Многолучевые высотные здания в жилищном строительстве

С развитием проектирования и строительства высотных зданий возникает необходимость исследований и поиска их оптимальных архитектурных решений. В этой области имеется много аспектов, однако остановимся на наиболее интересном и значимом из них. При разработке архитектуры здания, основой, как правило, становится архитектурно-планировочное решение. Очевидно, что от того насколько удачно оно найдено, зависит в какой степени проект будет выгодным для инвестора при реализации, а также уровень комфортабельности и экономичности здания при и эксплуатации.

За основу планировочного решения высоток обычно принимают схемы точечных домов с широким корпусом. Их типологический ряд по планировочной схеме1 весьма многообразен и включает в себя варианты планов, по форме представляющих собой квадрат, прямоугольник, круг, эллипс и т.п., а также сочетание нескольких форм. Из них можно выделить варианты, которые по внутренней структуре, а также и внешним очертаниям напоминают буквы Y, Х, Ж или их графические сочетания. В отличие от простых схем они более интересны и оригинальны, но в то же время являются упорядоченными и четкими. На основе этих планировочных схем формируются многолучевые здания.

Поскольку термин «многолучевые здания» пока трудно найти в каком-либо архитектурном словаре, дадим его определение.

Многолучевые здания формируются посредством планировочного приема, при котором объемно-планировочные элементы компонуются группами вокруг центрального ядра по нескольким направлениям в виде лучей. При этом под элементами объемно-планировочной схемы подразумеваются квартиры, а центральным ядром дома являются внеквартирные коммуникации (лестничные клетки, лифтовые холлы, внеквартирные коридоры и т.п.), технические помещения, инженерные коммуникации. Количество лучей может быть разным, от трех до восьми, так же, как и их длина и ширина (Рис. 1).

Разработки таких зданий появились с развитием индустриализации строительства многоквартирных жилых домов. В качестве примера можно привести «Проект дома для рабочих» на ул. Стромынка, в Москве, выполненный в 1924 г. архитектором Н.Ладовским (Рис. 2) [1. С.61].

В дальнейшем многолучевая схема планировки не раз использовалась при проектировании многоквартирных жилых домов, как в нашей стране, так и за рубежом.

Подобные здания выявлены например, при анализе зарубежного жилищного строительства в литературе 60-х гг. ХХ в. (Рис. 3 - 8) [2. С.171-177], [3. С.386].

В отечественном опыте проектирования жилища многолучевая планировочная схема, нашла применение при разработке типовых серий и индивидуальных проектов. Подтверждением служит большое количество примеров, которые можно найти в литературе и строительных каталогах [4. С.80, 84,114, 117, 119], [5. С.29-40] (Рис. 9 - 17). При этом, со временем архитектурно-планировочные решения1 рассматриваемых многоквартирных жилых домов становились все более разнообразными и сложными.

В настоящее время, с активизацией высотного строительства, многолучевые здания используются в составе престижных жилых комплексов (Рис. 18 - 24).

Такое планомерное развитие и широкое применение рассматриваемых зданий можно объяснить преимуществами планировочной схемы. Так, выработанные в настоящее время архитектурные решения многолучевых жилых домов имеют следующие положительные качества.

1. Получение в объеме одного здания широкой палитры квартир разных типов за счет возможности варьировать планировку по этажам, что обеспечивает гибкость в учете демографического состава населения района застройки, или фактора "покупаемости" разных типов квартир. Кроме того, возможно дифференцировать площади одинаковых типов квартир. Так, квартиры с одним количеством комнат имеют разные площади, что позволяет более эффективно осуществлять выбор жилья при заселении.

2. Возможность размещения до 13 квартир на этаже. Все квартиры хорошо защищены от шума лестнично-лифтовой зоны, имеют расширенные площади подсобных помещений.

3. Оптимальное решение внеквартирных коммуникаций, позволяющее включить в их состав дополнительные шахты и помещения для размещения компьютеризированных и автоматизированных инженерных систем, современную аппаратуру, в том числен и периферийные устройства бытовой техники.

