Многолучевые высотные здания в жилищном строительстве

С развитием проектирования и строительства высотных зданий возникает необходимость исследований и поиска их оптимальных архитектурных решений. В этой области имеется много аспектов, однако остановимся на наиболее интересном и значимом из них. При разработке архитектуры здания, основой, как правило, становится архитектурно-планировочное решение. Очевидно, что от того насколько удачно оно найдено, зависит в какой степени проект будет выгодным для инвестора при реализации, а также уровень комфортабельности и экономичности здания при и эксплуатации.

За основу планировочного решения высоток обычно принимают схемы точечных домов с широким корпусом. Их типологический ряд по планировочной схеме1 весьма многообразен и включает в себя варианты планов, по форме представляющих собой квадрат, прямоугольник, круг, эллипс и т.п., а также сочетание нескольких форм. Из них можно выделить варианты, которые по внутренней структуре, а также и внешним очертаниям напоминают буквы Y, Х, Ж или их графические сочетания. В отличие от простых схем они более интересны и оригинальны, но в то же время являются упорядоченными и четкими. На основе этих планировочных схем формируются многолучевые здания.

Поскольку термин «многолучевые здания» пока трудно найти в каком-либо архитектурном словаре, дадим его определение.

Многолучевые здания формируются посредством планировочного приема, при котором объемно-планировочные элементы компонуются группами вокруг центрального ядра по нескольким направлениям в виде лучей. При этом под элементами объемно-планировочной схемы подразумеваются квартиры, а центральным ядром дома являются внеквартирные коммуникации (лестничные клетки, лифтовые холлы, внеквартирные коридоры и т.п.), технические помещения, инженерные коммуникации. Количество лучей может быть разным, от трех до восьми, так же, как и их длина и ширина (Рис. 1).

Разработки таких зданий появились с развитием индустриализации строительства многоквартирных жилых домов. В качестве примера можно привести «Проект дома для рабочих» на ул. Стромынка, в Москве, выполненный в 1924 г. архитектором Н.Ладовским (Рис. 2) [1. С.61].

В дальнейшем многолучевая схема планировки не раз использовалась при проектировании многоквартирных жилых домов, как в нашей стране, так и за рубежом.

Подобные здания выявлены например, при анализе зарубежного жилищного строительства в литературе 60-х гг. ХХ в. (Рис. 3 - 8) [2. С.171-177], [3. С.386].

В отечественном опыте проектирования жилища многолучевая планировочная схема, нашла применение при разработке типовых серий и индивидуальных проектов. Подтверждением служит большое количество примеров, которые можно найти в литературе и строительных каталогах [4. С.80, 84,114, 117, 119], [5. С.29-40] (Рис. 9 - 17). При этом, со временем архитектурно-планировочные решения1 рассматриваемых многоквартирных жилых домов становились все более разнообразными и сложными.

В настоящее время, с активизацией высотного строительства, многолучевые здания используются в составе престижных жилых комплексов (Рис. 18 - 24).

Такое планомерное развитие и широкое применение рассматриваемых зданий можно объяснить преимуществами планировочной схемы. Так, выработанные в настоящее время архитектурные решения многолучевых жилых домов имеют следующие положительные качества.

1. Получение в объеме одного здания широкой палитры квартир разных типов за счет возможности варьировать планировку по этажам, что обеспечивает гибкость в учете демографического состава населения района застройки, или фактора "покупаемости" разных типов квартир. Кроме того, возможно дифференцировать площади одинаковых типов квартир. Так, квартиры с одним количеством комнат имеют разные площади, что позволяет более эффективно осуществлять выбор жилья при заселении.

2. Возможность размещения до 13 квартир на этаже. Все квартиры хорошо защищены от шума лестнично-лифтовой зоны, имеют расширенные площади подсобных помещений.

3. Оптимальное решение внеквартирных коммуникаций, позволяющее включить в их состав дополнительные шахты и помещения для размещения компьютеризированных и автоматизированных инженерных систем, современную аппаратуру, в том числен и периферийные устройства бытовой техники.

4. Программируемое изменение размеров лучей (длину и ширину), дающее преимущество для архитектурно-планировочного и архитектурно-художественного1 решений, например, расширение или сужение силуэта здания по высоте, получение вариантов асимметричных и даже переменных по этажам решений в плане.

5. Выразительное и вариантное завершение, что создает наилучшие предпосылки для устройства в верхних этажах квартир типа "пентхауз".

