Многолучевые высотные здания в жилищном строительстве

С развитием проектирования и строительства высотных зданий возникает необходимость исследований и поиска их оптимальных архитектурных решений. В этой области имеется много аспектов, однако остановимся на наиболее интересном и значимом из них. При разработке архитектуры здания, основой, как правило, становится архитектурно-планировочное решение. Очевидно, что от того насколько удачно оно найдено, зависит в какой степени проект будет выгодным для инвестора при реализации, а также уровень комфортабельности и экономичности здания при и эксплуатации.

За основу планировочного решения высоток обычно принимают схемы точечных домов с широким корпусом. Их типологический ряд по планировочной схеме1 весьма многообразен и включает в себя варианты планов, по форме представляющих собой квадрат, прямоугольник, круг, эллипс и т.п., а также сочетание нескольких форм. Из них можно выделить варианты, которые по внутренней структуре, а также и внешним очертаниям напоминают буквы Y, Х, Ж или их графические сочетания. В отличие от простых схем они более интересны и оригинальны, но в то же время являются упорядоченными и четкими. На основе этих планировочных схем формируются многолучевые здания.

Поскольку термин «многолучевые здания» пока трудно найти в каком-либо архитектурном словаре, дадим его определение.

Многолучевые здания формируются посредством планировочного приема, при котором объемно-планировочные элементы компонуются группами вокруг центрального ядра по нескольким направлениям в виде лучей. При этом под элементами объемно-планировочной схемы подразумеваются квартиры, а центральным ядром дома являются внеквартирные коммуникации (лестничные клетки, лифтовые холлы, внеквартирные коридоры и т.п.), технические помещения, инженерные коммуникации. Количество лучей может быть разным, от трех до восьми, так же, как и их длина и ширина (Рис. 1).

Разработки таких зданий появились с развитием индустриализации строительства многоквартирных жилых домов. В качестве примера можно привести «Проект дома для рабочих» на ул. Стромынка, в Москве, выполненный в 1924 г. архитектором Н.Ладовским (Рис. 2) [1. С.61].

В дальнейшем многолучевая схема планировки не раз использовалась при проектировании многоквартирных жилых домов, как в нашей стране, так и за рубежом.

Подобные здания выявлены например, при анализе зарубежного жилищного строительства в литературе 60-х гг. ХХ в. (Рис. 3 - 8) [2. С.171-177], [3. С.386].

В отечественном опыте проектирования жилища многолучевая планировочная схема, нашла применение при разработке типовых серий и индивидуальных проектов. Подтверждением служит большое количество примеров, которые можно найти в литературе и строительных каталогах [4. С.80, 84,114, 117, 119], [5. С.29-40] (Рис. 9 - 17). При этом, со временем архитектурно-планировочные решения1 рассматриваемых многоквартирных жилых домов становились все более разнообразными и сложными.

В настоящее время, с активизацией высотного строительства, многолучевые здания используются в составе престижных жилых комплексов (Рис. 18 - 24).

Такое планомерное развитие и широкое применение рассматриваемых зданий можно объяснить преимуществами планировочной схемы. Так, выработанные в настоящее время архитектурные решения многолучевых жилых домов имеют следующие положительные качества.

1. Получение в объеме одного здания широкой палитры квартир разных типов за счет возможности варьировать планировку по этажам, что обеспечивает гибкость в учете демографического состава населения района застройки, или фактора "покупаемости" разных типов квартир. Кроме того, возможно дифференцировать площади одинаковых типов квартир. Так, квартиры с одним количеством комнат имеют разные площади, что позволяет более эффективно осуществлять выбор жилья при заселении.

2. Возможность размещения до 13 квартир на этаже. Все квартиры хорошо защищены от шума лестнично-лифтовой зоны, имеют расширенные площади подсобных помещений.

3. Оптимальное решение внеквартирных коммуникаций, позволяющее включить в их состав дополнительные шахты и помещения для размещения компьютеризированных и автоматизированных инженерных систем, современную аппаратуру, в том числен и периферийные устройства бытовой техники.