4. Программируемое изменение размеров лучей (длину и ширину), дающее преимущество для архитектурно-планировочного и архитектурно-художественного1 решений, например, расширение или сужение силуэта здания по высоте, получение вариантов асимметричных и даже переменных по этажам решений в плане.

5. Выразительное и вариантное завершение, что создает наилучшие предпосылки для устройства в верхних этажах квартир типа "пентхауз".

6. Превращение дома в многофункциональный комплекс с учреждениями обслуживания, предприятиями торговли а также с включением в объем здания офисов, гостиниц и других объектов общественного назначения.

Экономичность рассматриваемого типа жилых домов заключается в следующем:
широкий корпус здания, обеспечивающий уменьшение показателя отношения периметра наружных стен к ограждаемой площади. Коэффициент ограждения К  = 0,16 м (секция П 44Т-4  К= 0,23 м) (отношение периметра наружных стен к ограждаемой площади) компактность внеквартирных коммуникаций и  меньшение их удельной площади по отношению к площади обслуживаемых квартир; использование меньшего количества лифтов на то же количество квартир на этаже по сравнению с типовыми домами секционного типа.

Таким образом, перечисленные преимущества многолучевых зданий, а также то, что их планировочная схема подходит для условий высотного строительства, позволяют сделать вывод, что они являются перспективным видом высоток.

Делая предположения о путях дальнейшего развития высотного строительства, связанного с использованием многолучевых высотных домов можно выдвинуть не мало интересных концептуальных предложений. Например, строительство жилых комплексов в экологически-чистых районах, являющихся наиболее комфортными для жилья. Или, застройка высотками искусственно создаваемых территорий над междугородными магистралями. Подобные перспективы - ближайшее будущее отечественного строительства. Об этом позволяет говорить динамика развития строительства в центральных городах страны, а также повышение уровня проектирования и перспективные проработки ведущих организаций.

Однако к сказанному следует добавить, что принять за основу многолучевую схему плана 17-ти этажки и механически трансформировать ее в высотный комплекс, увеличив количество лестниц и инженерно-технического оборудования было бы неправильно. Вряд ли получившееся здание оправдает ожидания инвесторов и вызовет одобрение у будущих жильцов. Вопросы проектирования высотных объектов весьма специфичны, требуют проработки многими специалистами, и их может решить далеко не каждое архитектурное бюро, или даже институт. Проектирование таких зданий остается приоритетом крупных организаций с научной базой имеющих опыт проектирования подобных объектов.

Поэтому проектировщик, прежде чем взяться за такой объект должен серьезно оценить свои возможности, а инвестор при поиске подрядчика разработчика проекта, обращать внимание не только на цену работ, но и опыт.

Приложение

В современной архитектурной практике существует ряд профессиональных терминов, которые часто используются в литературе, проектных материалах и считаются общеизвестными. Однако, их определения не даны в современных словарях, в связи с чем, у разных авторов, их трактовка и вкладываемый смысл, нередко отличаются. Чтобы избежать возможных недоразумений, в данном приложении приведена трактовка терминов, используемых статье.

Архитектурное решение здания (архитектура здания) – архитектурная часть проекта с комплексным решением функциональных, конструктивных, и эстетических требований к объекту, а также социальных экономических, санитарно-гигиенических, экологических, инженерно-технических аспектов. Его главными разделами являются архитектурно-художественное, архитектурно-планировочное и конструктивное решения.

Архитектурно-художественное решение (архитектурно-художественный образ, облик) здания – проектные материалы, представляющие внешний вид и интерьеры объекта, выполненные в соответствии с концепцией, выбранным архитектурным стилем, посредством проработки объемно-пространственного, архитектурно-композиционного решений и архитектурно-художественных приемов.

·Объемно-пространственное решение здания – моделирование внешней формы объема здания на основе объемно-планировочного решения.

·Архитектурно-композиционное решение – построение композиции объемов всего здания, фасадов, интерьеров при обработке объемно-пространственного решения посредством архитектоники объемных форм и архитектурно-художественных приемов.

·Архитектурно-художественные приемы – используемые в зодчестве художественные приемы композиции, сочетания материалов, обработки поверхностей, освещения и т.п.