6. Превращение дома в многофункциональный комплекс с учреждениями обслуживания, предприятиями торговли а также с включением в объем здания офисов, гостиниц и других объектов общественного назначения.

Экономичность рассматриваемого типа жилых домов заключается в следующем:
широкий корпус здания, обеспечивающий уменьшение показателя отношения периметра наружных стен к ограждаемой площади. Коэффициент ограждения К  = 0,16 м (секция П 44Т-4  К= 0,23 м) (отношение периметра наружных стен к ограждаемой площади) компактность внеквартирных коммуникаций и  меньшение их удельной площади по отношению к площади обслуживаемых квартир; использование меньшего количества лифтов на то же количество квартир на этаже по сравнению с типовыми домами секционного типа.

Таким образом, перечисленные преимущества многолучевых зданий, а также то, что их планировочная схема подходит для условий высотного строительства, позволяют сделать вывод, что они являются перспективным видом высоток.

Делая предположения о путях дальнейшего развития высотного строительства, связанного с использованием многолучевых высотных домов можно выдвинуть не мало интересных концептуальных предложений. Например, строительство жилых комплексов в экологически-чистых районах, являющихся наиболее комфортными для жилья. Или, застройка высотками искусственно создаваемых территорий над междугородными магистралями. Подобные перспективы - ближайшее будущее отечественного строительства. Об этом позволяет говорить динамика развития строительства в центральных городах страны, а также повышение уровня проектирования и перспективные проработки ведущих организаций.

Однако к сказанному следует добавить, что принять за основу многолучевую схему плана 17-ти этажки и механически трансформировать ее в высотный комплекс, увеличив количество лестниц и инженерно-технического оборудования было бы неправильно. Вряд ли получившееся здание оправдает ожидания инвесторов и вызовет одобрение у будущих жильцов. Вопросы проектирования высотных объектов весьма специфичны, требуют проработки многими специалистами, и их может решить далеко не каждое архитектурное бюро, или даже институт. Проектирование таких зданий остается приоритетом крупных организаций с научной базой имеющих опыт проектирования подобных объектов.

Поэтому проектировщик, прежде чем взяться за такой объект должен серьезно оценить свои возможности, а инвестор при поиске подрядчика разработчика проекта, обращать внимание не только на цену работ, но и опыт.

Приложение

В современной архитектурной практике существует ряд профессиональных терминов, которые часто используются в литературе, проектных материалах и считаются общеизвестными. Однако, их определения не даны в современных словарях, в связи с чем, у разных авторов, их трактовка и вкладываемый смысл, нередко отличаются. Чтобы избежать возможных недоразумений, в данном приложении приведена трактовка терминов, используемых статье.

Архитектурное решение здания (архитектура здания) – архитектурная часть проекта с комплексным решением функциональных, конструктивных, и эстетических требований к объекту, а также социальных экономических, санитарно-гигиенических, экологических, инженерно-технических аспектов. Его главными разделами являются архитектурно-художественное, архитектурно-планировочное и конструктивное решения.

Архитектурно-художественное решение (архитектурно-художественный образ, облик) здания – проектные материалы, представляющие внешний вид и интерьеры объекта, выполненные в соответствии с концепцией, выбранным архитектурным стилем, посредством проработки объемно-пространственного, архитектурно-композиционного решений и архитектурно-художественных приемов.

·Объемно-пространственное решение здания – моделирование внешней формы объема здания на основе объемно-планировочного решения.

·Архитектурно-композиционное решение – построение композиции объемов всего здания, фасадов, интерьеров при обработке объемно-пространственного решения посредством архитектоники объемных форм и архитектурно-художественных приемов.

·Архитектурно-художественные приемы – используемые в зодчестве художественные приемы композиции, сочетания материалов, обработки поверхностей, освещения и т.п.

Архитектурно-планировочное решение здания – проектные материалы, представляющие поэтажные планы здания, проработанные с учетом планировочной схемы, функционально-планировочного и объемно-планировочного решений.

·Планировочная схема – структура плана, в которой определено размещение основных помещений и их конфигурация с учетом предполагаемой конструктивной схемы здания.

·Функционально-планировочное решение здания – решение поэтажных планов, где определены набор помещений, их назначение и функциональные взаимосвязи.

·Объемно-планировочное решение здания – решение поэтажных планов, где взаимоувязаны габариты помещений в плане и в общем объеме здания.