4. Программируемое изменение размеров лучей (длину и ширину), дающее преимущество для архитектурно-планировочного и архитектурно-художественного1 решений, например, расширение или сужение силуэта здания по высоте, получение вариантов асимметричных и даже переменных по этажам решений в плане.

5. Выразительное и вариантное завершение, что создает наилучшие предпосылки для устройства в верхних этажах квартир типа "пентхауз".

6. Превращение дома в многофункциональный комплекс с учреждениями обслуживания, предприятиями торговли а также с включением в объем здания офисов, гостиниц и других объектов общественного назначения.

Экономичность рассматриваемого типа жилых домов заключается в следующем:
широкий корпус здания, обеспечивающий уменьшение показателя отношения периметра наружных стен к ограждаемой площади. Коэффициент ограждения К  = 0,16 м (секция П 44Т-4  К= 0,23 м) (отношение периметра наружных стен к ограждаемой площади) компактность внеквартирных коммуникаций и  меньшение их удельной площади по отношению к площади обслуживаемых квартир; использование меньшего количества лифтов на то же количество квартир на этаже по сравнению с типовыми домами секционного типа.

Таким образом, перечисленные преимущества многолучевых зданий, а также то, что их планировочная схема подходит для условий высотного строительства, позволяют сделать вывод, что они являются перспективным видом высоток.

Делая предположения о путях дальнейшего развития высотного строительства, связанного с использованием многолучевых высотных домов можно выдвинуть не мало интересных концептуальных предложений. Например, строительство жилых комплексов в экологически-чистых районах, являющихся наиболее комфортными для жилья. Или, застройка высотками искусственно создаваемых территорий над междугородными магистралями. Подобные перспективы - ближайшее будущее отечественного строительства. Об этом позволяет говорить динамика развития строительства в центральных городах страны, а также повышение уровня проектирования и перспективные проработки ведущих организаций.

Однако к сказанному следует добавить, что принять за основу многолучевую схему плана 17-ти этажки и механически трансформировать ее в высотный комплекс, увеличив количество лестниц и инженерно-технического оборудования было бы неправильно. Вряд ли получившееся здание оправдает ожидания инвесторов и вызовет одобрение у будущих жильцов. Вопросы проектирования высотных объектов весьма специфичны, требуют проработки многими специалистами, и их может решить далеко не каждое архитектурное бюро, или даже институт. Проектирование таких зданий остается приоритетом крупных организаций с научной базой имеющих опыт проектирования подобных объектов.

Поэтому проектировщик, прежде чем взяться за такой объект должен серьезно оценить свои возможности, а инвестор при поиске подрядчика разработчика проекта, обращать внимание не только на цену работ, но и опыт.

Приложение

В современной архитектурной практике существует ряд профессиональных терминов, которые часто используются в литературе, проектных материалах и считаются общеизвестными. Однако, их определения не даны в современных словарях, в связи с чем, у разных авторов, их трактовка и вкладываемый смысл, нередко отличаются. Чтобы избежать возможных недоразумений, в данном приложении приведена трактовка терминов, используемых статье.

Архитектурное решение здания (архитектура здания) – архитектурная часть проекта с комплексным решением функциональных, конструктивных, и эстетических требований к объекту, а также социальных экономических, санитарно-гигиенических, экологических, инженерно-технических аспектов. Его главными разделами являются архитектурно-художественное, архитектурно-планировочное и конструктивное решения.

Архитектурно-художественное решение (архитектурно-художественный образ, облик) здания – проектные материалы, представляющие внешний вид и интерьеры объекта, выполненные в соответствии с концепцией, выбранным архитектурным стилем, посредством проработки объемно-пространственного, архитектурно-композиционного решений и архитектурно-художественных приемов.

·Объемно-пространственное решение здания – моделирование внешней формы объема здания на основе объемно-планировочного решения.

·Архитектурно-композиционное решение – построение композиции объемов всего здания, фасадов, интерьеров при обработке объемно-пространственного решения посредством архитектоники объемных форм и архитектурно-художественных приемов.

·Архитектурно-художественные приемы – используемые в зодчестве художественные приемы композиции, сочетания материалов, обработки поверхностей, освещения и т.п.