Архитектурно-планировочное решение здания – проектные материалы, представляющие поэтажные планы здания, проработанные с учетом планировочной схемы, функционально-планировочного и объемно-планировочного решений.

·Планировочная схема – структура плана, в которой определено размещение основных помещений и их конфигурация с учетом предполагаемой конструктивной схемы здания.

·Функционально-планировочное решение здания – решение поэтажных планов, где определены набор помещений, их назначение и функциональные взаимосвязи.

·Объемно-планировочное решение здания – решение поэтажных планов, где взаимоувязаны габариты помещений в плане и в общем объеме здания.

Литература:

1. У.Брумфилд, Б.Рубл. Жилище в России: век ХХ. Архитектура и социальная история. – Монографический сборник. – М.: «Три квадрата», 2001. – 192 с.: ил.

2. В.Г.Калиш, В.А.Коссаковский, О.И.Ржехина Типы домов и квартир за рубежом (многоэтажное жилищное строительство). – Академия строительства и архитектуры СССР НИИ жилища. – М.: Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1959. – 301 с.: ил.

3. Проектирование жилых зданий: Пер. с англ. (В.А.Коссаковского, М.С.Школьникова, Б.К.Явнеля) /Дж. Максаи, Ю.Холланд, Г.Нахман, Дж.Якер. – М.:Стройиздат, 1979/ - 488 с.: ил., табл. – Перевод изд.: Housing, /J/Macsai, E.Holland, H.Nachman, J.Wiley & Sons. Inc. – 1976.

4. Жилые дома, построенные по образцовым, типовым и повторно применяемым проектам в г. Москве. Правительство Москвы, Москомархитектура, МНИИТЭП. – М.: «Реформ-Пресс», 2000. – 136 с.: ил.

5. Московский территориальный строительный каталог МТСК. Правительство Москвы, Москомархитектура. Часть 1 – Здания и сооружения. Раздел МТСК-1.1 – Жилые здания. Том 2 – Перечень и каталожные листы проектов жилых домов и блок-секций для массового индустриального строительства, индивидуальных, повторно-применяемых и экспериментальных, блокированных жилых домов и коттеджей для перспективного строительства. – М.: - 1999. – с.: ил.

6. Центральный научно-исследовательский и проектный институт жилых и общественных зданий ОАО ЦНИИЭП жилища (Проспект). – М.: ОАО ЦНИИЭП жилища, 2004. – 97 с.: ил.

7. Ю.Г.Граник, А.А.Магай, Н.В.Дубынин и др. Архитектурно-технические решения нового типа энергосберегающего высотного 35-ти этажного жилого дома. – М.: ОАО ЦНИИЭП жилища, 2004. – 31с.: ил.

8. Рекламные проспекты компаний: «Капитал Групп», «Декра», «Крост».

