Автор текста:
Н.В. Дубынин

Многолучевые высотные здания в жилищном строительстве

С развитием проектирования и строительства высотных зданий возникает необходимость исследований и поиска их оптимальных архитектурных решений. В этой области имеется много аспектов, однако остановимся на наиболее интересном и значимом из них. При разработке архитектуры здания, основой, как правило, становится архитектурно-планировочное решение. Очевидно, что от того насколько удачно оно найдено, зависит в какой степени проект будет выгодным для инвестора при реализации, а также уровень комфортабельности и экономичности здания при и эксплуатации.

За основу планировочного решения высоток обычно принимают схемы точечных домов с широким корпусом. Их типологический ряд по планировочной схеме1 весьма многообразен и включает в себя варианты планов, по форме представляющих собой квадрат, прямоугольник, круг, эллипс и т.п., а также сочетание нескольких форм. Из них можно выделить варианты, которые по внутренней структуре, а также и внешним очертаниям напоминают буквы Y, Х, Ж или их графические сочетания. В отличие от простых схем они более интересны и оригинальны, но в то же время являются упорядоченными и четкими. На основе этих планировочных схем формируются многолучевые здания.

Поскольку термин «многолучевые здания» пока трудно найти в каком-либо архитектурном словаре, дадим его определение.

Многолучевые здания формируются посредством планировочного приема, при котором объемно-планировочные элементы компонуются группами вокруг центрального ядра по нескольким направлениям в виде лучей. При этом под элементами объемно-планировочной схемы подразумеваются квартиры, а центральным ядром дома являются внеквартирные коммуникации (лестничные клетки, лифтовые холлы, внеквартирные коридоры и т.п.), технические помещения, инженерные коммуникации. Количество лучей может быть разным, от трех до восьми, так же, как и их длина и ширина (Рис. 1).

Разработки таких зданий появились с развитием индустриализации строительства многоквартирных жилых домов. В качестве примера можно привести «Проект дома для рабочих» на ул. Стромынка, в Москве, выполненный в 1924 г. архитектором Н.Ладовским (Рис. 2) [1. С.61].

В дальнейшем многолучевая схема планировки не раз использовалась при проектировании многоквартирных жилых домов, как в нашей стране, так и за рубежом.

Подобные здания выявлены например, при анализе зарубежного жилищного строительства в литературе 60-х гг. ХХ в. (Рис. 3 - 8) [2. С.171-177], [3. С.386].

В отечественном опыте проектирования жилища многолучевая планировочная схема, нашла применение при разработке типовых серий и индивидуальных проектов. Подтверждением служит большое количество примеров, которые можно найти в литературе и строительных каталогах [4. С.80, 84,114, 117, 119], [5. С.29-40] (Рис. 9 - 17). При этом, со временем архитектурно-планировочные решения1 рассматриваемых многоквартирных жилых домов становились все более разнообразными и сложными.

В настоящее время, с активизацией высотного строительства, многолучевые здания используются в составе престижных жилых комплексов (Рис. 18 - 24).

Такое планомерное развитие и широкое применение рассматриваемых зданий можно объяснить преимуществами планировочной схемы. Так, выработанные в настоящее время архитектурные решения многолучевых жилых домов имеют следующие положительные качества.

1. Получение в объеме одного здания широкой палитры квартир разных типов за счет возможности варьировать планировку по этажам, что обеспечивает гибкость в учете демографического состава населения района застройки, или фактора "покупаемости" разных типов квартир. Кроме того, возможно дифференцировать площади одинаковых типов квартир. Так, квартиры с одним количеством комнат имеют разные площади, что позволяет более эффективно осуществлять выбор жилья при заселении.

2. Возможность размещения до 13 квартир на этаже. Все квартиры хорошо защищены от шума лестнично-лифтовой зоны, имеют расширенные площади подсобных помещений.

3. Оптимальное решение внеквартирных коммуникаций, позволяющее включить в их состав дополнительные шахты и помещения для размещения компьютеризированных и автоматизированных инженерных систем, современную аппаратуру, в том числен и периферийные устройства бытовой техники.

4. Программируемое изменение размеров лучей (длину и ширину), дающее преимущество для архитектурно-планировочного и архитектурно-художественного1 решений, например, расширение или сужение силуэта здания по высоте, получение вариантов асимметричных и даже переменных по этажам решений в плане.

5. Выразительное и вариантное завершение, что создает наилучшие предпосылки для устройства в верхних этажах квартир типа "пентхауз".

