированы большей частью в функциональной парадигме - установке на однородность и устойчивость. Результат современной градостроительной деятельности - в чистом его виде - не соответствует дифференцированному обществу, обществу изменчивому.

Градостроительная деятельность за два десятилетия перешла к процессу адаптации. Около десятилетия в Москве и Санкт-Петербурге социологи вмешиваются в процесс градостроительной деятельности. В практике московской школы конфликтологии (Т.Дридзе, Л.Цой и др.) таким проектом стало Третье транспортное кольцо[5], в деятельности петербургской Лаборатории гуманитарных технологий (И.Постоленко, Е.Чернова) - реконструкция квартала. В последние пять лет к этому процессу подключились юристы, маркетологи, специалисты по связям с общественностью. Таким образом сформировался «организационный» блок в градостроительной деятельности. Назовем его «к-организационным», потому что методы и результаты его работы приводят к применению конфликтологического подхода в большей или меньшей степени.[6] Проектный блок при этом остается «ф-проектным», так как специалисты, его выполняющие воспитаны в функциональной парадигме. Из нескольких вариантов компоновки структуры градостроительной деятельности ни один не обеспечивает успешности всего поля потенциальных результатов. Причина в том, что «организационный» технологически ограничен в операциях с пространством, а «ф-проектный» по определению может принимать в работу и производить лишь непротиворечивые позиции.

Кроме того, из вышеизложенных рассуждений складывается еще одно утверждение, что градостроительная ситуация (система), как предмет проектирования и деятельности, является не только «совокупностью пространственно организованных и взаимосвязанных материальных элементов – технически освоенных территорий, зданий и сооружений, дорог и инженерных коммуникаций, совместно с природными компонентами формирующих среду общественной жизнедеятельности на разных территориальных уровнях»[7], но социально-пространственным взаимодействием, то есть системой, включающей пространственные элементы и социальных субъектов и связи между ними. Это понимание основано на исследованиях «среды» (Л.Коган), конфигурации пространства (Б.Хиллер), подходах градостроителей К.Линча, В.Глазычева, социологов - Г.Зиммеля, П.Бурдье, А.Лефевра, Э.Дюргейма, Т.Дридзе и множества других. «Пространство, не отражает общества, оно выражает его, это фундаментальное измерение общества, неотделимое от общих процессов социальной организации и социального изменения», пишет американский социолог М.Кастелс[8]. И это еще один аспект, который ставит проблему перехода от функциональной модели градостроительной деятельности к конфликтной - социально-пространственно ориентированной.

Что означает конфликтность социальной системы и невыраженность позиций для градостроительной деятельности? Невыраженность позиций и часто отсутствие информационного поля в градостроительстве (информирования о проектах в частности) приводит к тому, что конфликт разворачивается фактически на стройплощадке. В Новосибирске такие случаи известны – это строительство гостиницы в Нарымском сквере. Такая динамика конфликтной ситуации приводит еще к одному результату – если проект вовремя не остановлен, а реализуется, возможно что объект попросту не будет функционировать. Это в принципе «обычная» с точки зрения модели конфликта В.Светлова[9] дисбалансированная система – в нашем примере – социально-пространственная, несбалансированная связь в которой не позволяет исполнять системе свою функцию. В случае, если систему составляют девелоппер и его объект, или, например, муниципалитет и парк «Городское начало», как это получилось в Новосибирске, то мы имеем конфликт: парк не функционирует из-за ошибок, допущенных при разработке проекта. В том числе – из-за дисбаланса связей позиции муниципалитета-парка с близлежащими социо-пространственными системами – «тихого центра», «октябрьского района». Этот аспект проблемы ставит задачу соотнесения динамики конфликтного взаимодействия социально-пространственных систем и динамической структуры проекта. Конфликтовать следует как можно раньше – на стадиях предпроектного исследования или проектной разработки, а их результаты закреплять в процессе экспертизы, проектирования и застройки.