Архитектурно-планировочное решение здания – проектные материалы, представляющие поэтажные планы здания, проработанные с учетом планировочной схемы, функционально-планировочного и объемно-планировочного решений.

·Планировочная схема – структура плана, в которой определено размещение основных помещений и их конфигурация с учетом предполагаемой конструктивной схемы здания.

·Функционально-планировочное решение здания – решение поэтажных планов, где определены набор помещений, их назначение и функциональные взаимосвязи.

·Объемно-планировочное решение здания – решение поэтажных планов, где взаимоувязаны габариты помещений в плане и в общем объеме здания.

Литература:

1. У.Брумфилд, Б.Рубл. Жилище в России: век ХХ. Архитектура и социальная история. – Монографический сборник. – М.: «Три квадрата», 2001. – 192 с.: ил.

2. В.Г.Калиш, В.А.Коссаковский, О.И.Ржехина Типы домов и квартир за рубежом (многоэтажное жилищное строительство). – Академия строительства и архитектуры СССР НИИ жилища. – М.: Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1959. – 301 с.: ил.

3. Проектирование жилых зданий: Пер. с англ. (В.А.Коссаковского, М.С.Школьникова, Б.К.Явнеля) /Дж. Максаи, Ю.Холланд, Г.Нахман, Дж.Якер. – М.:Стройиздат, 1979/ - 488 с.: ил., табл. – Перевод изд.: Housing, /J/Macsai, E.Holland, H.Nachman, J.Wiley & Sons. Inc. – 1976.

4. Жилые дома, построенные по образцовым, типовым и повторно применяемым проектам в г. Москве. Правительство Москвы, Москомархитектура, МНИИТЭП. – М.: «Реформ-Пресс», 2000. – 136 с.: ил.

5. Московский территориальный строительный каталог МТСК. Правительство Москвы, Москомархитектура. Часть 1 – Здания и сооружения. Раздел МТСК-1.1 – Жилые здания. Том 2 – Перечень и каталожные листы проектов жилых домов и блок-секций для массового индустриального строительства, индивидуальных, повторно-применяемых и экспериментальных, блокированных жилых домов и коттеджей для перспективного строительства. – М.: - 1999. – с.: ил.

6. Центральный научно-исследовательский и проектный институт жилых и общественных зданий ОАО ЦНИИЭП жилища (Проспект). – М.: ОАО ЦНИИЭП жилища, 2004. – 97 с.: ил.

7. Ю.Г.Граник, А.А.Магай, Н.В.Дубынин и др. Архитектурно-технические решения нового типа энергосберегающего высотного 35-ти этажного жилого дома. – М.: ОАО ЦНИИЭП жилища, 2004. – 31с.: ил.

8. Рекламные проспекты компаний: «Капитал Групп», «Декра», «Крост».