6. Превращение дома в многофункциональный комплекс с учреждениями обслуживания, предприятиями торговли а также с включением в объем здания офисов, гостиниц и других объектов общественного назначения.

Экономичность рассматриваемого типа жилых домов заключается в следующем:
широкий корпус здания, обеспечивающий уменьшение показателя отношения периметра наружных стен к ограждаемой площади. Коэффициент ограждения К  = 0,16 м (секция П 44Т-4  К= 0,23 м) (отношение периметра наружных стен к ограждаемой площади) компактность внеквартирных коммуникаций и  меньшение их удельной площади по отношению к площади обслуживаемых квартир; использование меньшего количества лифтов на то же количество квартир на этаже по сравнению с типовыми домами секционного типа.

Таким образом, перечисленные преимущества многолучевых зданий, а также то, что их планировочная схема подходит для условий высотного строительства, позволяют сделать вывод, что они являются перспективным видом высоток.

Делая предположения о путях дальнейшего развития высотного строительства, связанного с использованием многолучевых высотных домов можно выдвинуть не мало интересных концептуальных предложений. Например, строительство жилых комплексов в экологически-чистых районах, являющихся наиболее комфортными для жилья. Или, застройка высотками искусственно создаваемых территорий над междугородными магистралями. Подобные перспективы - ближайшее будущее отечественного строительства. Об этом позволяет говорить динамика развития строительства в центральных городах страны, а также повышение уровня проектирования и перспективные проработки ведущих организаций.

Однако к сказанному следует добавить, что принять за основу многолучевую схему плана 17-ти этажки и механически трансформировать ее в высотный комплекс, увеличив количество лестниц и инженерно-технического оборудования было бы неправильно. Вряд ли получившееся здание оправдает ожидания инвесторов и вызовет одобрение у будущих жильцов. Вопросы проектирования высотных объектов весьма специфичны, требуют проработки многими специалистами, и их может решить далеко не каждое архитектурное бюро, или даже институт. Проектирование таких зданий остается приоритетом крупных организаций с научной базой имеющих опыт проектирования подобных объектов.

Поэтому проектировщик, прежде чем взяться за такой объект должен серьезно оценить свои возможности, а инвестор при поиске подрядчика разработчика проекта, обращать внимание не только на цену работ, но и опыт.

Приложение

В современной архитектурной практике существует ряд профессиональных терминов, которые часто используются в литературе, проектных материалах и считаются общеизвестными. Однако, их определения не даны в современных словарях, в связи с чем, у разных авторов, их трактовка и вкладываемый смысл, нередко отличаются. Чтобы избежать возможных недоразумений, в данном приложении приведена трактовка терминов, используемых статье.

Архитектурное решение здания (архитектура здания) – архитектурная часть проекта с комплексным решением функциональных, конструктивных, и эстетических требований к объекту, а также социальных экономических, санитарно-гигиенических, экологических, инженерно-технических аспектов. Его главными разделами являются архитектурно-художественное, архитектурно-планировочное и конструктивное решения.

Архитектурно-художественное решение (архитектурно-художественный образ, облик) здания – проектные материалы, представляющие внешний вид и интерьеры объекта, выполненные в соответствии с концепцией, выбранным архитектурным стилем, посредством проработки объемно-пространственного, архитектурно-композиционного решений и архитектурно-художественных приемов.

·Объемно-пространственное решение здания – моделирование внешней формы объема здания на основе объемно-планировочного решения.

·Архитектурно-композиционное решение – построение композиции объемов всего здания, фасадов, интерьеров при обработке объемно-пространственного решения посредством архитектоники объемных форм и архитектурно-художественных приемов.

·Архитектурно-художественные приемы – используемые в зодчестве художественные приемы композиции, сочетания материалов, обработки поверхностей, освещения и т.п.

Архитектурно-планировочное решение здания – проектные материалы, представляющие поэтажные планы здания, проработанные с учетом планировочной схемы, функционально-планировочного и объемно-планировочного решений.

·Планировочная схема – структура плана, в которой определено размещение основных помещений и их конфигурация с учетом предполагаемой конструктивной схемы здания.

·Функционально-планировочное решение здания – решение поэтажных планов, где определены набор помещений, их назначение и функциональные взаимосвязи.

·Объемно-планировочное решение здания – решение поэтажных планов, где взаимоувязаны габариты помещений в плане и в общем объеме здания.