Литература:

1. У.Брумфилд, Б.Рубл. Жилище в России: век ХХ. Архитектура и социальная история. – Монографический сборник. – М.: «Три квадрата», 2001. – 192 с.: ил.

2. В.Г.Калиш, В.А.Коссаковский, О.И.Ржехина Типы домов и квартир за рубежом (многоэтажное жилищное строительство). – Академия строительства и архитектуры СССР НИИ жилища. – М.: Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1959. – 301 с.: ил.

3. Проектирование жилых зданий: Пер. с англ. (В.А.Коссаковского, М.С.Школьникова, Б.К.Явнеля) /Дж. Максаи, Ю.Холланд, Г.Нахман, Дж.Якер. – М.:Стройиздат, 1979/ - 488 с.: ил., табл. – Перевод изд.: Housing, /J/Macsai, E.Holland, H.Nachman, J.Wiley & Sons. Inc. – 1976.

4. Жилые дома, построенные по образцовым, типовым и повторно применяемым проектам в г. Москве. Правительство Москвы, Москомархитектура, МНИИТЭП. – М.: «Реформ-Пресс», 2000. – 136 с.: ил.

5. Московский территориальный строительный каталог МТСК. Правительство Москвы, Москомархитектура. Часть 1 – Здания и сооружения. Раздел МТСК-1.1 – Жилые здания. Том 2 – Перечень и каталожные листы проектов жилых домов и блок-секций для массового индустриального строительства, индивидуальных, повторно-применяемых и экспериментальных, блокированных жилых домов и коттеджей для перспективного строительства. – М.: - 1999. – с.: ил.

6. Центральный научно-исследовательский и проектный институт жилых и общественных зданий ОАО ЦНИИЭП жилища (Проспект). – М.: ОАО ЦНИИЭП жилища, 2004. – 97 с.: ил.

7. Ю.Г.Граник, А.А.Магай, Н.В.Дубынин и др. Архитектурно-технические решения нового типа энергосберегающего высотного 35-ти этажного жилого дома. – М.: ОАО ЦНИИЭП жилища, 2004. – 31с.: ил.

8. Рекламные проспекты компаний: «Капитал Групп», «Декра», «Крост».