1. Многолучевая схема планировки здания.
2 б. Дом для рабочих. Москва, ул. Стромынка. Арх. Н.Ладовский. 1924 г. Схема застройки.
3 б. 2-этажный дом в Грендале. Стокгольм. Швеция. Арх. Бакстрэм, Рейсмус. 1944-1946 г.г. Схема застройки.
4 а. 12-этажный дом в жилом комплексе Летциграбен. Цюрих. Швейцария. Арх. Штейнер. 1951-1952 г.г. План типового этажа.
4 б. 12-этажный дом в жилом комплексе Летциграбен. Цюрих. Швейцария. Арх. Штейнер. 1951-1952 г.г. Вид застройки.
5 а. 16-18 этажный жилой дом в жилом комплексе Кастел-Виллэдж. Нью-Йорк (шт. Нью-Йорк), США. Арх. Пелхэм. 60-тые годы. План типового этажа.
5 б. 16-18 этажный жилой дом в жилом комплексе Кастел-Виллэдж. Нью-Йорк (шт. Нью-Йорк), США. Арх. Пелхэм. 60-тые годы. Схема застройки.
5 в. 16-18 этажный жилой дом в жилом комплексе Кастел-Виллэдж. Нью-Йорк (шт. Нью-Йорк), США. Арх. Пелхэм. 60-тые годы. Вид застройки.
6 а. Высотные жилые здания Марина-Сити. Чикаго (шт. Эллинойс). США. Арх. Бертран Голдберг и др. План типового этажа.
6 б. Высотные жилые здания Марина-Сити. Чикаго (шт. Эллинойс). США. Арх. Бертран Голдберг и др. Вид застройки.
7 а. Высотные жилые здания «Артур Шомбург Плаза». Нью-Йорк (шт. Нью-Йорк). США. арх. Гразен и др. План типового этажа.
7 б. Высотные жилые здания «Артур Шомбург Плаза». Нью-Йорк (шт. Нью-Йорк). США. арх. Гразен и др. Схема застройки.
7 в. Высотные жилые здания «Артур Шомбург Плаза». Нью-Йорк (шт. Нью-Йорк). США. арх. Гразен и др. Вид застройки.
8 а. Высотное жилое здание Лейк-Поинт Тауэр. Чикаго (шт. Иллинойс). США. Арх. Шиппорейт, Хейнрих. План типового этажа.
8 б. Высотное жилое здание Лейк-Поинт Тауэр. Чикаго (шт. Иллинойс). США. Арх. Шиппорейт, Хейнрих. Схема застройки.
8 в. Высотное жилое здание Лейк-Поинт Тауэр. Чикаго (шт. Иллинойс). США. Арх. Шиппорейт, Хейнрих. Вид застройки.
9 а. 22-этажный крупнопанельный жилой дом П4/22. Москва, р-н Тропарево. Арх. А.Самсонов, А.Бергельсон. 1971г. План типового этажа.
9 б. 22-этажный крупнопанельный жилой дом П4/22. Москва, р-н Тропарево. Арх. А.Самсонов, А.Бергельсон. 1971г. Вид застройки.
10 а. 25-этажный каркаснопанельный жилой дом И-521А. Москва, просп. Маршала Жукова. Арх. Р.Саруханян. (МНИИТЭП М-2). 1974г. План типового этажа.
10 б. 25-этажный каркаснопанельный жилой дом И-521А. Москва, просп. Маршала Жукова. Арх. Р.Саруханян. (МНИИТЭП М-2). 1974г. Вид застройки.
11 а. Проекты 24-этажных жилых домов в сборно-монолитных конструкциях с первым нежилым этажом И-1279, И-1289, И-1303. Москва, Каширское ш. Арх. Ю.Григорьев, Г.Калашников, И.Калашникова, И.Денисьев, В.Дадья. (МНИИТЭП М-2). 1995г. План типового этажа.
11 б. Проекты 24-этажных жилых домов в сборно-монолитных конструкциях с первым нежилым этажом И-1279, И-1289, И-1303. Москва, Каширское ш. Арх. Ю.Григорьев, Г.Калашников, И.Калашникова, И.Денисьев, В.Дадья. (МНИИТЭП М-2). 1995г. Вид застройки.
12 а. 24-этажный каркасно-панельный жилой дом. Москва, Кантемировская ул. Арх. М.Скулиновский, А.Юдаком, М.Кочергина. 1996г. План типового этажа.
12 б. 24-этажный каркасно-панельный жилой дом. Москва, Кантемировская ул. Арх. М.Скулиновский, А.Юдаком, М.Кочергина. 1996г. Вид застройки.
13 а. Проект 25-этажного жилого дома в сборно-монолитных конструкциях И-1820 (МНИИТЭП М-2). План типового этажа.
13 б. Проект 25-этажного жилого дома в сборно-монолитных конструкциях И-1820 (МНИИТЭП М-2). Фасад.
14 а. Проект комплекса жилых домов для экспериментального строительства И-1782/1-5 (МНИИТЭП М-2). План типового этажа.
19 в. Многоэтажный жилой комплекс «Аркада Хаус». Москва, ул. Островитянова. Арх. Ю.А.Макаров и др. (НПО Архид). Перспектива застройки.