1. Многолучевая схема планировки здания.
2 б. Дом для рабочих. Москва, ул. Стромынка. Арх. Н.Ладовский. 1924 г. Схема застройки.
3 б. 2-этажный дом в Грендале. Стокгольм. Швеция. Арх. Бакстрэм, Рейсмус. 1944-1946 г.г. Схема застройки.
4 а. 12-этажный дом в жилом комплексе Летциграбен. Цюрих. Швейцария. Арх. Штейнер. 1951-1952 г.г. План типового этажа.
4 б. 12-этажный дом в жилом комплексе Летциграбен. Цюрих. Швейцария. Арх. Штейнер. 1951-1952 г.г. Вид застройки.
5 а. 16-18 этажный жилой дом в жилом комплексе Кастел-Виллэдж. Нью-Йорк (шт. Нью-Йорк), США. Арх. Пелхэм. 60-тые годы. План типового этажа.
5 б. 16-18 этажный жилой дом в жилом комплексе Кастел-Виллэдж. Нью-Йорк (шт. Нью-Йорк), США. Арх. Пелхэм. 60-тые годы. Схема застройки.
5 в. 16-18 этажный жилой дом в жилом комплексе Кастел-Виллэдж. Нью-Йорк (шт. Нью-Йорк), США. Арх. Пелхэм. 60-тые годы. Вид застройки.
6 а. Высотные жилые здания Марина-Сити. Чикаго (шт. Эллинойс). США. Арх. Бертран Голдберг и др. План типового этажа.
6 б. Высотные жилые здания Марина-Сити. Чикаго (шт. Эллинойс). США. Арх. Бертран Голдберг и др. Вид застройки.
7 а. Высотные жилые здания «Артур Шомбург Плаза». Нью-Йорк (шт. Нью-Йорк). США. арх. Гразен и др. План типового этажа.
7 б. Высотные жилые здания «Артур Шомбург Плаза». Нью-Йорк (шт. Нью-Йорк). США. арх. Гразен и др. Схема застройки.
7 в. Высотные жилые здания «Артур Шомбург Плаза». Нью-Йорк (шт. Нью-Йорк). США. арх. Гразен и др. Вид застройки.
8 а. Высотное жилое здание Лейк-Поинт Тауэр. Чикаго (шт. Иллинойс). США. Арх. Шиппорейт, Хейнрих. План типового этажа.
8 б. Высотное жилое здание Лейк-Поинт Тауэр. Чикаго (шт. Иллинойс). США. Арх. Шиппорейт, Хейнрих. Схема застройки.
8 в. Высотное жилое здание Лейк-Поинт Тауэр. Чикаго (шт. Иллинойс). США. Арх. Шиппорейт, Хейнрих. Вид застройки.
9 а. 22-этажный крупнопанельный жилой дом П4/22. Москва, р-н Тропарево. Арх. А.Самсонов, А.Бергельсон. 1971г. План типового этажа.
9 б. 22-этажный крупнопанельный жилой дом П4/22. Москва, р-н Тропарево. Арх. А.Самсонов, А.Бергельсон. 1971г. Вид застройки.
10 а. 25-этажный каркаснопанельный жилой дом И-521А. Москва, просп. Маршала Жукова. Арх. Р.Саруханян. (МНИИТЭП М-2). 1974г. План типового этажа.
10 б. 25-этажный каркаснопанельный жилой дом И-521А. Москва, просп. Маршала Жукова. Арх. Р.Саруханян. (МНИИТЭП М-2). 1974г. Вид застройки.
11 а. Проекты 24-этажных жилых домов в сборно-монолитных конструкциях с первым нежилым этажом И-1279, И-1289, И-1303. Москва, Каширское ш. Арх. Ю.Григорьев, Г.Калашников, И.Калашникова, И.Денисьев, В.Дадья. (МНИИТЭП М-2). 1995г. План типового этажа.
11 б. Проекты 24-этажных жилых домов в сборно-монолитных конструкциях с первым нежилым этажом И-1279, И-1289, И-1303. Москва, Каширское ш. Арх. Ю.Григорьев, Г.Калашников, И.Калашникова, И.Денисьев, В.Дадья. (МНИИТЭП М-2). 1995г. Вид застройки.
12 а. 24-этажный каркасно-панельный жилой дом. Москва, Кантемировская ул. Арх. М.Скулиновский, А.Юдаком, М.Кочергина. 1996г. План типового этажа.
12 б. 24-этажный каркасно-панельный жилой дом. Москва, Кантемировская ул. Арх. М.Скулиновский, А.Юдаком, М.Кочергина. 1996г. Вид застройки.
13 а. Проект 25-этажного жилого дома в сборно-монолитных конструкциях И-1820 (МНИИТЭП М-2). План типового этажа.
13 б. Проект 25-этажного жилого дома в сборно-монолитных конструкциях И-1820 (МНИИТЭП М-2). Фасад.
14 а. Проект комплекса жилых домов для экспериментального строительства И-1782/1-5 (МНИИТЭП М-2). План типового этажа.
19 в. Многоэтажный жилой комплекс «Аркада Хаус». Москва, ул. Островитянова. Арх. Ю.А.Макаров и др. (НПО Архид). Перспектива застройки.