1. Многолучевая схема планировки здания.
2 б. Дом для рабочих. Москва, ул. Стромынка. Арх. Н.Ладовский. 1924 г. Схема застройки.
3 б. 2-этажный дом в Грендале. Стокгольм. Швеция. Арх. Бакстрэм, Рейсмус. 1944-1946 г.г. Схема застройки.
4 а. 12-этажный дом в жилом комплексе Летциграбен. Цюрих. Швейцария. Арх. Штейнер. 1951-1952 г.г. План типового этажа.
4 б. 12-этажный дом в жилом комплексе Летциграбен. Цюрих. Швейцария. Арх. Штейнер. 1951-1952 г.г. Вид застройки.
5 а. 16-18 этажный жилой дом в жилом комплексе Кастел-Виллэдж. Нью-Йорк (шт. Нью-Йорк), США. Арх. Пелхэм. 60-тые годы. План типового этажа.
5 б. 16-18 этажный жилой дом в жилом комплексе Кастел-Виллэдж. Нью-Йорк (шт. Нью-Йорк), США. Арх. Пелхэм. 60-тые годы. Схема застройки.
5 в. 16-18 этажный жилой дом в жилом комплексе Кастел-Виллэдж. Нью-Йорк (шт. Нью-Йорк), США. Арх. Пелхэм. 60-тые годы. Вид застройки.
6 а. Высотные жилые здания Марина-Сити. Чикаго (шт. Эллинойс). США. Арх. Бертран Голдберг и др. План типового этажа.
6 б. Высотные жилые здания Марина-Сити. Чикаго (шт. Эллинойс). США. Арх. Бертран Голдберг и др. Вид застройки.
7 а. Высотные жилые здания «Артур Шомбург Плаза». Нью-Йорк (шт. Нью-Йорк). США. арх. Гразен и др. План типового этажа.
7 б. Высотные жилые здания «Артур Шомбург Плаза». Нью-Йорк (шт. Нью-Йорк). США. арх. Гразен и др. Схема застройки.
7 в. Высотные жилые здания «Артур Шомбург Плаза». Нью-Йорк (шт. Нью-Йорк). США. арх. Гразен и др. Вид застройки.
8 а. Высотное жилое здание Лейк-Поинт Тауэр. Чикаго (шт. Иллинойс). США. Арх. Шиппорейт, Хейнрих. План типового этажа.
8 б. Высотное жилое здание Лейк-Поинт Тауэр. Чикаго (шт. Иллинойс). США. Арх. Шиппорейт, Хейнрих. Схема застройки.
8 в. Высотное жилое здание Лейк-Поинт Тауэр. Чикаго (шт. Иллинойс). США. Арх. Шиппорейт, Хейнрих. Вид застройки.
9 а. 22-этажный крупнопанельный жилой дом П4/22. Москва, р-н Тропарево. Арх. А.Самсонов, А.Бергельсон. 1971г. План типового этажа.
9 б. 22-этажный крупнопанельный жилой дом П4/22. Москва, р-н Тропарево. Арх. А.Самсонов, А.Бергельсон. 1971г. Вид застройки.
10 а. 25-этажный каркаснопанельный жилой дом И-521А. Москва, просп. Маршала Жукова. Арх. Р.Саруханян. (МНИИТЭП М-2). 1974г. План типового этажа.
10 б. 25-этажный каркаснопанельный жилой дом И-521А. Москва, просп. Маршала Жукова. Арх. Р.Саруханян. (МНИИТЭП М-2). 1974г. Вид застройки.
11 а. Проекты 24-этажных жилых домов в сборно-монолитных конструкциях с первым нежилым этажом И-1279, И-1289, И-1303. Москва, Каширское ш. Арх. Ю.Григорьев, Г.Калашников, И.Калашникова, И.Денисьев, В.Дадья. (МНИИТЭП М-2). 1995г. План типового этажа.
11 б. Проекты 24-этажных жилых домов в сборно-монолитных конструкциях с первым нежилым этажом И-1279, И-1289, И-1303. Москва, Каширское ш. Арх. Ю.Григорьев, Г.Калашников, И.Калашникова, И.Денисьев, В.Дадья. (МНИИТЭП М-2). 1995г. Вид застройки.
12 а. 24-этажный каркасно-панельный жилой дом. Москва, Кантемировская ул. Арх. М.Скулиновский, А.Юдаком, М.Кочергина. 1996г. План типового этажа.
12 б. 24-этажный каркасно-панельный жилой дом. Москва, Кантемировская ул. Арх. М.Скулиновский, А.Юдаком, М.Кочергина. 1996г. Вид застройки.
13 а. Проект 25-этажного жилого дома в сборно-монолитных конструкциях И-1820 (МНИИТЭП М-2). План типового этажа.
13 б. Проект 25-этажного жилого дома в сборно-монолитных конструкциях И-1820 (МНИИТЭП М-2). Фасад.
14 а. Проект комплекса жилых домов для экспериментального строительства И-1782/1-5 (МНИИТЭП М-2). План типового этажа.
19 в. Многоэтажный жилой комплекс «Аркада Хаус». Москва, ул. Островитянова. Арх. Ю.А.Макаров и др. (НПО Архид). Перспектива застройки.
20 а. Жилой комплекс «Северный город». Москва, ул. Дубнинская. (архитектурное бюро «Капитал Групп»). План типового этажа.
20 б. Жилой комплекс «Северный город». Москва, ул. Дубнинская. (архитектурное бюро «Капитал Групп»). Схема застройки.
20 в. Жилой комплекс «Северный город». Москва, ул. Дубнинская. (архитектурное бюро «Капитал Групп»). Вид застройки.
21 а. Жилой комплекс «Олимпия». Москва, ул. Исаковского, д. 39, вл. 27/2. (Концерн Крост). План типового этажа.
21 б. Жилой комплекс «Олимпия». Москва, ул. Исаковского, д. 39, вл. 27/2. (Концерн Крост). Перспектива застройки.
22 а. Варианты многолучевых зданий для высотного строительства. Арх. А.А.Магай, Н.В.Дубынин. 2000 – 2003 г.г. План типового этажа (вариант).
22 в. Варианты многолучевых зданий для высотного строительства. Арх. А.А.Магай, Н.В.Дубынин. 2000 – 2003 г.г. Фасад.
23 а. Многоэтажный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями на первых этажах «Эдельвейс». Москва, ул. Давыдковская, вл. 3. Арх. В.А.Чурилов, А.Н.Горелкин и др. (ЦНИИЭП жилища). 2001 г. План этажа.
23 б. Многоэтажный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями на первых этажах «Эдельвейс». Москва, ул. Давыдковская, вл. 3. Арх. В.А.Чурилов, А.Н.Горелкин и др. (ЦНИИЭП жилища). 2001 г. Вид застройки.
24 а. Архитектурно-технические решения нового типа энергосберегающего высотного 35 этажного жилого дома Арх. А.А.Магай, Н.В.Дубынин (ЦНИИЭП жилища). 2004 г. План типового этажа.
24 б. Архитектурно-технические решения нового типа энергосберегающего высотного 35 этажного жилого дома Арх. А.А.Магай, Н.В.Дубынин (ЦНИИЭП жилища). 2004 г. Перспектива.
2 a. Дом для рабочих. Москва, ул. Стромынка. Арх. Н.Ладовский. 1924 г. План 1-го этажа с квартирами.
19 а. Многоэтажный жилой комплекс «Аркада Хаус». Москва, ул. Островитянова. Арх. Ю.А.Макаров и др. (НПО Архид). План типового этажа.
3 а. 2-этажный дом в Грендале. Стокгольм. Швеция. Арх. Бакстрэм, Рейсмус. 1944-1946 г.г. План типового этажа.
18. Жилой комплекс «Янтарный». Москва, ул. Лавочкина, д. 34. Арх. А.А.Попов, М.Л.Павлова, Н.И.Кондрашина (ЦНИИЭП жилища). Перспектива застройки.
17. Индивидуальный 24-этажный дом с первым нежилым этажом и подземной автостоянкой. Москва, ул. Академическая, вл. 38. Арх. В.В.Дзедушицкий, Н.Ю.Рожкова, С.Е.Голованов (ЦНИИЭП жилища). Перспектива.
14 б. Проект комплекса жилых домов для экспериментального строительства И-1782/1-5 (МНИИТЭП М-2). Фасад.
15 а. Проект 25-этажного жилого дома в монолитных конструкциях И-1822 (МНИИТЭП М-2). План типового этажа.
15 б. Проект 25-этажного жилого дома в монолитных конструкциях И-1822 (МНИИТЭП М-2). Фасад.
16 а. Проект 22-этажного жилого дома с ФОК и подземной стоянкой И-1737 (МНИИТЭП М-2). План типового этажа.
16 б. Проект 22-этажного жилого дома с ФОК и подземной стоянкой И-1737 (МНИИТЭП М-2). Фасад.
19 б. Многоэтажный жилой комплекс «Аркада Хаус». Москва, ул. Островитянова. Арх. Ю.А.Макаров и др. (НПО Архид). Схема застройки.