20 а. Жилой комплекс «Северный город». Москва, ул. Дубнинская. (архитектурное бюро «Капитал Групп»). План типового этажа.
20 б. Жилой комплекс «Северный город». Москва, ул. Дубнинская. (архитектурное бюро «Капитал Групп»). Схема застройки.
20 в. Жилой комплекс «Северный город». Москва, ул. Дубнинская. (архитектурное бюро «Капитал Групп»). Вид застройки.
21 а. Жилой комплекс «Олимпия». Москва, ул. Исаковского, д. 39, вл. 27/2. (Концерн Крост). План типового этажа.
21 б. Жилой комплекс «Олимпия». Москва, ул. Исаковского, д. 39, вл. 27/2. (Концерн Крост). Перспектива застройки.
22 а. Варианты многолучевых зданий для высотного строительства. Арх. А.А.Магай, Н.В.Дубынин. 2000 – 2003 г.г. План типового этажа (вариант).
22 в. Варианты многолучевых зданий для высотного строительства. Арх. А.А.Магай, Н.В.Дубынин. 2000 – 2003 г.г. Фасад.
23 а. Многоэтажный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями на первых этажах «Эдельвейс». Москва, ул. Давыдковская, вл. 3. Арх. В.А.Чурилов, А.Н.Горелкин и др. (ЦНИИЭП жилища). 2001 г. План этажа.
23 б. Многоэтажный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями на первых этажах «Эдельвейс». Москва, ул. Давыдковская, вл. 3. Арх. В.А.Чурилов, А.Н.Горелкин и др. (ЦНИИЭП жилища). 2001 г. Вид застройки.
24 а. Архитектурно-технические решения нового типа энергосберегающего высотного 35 этажного жилого дома Арх. А.А.Магай, Н.В.Дубынин (ЦНИИЭП жилища). 2004 г. План типового этажа.
24 б. Архитектурно-технические решения нового типа энергосберегающего высотного 35 этажного жилого дома Арх. А.А.Магай, Н.В.Дубынин (ЦНИИЭП жилища). 2004 г. Перспектива.
2 a. Дом для рабочих. Москва, ул. Стромынка. Арх. Н.Ладовский. 1924 г. План 1-го этажа с квартирами.
19 а. Многоэтажный жилой комплекс «Аркада Хаус». Москва, ул. Островитянова. Арх. Ю.А.Макаров и др. (НПО Архид). План типового этажа.
3 а. 2-этажный дом в Грендале. Стокгольм. Швеция. Арх. Бакстрэм, Рейсмус. 1944-1946 г.г. План типового этажа.
18. Жилой комплекс «Янтарный». Москва, ул. Лавочкина, д. 34. Арх. А.А.Попов, М.Л.Павлова, Н.И.Кондрашина (ЦНИИЭП жилища). Перспектива застройки.
17. Индивидуальный 24-этажный дом с первым нежилым этажом и подземной автостоянкой. Москва, ул. Академическая, вл. 38. Арх. В.В.Дзедушицкий, Н.Ю.Рожкова, С.Е.Голованов (ЦНИИЭП жилища). Перспектива.
14 б. Проект комплекса жилых домов для экспериментального строительства И-1782/1-5 (МНИИТЭП М-2). Фасад.
15 а. Проект 25-этажного жилого дома в монолитных конструкциях И-1822 (МНИИТЭП М-2). План типового этажа.
15 б. Проект 25-этажного жилого дома в монолитных конструкциях И-1822 (МНИИТЭП М-2). Фасад.
16 а. Проект 22-этажного жилого дома с ФОК и подземной стоянкой И-1737 (МНИИТЭП М-2). План типового этажа.
16 б. Проект 22-этажного жилого дома с ФОК и подземной стоянкой И-1737 (МНИИТЭП М-2). Фасад.
19 б. Многоэтажный жилой комплекс «Аркада Хаус». Москва, ул. Островитянова. Арх. Ю.А.Макаров и др. (НПО Архид). Схема застройки.

15 Мая 2007

Похожие статьи
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Уилкинсон и Макаслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Все в школу
Проектируя школу на 1500 учеников в районе Новоселье, архитектурная мастерская Юсупова подошла к зданию как к общественной и пространственной доминанте. Ее объемы отражают функцию и реагируют на градостроительные оси, а центр прикладных искусств и спорткомплекс доступны не только детям, но и взрослым жителям квартала.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.