Литература:

1. У.Брумфилд, Б.Рубл. Жилище в России: век ХХ. Архитектура и социальная история. – Монографический сборник. – М.: «Три квадрата», 2001. – 192 с.: ил.

2. В.Г.Калиш, В.А.Коссаковский, О.И.Ржехина Типы домов и квартир за рубежом (многоэтажное жилищное строительство). – Академия строительства и архитектуры СССР НИИ жилища. – М.: Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1959. – 301 с.: ил.

3. Проектирование жилых зданий: Пер. с англ. (В.А.Коссаковского, М.С.Школьникова, Б.К.Явнеля) /Дж. Максаи, Ю.Холланд, Г.Нахман, Дж.Якер. – М.:Стройиздат, 1979/ - 488 с.: ил., табл. – Перевод изд.: Housing, /J/Macsai, E.Holland, H.Nachman, J.Wiley & Sons. Inc. – 1976.

4. Жилые дома, построенные по образцовым, типовым и повторно применяемым проектам в г. Москве. Правительство Москвы, Москомархитектура, МНИИТЭП. – М.: «Реформ-Пресс», 2000. – 136 с.: ил.

5. Московский территориальный строительный каталог МТСК. Правительство Москвы, Москомархитектура. Часть 1 – Здания и сооружения. Раздел МТСК-1.1 – Жилые здания. Том 2 – Перечень и каталожные листы проектов жилых домов и блок-секций для массового индустриального строительства, индивидуальных, повторно-применяемых и экспериментальных, блокированных жилых домов и коттеджей для перспективного строительства. – М.: - 1999. – с.: ил.

6. Центральный научно-исследовательский и проектный институт жилых и общественных зданий ОАО ЦНИИЭП жилища (Проспект). – М.: ОАО ЦНИИЭП жилища, 2004. – 97 с.: ил.

7. Ю.Г.Граник, А.А.Магай, Н.В.Дубынин и др. Архитектурно-технические решения нового типа энергосберегающего высотного 35-ти этажного жилого дома. – М.: ОАО ЦНИИЭП жилища, 2004. – 31с.: ил.

8. Рекламные проспекты компаний: «Капитал Групп», «Декра», «Крост».