Итак, необходимо сформулировать требования к модели градостроительной деятельности в условиях современного российского общества. В такой модели учитываются: множество участников градостроительной деятельности, конфликтность их интересов, невыраженность социальных групп и отдельных позиций, ориентация на изменение, социально-пространственная связь, соотнесение проекта с динамикой конфликта.

Организационные методы в структуре градостроительного проекта, процесса, рассматриваемые западными исследователями - конфликтологом Л.Сасскиндом, градостроителями Д.Форрестером, Г.Эдельманом позволяют сформировать необходимые позиции в переговорном процессе, поставить задачу перед проектировщиком. Однако группа бельгийских архитекторов (Б.ДеМёлдер и другие) предполагают, что в конфликтных ситуациях нужно использовать проектирование для их разрешения, а не наоборот - а не организационными методами вести градостроительную деятельность[10].

Проблема разрешается формированием подхода к градостроительной деятельности, в рамках которого существует вышеупомянутое «к-проектирование», то есть конфликтологическое градостроительное проектирование, позволяющее увязать социальное и пространственное развитие, разрешить конфликтные ситуации между множеством участников градостроительного процесса, соотнести динамику конфликта и проекта. Для того чтобы сформулировать комплексный подход следует пересмотреть структуру градостроительной деятельности и ее элементов, выявить их специфические для условий теории конфликта характеристики, возможно – дополнить новыми.

Принципиально иной становится структура градостроительной ситуации – это социально-пространственное взаимодействие множества субъектов и объектов, образующих систему, структурные связи которой могут быть несбалансированными, а следовательно вся система может переходить в состояние конфликта (согласно структурной модели конфликта В.Светлова[11]).

Конфигурационный анализ (подход английского архитектора Б.Хиллера)[12], схематизирующий пространство как систему связей, барьеров и узлов, позволяет перейти от реальной территории к ее структурной схеме как социально-пространственной системе. Эти связи и барьеры имеют двойное назначение – организационное (потоки информации, транспортные, социальные – взаимодействия или общения, и др.) и пространственное (дорога, тротуар, стена, перепад рельефа).

Кроме субъектов и объектов в ситуации можно выделить сложившиеся позиции – А,Крашенинников[13] называет схожие конструкции социально-пространственными комплексами,– это устойчивые системы из социальных субъектов и пространственных объектов, субъективные ситуации.

Одной из специфических характеристик градостроительной ситуации, коммуникаций, связывающих ее элементы, и позиции является конфликтность. Конфликтность определяется качественными характеристиками элементов ситуации – субъектов и объектов, которые в свою очередь обладают свойствами гибкости и толерантности. Гибкость определяется устойчивостью и способностью элемента к изменениям, толерантность – совместимостью элемента ситуации с другими. Примером гибкого социального субъекта является молодежная субкультура, осваивающая различные пространства для своей деятельности. Нетолерантными во многом являются представители ортодоксальной православной церкви, традиции которой налагают определенные ограничения на характер освоения пространства. Примером такой несовместимости можно считать запрет на расширение кинотеатра им. Маяковского в Омске под предлогом соседства с культовым сооружением. Эти характеристики определяют несбалансированность связей системы (ситуации, позиции).

Градостроительное проектирование в данной структуре становится проектной стратегией управления конфликтной ситуацией, так как в этом процессе изменяются качественные характеристики объектов. Для повышения качества градостроительного проектирования целесообразно включить в него организационный уровень (а не отдельный блок), на котором проектируются качества социальных субъектов ситуации и социально-пространственных связей.