20 а. Жилой комплекс «Северный город». Москва, ул. Дубнинская. (архитектурное бюро «Капитал Групп»). План типового этажа.
20 б. Жилой комплекс «Северный город». Москва, ул. Дубнинская. (архитектурное бюро «Капитал Групп»). Схема застройки.
20 в. Жилой комплекс «Северный город». Москва, ул. Дубнинская. (архитектурное бюро «Капитал Групп»). Вид застройки.
21 а. Жилой комплекс «Олимпия». Москва, ул. Исаковского, д. 39, вл. 27/2. (Концерн Крост). План типового этажа.
21 б. Жилой комплекс «Олимпия». Москва, ул. Исаковского, д. 39, вл. 27/2. (Концерн Крост). Перспектива застройки.
22 а. Варианты многолучевых зданий для высотного строительства. Арх. А.А.Магай, Н.В.Дубынин. 2000 – 2003 г.г. План типового этажа (вариант).
22 в. Варианты многолучевых зданий для высотного строительства. Арх. А.А.Магай, Н.В.Дубынин. 2000 – 2003 г.г. Фасад.
23 а. Многоэтажный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями на первых этажах «Эдельвейс». Москва, ул. Давыдковская, вл. 3. Арх. В.А.Чурилов, А.Н.Горелкин и др. (ЦНИИЭП жилища). 2001 г. План этажа.
23 б. Многоэтажный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями на первых этажах «Эдельвейс». Москва, ул. Давыдковская, вл. 3. Арх. В.А.Чурилов, А.Н.Горелкин и др. (ЦНИИЭП жилища). 2001 г. Вид застройки.
24 а. Архитектурно-технические решения нового типа энергосберегающего высотного 35 этажного жилого дома Арх. А.А.Магай, Н.В.Дубынин (ЦНИИЭП жилища). 2004 г. План типового этажа.
24 б. Архитектурно-технические решения нового типа энергосберегающего высотного 35 этажного жилого дома Арх. А.А.Магай, Н.В.Дубынин (ЦНИИЭП жилища). 2004 г. Перспектива.
2 a. Дом для рабочих. Москва, ул. Стромынка. Арх. Н.Ладовский. 1924 г. План 1-го этажа с квартирами.
19 а. Многоэтажный жилой комплекс «Аркада Хаус». Москва, ул. Островитянова. Арх. Ю.А.Макаров и др. (НПО Архид). План типового этажа.
3 а. 2-этажный дом в Грендале. Стокгольм. Швеция. Арх. Бакстрэм, Рейсмус. 1944-1946 г.г. План типового этажа.
18. Жилой комплекс «Янтарный». Москва, ул. Лавочкина, д. 34. Арх. А.А.Попов, М.Л.Павлова, Н.И.Кондрашина (ЦНИИЭП жилища). Перспектива застройки.
17. Индивидуальный 24-этажный дом с первым нежилым этажом и подземной автостоянкой. Москва, ул. Академическая, вл. 38. Арх. В.В.Дзедушицкий, Н.Ю.Рожкова, С.Е.Голованов (ЦНИИЭП жилища). Перспектива.
14 б. Проект комплекса жилых домов для экспериментального строительства И-1782/1-5 (МНИИТЭП М-2). Фасад.
15 а. Проект 25-этажного жилого дома в монолитных конструкциях И-1822 (МНИИТЭП М-2). План типового этажа.
15 б. Проект 25-этажного жилого дома в монолитных конструкциях И-1822 (МНИИТЭП М-2). Фасад.
16 а. Проект 22-этажного жилого дома с ФОК и подземной стоянкой И-1737 (МНИИТЭП М-2). План типового этажа.
16 б. Проект 22-этажного жилого дома с ФОК и подземной стоянкой И-1737 (МНИИТЭП М-2). Фасад.
19 б. Многоэтажный жилой комплекс «Аркада Хаус». Москва, ул. Островитянова. Арх. Ю.А.Макаров и др. (НПО Архид). Схема застройки.

15 Мая 2007

Похожие статьи
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Уилкинсон и Макаслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Технологии и материалы
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Сейчас на главной
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Дом прощания
Бюро DIALECT Architects спроектировало для кладбища недалеко от Екатеринбурга комплекс построек, который помогает провести ритуал прощания. Авторы стремились найти подходящий функции тон, для чего обратились к образу неугасающего пламени, использовали светлые материалы, а также силу воздействия ландшафта и зеркала воды.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.