1. Многолучевая схема планировки здания.
2 б. Дом для рабочих. Москва, ул. Стромынка. Арх. Н.Ладовский. 1924 г. Схема застройки.
3 б. 2-этажный дом в Грендале. Стокгольм. Швеция. Арх. Бакстрэм, Рейсмус. 1944-1946 г.г. Схема застройки.
4 а. 12-этажный дом в жилом комплексе Летциграбен. Цюрих. Швейцария. Арх. Штейнер. 1951-1952 г.г. План типового этажа.
4 б. 12-этажный дом в жилом комплексе Летциграбен. Цюрих. Швейцария. Арх. Штейнер. 1951-1952 г.г. Вид застройки.
5 а. 16-18 этажный жилой дом в жилом комплексе Кастел-Виллэдж. Нью-Йорк (шт. Нью-Йорк), США. Арх. Пелхэм. 60-тые годы. План типового этажа.
5 б. 16-18 этажный жилой дом в жилом комплексе Кастел-Виллэдж. Нью-Йорк (шт. Нью-Йорк), США. Арх. Пелхэм. 60-тые годы. Схема застройки.
5 в. 16-18 этажный жилой дом в жилом комплексе Кастел-Виллэдж. Нью-Йорк (шт. Нью-Йорк), США. Арх. Пелхэм. 60-тые годы. Вид застройки.
6 а. Высотные жилые здания Марина-Сити. Чикаго (шт. Эллинойс). США. Арх. Бертран Голдберг и др. План типового этажа.
6 б. Высотные жилые здания Марина-Сити. Чикаго (шт. Эллинойс). США. Арх. Бертран Голдберг и др. Вид застройки.
7 а. Высотные жилые здания «Артур Шомбург Плаза». Нью-Йорк (шт. Нью-Йорк). США. арх. Гразен и др. План типового этажа.
7 б. Высотные жилые здания «Артур Шомбург Плаза». Нью-Йорк (шт. Нью-Йорк). США. арх. Гразен и др. Схема застройки.
7 в. Высотные жилые здания «Артур Шомбург Плаза». Нью-Йорк (шт. Нью-Йорк). США. арх. Гразен и др. Вид застройки.
8 а. Высотное жилое здание Лейк-Поинт Тауэр. Чикаго (шт. Иллинойс). США. Арх. Шиппорейт, Хейнрих. План типового этажа.
8 б. Высотное жилое здание Лейк-Поинт Тауэр. Чикаго (шт. Иллинойс). США. Арх. Шиппорейт, Хейнрих. Схема застройки.
8 в. Высотное жилое здание Лейк-Поинт Тауэр. Чикаго (шт. Иллинойс). США. Арх. Шиппорейт, Хейнрих. Вид застройки.
9 а. 22-этажный крупнопанельный жилой дом П4/22. Москва, р-н Тропарево. Арх. А.Самсонов, А.Бергельсон. 1971г. План типового этажа.
9 б. 22-этажный крупнопанельный жилой дом П4/22. Москва, р-н Тропарево. Арх. А.Самсонов, А.Бергельсон. 1971г. Вид застройки.
10 а. 25-этажный каркаснопанельный жилой дом И-521А. Москва, просп. Маршала Жукова. Арх. Р.Саруханян. (МНИИТЭП М-2). 1974г. План типового этажа.
10 б. 25-этажный каркаснопанельный жилой дом И-521А. Москва, просп. Маршала Жукова. Арх. Р.Саруханян. (МНИИТЭП М-2). 1974г. Вид застройки.
11 а. Проекты 24-этажных жилых домов в сборно-монолитных конструкциях с первым нежилым этажом И-1279, И-1289, И-1303. Москва, Каширское ш. Арх. Ю.Григорьев, Г.Калашников, И.Калашникова, И.Денисьев, В.Дадья. (МНИИТЭП М-2). 1995г. План типового этажа.
11 б. Проекты 24-этажных жилых домов в сборно-монолитных конструкциях с первым нежилым этажом И-1279, И-1289, И-1303. Москва, Каширское ш. Арх. Ю.Григорьев, Г.Калашников, И.Калашникова, И.Денисьев, В.Дадья. (МНИИТЭП М-2). 1995г. Вид застройки.
12 а. 24-этажный каркасно-панельный жилой дом. Москва, Кантемировская ул. Арх. М.Скулиновский, А.Юдаком, М.Кочергина. 1996г. План типового этажа.
12 б. 24-этажный каркасно-панельный жилой дом. Москва, Кантемировская ул. Арх. М.Скулиновский, А.Юдаком, М.Кочергина. 1996г. Вид застройки.
13 а. Проект 25-этажного жилого дома в сборно-монолитных конструкциях И-1820 (МНИИТЭП М-2). План типового этажа.