Таким образом динамическая структура проекта должна соответствовать динамике развития конфликтной ситуации, такая установка, в частности, прослеживается в работах конфликтологов Е.Черновой и И.Постоленко[14]. Сопоставление динамики конфликта, сформулированной в работах конфликтолога А.Анцупова[15], и структуры проекта приводит к следующей схеме процесса: латентная стадия конфликта происходит на первых этапах предпроектной стадии. Собственно конфликт проводится либо в организационном формате (публичных слушаний, общественной экспертизе, информационном противостоянии) – что соответствует организационной стратегии управления – либо в проектном формате на стадиях разработки альтернатив развития ситуации, общественной экспертизе проекта – что соответствует проектной стратегии управления конфликтом. Разрешение конфликта лежит в проектной плоскости – формулируется в виде концепции социально-пространственного развития. Переформатирование участников конфликта и переход от противостояния к фазе взаимодействия происходит на проектной стадии и на стадии постпроектной, во время реализации положений концепции и эксплуатации объекта.

Требуется расширение типологии пространственных объектов. В анализ обычно включается реальная территория, ранее выполненные проектные решения и задание на проектирование, исходящее от инициатора проекта, то есть реальный, проектный и концептуальный уровень. Следует дополнить этот ряд типом «интереса» как пространственным объектом. Связь социального субъекта с собственным интересом определяет насколько задействован этот субъект в градостроительной ситуации. Американский социолог «Албион Смолл определяет интерес довольно туманно: как “неудовлетворенную способность, соответствующую нереализованному условию и направленную на такое действие, которое реализует указанное условие”. Наиболее общие классы интересов: здоровье, благосостояние, общение, познание, красота, справедливость. Интерес имеет два аспекта: субъективный – желание, и объективный – то, в чем испытывается потребность, “желаемая вещь”»[16]. Включение интереса в пространственный уровень позволяет при анализе перейти к социальному уровню – социальным субъектам ситуации.

Социальный субъект градостроительной деятельности – лицо или группа лиц, влияющих на проектирование, чьи интересы затрагиваются в ходе проектирования, которые выражают интерес к проектированию[17]. Социальные субъекты рассматриваются согласно их целеполаганию и интересам по отношению к пространству и ситуации, но не в качестве анонимного неделимого «населения».

С точки зрения методологии, в проектировании выделяются два уровня – стратегии и методики. Стратегическим содержанием проектирования становится процесс развития градостроительного конфликта. Методика содержит методы градостроительной конфликтологии (методы управления конфликтом) – диагностики, анализа, регулирования конфликтных ситуаций.

Методы градостроительной конфликтологии включают в себя технологии функционального градостроительного проектирования, социального прогнозирования и программирования, управления конфликтами, социо-пространственного анализа.

В заключении приведу конкретный пример, демонстрирующий переход от функциональной модели проектирования к конфликтологической. Это концепция развития участка по ул.Суворова в г.Омске (АА РИМ, 2008 год, арх.Е.О.Фрейдин, О.М.Фрейдин). В процессе работы над проектом было выполнено несколько эскизных проработок, одна из которых представлялась на общественном совете Союза Архитекторов (функция общественной экспертизы), где были предъявлены позиции, противоречащие позиции девелоппера. Архитекторы проанализировали требования обеих сторон, в том числе – юридическую расчлененность территории (на 7 частей), необходимость выделения общественных сервитутов для входа в зону отдыха и хоз.блок паркового хозяйства, соседство с мемориальным комплексом и учреждениями здравоохранения, а также сохранения групп зеленых насаждений. Концептуальное решение, утвержденное впоследствии, явилось результатом конфликтного взаимодействия разных субъектов и объектов, диагностированное в процессе анализа ситуации и публичных обсуждений, а сценированное «на бумаге».


И одно лирическое отступление. Архитектор или градостроитель в проектном процессе является лицом, придающим окончательную форму проектному решению. При наличии профессиональной позиции этот процесс может быть направлен на представление и усиление слабых позиций – невыраженного городского сообщества, пользователей мемориального парка (как в примере), маргинальных социальных групп (молодежных субкультур). Это идеалистическая позиция, которая помогает исключить серьезные ошибки при проектировании в рамках представлений об обществе как однородной устойчивой системе.

Конкретизация и развитие идей о методологии (целях, структуре и содержании) градостроительного проектирования в условиях конфликтного общества является одной из актуальных задач научного исследования.