15 Мая 2007

Похожие статьи
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской Линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Вилкинсон и Мак Аслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Технологии и материалы
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Сейчас на главной
Амфитеатр под луной
Подарок от бюро KIDZ к своему дню рождения – поп-ап павильон на территории кластера ЛенПолиграфМаш в Санкт-Петербурге. До конца лета здесь можно отдыхать в гамаке, возиться с мягким песком, наблюдать за огромным шаром с гелием и другими людьми.
Вибрация балконов
Школа в Шанхае по проекту австралийско-китайского бюро BAU рассчитана как на традиционную, так и на ориентированную на нужды конкретного ученика форму обучения.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Пресса: Город большого мифа и большой обиды
Иркутск: место победы почвеннической литературы над современной архитектурой. Иркутск — «великий город с областной судьбой», как сказал когда-то поэт Лев Озеров про Питер. И это высказывание, конечно, про трагедию, но еще и про обиду на судьбу. В ряду сибирских городов Иркутск впечатлил меня не тем, что он на порядок умней, сложней, глубже остальных — хотя это так,— а ощущением устойчивой вялотекущей неврастении.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Переживание звука
Для музея звука Audeum в Сеуле Кэнго Кума создал архитектуру, которая обращается к природным мотивам и стимулирует все пять чувств человека.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
Субурбию в центр
Архитектурная студия Grad предлагает адаптировать городскую жилую ячейку к типологии и комфорту индивидуального жилого дома. Наилучшая для этого технология, по мнению архитекторов, – модульная деревогибридная система.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Белый свод
Herzog & de Meuron превратили руину исторического дома в центре австрийского Брегенца в «стопку» функций: культурное пространство с баром, гостиница, квартира.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.