13 б. Проект 25-этажного жилого дома в сборно-монолитных конструкциях И-1820 (МНИИТЭП М-2). Фасад.
14 а. Проект комплекса жилых домов для экспериментального строительства И-1782/1-5 (МНИИТЭП М-2). План типового этажа.
19 в. Многоэтажный жилой комплекс «Аркада Хаус». Москва, ул. Островитянова. Арх. Ю.А.Макаров и др. (НПО Архид). Перспектива застройки.
20 а. Жилой комплекс «Северный город». Москва, ул. Дубнинская. (архитектурное бюро «Капитал Групп»). План типового этажа.
20 б. Жилой комплекс «Северный город». Москва, ул. Дубнинская. (архитектурное бюро «Капитал Групп»). Схема застройки.
20 в. Жилой комплекс «Северный город». Москва, ул. Дубнинская. (архитектурное бюро «Капитал Групп»). Вид застройки.
21 а. Жилой комплекс «Олимпия». Москва, ул. Исаковского, д. 39, вл. 27/2. (Концерн Крост). План типового этажа.
21 б. Жилой комплекс «Олимпия». Москва, ул. Исаковского, д. 39, вл. 27/2. (Концерн Крост). Перспектива застройки.
22 а. Варианты многолучевых зданий для высотного строительства. Арх. А.А.Магай, Н.В.Дубынин. 2000 – 2003 г.г. План типового этажа (вариант).
22 в. Варианты многолучевых зданий для высотного строительства. Арх. А.А.Магай, Н.В.Дубынин. 2000 – 2003 г.г. Фасад.
23 а. Многоэтажный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями на первых этажах «Эдельвейс». Москва, ул. Давыдковская, вл. 3. Арх. В.А.Чурилов, А.Н.Горелкин и др. (ЦНИИЭП жилища). 2001 г. План этажа.
23 б. Многоэтажный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями на первых этажах «Эдельвейс». Москва, ул. Давыдковская, вл. 3. Арх. В.А.Чурилов, А.Н.Горелкин и др. (ЦНИИЭП жилища). 2001 г. Вид застройки.
24 а. Архитектурно-технические решения нового типа энергосберегающего высотного 35 этажного жилого дома Арх. А.А.Магай, Н.В.Дубынин (ЦНИИЭП жилища). 2004 г. План типового этажа.
24 б. Архитектурно-технические решения нового типа энергосберегающего высотного 35 этажного жилого дома Арх. А.А.Магай, Н.В.Дубынин (ЦНИИЭП жилища). 2004 г. Перспектива.
2 a. Дом для рабочих. Москва, ул. Стромынка. Арх. Н.Ладовский. 1924 г. План 1-го этажа с квартирами.
19 а. Многоэтажный жилой комплекс «Аркада Хаус». Москва, ул. Островитянова. Арх. Ю.А.Макаров и др. (НПО Архид). План типового этажа.
3 а. 2-этажный дом в Грендале. Стокгольм. Швеция. Арх. Бакстрэм, Рейсмус. 1944-1946 г.г. План типового этажа.
18. Жилой комплекс «Янтарный». Москва, ул. Лавочкина, д. 34. Арх. А.А.Попов, М.Л.Павлова, Н.И.Кондрашина (ЦНИИЭП жилища). Перспектива застройки.
17. Индивидуальный 24-этажный дом с первым нежилым этажом и подземной автостоянкой. Москва, ул. Академическая, вл. 38. Арх. В.В.Дзедушицкий, Н.Ю.Рожкова, С.Е.Голованов (ЦНИИЭП жилища). Перспектива.
14 б. Проект комплекса жилых домов для экспериментального строительства И-1782/1-5 (МНИИТЭП М-2). Фасад.
15 а. Проект 25-этажного жилого дома в монолитных конструкциях И-1822 (МНИИТЭП М-2). План типового этажа.
15 б. Проект 25-этажного жилого дома в монолитных конструкциях И-1822 (МНИИТЭП М-2). Фасад.
16 а. Проект 22-этажного жилого дома с ФОК и подземной стоянкой И-1737 (МНИИТЭП М-2). План типового этажа.
16 б. Проект 22-этажного жилого дома с ФОК и подземной стоянкой И-1737 (МНИИТЭП М-2). Фасад.
19 б. Многоэтажный жилой комплекс «Аркада Хаус». Москва, ул. Островитянова. Арх. Ю.А.Макаров и др. (НПО Архид). Схема застройки.