-----

[1] Hudson Barclay M. Comparison of Current Planning Theories: Counterparts and Contradiction// APA JOURNAL, Октябрь 1979.- с.387-398

[2] Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994.

[3] Козер Льюис Функции социального конфликта.- М, 2000.- с.26

[4] Авдотьин Л.Н. и др. Градостроительное проектирование: Учеб.для вузов/ Л.Н.Авдотьин, И.Г.Лежава, И.М.Смоляр.- М.: Стройиздат, 1989.- с.6

[5] Городской конфликт в градостроительной практике: технология согласования интересов//Цой Л.Н. Практическая конфликтология. Книга первая.- М.: Изд-во ООО ИЦП «Глобус», 2001.

[6] Примером может служить ситуация, описанная в статье Е.Черновой, когда готовый «ф-проект» был вынесен на публичные слушания, см. Сценирование публичных слушаний в ситуации градостроительного конфликта / Е.Б. Чернова // Строительство и транспорт - 2008 - № 15. - С.42-46, а также технология информирования жителей, описанная в статье Л.Цой, С.Сергеева, см. Принципы информирования жителей при реализации градостроительных проектов //Социальное управление, коммуникация и социальные проектные технологии. Материалы Всероссийской конференции приуроченной к 75-летию со дня рождения профессора Тамары Моисеевны Дридзе, 5-6 октября 2005 г. Редколлегия А.В.Тихонов (отв. ред.), и др. - М.: Институт социологии РАН, 2006, С. 359-370. (режим доступа: http://odn2.ru/bibliot/tsoi_sergeev_prin_inform.html)

[7] Основы теории градостроительства: Учебн. для вузов спец. «Архитектура» / З.Н.Яргина, Я.В. Косицкий, В.В. Владимиров и др.– М.: Стройиздат, 1986

[8] Manuel Castells, Ida Susser The Castells Reader on Cities and Social Theory.- Malden, MA: Blackwell Publishers, 2002.- 431 pp

[9] Светлов В.А. Конфликт: модели, решения, менеджмент.- Спб.: Питер, 2005.- 540 с.: ил.

[10] De Meulder, Bruno; Loeckx, Andre; Shannon, Kelly A Project of Projects//Urban Trialogues.- 2005

[11] Светлов В.А. Конфликт: модели, решения, менеджмент.- Спб.: Питер, 2005.- 540 с.: ил

[12] Hillier, Bill Space is the machine: A configurational theory of architecture.- 2007 (Режим доступа: www.spacesyntax.com)

[13] Крашенинников А.В. Жилые кварталы: Учеб. пособие для архит.строит.спец.вузов/ Под общ.ред. Н.Н.Миловидова, Б.Я.Орловского, А.Н.Белкина.- М.: Высш.шк., 1988.- 87 с.: ил.

[14] Постоленко И., Чернова Е. Конфликтологические разработки в территориальном планировании//Управление развитием территории №2.-2007

[15]Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.:Питер, 2007. – 496 с.: ил.

[16] Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М.,"Мартис", 1995

[17] Mathur Vivek N., Price Andrew D.F., Austin Simon, Moobela Cletus Defining, identifying and mapping stakeholders in the assessment of urban sustainability.- International Conference on Whole Life Urban Sustainability and its Assessment Glasgow, 2007

Проект многофункционального общественного комплекса по ул.Суворова в Омске, 2008 г.

11 Мая 2010

Похожие статьи
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской Линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Вилкинсон и Мак Аслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Субурбию в центр
Архитектурная студия Grad предлагает адаптировать городскую жилую ячейку к типологии и комфорту индивидуального жилого дома. Наилучшая для этого технология, по мнению архитекторов, – модульная деревогибридная система.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Белый свод
Herzog & de Meuron превратили руину исторического дома в центре австрийского Брегенца в «стопку» функций: культурное пространство с баром, гостиница, квартира.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 проектов, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.