15 Мая 2007

Автор текста:

Н.В. Дубынин
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Неизвестный проект Ивана Леонидова: Институт статистики,...
Публикуем исследование архитектора Петра Завадовского, обнаружившего неизвестную работу Ивана Леонидова в коллекции парижского Центра Помпиду: проект Института статистики существенно дополняет представления о творческой эволюции Леонидова.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
«Это не башня»
Публикуем фото-проект Дениса Есакова: размышление на тему «серых бетонных коробок», которыми в общественном сознании стали в наши дни постройки модернизма.
Что не так с офисами открытого типа
Офисы свободного плана экономят деньги компаний-владельцев и помогают им выглядеть эффектней, но это практически единственное их достоинство. При этом работодатели любят «опен-спейс», а их сотрудники – не очень.
«Седрик Прайс придумывал архитектуру, которая может...
Саманта Хардингхэм – о британском архитекторе-визионере послевоенных десятилетий Седрике Прайсе и его самом важном проекте – Дворце развлечений. Ее лекция была частью конференции «Архитектор будущего», проведенной Институтом «Стрелка» в партнерстве с ДОМ.РФ.
«Работа с сопротивлением»
Публикуем отрывок из книги Ричарда Сеннета «Мастер» о постижении сути мастерства – в градостроительстве, инженерном искусстве, стрельбе из лука. Книга вышла на русском языке в издательстве Strelka Press.
Крепости «Красной Вены»
Многочисленные дома для рабочих, построенные в Вене социал-демократическими бургомистрами в 1923–1933, положили начало ее сильной традиции муниципального жилья. Массивы «Красной Вены» – в фотографиях Дениса Есакова.
Макеты в масштабе 1:1
Поселок Веркбунда в Вене, идеальное социальное жилье, построенное ведущими европейскими архитекторами для выставки 1932 года – в фотографиях Дениса Есакова.
Будущее вчера и сегодня
Публикуем статью Александра Скокана, впервые появившуюся в прошедшем году в Академическом сборнике РААСН: о Будущем, как его видели в 1960-е, о НЭР, и о том будущем, которое наступило.
Руины Лондона. Часть II
Продолжаем публикацию эссе историка архитектуры Александра Можаева, посвященного практике сохранения остатков старинных зданий в Лондоне. На этот раз речь о средневековье.
Технологии и материалы
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Сейчас на главной
Кино под куполом
Музей науки Curiosum с купольным кинотеатром по проекту White Arkitekter расположился в исторической промзоне на севере Швеции, занятой сейчас университетом Умео.
Авангардный каркас из прошлого
В Париже завершилась реконструкция почтамта на улице Лувра по проекту Доминика Перро: почтовая функция сведена к минимуму, вместо нее возникло множество других, включая социальное жилье.
Шелковые рукава
Металлические ленты Культурного центра по проекту Кристиана де Портзампарка в Сучжоу – парафраз шелковых рукавов артистов куньцюй: для спектаклей этого оперного жанра также предназначен комплекс.
MasterMind: нейросеть для девелоперов и архитекторов
Программа, разработанная компанией Genpro, способна за полчаса сгенерировать десятки вариантов застройки согласно заданным параметрам, но не исключает творческой работы, а лишь исполняет техническую часть и может быть использована архитекторами для подготовки проекта с последующей передачей данных в AutoCAD, Revit и ArchiCAD.
Жук улетел
История проектирования бизнес-центра в Жуковом проезде: с рядом попыток сохранить здание столетнего «холодильника» и современными корпусами, интерпретирующими промышленную тему. Проект уже не актуален, но история, на наш взгляд, интересная.
Медные стены, медные баки
Новая штаб-квартира Carlsberg Group в Копенгагене по проекту C. F. Møller получила фасады из медных панелей, напоминающие об исторических чанах для варки пива.
Оболочка IT-креативности
Московское здание международной сети внешкольного образования с центром в Армении – школы TUMO – расположилось в реконструированном корпусе, единственном сохранившемся от сахарного завода имени Мантулина. Пожелания заказчика и инновационная направленность школы определили техногенную образность «металлического ящика», открытую планировку и яркие акценты внутри.
Быть в центре
Апарт-комплекс в центре делового квартала с веерными фасадами и облицовкой с эффектом терраццо.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Третий путь
Публикуем объект, получивший гран-при «Золотого сечения 2021»: офисный комплекс на Верхней Красносельской улице, спроектированный и реализованный мастерской Николая Лызлова в 2018 году. Он демонстрирует отчасти новые, отчасти хорошо забытые старые тенденции подхода к строительству в исторической среде.
Диалог в кирпиче
Новый корпус школы Скиннерс по проекту Bell Phillips Architects к юго-востоку от Лондона продолжает викторианскую традицию кирпичной архитектуры.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Оазис среди офисов
Двор киевского делового центра Dmytro Aranchii Architects превратили в многофункциональную рекреационную зону для сотрудников.
Террасы и зигзаги
UNStudio прорывается в Петербург: на берегу Финского залива началось строительство ступенчатого офиса для IT-компании JetBrains.
Пресса: «Потенциал городов не раскрыт даже на треть». Архитектор...
Программа реновации, предполагающая снос хрущевок, стартовала в Москве в 2017 году. Хотя этот механизм и отличается от закона о комплексном развитии территорий, который распространили на остальную страну, столичные архитекторы накопили приличный опыт, как обновлять застроенные кварталы. Об этом мы поговорили с руководителем бюро T+T Architects Сергеем Трухановым.
Избушка в горах
Клубный павильон PokoPoko по проекту Klein Dytham architecture при отеле на острове Хонсю напоминает сказочный домик.
Здесь и сейчас
Три примера быстровозводимой модульной архитектуры для города и побега из него: растущие офисы, гастромаркет с признаками дома культуры и хижина для созерцания.
Себастиан Треезе стал лауреатом премии Дрихауса 2021...
Молодому немецкому бюро Sebastian Treese Architekten присуждена премия Ричарда Дрихауса в области традиционной архитектуры. Денежный номинал премии – 200 000 долларов USA, и она позиционируется как альтернатива премии Прицкера: если первую вручают в основном модернистам, то эту – архитекторам-классикам.
Семь часовен
Семь деревянных часовен в долине Дуная на юго-западе Германии по проекту семи архитекторов, включая Джона Поусона, Фолькера Штааба и Кристофа Мэклера.
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.